Церкви в Турции

Как турецкие христиане выживают в условиях исламизации?

Церкви в Турции

Марк Лоуэн BBC News, Стамбул

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В соборе Святой Софии располагаются христианские и мусульманские символы

В городе, ставшем центром сразу нескольких империй, религий и культур, есть храм, где мозаики Иисуса и Девы Марии соседствуют с каллиграфическими надписями “Аллах” и “пророк Мухаммед”.

Нет более яркого символа столкновения цивилизаций, чем собор Святой Софии в Стамбуле.

На протяжении почти тысячи лет он был самым важным христианским храмом мира, сердцем Византии. В 1453 году Константинополь пал под натиском Османской империи – собор превратился в мечеть, а христианство стало медленно угасать.

По мере того как на обломках Османской империи вырастала Турция, продолжалось постепенное ослабление христианства.

И теперь папа римский Франциск приехал в страну, где за последние сто лет доля населения, исповедующего христианство, снизилась с 20% до 0,2%.

“Утечка мозгов”

“Ни одно государство в регионе, включая Иран, не является настолько однородным с точки зрения ислама, как Турция”, – говорит местный историк Чингиз Актар.

После того как в 1923 году была учреждена Турецкая республика, власти организовали “обмен населением” с Грецией, чтобы сделать общество более однородным с точки зрения этнической и религиозной принадлежности.

Более миллиона греков были вынуждены покинуть Турцию, а около 300 тысяч мусульман уехали из Греции.

Первоначально эта мера не коснулась стамбульских греков, однако после введения налога на личное состояние для немусульман, антигреческих погромов в 1955 году и массовых депортаций в 1964, греческая община практически распалась.

Правообладатель иллюстрации Unknown Image caption На выставке в Турции демонстрируются свидетельства побега греков из страны

То же произошло и с православным христианством, которое они исповедовали.

“Этническая чистка немусульманских меньшинств стала настоящей “утечкой мозгов”, – говорит Актар, создавший выставку об утраченном наследии Турции. – Она также привела к исчезновению буржуазии, потому что вынужденные уехать люди были не только богачами, но и ремесленниками. Стамбул потерял все свое христианское и иудейское наследие”.

Спрятанные кресты

Но не только бегство греков ослабило христианство в регионе.

Еще одной крупной христианской общиной в Турции в свое время были армяне. Однако в 1915 году сотни тысяч людей были депортированы. Многие были убиты, либо погибли от голода и болезней.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Христиане в Турции не знают, смогут ли власти обеспечить религиозную свободу в стране

Турецкие власти не принимают термин “геноцид”, но в настоящее время вместо двух миллионов армян в Турции проживают около 50 тысяч.

В 2007 году редактор армянской еженедельной газеты Agos Грант Динк был убит турецкими националистами.

Семь лет спустя, по словам владельца издания Роберта Коптаса, армянская община по-прежнему живет в страхе.

“Армяне боятся демонстрировать свою религиозную принадлежность”, – говорит он.

“Большинство верующих скрывают нательные кресты под рубашкой. Они не могут открыто надеть крест и ходить по улице, потому что это может спровоцировать людей. Я не хочу сказать, что все турецкое население выступает против христианства, но уровень национализма здесь настолько высок, что люди боятся выражать себя”, – объясняет Коптас.

Сейчас в среде христиан царит беспокойство, ведь, по их мнению, под властью нынешнего президента Реджепа Тайипа Эрдогана Турция встала на путь исламизации.

Мусульманская идентичность

В то же время сам Эрдоган предпринял несколько шагов для поддержки христиан.

Например, в Турции был принят закон о возвращении христианам конфискованного государством имущества и разрешены специальные христианские классы в школах.

В то же время президент постоянно подчеркивает свою мусульманскую идентичность, его основные сторонники – консервативные мусульмане.

Эрдоган подстегивает националистические настроения, которые в итоге могут поставить под удар христиан.

Католики, самая немногочисленная христианская община в Турции, уже почувствовали это на себе. Несколько лет назад по стране прокатилась война убийств католических миссионеров и священников.

“Быть турком для них значит быть мусульманином”, – рассказывает служитель местной католической церкви Юлиан Писта.

Правообладатель иллюстрации Unknown Image caption Священник Юлиан Писта опасается исламизации Турции

“В прошлом на очень религиозных мусульман смотрели свысока. Сейчас пятничные молитвы активно приветствуются. Общество встало на путь исламизации. Недавно я застал молодых людей, испражнявшихся в моей церкви. Они закричали “Аллах Акбар”. Я также верю, что Бог велик, но они явно пытались угрожать”, – говорит он.

В Турции религия была законодательно отделена от государства в 1923 году. Однако в процессе становления национального государства религия постепенно становилась частью турецкой национальной идентичности, и этот процесс резко ускорился под руководством Эрдогана.

Старые страхи

В стране появляется все больше мечетей, в то время как знаменитая на весь мир православная Халкинская богословская школа остается закрытой с 1971 года под давлением националистов.

По словам местного жителя Фотиса Бенлисоя, христианская община чувствует, что ее вытесняют.

“Чувство постоянной угрозы возвращается к немусульманским меньшинствам”, – говорит он.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Правительство Турции не признает “вселенский” титул патриарха Варфоломея

“Существует много причин: общий тон и политика правительства, президент и премьер-министр чаще напирают на свои суннитские корни, министры могут сказать что-то оскорбительное по отношению к немусульманским общинам, множатся слухи о связях Турции с группировкой “Исламское государство”, – все это заставляет нас планировать возможный отъезд”.

В великолепном греческом православном храме Панагии в Стамбуле утреннюю литургию служит Варфоломей I, архиепископ Константинополя и вселенский патриарх – этот титул все еще сохраняется в православной церкви, хотя и не признается турецкими властями.

