Церковь Святого Креста на острове Ахтамар

Ахтамар и церковь Cвятого Креста (Akdamar)

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар

Остров Ахтамар на озере Ван был резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви. От когда-то известного и большого монастыря до нас дошла лишь одна жемчужина армянской архитектуры – Церковь Святого Креста.

Остров Ахтамар на карте Турции

остров Ахматар и церковь святого креста на карте Турции (карта кликабельна)остров Ахматар и церковь святого креста на карте Турции (карта кликабельна)

Остров Ахтамар находится примерно в 50 км от города Ван и в 4 км от берега в районе города Геваш.

Добраться до Ахтамар самостоятельно

ВНИМАНИЕ! Информация верна на период до октября 2011 года, т.е. до того, когда в Ване произошло сильное землетрясение. Ситуация в Ване до сих пор непростая. 

Чтобы добраться до острова Ахтамар самостоятельно, необходимо ориентироваться на города Татван, Битлис или Ван.

Чтобы добраться до острова Ахтамар из Татвана или Битлиса, необходимо доехать на любом автобусе, идущем по трассе D300, до причала с которого идут катера на Ахтамар. Т.е. подойдут автобусы до города Ван.

Причал находится , не доезжая около 4 км до поворота на Геваш (Gevaş). Чтобы добраться до острова Ахтамар из города Ван, можно использовать несколько способов:

1. В сезон (летом) от станции долмушей , находящейся в районе Ferit Melen Meydanı (Boş Yol), где находится памятник ванским рыбам. Ориентир площади – недалеко от мечети Ömer. Нужен долмуш с надписью Akdamar.

2. В несезон , когда нет прямых долмушей к причалу на Ахтамар, добраться до Ахтамар самостоятельно можно от той же станции на долмуше  до города Gevaş. По пути можно договориться с водителем, он довезет до причала. Или выйти на повороте на Геваш, далее около 3 км по трассе вдоль берега озера Ван в сторону Татвана, попуткой или проходящим автобусом.

3. Также в сезон и в несезон до причала на  Ахтамар можно на любом междугороднем автобусе, идущем по трассе D300, т.е. автобусах до Татвана, Битлиса и пр.

Катер от причала на остров в сезон (летом) отходит раз в час. В несезон всё сложнее. Придется ждать, когда наберется необходимое число людей.

Отели и пансионы в районе Ахтамара

По трассе, ведущей к причалу, есть мотели. Один из них находится напротив причала. Но, как правило, эти мотели работают лишь в летнее время.

Также можно в отелях и пансионах Татвана, Битлиса, Вана (на данный момент нет информации о работе отелей Вана после землетрясения. Хотя на сайтах бронирования отели Вана присутствуют).

Проверить информацию по отелям этого направления можно в форме бронирования отелей и авиабилетов в правом верхнем углу сайта.

Не смотря на то, что Ван пострадал, Татван землетрясение не затронуло. Отели и пансионы в Татване работают.

История и легенда острова Ахтамар и церкви св. Креста

Почему остров назван Ахтамар – история не донесла до нас этой информации. Но есть старинная печальная армянская легенда, которая объясняет возникновение названия острова (читать легенду об острове Ахтамар). Сейчас площадь острова составляет около 17 га. В прежнее времена он был значительно больше.

Но в данное время, из-за повышения уровня воды в озере Ван, площадь острова Ахтамар несколько сократилась. Люди на острове Ахтамар жили с давних времен. А а северо-западной части острова найдены остатки циклопических стен, которые относят еще к доурартскому времени. С 4 века на острове находилась крепость рода Рштуни.

В 7 веке эта крепость стала центром борьбы с арабскими завоевателями. Огромную роль в этой борьбе сыграл Теодорос  Рштуни. В начале 10 века по приказу царя царя Гагика Арцруни на острове Ахтамар начинается строительство царской резиденции.  Архитектором будущей резиденции царь Гагик пригласил зодчего Манвела (Мануэла).

За несколько лет на острове Ахтамар был построен целый комплекс: мощные стены с башнями, церкви, дворец и другие здания. Царский дворец имел несколько этажей, и состоял из огромного количества комнат и залов. Купола дворца были покрыты золотом. Стены были расписаны батальными сценами, зарисовками с охоты и празднеств.

К сожалению, на сегодняшний день дворец не сохранился. В 1113 году на остров Ахтамар становится центром Ахтамарского католикосата Армянской церкви, который оставался здесь до конца 19 века. С 1915 года, с наступлением печальных событий в истории Армении, Ахтамар находится в забвении. Церковь Святого Креста находится в полном запустении.

Благодаря своей изолированности, в церкви не устроили склад, не открыли производство, не переделали в мечеть и много еще чего с ней не сделали,  чего могли бы сделать. Она просто ветшала и потихоньку разрушалась. Лишь в 2005 году церковь Святого Креста решили восстановить. Турции это обошлось почти в 2 млн. долларов. Работа была тяжелой.

На острове нет электричества, нет пресной воды (вода из озера Ван не пригодна для питья из-за ее природного состава). В общей сложности во время строительных работ лодки проделали расстояние в 11 000 км. Реставрация прошла на редкость удачно.

Даже пристрастные в данном случае армянские ученые подтвердили, что восстановление прошло с максимальным приближением к оригиналу. Но тем не менее, уже восстановленная церковь Святого Креста на некоторое время стала еще одним яблоком раздора между Турцией и Арменией. После реставрации церковь открыли как музей.

Армения стала настаивать, чтобы на церковь еще вернули крест. Турецкие власти долго противились. Они сказали, что будет создан  прецедент, и придется думать об установке креста на соборе Святой Софии в Стамбуле. Тем не менее, 19 сентября 2010 года в церкви была проведена первая служба. А в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви установили крест (я , к сожалению, была за несколько месяцев до этого события, поэтому фото церкви Святого Креста еще в старом виде)

Достопримечательности, фото о. Ахтамар. Церковь св. Креста

Увы, но от всего комплекса, расположенного на острове Ахтмар, сохранилась лишь церковь Святого Креста и еще кое-какие руины. Церковь была построена в 915-921 годах. В 13 и 16 веке появилась часовня, а в 19-м колокольня.

1. Церковь Святого Креста (915-921) 2. Часовня (13 и16 века) 3. Аркада (XIV век) 4. Жаматун (1763 ) 5. Колокольня (XIX век) 6. Следы строительных работ (XIX век) 7. Часовня Святого Стефана  (1293) 8. Кладбище 9. Королевская ложа.

Внешние стены украшены рельефами на религиозные сюжеты. Имеются также растительные орнаменты и изображения животных.  Есть и изображение  Гагика. Всего в рельефах изображена 61 человеческая фигура. 40 из них определили как библейских персонажей.

Внутри церкви сохранились фрески. Предполагают, что их исполняли грузинские мастера. Как и полагается, сюжеты религиозные – о земной жизни Иисуса Христа, изображения Апостолов и др.

Царская ложа

Жаматун

Рядом с Церковью св. Креста сохранились руины часовни Стефана (1293 г.)

В остатках когда-то находившегося на острове сада сохранилось огромное количество хачкаров. Они раскиданы по большой территории. В основном для их изготовления применялась твердая порода скалы. Хотя встречаются и туфовые хачкары.

В летнее время на острове работает кафе. Сюда можно приехать на пикник, но, естественно, без разжигания костров. Достаточно большая часть острова сегодня закрыта для посещения и обнесена забором . В т.ч.

закрыт и проход на самую высокую точку острова Ахтамар. Пролезть за ограждение можно. Мне такие попытки пришлось отложить, т.к. попала в дождливую погоду, и было очень скользко для лазаний по горе.

Виды с нее должны быть очень красивые.

Смотреть фильм об острове Ахтамар и церкви Святого Креста

Путеводитель и форум Турция

Источник: //cappadocia-elenatruva.ru/axtamar-cerkov-cvyatogo-kresta-turciya.html

Церковь Святого Креста (Ахтамар)

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар
Координаты монастыря: 38°20′25″ с. ш. 43°02′13″ в. д. / 38.34028° с. ш. 43.03694° в. д. / 38.34028; 43.03694 (G) (O) (Я)

Церковь Святого Креста на полуострове Ахтамар (арм. Ախթամարի Սուրբ Խաչ եկեղեցի) — раннесредневековый армянский монастырь на полуострове Ахтамар, построенный в 915—921 годах.

1 Исторический очерк2 Архитектура2.1 Статуя и рельефы2.2 Фрески3 Реставрация4 См. также5 Примечания6 Литература7 Ссылки

Исторический очерк

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры и один из красивых примеров художественного течения в Армении IX—X веков. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви.

Предпосылкой этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом юного Григора III Пахлавуни. В 1114 году Собор в местечка Шугра а Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, но последний, не подчинившись решению, назначил Ахтамарский Католикосат.

Его юриспунденуия распространилась исключительно в части Васпуракана. С XIII века, в эру татарского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследным.

Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III смог на куцее время соединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после долгих споров меж 2-мя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина.

Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перебежали в юриспунденцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после 1915 года — геноцида армян.

Архитектура

Ахтамар — крестово-купольная церковь несколько переделанное в плане, длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.. Строительный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, всходит к памятникам VII века.

К северо-востоку от храма в 1316 году была построена часовня а в 1763 году высочайшая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырёхколонный гавит.

Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Церковь до реставрации

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значимых видоизменений.

Статуя и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню, в особенности известен уникальными и очень различными по сюжетам-рельефами. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение.

Конструктор Мануэл, будучи также архитектором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского нрава. Рельефы богаты орнаменами животной и растительных мотивов. Нередко применяемый живописцами более позднего времени мотив «звериного гона» (XII—XIII вв.

), изображённый под карнизами нижней части храма, можно узреть на предметах искусства Ирана и Кавказа.

Направленным на определенную тематику многообразием и а именно светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по высшей части фасада — так именуемая «виноградная фриза» (по другому «Сбор винограда»).

На рельефе виноградовой лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается статуей царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по воззрению А. Я.

Каковкина, «по сюжетному и иконографическому обилию, глубочайшему символизму не имеют для себя равных… на всем христианском Востоке». В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие людские лица. По воззрению Г. Гояна они изображают театральные маски. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности.

Фасадные поверхности церкви на сто процентов покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, видами пророков и апостолов, время от времени портретами святых взятые в круглую структуру.

Стилевые особенности ахтамарских рельефов позже оказали воздействие в миниатюрах «ванской» либо «васпураканской» школы миниатюры. В рельефах храма, в ряде иконографических мотивов, выслеживается связь с традициями сасанидского искусства.

В неких изображениях животных отмечается мусульманское воздействие, а воздействие византийской иконографии — в религиозных сценах

Фрески

Подразумевается, что фрески церкви были исполнены под конкретным управлением конструктора и архитектора Ахтамара Мануэла. Ахтамар на самом деле единственный сохранившийся монумент времени, фрески которого сохранились сравнимо всеполноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эры и его стилевых особенностях.

Сохранилось 2 слоя фресок. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста либо композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а понизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен широкий цикл фресок земной жизни Иисуса Христа.

Броско также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является макетом византийской редакции «Страшного Суда».

Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только лишь всей фигуры, да и складок одежки».

Реставрация

В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована. 19 сентября 2010 года, в первый раз за 95 лет, в церкви прошла литургия, a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест.

Ранее отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привел к массовым протестам армян всего мира. Сейчас Ахтамар работает как музей. 8 сентября 2013 года в церкви было совершено таинство крещения 6 человек, в том числе 1-го малыша.

Таинство сделал епископ Арам Атесян.

Благодаря географической изолированности (на полуострове) церковь сравнимо отлично сохранилась. Один из ведущих армянских профессионалов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высочайшем уровне, хотя ряд других профессионалов указывают на малозначительные недочеты.

См. также

Армянская архитектураИзобразительное искусство Армении

Источник: //necrotula.ru/monastyr/tserkov-svyatogo-kresta-akhtamar

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть