Церкви в Варне

Церкви Варны

Церкви в Варне

 

  Варна – великолепный и живописный город, который по праву считается одним из красивейших в мире. Это не только курортный городок на побережье, куда съезжаются тысячи туристов и отдыхающих.

Варна – это центр культурной жизни, он имеет богатую историю, пестрит архитектурными и историческими памятками. Все гости города окунаются в романтичную атмосферу старины и истории, открывая для себя все новые и новые грани Варны. Здесь находится большое количество галерей, выставочных центров, музеев.

Также побывав в Варне, вы сможете посетить известнейший заповедник Камчия, королевский дворец Балчик.

А может быть, вас заинтересует великолепный монастырь Аладжа, который раскинулся у подножья большого холма? Кроме того, Варна давно приобрела статус экономического, культурного и административного центра Болгарии, она является одним из наиболее динамично развивающихся городов страны.

Наряду с многочисленными музеями и галереями туристов привлекают храмы и церкви, которых в Варне находится великое множество. Здесь нашли приют различные религии и верования. Поэтому не удивляйтесь, что неподалеку от привычной католической или христианской церкви вы увидите мечеть. Итак, какие храмы и церкви Варны туристы посещают чаще всего?

Кафедральный собор.

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы – это самый известный храм в городе. Нельзя побывать в Варне и не полюбоваться на его величественную безмолвную красоту. Кафедральный собор расположен в самом центре города, являясь его сердцем. В нем находится три алтаря.

Центральный алтарь Кафедрального собора Успения Святой Богородицы посвящен непосредственно Успению Богородицы. Южный – Св. Николаю Мириклийскому, а северный – Св. Александру Невскому. Строительство Кафедрального собора началось в 1880 году, когда князь Александр Батенберг заложил первый камень в его фундамент. Возведение храма длилось 6 лет.

Когда место возведения храма было освещено, князь Александр подарил помилование всем узникам варненской тюрьмы, которые в ближайшие три месяца должны были выйти на свободу. В кафедральном соборе находится большое количество фресок, являющихся исторической и культурной памяткой.

Патриарший трон и иконостасы украшены неповторимыми узорами, которые по праву считаются шедевром мастерства резьбы по дереву.

Армянская церковь Святого Саркиса.

 

Еще одна популярная среди туристов и местных жителей церковь. Этот хоть и небольшой, но уютный храм был построен в 1943 году, а его освещение пришлось на 1 января 1944 года. Когда-то давно на месте церкви Святого Саркиса находилась полуподземная церквушка, постройка которой относилась к XVII веку.

Она собирала под своими покровами единомышленников и прихожан. Свод церкви был выполнен из дерева и необожженного кирпича. К сожалению, она полностью сгорела в 1943 году. На ее месте и возвели церковь Святого Саркиса.

Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то он может показаться вам похожим на крест с многогранной пирамидой (роль которой «выполняет» купол церкви). Такие купола характерны только для армянских и грузинских церквей. Это придает им своеобразный внешний вид и колорит.

Еще со времен постройки до сегодняшнего дня сохранились толстые сводчатые ворота, которые служат входом в храм. В 1910 году к основному зданию церкви Святого Саркиса была пристроена небольшая колокольня. Затем здесь появилось помещение, предназначенное для продажи разнообразных церковных принадлежностей.

Стены церкви Святого Саркиса расписаны удивительными рисунками в византийском стиле. Здешние иконы похожи на художественные полотна, помещенные в рамы. Они поражают своим великолепием. В церкви находится открытый алтарь, который не обрамляет иконостас. Подобные алтари устанавливаются в синагогах, откуда и была перенята данная традиция.

Церковь Святого Афанасия

Это храм расположен неподалеку от Римских терм. Церковь Святого Афанасия была возведена в далеком августе 1838 года. Новый храм заменил старую церковь с одноименным названием, которая сгорела дотла в 1836 году. Долгое время в Церкви Святого Афанасия вел службу греческий митрополит, поэтому храм в простонародье называли «церковь митрополита».

К болгарскому духовенству храм перешел в 1939 году по настоянию митрополита Иосифа. С 1961 года Церковь Святого Афанасия становится музеем старинных икон. Об этом позаботились местные власти, стремившиеся показать красоту храма всем гостям и жителям Варны. Богослужения возобновляются здесь только к 1991 году.

