Церковь Святых Жен Мироносиц

Церковь Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц – самый первый русский храм-«корабль»

Церковь Святых Жен Мироносиц

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Добролюбова, 13А
Дата постройки: 1649 год
Координаты: 56°19'27.6″N 43°59'42.3″E

Белоснежная пятиглавая церковь появилась в нижегородском Верхнем Посаде в середине XVII века. Она стала первой в истории русского зодчества церковью, построенной «кораблем».

Составляющие единый архитектурный ансамбль алтарь, молельный зал, здание трапезной и высокая колокольня вытянуты здесь в одну линию – с востока на запад.

Кроме того, Знаменско-Мироносицкая церковь также первый нижегородский храм, который возвели за пределами крепостных стен.

Вид на церковь с улицы Добролюбова

История храма

До появления каменного храма на Верхнем посаде стояла деревянная церковь. Первые упоминания о ней относят к XIII веку.

В церковных документах отмечено, что храм несколько раз горел на пожарах и особенно сильно пострадал от огня в 1531 году. Тогда церковь выгорела практически до основания, и восстанавливать ее не стали.

Спустя 4 года на пепелище поставили новый деревянный храм в два этажа.

Известно, что в приходе Знаменско-Мироносицкого храма родились и крестились почитаемые верующими христианские подвижники. В 1316 году здесь появился на свет святой Евфимий, создавший потом Спасо-Евфимьевскую обитель в Суздале. Кроме того, в Верхнем посаде в 1349 году родился святой Макарий Желтоводский, основавший позже несколько православных монастырей.

Вид церкви со стороны Лыковой дамбы

В начале XVII века, после тяжелых утрат Смутного времени, жизнь в России стала восстанавливаться. Налаживалась торговля, и во второй половине XVII некоторые города настолько разбогатели, что начали вести каменное строительство. И первую очередь, конечно, старались отстраивать православные храмы.

В замене деревянной Знаменско-Мироносицкой церкви на каменную большую роль сыграли служившие там священники. Они не ждали особых милостей и щедрых даров от властей Нижнего Новгорода, а действовали, как настоящие предприниматели.

Из сохранившихся документов известно, что отец Симеон подписал грамоту о том, что обязуется выплачивать в казну патриарха сумму вдвое большую, чем в предыдущие годы. За данные обещания он получил от церковного начальства разрешение и купил на нижегородском торгу прибыльную лавку. Кроме того, этот священник приобрел доходные сенокосные луга за Окой.

Вырученные от продажи товаров и сена деньги отец Симеон использовал не только для того, чтобы рассчитаться с патриаршей казной, но и для начала каменного строительства.

Церковные купола

Следующий священник Знаменско-Мироносицкого храма – отец Михаил потратил средства, накопленные своим предшественником, на закладку фундамента и покупку необходимого строительного материала. Он также добился специальной грамоты, которая давала право прихожанам привозить из Балахны необходимый для стройки кирпич и не платить пошлину в государственную казну.

Знаменско-Мироносицкая церковь стала первым кирпичным храмом, построенным на нижегородском Верхнем Посаде (1649 г.). Ее нижний этаж освятили в честь иконы Богоматери «Знамение». Это был зимний храм, где можно было проводить церковные службы в холодное время года. А верхний этаж посвятили святым Женам-Мироносицам и стали использовать, как летнюю церковь.

Вид на южный фасад церкви

В 1805 году богатый купец Петр Переплетчиков выделил деньги, и к храмовой трапезной пристроили кирпичный придел в два этажа. В середине XIX века подновили старые настенные росписи. А в 1890-е годы за счет средств, собранных прихожанами, церковные приделы существенно расширили.

После революции 1917 года с храмовой колокольни сняли колокола. В годы активной антирелигиозной кампании, проводимой советской властью, Знаменско-Мироносицкую церковь закрыли (1931 г.). Были разобраны церковные главы и до основания разрушена колокольня.

Внутри храма разместили филиал высшей Московской инженерной школы, а позже – техникумы, в которых готовили строителей и работников легкой промышленности. Это спасло старинную церковь, и ее не уничтожили.

В 1966 году Знаменско-Мироносицкий храм даже признали памятником культуры, но восстанавливать его в те годы не стали.

Вид на церковную колокольню

Верующие вернулись в храм 1995 году, и тогда же в нем стали проводить первые богослужения. Старинная церковь к этому времени находилась в совершенно бедственном, полуразрушенном состоянии.

Восстановительно-реставрационные работы растянулись на долгое время. Но к началу 2007 году храму вернули первоначальный вид.

Большим подспорьем для реставраторов и строителей стали старые фотоснимки Знаменской церкви, сделанные в конце XIX века известным нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым.

Неподалеку от храма расположено трамвайное кольцо. С целью уберечь старую каменную постройку от возможных негативных последствий, в 2005 году часть проложенного здесь трамвайного пути заменили. Новые рельсы на 200 м отрезке установили на специальное виброизолирующее покрытие.

Вид на западный фасад церкви

Архитектурные особенности церкви

Своды первого этажа храма и трапезной опираются на два столпа. Второй этаж Знаменско-Мироносицкой церкви – бесстолпный. На него выводит выносное крыльцо, сохранившееся таким, каким его построили в XVII веке. В отличие от этого живописного крыльца, большая часть церковных элементов за долгую историю претерпела существенные изменения.

Когда храм только появился, маковки луковичного пятиглавия украшала поливная зеленая черепица. Со временем ее поменяли на более практичное железное покрытие. В наши дни центральная глава храма позолочена, а четыре других покрашены в синий цвет и декорированы золотыми звездами.

Во время нескольких реставраций узкие окна на первом и втором этажах растесали, а к алтарю сделали пристройку. А восстановленная совсем недавно ярусная колокольня теперь имеет граненое шатровое завершение.

Сегодня древняя Знаменско-Мироносицкая церковь обладает статусом охраняемого объекта культурного наследия. У ее стен установлен памятник почитаемым нижегородцами святым. Монумент изображает фигуры преподобных Макария Желтоводского и Евфимия Суздальского, которые держат большой крест.

Памятник преподобным Макарию Желтоводскому и Евфимию Суздальскому у стен церкви

Современное состояние храма и режим посещения

В наши дни храм – действующий и открыт для всех желающих. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.30 и 16.00. Для детей прихожан создана воскресная школа.

В храме освящено 4 престола, и престольные праздники отмечают здесь 14 апреля, во второе воскресенье после Пасхи, 12 июля, 8 августа и 10 декабря. Особо почитаемыми святынями церкви являются частицы мощей, принадлежавшие святому Макарию Желтоводскому, а также Александре, Марфе и Елене Дивеевским.

Как добраться

Церковь расположена в Нижегородском районе города, в доме 13А по улице Добролюбова. До храма можно подъехать на трамвае (остановка «Улица Добролюбова»).

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/804-tserkov-znameniya-bozhiej-materi-i-svyatykh-zhen-mironosits-v-nizhnem-novgorode

Храм святых Жен-мироносиц, Гусенки

Церковь Святых Жен Мироносиц

Развернуть расписание расписание

ДатаВремя и богослужениеПраздник
14 октября, суббота9.40 ЛитургияПокров Пресвятой Владычицы Богородицы

Храм находится на закрытой территории, но богослужения периодически совершаются за более точной информацией можно обратиться по номеру 89036872680 иерей Роман

Расписания богослужений храмов благочиния

Акафист святым Женам-мироносицам

В Неделю третию по Пасце Святых жен мироносиц.

Тропарь, глас 2: Мироносицам женам при гробе представ, ангел вопияше:/ мира мертвым суть прилична/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,/ подаяй мирови велию милость. Кондак, глас 2:

Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:/ Спас воскресе от гроба.

Читать полностью Акафист святым Женам-мироносицам.

История храма

Строительство храма началось осенью 2010 года. 31 января 2011 года здание храма было увенчано куполом и крестом, а сегодня новый храм распахнул свои двери для первого богослужения.

Нарядный шатровый храм построен в живописном уголке северного Подмосковья, на берегу реки Дубны, на территории экопоселка «Санател». Попечение о возведении храма принял на себя владелец экопоселка Сергей Иванович Четвертков.

Здание храма и землю, прилегающая к нему, устроитель храма передал в собственность Русской Православной Церкви, поэтому, несмотря на то, что храм находится на охраняемой территории строящегося поселка и санатория, доступ прихожан в него беспрепятственный.

Иконы выполнены замечательным мастером, художником-иконописцем Андреем Филипповым. За 30 лет своей творческой деятельности Андрей расписал свыше 45 храмов по всей России и на Украине. Особого внимания заслуживают богатые орнаменты, органично вписанные в храмовое пространство, подчеркивающие его архитектурное изящество и наполненные христианской символикой.

2 марта 2013 года по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма Святых Жен-мироносиц села Гусенки Талдомского района.

Это первый храм в Московской областной епархии, освященный во имя Святых Жен-мироносиц, и первый храм в Дубненско-Талдомском благочинии, строительство которого от закладки первого камня до Великого освящения заняло столь малое время — всего два с половиной года.

За этот короткий срок было сделано все, что требуется для устроения дома Божия: возведены стены и установлен купол и крест, тщательно продумана, богословски выверена и с большим мастерством выполнена иконная роспись всего внутреннего пространства, на небольшой звоннице появился набор колоколов, заняли свои места изящный резной иконостас и оригинальный двухрядный хорос, приобретена вся потребная храмовая утварь, подсвечники, лампады, богослужебные книги и священные сосуды. И везде, начиная от выбора места для постройки, проекта здания, технических решений, использования первоклассных материалов и заканчивая подбором утвари видны внимание к каждой мелочи, большая забота и огромная любовь храмоздателей к делу рук своих, к славе и великолепию дома Божия.

Храм посвящен святым женам-Мироносицам. Именно они в те исполненные скорби и ужаса часы, когда израненное тело Спасителя мира лежало во гробе, одни из всех Его учеников не убоялись врагов Божиих, в первый же благоприятный момент поспешили исполнить долг любви ко Христу и первыми удостоились принять от Ангела радостную весть о Его животворящем воскресении.

Такими свидетельствами непоколебимой верности и любви ко Господу женщин-христианок наполнена вся история Христовой Церкви.

И поэтому со стен храма взирают на молящихся светлые лики великих угодниц Божиих — святых мучениц Екатерины и Варвары, Параскевы и Татианы, Анастасии и Феклы, Софии и ее святых дочерей, равноапостольных Елены, Нины, Ольги, праведных Елизаветы и Анны, преподобной Марии Египетской, блаженной Ксении Петербугской.

А в иконостасе, наряду с храмовой иконой святых Жен-мироносиц есть трогательный образ святых благоверных Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи и брака. Так в одном храме пребывают своими ликами и своим благословением святые жены всех времен — от свидетельниц земной жизни Начальника нашего спасения до подражавших Его смирению и любви ко всем людям святых жен последних столетий.

По материалам статьи “Великое освящение храма святых Жен-мироносиц села Гусенки”

Акафист святым Женам-мироносицам.

Новости храма

22 апреля 2018 года состоялся престольный праздник в храме в честь святых Жен-Мироносиц близ деревни Гусенки.

Богослужение совершил благочинный церквей Дубненско-Талдомского округа протоиерей Павел Мурзич в сослужении настоятеля храма иерея Романа Волощенко.

По окончании Божественной литургии отец Павел поздравил прихожанок особенным образом, вручив каждой цветы, и подчеркнув важность служения всех женщин для проповеди Воскресшего Христа.

15.05.16 Праздник святых жен-мироносиц в Гусенках

15 мая 2016 года, во второе воскресенье после Пасхи, в храме святых Жен-мироносиц прошел престольный праздник. Службу возглавил настоятель храма иерей Роман Волощенко в сослужении иерея Виктора Гавриша. Читать далее: Праздник святых жен-мироносиц в Гусенках

Источник: http://Dubna-Blago.ru/25.html

Праздник святых жен-мироносиц

Церковь Святых Жен Мироносиц

В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц : Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу и Марию, Сусанну и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых.

Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

Явление Христа жёнам-мироносицам

Мироносицы — это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос.

Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов.

Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении.

А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина?

Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам?

Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?!

Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель?

Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных.

Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной.

Жены-мироносицы

И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него – ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки.

Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры.

Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы.

Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля).

Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Святая мироносица Мария Магдалина

Праздник Жен-мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере.

Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства.

Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала.

Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы…

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Тропарь, глас 2

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2

Радоватися мироносицам повелел еси, / плачь праматере Евы утолил еси / Воскресением Твоим, Христе Боже, / апостолом же Твоим проповедати повелел еси: / Спас воскресе от гроба.

Проповедь митрополита Антония Сурожского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святые жены-мироносицы

Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот и в это время они вдруг появляются.

У креста — апостолов не было; Иуда-предатель повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям.

И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас: мы знаем, что Христос одержал победу; мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя. Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня…

И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру — и отпадаем от добра; мы верим в добро — и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, — и это нам не удается.

И вот в эти моменты — а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества — мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, — говорит апостол Павел.

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких — и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха — не отвернемся.

И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь.

Жены-мироносицы

Тамара Грузинская, царица Иоанна мироносица Марфа Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного
Сусанна мироносица Марфа Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного Мария Магдалина, мироносица

Источник: http://www.torirem.ru/prazdnik-svyatykh-zhen-mironosic.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.