Церкви в Астрахани

Астрахань (храмы)

Церкви в Астрахани

Материал из Азбука паломники

Астрахань

Успе́нский собо́р — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.

Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон.

Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

Адрес: город Астрахань, улица Тредиаковского, дом 2, Кремль.

Телефоны канцелярии: +7 (8512) 44-46-47, +7 (8512) 44-39-47

Библиотека: +7 (927) 558-09-80

Проезд: на любом транспорте, маршрут которого проходит через центр города (остановки пл.Ленина, пл.Октябрьская).

Подробнее…

Покровский кафедральный собор (Астрахань)

Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума.

Север Болдинского острова оказался очень удобным вфортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных.

По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта»,митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи.

Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям.

В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане».

В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви.

Адрес: Россия, г. Астрахань, ул. Пл. Покровская д.6

Подробнее…

Храм апостола Андрея Первозванного (Астрахань)

Строительство церкви началось в 2007 году. Тогда специалистами инженерно-технического центра ООО «Газпром добыча Астрахань» был разработан проект.

В 2009 году документация прошла строительную экспертизу, и было получено разрешение на начало работ.

В 2011 состоялось торжественное освящение и возведение четырех малых куполов, в 2013 – освящение и монтаж колоколов, в 2016 – освещение и монтаж центрального купола и креста. Все работы велись на средства меценатов.

Глава администрации города Олег Полумордвинов отмечал: «Микрорайон им. Бабаевского – территория, где живет много газовиков, и знаково, что именно предприятие «Газпром добыча Астрахань» стало инициатором и главным исполнителем работ по возведению здесь храма.

В администрацию города поступало много обращений от жителей с подобной просьбой, и вот теперь после завершения строительства, появится еще один объект, нужный людям.

«Газпром» является нашим стратегическим партнером в реализации многих социальных проектов, и я хочу сказать спасибо коллективу предприятия за вклад в благоустройство Астрахани».

Адрес: Росиия, Астраханская область,г. Астрахань, ул: 1-й Сенной пер., 11, индекс:414032

Телефон: +7 (8512) 55-06-71

Подробнее…

Свято-Троицкий собор (Астрахань)

Троицкий собор (Астрахань) начинает свою историю еще с 1576 года, когда игумен Кирилл был послан Иоанном Грозным в астраханские земли для построения им храма Николы Чудотворца. Игумен Кирилл – первый православный миссионер в астраханском крае, сам выбрал место под строительство монастырского собора.

Об этом свидетельствует грамота Царя Ивана Васильевича, в которой написано, что игумен Кирилл «в монастыре общую обитель построил, и храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажен, да поставил двенадцать келий, да хлебню, да поварню и ограду круг монастыря досками огородил».

Также игумен Кирилл соорудил храм Пречистыня Введения и храм Николы Чудотворца.

В 1603 году при игумене Ионе на средства монахов Троицкого монастыря в Астрахани был построен каменный собор. Однако в 1623 году пожар обрушился на территорию Астраханского кремля, в том числе, выгорел почти весь Троицкий монастырь (Астрахань). После пожара собор был полностью восстановлен, а на 17 век приходится настоящий рассвет Троицкого собора в Астрахани.

Адрес: г. Астрахань, Астраханский кремль

Подробнее…

Владимирский собор (Астрахань)

Решение о строительстве собора было принято Городской Думой Астрахани 8 июня 1888 года под председательством В. М. Лазаревского. Храм строился в честь 900-летия крещения Руси, как памятник этому знаменательному событию.

Городская Дума приняла решение строить его в шестом участке города Астрахани, где проживало около 11 000 православных христиан. По всем вопросам строительства собора была создана комиссия, куда входили гласные Городской Думы. Они выбрали место будущего храма, на берегу Затона.

Само место находилось в центре шестого участка и являлось большим пустырём. Также на выбор места строительства повлияло то, что собор будет воздвигнут на границе русской и татарской слобод.

