Церкви в Болгарии

Содержание

Болгария

Церкви в Болгарии

Материал из Азбука паломники

Храм-памятник Рождества Христова в Шипке

Болга́рия (болг. България), полная официальная форма — Респу́блика Болга́рия (болг. Република България [rɛˈpublikɐ bɤ̞lˈɡarijɐ]) — государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас
  • Русе

Православие в Болгарии 

Православие в Болгарии — одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V—VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал.Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви — самой многочисленной православной организации страны.

Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви.

а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством.

В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю.

В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию — 240 левов.

В больших городах священники могут получать 1500—2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Болгарская Божественная Литургия

БЛАГОДАТЬ (Православные Соборы и Храмы Москвы)

Православный храм на Севастопольском проспекте (Ясенево), Москва

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F

Болгарская православная церковь – древо

Церкви в Болгарии

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты.

Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян.

Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.
Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

См. также Епископат Болгарской Православной Церкви; Исторические епархии Болгарской Православной Церкви

Исторический очерк

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен.

По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал.

В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам.

Однако в VIII – IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 864 (865?) году, при святом князе Борисе I (+ 907).

В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году – Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в.

Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии.

Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата.

По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский.

По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

Предстоятели

[6]

Архиепископы

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий

Патриархи

  • Дамиан (927 – после 971)
  • Герман (кон. X в.)
  • Филипп (кон. X в. – нач. XI в.)
  • Давид (1016 – 1018)
  • Иоанн (1018 – 1019)
    • см. далее архиепископов Охридских

Архиепископы Тырновские

  • Василий I (1186/87 – после 1230)
  • Виссарион

Патриархи Тырновские

  • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
  • Василий II (1246 – ?)
  • Иоаким II (ок. 1265)
  • Игнатий (до 1273 – после 1277)
  • Cщмч. Макарий
  • Иоаким III (1280-е – 1300)
  • Дорофей
  • Роман
  • Феодосий I (ок. 1337)
  • Иоанникий I
  • Симеон (ок. 1346)
  • Феодосий II (ок. 1348 – ок. 1360)
  • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х – ок. 1375)
  • Свт. Евфимий (1375 -1393)

Экзархи Болгарские

  • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
  • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 – 17 июня 1877)
  • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 – 20 июня 1915)
    • Парфений (Иванов) (1915 – 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
    • Василий (Михайлов) (июнь 1918 – октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Максим (Пелов) (22 октября 1921 – 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
    • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 – 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
    • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 – 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
    • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 – 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
  • Стефан (Шоков) (21 января 1945 – 6 сентября 1948) митр.

    Софийский

    • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 – 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Паисий (Анков) (4 января 1949 – 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

Патриархи Болгарские

Исторические титулы предстоятеля

  • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 – упом. 2013)

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис – креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) – создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) – один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей – преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Статистика

  • 1999 – 8 млн. членов [7]
  • кон. 2008 – ок. 2600 приходов; ок. 1500 священников; в Болгарии 120 монастырей с около 200 монашествующих [3]
  • 2011 – в Болгарии 4 374 135 “восточноправославных” [8]

Учебные заведения

  • Софийская духовная семинария
  • Пловдивская духовная семинария

Внешние связи

Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

Литература

  • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, Москва, 1999, 693.

Использованные материалы

[1]  Например по юлианскому календарю живёт Харпер-Вудский Саввинский монастырь.

[2]  “около 1500 священников” согласно статье “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F

[3]  “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F

[4]  “120 монастырей в стране” согласно статье “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F. В то же время количество монастырей Болгарской Церкви за границей не превышало двух-трёх.

