Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Содержание

Храм света в Кутной Горе: церковь Вознесения Девы Марии

Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Здравствуйте, друзья! В списке достопримечательностей чешского города Кутна Гора церковь Вознесения Девы Марии следует выделить отдельным пунктом. Оснований для этого несколько.

Во-первых, храм находится на территории, удаленной от центра города, в котором сосредоточена большая часть достопримечательностей. Во-вторых, это древнейший культовый объект, который был построен гораздо раньше, чем образовался город Кутна Гора.

В-третьих, храм стал первым и самым крупным собором в Чехии, построенным по типу кафедрального.

Можно еще перечислять довольно веские основания, но остановимся на том, что церковь Вознесения Девы Марии является одним из самых ценных исторических объектов Чехии, охраняемых ЮНЕСКО:

Путешественникам больше известны два других объекта в Кутной Горе – собор Святой Варвары и костница. Соглашусь, что собор Варвары – великое сооружение, а костница – поражает своим интерьером из костей. Однако кафедральный собор Девы Марии достойно дополнит тройку выдающихся кутногорских достопримечательностей. Узнайте о нем подробнее:

  1. Где находится храм Вознесения в Кутной Горе
  2. История старейшего чешского кафедрального собора Девы Марии
  3. Интерьер собора

Расположение храма Вознесения Девы Марии

Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя – такое полное название этого храма. Расположен он в районе Седлец на окраине города Кутна Гора.

Если добираться в Кутну Гору поездом (а насколько это удобно, узнайте вот здесь) и от главного вокзала городка идти пешком к историческому центру, то первым объектом на пути следования как раз и будет собор Девы Марии:

Протяженная высокая стена, которая видна на фото, принадлежит храму. В раннее средневековье в Седлеце образовался монастырь цистерцианцев. Церковь в честь Богородицы и Иоанна Крестителя построили при монастыре, который занимал большую территорию и процветал, благодаря деятельности шахт по добыче серебряных руд.

В настоящее время от седлецкой обители остались только два объекта: собор Вознесения Девы Марии с небольшой частью монастырских построек, где расположилась табачная фабрика, и собор Всех Святых, больше известный как храм из костей. Расположены они практически рядом, поэтому, если вы приедете заглянуть в костницу, не упустите посещение собора Девы Марии.

История старейшего кафедрального собора Чехии

Собор при монастыре цистерцианцев построили раньше всех других известных чешских храмов. Строительство протекало быстро за счет прибылей серебряного горнодобывающего промысла, и на месте небольшой романской церквушки в период 1290—1320 гг. появился величественный собор в виде латинского креста. И главное, что его внешний вид сохранился с раннего средневековья до наших дней.

Та длинная стена, на которую я обращала ваше внимание на предыдущем фото, протянулась на 87 метров. Ширина фасада собора – 29 м, а высота его сводов достигает 28 м.

Строили собор зодчие цистерцианского монастыря и за образец взяли северофранцузскую и немецкую архитектуру, завершив здание по кафедральному типу ансамблем часовен. Учитывая масштабы постройки, нефы собора кажутся невероятно протяженными:

Архитектуру собора относят к оригинальному стилю готического барокко или барочной готики. Это связано с тем, что готическая основа здания сохранилась с давнего периода конца XIII — начала XIV века, а внутреннее убранство собора восстанавливалось заново в первое десятилетие 1700-х годов и было дополнено элементами барокко.

Храм лежал в руинах около трехсот лет после гуситских войн, и только в 1699 году аббат Индржих Снопек пригласил для осуществления реконструкции вначале знаменитого зодчего П.И.Байера, а через два года — молодого, еще неизвестного, но явно талантливого архитектора Яна Сантини Айхела.

Предстояло восстановить обваленный свод, и 25-летний архитектор взялся за работу, чутко учитывая возраст здания и традиции готики. Он сконструировал особенный цилиндрический свод, который в последствие назвали сводом Сантини:

Заслугой архитектора также являются самонесущие винтообразные лестницы, которые в то время были использованы в архитектуре впервые:

Собор освещают 106 окон без каких-либо витражей, благодаря чему внутреннее пространство выглядит светлым и возвышенным, а собор называют храмом света:

Особенно этот эффект света усилился, когда в ходе реставрации в XIX столетии стены и колонны собора покрыли белой и желтой краской.

