Церковь Вознесения Господня

Содержание

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

Особенности архитектуры

В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей.

Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом.

Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к.

церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов.

Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

Современное состояние

За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

Богослужения в храме

Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

Экспозиция храма

После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям.

Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного.

Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское».

Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков.

Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

Как добраться

Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Панорама храма Вознесения в Коломенском

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11848

Церковь Вознесения в Коломенском

Церковь Вознесения Господня

На высоком берегу Москвы-реки Вы увидите устремленное в небо и необычайно гармоничное сооружение – это церковь Вознесения в Коломенском. Памятник древнерусского зодчества, возведенный в XVI веке, стал первым шатровым храмом в России.

Точная дата закладки строения не установлена, но известно, что его освящение прошло в сентябре 1532 года во время правления Великого князя всея Руси Василия III.

Некоторые историки полагают, что храм был заложен в честь его сына, будущего правителя Ивана IV Грозного, рожденного за два года до этого события (для Василия III, перешагнувшего пятидесятилетний рубеж, рождение наследника было чрезвычайно важным и счастливым событием).

Церковь Вознесения – краткое описание

Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.

Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.

Архитектура

Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.

Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» – отделкой в виде многогранников.

Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы – вимперги.

Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.

В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.

В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.

Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.

Внутреннее убранство

Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое – около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.

Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.

Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.

Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.

Церковь Вознесения Господня – это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2019 г

  • В летний период (с 1 апреля по 29 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и субботы, с 10:00 до 18:00
    • По субботам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник – выходной день
  • В зимний период (с 30 сентября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник – выходной день

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2019 г

  • Для взрослых – 150 руб.
  • Для школьников и пенсионеров – 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ – бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно – бесплатно

Стоимость билетов на выставку «Тайны церкви Вознесения» в подклете в 2019 г

  • Для взрослых – 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров – 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ – бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно – бесплатно

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21287.htm

Церковь Вознесения в Коломенском. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

Церковь Вознесения, вид со стороны реки Москвы A.Savin, CC BY-SA 3.0

История

Возведена в Коломенском в 1528–1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного. Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. не могли.

По мнению С. А. Гаврилова, закладка церкви состоялась на два года раньше рождения и церковь не могла быть заложенной в благодарность Богу за рождение наследника, то есть не могла быть обетной. Храм возведен как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Церковь Вознесения ночью Святослав, CC BY-SA 3.0

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным.

Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».

Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины.

По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию.

Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14,4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден.

Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета. В связи с появлением подклета отказались от боковых приделов и от западного варианта звонницы. Для захода на второй ярус потребовались лестницы.

С осени 1528 до весны 1529 года, вероятно, переделывали макет.

Коломенское Marina Lystseva, GNU 1.2

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы.

К середине лета 1529 года все общие решения были приняты. Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г.

, когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника.

На дьяковскую церковь сориентировали нижний марш южного крыльца церкви Вознесения, отвернув ось крыльца от оси церкви Вознесения на 4 градуса. На этой главной оси и поставили звонницу окончательно.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр.

Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях.

Все эти работы были завершены к концу лета 1532 года:62. По летописным источникам освящение церкви произошло 3 сентября 1532 года митрополитом Даниилом в присутствии князя Василия III, княгини Елены и сына Ивана.
Церковь Вознесения Господня в Коломенском Ludvig14, GNU 1.2

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места».

Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы. При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки.

Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета. Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А.

 Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально.

Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа.

Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах.

Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами). Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей.

На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения.

При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см.

Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями.

В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I.

При строительстве дворца Александра I в 1825 году материал использовали от разборки дворца Екатерины II, в который также попали материалы от разборки дворца Алексея Михайловича.

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Архитектура

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест.

Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.

На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги.

На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.).

В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/11256-cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom/

Описание и архитектура храма Вознесения Господне в Коломенском

Церковь Вознесения Господня

Molitva.Guru > Храмы > Описание и архитектура храма Вознесения Господне в Коломенском

На берегу Москва реки в музее-заповеднике Коломенское находится чудо средневекового зодчества: церковь Вознесения Господнего.