Стоит отметить, что первая служба после столь длительного перерыва была проведена в день Святого Афанасия – 18 января. Экспозиции икон сохранились здесь и по сей день. Поэтому Церковь Святого Афанасия привлекает не только туристов и путешественников, но и ценителей иконописи. Иконостас, который находится в данном храме, по праву считается произведением искусства.

Он украшен невероятно красивой резьбой по дереву. Ценители смогут увидеть легкую руку и виртуозное мастерство мастеров Трявненской школы. Характерные черты работ этой школы – розетты солнца, которые использовались практически в каждом узоре или орнаменте. Красота иконостаса поразит любого зрителя.

Орнамент пестрит разнообразными мотивами, сложными переплетениями листьев винограда, дуба. Также стоит отметить присутствие многочисленных изображений животных. Здесь есть львы, райские птицы, рыбы. Иконостас завершается тремя большими крестами. Резьба и иконы, находящиеся в Церкви Святого Афанасия проходили тщательную реставрацию в период с 1975 по 1978.

По мнению историков, идея создания образа Святого Афанасия принадлежит созопольскому иконописцу Димитру. Церковь Святого Афанасия также известна благодаря наличию здесь сразу 28 икон, повествующих о жизни и событиях церковной истории.

Церковь Святого Николая

 

Храм Святого Николая построен в 1865 году. Местные предания гласят, что возведение церкви стало возможным после того, как варненский купец Николай дал перед Богом и заступником морским Святым Николаем обет. Купец попал в страшнейшую бурю в одном из своих путешествий в Одессу. Николай думал, что его судно пойдет ко дну, и молил Бога и Святого Николая о чудесном спасении.

В обмен на божественную милость купец пообещал возвести красивый храм и больницу в честь святого заступника. Многие люди утверждают, что в истории больше нет ни одного храма, который бы был построен на средства одного человека. После того плаванья Николай больше не возвращался в Варну. Однако он помнил и выполнил святой обет.

Средства на строительство церкви Николай переслал Панко Георгиеву, который взялся за эту сложную работу и выполнил ее блестяще. Возведение храма Святого Николая началось в 1859 году, его длительность составила шесть лет. Точная дата освещения храма и проведения первого богослужения не известна. Документально также не оформлено появление в церкви Святого Николая иконостаса.

Одно известно точно, его доставили в храм в полной готовности. Иконы приносили в дар церкви зажиточные местные жители. Болгарские священники начинаю проводить службы в церкви Святого Николая только в 1906 году, а до этого храм считается греческим. Однако переход церкви болгарам произошел не просто. В 1906 году наблюдалось обострение греко-болгарских отношений.

В это время Варну посещает с визитом греческий митрополит, однако негативно настроенные местные жители не дали владыке даже сойти на сушу. Таким образом, на следующий день болгарские священнослужители «взяли» церковь. Долгое время стены церкви Святого Николая пустовали и не были расписаны.

Ситуация изменилась лишь в 1961 году, когда профессора Никола Кожухаров и Димитр Гюдженов с помощниками расписали своды храма. Их облик не изменился до сегодняшнего дня. Многие туристы и путешественники посещают храм Святого Николая с целью полюбоваться этими роскошными росписями. Стоит отметить, что церковь Святого Николая является единственным морским храмом во всей стране.

Святой Николай – заступник рыбаков и моряков. Священнослужители рады, что многие из них посещают этот храм даже в нынешнее время. Даже русские и украинские моряки, чьи корабли останавливаются в порту Варны, стремятся поставить в этом храме свечу за здравие.

Церковь Святой Параскевы-Пятницы.

 

Возведение этого храма приходится на 1901 год. Спустя шесть лет болгары увидели красивый храм, который, однако, был освещен намного позднее. Обряд провел митрополит Иосиф. История умалчивает, кто содействовал возведению церкви Святой Параскевы-Пятницы, однако предполагают, что она была построена с помощью зажиточных местных жителей.

Особенность этого храма в том, что он один из немногих церквей Варны не был разрушен. Роспись церковных сводов была проведена в 1973 году. Образа святых – труды художников Димитра Бакалского и Сергея Ростовцева. Кроме того, в храме появились обязательные церковные орнаменты, которые являются творением рук мастера Александра Сорокина.