В 1995 году кафедральный собор Вознесения Девы Марии включили в список объектов Всемирного наследия. Последняя реставрация храма состоялась совсем недавно, в начале 2000-ых, после чего собор открыли для посетителей.

Интерьер собора Вознесения Девы Марии

Аббат Снопек пригласил лучших скульпторов и живописцев для оформления интерьера собора. Над созданием часовен и алтарей работали художники Питер Брандл и Майкл Леопольд  Вильманн и другие известные чешские мастера:

Эти картины установлены в первой части зала, и отражают ключевые факты из истории Седлецкого монастыря – его основание и сожжение.

Главный алтарь представлен в окружении полотен, изображающих Святого Бенедикта и Святого Бернарда:

Над главным алтарем окна расположены таким образом, что в день весеннего равноденствия на закате начинается особая игра света и тени. Солнечные лучи путешествуют по стенам храма, заливая пространство золотым свечением.

Это явление не случайно, так как цистерцианцы прославились своим умением строить церковные здания с минимальным внешним украшательством, но максимально раскрывать внутреннюю красоту храма. Впрочем, мастерство, с каким выполнен главный алтарь, вызывает восхищение и при обычном освещении:

В южном боковом нефе создана часовня седлецкой Мадонны. Пышный барочный алтарь установлен под, так называемым, парусным сводом Сантини, отличающимся большой плоскостью внутренней поверхности и украшенным фреской Тадеаша Суппера:

Оригинальная скульптура Мадонны занимает центральное место алтаря. Наверное, обращает на себя внимание прическа скульптуры Мадонны, а вернее, ее отсутствие:

Якобы, скульптура создана именно такой, чтобы можно было дополнить ее париком, соответствующим определенным событиям.

По винтовым лестницам Сантини можно подняться на галереи второго этажа и к хорам западного фасада. Кроме того, что с высоты открываются впечатляющие виды пространства и интерьера собора, с северной боковой стороны можно увидеть в центре капеллы картину Вознесение Девы Марии:

В южном нефе установлено несколько скульптур, созданных признанным мастером барокко Матеем Вацлавом Екелем. Иоанн Креститель и Святой Бернард в сопровождении Ангела ранее украшали западный фронтон, но теперь укрыты под сводами собора:

Осмотр интерьера храма можно дополнить по отдельному билету экскурсией в сокровищницу собора, где находится уникальная готическая дароносица.

В Европе сохранилось только десять готических дароносиц, и самая старейшая из них, сделанная из позолоченного серебра примерно в 1400 году, хранится в седлецком соборе Девы Марии.

Несколько дароносиц более позднего периода можно увидеть в Пражской Лорете, но готическая находится именно в этом храме.

В завершение своего рассказа хочу подчеркнуть, что собор Вознесения Девы Марии, хотя и менее известен, чем собор Святой Варвары, не уступает по красоте внутреннего убранства. Друзья, планируя знакомство с городком Кутна Гора и его достопримечательностями, имейте это в виду.

Ваш euro-проводник Татьяна

Источник: http://euro-provodnik.ru/khram-sveta-v-kutnoy-gore-cerkov.html

Собор Иоанна Предтечи

Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Празднование Собора святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна совершается 20 января (7 января по старому стилю) и относится к средним праздникам.

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника
Собор Иоанна Предтечи. История праздника
Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи
Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории.

Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну.

     Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием).

Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

————————
Библиотека Русской веры
Собор святого Крестителя Иоанна. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме.

Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском.

Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно.

 Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью  на берег реки Иордан,  тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира.

Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь  Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа.

Иоанн был схвачен и заключен в темницу.  Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает.

Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу.

Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе.

Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи.

Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

Пaмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

Пл0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

О храмах в честь Собора Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Иконописные изображения Собора святого славного пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна встречаются редко. Известна икона Собора Иоанна Предотечи 19 века (дерево, левкас, темпера, позолота, размер 36 × 31,5 см). Святой Иоанн Креститель изображен в окружении святых. Над самим пророком Иоанном изображен Спас (нерукотворный образ) и Богородица.