В этом случае храм будет выполнять миссионерские функции по приобщению татар-мусульман к православию, а также способствовал бы их ознакомлению с православным богослужением, крестными ходами, торжественными православными празднествами.

Проект петербургских гражданских инженеров В. А. Косякова и Н. Э. Икавитца был признан комиссией наиболее достойным на заседании 10 сентября 1890 года.

Храм должны были строить в год 900-летия крещения Руси, но из-за целого ряда проблем, таких как: медленный сбор пожертвований, неурожайный для России 1891 год, эпидемия холеры в Астрахани 1892 года, само строительство началось только в 1895 году.

Адрес: ул. Генерала Епишева, 4, Астрахань, Астраханская обл., Россия, 414024

Телефон: +7 851 239-48-73

Подробнее…

Храм Иоанна Златоуста (Астрахань)

Иоанно-Златоустовский приход образован в 1763 году в Безродной Слободе и состоял из поселившегося здесь «беглого люда» православных христиан, на окраине компактного проживания мусульман.

По просьбе малоимущего населения в Безродную Слободу был перенесён от Крестовоздвиженской церкви (где ныне установлен Поклонный Крест св. равноап. Кириллу и Мефодию) г. Астрахани, упразднённый, обветшалый храм в честь св. Иоанна Златоуста.

По завершении ремонтных работ в нём совершались богослужения до постройки нового (ныне существующего) каменного храма 1817-1826 гг.

По мере роста православного населения возникла необходимость расширения каменного храма за счёт приделов. Так, до 1903 года храм неоднократно увеличивал площадь за счёт реконструкции – расширения боковых приделов, отчего получил крестообразную форму с тремя просторными алтарями:

Центральный в честь св. Иоанна Златоуста

Правый в честь Толгской И.Б.М.

Левый в честь св. апостола Иоанна Богослова.

Адрес: Российская Федерация, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Донбасская, 61. Почтовый индекс 414045

Телефон: 51-77-10

Подробнее…

Храм Преображения Господня (Астрахань)

Храм Преображения Господня был построен по инициативе казачества. Первый, деревянный, храм был построен в 1865 году, а второй, – каменный, трехпрестольный – в 1885 г.

Храм был построен в древнерусском стиле, с двухъярусной колокольней. Внутренне убранство было роскошным. По отзывам современников, «Спасо-Преображенский храм мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе».

1923 г. храм пытались захватить обновленцы, но обновленческого епископа не пустили в церковь прихожане. В 1938 храм закрыли, уничтожили иконостас и роспись. В 1943 г. архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Церкви отобранных храмов. 13 января 1945 года Спасо-Преображенский храм был передан общине верующих.

Адрес: 414006 Астраханская область, Астрахань, ул.Печенегская/ул. Аристова/пер. Чугунова, 20/36/21

Телефон: +7 (8512) 56-18-48

Подробнее…

Свято-Казанский храм (Астрахань)

Первая Казанская церковь появилась в Астрахани в 1614 году , когда город, захваченный шайкой атамана Ивана Заруцкого , был освобождён войском , несшим список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери.Тогда этот храм находился под кремлёвскими вратами , на месте Пречистенской колокольни.

Новый Казанский храм за рекой Кутум стал строиться в 1758 году.Освятили его в 1769 году.

Впоследствии на его месте был выстроен современный величественный Казанский храм.

Освящён он был 22 октября 1907 года.При храме были устроены боковые приделы в честь Трёх Святителей и святых: великомученика Харлампия , святителя Феодосия Черниговского и преподобного Серафима Саровского.

В послереволюционные годы храм постигла печальная участь. Он был разграблен ив 1923 году окончательно закрыт. Эта святыня была обезглавлена (снесли несколько глав и разрушена колокольня). Поруганный храм использовали как зерносклад, потом под склад импортной обуви.

