Церковь Вознесения Девы Марии
Церковь Вознесения Девы Марии. Достопримечательности — Путеводитель по Боснии и Герцеговине
Церковь в Крешево по историческим меркам совсем новая – строительство завершено в 1970 году, – но уже успела войти в список национальных памятников.
История
В конце 14-го века в Крешево пришли монахи-францисканцы и основали здесь монастырь. При монастыре была построена церковь в готическом стиле.
Через сто лет Босния и Герцеговина оказались под властью Османской империи, и для католиков настали трудные времена. Церковь в Крешево много раз была разрушена и сожжена.
Жители города и монахи каждый раз её восстанавливали, с большими трудностями добывая разрешение от турецких властей.
На пути к церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0Сохранились сведения о грандиозном пожаре на пасху в 1765 году. Тогда новенькая, всего два года назад вновь отстроенная церковь дотла сгорела. Сгорел и монастырь со всеми своими ценностями: библиотекой, архивом.
В середине 19-го века была построена новая большая церковь в неороманском стиле, основательная, трёхнефовая. В 1923-24 годах её перестроили с использованием армированного бетона без дополнительного фундамента. Несколько десятилетий конструкция продержалась, но потом алтарная часть начала проседать, и в 1963 году здание пришлось снести.
Современная церковь
Сейчас мы можем видеть в Крешево самую новую версию церкви, спроектированную в стиле модернизма архитектором Антуном Караваничем. Он переориентировал планировку: раньше церковь составляла со зданием монастыря прямой угол, а сейчас они стоят параллельно.
Интерьер церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Внутренне пространство церкви единое, без деления на зоны, однако архитектор обыграл внешнюю форму так, что снаружи она кажется состоящей из трёх нефов, как и предшествующая.
Формы церкви и стоящей слева колокольни простые и монументальные. Единственное украшение колокольни – декоративная решётка на вытянутых вверх окнах. Фасад украшен витражом и мозаиками.
Фасад церкви Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Витраж и мозаики
Доминанта фасада – огромный витраж с образом Девы Марии. Витраж выполнен по эскизам хорватского художника Иво Дулчича при участии Джуро Путилики. Иво Дулчич автор и пяти мозаичных панно под витражом (1974 г.).
Крайняя левая композиция – св. Никола Тавелич, первый хорватский святой, францисканский монах, был миссионером в Боснии, а потом отправился в Палестину, и там принял мученическую смерть за веру.
Св. Никола Тавелич, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Далее – основатель ордена францисканцев св. Франциск Ассизский. Традиционный сюжет: св. Франциск проповедует птицам.
Св. Франциск проповедует птицам, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
В центре композиция «Коронование Богоматери». Мария стоит между Отцом и Сыном, которые увенчивают её короной, над ней – голубь, то есть коронует её Святая Троица. Коронование в иконографии – финальный эпизод Вознесения Девы Марии, которому посвящена церковь.
Коронование Девы Марии, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Четвёртая мозаика – «Обручение св. Катерины», на которой она символически обручается с младенцем Иисусом. По пространству композиции летают колёса – один из символов её мученичества. Св. Катерине посвящён монастырь, которому принадлежит церковь.
Св. Катерина, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Крайняя мозаика справа – св. Леопольд, в миру Леопольд Мандич, святой родом из Боки Которской. Он не очень известен в остальном католическом мире, но хорватами весьма почитаем. Он изображён с малышом, которого одновременно и защищает и направляет. Вероятно, это метафорическое изображение его таланта исповедника – тысячи верующих шли к нему за утешением и советом.
Св. Леопольд, автор Иво Дулчич Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Интерьер
Церковь внутри просторная и светлая. Её освещает упомянутое огромное витражное окно и горизонтально ориентированные окна высоко под потолком. Эти окна тоже украшены витражами с абстрактными мотивами.
В интерьере церкви две доминанты – огромный орган в алтарном пространстве и горизонтальная живописная «лента» напротив алтаря, изображающая крёстный путь. Цикл создан Джуро Седером в 1986 году.
Крёстный путь, автор Джуро Седер Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
В контраст к современному стилю «Крёстного пути» – полотна венецианских мастеров 17-го и 18-го веков. Среди них те, которые удалось спасти от пожара 1765 года и более поздние приобретения.
Орган
Орган был куплен ещё для предыдущей церкви в 1958 году. После строительства нового здания его установили в апсиде. Орган, надо сказать, отличный, да и акустика церкви выше всяких похвал.
Без дела он не простаивает. Кроме сопровождения месс орган используют в качестве учебного инструмента студенты Студии музыкального искусства – филиала музыкальной академии Мостарского университета. Одно из направлений обучения – церковная музыка.
Орган Елена Арсениевич, CC BY-SA 3.0
Крешевские святые
Слева от алтаря находится саркофаг с телами так называемых крешевских святых.
Во время перестройки церкви в 1923 году под плитами пола были найдены гробницы и в одной из них нетронутые тлением тела. Слух об этом разнёсся по всей округе, и верующие стали почитать их как святых.
