Церкви в Карловых Варах

Содержание

Петропавловская церковь в Карловых Варах

Церкви в Карловых Варах

Це́рковь Святы́х первоверхо́вных апо́столов Петра́ и Па́вла — православная церковь в Карловых Варах.

Храм является подворьем Русской православной церкви.

Первые (временные) храмы

Подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах была открыта 29 июня (11 июля) 1862 года. Она велась под покровительством великой княгини Елены Павловны. Среди жертвователей были граф А. П. Шувалов, граф А. И. Мусин-Пушкин, А. И. Кошелёв, князь С. М. Воронцов, граф М. Ю. Виельгорский и П. А. Дубовицкий.

Предполагалось, что храм в Карлсбаде станет первой в Австрийской империи православной церковью. Земля на улице Шлоссберга (ныне — улица Петра Великого) была безвозмездно предоставлена Карлсбадским городским советом.

Проект был составлен архитектором К. А. Ухтомским. Несмотря на это, средств на строительство было недостаточно, в 1877 году на месте, предоставленном для православной церкви, был построен англиканский храм Святого Луки.

В 1862 году, как стало известно, что храм не может быть построен, русская община решила приобрести дом, в котором можно было устроить домовую церковь.

В «Богемском зале» гостиницы «Пупп» 30 августа (11 сентября) 1863 года была освящена временная церковь Святых Петра и Павла. Храм был «походным», с окончанием сезона он разбирался.

В том же году начался сбор пожертвований на строительство нового храма.

После приобретения небольшого здания «Вашингтон», напротив гостиницы «Пупп», в нём была устроена домовая церковь, которая была освящена 25 мая (6 июня) 1867 года. Дубовый иконостас, созданный по проекту архитектора П. А. Заруцкого и расписанный И. А. Тюриным, был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной.

С течением времени домовая церковь стала тесной для всех православных посетителей Карлсбада.

Современный храм

В празднование 200-летия со дня рождения Петра I в Карлсбаде, в 1872 году, была собрана большая сумма пожертвований на строительство храма. Церковный староста домовой церкви А. А. Абаза постоянно заботился о сборе. Одновременно шли переговоры с местными властями о приобретении земельного участка, закончившиеся его предоставлением.

29 июня (11 июля) 1893 года состоялась закладка храма. Церковь строилась под наблюдением архитектора Густава Видермана, который за основу взял ранее составленный проект К. А. Ухтомского. Магистрат Карлсбада предоставил 20-процентную скидку на строительные материалы, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма.

Храм был освящён 28 мая (9 июня) 1897 года во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение совершил протоиерей Александр Алексеевич Лебедев в сослужении 12 священников.

В 1903 году на собранные пожертвования четыре малых купола были перекрыты медью, проведён ремонт. В 1908 году крыша храма была заново перекрыта оцинкованным железом.

В связи с 25-летием смерти И. С. Тургенева 22 августа (4 сентября) 1908 года при храме был образован «для увековечения памяти русских писателей Тургенева и Гоголя» Тургеневский фонд.

Для удобства приезжающих из России было решено построить многоэтажный «Русский Дом» с недорогими помещениями и русскоязычным персоналом. Сборы пожертвований на его строительство начались в 1902 году; к 1914 году необходимая сумма была собрана, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществиться планам.

С началом войны настоятель храма, протоиерей Николай Рыжков, был арестован австрийскими властями. Впоследствии он был приговорён к смертной казни, но, благодаря ходатайству испанского короля Альфонса XIII, помилован с последующим обменом на униатского митрополита Андрея Шептицкого. Храм был закрыт до окончания войны. В 1916 году позолоченная медь с куполов и колокола были сняты.

После войны храм действовал в летний период, богослужения совершало духовенство Пражской церкви. По окончании сезона храм закрывался.

С 1918 года в приходском доме проживали архиереи, эмигрировавшие из России.

В 1920—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей и приписан к Мариенсбадскому храму. В 1945 году храм снова перешёл в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви, а с 1946 года в Чехословацкий экзархат.

В 1948—1950 годах в Карловых Варах действовала Православная духовная семинария, ректором которой был настоятель храма протоиерей Алексий Витвицкий.

С получением автокефалии в 1951 году Чехословацкой православной церковью храм перешёл в её юрисдикцию.

В 1970-е годы был проведён внешний капитальный ремонт храма.

1 апреля 1979 года в Карловых Варах было открыто Подворье Русской православной церкви, Петропавловский храм также перешёл в её юрисдикцию.

Реставрация храма проводилась также в 1980, 1983—1987 годах.

Архитектура, убранство

Церковь находится в одном из самых красивых мест города, у подножья гор, между улицами Петра Великого и Садовой.

Храм построен в стиле Московских и Ярославских церквей XVII века, с сенями и крыльцами, крытой галереей вокруг, сходящеюся у колокольни. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающие купола, позолочены. Длина храма составляет 41 метр, ширина — 14 метров, высота храма под куполом — 21 метр, высота колокольни — 40 метров.

Четыре колокола были приобретены после Второй мировой войны в Чехословакии. Ранее здесь находились шесть колоколов, перелитые из старых пушек, пожертвованные императором Николаем II.

В нижней части восточной стены храма находится бронзовый горельеф «Пётр и каменщики», устроенный в 1912 году, когда праздновалось 200-летие пребывания Петра I в Карлсбаде.

В храме находятся витражи с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого — в алтаре; святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских — в самом храме — были изготовлены в Инсбруке (Тироль). Иконы чешских святых — дар православных чехов, проживавших на Волыни.

Дубовый иконостас был перенесён из прежней домовой церкви. Паникадило из хрусталя на 132 свечи приобретено в 1982 году.

