Часовня Вознесения

Капелла Вознесения. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Часовня Вознесения

Капелла Вознесения расположена на вершине Елеонской горы, там, где, по христианской традиции, Иисус Христос вознесся на небо.

Первая часовня на этом месте была построена в 380 г. на деньги римской аристократки-христианки Пимении.

Часовня была частью Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон — обширного комплекса церкви и монастыря, построенного по указанию св. царицы Елены, и ознаменовала традиционное место Вознесения Господня.

Иисус после своего Воскресения являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божьем. На сороковой же день вознесся на небо:

«И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».«От Луки» 24:51.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:9-11).

Часовня

Капелла Вознесения находится во дворе, окруженном стенами.  Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри.

Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.

Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке, архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения.

История

С момента своего строительства Капелла Вознесения претерпела многие изменения.

В 614 г. она была разрушена персами, затем заново отстроена в VIII в., снова разрушена и уже восстановлена крестоносцами в виде восьмиугольника так, как мы видим ее сегодня.

Капители были украшены изображениями животных и листьев в 1140 г.

В 1187 г. Саладин захватил Иерусалим и превратил базилику в мечеть, но не тронул Капеллу Вознесения.

Более того, по его поручению в 1198 г. была приобретена земля, на которой стоит Капелла, а в 1200 г. над ней был установлен купол, были сделаны арки, построена окружающая стена.

Видя большое количество христианских паломников, приходящих в Капеллу Вознесения, Саладин приказал выстроить рядом мечеть для мусульман, почитающих Иисуса (Иса) как пророка.

Мусульмане также поклоняются здесь св. Руба аль-Адавия.

После землетрясения 1834 г. часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест.

С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

13 сентября 1836 г. русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода

«Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает её армянам».

По получении жалобы Николай I распорядился принять необходимые меры.

8 сентября 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить».

На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов».

Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 г. «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки.

Место Вознесения. Камень с отпечатком ступни Иисуса Христа

Стопа Спасителя

Внутри Капеллы Вознесения находится главная святыня — камень, на котором сохранился отпечаток ноги Иисуса Христа.

Напротив западного входа, в полу находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу.

Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы.

Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне».

Стопа Спасителя или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет.

«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».

Пользуясь этим интересом, в XIX в. арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы.

Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию «стопочки», как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря, расположенного неподалёку от места Вознесения.

Источник: https://guide-israel.ru/attractions/3992-kapella-vozneseniya/

Храм Вознесения Господня в Иерусалиме

Часовня Вознесения

По преданию на Елеонской горе Иисус Христос проводил много времени: молился, вел беседу со своими учениками. С самой высокой вершины близ Иерусалима – 793 метра над уровнем моря – Спаситель вознесся на небеса к своему Отцу. В память об этом знаменательном событии равноапостольская царица Елена решила построить здесь изумительной красоты храм.

Исполнить заветы своего сына

Как говорит история, царица Елена жертвовала много средств для восстановления христианских святынь. Она, как простая паломница, отправилась в Палестину. Опустошенные места евангельских событий она велела расчищать и устанавливать на их месте храмы.

Так был построен Храм Вознесения Господня в Иерусалиме (Гефсимании). Мать исполнила замыслы своего венценосного сына, императора Константина.

Он считал недостойным воина, на руках которого кровь убитых людей, самолично восстанавливать поруганные язычниками символы христианства.

До наших дней сохранилась только Часовня Вознесения, которая являлась частью большого комплекса – Имвомона. Отстроенный в 330-378 гг. Храм Вознесения Господня на Елеонской горе через три столетия постигла печальная участь. В 614 году его разрушили персы.

Часовня Вознесения

Это место огородили каменной стеной, которую построили из развалин того самого храма. В образовавшемся дворике стоит восьмиугольная округлая часовня. По словам паломника Бернарда, внутри ее был устроен алтарь, на котором совершалась литургия. До сих пор сохранились коринфские колонны в нишах, византийские кентавры в капителях.

Двор часовни по площади составляет почти половину Имвомона. О нем сделала запись Сильвия Аквитанская – знаменитая паломница IV века. А паломник Аркульф видел Имвомон (это произошло в 670 году) и описал его приблизительно, как большую круглую церковь без крыши и свода, в восточной части которого расположен алтарь под узкой крышей.