Их имена выяснены совсем недавно: это апостольские викарии (епископы, управляющие от имени папы) Мате Деливич, умерший в 1740 году и Марьян Богданович, умерший в 1771 году
Они положены в стеклянные гробы, а в саркофаге сделана дверца, и любопытствующие могут взглянуть. По праздникам гробы вынимают из саркофага и устанавливают в церкви, чтобы верующие могли им поклониться.
Источник: https://bih-ru.touristgems.com/attractions/26946-cerkov-vozneseniya-devy-marii/
Храм света в Кутной Горе: церковь Вознесения Девы Марии
Здравствуйте, друзья! В списке достопримечательностей чешского города Кутна Гора церковь Вознесения Девы Марии следует выделить отдельным пунктом. Оснований для этого несколько.
Во-первых, храм находится на территории, удаленной от центра города, в котором сосредоточена большая часть достопримечательностей. Во-вторых, это древнейший культовый объект, который был построен гораздо раньше, чем образовался город Кутна Гора.
В-третьих, храм стал первым и самым крупным собором в Чехии, построенным по типу кафедрального.
Можно еще перечислять довольно веские основания, но остановимся на том, что церковь Вознесения Девы Марии является одним из самых ценных исторических объектов Чехии, охраняемых ЮНЕСКО:
Путешественникам больше известны два других объекта в Кутной Горе – собор Святой Варвары и костница. Соглашусь, что собор Варвары – великое сооружение, а костница – поражает своим интерьером из костей. Однако кафедральный собор Девы Марии достойно дополнит тройку выдающихся кутногорских достопримечательностей. Узнайте о нем подробнее:
- Где находится храм Вознесения в Кутной Горе
- История старейшего чешского кафедрального собора Девы Марии
- Интерьер собора
Расположение храма Вознесения Девы Марии
Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя – такое полное название этого храма. Расположен он в районе Седлец на окраине города Кутна Гора.
Если добираться в Кутну Гору поездом (а насколько это удобно, узнайте вот здесь) и от главного вокзала городка идти пешком к историческому центру, то первым объектом на пути следования как раз и будет собор Девы Марии:
Протяженная высокая стена, которая видна на фото, принадлежит храму. В раннее средневековье в Седлеце образовался монастырь цистерцианцев. Церковь в честь Богородицы и Иоанна Крестителя построили при монастыре, который занимал большую территорию и процветал, благодаря деятельности шахт по добыче серебряных руд.
В настоящее время от седлецкой обители остались только два объекта: собор Вознесения Девы Марии с небольшой частью монастырских построек, где расположилась табачная фабрика, и собор Всех Святых, больше известный как храм из костей. Расположены они практически рядом, поэтому, если вы приедете заглянуть в костницу, не упустите посещение собора Девы Марии.
История старейшего кафедрального собора Чехии
Собор при монастыре цистерцианцев построили раньше всех других известных чешских храмов. Строительство протекало быстро за счет прибылей серебряного горнодобывающего промысла, и на месте небольшой романской церквушки в период 1290—1320 гг. появился величественный собор в виде латинского креста. И главное, что его внешний вид сохранился с раннего средневековья до наших дней.
Та длинная стена, на которую я обращала ваше внимание на предыдущем фото, протянулась на 87 метров. Ширина фасада собора – 29 м, а высота его сводов достигает 28 м.
Строили собор зодчие цистерцианского монастыря и за образец взяли северофранцузскую и немецкую архитектуру, завершив здание по кафедральному типу ансамблем часовен. Учитывая масштабы постройки, нефы собора кажутся невероятно протяженными:
Архитектуру собора относят к оригинальному стилю готического барокко или барочной готики. Это связано с тем, что готическая основа здания сохранилась с давнего периода конца XIII — начала XIV века, а внутреннее убранство собора восстанавливалось заново в первое десятилетие 1700-х годов и было дополнено элементами барокко.Храм лежал в руинах около трехсот лет после гуситских войн, и только в 1699 году аббат Индржих Снопек пригласил для осуществления реконструкции вначале знаменитого зодчего П.И.Байера, а через два года — молодого, еще неизвестного, но явно талантливого архитектора Яна Сантини Айхела.
Предстояло восстановить обваленный свод, и 25-летний архитектор взялся за работу, чутко учитывая возраст здания и традиции готики. Он сконструировал особенный цилиндрический свод, который в последствие назвали сводом Сантини:
Заслугой архитектора также являются самонесущие винтообразные лестницы, которые в то время были использованы в архитектуре впервые:
Собор освещают 106 окон без каких-либо витражей, благодаря чему внутреннее пространство выглядит светлым и возвышенным, а собор называют храмом света:
Особенно этот эффект света усилился, когда в ходе реставрации в XIX столетии стены и колонны собора покрыли белой и желтой краской.
В 1995 году кафедральный собор Вознесения Девы Марии включили в список объектов Всемирного наследия. Последняя реставрация храма состоялась совсем недавно, в начале 2000-ых, после чего собор открыли для посетителей.
Интерьер собора Вознесения Девы Марии
Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд Вильманн и другие известные чешские мастера:
Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.
Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:
Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:
В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:
Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря. Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:
Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.
По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:
В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:
Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица.
В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии.Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.
В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.
Ваш euro-проводник Татьяна
Источник: http://euro-provodnik.ru/khram-sveta-v-kutnoy-gore-cerkov.html