Дом-музей В. Хлебникова

Дом-музей Хлебниковых (стр. 1 из 3)

Дом-музей В. Хлебникова

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ

ОТЧЕТ

по музейно-краеведческой (ознакомительной) практике в Доме-музее семьи Хлебниковых

Выполнила:

студентка III курса

Специальность – учитель культурологи

Фомичева О.В.

Проверила:

Заведующая кафедрой культурологи

Хлыщева Е.В.

АСТРАХАНЬ 2005

1. История создания музея

В Астрахани в доме по улице Свердлова, 53 (бывшая Большая Демидовская) 19 октября 1993 года открылся мемориальный музей Хлебниковых.

Этот музей посвящен Владимиру Алексеевичу Хлебникову, известному ученому-натуралисту, орнитологу и лесоводу, одному из организаторов Астраханского заповедника, его сыну – выдающемуся поэту Виктору Владимировичу (Велимиру) Хлебникову и дочери – замечательной художнице Вере Владимировне Хлебниковой.

В 1985 году исполнилось сто лет со дня рождения Велимира Хлебникова, жизнь и литературная деятельность которого тесно связана с Астраханским краем, и пятьдесят лет со дня смерти Владимира Алексеевича Хлебникова – к этим датам и было приурочено тогда открытие музея.

Велимир Хлебников был не только поэтом: он учился на физико-математическом факультете Казанского университета, дебютировал научной статьей о птицах; его пытливый исследовательский ум вторгался в области различных наук – истории и химии, кристаллографии и астрономии, географии и астрономии, географии и архитектуры, интерлингвистики и орнитологии. Вера Хлебникова была не только художницей, она пробовала свои силы в поэзии и прозе.

Хлебников сотрудничал в армейской газете “Красный воин”. В этой газете он откликался на все важные события культурной, научной и общественной жизни Астрахани 1918-1919 годов – печатая очерки, стихи и воспоминания.

Дом, где жили Хлебниковы, украшен мемориальной доской. Около него произносятся вдохновенные речи участникам Хлебниковых чтений.

Хлебников был великим поэтом, ученым-провидцем, он предвосхитил учения Эйнштейна, Вернадского и Чижевского, еще в эру немого кино предсказал цветное телевидение, за пять лет предугадал падение самодержавия в России и задолго до открытия ученый заговорил о пульсации солнца.

Он сделал переворот в поэзии и возглавил течение “футуризм”, но слово не любил и упорно называл себя “будетлянином” (поэтом Будущего).

Хлебников вообще не жаловал иностранные слова, считая, что незачем заимствовать их на чужбине, имея такой богатый, родниковый язык, как наш, русский.

Он ввел в него более 15 тысяч новых слов, переделывая иностранные слова; брал, например, немецкое слово “циферблат” и давал подстрочный перевод “лист чисел”, – и слово, как букет, расцветало в его руках. Однажды он придумал русское название Астрахани “Волгоград”.

Хлебникова называли “словождь”, “великий “речарь”. Единственная тройка в его гимназическом аттестате была по русскому языку.

Хлебников первым отменил слово-символ, канонизированное символистами, и поставил во главу угла слово как таковое, которое само по себе является организатором мысли и чувства.

Он был выдающимся, едва ли не ключевым поэтом ХХ века. Именно он к 1910 году совершил переворот в русской поэзии, заложив основы ее новой эстетики и нового художественного метода.

Многие экологические идеи отца позже нашли воплощение в художественном творчестве его сына – Велимира. Любовь к истории, унаследованная Велимиром от матери, сделала его художественным летописцем не только “живой” астраханской истории в переломные для России годы, но и московской, и питерской, и иранской.

Ныне в Астрахани, на родине поэта, открыт дом – музей Велимира Хлебникова. Основой для его экспозиции послужила знаменитая Хлебниковская коллекция, переданная в дар музею племянником Велимира – народным художником России Маем Петровичем Митуричем-Хлебниковым в декабре 1994 года.

Долгие годы фамильная коллекция бережно хранилась его родителями – Верой Хлебниковой и Петром Митуричем, а после них им самим. В эту коллекцию вошли личные вещи поэта, именные экземпляры его произведений, художественные полотна его матери, фамильная библиотека и многое другое.

Новая экспозиция музея на основе оригиналов, открылась в сентябре 1995 года. Ее создатель художник-экспозиционер Калерия Михайловна Чернышова.

Первым заведующим музея стала Инна Витальевна Анохина. Его первые художники-экспозиционеры – Александр Петров, Виталий Ноздрин, Михаил Гурьев и Нина Дзагурова, сделавшие все, чтобы музей состоялся. Но экспозиция музея была скудна: фотографии, копии, дубликаты.