Храм строили 4 года. С 1528 по 1532. Как говорит молва, его воздвигли в честь рождения сына Василия III Ивана Грозного.

Но это скорее вымысел, учитывая то, что Иван Грозный родился в 1530 году, ведь такой по масштабам проект за два года завершить было проблематично.

Скорее всего, Василий заложил постройку ещё в 1528 году, как дань богу, чтобы господь послал ему долгожданного наследника. Ведь долгое время царь с супругой оставались бездетной парой, что во времена самодержавия и преемственности власти было большой проблемой.

  • Кто построил храм
  • Характеристика стиля и особенности постройки
  • Интересные факты
  • Изменения после ремонтов и реставраций

В сентябре 1532 года состоялось её освящение, в этой церемонии участвовало всё царствующее семейство — сам великий князь Василий III, его молодая жена Елена Глинская и младенец Иоан.

Кто построил храм

Имя талантливого зодчего строившего храм установить до сих пор не получилось. Можно предположить, что архитектором являлся итальянец. Большинство историков считает, что церковь построил малоизвестный в то время зодчий Петро Аннибале.

В России он имел много имён — Петрок Малой, Пётр Фрязин. И приглашение его Василием III в Москву в 1528 году делает эту версию самой убедительной. Именно фамилия Фрязин убедила многих в том, что это некий псковский зодчий, построивший в Первопрестольной множество шедевров архитектуры. На самом деле это прозвище.

Таким образом именовали всех итальянцев на Руси.

Характеристика стиля и особенности постройки

Постройка — просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно.

Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:

  • ордер;
  • порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
  • прорисовка готических вимпергов.

Высота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.

Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой.

С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками.

Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.

Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.

Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни.

В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь.

Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.

Интересные факты

Постепенно, с утратой села Коломенского официального статуса действующей царской резиденции, храм утратил статус «домовый» и стал приходским. Это была летняя церковь, где служили от Пасхи до Покрова. А в советское время здесь проходили концерты духовной и классической музыки, если она была интересна с исторической точки зрения. Сейчас храм ожил: здесь совершаются богослужения.

В нижней части храма расположена композиция, посвящённая истории и реставрации церкви. С улицы посетитель попадает в западную палатку.

Это помещение возникло в XVII веке, когда пространство между опорными столпами обходной галереи было заложены кирпичом.

Здесь можно познакомиться с некоторыми конструктивными особенностями храма и материалами, использованными при его строительстве, а также старыми фотографиями.

Следующее помещение — церковный подклет или подцерковье. Толщина стен здесь достигает пяти метров. Обычно за ними хранили самое ценное. Возможно, там когда-то находилась казна Ивана Грозного.

Внутренний объём храма открыт на 42 метра, чтобы и внутри создавалось ощущение вознесения. Убранство того времени не сохранилось, лишь форма галерей имеет первоначальный вид. Как здесь всё выглядело в далёком 1532 году, остаётся только догадываться, но по заверению историков обстановка была красочной и богатой. И это неудивительно, ведь храм был молельным домом для царской семьи.

Самое интересное, что по легенде, где-то в храме находится великая библиотека Ивана Грозного, доставшаяся ему в наследство от византийской бабушки.

Изменения после ремонтов и реставраций

На протяжении существования строение были произведены следующие изменения:

  • перевёрнуты другой стороной плитки пола;
  • обновлены иконы и роспись;
  • сделан другой кирпичный парапет;
  • сняты белокаменные капители со столбов галерей;
  • с южной стороны сделан проём и вмонтирована дверь;
  • перелицованы другим кирпичом стены подклета.

Это только малая часть ремонтных работ. За свою историю здание претерпело значительные преобразования.

С 1994 года объект входит в список всемирного наследия Юнеско и охраняется этой организацией. Это указывает на то, что даже мировое культурное сообщество высоко ценит это архитектурное сооружение.

Церковь Вознесения является неоспоримым шедевром мирового зодчества. Даже спустя столетия, она не перестаёт удивлять своей совершенной гармонией и прекрасной энергетикой, которой пропитано всё вокруг.