Икона Собор Святого Иоанна Предотечи. Россия, XIX век

Источник: https://ruvera.ru/sobor_ioanna_predtechi

Православные Церкви Несебра

Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Несебр, несомненно, один из красивейших курортов Болгарии и выбрав, отдых  в этом курорте, вы не ошибетесь. Кроме пляжей и развлечений,  город предоставит вам прогулки по изумительным старинным улочкам и богатую познавательную программу.

Город включен в список мирового наследия ЮНЕСКО и имеет статус музея под открытым небом.  Несебр называют городом 40 храмов,  далеко не все они хорошо сохранились, но, тем не менее, он занимает первое место в мире, как город с самым большим количеством церквей.

 Городок весь пропитан  стариной, и оказавшись в нем, есть  некоторое ощущение, что вы на съемках  исторического фильма. Церкви Несебра возведены с IV по XIX века и самой молодой из них чуть больше 130 лет.

В большинстве церквей размещены картинные галереи или музеи, а поэтому вход платный.

Храмы и церкви Несебра

Храм Святой Софии
Церковь Святого Иоанна Крестителя
Церковь Святого Стефана
Храм Святого Тодора
Церковь Святой Параскевы
Церковь архангелов Михаила и Гавриила
Храм Христа Вседержателя (Пантократора)
Церковь Святого Иоанна Алитургитиса
Храм Святого Спаса (Вознесения Христова)
Церковь Святой Богородицы Елеуса
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церкви и храмы Несебра на карте

Храм Святой Софии в Несебре

Церковь Святой Софии, известная также, как Старая Митрополия, является самым внушительным древним храмом в Несебре и датируется V-VI веками. Это большая трехнефная базилика с притвором,  внутренним двором (атриумом) и полуцилиндрической аспидой. Когда-то храм имел двухскатную крышу, но она не сохранилась.

  В храме так же был прекрасный мозаичный пол, а нефы были украшены колоннами и арками. Ученые предполагают, что нынешний вид храм приобрел в IX веке, во времена Болгарского царства и что место, где она расположена, некогда было центром Старого города.

 В 1257 году храм ограбили венецианцы и вывезли его религиозные сокровища в церковь Сан-Сальваторе в Венеции. В средние века храм был главным кафедральным собором митрополитской епархии Несебра. Сейчас от первоначального вида храма осталось не так много.

На одной из его стен есть мраморная табличка с библейским изречением “И позволь моему плачу достичь до Тебя”. Все туристы загадывают заветные желания возле нее. Сейчас на территории храма проводят большие городские фестивали.

  • Храм Святой Софии в Несебре на карте
  • Советуем почитать: Побережье Болгарии

Церковь Святого Иоанна Крестителя

Церковь Святого Иоанна Крестителя была построена в конце X века на деньги одного из богатых горожан. Это, небольшая,  трехнефная скромная церковь построена из бутовых и речных камней.

  Над дверью и окнами церкви выполнены декоративные орнаменты из кирпича.  Но главное богатство церкви – это ее старинные фрески XIV века. В храме великолепная акустика, так как в его стены вмурованы  глиняные кувшины.

Сейчас храм не действует, а попасть внутрь возможно, только когда в здании  проводятся художественные выставки.

Церковь Святого Стефана в Несебре

Церковь Святого Стефана или Новая митрополия находится неподалеку от пристани и датируется началом XI века, но его достраивали еще в XVI-XVIII веков.

Это небольшая трехнефная базилика, которая  довольно хорошо сохранилась, а так же сохранились ее фрески и мозаика, которые повествуют о жизни Богородицы (изначально церковь была посвящена Богородице).

Ее внешнее художественное оформление было нетипично для церквей того века, но, позднее, большинство церквей Несебра, стали строится и оформляться именно в таком стиле. Большинство фресок церкви было выполнено в XIV-XV веках, а трон и алтарь в XVII веке.