[5]  По переписи населения Болгарии 2011 года, http://censusresults.nsi.bg/Census/Reports/2/2/R10.aspx, в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, “восточноправославными” записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

[6]  Основа списка предстоятелей – ст. Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., “Болгарская Православная Церковь”, Православная энциклопедия, т. 5, с. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/149675.html

[7]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

[8]  По переписи населения Болгарии 2011 года, http://censusresults.nsi.bg/Census/Reports/2/2/R10.aspx, в которой ответ на вопрос о религии был необязательным.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15.html

Религия в Болгарии. Болгарская православная церковь. Армянская апостольская церковь. Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии

Церкви в Болгарии

Республика Болгария в современном мире является светским государством. Право человека на свободу в выборе религии закреплено в конституции страны. Традиционно большинство жителей (около 75 процентов) считают себя приверженцами православия. Также в Болгарии распространены протестантизм, католицизм, иудаизм и ислам.

Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы.

В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке.

Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей.

находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет.

Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Иудаизм

Иудеи издавна встречались на территории Республики Болгария. Еврейский народ жил во Фракии еще во времена существования Римской империи. Об этом свидетельствуют найденные археологами руины синагог в некоторых провинциальных городах и поселках. Особенно массовое переселение евреев в Болгарское царство началось с VII века.

Народ, терпевший гонения в Византии, искал более спокойных мест для жизни. Определенные права пообещал иудеям султан Османской империи, надеясь, что они помогут обогатить государство. В то время возникли три крупные еврейские общины: Ашкеназы, Сефарды и Романиты. Со временем права евреев сравнялись с правами обычных граждан Болгарии.

Они служили в рядах армии, принимали участие в войнах.

После Второй мировой иудеи стали массово переселяться в Израиль. Уехали более 40 тысяч человек. На сегодня численность приверженцев иудаизма составляет всего одну сотую долю процента. При этом синагоги сохранились во многих городах Болгарии, действующих – только две.

Величественная Софийская синагога была открыта в 1909 г. Это необычное архитектурное сооружение построено в стиле Мавританского возрождения. Богатые интерьеры украшает тяжелейшая люстра весом в 1,7 тонны. Находится здание в центральной части города.

Вторую синагогу Болгарии можно увидеть в г. Пловдиве.

Христианство в Болгарии

Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.

В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов. Постепенно отношение к религии в Болгарии стало терпимым.

К концу прошлого века появилось огромное количество сектантских движений, общин. Сейчас, несмотря на то что большая часть населения относит себя к христианам, люди стали менее религиозны, реже посещают церковь, практически не соблюдают религиозные обычаи, посты.

Главой Болгарской православной церкви является Патриарх, в принятии некоторых важных решений участвует Синод митрополитов.

Протестантизм

Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки.

В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов.

Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане.

Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы.

Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

Армянский апостолизм

Апостольская церковь армян также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г.

С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы.

В их числе – церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

Источник: http://fb.ru/article/354029/religiya-v-bolgarii-bolgarskaya-pravoslavnaya-tserkov-armyanskaya-apostolskaya-tserkov-kafedralnyiy-sobor-sv-aleksandra-nevskogo-v-sofii

Христианство и православие в Болгарии

Церкви в Болгарии

Болгария — колыбель славянской письменности и культуры и первая славянская страна, принявшая христианство, в православном варианте.
С тех пор, как произошли эти события, прошло много столетий. И многими это может восприниматься сейчас как далёкое прошлое, как что-то ушедшее в глубь веков. Но не в Болгарии.

При знакомстве с Болгарией сразу бросается в глаза и впечатляет одна особенность этой страны. Здесь очень распространено называть разные географические жизненные реалии именами святых — места, города, улицы, площади, какие-то общественные здания и учреждения, университеты, школы, больницы, библиотеки… Такие названия встречают тебя повсеместно на каждом шагу.