  • Образ Спасителя и список Почаевской иконы Божией Матери, на кипарисовых досках, подаренные ко дню освящения императором Николаем II. На обратной стороне икон, на серебряной дощечке, выгравирована надпись: «Образ сей Высочайше пожалован Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем Карлсбадскому православному храму, ко дню его освящения, 28 мая 1897 г.».
  • Иконы святителя Николая Чудотворца святого благоверного князя Александра Невского, на кипарисовых досках, присланные в 1899 году также императором.
  • Икона святой равноапостольной Марии Магдалины, присланная ко дню освящения императрицей Марией Фёдоровной.

Первоначально в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом. В настоящее время здесь оборудованы зал для приемов и небольшая библиотека.

На территории церкви, обнесённой оградой, находится приходской дом.

Источник: https://tropki.ru/chehiya/karlovarskiy-kray/karlovy-vary/petropavlovskaya-cerkov

Храмы в Карловых Варах – культовые сооружения курорта — Блог Милы

Церкви в Карловых Варах

Храмы в Карловых Варах дополняют изысканную светскую архитектуру. Культовых сооружений в городе насчитывается не менее десятка, и все они отличаются как принадлежностью к определенной церкви, так и архитектурным решением.

В этом курортном городе можно увидеть и позолоченные купола православной церкви, и готические башни, и барочные колокольни католических храмов. Покажу те церкви и часовни, которые мы сами увидели во время наших прогулок по курорту.

Церковь Св. Марии Магдалины

Церковь Святой Марии Магдалины расположена прямо на главной курортной улице, рядом с Вржидлом, поэтому пройти мимо, не обратив на нее внимания, не получится. Она доминирует над курортной зоной, видна со многих точек города, большинство отдыхающих вообще полагает, что это единственный храм в Карловых Варах.

Церковь Св. Марии Магдалины

Церковь Святой Марии Магдалины была построена в 1737 году в стиле барокко. Когда-то это место украшала готическая церквушка, которую снесли, освобождая пространство для будущего храма. Она была в ужасном состоянии, несколько раз горела, поэтому не могла уже принимать прихожан.

При строительстве нового костела возникли проблемы: термальный источник Вржидло создавал невыносимые условия для строителей. Пары от горячей воды затрудняли дыхание, поэтому поначалу возводилась часть, которая находилась в отдалении от источника. Внутреннее убранство храма создавалось на средства, пожертвованные жителями города.

Церковь несколько раз перестраивали. В 1861 году даже заменили его башни.

Церковь Св. Марии Магдалины

Храм был построен в стиле высокого барокко, это интересное белое сооружение, украшенное башнями, ярко выделяется и, словно магнит, притягивает к себе посетителей. Фасады двух центральных, самых высоких из башен, со всех сторон украшают большие часы, увенчаны все башни куполами с крестами.

Церковь Св. Марии Магдалины

Церковь нечасто бывает открыта, но, если вам повезет оказаться внутри, то вы сможете увидеть внутреннее убранство храма богатое и непередаваемо красивое.

Интерьер церкви Св. Марии Магдалины

Церковь Св. Марии Магдалины

Особую ценность представляет алтарная икона, на которой образ Марии Магдалины. Эта прекрасная икона — работа Элиаса Дольпхофа. Икона не пострадала во время пожаров, бушевавших в городе на протяжении всего XVIII века.

Церковь Св. Марии Магдалины

Кроме того, привлекают внимание и две готические скульптуры, которые посвящены Богоматери.

Церковь Св. Марии Магдалины

Дополняют внутренний интерьер костела различные барочные скульптуры, а также, алтарная пластика.

Церковь Св. Марии Магдалины

Костел Святой Марии Магдалины, выполненный в стиле высокого барокко, на сегодняшний день является крупнейшим памятником данной эпохи не только в городе Карловы Вары, а и во всей Чехии.

Церковь Св. Марии Магдалины

Когда закрыли кладбище при церкви, сохранившиеся останки перенесли в крипту костела, куда сейчас организовываются экскурсии. Приобрести билет, дающий право посетить крипту, можно в киоске на втором этаже гейзерной колоннады.

Церковь Св. Марии Магдалины

Православная церковь св. Петра и Павла

Православная церковь Петра и Павла находится не в самом центре Карловых Вар, но в этом городе любые расстояния незначительны, поэтому к церкви от центральных улиц можно дойти минут за 10-15.

Православная церковь св. Петра и Павла

Это очень красивое и величественное белокаменное строение, покатые крыши и купола (кроме центрального) выкрашены в голубой цвет, а по центру — Главный купол, который украшен позолотой. Купола над колокольнями, так же как и Главный купол, увенчивают позолоченные кресты.

Православная церковь св. Петра и Павла

Она смотрится очень нарядно и торжественно, так как оформлена в бело-голубых тонах и чем-то напоминает московские храмы, созданные в XVII веке.

Православная церковь св. Петра и Павла

Эта церковь имеет резное крыльцо, крытую галерею, колокольню и несколько башенок, украшенных позолоченными крестами.

Православная церковь св. Петра и Павла

Строительство православного храма в Карловых Варах было начато по инициативе русских дворян, которые проводили тут почти все лето и нуждались в месте для вознесения молитв. Пожертвования на возведение церкви делали многие известные люди, среди которых княгиня Елена Павловна — жена князя Михаила Павловича, сына Павла I, графы Шувалов и Мусин-Пушкин, князь Воронцов и другие.

Православная церковь св. Петра и Павла

В 1872 году, наконец, нужная сумма была собрана, земельный участок предоставили городские власти, они же заасфальтировали дорожки вокруг будущей церкви. Петропавловская церковь была освящена в 1887 году, и с тех пор там регулярно проходят службы. Храм можно посетить и в наше время.