Особенно примечательны  и живописны разноцветные  глазурованные керамические фигуры, майолики и эмалированные плитки, которые украшаю фасад церкви. Они отделяют и подчеркивают архитектурные элементы церкви.  Церковь украшена более 1000 фресками разных мастеров. Сейчас в этой церкви Несебра работает платный музей.

Храм Святого Тодора

Этот церковный живописный византийский  стиль был так же применен в строительстве небольшой  церкви Святого Тодора (XIII век) и внешне она не совсем похожа на храм. Церковь однонефная с притвором и аспидой, построенная из обожженного кирпича и тесаного белого камня.

Фасады украшают арки, а крыша покрыта черепицей. Церковь сейчас отреставрирована, но она сохранила в первоначальном виде два своих фасада, на которых вы увидите редкой красоты  художественные элементы. Внутри церкви неплохо сохранились мозаика, фрески и иконостас.

Периодически в этой церкви Несебра проводятся художественные выставки.

Церковь Святой Параскевы в Несебре

В таком же стиле возведена небольшая однонефная  церковь XIII-XIV веков Святой Параскевы. Красивые орнаменты органично вписаны в общую архитектуру церкви.

Изящные консоли с арками, которые богато украшены орнаментом из кирпича и камня, поддерживают верхнюю часть купола и создают ощущение легкости. Над арками выполнены затейливые узоры.

Первоначальная крыша храма не сохранилась, и была достроена в более поздние века. Сейчас церковь не действует, но  иногда в ней бывают художественные выставки.

Здесь покупают авиабилеты в Бургас

Церковь архангелов Михаила и Гавриила

Ранее, церковь архангелов Михаила и Гавриила была купольной с характерным живописным стилем и интересным архитектурным замыслом.  Это однонефная церковь  с нартексом и колокольней, которая датируется XIII веком.

Фасады храма декорированы каменными и кирпичными нишами. Сохранилась она довольно плохо, и нуждается в постоянном поддержании. Церковь частично реставрирована и можно будет  полюбоваться  ее впечатляющими арками и мозаиками.

Церковь сейчас не действующая и в ней идет процесс реставрации.

Храм Христа Вседержателя (Пантократора)

В самом центре города расположена церковь Христа Вседержателя (Пантократора), которая имеет солидный возраст и датируется XIII-XIV вками. Несмотря на свои года,  церковь находится  в удивительно  хорошем состоянии  и является одной из  наиболее сохранившихся церквей Несебра.

  Это красивая купольная, на квадратной кладке, церковь привлекает интерес туристов, своими многочисленными художественными картинами и фресками. Она построена в классическом стиле, характерном для средневековья, с узорными рядами каменной и кирпичной кладки.

Главный фасад роскошно украшен керамикой, мозаикой и изразцами. Благодаря этим украшениям церковь Христа Пантократора считается одной из самых красивых в Болгарии и паломники со всего мира ежегодно стекаются к нему.

В саду, который находится рядом, ученые нашли множество свидетельств греческого, фракийского и болгарского царствований. На территории церкви работает художественная выставка. Вход в церковь платный.

  • Храм Христа Вседержателя (Пантократора) на карте
  • Лучшие туры в Болгарию

Церковь Святого Иоанна Алитургитиса

Самой красивой и большой в Несебре, считается средневековая  церковь Святого Иоанна Алитургитиса (XVвек), которая стоит над пристанью. Ее фасады, выполненные в византийском художественном стиле, живописно отражаются в морских водах.

Этот крестовокуполный храм построен из светлого известняка и кирпича и красиво украшен цветными керамическими вставками. В храме никогда не проводились богослужения, от чего он и получил название «Алитургитос», что означает “без литургии”.

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1913 году и теперь мы можем видеть лишь его руины, но даже они красноречиво свидетельствуют о том, как некогда было прекрасно это здание. На западных останках стены были обнаружены изображения кораблей XIV века.

Когда-то пол храма покрывала прекрасная разноцветная геометрическая мозаика.

Храм Святого Спаса (Вознесения Христова)

Церковь Святого Спаса (Вознесения Христова)  – это единственная церковь в Несебре, построенная во время правления Османской империи в 1609 году. Это небольшая церковь, по османскому обычаю, наполовину вкопана в землю, чтобы не превышать всадника на лошади.