Ты приезжаешь в район города, который называется район Святого Николая, идёшь по улице Святого Георгия, она ведёт тебя на площадь святого Петра, а там стоит больница святой Анны, а дальше школа святой Терезы, а около неё библиотека святого Климентия, и так везде… Я сама живу на курорте, называемом Святой Константин и Елена, рядом со мной в соседнем доме — гостиница Святая Елена, а дальше гостиницы Святой Пётр и Святой Николай, а рядом с ними жилой дом с частными квартирами, называемый Святая Екатерина. Рядом с курортом расположены два хоспеса для пожилых людей, святая Магдалина и святой Николай. Дальше город Варна, где на каждом шагу в каком-то районе или улице какие-нибудь святые. А в другую сторону по побережью есть ещё курорт Святой Влас. И так везде. Святые окружают тебя в Болгарии повсюду, куда бы ты не пошёл, они рядом с тобой, и я уже привыкла жить в их соседстве, как среди своих добрых знакомых, и под их незримым покровительством. Это не просто названия, это не просто география — это создаёт совсем другое, особое ощущение жизни, ощущение христианства не историей, а чем-то живым, живущим рядом с тобой, живущей истории, и необыкновенное ощущение превращения географического пространства в историко-культурное пространство. Само пространство вокруг тебя становится иным, необыкновенным. Земля, по которой ты ступаешь, становиться не просто землёй — она становится материальным и живым воплощением истории и культуры. Ты живёшь как бы внутри пространства культурологического, а не географического, внутри культуры, а не просто страны. Тебе как будто на каждом шагу напоминают о твоих истоках, откуда ты родом, и ты начинаешь жить с этой памятью и этим ощущением христианства рядом с тобой всегда, что меняет сознание и ощущение жизни. И это не имеет отношение к религии и религиозным взглядам человека — речь идёт о культуре, а все мы, верующие и не верующие — дети христианской культуры, которая является нашим историческим базисом. Это проявляется в Болгарии не только в названиях. Это как-то проявляется во всей жизни, трудно выделяемое в какие-то конкретные черты. Здесь христианство и христианская культура — не книги и учебники, не иконы в церкви — здесь оно в жизни, с тобой на каждом шагу. Ни в какой стране мира, включая и Россию, я не испытывала этого чувства живой истории и культуры рядом с тобой, живое присутствие христианства рядом с тобой, на каждом шагу, в твоей повседневной жизни, ощущения жизни не просто в какой-то стране, а в христианском историко-культурном пространстве. Да, у нас стоят в городах и деревнях храмы, и они во всех странах Европы стоят — но это не то, одних храмов не достаточно для такого ощущения. В Болгарии это как-то по-особому, и даже стоящие церкви и монастыри тут по-другому воспринимаются, с большим ощущением воплощения истории. И кажется, ты живёшь как-то по-другому. Ты, может, не можешь чётко объяснить самому себе, как и в чём это выражается. Но как будто у тебя здесь, в этом особом пространстве, какая-то другая особая жизнь.

И удивительно то, что эта христианская культура была сохранена, причём в таких зримых и живых формах жизни, не только за период коммунизма, но и в особых драматических обстоятельствах истории Болгарии — в условиях многовекового порабощения и угнетения мусульманской Турцией. Сохранение своей культуры в такой тяжёлой исторической ситуации — это просто культурный подвиг болгарского народа, аналогов которому нет больше в мировой истории.

Роль православной церкви в Болгарии совершенно особая, тоже не имеющая аналогов в истории никакой другой страны.

В связи со спецификой болгарской истории — длительной оккупацией Турцией, мусульманской страной, проводившей агрессивную политику исламизации, подавления христианства и уничтожения национальной культуры, в Болгарии, как ни в какой другой стране мира, церковь являлась важным символом национального самосознания, духовной и культурной идентичности народа. Болгарская православная церковь способствовала развитию образования, письменности и литературы, была покровительницей искусства и ремёсел.

В Болгарии, небольшой стране, насчитывалось около 500 монастырей. Болгарские монастыри сыграли большую роль в борьбе против турецкого ига и сохраненния национальной культуры.

Здесь сохранялись библиотеки болгарской литературы, что была очень важным фактором сохранения национальной культуры, в монастырских библиотеках хранилось много значительных, редких и порой нелегально изданных книг. Их сохранение позволило Болгарии после освобождения от турецкого ига возродить свою культуру, вернуться к своим истокам.

Длительное время в период турецкой оккупации школы на болгарском языке существовали только при монастырях, светских школа вообще не было. Деятели церкви стояли у истоков создания болгарской культуры. Сама славянская письменность была создана монахами Кириллом и Мефодием, и с целью перевода библии и других религиозных книг на болгарский язык.

Большую роль в развитие литературы и образования сыграл их ближайший ученик и сподвижник, продолжавший их дело создания славянской письменности, священник и потом епископ и одновременно писатель Климент Охридский, чьим именем назван главный университет Болгарии в Софии.

Как считают некоторые учёные, он окончательно создал кириллицу, переработав первоначальный вариант азбуки, созданный Кириллом и Мефодием, называвшейся глаголица. Его труд «О письменах» посвящён истории создания славянской письменности.

Он и другой ученик Кирилла и Мефодия Горазд Охридский создали известные литературные школы в Плиске, Охриде и Преславле, их труды были известны и популярны и на Руси.

Первая книга по болгарской и вообще славянской истории «Болгаро-славянская история» была написана монахом Паисием Хилендарским, и эта книга не только позволила болгарскому народу узнать о своей великой и достойной истории, но стала началом духовного возрождения и самосознания болгарского народа.

Неофит Рильский, настоятель Рильского монастыря — один из ведущих деятелей болгарского национального возрождения, основоположник современного болгарского образования, создал первую грамматику современного болгарского языка, которая стала основной создания современного преподавания болгарского языка, возглавил первую школу, где обучали на болгарском языке. Другие деятели церкви также были крупными просветителями и деятелями болгарского национального возрождения, внесли большой вклад в развитие болгарской литературы, формировании болгарского литературного языка, развитие книгопечатания и образования, в их числе основатель Охридского монастыря переводчик священного писания Наум Охридский, епископ и писатель Софроний Врачанский, основатель Килифаревкого монастыря — крупного духовного и образовательного центра — Феодосий Тырновский и др.

памятник Паисию Хилендарскому в Софии

Но более того: поскольку борьба за национальное освобождение была одновременно и борьбой за сохранение своей религии против насильственного насаждения ислама, болгарская православная церковь всячески поддерживала освободительное движение.

В монастырях, как правило, расположенных в уединённых местах, в горах и лесах, скрывались революционеры-подпольщики, партизаны, боровшиеся против турецких захватчиков. Многие деятели болгарской православной церкви сами состояли в тайных обществах освободительного движения.

В связи со своей особой ролью в истории страны монастыри и болгарская православная церковь в целом всегда пользовались большим уважением в болгарском народе. Даже коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Болгарской православной церкви, почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено, все церкви, все монастыри сохранены.

Болгарская православная церковь пользуется уважением болгарского народа и сейчас. В монастырь Святых Констанина и Елены, около которого расположен мой дом, на религиозные праздники приходит много прихожан.

Святые, наиболее почитаемые в Болгарии

Самым почитаемым святым Болгарии является святой Георгий, что объясняется опять же её драматической историей: за время многовековой борьбы с иноземной и религиозной оккупацией Святой Георгий воспринимался как покровитель воинов, борющихся с захватчиками, вдохновляющий их на борьбу.

Поэтому в Болгарии особо почитаются все святые, традиционно считающиеся покровителями воинов, например, святой Дмитрий и другие, но Святой Георгий особенно, как самый главный покровитель военных. Ему посвящено большое количество храмов и монастырей. Георгий — самое популярное мужское имя в Болгарии.

День святого Георгия 6 мая отмечается широко и был назначен днём Болгарской армии, аналогичным нашему 23 февраля, это праздничный нерабочий день.

Святой Николай — самый почитаемый святой в России — также широко почитается в Болгарии, ему посвящены многие храмы и географические названия.

Почитается также Святой Влас (Власий Севастийский ок. 316), именем которого был назван другой известный курорт Болгарии, он был епископом города Севастия в римской провинции Каппадокии, считается покровителем торговцев и скотоводов, и животных, так как исцелял зверей, его канонизировали как мученика, который претерпел много мук и испытаний за христианскую веру.

Очень почитаются святые Константин и Елена, именем которых назван курорт в окрестностях Варны, где я живу, и где сохранился их средневековый монастырь. О жизни и деятельности этих святых можно прочесть в другой статье сайта «Святые Константин и Елена».