Православная церковь св. Петра и Павла

Священники местной церкви всегда поддерживали русских эмигрантов, предоставляя им средства и жилье.

Православная церковь св. Петра и Павла

Интерьер православной церкви св. Петра и Павла

Интересным элементом нижней части по восточной стороне храма является горельеф «Петр и каменщики». Он был установлен в честь празднования двухсотой годовщины со времен пребывания Великого русского государя Петра I в городе.

Православная церковь св. Петра и Павла

Внутренний интерьер храма интересен витражами с изображением Господа и святых, которые были выполнены в Инсбруке, а также дубовым иконостасом, которому больше ста лет. Он гораздо старше храма Петра и Павла, так как украшал церковь недалеко от гостиницы «Пупп», в которой ранее собирались православные Карловых Вар.

Православная церковь св. Петра и Павла

На территории православного храма Святых апостолов Петра и Павла расположен приходской дом.

Православная церковь св. Петра и Павла

Англиканская церковь Св. Луки

Около гостиницы «Бристоль» в Карловых Варах можно увидеть церковь из красного камня. Она чем-то напоминает английские часовенки – сдержанные, скромные и устремленные к Богу и Небесам. Сходство не случайно: это англиканская церковь святого Луки, созданная на средства английских отдыхающих.

Англиканская церковь Св. Луки

Англичане, как и русские, проводили много времени на курорте Карловы Вары, поправляя здоровье, отдыхая в местных казино и завязывая ни к чему не обязывающие романы. Да, они чувствовали себя тут как дома, только климат здесь был не в пример лучше, чем в сырой, неприветливой Англии.

Для полного счастья английским туристам не хватало церкви, где можно было бы уединиться и поговорить с Богом.

И тогда на Замковом холме было найдено удобное место, где на пожертвования английских отдыхающих мастер Йозеф Словак начал строительство новой церкви, которую освятили именем святого Луки.

Англиканская церковь Св. Луки

Проект для храма разработал Оскар Мотер из Лейпцига. Он хотел добиться почти полного сходства будущей церкви с англиканскими храмами, что ему и удалось. Церковь строилась в форме креста. Ее венчает деревянная башенка с небольшой галереей. Храм состоит из двух нефов, опирается на толстые колонны и отличается небелеными стенами, которые придают церкви налет романтичности и экзотики.

Церковь приняла первых посетителей в 1877 году. Она исправно работала в течение 30 с лишним лет, но потом была закрыта на реставрацию. В наше время службы в ней не проводятся, но попасть в середину можно. В англиканском храме работает Музей восковых фигур.

Англиканская церковь Св. Луки

Часовня св. Анны (часовня Шварца)

Позднебарочную часовню построил на свои средства местный житель Кашпар Шварц, скорее всего, в ХVIII веке, на оживленном перекрестке в наивысшей точке Замкового холма.

Часовня св. Анны (часовня Шварца)

Кстати, часовню Шварца можно найти на многих рисунках известного немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гете. А во второй половине ХIХ века неподалеку от часовни был построен англиканский костел св. Луки и началось строительство знаменитого квартала особняков Вест-Энд. В связи с этим она утратила свое доминирующее положение, и интерес к ней начал ослабевать.

Часовня св. Анны (часовня Шварца)

После последнего ремонта в 2007 году часовня была освящена в честь св. Анны. Между прочим, прекрасное барочное сакральное сооружение скрывает статую св. Анны и Девы Марии.

Часовня св. Анны (часовня Шварца)

Кстати, часовня расположена в начале тропы Совы и бывает частым отправным пунктом прогулок по курортным лесопаркам.

Часовня св. Анны (часовня Шварца)

Костел св. Петра и Павла

Еще одно здание церкви в Карловых Варах — костел. Строгое здание псевдороманского евангелического костела без звонницы было построено в 1854 – 1856 гг. архитектором Густавом Хайном.

Костел св. Петра и Павла

Кстати, участок под молитвенный дом для всех курортников не католиков за бывшим карловарским городским пивоваренным заводом (нынешней Императорской лечебницей) пожертвовала графиня Шамбург-Липпе. В итоге, новый костел был торжественно освящен 1 июля 1856 г.

Костел св. Петра и Павла

С приходом в Карловы Вары «золотого века» верующие, принадлежащие к англиканской и православной церкви, построили свои храмы, и костел был передан лютеранской церкви.

Костел св. Петра и Павла

В 1864 — 1865 гг. к нему пристроили главный фасад и башню. В 1893-1894 гг. храм приобрел свой нынешний вид в ходе модернизации, осуществленной лейпцигским архитектором Юлием Цайсигом.

Костел св. Петра и Павла

Интересно, что в костеле находится алтарь с иконой Вознесения Господня, написанной в 1857 году берлинским художником Ц. Штефеком, и более поздние барельефы по сторонам триумфальной арки, изображающие Яна Жижку и Яна Гуса. Храм дополняет красивый кассетный потолок и фрески в романском стиле.

Костел св. Петра и Павла

С 1946 г. костел относится к ведению Чехословацкой гуситской церкви д-ра Павла Фарского и открыт ежедневно с 8.00 до 18.00 часов, когда верующие могут помолиться, а все желающие – отдохнуть во время знакомства с историей курортного города.

Костел св. Петра и Павла

Для полноты картины упомяну еще лесные часовни.

Часовня Ecce homo

После разговора с Христом Пилат обратился к толпе воинственно настроенных иудеев, указывая на Иисуса, и произнес: «Esse homo», что в переводе на славянский звучит как «Се человек», а в адаптации на современный русский «Вот настоящий человек».

Часовня Ecce homo

На оживленном перекрестке лесных троп в седловине под Вершиной дружбы в начале XIX века построена первая барочная часовня Ecce homo (Се человек), которую тогда также называли Лесной часовней.