Она примечательна тем, что в ней сохранились старинные фрески с изображением сцен из жизни Христа и Девы Марии. В аспиде есть фреска, изображающая Богородицу с младенцем. Ранее в это церкви была гробница византийской принцессы, которая теперь является экспонатом Археологического музея.

В церкви находится музей и вход платный.

  • Храм Святого Спаса (Вознесения Христова) на карте

Церковь Святой Богородицы Елеуса

Церковь Святой Богородицы Елеуса обнаружили довольно поздно, в 1929 году, во время раскопок в северной части Старого города.

Ученые установили, что храм был возведен в VI веке на морском берегу и часть его находится под водой. Некогда храм входил в монастырский комплекс.

Базилика была  довольно внушительная  –  25 метров длиной и 18 мметров шириной, но сейчас от этой церкви Несебра остались лишь руины.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Несебре

Церковь Успения Пресвятой Богородицы – это единственный действующий в городе храм. Находится он на улице Крайбережна. По сравнению с другими, он довольно молод и построен в 1883 году. Храм известен не  только по всей Болгарии, но и далеко за пределами страны, благодаря тому.

что в нем храниться чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии. Она является покровительницей Несебра и в день города (15 августа) каждый год ее выносят из храма. Икона датируется XIII веком и напоминает стилем византийские образы. Предание говорит, что чудотворную икону привезли в Несебр со Святой Горы Афон.

Паломники со всех уголков Болгарии приезжают  в церковь накануне праздника Святой Девы.

Прогулка по церквям Несебра

Эта прогулка по старинным святыням Несебра будет очень яркой, ведь такое средоточие старины на небольшой площади, вряд ли где-то есть еще в мире. И не забудьте фотоаппарат, снимки будут просто великолепными и уникальными, а впечатления останутся навсегда.

 Побродите  по городу вечером, когда его достопримечательности красиво подсвечиваются, и старинные церкви Несебра становятся особенно  загадочными.

А потом, посидите в каком-нибудь любопытном ресторанчике, чтобы насладиться великолепными видами вечернего  города,  отменной  болгарской едой и подытожить впечатления от  этого исторического экскурса в давно минувшее прошлое. Интересной прогулки!

Полезные ссылки

____________________________________________________

Храмы и церкви Несебра на карте

Где находятся храмы Несебра?
Чтобы Вам проще было найти описанные в статье церкви и храмы, мы отметили их на специальной карте.

______________________________________________________

Сохранить

Сохранить

Источник: https://sibvoyage.ru/bolgariya/nessebar/tserkvi-nesebra/

История честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – Церковь Успения Богородицы

Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

7 июня Православная Церковь совершает празднование в память Третьего обретения главы Крестителя Господня Иоанна.

Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни.

На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу.

Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад.

Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну.

Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней.

А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси.

Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы.

А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом.

По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна.

Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен.

Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.

), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом.

Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями.

Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний.

Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции.

Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.

Георгий Курасов. Танец Саломеи

Спасение главы во времена революционных бесчинств

После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена.

По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну.

А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Крамской. Иродиада. 1886 г.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году.

Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи.

Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя.

К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика».

Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

СвятыйПредтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас!

Максим Массалит

На анонсе: Саломея с головой Иоанна Крестителя – (Massimo Stanzione)

Источник

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/36855/istoriya-chestnoy-glavyi-predtechi-i-krestitelya-gospodnya-ioanna/

Церковь Богородицы

Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Множество священных для нескольких религий мест придают всему городу Иерусалиму ореол божественного присутствия и неповторимой святости. Тысячи паломников разных вероисповеданий прибывают в Град Господень ежегодно и ежедневно, стремясь поклониться дорогим реликвиям.

Не отстают от верующих и светские путешественники, причем, далеко не всегда они приезжают в Иерусалим просто из любопытства. Здесь даже атеисты ощущают ауру чистоты и живительную энергию просветления, возрождения и творческой силы.

Вот почему в Иерушалаиме встречаются экскурсанты из Египта и из Америки, из России и из Австралии, из Японии и огромного числа других стран Земли.