Это напоминание о наследии этой страны и о христианской вере, которая, несмотря ни на что, не приходит в упадок.

Пока современная Турция выстраивает свою идентичность, возникает важный вопрос: может ли она обеспечить настоящую религиозную свободу или на пути у нее встанет национализм?

Источник: //www.bbc.com/russian/society/2014/11/141127_turkey_christians

Православные святыни Турции

Церкви в Турции

Cовременная Турция – это, бесспорно, обитель ислама, с роскошными мечетями и минаретами. Но с древних времён здесь также прекрасно сохранились многочисленные православные храмы и монастыри, а некоторые из них действуют до сих пор.

Территория, которая ныне называется Турцией, многие века назад была землёй, где зарождалось христианство. В этих землях, по легенде, были рождены первоапостолы Пётр и Павел, были расположены семь самых крупных христианских общин. Это земля Византийской Империи, колыбели православия.

Здесь приняли веру киевская княгиня Ольга, её сын Святослав и внук Владимир, который и решил обратить в православие всю Русь. Именно византийские священники были первыми проповедниками христианской веры на Руси, а иконописцы перенесли византийский канон в иконопись.

Наиболее известный среди них Феофан Грек.

Православие в Турции сегодня

Турция – мусульманская страна. Христиане здесь в меньшинстве – всего 0,6%. В подавляющем большинстве – это греки. Выходцев из бывшего СССР немного.

Однако, именно на территории современной Турции, расположено большое количество памятников православного зодчества – храмов и монастырей. Действующих церквей всего две. Церковь Влахернской Богородицы в Стамбуле, возведённая в V веке н.э. над целебным источником.

Вода в источнике издревне считалась святой, а в храме хранились головное покрывало, часть пояса и риза Пресвятой Богородицы. В Стамбуле находится и Вселенский (Константинопольский) Патриархат. На его территории располагается Церковь Великомученника Георгия.

Церковь постройки XVIII века и в ней находится святыня – колонна, к которой был прикован Иисус Христос, если верить легенде. Святыню, якобы, привезла царица Елена из Иерусалима в 326 году.

Памятники христианства в Стамбуле

Наиболее из известных памятников христианства в Стамбуле –четыре.

Бывший главный храм православного мира – храм Святой Софии, сооружённый в 532-37 годах, и признаный ЮНЕСКО уникальным образцом средневекового зодчества.

Собор послужил моделью для возведения Софии Киевской и Новгородской. В 1453 году был перестроен в мечеть. А в 1935 году, по распоряжению Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя современной Турции, храм стал музеем.

Построеная ещё в VI веке, церковь святых Сергия и Вакха. В 1506 году, также была перестроена в мечеть. Великолепные мозаики и росписи храма были уничтожены. Но даже с пристроеным впоследствии минаретом, храм занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее старинной считается церковь святой Ирины – IV век н.э.

Сооружен он на месте ещё более древней постройки – храма Афродиты, по приказу императора Константина, первого императора принявшего христианство.

В этой церкви проходил Первый Вселенский собор 325 года. В мечеть она не перестраивалась и осталась единственной сохранившейся церковью византийской постройки.

Ныне, благодаря великолепной акустике, помещение церкви используется как концертный зал.

Неподалёку от Патриархата находится Церковь Марии Монгольской. Постройка XIII века, названа в честь дочери императора Михаила VIII Палеолога, из политических соображений ставшей женой монгольского хана.

и построена на её деньги.Известна эта церковь ещё тем, что никогда не закрывалась и не переходила в руки турок.

Этому способствовал особый указ (фирман) султана Мехмеда, выданый зодчему храма греку Христодулу за особые заслуги перед султаном.

Православные святыни в Эфесе

Древний город Эфес всегда притягивал паломников. Это один из первых в мире центров христианства.Согласно легенде, именно в Эфесе проповедовал апостол Иоанн, любимый ученик Христа. Опять-таки, согласно преданиям, Иоанн является автором одного из четырёх канонических текстов Евангелия.

Здесь же он закончил свой земной путь. На месте кончины Иоанна была выстроена базилика, сейчас сохранились только её руины. Ещё одна святыня Эфеса – домик Девы Марии. По легенде, она также завершила свои земные дни в Эфесе.

Существует традиция – в День Успения Пресвятой Богородицы посещать домик-часовню Богоматери, расположенный в горах на высоте 358 м.

Стоит посетить в Эфесе памятник “Семь спящих юношей”. По преданиям семь христианских юношей были брошены в темницу. Их ожидала мучительная смерть, но через 200 лет, когда открыли подземелье, обнаружилось, что они живы, так как всё это время спали.

Каппадокия – музей христианских святынь под открытым небом

Каппадокия – историческая область, которая является огромным музеем под открытым небом. Самым интересным местом области можно считать пещеры в долине Гёрем. Это пещерное поселение ведёт свою историю с I-го тысячелетия. На протяжении многих веков в них обитала греческая христианская община.

Члены общины обустроили пещеры таким образом, что они достойны быть экспонатами самых известных музеев мира. В Гёреме четыре хорошо сохранившихся церкви – Тёмная, Яблочная, а также Святой Варвары и Токалы Килисе. А всего в Кппадокии около пятиста скальных церквей, стены которых расписаны фресками, изображающими сцены из Нового и Ветхого заветов.

Пещерные поселения Каппадокии и национальный парк в Гёреме входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Паломничество к православным святыням

Несмотря на то, что официальной религией является ислам, в Турции вполне толерантно относятся к другим религиозным конфессиям. Паломничество к святым местам христианства, и в частности православия, никак не запрещается и не ограничивается.

Источник: //www.experto24.ru/puteshestviia/pravoslavnye-svjatyni-turcii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.