Часовню несколько раз посещала незабвенная Сисси во время своего пребывания в Карлсбаде.  В 1900 г. на ее месте построили новую псевдоготическую часовню из сурового кирпича.

Внутреннее пространство часовни увенчано крестовым сводом.

Часовня Ecce homo

Когда-то часовня была богато украшено, вот только после Второй мировой войны большая часть всех ценных украшений была разграблена и утеряна.

Однако, в конце ХХ века часовня Ecce homo и беседка рядом были отремонтированы, и перекресток снова превратился в любимое место отдыха туристов и курортников во время прогулок по тихим карловарским лесопаркам.

Кстати, тропы отсюда ведут к смотровым башням Диана и Карла IV.

Часовня Ecce homo

Часовня Лесное благочестие

Про эту часовню я уже рассказывала в посте о прогулке на смотровую башню Диана. Этот укромный уголок в лесу облюбовала Елизавета, супруга Франца Иозефа Первого. Во время своих прогулок она пребывала в молитве у иконы Девы Марии (1892 г.).

После реконструкции в 1910 году здесь возникло весьма популярное место паломничества. Поэтому икона, первоначально укрепленная на дереве, была перенесена на алтарь из каменных глыб.

Каменные скамеечки для коленопреклонения и озерцо с небольшим искусственным водопадом довершили атмосферу святого места, охраняемого скалой.

лесная часовня

На этом завершаю свою прогулку храмы в Карловых Варах, хотя остались еще не охваченные нами часовенки и церкви. Но, пожалуй, не всё сразу.

Напоследок, расположение описанные храмы в Карловых Варах на карте.

Храмы в Карловых Варах на карте

Карловы ВарыотдыхфотоотчетЧехия

Источник: https://laksena.ru/2018/11/churches-karlovy-vary/

Петропавловская церковь в Карловых Варах: описание, история, фото, точный адрес

Церкви в Карловых Варах

Храмы в Карловых Варах дополняют изысканную светскую архитектуру.

Культовых сооружений в городе насчитывается не менее десятка, и все они отличаются как принадлежностью к определенной церкви, так и архитектурным  решением.

В этом курортном городе можно увидеть и позолоченные купола православной церкви, и готические башни, и барочные колокольни католических храмов. Представлю самые значительные культовые объекты с описанием и фото. 

Православный храм Петра и Павла в Карловых Варах

Наших соотечественников, в первую очередь, интересует православный собор Святых Петра и Павла. Православный собор в Карловых Варах называют русской церковью. Красивое пятикупольное сооружение с колокольней построено в русско-византийском стиле под руководством архитектора Густава Видермана. За образец был взят проект церкви в подмосковном Останкино.

29 июля 1893 года в день памяти апостолов Петра и Павла недалеко от колоннад термальных источников состоялась закладка первого камня будущего храма.

К тому времени русская церковь уже приобрела в Карлсбаде участок с небольшим двухэтажным строением. О необходимости православного собора говорил еще Петр I, посещая курорт в Чехии в 1711-12 гг.

Но реализовалась данная идея только к концу XIX века стараниями графа А.И. Мусина-Пушкина, который организовал сбор средств.

Основные строительные работы были выполнены к началу 1895 года, а через два года полностью завершены. Главный портал храма обращен на улицу Krále Jiřího – таков и адрес православного собора в Карловых Варах.

При посещении особое внимание обратите на иконостас, выполненный из дуба и украшенный майоликой. Расписан иконостас художником  И.А.Тюриным.

Со стороны улицы Садовой у лестницы, ведущей в храм, установлен бронзовый барельеф Петра I – вдохновителя идеи открыть православный собор в Европе.

Храм Петра и Павла можно посещать ежедневно с 9.00 до 18.00.

Костел Марии Магдалены

В центре курорта рядом с колоннадой главного термального источника Вридло возвышается великолепное архитектурное сооружение в стиле барокко.

Это католический костел Марии Магдалены, появившийся в Карловых Варах первым. О нем упоминают, начиная с 1485 года. Но в те далекие времена и городок, и костел выглядели иначе.

Храм был представлен готическим строением, и за несколько веков он так обветшал, что появилась реальная угроза разрушения.

Тем более что рядом буянил источник Vřídlo, периодически выбрасывая неконтролируемые кубометры горячей минеральной воды.

В первой половине XVIII века приняли решение о капитальной перестройке храма Марии Магдалены и обратились к самому известному в Чехии мастеру барокко — К.И. Динценхоферу.

Знаменитый архитектор в это же время занимался строительством церкви Святого Николая в Праге на Староместской площади. Он предложил для Карлсбада проект, имеющий значительное сходство с пражским собором.

Особенно это сходство заметно, если смотреть на костел с высоты смотровых площадок.

Финансировалось строительство из разных источников, в том числе, из императорской казны, поэтому завершилось довольно быстро – с 1732 по 1736 год. Элегантный барочный экстерьер собора дополняется не менее гармоничным интерьером. Внутри храм украшен алтарной живописью и скульптурами святых. Убранство сохранилось с XVIII века.

Костел открыт как во время богослужений, так и для проведения концертов.

Гуситский костел Св. Петра и Павла

В Карловых Варах есть еще один костел, посвященный апостолам Петру и Павлу, который находится на ул. Мариансколазенской неподалеку от отеля Пупп и достопримечательности Цисарсжске лазне.

Данный храм за относительно небольшой период существования (менее двух веков) претерпел немало преобразований, как архитектурных, так и содержательных.

Небольшой молитвенный дом без колокольни в указанном месте впервые построили в 1854-56 гг. для всех верующих, придерживающихся иной веры, чем католицизм. К концу XIX столетия в Карлсбаде, как уже сказано выше, открылся православный храм.