Церковь Вознесения Господня

Источник: https://molitva.guru/hramy/opisanie-i-arhitektura-hrama-vozneseniya-gospodne-v-kolomenskom.html

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Церковь Вознесения Господня

  • История храма
  • Современное состояние
  • Святыни
  • Контакты и график богослужений

Храм имени Вознесения Господня на улице Большой Серпуховской был возведен 3 века назад, полностью восстановлен после закрытия большевиками, и сейчас является объектом культурного наследия.

История храма

Возведен Храм Вознесения Господня в Москве был 300 лет назад, на земле, которую отдал под деревянную постройку Данилов монастырь, а средства на строительство выделил царевич Алексей Петрович. Освещение верхней церкви произошло в 1700 году. Тогда, церковь находилась за пределами города, что объясняет ее название, а сейчас величественно возвышается в центре Москвы.

Церковь Вознесения Господня за Серпуховскими воротамиИнтересно! Воздвижение каменного собора началось во времена запрета строительства из камня в Москве, в 1709 году.

Читайте о других святых местах России:

Освящение каменного собора состоялось в 1714 году. Есть версии, что возведение каменной церкви остановилось из-за этого запрета Петра первого, но многие источники указывают на казнь царевича, как на причину заморозки строительства. После того как царевича задушили, полу достроенное здание простояло до 1756 года.

Восстановить возведение церкви удалось на деньги с пожертвований. Довести до конца строительные работы удалось только в 1762 году. В период 30-х годов XIX века в приходе появились новые пристройки: придел преподобного Сергия Радонежского и придел Николая Чудотворца.

В 1840 году появилась колокольня и одноэтажное здание, где находится трапезная.

В 1930-е годы, большевики разорили храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, разрушили колокольню, ограждение и заняли все помещения под государственные нужды.

В 1990 году, приход удалось вернуть в руки русского православия, в те годы настоятелем стал архимандрит Савва, насельник Данилова монастыря. В те годы велся активный ремонт зданий и восстановление церкви, велись реставрации заштукатуренных святых образов, внутренний лик убранства был утерян.

Сегодня, в старинном храме освящены несколько престолов:

Современное состояние

Храмов в честь завершающего этапа земного подвига Христа построено очень много, но именно это здание, построенное в стиле барокко, вызывает самые теплые чувства у Москвичей и паломников из других городов страны. Дивной красоты колокольня более трехсот лет украшает собой Замоскворечье.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами имеет величественный внешний вид, все внутреннее убранство: белоснежный иконостас, мозаичные иконы, множество святынь, поражает своей красотой.

Интерьер нижнего храма церкви Вознесения Господня

Сейчас, на территории церкви действуют:

  • более 10 лет открыта воскресная школа для детей от 4х до 14 лет, разделенных на две возрастные группы, сейчас насчитывается более 50 учеников;
  • музыкальная детская школа, где происходит обучение церковным песнопениям, молитвам, песням на тему времен года и т.д.;
  • курсы ИЗО для детей, где дети лепят поделки, делают поздравительные открытки, занимаются рукоделием;
  • курсы православия для взрослых;
  • ведется активная социальная деятельность в больницах;
  • паломничество детей и взрослых с посещением музеев Москвы и других городов;
  • на территории прихода находится действующий приют с домовым храмом;
  • в церкви периодически проводятся театральные встречи.

К сожалению, факт нахождения храма в центре мегаполиса, мешает наслаждаться его внешним видом целиком, так как вокруг всегда ведется строительство.

Святыни

Святыни в православии почитаются церковью, бережно хранятся в соборах и имеют большое значение для верующих и духовенства. В вознесенском храме за Серпуховскими воротами находится большое количество святынь:

  • Иерусалимская икона Божией матери;
  • Туринская плащаница;
  • икона прп. Алексия, человека Божия;
  • икона Николая Чудотворца с частицей гроба;
  • икона прп. Сергия Радонежского;
  • животворящий крест с частицей гроба Христа;
  • икона князя Петра и княгини Февронии с частицей мощей;
  • икона Серафима Саровского;
  • икона «Ветхозаветная Троица»;
  • икона князя Александра Невского;
  • частица Животворящего креста Господня;
  • частица гроба Господня;
  • Иверская икона Божией матери;
  • 9 мучеников Кизических;
  • образ иконы «Неупиваемая чаша».