Хотя в архивах не упоминается точная дата освещения храма, известно, что службы начали проводиться задолго до этого. Иконостас церкви Святой Параскевы-Пятницы поражает своим величием и красотой. Его главная тема – вечная борьба добра и зла. В 1928 году рядом со зданием храма появилась крестильня.

До 1945 года ее использовали в качестве столовой для бедных, где дети-сироты и беженцы могли получить пищу.

Церковь Святой Богородицы Панагии.

 

Этот храм был построен в 1602 году. С годами его реконструировали, увеличивали площадь, пока он не принял свой нынешний вид. До 1914 года церковь Святой Богородицы Панагии находилась под опекой греческой митрополии, после чего храм закрыли почти на десять лет.

В 1924 году болгарский настоятель велел распахнуть ворота церкви и вести в ней богослужения. Туристов и путешественников привлекает иконостас церкви. Он был создан в 1896 году, материалом для него послужило темное дерево. Иконостас украшен орнаментами и православной символикой.

К сожалению, в истории затерялось имя мастера, создавшего эту величественную красоту.

Однако это еще не все. Настоящее сокровище церкви Святой Богородицы Панагии – это ее иконы. Мало храмов могут похвалиться таким количеством икон.

Чтобы своими глазами увидеть их красоту сюда стремятся туристы, путешественники и ценители иконописи. Единственное противоречие с церковными традициями заключается в том, что большинство ликов в церкви Святой Богородицы Панагии обращено не на запад, а на юг.

Местное преданье гласит, что когда болгары принесли в храм первую икону и повесили ее на восточной стене, то на утро она волшебным образом оказалась на северной. Подобная ситуация повторялась до тех пор, пока люди не оставили икону на том месте, куда ее перемещало Провидение.

Рильский монастырь .

Скальные церкви в Иваново.

Источник: http://www.bulgaria-sun.ru/interes/cercvivarni/

Кафедральный собор в Варне

Церкви в Варне

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы – это самое известное и значительное сооружение Варны, её символ. Сам  храм построили в довольно короткие сроки, всего за шесть лет, с 1880 по 1885 год.

Однако внутренне убранство, росписи, нанесение фресок отняло ещё шестьдесят с лишним лет и закончилось только после второй мировой войны. В храме имеется три алтаря, а его экстерьер очень напоминает русскую православную церковь.

Этому есть свое простое объяснение: архитектурный план храма был привезён из Петербурга, но строительством занимались сами болгары.

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы

Строительство Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы было начато сразу после того, как Болгария обрела независимость от Турции. Дело в том, что турки, во времена своего владычества, запрещали строить большие православные храмы и церковь в Варне стала первым культовым зданием, возведённым после того, как запрет был снят.

Церемония заложения в основание будущего храма первого камня состоялась 22 августа 1880 года. Этой чести был удостоин князь Александр I Батенберг после того как болгарский митрополит Симеон отслужил торжественный молебен.

После завершения всех этих торжественных мероприятий князь объявил амнистию для всех заключенных варненской тюрьмы, срок наказания которых истекал через три месяца. Примечательно ещё и то, что само название собора имеет русские корни.

Это имя получил храм в честь русской императрицы Марии Александровны, которая в своё время очень многое сделала для Болгарии. 

Строительство здания закончилось в 1885 году, но ещё пять лет собор стоял не освещённым и в нём не проходили службы. Причиной тому стали недоделки во внутреннем убранстве храма. Более или менее он был расписан лишь к 1910 году, тогда и состоялось его освящение.

Однако, полностью Собор Успения Пресвятой Богородицы был расписан гораздо позже – в середине XX столетия. Подлинным шедевром, созданным дебрскими мастерами – резчиками по дереву из Македонии, стал патриарший трон, а наибольшей ценностью обладают фрески, созданные русским профессором Ростовцевым.

В это же время в храме появились и уникальные витражи.

В церкви очень много икон, привезённых из России ещё в дореволюционное время. Их созданием занимались самые искусные мастера иконописи.

А в 1902 году российский император Николай II подарил храму ещё более сорока икон. В Соборе Успения Пресвятой Богородицы три алтаря.

Успению Богородицы посвящён Центральный алтарь, Святому Николаю Мириклийскому – южный и третий, северный алтарь, посвящён Святому Александру Невскому.