Отделилась и англиканская церковь, а молитвенный дом преобразовался в лютеранский храм. И только в 1946 году костел был передан гуситской церкви. Свой нынешний вид костел приобрел в 1893-94 гг. благодаря немецкому архитектору Юлию Цайсигу.

Гуситский костел открыт ежедневно с 8.00 до 18.00.

Православный собор Петра и Павла на карте

История

Подписка на пожертвования для строительства православного храма в Карловых Варах была открыта 29 июня (11 июля) 1862 года. Она велась под покровительством великой княгини Елены Павловны. Среди жертвователей были граф А. П. Шувалов, граф А. И. Мусин-Пушкин, А. И. Кошелёв, князь С. М. Воронцов, граф М. Ю. Виельгорский и П. А. Дубовицкий.

Предполагалось, что храм в Карлсбаде станет первой в Австрийской империи православной церковью. Земля на улице Шлоссберга (ныне — улица Петра Великого) была безвозмездно предоставлена Карлсбадским городским советом.

Проект был составлен архитектором К. А. Ухтомским. Несмотря на это, средств на строительство было недостаточно, в 1877 году на месте, предоставленном для православной церкви, был построен англиканский храм Святого Луки.

В 1862 году, как стало известно, что храм не может быть построен, русская община решила приобрести дом, в котором можно было устроить домовую церковь.

В «Богемском зале» гостиницы «Пупп» 30 августа (11 сентября) 1863 года была освящена временная церковь Святых Петра и Павла. Храм был «походным», с окончанием сезона он разбирался.

В том же году начался сбор пожертвований на строительство нового храма.

После приобретения небольшого здания «Вашингтон», напротив гостиницы «Пупп», в нём была устроена домовая церковь, которая была освящена 25 мая (6 июня) 1867 года. Дубовый иконостас, созданный по проекту архитектора П. А. Заруцкого и расписанный И. А. Тюриным, был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной.

С течением времени домовая церковь стала тесной для всех православных посетителей Карлсбада.

Современный храм

В празднование 200-летия со дня рождения Петра I в Карлсбаде, в 1872 году, была собрана большая сумма пожертвований на строительство храма. Церковный староста домовой церкви А. А. Абаза постоянно заботился о сборе. Одновременно шли переговоры с местными властями о приобретении земельного участка, закончившиеся его предоставлением.

29 июня (11 июля) 1893 года состоялась закладка храма. Церковь строилась под наблюдением архитектора Густава Видермана, который за основу взял ранее составленный проект К. А. Ухтомского. Магистрат Карлсбада предоставил 20-процентную скидку на строительные материалы, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма.

Храм был освящён 28 мая (9 июня) 1897 года во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение совершил протоиерей Александр Алексеевич Лебедев в сослужении 12 священников.

В 1903 году на собранные пожертвования четыре малых купола были перекрыты медью, проведён ремонт. В 1908 году крыша храма была заново перекрыта оцинкованным железом.

В связи с 25-летием смерти И. С. Тургенева 22 августа (4 сентября) 1908 года при храме был образован «для увековечения памяти русских писателей Тургенева и Гоголя» Тургеневский фонд.

Для удобства приезжающих из России было решено построить многоэтажный «Русский Дом» с недорогими помещениями и русскоязычным персоналом. Сборы пожертвований на его строительство начались в 1902 году; к 1914 году необходимая сумма была собрана, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществиться планам.

С началом войны настоятель храма, протоиерей Николай Рыжков, был арестован австрийскими властями. Впоследствии он был приговорён к смертной казни, но, благодаря ходатайству испанского короля Альфонса XIII, помилован с последующим обменом на униатского митрополита Андрея Шептицкого. Храм был закрыт до окончания войны. В 1916 году позолоченная медь с куполов и колокола были сняты.

После войны храм действовал в летний период, богослужения совершало духовенство Пражской церкви. По окончании сезона храм закрывался.

С 1918 года в приходском доме проживали архиереи, эмигрировавшие из России.

В 1920—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви за границей и приписан к Мариенсбадскому храму. В 1945 году храм снова перешёл в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви, а с 1946 года в Чехословацкий экзархат.

В 1948—1950 годах в Карловых Варах действовала Православная духовная семинария, ректором которой был настоятель храма протоиерей Алексий Витвицкий.

С получением автокефалии в 1951 году Чехословацкой православной церковью храм перешёл в её юрисдикцию.

В 1970-е годы был проведён внешний капитальный ремонт храма.

1 апреля 1979 года в Карловых Варах было открыто Подворье Русской православной церкви, Петропавловский храм также перешёл в её юрисдикцию.

Реставрация храма проводилась также в 1980, 1983—1987 годах.

Архитектура, убранство

Церковь находится в одном из самых красивых мест города, у подножья гор, между улицами Петра Великого и Садовой.

Храм построен в стиле Московских и Ярославских церквей XVII века, с сенями и крыльцами, крытой галереей вокруг, сходящеюся у колокольни. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающие купола, позолочены. Длина храма составляет 41 метр, ширина — 14 метров, высота храма под куполом — 21 метр, высота колокольни — 40 метров.

Четыре колокола были приобретены после Второй мировой войны в Чехословакии. Ранее здесь находились шесть колоколов, перелитые из старых пушек, пожертвованные императором Николаем II.

В нижней части восточной стены храма находится бронзовый горельеф «Пётр и каменщики», устроенный в 1912 году, когда праздновалось 200-летие пребывания Петра I в Карлсбаде.

В храме находятся витражи с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого — в алтаре; святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских — в самом храме — были изготовлены в Инсбруке (Тироль). Иконы чешских святых — дар православных чехов, проживавших на Волыни.