О каждой из иерусалимских достопримечательностей можно долго рассказывать, и почти никогда тема не будет исчерпана. Сам город существует уже больше 6-ти тысяч лет, а история его тесно связана с жизнью всего человечества.

Израильская столица не просто так называется «городом 3-х религий». В самом деле, три авраамические религии почитают старинные объекты, хранящиеся в Иерусалиме и принадлежащие тому или иному вероисповеданию.

Даже различные конфессии одного христианского вероисповедания находят в Давидовом Граде каждая что-то свое.

В рамках, допустим, экскурсии «Иерусалим православный» участники паломнических туров из Москвы обязательно посещают Гроб Девы Марии, православную греческую церковь Богородицы и принадлежащий Русской Духовной Миссии женский Спасо-Вознесенский монастырь – расположенные на Масличной горе. Присоединившись к маршруту «Иерусалим католический», вы побываете на вершине еще одной библейской горы – Сион, где для членов католического ордена бенедиктинцев возведен по указу латинского Патриарха в 1910 году монастырь Успения Богоматери.

С именем Девы Марии связаны обе иерусалимские возвышенности: и Елеонская гора, и гора Сион. Верующим предлагается даже целевой паломнический тур к обеим святыням:

• к храму Дормишон (Успения Божьей Матери) на Сионской горе – участников группы приводят сюда, как правило, в первой половине дня;

• к гробнице (Гроту) Девы Марии в Гефсиманском саду на Масличной (Елеонской) горе – так как с полудня до 3-ех часов дня монастыри и храмы на горе закрыты, то паломники данной группы появляются здесь после 15:00 часов.

Монастырь Успения Богородицы

Географически гора Сион возвышается около Сионских ворот, за пределами территории исторического Старого Иерусалима.

Католическая традиция утверждает, что здесь, на вершине горы, в доме, принадлежащем Иоанну Богослову, и произошла смерть матери Иисуса (по другой версии – она погрузилась в летаргический сон), и в память об этом тут выстроена церковь Успения Богородицы, как раз на месте дома апостола и рядом с Сионской горницей – помещением, где совершалась когда-то знаменитая ныне Тайная Вечеря. Церковное здание своими башнями и мощными стенами напоминает средневековую крепость. Название собора – Дормишон – с латинского переводится, как «Успение».

Факты истории

По преданию, существующему с 4-го столетия, Пресвятая Богородица жила у Иоанна Богослова и скончалась в доме этого апостола. Первая базилика (византийская) была построена здесь в 415 году и называлась Святой Сион.

Церковь посвящалась Тайной Вечере – последней трапезе Учителя с ближайшими 12-ю учениками.

Персы разрушили храм в 614 году, позднее христиане его восстановили, а с 7-го века в северо-западной части базилики лежал камень, почитаемый прихожанами, как место Успения Богоматери.

После того, как базилику разрушили в 966 году, святое строение возникло тут вновь лишь в 12-ом веке, созданное крестоносцами. На этот раз храм посвящался Богоматери и носил имя Святой Марии на Горе Сион. В 1200 году и эту церковь уничтожили, на этот раз — мусульманские воины.

Новое строительство началось здесь в 1890-ом году – на земле, приобретенной германскими католиками Ордена бенедиктинцев у османского правителя Абдул-Хамида II. Продолжались работы до 1910 года. Архитектурные особенности церкви немецкого аббатства довольно необычны и объединяют элементы современного мусульманского и византийского стилей. Новый храм носит имя церкви Успения Богоматери.

Внутренний интерьер храма

Шесть капелл полукругом расходятся от алтаря и посвящены:

• святому пророку Иоанну Предтече;

• святому Бонифацию;

• трем волхвам (капелла Кельна), предсказавшим рождение Иисуса Христа;

• Иосифу Обручнику и предкам Сына Человеческого;

• святому Бенедикту;

• святому Виллибальду – германскому просветителю и бенедиктинскому монаху.

Три кольца на полу в центре храма символизируют божественное триединство. Под полом находится важнейшая христианская реликвия – священный каменный одр, помещенный в крипту, на котором и умерла Дева Мария.