Богослужения в храме начались 15 июня 1991 года, когда Преосвященнейший епископ Филарет отслужил в нем первый молебен.

Адрес: ул. Чехова, 10А, Астрахань, Астраханская обл., Россия, 414040

Телефон: +7 851 251-92-80

Подробнее…

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C_%28%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B%29

Астрахань -1838. Часть 2. Храмы

Церкви в Астрахани
elena_pimНачало здесь.Итак, на рисунке братьев Чернецовых изображена Астрахань 1838 года. Обратите внимание, как удачно выбрано художниками место для работы (недалеко от слияния Варвациевского канала и Кутума), и сколько местных достопримечательностей попадает в их поле зрения с этой точки.

Возможно, помогли знающие астраханцы – непросто так сноровисто сориентироваться приезжим в незнакомом городе. Приблизительное место расположения художников я отметила на карте зелёной звёздочкой:Канал делает резкий поворот влево, и перед зрителем предстает центральная часть города (посад, или Белый город) со стороны Варвациевского канала.

Известно, что Чернецовы старались передавать точно и достоверно свидетельства своей эпохи, так что мы в свою очередь можем постараться что-то узнать на картине. Это не так просто осуществить с домовыми строениями (большинство из них давно перестроено), зато храмовые сооружения значительно дольше сохраняют и свой внешний вид, и память о себе. На них и будем ориентироваться.

У меня получился следующий список:

Легко узнаваем Римско-католический костел с правой стороны рисунка. С тех пор он практически не изменил внешний вид:

С левого краю – Армянский собор Петра и Павла. Хотя он был разрушен в советские годы, но мы знаем, как он выглядел, благодаря старым фотографиям:

Троицкая церковь тоже не сохранилась, но расположенный рядом мост до сих пор называется Троицким; Троицкая улица, в начале которой располагался храм, ныне переименована в Псковскую.

Троицкая церковь:

Между Армянским Петропавловским собором и Троицкой церковью мной предположительно обозначена Петропавловская церковь (не сохранилась). Она находилась где-то в районе площади Шаумяна и выглядела следующим образом:

Правее Петропавловской церкви – башня. Вероятнее всего, это Крымская башня кремля.

Без всяких сомнений можно узнать Успенский собор (сохранился) в кремле и Пречистенскую колокольню архитектора Луиджи Руска. Колокольня сейчас другая, т.к. эта дала крен и была разобрана в 1899 году.

Слева от Успенского собора – Архиерейский дом (сохранился), и даже можно разглядеть соединяющий его с собором переход с башенкой. Переход к настоящему времени не сохранился, но про него и про эту башенку нам любят напоминать краеведы. Сохранились фотосвидетельства и колокольни Руска, и перехода (фото 1894 г):

Правее колокольни в поле зрения попадает Входо-Иерусалимская церковь (не сохранилась) – такой острый шпиль был на её колокольне:

А это фото Входо-Иерусалимского храма можно назвать прощальным:

Надо сказать, что точно на уровне с Входо-Иерусалимской (точнее, перед ней – по отношению к художникам) должна располагаться Знаменская церковь.

Но выглядела в то время она скромно, не так помпезно, как перестроенная пятиглавая на известных нам фотографиях.

Новая Знаменская частично сохранилась (без барабанов и колокольни), в настоящее время в ней располагается хлебозавод (на ул.Ленина).

Возможно на рисунке маленький барабанчик с главкой относится к старой Знаменской, но не уверена.

Хорошо узнаваема церковь Рождества Богородицы (снесена), которая считается первым астраханским храмом. Располагалась на пересечении ул.Советской и ул.Коммунистической на месте скверика Пушкина. Во время пребывания здесь Чернецовых, эта церковь являлась храмом Каспийской флотилии.