Дубовый иконостас был перенесён из прежней домовой церкви. Паникадило из хрусталя на 132 свечи приобретено в 1982 году.

  • Образ Спасителя и список Почаевской иконы Божией Матери, на кипарисовых досках, подаренные ко дню освящения императором Николаем II. На обратной стороне икон, на серебряной дощечке, выгравирована надпись: «Образ сей Высочайше пожалован Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем Карлсбадскому православному храму, ко дню его освящения, 28 мая 1897 г.».
  • Иконы святителя Николая Чудотворца святого благоверного князя Александра Невского, на кипарисовых досках, присланные в 1899 году также императором.
  • Икона святой равноапостольной Марии Магдалины, присланная ко дню освящения императрицей Марией Фёдоровной.

Первоначально в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом. В настоящее время здесь оборудованы зал для приемов и небольшая библиотека.

На территории церкви, обнесённой оградой, находится приходской дом.

Источник: https://turizm.guru/chehiya/karlovy-vary/petropavlovskaya-tserkov-v-karlovyh-varah.html

Петропавловская церковь (Карловы Вары) в городе Карловы Вары

Церкви в Карловых Варах

Храм является подворьем Русской православной церкви.

Первые (временные) храмы

Подписка на пожертвования для строительства православного храмав Карловых Варах была открыта Шаблон:OldStyleDateа.Она велась под покровительством великой княгини Елены Павловны.Среди жертвователей были граф А. П. Шувалов, графА. И. Мусин-Пушкин, А. И. Кошелёв, князьС. М. Воронцов, граф М. Ю. Виельгорский иП. А. Дубовицкий.

Предполагалось, что храм в Карлсбаде станет первой в Австрийскойимперии православной церковью. Земля на улице Шлоссберга(ныне — улица Петра Великого) была безвозмездно предоставленаКарлсбадским городским советом.

Проект был составлен архитекторомК. А. Ухтомским. Несмотря на это, средств настроительство было недостаточно, в 1877 году на месте,предоставленном для православной церкви, был построен англиканскийхрам Святого Луки.

В 1862 году, как стало известно, что храм не может бытьпостроен, русская община решила приобрести дом, в котором можнобыло устроить домовую церковь. В «Богемском зале» гостиницы «Пупп»Шаблон:OldStyleDateабыла освящена временная церковь Святых Петра и Павла. Храм был«походным», с окончанием сезона он разбирался. В том же годуначался сбор пожертвований на строительство нового храма.

После приобретения небольшого здания «Вашингтон», напротивгостиницы «Пупп», в нём была устроена домовая церковь, которая былаосвящена Шаблон:OldStyleDateа.Дубовый иконостас, созданный по проекту архитектораП. А. Заруцкого и расписанный И. А. Тюриным,был пожертвован великой княгиней Еленой Павловной.

С течением времени домовая церковь стала тесной для всехправославных посетителей Карлсбада.

Современный храм

В празднование 200-летия со дня рождения Петра I в Карлсбаде, в1872 году, была собрана большая сумма пожертвований настроительство храма. Церковный староста домовой церквиА. А. Абаза постоянно заботился о сборе. Одновременно шлипереговоры с местными властями о приобретении земельного участка,закончившиеся его предоставлением.

Шаблон:OldStyleDateасостоялась закладка храма. Церковь строилась под наблюдениемархитектора Густава Видермана, который за основу взял ранеесоставленный проект К. А. Ухтомского. Магистрат Карлсбадапредоставил 20-процентную скидку на строительные материалы,бесплатно были асфальтированы дорожки около храма.

Храм был освящён Шаблон:OldStyleDateаво имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящениесовершил протоиерей Александр Алексеевич Лебедев в сослужении 12священников.

В 1903 году на собранные пожертвования четыре малых купола былиперекрыты медью, проведён ремонт. В 1908 году крыша храма былазаново перекрыта оцинкованным железом.
DSC00940 — MagicILun @ Flickr

В связи с 25-летием смерти И. С. Тургенева Шаблон:OldStyleDateапри храме был образован «для увековечения памяти русских писателейТургенева и Гоголя» Тургеневский фонд.

Для удобства приезжающих из России было решено построитьмногоэтажный «Русский Дом» с недорогими помещениями и русскоязычнымперсоналом. Сборы пожертвований на его строительство начались в1902 году; к 1914 году необходимая сумма была собрана, ноначавшаяся Первая мировая война помешала осуществиться планам.

С началом войны настоятель храма, протоиерей Николай Рыжков, быларестован австрийскими властями. Впоследствии он был приговорён ксмертной казни, но, благодаря ходатайству испанского короляАльфонса XIII, помилован с последующим обменом на униатскогомитрополита Андрея Шептицкого. Храм был закрыт до окончания войны.В 1916 году позолоченная медь с куполов и колокола были сняты.

После войны храм действовал в летний период, богослужениясовершало духовенство Пражской церкви. По окончании сезона храмзакрывался.

С 1918 года в приходском доме проживали архиереи, эмигрировавшиеиз России.

В 1920—1930 годах храм находился в юрисдикции Управляющегорусскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. Спереходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольскийпатриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов.

5 мая 1939 года приход со всем его имуществом был переданБерлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей и приписан к Мариенсбадскому храму. В 1945 году храм сноваперешёл в Западноевропейский Экзархат Русской православной церкви,а с 1946 года в Чехословацкий экзархат.

В 1948—1950 годах в Карловых Варах действовала Православнаядуховная семинария, ректором которой был настоятель храмапротоиерей Алексий Витвицкий.

С получением автокефалии в 1951 году Чехословацкой православнойцерковью храм перешёл в её юрисдикцию.