Во время археологических раскопок, которые организовал профессор археологии Виргилио Корбо в 1959 году, по остаткам фундамента удалось определить диаметр древней церкви. Он составлял примерно 25 метров. Описания Аркульфа подтвердились. Остатки Имвомона сохранились около внутренней ограды часовни.

Позже здесь была построена мусульманская мечеть – Купол Вознесения. Мечеть по архитектурным элементам напоминает формы христианской часовни. Ключи от нее хранятся у муэдзина – служителя мечети.

“Суровая рука” истории

За годы своего существования Капелла Вознесения претерпела изменения: разрушение от рук персов в 614 году, затем была вновь отстроена и снова разрушена. Восстановили часовню в виде октагона (восьмиугольника) крестоносцы. В таком виде она и сохранилась сегодня.

По историческим источникам известно, что египетский султан Саладин, захвативший Иерусалим в 1187 году, не тронул Часовню Вознесения. По его приказу в 1198 году землю, на которой она стоит, была куплена.

Для Часовни сделали купол, арки и вокруг нее построили каменную стену. Мудрый султан, видя великое множество христиан, приходящих в Часовню, решил выстроить рядом мечеть для тех мусульман, которые почитали Иисуса, как пророка.

В 1834 году произошло сильное землетрясение. Часовню пришлось ремонтировать, причем в этих работах принимала участие не только православная Церковь, то и католическая и армянская.

«Стопочка»

Внутри октагона находится знаменитый камень, сохранивший отпечаток стопы Иисуса Христа. Камень лежит у западного входа и обрамлен мраморной рамкой, которая врезана в естественную скалу. В камне имеется выемка, по форме в точности повторяющая контур левой человеческой стопы.

Больше в Часовне ничего нет – только камень, который невозможно сдвинуть, который не стирается от времени и прикосновений. Часовня принадлежит мусульманам из деревни Аттур, которая расположена на Елеонской вершине. Мусульмане за плату разрешают православным совершать богослужения в праздник Вознесения Господня.

По письменным свидетельствам паломника Даниила, который жил в XII веке, на скале существовали еще выемки в форме стопы. Однако одну из них мусульмане отсекли от скалы и перенесли в свою святыню – мечеть Аль-Акс в Иерусалиме.

Архимандрит Антонин (Капустин) отметал любые попытки считать каменные выемки природным сходством с отпечатком ноги. А поскольку Стопа Спасителя была обращена на север – к России, то считают, что Иисус возносился на небо и благословлял ее.

Русские богомольцы называли Стопу Спасителя ласково – «стопочка». Арабы использовали «стопочку» в своих интересах, торгуя полотнами, соответствующими размерам Стопы. Известно даже, что один одессит растиражировал «стопочку» в бумажном варианте и полученными изображениями русских благославляли монахини из Елеонского Монастыря Вознесения.

Праздник Вознесения Господня

Недалеко от Часовни Вознесения, к востоку, расположен русский монастырь, приют для паломников, храм в форме креста и колокольня под названием «Русская свеча». Здесь впоследствии образовался женский Вознесенский монастырь. Все эти сооружения стоят на земле, приобретенной в 1870 году, благодаря архимандриту Антонину (Капустину). В храме Вознесения он и был похоронен.

На Елеонскую возвышенность к Стопе Спасителя переносятся празднества в честь Вознесения Господня. Сюда стекаются многочисленные русские паломники, а также мусульмане. Армяне, абиссианцы, копты празднуют праздник в один день вместе с православными.

Здесь устраивают палатки для богослужений. А армяне с левой стороны в мечети ставят столик, чтобы продавать свечи. Церковное Празднество у мусульман начинается вечером и длится до заката солнца, а православные прибывают на место раньше – к полудню.

Праздник Вознесения Господня отмечают 5 июня. Обычно в Иерусалиме в это время стоит жаркая погода, но она нисколько не мешает съезжаться к святыне паломникам и туристам с разных уголков мира. Литургия на месте Вознесения Господня совершается одновременно греческим, латинским, армянским и сирийским представителями духовенства.

Специально для Лилия-Тревел.РУ – Анна Лазарева

Источник: https://liliya-travel.ru/izrail/dostoprimechatelnosti/xram-vozneseniya-gospodnya-v-ierusalime.html

Храм Вознесения на Елеонской горе

Часовня Вознесения

Храм Вознесения на Елеонской горе или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 годами римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме. В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (632—634)[1][2].