монастырь святых Константина и Елены на курорте Святой Константин и Елена

Сан святых получили также выдающиеся исторические личности Болгарии:

это прежде всего сделавший христианство государственной религией страны царь Борис Первый (865 год) и создатели славянской письменности монахи Кирилл и Мефодий, их ученики и сподвижники Климент и Наум Охридские, основатель Рильского монастыря Иоанн Рильский, религиозные деятели — культурные просветители, о которых писалось ранее — Паисий Хилендарский, Наум Охридский, епископ Софроний Врачанский, Феодосий Тырновский.

Христианские мученики Болгарии

Также история христианства в Болгарии имеет святых почитаемых как христианские мученики.

Енравота (Боян, Воин).
Первый болгарский мученик. Он был сыном хана Омургата, правителя Болгарии с 814 по 831 год. После смерти хана престол наследовал брат Еравоты. Сам Енравота принимет крещение от греческого священника Кинама, заключённого в тюрьму, и просит брата освободить его. Его брат язычник казнил его за отказ отречься от христианской веры.

Анастасий Струмицкий (болг. Спас Струмски (Солунски)
родился в 1794 году, был оружейником, турецкие власти потребовали от него произнести мусульманское исповедание веры, за отказ заключили в тюрьму, пытали и приговорили к казни, он скончался на пути к казни от ран.

Георгий Кратовский (1487 — 1515 г.)
Он прожил всего 17 лет. Он был юношей из бедной семьи. В то время турки насильственно забирали часть мальчиков из болгарских семей, увозили их в Турцию и заставляли вступать в турецкое войско.

От Георгия потребовали вступить в турецкое войско и принять ислам, а также жениться на мусульманке. Но юноша отказался и даже проклял Мухаммеда. Мусульмане судили Георгия, обвинив в богохульстве, и бросили в тюрьму, где долго пытали, и не сумев заставить Георгия сменить веру, сожгли заживо на костре.

Турки отказались отдавать тело болгарам-христианам, и те ночью тайно выкрали тело, похоронив его. Канонизация Георгия состоялась в 1549 году при митрополите Московском Макарии. Святой почитался также на Руси как символ борьбы христиан против исламского угнетения.

Его мощи побывали в XVII веке в Москве, а уже с XVI века стали писаться иконы с изображением святого.

Злата Могленская
Среди болгарских мучеников есть и женщина — Злата Могленская, красивая девушка из бедной сельской семьи, она приглянулась одному турку, который похитил ее и заставлял перейти в ислам, но она не согласилась. В наказание за это иноверцы подвергли Злату пыткам, повесив на груше, изрубили ее тело саблями.

епископ Евгений Босилков
К лику мучеников Болгарии был причислен уже в 20 веке болгарский католический епископ Евгений Босилков (1900-1952). При коммунистической власти он был заключен под стражу и подвергся пыткам, обвиняясь в заговоре католической церкви против свержения коммунистического режима. Не добившись от него признаний, его расстреляли.

Болгарский святой в Русской православной церкви

Святитель Киприан — митрополи́т Киприа́н (ок.

1330 — 16 сентября 1406) — митрополит Киевский и всея Руси и Литовский, единственный из митрополитов Владимиро-Московской Руси XIV века христианский политический деятель, не подчинившийся власти Золотой Орды, писатель, редактор, переводчик и книгописец — по происхождению болгарин из знатного болгарского рода, родившийся в г Велико-Тырново, в то время столице Болгарского царства. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где стал келейником константинопольского патриарха, и был послан с важной миссией на Русь для примирения примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексием, что было важно для укрепления единства всего православного мира. В Руси сыграл большую роль в организации борьбы с татаро-монголами и стал митрополитом всея Руси.

 ВСЕ СТАТЬИ О БОЛГАРИИ      ВИДЕОЗАПИСИ БОЛГАРИЯ   

СОФИЯ     ПЛОВДИВ

О ДРУГИХ СТРАНАХ      РОССИЯ       КРЫМ        СТАТЬИ НА ДРУГИЕ ТЕМЫ

Источник: https://afonskaya.ru/puteshestvia/bolgariya/hristianstvo-i-pravoslavie-v-bolgarii/.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.