В 1970-е годы был проведён внешний капитальный ремонт храма.

1 апреля 1979 года в Карловых Варах было открыто ПодворьеРусской православной церкви, Петропавловский храм также перешёл веё юрисдикцию.

Реставрация храма проводилась также в 1980, 1983—1987 годах.

Архитектура, убранство

Церковьнаходится в одном из самых красивых мест города, у подножья гор,между улицами Петра Великого и Садовой.

Храм построен в стиле Московских и Ярославских церквей XVIIвека, с сенями и крыльцами, крытой галереей вокруг, сходящеюся уколокольни. Центральный купол и купол колокольни, кресты, венчающиекупола, позолочены. Длина храма составляет 41 метр, ширина —14 метров, высота храма под куполом — 21 метр, высотаколокольни — 40 метров.

Четыре колокола были приобретены после Второй мировой войны вЧехословакии. Ранее здесь находились шесть колоколов, перелитые изстарых пушек, пожертвованные императором Николаем II.

179443389403831360_56339820121225-18069-czg2yv — mr.goooze @ Flickr В нижней части восточной стены храма находится бронзовыйгорельеф «Пётр и каменщики», устроенный в 1912 году, когдапраздновалось 200-летие пребывания Петра I в Карлсбаде.

В храме находятся витражи с изображениями Спасителя, святыхИоанна Златоуста, Василия Великого — в алтаре; святого князяВячеслава и святой княгини Людмилы Чешских — в самомхраме — были изготовлены в Инсбруке (Тироль). Иконы чешских святых — дар православныхчехов, проживавших на Волыни.

Дубовый иконостас был перенесён из прежней домовой церкви.Паникадило из хрусталя на 132 свечи приобретено в 1982 году.

  • Образ Спасителя и список Почаевской иконы Божией Матери, накипарисовых досках, подаренные ко дню освящения императоромНиколаем II. На обратной стороне икон, на серебряной дощечке,выгравирована надпись: «Образ сей Высочайше пожалован ЕгоИмператорским Величеством Государем Императором НиколаемАлександровичем Карлсбадскому православному храму, ко дню егоосвящения, 28 мая 1897 г.».
  • Иконы святителя Николая Чудотворца святого благоверного князяАлександра Невского, на кипарисовых досках, присланные в 1899 годутакже императором.
  • Икона святой равноапостольной Марии Магдалины, присланная кодню освящения императрицей Марией Фёдоровной.

Первоначально в помещении под храмом была создана библиотека считальным залом. В настоящее время здесь оборудованы зал дляприемов и небольшая библиотека.

На территории церкви, обнесённой оградой, находится приходскойдом.

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Petropavlovskaya-cerkov-Karlovy-Vary-20993

Петропавловский собор в Карловых Варах

Церкви в Карловых Варах
Адрес: Карловы Вары, Krale Jiriho, 1040/2c. Как добраться: идти по улице Крале Йиржиго почти до конца, церковь находится за поворотом с левой стороны. Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. Богослужения проходят по воскресеньям и праздникам. Вход бесплатный.

Точно бусинка на ладони Вселенной покоится наша планета. Мерцая, переливаясь голубым сиянием, она посылает в безграничные просторы космоса импульсы добра, исходящие из сакральных мест, манящих золочеными куполами.

Разноязычные народы внемлют гласу Творца, просят на всех языках прощения, благословения, примирения. Клянутся в преданности, покорности, желании осознать, принять всем естеством науку о милосердии, сострадании, понимании нужд ближнего.

К ним присоединяются миллионы страждущих маловеров, погибающих от духовной жажды, ищущих истину в намоленных обителях. Одним из неиссякаемых родников веры является Петропавловский собор Карловых Вар.

История создания Петропавловского собора

Праздник Петра и Павла повсеместно отмечается 29 июня (12 июля). Апостолов почитает весь честной люд. Хотя они совершенно разные в земной жизни, но стоят рядом на небесах. Первый трижды отказался от Учителя, потом, раскаявшись в содеянном, стал апологетом, рьяным приверженцем учения Христа. Второй – фарисей, ненавидевший христианство.

Уверовав в него, впоследствии превратился в громогласный рупор Святого Духа. Прибывавшие из России на воды вельможи, члены царской семьи не могли помолиться в православном храме из-за его отсутствия, а ведь вылечить тело без исцеления души невозможно.

Набожная Елена Павловна, жена великого князя Михаила Павловича, учредила подписку на сбор денег для возведения карлсбадского собора (1862 г.). Именитые мужи Российской империи обратились к правительству Австрии с просьбой позволить строительство. Магистрат города выделил безвозмездно земельный участок на улице Шлоссберга.

Разработкой проекта занялся академик Д. В. Ухтомский, но нужной суммы не хватало: собрали всего 4 тыс. рублей серебром, поэтому обошлись обустройством лишь маленькой домовой церквушки, сначала в “Богемском зале” отеля “Пупп”, позднее в двухэтажном здании напротив. Стремящихся посетить богослужение мирян было слишком много.

Проповедь привлекала и правоверных славян, и иноверцев. В духоте, тесноте проходили службы вплоть до 1872 г. Недостающий капитал пополнили в этом же году, празднуя 200-летие рождения гениального реформатора Петра I. Работа закипела полным ходом. Руководил стройкой архитектор Густав Видерманн.

Славный зодчий столкнулся с решением сложнейшей задачи: выстроить церковь у подножия гор, покрытых густым лесом. Местность удивительно красивая, но неровная, бугристая, почва тяжелая. Все же в храмовое празднество (1893 г.) краеугольный камень в фундамент заложили.

Для благородного дела ничего не жаль: городской совет дал двадцатипроцентную скидку на стройматериалы, обещав бесплатно заасфальтировать дорожки вокруг соборного сооружения. А оно было достаточно большим: длина – 41 м, ширина – 14, высота колокольни – 40, центральной части – 21 м.

Тратили только добровольно собранные средства, их насчитывалось до 183 317 гульденов. И устремилось к облакам пятикупольное бело-голубое чудо, выглядевшее невероятно нарядно на фоне изумрудной зелени, восхищая горожан великолепием.

Узорчатые ажурные ступени с крылечками вели к просторным сеням, плавно переходящим в основное помещение, выстроенное в лучших традициях неорусского стиля. Освящение состоялось 28 мая 1897 г.

Уникальность интерьера

Войдя внутрь, всякий человек ощущает себя причастным к величию православия. Дубовый иконостас – подарок покровительницы из монаршего рода, перенесенный из старенькой церкви, – сердце святыни. Мягкий рассеянный свет льется сквозь витражные окна (21 шт.). На пяти из них – иконографические изображения. Над алтарем – Господь Вседержитель, пригвоздивший к земле главу непокорного змея.

Святитель Василий – над ризницей, у жертвенника – Иоанн Златоуст. С южной и северной сторон взирают на пришедших великомученики Чехии – прекрасная Людмила и боголюбивый Вячеслав. Император Всея Руси Николай II даровал напрестольные кресты, ковры, драгоценные сосуды, старинное Евангелие, облачение на престол, иконы: Богородицы (Почаеской), Спасителя, А.

Невского, мастерски выполненные на кипарисовых дощечках. Вдовствующей императрицей, глубоко верующей Марией Федоровной, передан иконописный лик Марии Магдалины. Из ранних подношений можно залюбоваться образом Нерукотворного Спаса от епископа Климента, Казанской Богоматерью от архиепископа Варшавского Иеронима, златоткаными хоругвями от Н. Е. Ададурова.

Пожелали остаться анонимными дарители ликов великомучениц Надежды, Веры, Любови и Софии. Генерал Греков А. М. оставил на память расшитые ризы. Иван Еренцов – Касперовскую икону Матери Божьей, два клироса.

Поток даров не уменьшался. Приезжавшие лечиться люди, прежде всего, шли в дом Бога за благостью, неся различные украшения, деньги, предметы церковной утвари.

Этот неповторимый храм уподобился островку родины для эмигрантов, местом общения, поклонения, паломничества.

Между двумя войнами

Особую немаловажную роль в судьбе культового строения сыграл протоиерей Н. Рыжков. Умолчать о нем нельзя. Благодаря его усердию здание становилось краше, величественней, прочнее: покрылись медью меньшие звоны, оцинкованным железом – крыша. Умный, образованный, он создал в подвальном помещении библиотечный фонд, читальный зал, куда граф М. М.

Толстой (старший) презентовал собрание произведений классиков. Сюда отец Николай радушно приглашал всех желающих на чаепитие, сопровождавшееся сердечной беседой, превратив собор в центр духовности.

К сожалению, он не избежал ареста, заключения в казематах Вены (около 2 лет), смертного приговора через повешенье только за то, что проповедовал мир – не насилие, любовь – не злобу, был истинным последователем христианской религии. Только вмешательство короля Испании Альфонса уберегло священнослужителя от казни.

Его обменяли на униатского митрополита Андрея (Шептицкого). Тюрьма не только давила тягостными воспоминаниями, но и сильно подорвала здоровье. Прожив на свободе 3 года, страдалец умер в Петрограде (1920 г.). Первая мировая принесла опустошение, закрытие, забвение.

После ее окончания литургии проводились исключительно по праздничным дням и воскресеньям священниками из Праги. В 1938 г. Гитлер въехал в град, заявив во всеуслышание, что это исконно немецкая территория. Разрушений не произошло – политиканы сдали страну, однако, немало жителей пострадало.

В «хрустальную» ночь нацисты провели еврейские погромы, убивая, насилуя, уводя в концлагеря. Над всем этим безумием молчаливо возвышался собор, как бы призывая образумиться, утихомириться, опомниться.

После разгрома фашистов распахнула дверь духовная семинария (1948 г.). 1951 г. принес для общины автокефалию, 1979 г. ознаменовался возвращением в лоно материнской Московской Патриархии в качестве Подворья Русской Православной Церкви.

Жизнь продолжается

Глобальная реставрация 1980 – 87 гг. обновила фасад. Золотом засияли купола. Появились замечательные росписи местного иконописца Милана Крауза, мастеров кисти В. Ф. Виноградова, Б. В. Андреева, С. А. Мерзлякова. Приоритет отдали древнерусской манере письма.

Издалека четко выделяются выписанные в арках, на главном купольном барабане, в парусах изображения праведников. Восстановили библиотеку, открыли воскресную школу. Здесь множество русскоязычных детей, нуждающихся в приобщении к родной культуре, дабы не обернулись на манкуртов.

Их знакомят с историей, непременно ведут к горельефу “Петр и каменщики”, расположенному на восточной стене постройки, показывают неимоверно роскошное паникадило из граненых кусочков хрусталя. Дрожащее пламя 132-х свечей порождает мириады бликов, трепещущих на стеклянных деталях.

Детишек учат молиться, слушать музыку, хоровое песнопение.

Важно – не забывать о своих корнях. Всегда надо помнить, что мы приходим в этот бренный мир с пустыми руками, так и уходим, и каждому воздастся по его делам. Поэтому никогда не зарастет дорога, ведущая к храму, тем более, находящемуся в зарубежье, ибо только в нем любой способен ощутить себя частицей всеобъемлющей веры, мощной энергии любви, не подвластной времени.

Источник: http://lions-guides.ru/Czech-Republic/sights-of-the-Karlovy-Vary/Peter-and-Paul-Cathedr

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.