Читайте о других почитаемых святынях:

Данная церковь является хранилищем большого количества святынь, входя внутрь чувствуется величие и духовная сила.

Контакты и график богослужений

Каждый день, в храме служат литургию в 8 утра и вечерню в 17 00, по выходным литургия начинается в 9 00 и по воскресеньям служат вечерню с акафистом в 17 00.

Совет! Узнать подробный график проведения богослужений на праздники и соборований можно на официальном сайте прихода — http://www.voznesenie.ru.

Настоятель — протоиерей Татаринцев Константин Юльевич, духовенство: иерей Виктор Капинос, иеромонах Паисий, игумен Алексий, протоиерей Александр.

Храм Вознесения Господня находится по адресу: ул. Большая Серпуховская, 24/21 А. Телефон — 8 (495) 236 — 81 — 27.

Часы работы: ежедневно с 7:30 до 20:00.

Колокольные звоны в храме Вознесения за Серпуховскими воротами

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-vozneseniya-gospodnya-za-serpuhovskimi-vorotami.html

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история, современное состояние и контакты

Церковь Вознесения Господня

Pravoslavie.Guru > Церкви > Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами был построен в конце XVII – начале XVIII веков. Несмотря на закрытие в советское время, церковь сохранилась и вновь открыта в 90-х годах ХХ века. Не стоит путать храм с одноименным в городе Елец на ул. Шевченко.

  • История
  • Современное состояние
  • Описание
  • Святыни
  • Контакты и расписание богослужений
  • Вывод

История

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами был построен в Москве в конце XVII века. Это было деревянное строение, построенное на земле, пожертвованной Даниловым монастырем.

Название было связано с местом: участок находился за Серпуховскими воротами Земляного города. Освящение храма произошло в 1700 году, а через несколько лет, в 1709 году началось возведение каменного здания.

Деньги на него были выделены царевичем Алексеем Петровичем, сыном Петра I. Примечательно, что в это время каменное строительство было запрещено.

Освящение нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Иерусалимская» произошло в 1714 году, а в 1718 году после казни царевича Алексея финансирование прекратилось, и стройку пришлось отложить. Церковь достроили только в 1762 году.

В 30-40-х годах XIX века здание подверглось значительным перестройкам: были пристроены 2 придела в честь Святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского, трапезная и колокольня.

В 1929 году храм закрыли, на следующий год разрушили ограду, колокольню и богадельню.

Все строения с землей отошли в руки народного хозяйства, видимо, какое-то время в храме располагался Высший педагогический институт.

Храм вернулся в руки РПЦ в 1990 году: настоятелем тогда стал насельник Свято-Данилова монастыря архимандрит Савва (Волков). В 1991 году были проведены обширные ремонтные и восстановительные работы.

Сегодня в церкви имеются следующие престолы:

  1. Престолы верхнего храма посвящены Вознесению Христову (главный), преподобному Алексию, человеку Божию, и 9 мученикам Кизическим (приделы);
  2. Престолы нижнего храма посвящены иконе Богоматери «Иерусалимская» (главный), святому Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому (приделы).

Современное состояние

Сегодня при храме открыты:

  1. Детская воскресная школа: в ней учатся дети 4-7 и 7-14 лет. На уроках учеников учат Слову Божьему, Библии, разбирают Евангелие;
  2. Взрослые курсы: сюда могут прийти все желающие старше 16 лет. Занятия касаются Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, богословия, истории православия и России. Занятия проводят преподаватели-выпускники Свято-Тихоновского гуманитарного училища и Санкт-Петербургской духовной академии;
  3. Паломничество для детских и взрослых групп, посещение музеев и концертов в Москве и других городах;
  4. Социальная деятельность в больницах — Ожоговом центре НИИ хирургии Вишневского и Детской клинической больнице №1;
  5. Музыкальная школа для детей: речь идет об уроках пения;
  6. Курс изобразительного искусства для детей: рисование, аппликации, поделки;
  7. Для всех желающих проводятся огласительные беседы перед крещением и венчанием.