Имвомон

Паломница Эгерия (IV век) упоминает Имвомон в своём дневнике[3][4] при описании празднования Богоявления: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо»[5].

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 году, писал, что это «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей»[6]. Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона[2].

В опубликованных записках паломников XX века встречаются утверждения, что Имвомон был

совершенно круглый, диам. 28 м из двойного портика на 3-х рядах колонн.

Купола не было: молящиеся созерцали из храма то самое небо, куда вознёсся Спаситель… Так как она принадлежит теперь последним завоевателям мусульманам, она лишена внутри всяких украшений и изображений; камень со следом Стопы Христовой окружен мраморной рамкой. Здание увенчано арабами характерным магометанским куполом, но без полумесяца.[7]

— еп. Мефодий (Кульман). Святая Земля. — Париж, 1961

.

В 1959 году францисканцы организовали археологическую экспедицию под руководством В. Корбо. Были вскрыты остатки фундамента, по которым диаметр церкви был определён примерно в 25 м. Исторические описания постройки Аркульфом в целом подтвердились.

Терраса, с которой открывался вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону.

Крест, венчавший Имвомон, должен был быть заметен издалека, из Кедронской долины, а освещавшие портик и террасу фонари должны были быть видны из Иерусалима[2].

Археологи также нашли посвятительную надпись с упоминанием имени Иерусалимского патриарха св. Модеста, который решил восстановить Имвомон, разрушенный персами в 614 году.

Однако отстроил его Модест в более скромном виде и не точно на прежнем месте[8].

Современные авторы высказывают предположение, что это связано не с какой-то ошибкой Модеста, а с его желанием строго следовать первоначальному плану постройки[9].

Касательно первоначального положения священного камня имеются разные мнения. Аркульф писал, что он был огорожен

большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних.

В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха[6]

— Аркульфа рассказ о св. местах. — С. 77.

Его описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат ас-Сахра («Купол скалы»). Поскольку этот монумент (не мечеть) был построен позже, чем Имвомон (в 685—691 гг.), выдвигается предположение, что за образец был взят камень Вознесения, виденный Аркульфом[2].

Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был игумен Даниил. Посетив храм Вознесения в 1106 году, он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в 3 полёта стрелы, а до Елеоны — в 1 полёт.

Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 м)[10]. По его описаниям,

Место Вознесения Господня находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознёсся Христос. И всё то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором.

И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии.

Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане[10].

— «Хождение» игумена Даниила в Св. Землю… — С. 46-47

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания — октагон (восьмиугольник) или ротонда[2].

Часовня Вознесения

Часовня Вознесения на Елеонской горе

Находящаяся на этом месте современная часовня Вознесения сооружена в эпоху крестоносцев. Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи, и скругляемое до ротонды внутри.

Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях.

Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведённый из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке, архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения[11].

После землетрясения 1834 года часовню совместно отремонтировали православная греческая, католическая и армянская общины Святых мест.

С согласия правительства Египта армянская община одновременно начала рядом строительство монастыря для Армянской апостольской церкви. Это было использовано для разжигания конфликта между Россией и армянами.

13 сентября 1836 года русский посланник в Константинополе А. П. Бутенёв получил жалобу Иерусалимского Синода:

Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает её армянам[12].

По получении жалобы Николай I распорядился принять необходимые меры. 8 сентября 1838 года в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить».

На другой день все заинтересованные стороны отправились на Елеонскую гору, где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов».

Султан вынужден был издать повеление, отменяющее прежнее разрешение, и в 1839 году «греки и католики разрушили до основания» армянские постройки[13][2].

Стопа Спасителя

Согласно преданию с этого камня вознесся на Небо Иисус Христос.

Напротив западного входа, в полу часовни находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы[14].

Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь ещё две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне»[15].

Стопа Спасителя, или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет.

«Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках[16].

Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял её»[17].

Пользуясь этим интересом, в XIX веке арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы. Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е. И.

Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию „стопочки“, как любовно называли её русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря, расположенного неподалёку от места Вознесения[18].

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/hram-vozneseniya-na-eleonskoy-gore

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.