Не так давно, а точнее в 2013 году, в Собор Успения Пресвятой Богородицы была привезена ещё одна уникальная икона – Икона Царственных страстотерпцев. Доставила её из Санкт-Петербурга делегация Русской Православной Церкви. Теперь эта святыня установлена в Варненском Кафедральном соборе на специально изготовленном проскинитарии.

Кафедральный Собор Успения Пресвятой Богородицы сегодня

Когда будете в Варне, обязательно сходите в этот собор и вы почувствуете настоящий дух Болгарии.

Вход туда абсолютно свободен, никаких денег с вас никто не возьмёт, разве что за фотографирование, всё же, придётся заплатить 5 левов. В остальном всё доступно и просто.

Не понадобится гадать и спрашивать, куда именно поставить свечу за упокой, а куда за здравие. На подсвечниках об этом написано. Кстати, над ними даже предусмотрена вентиляция.

Во время богослужений по воскресениям и в праздники в храме поёт самый известный болгарский мужской хор. Великолепные голоса, усиленные потрясающей акустикой собора завораживают своей мощью и красотой. В общем, масса позитивных эмоций гарантирована.

Кроме того, с церковной колокольни открывается чудесный вид на город. Если вы не прочь подняться по 133 ступенькам винтовой узкой лестницы, то сможете сделать неплохие фотографии Варны.

В ночное время здание Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы подсвечивается, что тоже очень красиво.

Дополнительная информация

  • Адрес: Площадь Кирилла и Мефодия, 2, Варна.
  • Телефон: +359 52 612 940
  • Режим работы: Ежедневно с 8:00 до 18:00
  • Стоимость билета: Бесплатно
  • Официальный сайт:  http://tardes.net/varna-hram/
  • Email: varnahram@gmail.com

Как добраться до Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы

  • Автобус 1, 2, 13 до остановки Площадь Кирилла и Мефодия

Источник: https://sibvoyage.ru/bolgariya/varna/kafedralnyj-sobor-v-varne/

Успенский собор Варна

Церкви в Варне

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Варне (Болгария) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Древний болгарский город Варна с давних пор считается одним из главных религиозных и культурных центров страны. Нетрудно предположить, что захват этого оплота православия турецкими ордами тяжело отразилось на всем народе.

Османы разрушили и разграбили множество храмов и церквей как в Варне, так и по всей стране, а те, что остались стоять, были превращены в мечети.

Такое положение дел сохранялось в стране аж до второй половины 19 столетия, когда силами болгарского ополчения и армии Российской империи во время русско-турецкой войны 1877-78 годов Болгария получила долгожданное избавление от страшного ига.

С этими событиями неразрывной связана история возведения величественного Успенского собора, что возвышается в самом центре Варны и по праву считается одной из главных достопримечательностей. Но гораздо важнее то, что этот храм — одно из самых священных мест для болгар и символ независимости страны.

Еще в 1879 году, когда Болгария только что освободилась от турецкого владычества, в Варне был созван особый комитет, который принял решение о строительстве здесь собора.

Инициаторами стали сами горожане и епископ Симеон.

Идея была одобрена и высшей на тот момент властью в Болгарии, а именно князем Александром I Баттенбергом, который не только заложил первый камень в основании собора, но и утверждал проекты по его возведению.

Дело в том, что супруга императора Александра II, при котором и была освобождена Болгария — императрица Мария Александровна — приходилась тетей правителю Болгарии. В честь нее и в знак благодарности к России, он и решил заложить этот прекрасный храм.

Александр поучаствовал и в выборе места для строительства собора. Что же касается проекта, то его автор архитектор из Одессы — И. Маас, а непосредственно над претворением его в жизнь работал варненский зодчий П. Купка.

Этот храм — одно из самых священных мест для болгар и символ независимости страны.

Деньги на строительство храма собирались всем миром, среди жертвователей были как и простые горожане, крестьяне, представители духовенства и знатные особы, так и высшие иерархи церкви. Кроме того, значительное количество средств было пожертвовано иностранными гражданами.

Собор Успения Пресвятой Богородицы построен в характерном для конца позапрошлого столетия эклектическом стиле.

В его чертах можно увидеть и традиционное для Византии оформление, и элементы русского зодчества, и даже некоторые намеки на готику.