И только после дара Мая Митурича-Хлебникова, а также при руководстве нового заведующего А.А. Мамаева, который 40 лет собирал библиографические папки и сам подарил музею много книг, музей стал тем, чем он сейчас является.

За концепцию музея Хлебникова были взяты Природа и творчество, объединенные обязательным присутствием чувства истории.

2. Создание музейных экспозиций (залы)

Чувство истории ощущается уже в Первом зале музея, в центре которого посетители видят родословное дерево. Предки Велимира – думные гласные купцы, судовладельцы, ученые. Его прадед, Иван Матвеевич Хлебников, – первый потомственный гражданин Астрахани в своем роде.

Дядя Харлампий Николаевич – губернский предводитель дворянства, а сын Харлампия Николаевича – Петр Харлампиевич – автор книги о старой Астрахани, из которой Велимир мог почерпнуть ценные сведения для поэмы “Хаджи-Тархан”.

Читал он и ученый труд своего дяди Петра Алексеевича – профессора Санкт-Петербургской Военно-Медицинской Академии, оставил в нем свои пометки.

В экспозиции первого зала введены редкие, в большинстве своем нетиражированные фотографии из семейного альбома Хлебниковых (деда, бабушки, братьев и сестер поэта, астраханской и петербургской родни).

Здесь же литографии и открытки с видами сторон Астрахани, снимки, связанные с благотворительной и научной деятельностью Хлебниковых (Николаевский детский приют, дом Петровского общества исследователей Астраханского края, карта Астраханской губернии, принадлежавшая отцу Велимира, фотография фамильного склепа – усыпальницы предков, копии фамильных документов: “Дело купца Ивана Хлебникова” (прадеда) о присвоении почетного гражданства, выписки из жандармского протокола о взятии Владимира Хлебникова Алексеевича (отца) под негласный надзор полиции, свидетельство о крещении Виктора Хлебникова и другое.

Все Хлебниковы – потомственные граждане города Астрахани, и не случайно: сколько доброго и полезного сделали они для нашего города!

Хорлампий Хлебников содействовал построению железной дороги Царицын-Астрахань, а сын его Петр написал книгу “Астрахань в старые годы”. Лаврентий Хлебников уговорил купцов бросить в разбушевавшуюся Волгу мешки с мукой и спас город от наводнения.

А Владимир Хлебников, отец поэта, открыл первый в России государственный заповедник в дельте Волги, сохранив для потомков уголок первозданной астраханской природы.

Ну, а Велимир Хлебников ввел нашу Астрахань в мировую литературу произведениями с астраханской тематикой.

Это “Еспр”, “Николай”, “Охотник Уса-Гали”, “Астраханская Джоконда”, и особенно поэма “Хаджи-Тархан” – темы Астрахани, и уникальной истории и природе.

Из “Комнаты предков” мы попадаем в “Гостиную”. Идея второго зала – рассказ “О семье”, о разнообразных интересах членов семьи Хлебниковых. В ней удивительного много сохранилось с того времени, когда здесь жили Хлебниковы: “родной” паркет из темного дуба, лепнины на потолке, красивые изразцовые печки “голландки”.

В зале представлены фамильная библиотеке, в которой собраны книги на пяти языках. Эта семейная библиотека свидетельствует об интеллекте и широт кругозора ее владельцев.

В ней соседствуют книги по орнитологии, лесоведению, биологии, математике, географии, психологии, анатомии, биологии, астрономии.

На отдельном стенде собраны печатные труды Владимира Алексеевича Хлебникова, самый значительный из которых – “Список птиц Астраханской губернии”, а под ним красочное свидетельство о награждении ученого Большой серебряной медалью за коллекцию птиц Астраханского края.

Своим сыновьям он тоже прочил “ученую карьеру”, надеялся, сто они заменят его. В экспозиции мы видим систематический каталог птиц С. Лаврора, где есть упоминание о коллекции, собранной Владимиром и журнал “Природа и охота с совместной статьей братьев Хлебниковых об их орнитологической экспедиции на Урал”. Рядом – подлинные зарисовки птиц и животных, сделанные Александром Хлебниковым.

Среди фамильных документов, представленных в экспозиции, отметим приказ о назначении В.А. Хлебникова директором Астраханского заповедника и “свидетельство” сестры Красного креста Е.Н. Вербицкой, матери поэта.

Из семейных реликвий отметим чашку Велимира, подаренную им матери, тарелку с фамильным гербом рода Хлебниковых, подлинные художественные работы детей (Веры – “Портрет отца”, Велимира – “Гипсовая маска” – работа, которую написал четырнадцатилетний мальчик, Александра – “Матрос с Потемкина”).