Церковь Николы Гостинного (несохранившаяся), что размещалась ранее на месте центрального универсама, при выбранном угле зрения должна была быть видна рядышком с храмом Рождества Богородицы с левой стороны. Там я её и отметила, хотя без особой уверенности. А выглядел храм так:

Справа от Рождественского храма – большой приземистый купол, скорее всего это виднеется храм Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, которому принадлежала и знаменитая ныне в Астрахани шатровая башня (на пересечении ул.Коммунистической и ул.Эспланадной). Храм не сохранился. Выглядел он так:

Ещё правее, рядом с преображенским куполом, вероятно, Смоленская церковь (несохранившаяся). У этой церкви была необычная архитектура – пирамидальными уступами. Находилась она на пересечении ул.Эспланадной и ул.Шелгунова – по этой причине ул.Шелгунова носила ранее название Смоленской.

А далее – Благовещенский женский монастырь, частично сохранившийся и поныне. Но по причине отсутствия у меня изображений этой обители во времена Чернецовых, а также нечеткости изображения на рисунке, все подписи сопровождаются вопросительным знаком.

К примеру, монастырская башня-колокольня (ныне разрушена), известная нам по дореволюционным открыткам, была построена значительно позже да к тому же на прикупленном у города участке. А как выглядела предыдущая и где располагалась, я не разобралась.

Часовня Николая Чудотворца:

В настоящее время она восстановлена, действующая:

Иоанно-Богословская церковь (снесена):

Главный же храм обители, церковь Благовещенья с приделом Параскевы Пятницы (в наши дни тоже уже отсутвтвующий), с выбранной художниками позиции закрывается Армянским Успенским собором. Только слева от Николаевской часовни проглядывает одна из его башенок с изящным куполом. На фото начала 20 века справа от колокольни – церковь Благовещенья, а слева – храм Иоанна Богослова:

Вид Армянского Успенского собора (не сохранен), который находился на месте нынешнего хачкара супротив женского монастыря, тоже озадачивает. Hа рисунке он должен быть в указанном мной месте, но на предреволюционных открытках выглядит несколько не так, как у Чернецовых: Чтобы собор перестраивался во временном промежутке от 1838 года до момента запечатления на приведенном фото, такой информации я не нашла. Возможно, на рисунке перед этим храмом располагается ещё и дом. В общем, остались сомнения, и поставлен вопрос рядом с названием.

И наконец – Крестовоздвиженская церковь. На рисунке Чернецовых она едва видна из-за барабана Католического Костела.

Церковь находилась в том месте, где сейчас поставлен крест-памятник Кириллу и Мефодию. Дома, что на фото справа, сохранились до наших дней, и по ним легко соориентироваться, где и как стояла церковь.

Сравните с современным видом: Зная это, можно довольно точно определить место работы художников: надо просто совместить Римско-католический костел с воображаемой Крестовоздвиженской церковью и берегом Варвациевского канала.

Ещё фото с храмом Воздвижения Креста Господня:

На этом фото справа от собора – Иоанно-Богословская и Благовещенская церкви женского монастыря, за храмом прячется католический костел (виден только центральный барабан с куполом), а далее – Армянский собор Петра и Павла.

|

elena_pimС ромовой начинкой – “вкус знакомый с детства”…

В общем, с малолетства пристращаемся

У знакомых такая история приключилась, ещё в советские годы. На праздник они пригласили своих друзей по-семейному, с детишками. Взрослые – за стол, дети – в детскую. И вдруг спустя какое-то время из детской стали доносится звуки нездорового истошного веселья. Родители забеспокоились и туда. А с детьми непонять что творится: всё перевернули, скачут, дурачатся, разрумянились и не поддаются утихомириванию… Мамаши-папаши в шоке и понять ничего не могут. А оказалось, кто-то из гостей принес коробку дефицитных конфет, хозяйка же, не разобравшись, отнесла её детишкам полакомиться. Ну а конфеты были с алкоголем. Пока ребятня не протрезвела, сладу с ними никакого не было. И праздник у взрослых не задался в тот раз.
Источник: https://elena-pim.livejournal.com/42530.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть