Церковь Василия Блаженного

Содержание

История создания Храма Василия Блаженного

Церковь Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор.

Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного.

Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке.

Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием.

Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, — почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным.

Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича.

Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа.

Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма.

Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы — это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

Две версии выдвигают авторами шедевра следующие имена: Постник и Барма. Путаница кроется в том, один ли это человек или два разных.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма — это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Официальной версией принято считать второе предположение, что архитекторов было двое.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период.

Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей.

Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента.

К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости.

По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России.

Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены.

Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.

В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Источник: https://pravednik.info/istoriya-sozdaniya-xrama-vasiliya-blazhennogo.html

Собор Василия Блаженного, Москва 2019 ✮ Храм на Красной площади

Церковь Василия Блаженного

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего, построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани.
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей, которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Обширное пространство Красной площади завершает большое, нарядное здание церкви. Это православный храм св. Василия Блаженного, история которого восходит к XVI в., эпохе царя Ивана Грозного, является самым известным символом средневековой русской церковной архитектуры. Храм выглядит весьма необычно.

Обилие куполов, яркая раскраска – все это трактуется как символ Небесного Иерусалима, который описан в евангельском «Откровении» Иоанна Богослова как райский город, сияющий драгоценными камнями.

Уникальна и планировка Собора, — внутри это не единое пространство, а девять церквей и колокольня на одном фундаменте, соединенных галереями.

Несмотря на свой огромный размер, собор Василия Блаженного не подходит для совершения пышных праздничных служб, так как каждая из его церквей представляет собой отдельное столпообразное пространство с небольшой площадью основания.

В советское время собор был превращен в музей. С 1991 г. он находится в совместном ведении музея и Русской Православной Церкви; богослужения возобновлены и совершаются каждую неделю в церкви Василия Блаженного. Иногда в соборе выступают хоровые ансамбли, исполняющие русскую духовную музыку.

История создания храма

Второе и первоначальное название храма — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Он был построен при царе Иване Грозном в середине XVI в.

в честь взятия города Казани, столицы могущественного Казанского Ханства. Эта победа стала огромным военным успехом Руси.

Верующие люди не сомневались, что ни одна битва не выигрывалась без помощи Божьей, и решили выразить Ему благодарность строительством богато украшенной церкви.

В 1553 г. на Красной площади был возведен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения не был случайным: в день этого церковного праздника начался решающий штурм Казани. Деревянный храм был временным: уже через два года началось строительство каменного храма.

Автором его проекта стал русский зодчий Барма Постник. Как и в деревянном храме, престолы каменного собора были посвящены святым или праздникам, дни которых приходились на события военной кампании.

Например, одно из важных событий Казанского похода – разгром конницы татарского царевича Япанчи — пришлось на 30 августа, поэтому появился придел Трех Патриархов Константинопольских. Особая история у названия церкви свв. Адриана и Наталии. Ранее она была посвящена свв.

Киприану и Иустине, в день памяти которых была взята Казань. Но в XVIII в. одна из прихожанок пожертвовала собору крупную сумму, попросив переосвятить этот придел в честь своей небесной покровительницы ‒ мученицы Наталии.

Красота храма поразила современников. Существует даже легенда, что Иван Грозный приказал ослепить строителей собора, чтобы они никогда не смогли повторить ничего подобного. Историки, однако, опровергают этот миф: существуют сведения, что Барма Постник участвовал позднее как архитектор в восстановлении Казани.

Архитектура и убранство храма

Хотя здание собора состоит из отдельных церквей, оно очень целостно. По сути, у него отсутствует главный фасад: храм воспринимается со всех сторон как нечто единое.

Его одиннадцать куполов (над каждым из основных приделов по одному, два над церковью Василия Блаженного и один над колокольней) объединены в общую пирамидальную композицию, центром которой является шатер над Покровским приделом, высотой 65 метров.

Собор выглядит очень нарядно: красный кирпич с белокаменным декором дополнительно оживляется зеленым, синим и красным оформлением главок.

Все оттенки выдержаны в одном тоне, что придает фасадам собора гармоничную красоту, которая не переходит в пестроту. Собор очень тектоничен: красный цвет стены доминирует, а белым выделяются лишь декоративные элементы.

При этом они намеренно сделаны очень плоскими, чтобы не разрушать монументального массива здания.

Зодчему удалось блестяще справиться со сложной идеологической задачей — отразить в архитектуре все значимые события военной кампании. Вместо того, чтобы создавать единое пространство со множеством приделов, Барма Постник ставит на один подклет девять небольших самостоятельных церквей.

В центре расположена главная церковь, посвященная Покрову Богородицы, а остальные восемь размещены вокруг нее. При этом композиция собора не идеально симметрична: форма основания каждой церкви немного варьируется, так как центральный объем имеет большое алтарное пространство на восточной стороне.

Данное решение не имело аналогов в русской архитектуре.

Все церкви объединены двумя галереями. Первая ‒ внутренняя, вокруг Покровской церкви, вторая ‒ внешняя, опоясывающая все девять храмов. Когда-то внешняя галерея была открытой, но в XVII в. ее перекрыли сводами. В это же время появились перекрытые шатрами крыльца над лестницами. Чуть раньше, в 1588 г., к собору пристроили еще один, десятый храм – в честь св. Василия Блаженного.

В церкви частично сохранена живопись XIX в., а местами восстановлена оригинальная декорация «под кирпич». К западу от центрального храма располагается придел Входа Господня в Иерусалим – тот самый, к которому двигалось «шествие на осляти». Там находится иконостас XVI в.

, перенесенный из собора Александра Невского (стоял на территории Кремля и был разобран в XVIII в.). Вообще, в Соборе Василия Блаженного хранится множество прекрасных древних икон. В интерьерах храмов они воспринимаются органичнее, чем на стенах музеев.

В наши дни в каждой церкви создано удачное освещение, что дает возможность внимательно рассмотреть каждый образ.

Известно, что на месте собора Василия Блаженного раньше находилась церковь св. Троицы, и один из приделов нынешнего храма сохранил такое посвящение. Он примечателен прекрасным иконостасом, составленным из древних образов (в том числе XVI в.).

 В церкви Трех Патриархов Константинопольских хорошо сохранилось оформление XIX в.: фрески и иконостас. В церкви Николы Великорецкого реставраторами был обнаружен сохранившийся дубовый пол – скорее всего, раньше деревянные полы были во всем соборе.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей.

Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным подвижником, отринувшим мирские блага.

Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный.

Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В  храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

В течение столетий в день праздника Входа Господня в Иерусалим Покровский собор становился конечной целью большого крестного хода, который во главе с патриархом выдвигался из Успенского собора Московского Кремля. Патриарх ехал на ослике, наглядно символизируя путь Христа.

После окончания шествия на Лобном месте (возвышение у собора) происходила завершающая часть службы с чтением Евангелия.

Кстати, вопреки распространенному заблуждению, Лобное место не предназначалось для казней: это была трибуна для зачитывания царских указов и обращения к народу.

© 2016-2019 moscovery.com

Наталия Кузнецова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 15, средняя оценка: 4,20 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Собор Василия Блаженного – главное чудо русского зодчества

Церковь Василия Блаженного

Адрес: Россия, Москва, Красная площадь
Начало строительства: 1555 год
Окончание строительства: 1561 год
Количество куполовн: 11
Высота: 65 м.
Координаты: 55°45'09.4″N 37°37'23.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

12 июля 2011 года отпраздновал свой 450-летний юбилей самый известный православный храм России — Покровский собор, или Собор Василия Блаженного.

Расположенный на Красной площади рядом с Кремлём, он стал символом Москвы и всей страны. Храм Василия Блаженного — это целый град в городе: на едином основании возведено 10 церквей с пёстрыми куполами. Он был построен в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в ознаменование победы над Казанским ханством — вековым врагом Руси.

Вид собора со стороны Московского Кремля

Старинная московская легенда гласит, что во время решающего штурма Казани Иван Грозный направился в походную церковь, помещавшуюся в шатре, и усердно молился. Но едва священник успел произнести слова: «И будет едино стадо и един пастырь», как земля вздрогнула от сильнейшего взрыва, и часть вражеских укреплений взлетела на воздух, открыв дорогу русским войскам.

Впервые в истории Руси в её состав вошло не княжество, а целое государство — Казанское ханство.

Взятие Казани имело не только политическое значение (теперь русские контролировали волго-балтийский торговый путь), но и религиозное — это был поход против неверных.

В Москве горожане встретили Ивана Грозного громкими возгласами: «Многие лета царю благочестивому, победителю варваров, избавителю православного народа!».

Памятник Минину и Пожарскому на фоне собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного — шедевр неизвестных зодчих

Первоначально на месте будущего храма стояла деревянная церковь Святой Троицы, но в 1555 году начали возводить каменный собор, существующий до сих пор. Кто был главным зодчим, так и остаётся тайной. По одной версии, царь пригласил псковского мастера Постника Яковлева по прозвищу Барма, по другой — имена Постник и Барма принадлежат двум разным архитекторам.

По третьей версии, Собор Василия Блаженного — это проект итальянского зодчего. Существует предание, что царь приказал выколоть глаза создателю собора, чтобы он больше не смог повторить свой шедевр.

Но если считать автором собора Постника, то эта легенда не находит документальных подтверждений.

Постник не мог быть ослеплён, поскольку в течение нескольких лет после окончания строительства он работал над проектом Казанского кремля.

Вид собора со стороны Васильевского спуска

Собор Василия Блаженного — диковинное созвездие шатров и куполов

Собор Василия Блаженного венчают 10 куполов.

8 церквей, расположенных симметрично вокруг главного храма в виде восьмиконечной звезды, символизируют церковные праздники, приходящиеся на дни решающих сражений за Казань.

На их вершинах установлено 8 луковичных глав. Центральная церковь Покрова Богородицы завершена шатром с маленькой главкой, а десятый купол выстроен над колокольней.

Все 9 церквей объединены между собой единым основанием и внутренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. Ни один из куполов не повторяет другой. Собор Василия Блаженного не всегда был таким пёстрым. Белый камень и кирпич, используемые в строительстве церкви, придавали ей строгость и сдержанность.

Вид собора с Красной площади

В XVII веке купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями. В 1931 году перед собором воздвигли бронзовый Памятник Минину и Пожарскому, ранее стоявший на Красной площади.

Собор Василия Блаженного — храм во славу чудотворца

церковь храма освящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Однако Покровский храм называют собором Василия Блаженного и связывают его не с Иваном Грозным и Казанскими походами, а с именем московского юродивого — человека Божьего.

Василий жил на улицах Москвы и даже в лютый мороз ходил полуголым, на теле носил вериги — железные цепи с крестами. Сам Иван Грозный относился к нему с благоговением

Купала собора

Когда Василий тяжело заболел, царь навещал его вместе со своей супругой — царицей Анастасией. Святому приписывают ряд чудес. Находясь в Москве, он потушил пожар в Новгороде тремя чашами вина. Василий обличал ложь, и под внешним благочестием мог угадать действия дьявола.

Так, на глазах изумлённых паломников он кинул камень в образ Богоматери, который почитался как чудотворный. Когда толпа принялась избивать Василия, он закричал: «А вы поскребите грунтовку!». Удалив красочный слой, люди увидели, что под изображением Божьей матери нарисован чёрт.

Василий умер в 1552 году, а в 1588 году над местом захоронения мощей чудотворца пристроили церковь. Эта пристройка дала обиходное название Покровскому храму — Собор Василия Блаженного.

Соборные купала

Предание утверждает, что до 1595 года в подземельях храма хранилась царская казна. Сегодня собор находится в совместном ведении Исторического музея Москвы и Русской православной церкви. По воскресеньям в нём проходят богослужения.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/283-sobor-vasiliya-blazhennogo

Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии

Церковь Василия Блаженного

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является храм Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня.

Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом.

Случилось это событие в один из православных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города.

Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну.

Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера — Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем.

Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях.

Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

Покушения на строение

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано.

И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь.

Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

Убранство храма

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения — кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Внутри храма можно насчитать 9 иконостасов и около 400 икон, многие из которых относятся к 16-му веку и принадлежат кисти знаменитых иконописцев. Стены расписаны масляными красками и украшены старинными фресками.

Особое место в церкви отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1195373675889560431/kto-postroil-hram-vasiliya-blazhennogo-osnovnye-versii/

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Церковь Василия Блаженного

Фото собора Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного: режим работы и цена билета, официальный сайт

Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади – главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея. С 1990 года он  входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани, который закончился победой русских воинов. В честь  этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм.

Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного.

С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола.

Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров.

До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение.

После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм.

Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день.

Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг.

зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь – во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь – во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь – во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная – во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда – символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста.

Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков.

В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Источник: https://www.msk-guide.ru/sobor_vasiliya_blazhennogo.htm

Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

Церковь Василия Блаженного

Molitva.Guru > Храмы > Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

Собор, носящий имя Василия Блаженного, в столице России городе Москве расположился на её главной площади — Красной.

Во всём мире он считается символом России, подобно тому как символом для жителей США является Статуя Свободы, для бразильцев — статуя Христа с раскинутыми руками, а для французов — Эйфелева башня, находящаяся в Париже.

В наши дни храм является одним из подразделений российского Исторического музея. В 1990 году он был внесён в список архитектурного наследия ЮНЕСКО.

  • Описание внешнего вида
  • История создания храма
  • Легенда об ослеплении и второе название храма
  • Этапы строительства собора
  • Улучшение собора и попытка его подрыва Наполеоном
  • Освящение после войны 1812 года
  • Собор в начале ХХ века
  • Реставрационные работы в середине ХХ века
  • Завершение реставрации

Описание внешнего вида

Собор представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из девяти церквей, которые расположены на едином основании.

Он достигает 65 метров в высоту и имеет 11 куполов — это девять куполов церквей, один купол, венчающий колокольню, и один, возвышающийся над приделом.

В соборе объединены десять приделов (церквей), некоторые из них освящены в честь почитаемых святых. Дни, в которые отмечалось празднование их памяти, совпали со временем решающих боёв за Казань.

Вокруг храма построены церкви, посвящённые:

  • Пресвятой Троице.
  • Входу Господню в пределы Иерусалима.
  • Святому Николаю Чудотворцу.
  • Григорию Армянскому — просветителю, Католикосу всех армян.
  • Святым мученикам Киприану и Устинии.
  • Александру Свирскому — преподобному православному святому, игумену.
  • Варлааму Хутынскому — новгородскому чудотворцу.
  • Патриархам константинопольским, святителям Павлу, Иоанну и Александру.
  • Василию Блаженному — московскому юродивому, святому.

История создания храма

Строительство собора на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой — в связи с православным праздником — Покровы Пресвятой Богородицы.

Имеется целый ряд версий возведения этого красивого и уникального собора. В одной из них говорится, что архитекторами храма были известный зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма.

Имена этих зодчих узнали в 1895 году благодаря найденному рукописному сборнику XVII в. в архивах Румянцевского музея, где о мастерах имелись записи.

Эта версия является общепризнанной, но ставится под сомнение некоторыми историками.

По другой версии, архитектором собора, как и большей части строений Московского Кремля, которые возвели ранее, был неизвестный мастер из Западной Европы, предположительно из Италии.

Считается, что именно поэтому появился неповторимый архитектурный стиль, в котором сочетается зодчество эпохи Возрождения и изысканный Русский стиль.

Однако на сегодняшний день никаких свидетельств, подтверждённых документами, у такой версии не существует.

Легенда об ослеплении и второе название храма

Бытует мнение, что зодчие Постник и Барма, построившие собор по приказу Иоанна Грозного, были ослеплены по завершении строительства, чтобы ничего похожего они больше не смогли возвести. Но эта версия не выдерживает критики, так как Постник после завершения возведения Покровского собора в течение нескольких лет занимался постройкой Казанского кремля.

Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву — это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного — это разговорное название, которое постепенно заменило официальное.

В названии храма Покровов Пресвятой Богородицы упоминается ров, который в то время проходил вдоль всей Кремлёвской стены и служил для обороны. Назывался он Алевизов ров, глубина его составляла около 13 м, а ширина — около 36 м.

Своё название он получил по имени архитектора Алоизио да Карезано, работавшего в России в конце XV — начале XVI в. Русские звали его Алевизом Фрязиным.

Этапы строительства собора

К концу XVI в. появляются новые фигурные купола собора, так как первоначальные были уничтожены пожаром. В 1672 г.

на юго-восточной стороне храма достраивается небольшая церковь прямо над местом захоронения Иоанна Блаженного (юродивый, чтимый московскими жителями). Во 2-й половине XVII в. вносятся существенные изменения во внешний облик собора.

Деревянные навесы над галереями церквей (гульбищами), которые постоянно сгорали при пожарах, были заменены кровлей, поддерживаемой арочными кирпичными столбами.

Над папертью (крыльцо пред главным входом в церковь) надстраивается церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, которые ведут на верхний ярус собора, строятся сводчатые шатровые крыльца, сооружённые на «ползучих» арках.

В это же время на стенах и сводах появляется орнаментальная полихромная роспись. А также она наносится на опорные колонны, на стены галерей, находящиеся снаружи, на парапеты. На фасадах церквей остаётся роспись, которая имитирует кладку из кирпича.

В 1683 г. по верхнему карнизу всего собора создаётся изразцовая надпись, которая опоясывает храм. Жёлтые буквы большого размера на тёмно-синем фоне изразцов вещали об истории создания и обновления храма во 2-й половине XVII в.

К сожалению, через сто лет надпись уничтожили во время ремонтных работ. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. На месте старой звонницы возводится новая, двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей на втором ярусе. В 1737 г.

во время сильного пожара собор значительно пострадал, особенно его южная часть и находившаяся там церковь.

Значительные изменения при ремонте собора в 1770—1780 гг. затронули и программу росписей. Под своды собора и на его территорию переместили престолы из деревянных церквей, располагавшихся на Красной площади.

Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. В тот же период престол Трёх Константинопольских патриархов переименовывают в честь Иоанна Милостивого, а храм Киприана и Иустины называют именем святых Адриана и Наталии.

Изначальные названия храмов были им возвращены с наступлением ХХ в.

Улучшение собора и попытка его подрыва Наполеоном

С начала XIX в. в храме проводились следующие улучшения:

  • Внутри церкви были расписаны «сюжетным» масляным письмом, изображающим лики святых и сцены из их жизни. Роспись обновлялась в середине и в конце XIX в.
  • С фасадной стороны стены были украшены рисунком, похожим на кладку из крупного дикого камня.
  • Арки нежилого нижнего яруса (подклета) заложили, а в западной его части устроили жильё для служителей храма (причта).
  • Здание собора и колокольню объединили пристройкой.
  • Церковь Феодосии Девы, являющуюся верхней частью придела собора, переделали в ризницу — место, в котором хранились святыни и церковные ценности.

Во время войны в 1812 г. солдаты французской армии, занявшие Москву и Кремль, в подклете Покровского храма держали лошадей. Позже Наполеон Бонапарт, поразившись необыкновенной красотой собора, хотел перевезти его в Париж, но убедившись, что это невозможно, французское командование отдало приказ своим артиллеристам взорвать собор.

Освящение после войны 1812 года

Но войска Наполеона лишь разграбили собор, взорвать его не получилось, а сразу по окончании войны его отремонтировали и освятили. Территорию вокруг собора благоустроили и окружили чугунным решетчатым забором, созданным по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове.

В конце XIX в. в первый раз был поднят вопрос о воссоздании собора в его первоначальном виде. Была назначена специальная комиссия по реставрации уникального архитектурного и культурного памятника.

В неё входили знаменитые архитекторы, талантливые живописцы и известные учёные, которые и разработали план исследования и дальнейшего восстановления собора.

Однако из-за отсутствия финансирования, Первой мировой войны и Октябрьской революции не получилось осуществить разработанный план по восстановлению.

Собор в начале ХХ века

В 1918 году собор практически первым был взят под государственную охрану как памятник мирового и национального значения.

А с мая 1923 года собор открыли для всех желающих его посетить как исторический архитектурный музей. Богослужения в церкви Св. Василия Блаженного проводились вплоть до 1929 года.

В 1928 году собор стал филиалом исторического музея, которым является и в наше время.

После Октябрьской революции новые власти находят средства и начинаются масштабные работы, которые носили характер не только реставрационных, но и научных. Благодаря этому становится возможным восстановление первозданного образа собора и воспроизведение в некоторых церквях интерьеров и убранства XVI—XVII вв.

С того момента и до нашего времени были осуществлены четыре масштабные реставрации, которые включали в себя как архитектурные, так живописные работы. Была воссоздана изначальная роспись, стилизованная под кирпичную кладку, с наружных сторон Покровского храма и церкви Александра Свирского.

Храм Василия Блаженного

В середине ХХ века был проведён ряд уникальнейших реставрационных работ:

  • В одном из интерьеров центрального храма была открыта «храмозданная летопись», именно в ней зодчими была указана точная дата завершения возведения Покровского собора, ею является дата 12.07.1561 (в православном календаре — день равноапостольных Св. Петра и Св. Павла).
  • Впервые листовое железное покрытие на куполах заменяется на медное. Как показало время, выбор материала для замены оказался очень удачным, это покрытие куполов сохранилось до настоящего времени и находится в очень хорошем состоянии.
  • В интерьерах четырёх храмов проведена реконструкция иконостасов, которые почти полностью состояли из уникальных старинных икон XVI — XVII вв. Среди них имеются настоящие шедевры школы иконописи Древней Руси, например, «Троица», написанная в XVI в. Особой гордостью считаются собрания икон эпохи XVI — XVII вв. — «Никола Великорецкий в житии», «Видения пономаря Тарасия», «Александр Невский в житии».

Завершение реставрации

В 1970 годы на обходной внешней галерее под более поздними надписями обнаружили фреску, датируемую XVII в.

Найденная роспись явилась основой для воспроизведения изначальной орнаментальной живописи на фасадах собора Василия Блаженного. Последние годы ХХ в. стали очень важными в истории музея.

Как говорилось ранее, собор включили в перечень наследия ЮНЕСКО. После значительного перерыва в храме возобновляются богослужения.

В 1997 году в храме, который был закрыт в 1929-м, завершена реставрация всех внутренних помещений, станковой и монументальной росписи. Храм вводится в общую экспозицию собора на рву и в нём начинаются богослужения. В начале XXI в. семь соборных церквей полностью отреставрированы, обновлены и фасадные росписи, а также частично воссоздана темперная живопись.

Оказавшись в Москве, следует обязательно посетить Красную площадь и насладиться необычайной красотой собора Василия Блаженного: как внешними изысканными архитектурными элементами, так и его внутренним убранством. А также сделать фото на память на фоне этого прекрасного старинного сооружения, запечатлев его во всей величественной красоте.

Источник: https://molitva.guru/hramy/vasiliya-blazhennogo-na-krasnoj-ploshhadi-kratkaya-istoriya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.