А вот деревянное блюдо с выжиганием и росписью Александра Хлебникова (Шуры), младшего брата поэта. Он не только прекрасно рисовал, но и изучал птиц и рыб Астраханского края, был военным изобретателем. Он мог бы стать известным ученым, если бы он не пропал без вести на гражданской войне. В музее хранятся копии его чертежей, несколько подлинных орнитологических зарисовок.

А у Веры Хлебниковой (младшей, любимой сестры поэта) столько рисунков, акварелей, живописи, что им пришлось отвести два зала.

Здесь, в родительском доме, Вера Владимировна провела восемь лет (1916-1924), приехав сюда уже сложившимся мастером-живописцем, прошедшим школу знаменитых художников Юона К.Ф. в Москве, Я.Ф. Ционглинского в Санкт-Петербурге и Кес Ван Донгена в Париже.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128798/dom-muzey-khlebnikovykh

Дом-музей Хлебниковых

Дом-музей В. Хлебникова

АСТРАХАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРАКУЛЬТУРОЛОГИИ

ОТЧЕТ

помузейно-краеведческой (ознакомительной)практике в Доме-музее семьи Хлебниковых

Выполнила:

студентка IIIкурса

Специальность– учитель культурологи

Фомичева О.В.

Проверила:

Заведующаякафедрой культурологи

Хлыщева Е.В.

АСТРАХАНЬ 2005

1.История создания музея

В Астрахани в доме по улице Свердлова,53 (бывшая Большая Демидовская) 19 октября1993 года открылся мемориальный музейХлебниковых.

Этот музей посвященВладимиру Алексеевичу Хлебникову,известному ученому-натуралисту,орнитологу и лесоводу, одному изорганизаторов Астраханского заповедника,его сыну – выдающемуся поэту ВикторуВладимировичу (Велимиру) Хлебникову идочери – замечательной художнице ВереВладимировне Хлебниковой.

В 1985 годуисполнилось сто лет со дня рожденияВелимира Хлебникова, жизнь и литературнаядеятельность которого тесно связана сАстраханским краем, и пятьдесят лет содня смерти Владимира АлексеевичаХлебникова – к этим датам и былоприурочено тогда открытие музея.

Велимир Хлебников был не только поэтом:он учился на физико-математическомфакультете Казанского университета,дебютировал научной статьей о птицах;его пытливый исследовательский умвторгался в области различных наук –истории и химии, кристаллографии иастрономии, географии и астрономии,географии и архитектуры, интерлингвистикии орнитологии. Вера Хлебникова была нетолько художницей, она пробовала своисилы в поэзии и прозе.

Хлебников сотрудничал в армейскойгазете “Красный воин”. В этой газетеон откликался на все важные событиякультурной, научной и общественнойжизни Астрахани 1918-1919 годов – печатаяочерки, стихи и воспоминания.

Дом, где жили Хлебниковы, украшенмемориальной доской. Около негопроизносятся вдохновенные речи участникамХлебниковых чтений.

Хлебников был великим поэтом,ученым-провидцем, он предвосхитилучения Эйнштейна, Вернадского иЧижевского, еще в эру немого кинопредсказал цветное телевидение, за пятьлет предугадал падение самодержавия вРоссии и задолго до открытия ученыйзаговорил о пульсации солнца.

Он сделал переворот в поэзии и возглавилтечение “футуризм”, но слово нелюбил и упорно называл себя “будетлянином”(поэтом Будущего).

Хлебников вообще нежаловал иностранные слова, считая, чтонезачем заимствовать их на чужбине,имея такой богатый, родниковый язык,как наш, русский.

Он ввел в него более15 тысяч новых слов, переделывая иностранныеслова; брал, например, немецкое слово”циферблат” и давал подстрочныйперевод “лист чисел”, – и слово, какбукет, расцветало в его руках. Однаждыон придумал русское название Астрахани”Волгоград”.

Хлебникова называли “словождь”,”великий “речарь”. Единственнаятройка в его гимназическом аттестатебыла по русскому языку.

Хлебников первым отменил слово-символ,канонизированное символистами, ипоставил во главу угла слово как таковое,которое само по себе является организатороммысли и чувства.

Он был выдающимся, едва ли не ключевымпоэтом ХХ века. Именно он к 1910 годусовершил переворот в русской поэзии,заложив основы ее новой эстетики инового художественного метода.

Многие экологические идеи отца позженашли воплощение в художественномтворчестве его сына – Велимира. Любовьк истории, унаследованная Велимиром отматери, сделала его художественнымлетописцем не только “живой”астраханской истории в переломные дляРоссии годы, но и московской, и питерской,и иранской.

Ныне в Астрахани, на родине поэта, открытдом – музей Велимира Хлебникова. Основойдля его экспозиции послужила знаменитаяХлебниковская коллекция, переданная вдар музею племянником Велимира –народным художником России МаемПетровичем Митуричем-Хлебниковым вдекабре 1994 года.

Долгие годы фамильнаяколлекция бережно хранилась егородителями – Верой Хлебниковой и ПетромМитуричем, а после них им самим. В этуколлекцию вошли личные вещи поэта,именные экземпляры его произведений,художественные полотна его матери,фамильная библиотека и многое другое.Новая экспозиция музея на основеоригиналов, открылась в сентябре 1995года.

Ее создатель художник-экспозиционерКалерия Михайловна Чернышова.

Первым заведующим музея стала ИннаВитальевна Анохина. Его первыехудожники-экспозиционеры – АлександрПетров, Виталий Ноздрин, Михаил Гурьеви Нина Дзагурова, сделавшие все, чтобымузей состоялся. Но экспозиция музеябыла скудна: фотографии, копии, дубликаты.

И только после дара Мая Митурича-Хлебникова,а также при руководстве нового заведующегоА.А. Мамаева, который 40 лет собиралбиблиографические папки и сам подарилмузею много книг, музей стал тем, чем онсейчас является.

За концепцию музея Хлебникова быливзяты Природа и творчество, объединенныеобязательным присутствием чувстваистории.

2. Создание музейныхэкспозиций (залы)

Чувство истории ощущается уже в Первомзале музея, в центре которого посетителивидят родословное дерево. Предки Велимира– думные гласные купцы, судовладельцы,ученые. Его прадед, Иван МатвеевичХлебников, – первый потомственныйгражданин Астрахани в своем роде.

ДядяХарлампий Николаевич – губернскийпредводитель дворянства, а сын ХарлампияНиколаевича – Петр Харлампиевич –автор книги о старой Астрахани, изкоторой Велимир мог почерпнуть ценныесведения для поэмы “Хаджи-Тархан”.

Читал он и ученый труд своего дяди ПетраАлексеевича – профессора Санкт-ПетербургскойВоенно-Медицинской Академии, оставилв нем свои пометки.

В экспозиции первого зала введеныредкие, в большинстве своем нетиражированныефотографии из семейного альбомаХлебниковых (деда, бабушки, братьев исестер поэта, астраханской и петербургскойродни).

Здесь же литографии и открыткис видами сторон Астрахани, снимки,связанные с благотворительной и научнойдеятельностью Хлебниковых (Николаевскийдетский приют, дом Петровского обществаисследователей Астраханского края,карта Астраханской губернии, принадлежавшаяотцу Велимира, фотография фамильногосклепа – усыпальницы предков, копиифамильных документов: “Дело купцаИвана Хлебникова” (прадеда) о присвоениипочетного гражданства, выписки изжандармского протокола о взятии ВладимираХлебникова Алексеевича (отца) поднегласный надзор полиции, свидетельствоо крещении Виктора Хлебникова и другое.

Все Хлебниковы – потомственные гражданегорода Астрахани, и не случайно: сколькодоброго и полезного сделали они длянашего города!

Хорлампий Хлебников содействовалпостроению железной дороги Царицын-Астрахань,а сын его Петр написал книгу “Астраханьв старые годы”. Лаврентий Хлебниковуговорил купцов бросить в разбушевавшуюсяВолгу мешки с мукой и спас город отнаводнения.

А Владимир Хлебников, отец поэта, открылпервый в России государственныйзаповедник в дельте Волги, сохранив дляпотомков уголок первозданной астраханскойприроды.

Ну, а Велимир Хлебников ввелнашу Астрахань в мировую литературупроизведениями с астраханской тематикой.

Это “Еспр”, “Николай”, “ОхотникУса-Гали”, “Астраханская Джоконда”,и особенно поэма “Хаджи-Тархан” -темы Астрахани, и уникальной истории иприроде.

Из “Комнаты предков” мы попадаемв “Гостиную”. Идея второго зала –рассказ “О семье”, о разнообразныхинтересах членов семьи Хлебниковых. Вней удивительного много сохранилось стого времени, когда здесь жили Хлебниковы:”родной” паркет из темного дуба,лепнины на потолке, красивые изразцовыепечки “голландки”.

В зале представлены фамильная библиотеке,в которой собраны книги на пяти языках.Эта семейная библиотека свидетельствуетоб интеллекте и широт кругозора еевладельцев.