Золотые купола храма видны из разных точек города, и их парадный блеск великолепно и органично смотрится на контрасте с массивными сероватыми стенами. Интерьеры храма украшены работами мастеров середины прошлого века.

Адрес: площадь Святых Кирилла и Мефодия, 2.

Русский след

Немалую роль в создании храма сыграла Россия. Начать с того, что Успенским он стал в честь русской царицы того времени (заодно она была родной тетушкой князя Баттенберга). Так болгары отметили роль России в освобождении страны от турецкого владычества.

Автором проекта храма выступал одесский архитектор И.П.Маас. Иконы для собора также писали русские мастера (в течение длительного промежутка времени, постепенно дополняя его убранство).

В результате, несмотря на свою относительную молодость, Успенский собор в Варне выглядит ныне роскошно, как лучшие древние церкви. Он пользуется почитанием верующих и неизменным интересом туристов.

Успенский собор на карте

https://vizit-bulgaria.ru/uspenskij-sobor-v-varne/https://vizit-bulgaria.ru/wp-content/uploads/2017/11/Uspenskii_sobor_Varna-1024×1024.jpg https://vizit-bulgaria.ru/wp-content/uploads/2017/11/Uspenskii_sobor_Varna-150×150.

jpg2017-11-19T14:39:11+00:00 adminВарнаДостопримечательности БолгарииЭта церковь является одним из самых примечательных зданий портового города. Ее видно из большинства его районов – такое место перед возведением храма подобрал для него болгарский царь.

Площадь перед Успенским собором является любимым местом прогулок туристов и горожан; для города это то надежное место встречи, менять которое не принято. Посетить церковь…admin hr011@yandex.ruAdministratorСайт о Болгарии

  • Собор сен жанЛионский собор. Мистика и перекрестки истории В отпуске мне удалось посетить удивительный французский город Лион…
  • Руанский собор руанИстория постройкиПервая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и…
  • Собор св МихаилаФинская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург)У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святой Марии.…
  • Собор нотр дам турнеТуристическая система ТУРЫ.руКафедральный Собор Богоматери (Собор Нотр-Дам-де-Турне) расположен в западной части Бельгии, в историческом центре…

Источник: https://edelweiss-dolina.ru/2019/01/uspenskij-sobor-varna/

Варненская епархия – древо

Церкви в Варне

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Варненский Успенский собор

Варненская и Великопреславская епархия Болгарской Православной Церкви

Известно о проповеди апостола Андрея Первозванного в этих землях. Он же поставил епископом в Одисс (нынешняя Варна) своего ученика апостола от 70-ти Амплия. Упоминания местной кафедре сохранились от III-начала IV века.

В конце VI-начале VII века она имела статус автокефальной архиепископии. Вошла в состав Константинопольской Церкви.

В VII веке Одисс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болгарское поселение под названием Варна, правильная церковная организация была разрушена.

Церковная организация была возрождена в IX-X веках с обращением болгар. Область входила в состав Болгарской Церкви и наследовавшей ей Охридской Архиепископии. В начале XIII века, после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата.

После восстановления здесь власти Восточно-Римской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Церкви. Имена Варненских митрополитов известны с начала XIV века.

К 1871 году в епархию входили Варненский, Балчикский, Мангалийский, Добричский и Провадийский округа, а также 3 монастыря на побережье (Димитриевский, Константиновский и Тузлата близ Балчика).

1-й болгарский церковно-народный Собор в 1871 году постановил присоединить Варненскую епархию к Преславской. Первоначально кафедра этой объединенной епархии находилась в Шумене, но в конце 1878 года [1] митрополит Симеон перенес кафедру в Варну и стал титуловаться Варненским.

В связи с разграничением Болгарии и Восточной Румелии по Берлинскому конгрессу в 1878 году, город Котел и прилежащие к нему села Жеравна, Мeдвeн, Градец и дpугие были переданы Сливенской епархии.

Немного позднее то же было сделано с селом Тича, а Манкалянский округ был передан Румынии и вошёл в Румынскую Церковь.

Параллельно с Варненской епархией в составе вновь провозглашенной Болгарской Церкви, продолжила существовать одноименная кафедра Константинопольского Патриархата, которая сохранила верность преимущественно греческой диаспоры. Архиереи на последнюю продолжали назначаться из Константинополя до 1910-х годов.