В центральной части крипты размещена скульптура Богоматери, лежащая на камне.

Священное ложе Богородицы окружено шестью алтарями, которые преподнесли в дар монастырю разные страны: Бразилия и Австрия, Венгрия и Республика Кот-д’Ивуар, США и Венесуэла.

Главный алтарь посвящен собственно моменту Успения и вознесению души матери Иисуса на Небо. Тут же видны два изображения: нынешней и прежней церквей. Под алтарем – столб, являющийся остатком византийской колонны.

Гробница Богородицы

Местность у подножья Горы Маслин, с западной ее стороны, называется Гефсиманией.

Сюда, в ходе экскурсий по Иерусалиму, гиды постоянно приводят верующих и светских путешественников, именно здесь, в долине Кедрон, на территории, относящейся к Восточному Иерусалиму, согласно священным текстам, произошло погребение Девы Марии.

Над гробницей возвели пещерную церковь, получившую имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм считается греко-православным, но для обрядов богослужения в церковь имеют доступ и другие христианские направления.

Факты истории

Предание 4-го столетия гласит, что апостолы похоронили Марию в Иерусалиме, где она скончалась, в гробнице Анны и Иоакима – ее родителей, там же похоронен и супруг Богородицы – Иосиф Обручник. Легенда повествует, что пришедший в Гефсиманию через 3 дня после похорон Девы апостол Фома обнаружил гроб Марии пустым – Она к этому моменту уже вознеслась к Сыну.

Святой город определяется местом погребения Девы Марии еще с 1-го века. Императрица Елена в 326 году над могилой Кедронской долины выстроила первый над священным объектом храм.

В неизменном виде церковь просуществовала вплоть до 11-го века, то есть 7 столетий! Мелисенда, дочь иерусалимского короля Балдуина II, восстановила разрушенный храм в 1161 году, повелела украсить фресками церковные стены, а после смерти ее похоронили в здешней крипте.

Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в Константинополе в последней четверти 7-го столетия, принял решение о вскрытии могилы матери Христа. В гробнице нашли погребальные пелены и пояс.

Внутренний интерьер церкви

Вход в подземный храм начинается со спуска по 48-ми каменным ступеням 6,5-метровой в ширину лестницы.

Посетители оказываются под землей, в церкви, имеющей крестообразную форму и скрывающей в своих стенах маленькую квадратную мраморную часовню (кувуклию), площадью около 2-ух квадратных метров.

В кувуклии размещен гроб Богородицы, в его верхней плите – три отверстия, чтобы желающие могли коснуться реликвии изнутри.

Паломники обычно попадают в часовню через ее западный вход, а покидают кувуклию через северный выход.

В восточной части церкви, за часовней со священным гробом, установлена в киоте розового мрамора чудотворная икона русского письма – Иерусалимской Божией Матери, очень почитаемая верующими.

Слева от иконы – православный жертвенник. К югу от кувуклии отведено место для мусульманской молельни, прихожане которой тоже почитают Святую Деву.

Храм включает девять основных престолов, среди которых: главный Православный (прямо над ложем Богоматери), Иоакима и Анны (тут похоронена королева Мелисенда), отдельно два православных престола – святой Анны и святого Иоакима (под каждым из них – захоронения одного из родителей Марии), Иосифа Обручника, святого Стефана, святого Николая, армянский, коптский, сиро-яковитский и так далее.

Нескончаемый поток верующих и тех, кто жаждет чуда, каждый день устремляется вниз по ступенькам в церковь Успения Божьей Матери – одну из основных святынь христианского мира.

Но храм Святого Семейства – только часть паломнического тура, а не единственный объект поклонения.

Религиозные группы и паломники-одиночки со всего Земного шара торопятся из международного израильского аэропорта в Иерусалим, расселяются в иерусалимских гостиницах и отправляются на прогулку «в глубину тысячелетий», по библейскому городу, камни которого помнят Мессию и его учеников, где родилась будоражащая фантазию легенда о Святом Граале, где и по сей день до странности отчетливо ощущается божественное дыхание и оживают тени прошедших веков. 

Источник: http://www.niceisrael.ru/ierusalim-cerkov-bogorodici.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.