В ней соседствуют книги поорнитологии, лесоведению, биологии,математике, географии, психологии,анатомии, биологии, астрономии.

Наотдельном стенде собраны печатные трудыВладимира Алексеевича Хлебникова, самыйзначительный из которых – “Списокптиц Астраханской губернии”, а подним красочное свидетельство о награжденииученого Большой серебряной медалью заколлекцию птиц Астраханского края.

Своим сыновьям он тоже прочил “ученуюкарьеру”, надеялся, сто они заменятего. В экспозиции мы видим систематическийкаталог птиц С. Лаврора, где естьупоминание о коллекции, собраннойВладимиром и журнал “Природа и охотас совместной статьей братьев Хлебниковыхоб их орнитологической экспедиции наУрал”. Рядом – подлинные зарисовкиптиц и животных, сделанные АлександромХлебниковым.

Среди фамильных документов, представленныхв экспозиции, отметим приказ о назначенииВ.А. Хлебникова директором Астраханскогозаповедника и “свидетельство”сестры Красного креста Е.Н. Вербицкой,матери поэта.

Из семейных реликвий отметим чашкуВелимира, подаренную им матери, тарелкус фамильным гербом рода Хлебниковых,подлинные художественные работы детей(Веры – “Портрет отца”, Велимира –”Гипсовая маска” – работа, которуюнаписал четырнадцатилетний мальчик,Александра – “Матрос с Потемкина”).

  • Курсовая работа >>Краеведение и этнография … типа музеев – музей под открытым небом(село Селитренное), доммузей, квартира-музей(музей В. Хлебникова, Чернышевского, … Ульяновых и другие). Последние музеи могут быть …

  • Реферат >>Экономика … -мемориальный комплекс, в который входит Музей Обороны, руины Мельницы, Дом Павлова и панорама “Сталинградской … озера; историко-архитектурный музей, картинная галерея им. Кустодиева, ДоммузейХлебникова, тропический сад, кинотеатр …

  • Сочинение >>Краеведение и этнография … достопримечательностями. Одним из них является ДомМузей В.В. Хлебникова (ул. Свердлова, 53). Астраханский край … , на родине поэта, открылся музей Велимира Хлебникова. В основу экспозиции легла семейная коллекция …

  • Дипломная работа >>Литература : зарубежная … , под «Минервой» – мудрость, под «музами» – различные искусства и науки и т.д. … константы человеческого и природного бытия: дом, хлеб, дорога, вода, очаг … – М., 2000. Митурин П. Воспоминания о В. Хлебникове и Вере Хлебниковой // Наше наследие.

    – 1997. №39–40 …

  • Реферат >>Литература : зарубежная … реферата Краткая биография В. Хлебникова Творчество В. Хлебникова Роль В. Хлебникова в реформации поэтического языка … преподавателей, занимавшихся с ним дома, следует отметить критика Глинку …

    принял участие в альманахе «Без муз», издаваемом местными поэтами, и …

  • Дипломная работа >>Физкультура и спорт … -нач. XX в.в.), доммузей В.В. Хлебникова (единственный в мире литературно-художественный музей Велимира Хлебникова. В экспозицию включены …

    подлинные вещи семьи Хлебниковых, личные …

  • Реферат >>История … Полторацкого, вобравшее в себя библиотеку Хлебниковых, было приобретено Румянцевским музеем в … с 1926 г. в Ленинской библиотеке был ДомМузей А.П. Чехова в Ялте. Тесно была …

    приостановки работ по реконструкции Пашкова домаМузей книги разместил в сокращении …

  • Дипломная работа >>Иностранный язык … досуг занимает откровенное промывание мозгов Муз-ТВ? Единственным истинным видом современной …

    в этой сети … Ты вернешься домой, И я – домой, И все при своих Эта … например, “Аукцыон” использует непосредственно тексты Хлебникова. То же самое относится и к …

  • Реферат >>Культура и искусство … книжку Велимира Хлебникова». Литературный талант Хлебникова при жизни был …

    строках ([c], [т], [х]). Возвращение Росси «в дом» стремительно, твердо, настойчиво, здравомысляще! Поэтому … литературном вечере в Политехническом музее был избран «королем поэтов» …

  • Реферат >>Литература : зарубежная … Чурилина, но особенно сильно у В. Хлебникова.

    Хлебникова даже трудно поставить в связь с … в греческой мифологии одна из девяти муз, по­кровительница лирической поэзии и музыки. … Василий Андреевич Жуковский. Дом окру­жали высокие деревья, которые …

Источник: https://topref.ru/referat/77422.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.