Во время долгого епископства владыки Симеона в Варненской епархии Болгарской Церкви по инициативе митрополита было учреждено несколько училищ (одно из них в Варне) и духовных школ, несколько народных гимназий. Велось активное храмостроительство – около половины из церквей существовавших в епархии в начале XXI века было построено в то время.

При следующем митрополите Иосифе были продолжены начинания в оказании социальной помощи населению через православные братства, трудами владыки их число выросло с 10 до 27. Открылось много бесплатных столовых для детей при храмах.

При владыке Кирилле развернулась деятельная работа по возвращению Церкви ранее конфискованной государством церковной собственности.

Исторические названия

  • Одисская (Одиссопольская) (I в. – ?)
  • Преславская (и Варненская) (1871 – ок. кон. 1878)
  • Варненская и Преславская (ок. кон. 1878 – 8 февраля 1950)
  • Сталинская и Преславская (8 февраля 1950 – ок. 1956)
  • Варненская и Преславская (ок. 1956 – 4 июля 1997)
  • Варненская и Великопреславская (с 4 июля 1997)

Статистика

  • 1937 – 147 приходов, 140 священнослужителей
  • 1938 – 13 городских и 48 сельских бесплатных столовых для детей при храмах
  • 1939-1940 – 72 бесплатных столовых для детей при храмах
  • сер.

    2003 – в пределах епархии 1 051 243 жителей [2], разделена на 5 округов (Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское, Шуменское), имеет 308 храмов, 14 часовен, 95 священнослужителей, 4 действующих монастыря

Архиереи

  • Ап. сщмч. Амплий (I в.)
  • Мефодий (упом. 1325)
  • Маркелл (упом. 1327)
  • Мефодий (упом. ок. 1347)
  • Алексий (1373 – 1380)
  • Гавриил (упом. 1469)
  • Каллист (упом. 1484)
  • Акакий (1572 – 1594)
  • Мелетий (упом.

    1604)

  • Феоклит (1604 – 1605)
  • Матфей (упом. 1606)
  • Митрофан (упом. 1622)
  • Порфирий (упом. 1624)
  • Парфений (1624 – 1632)
  • Мелетий (упом. 1635)
  • Парфений (упом.

    1639)

  • Анфим (1649 – 1654)
  • Даниил (1656 – 1657)
  • Никодим (упом. 1662)
  • Митрофан (упом. 1672)
  • Григорий (упом. ок. 1698)
  • Каллиник (1720 – 1726)
  • Неофит (упом.

    1774)

  • Филофей (1780 – 1797)
  • Паисий (1799 – 1806)
  • Григорий (упом. 1806)
  • Захария (1817 – 1821)
  • Филофей (1821 – 1829)
  • Каллиник (1830)
  • Иосиф (1835 – 1846)
  • Порфирий (1847 – 1864)
  • Иоаким (1864 – 1874)
  • Кирилл (упом.

    1875)

  • Каллиник (упом. 1882)
  • Гавриил (упом. 1887)
  • Григорий (упом. 1889)
  • Александр (упом. 1891)
  • Поликарп (упом. ок. 1906)

В составе Болгарской Церкви

Варненская епархия по состоянию на нач. 2000-х

География благочиний

  • Варненское:
  • Шуменское
  • Провадийское
  • Добричское
  • Тырговишское

Литература

  • Ников П., Българското възраждане във Варна и Варненско: Митрополит Йоаким и неговата кореспонденция, София, 1934.
  • Ников П., Възраждане на българския народ. Църковно-национални борби и постижения, София, 1971.
  • Цанков Ст.

    , Българската православна църква от Освобождението до настояще време, София, 1939.

  • Кузев А., “Варна,” Български средновековни градове и крепости, Варна, 1981, т. 1, 293-310.
  • Борбите на българите от Варненска и Преславска епархия за църковна независимост, 1840-1879 [сост. Б. Дряновски, митр.

    Варненски и Великопреславски Кирил], Варна, 2002.

Использованные материалы

[1]  Так в статье Православной энциклопедии. На официальном сайте епархии указан 1882 год, http://www.mitropolia-varna.org/index.php?option=content&tas…=56

[2]  http://www.mitropolia-varna.org/index.php?option=content&tas…=56

Источник: https://drevo-info.ru/articles/22494.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.