С 1995 года при церкви действует приют. В 2004 году в связи с ремонтом он был временно расформирован, но с 2005 года действует в штатном режиме. Приют рассчитан на 12 человек – детей военнослужащих, погибших в горячих точках. Дети 10-12 лет учатся в кадетской школе, дополнительные занятия обеспечивает детский дом.

Описание

Храм построен в стиле барокко зодчим Трезини, который строил Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Скорее всего, достраивали церковь Мичурин и Ухтомской. Однокупольный храм выполнен из красного кирпича и, благодаря белым украшениям, выглядит нарядно. В основании здания лежит крест. Рядом восстановлена 4-ярусная колокольня. На территории церкви возведена часовня княгини Ольги.

Святыни

Главными святынями церкви в Москве являются:

  1. Икона Божьей Матери «Иерусалимская»: этот образ относится к самым почитаемым в России. Он был написан евангелистом Лукой через 15 лет после Вознесения Христа. В V веке икону перевезли в Константинополь, в Россию же икона попала при Иване IV в XVI веке — она была размещена в Москве в Кремле. Однако в 1812 году икона пропала: по некоторым данным, образ забрали французы при отступлении, но это не подтверждено, и сегодня в храме Вознесения хранится список (копия). К Иерусалимской Богоматери обращаются для исцеления от недугов, помощи в трудной жизненной ситуации, охране семьи и перед дальней дорогой;
  2. Икона Алексия, человека Божия: святой, живший в Риме в III-IV веках. Помогает найти правильный путь, обрести решимость и избавиться от дурных пристрастий и намерений;
  3. Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его гроба: к ней обращаются перед дальней дорогой, особенно если она связана с морем, за помощью в поиске второй половинки и примирении враждующих сторон. Также Николая Чудотворец оберегает детей, торговцев, моряков и невинно осужденных, помогает обрести правильный путь;
  4. Икона Сергия Радонежского: святой помогает излечить больных, помогает найти верный путь, дает наставление и совет, а также помогает усмирить гордыню;
  5. Икона Серафима Саровского: к ней обращаются для помощи в непростой ситуации и при сильных душевных страданиях, усмирении гордыни и избавления от отчаяния, направлении на верный путь. Также Серафим Саровский помогает в торговле и личной жизни;
  6. Икона князя Петра и Февронии Муромских с частицей их мощей;
  7. Икона князя Александра Невского с частицей мощей;
  8. Иконы «Ветхозаветная Троица» и «Новозаветная Троица» с частицей коры Мамврийского дуба: под этим дубом Аврааму явился Господь;
  9. Частицы Животворящего Креста и Гроба Христовы.

Контакты и расписание богослужений

  1. Адрес: Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 24/21А, стр. 1;
  2. Как проехать: от метро «Серпуховская» менее 100 метров, также можно добраться от метро «Добрынинская» по ул.

    Люсиновская;

  3. Телефон: (499) 236-81-27;
  4. Сайт: http://www.voznesenie.ru, электронная почта info@voznesenie.ru;
  5. Время работы: ежедневно с 7:30 до 20:00;
  6. Настоятель: протоиерей Константин Юльевич Татаринцев.

Расписание богослужений в будни:

  1. 8:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня.

Расписание богослужение в воскресенье и праздники:

  1. 9:00 – Литургия;
  2. 17:00 – Вечерня с акафистом иконе Богоматери «Иерусалимская».

Вывод

Храм Вознесения за Серпуховскими воротами в Москве был построен в стиле барокко 3 века назад. Несмотря на закрытие во время СССР, сегодня храм полностью восстановлен и действует, при храме имеются приют, воскресная школа и другие общественно-полезные курсы. Является объектом культурного наследия федерального значения.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-vozneseniya-gospodnya-za-serpuhovskimi-vorotami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть