Церковь Св. Параскевы

Церковь святой Параскевы

Церковь Св. Параскевы

Церковь св. Параскевы (Εκκλησία της Αγίας Παρασκευής) несомненно является одной из самых значимых достопримечательностей Пафоса. Во-первых, это одна из старейших церквей византийского периода, из сохранившихся на Кипре. Во-вторых, храм имеет очень необычную для Кипра архитектуру.

Во время восстановительных работ в куполе над алтарём было обнаружено неиконописное украшение в виде креста, обрамлённого стилизованными цветами. Это даёт понять, что церковь была построена ещё во времена иконоборчества, когда ещё запрещалось предметное искусство. Таким образом, храм святой Параскевы был построен не позднее 843 года.

 Но давайте для начала посмотрим, как церковь выглядит снаружи.

Взглянув один раз, её трудно перепутать с какой-то другой − уж больно уникальный вид. Попробуем описать его словами.

Это пятикупольная базилика имеет сводчатую крышу, неф и два боковых придела. Вместе купола образуют крест − в данном случае это кипрский вариант византийского стиля.

Квадратная часовня с куполом и апсидными сводами находится в юго-восточной части храма и напоминает древний мавзолей. Предположительно там находился баптистерий (специальное здание для крещения), а впоследствии помещение стали использовать как часовню.

Оно хорошо просматривается на переднем плане следующей фотографии.

Считается, что до постройки церкви на её месте находился античный храм либо раннехристианская базилика. Первоначально церковь была посвящена святым Варнаве и Иллариону. Но в середине XIX века её освятили в честь святой Параскевы. Чуть позже (в 1886 и 1893 годах) были пристроены колокольня и притвор, а для расширения церкви снесена западная стена.

Святая Параскева (Пятница)

Св. Параскева была одной из самых почитаемых женщин-святых, известных во всём христианском мире, да и сейчас таковой остаётся.

В данном случае речь идёт о великомученице, которая родилась в III веке в малоазийском городе Иконии в семье богатого сенатора. Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой.

С греческого языка слово Параскеви (Παρασκευή) как раз и означает день недели − пятница. От “пятницы” пошло и русское имя Прасковья. 

Параскева уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни. Как раз в это время римский император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан. Не обошло это и Параскеву, которая была схвачена и перед смерьтю претерпела жестокие мучения. Подробнее о великомученице вы можете почитать, например, в Википедии.

В славянском мире образ святой Параскевы тесно переплёлся с древним культом языческой Мокоши, которой женщины посвящали пятничный день. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

Рассказав немного о Святой Параскеве, продолжим повествование уже немного в другом ключе.

“Особое задание” в церкви св. Параскевы

Начнём с того, что при посещении Пафоса около церкви оказывались не раз, но осматривали её достаточно бегло. Зная, что это очень старая церковь, воспринимали как данность, особо не вдаваясь в детали.

Так продолжалось до тех пор, пока искусствовед Юлия Бузыкина, написавшая со “своей колокольни” целую подборку статей для нашего сайта, не сообщила нам очередную тему планируемого рассказа.

Одна из фресок, которую предстояло заснять, согласно полученному “заданию”, находилась именно в этом храме.

И вот, запланировав очередное покорение полуострова Акамас, решили первым делом подъехать к церкви св. Параскевы в Пафосе.

Дверь оказалась открытой, но грозная табличка на ней предупреждала, что фото и видео съёмки здесь запрещены. И даже проводить экскурсии внутри церкви могут только специальные люди, то бишь лицензированные гиды от КОТа (Кипрской Организации по Туризму – CTO). Внутри сидел батюшка и бдил за порядком.

Нельзя, но иногда можно

Обломайтис − почему-то вспомнилась тогда эта “литовская фамилия”. Зашли и просто стали рассматривать фрески, оставив фотоаппараты понуро висеть на плечах. Но спустя всего несколько минут случилось чудо! В церковь вошла группа французских туристов в сопровождении, видимо, лицензированного гида. Она подошла к батюшке, что-то там с ним обговорила и дала наставления своим туристам.

Туристы, слушая её, периодически фотографировали всё, что захочется, правда без вспышки − скорее всего “инструктаж” был именно в этом.

Почувствовав себя истинными французами, тотчас же примкнули к группе и стали внимательно озирать фрески под благозвучное пояснение экскурсовода на красивом, но непонятном нам языке.

“Се ля ви” − единственное, что вспомнилось тогда из французского, и мы с упоением стали щёлкать затворами фотоаппаратов в такт остальной группе.

А теперь настроимся на серьёзный лад и поведаем, о чём мог бы говорить гид.

Фрески в церкви святой Параскевы

В церкви святой Параскевы сохранилась впечатляющая галерея кипрской фресковой живописи IX − XV веков. Упомянем здесь самые интересные (из числа тех, которые удалось заснять).

В центральном куполе храма вместо Христа Вседержителя, который обычно изображается на этом месте, находится поясная фреска Пресвятой Богородицы с молитвенно поднятыми к небу руками (тип “Оранта”). Ниже помещены изображения ветхозаветных пророков со списками пророчеств.

Под центральным куполом в северной нише сохранилась часть замечательной фрески XII века “Успение Богородицы”.

В арке под западным куполом можно увидеть сразу несколько фресок: “Тайная Вечеря”, Омовение ног”, “Предательство Иуды” и “Пилат, умывающий руки”.

В юго-западной нише нефа находится нетипичное изображение св. Георгия, стоящего с мечом в правой руке и круглым щитом в левой.

В иконостасе церкви слева от царских врат находится образ Пресвятой Богородицы Героскипу. Царские врата устроены на одной большой доске-иконе, отодвигающейся в сторону. На ней изображён Спаситель в рост в образе Великого архиерея. Справа от царских врат, у южной стены, в киоте находится чудотворная икона св. мученицы Параскевы.

И, конечно, не можем не отметить фреску крещения Иисуса в священной реке Иордан с персонификациями Реки и Моря, ради которой изначально мы сюда и приехали.

Покинув пределы церкви, немного оглянемся по сторонам. Для начала немного расскажем о районе, в котором расположен храм св. Параскевы.

Деревня Героскипу (Ероскипу − Geroskipou/Yeroskipou − Γεροσκήπου)

В давние времена это действительно была самостоятельная деревня, находящаяся в трёх километрах к юго-востоку от Пафоса. В настоящее время она практически срослась с городом и является одним из его районов.

Название Героскипу (ударение на “и”) происходит от древнегреческого ιερός κήπος, что означает “Священный сад”. По преданиям, в античные времена здесь были сады, посвящённые богине Афродите.

Паломники со всего Восточного Средиземноморья делали в этом месте остановку на пути к храму Афродиты, который располагался в Старом Пафосе − современной деревне Куклия.

Недалеко от юго-западной стены церкви существует подземная пещера, через которую протекает ручей. Считалось, что вода этого святого подземного ручья излечивала глазные заболевания и называлась агиасмой Святой Параскевы.

Но в середине прошлого века вода источника была “загажена” стоками близлежащих промышленных предприятий, и доступ к нему закрыли. Не так давно площадь вокруг церкви облагородили, разместив на ней фонтаны, а также соорудив спуск к источнику.

Правда мы его всегда заставали закрытым. Но не зря же его строили!

Да и что это за фонтан? Просто несколько труб, торчащих из “бассейна”. Вот раньше, в 1917 году, умели строить красивые фонтаны-источники. Почти сорок лет он работал по назначению, а теперь просто является архитектурным памятником в Героскипу.

Kato Vrisi

Чуть южнее церкви св. Параскевы находится место, которое называется Нижний Фонтан. В античные времена здесь находился акведук, подававший воду в этот район. Предания говорят, что вода была такой же святой, как и в Ваннах Афродиты, что не мешало жителям общины Героскипу заодно стирать там одежду.

Сейчас это просто небольшая достопримечательность Героскипу, рядом с которой порой под сенью тента происходят различные мероприятия.

Время для посещения церкви св. Параскевы

Понедельник − суббота: 08:30 – 13:00, 14:00 – 16:30

Как добраться

Расскажем как сюда добраться тем, кто остановился в других городах. Едем по скоростному шоссе до… а давайте до самого Пафоса, где на кольцевой развязке эта трасса и закончится. Потом поворачиаем влево, в первый же выезд, и спускаемся в сторону моря 1,6 км до первого кольца.

Здесь поворачиваем снова налево и через 1,5 км окажемся в районе церкви, которая будет видна по правую руку. Желающие сэкономить пару километров пути могут свернуть с трассы влево по указателю на Geroskipou. Это примерно не доезжая 1,6 км до конца трассы.

Далее двигаемся около 2 км, пока не упрёмся в дорогу, где надо будет повернуть направо и сразу искать место для парковки, потому что мы уже находимся в районе церкви св. Параскевы.

GPS координаты и место на карте

34.760010 32.453390 − место остановки рядом с церковью

Посмотреть карту

Посмотреть карту

Помощь в составлении маршрутов от cyprusiana.ruПОМОЩЬ САЙТУ cyprusiana.ru

Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/paphos/agia-paraskevi-church.html

Икона параскевы пятницы фото

Церковь Св. Параскевы

Как гласит предание, Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий (Малая Азия) в семье богатого сенатора, но уже в ранней юности посвятила себя аскетической жизни.

Родители святой особо почитали день крестных страданий Господних — пятницу, потому и назвали родившуюся дочь Параскевой. Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру.

Аэтию отправился в Иконий. Святая Параскева была схвачена, претерпела жестокие мучения и обезглавлена.

Святая Параскева — покровительница полей и скота. В день её памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица — целительница людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов.

Обряды и суеверия

Образ великомученицы Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с культом языческого божества Пятницы. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

Имя

Русский народ называл мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана.

В русском быту в старое время святая Параскева так и именовалась: «Параскева-Пятница». Отсюда пошли многие церкви «во имя святой Пятницы». Слово «пятница» чуть не превратилось в самостоятельное женское имя, которое могло бы существовать рядом с Прасковьей, как имена Воин и Постник.

В иконописи

Святая Параскева обычно изображалась в красном мафории, с крестом в руках. На старых северорусских иконах Пятница может изображаться на обороте образа богоматери. Иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венцом на голове.

В сюжетах, имеющих отношение к Страстям Христовым, Св. Параскева могла изображаться, так как толковалась как персонификация Великой Пятницы — дня Распятия Христова.

Храмы

  • Новгородская церковь Параскевы-Пятницы на Торгу, 1207 г. — важнейший памятник смоленской школы на севере Руси.
  • Самая известная в Москве церковь св. великомученицы Параскевы Пятницы (1686-87, перестроена в кон. XVIII в., когда появилась новая колокольня) стояла до 1928 года в Охотном ряду — там, где сейчас находится здание Государственной Думы.
  • Пятницкая церковь на Всполье (Ярославль) — четырёхстолпная, пятиглавая, освящена в 1689, известна редким каменным иконостасом, снесена в 1920-е гг.
  • Казанская церковь Параскевы Пятницы — в годы советской власти превращена в тюрьму НКВД, описанную в мемуарах Евгении Гинзбург.
  • Часовня Параскевы-Пятницы в г. Красноярске, один из символов города.
  • Другая известная церковь Параскевы Пятницы находилась в Замоскворечье. Снесена, на этом месте ныне выход станции «Новокузнецкая». Улица Пятницкая получила название от этой церкви.
  • Церковь Пятницы в Калашном (Ярославль) — один из самых ярких образцов украинского барокко в средней России (сер. XVIII в.), снесена в 1930-е гг., на её месте — пустырь.
  • Церковь Параскевы Пятницы в Ярославле на Туговой горе (старое городское кладбище) — одноглавая, трапезного типа, освящена в 1693 г.
  • Церковь святой Параскевы Пятницы (Львов) (1643-45 на фундаменте XIV в.)
  • Церковь Святой Параскевы Пятницы в Туле. В советское время была закрыта, а в настоящее время заброшена.
  • Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Омске (1901). В советское время в обезглавленном храме располагалось общество слепых.
  • Храм святой великомученицы Параскевы Пятницы (1903-1914) села Погорельцево Железногорского района Курской области. Был в запустении, сейчас восстанавливается.
  • Церковь Параскевы-Пятницы (1864) в деревне Мшенцы Бологовского района, Тверской области
  • Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове (Москва)

Другие святые Параскевы

Христианская церковь, кроме мученицы III в., почитает ещё несколько святых того же имени:

  • Параскева (Матиешина), исп., инокиня, новомученица. 29 января, 22 ноября (по ст.ст.)
  • Св. Параскева, сестра Св. Фотины-Самаритянки, I в., пострадала в правление императора Нерона вместе со своими сёстрами Фотиной, Анастасией, Фото, Фотидой и Кириакией и племянниками Виктором (Фотином) и Иостией (память 20 марта по юлианскому календарю).
  • Преподобная Параскева-Петка Сербская («Петка» — «пятница», болгар., румын., сербск.) — византийский аскет XI в., особенно почитаемая в Балканских странах.Родилась в городе Епиват (ныне Турция) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя. Имела брата, святителя Ефимия, епископа Мадитоса. Провела годы в отшельничестве в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Во время крестовых походов мощи перенесены в Румынию, город Яссы, кафедральный собор. День памяти 14 октября, 30 августа. Её культ тоже воспринял черты языческой славянской богини, именовавшейся в землях южных славян Петка («пятница»).
  • Параскева (Макарова), прмц., послушница, новомученица. 29 января, 22 февраля (по ст.ст.)
  • Св. Параскева Римская, мученица II в. (ок. 140- ок. 180 гг.), как считается, исцелившая императора Антонина Пия от слепоты. Обезглавлена по повелению правителя Тарасия. Останки были перевезены в Константинополь.. Излечивает глазные болезни. День памяти 8 августа (26 июля по ст. стилю). Ей посвящён Топловский женский монастырь святой Параскевы в Крыму, где есть целебные источники, полезные для глазных больных, церковь Святой Параскевы на Кипре (Агия Параскева).
  • Параскева (Кочнева), новомученица. 29 января, 26 марта (по ст. ст.)

В чем помогает святая параскева пятница?

Параскева Пятница считается покровительницей семейного очага. Родилась она в благополучной семье, но после смерти своих родителей, раздав имеющееся наследство, она постриглась в монашки.

Параскева провела свою жизнь подобно святым, помогая нуждающимся. В ее честь освящено много храмов и источников, которые обладают исцеляющей силой.

Изображают Параскеву высокой и строгой женщиной, у которой на голове находится лучезарный венец.

В чем помогает святая параскева пятница?

День памяти этой святой – 10 ноября. В этот праздник люди не работали и приносили в храм дары для Параскевы. Кстати, в этот день повторяли все обряда Покровы.

Параскеву Пятницу считали помощницей во многих делах, поэтому часто обращались к ней за помощью в своих молитвах. Особенно почитали эту святую женщины, которые называли ее «Бабья Святая».

В древности люди верили, что Пятница ходит по земле и следит за тем, как люди соблюдают христианские правила и обычаи.

В чем помогает Параскева Пятница:

  1. Многие считают святую целительницей различных недугов, причем как телесных, так и духовных. В первую очередь она помогла справиться с женскими болезнями.
  2. Возносят ей молитвы одинокие девушки, которые мечтают встретить свою вторую половинку. На сегодняшний день существует огромное количество сообщений от тех, кому Параскева Пятница помогла выйти замуж. Еще ее считают покровительницей семейного благополучия. Женщины, мечтающие о продолжении рода, молили об этом Параскеву, а еще она помогает в благополучных и легких родах.
  3. В народе считают эту святую покровительницей домашнего хозяйства, полей и скота. О поддержке Параскевы испрашивают люди, деятельность которых связана с фермерством.

Будет интересно узнать не только, в чем помогает икона Параскевы Пятницы, но и какие приметы существуют, связанные с ее днем. Считается, что этот день не бывает сухим. Если человек видел на земле отпечаток лошадиного копыта, наполненный водой, значит, через месяц наступит настоящая зима.

Чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы

По количеству грязи на день Параскевы судили о погоде весны, то есть, чем ее больше, тем дождливее будет. Девушкам в положении 10 ноября ни в коем случае нельзя мыть и расчесывать волосы.

Также люди считали, что чем больше человек в день Параскевы смеется, тем сильнее он будет плакать в старости. Запрещается на этот праздник заниматься грязной работой, то есть убирать стирать и т.д.

Объясняется это тем, что подобными действиями человек может засорить глаза святой.

О храме

Святая Параскева Пятница издревле пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. В ее честь на Руси было построено много храмов и часовен, а также придорожных крестов с ее иконой, которые так и назывались – «пятницами».

Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в селе Хвощеватка был построен из местного кирпича в 1901 году усердием местных землевладельцев и прихожан. Строительство храмового комплекса велось почти 10 лет. До революции 1917 года в церкви имелся четырехъярусный иконостас столярной работы с позлащенной резьбой.

Особую торжественность интерьеру придавали многочисленные иконы, размещавшиеся позади клиросов, в правой и левой части храма, а также в просторной трапезной.

 При церкви находился погост, обнесенный кирпичной сквозной оградой, рядом было выстроено здание для караулки и церковно-приходской школы, открытой в 1904 году священником Александром Дмитриевичем Мишиным (последним настоятелем храма в дореволюционный период).

История села

На высоком берегу реки Дон широко и привольно раскинулось село Хвощеватка Рамонского района Воронежской области. Село Хвощеватое было основано во второй половине XVII века гордостью служилых людей. Тогда же была построена первая деревянная церковь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы.

До отмены крепостного права (1861) село состояло из нескольких крестьянских обществ, разделенных между собой тремя глубокими оврагами (Фощеватым, Грузным и Болдажьим). На многочисленных природных источниках крутили свои жернова водяные мельницы и крупорушки.

Крестьяне села Хощеватого в прошлом не только обрабатывали землю, но и занимались подсобными промыслами – производством льняных и пеньковых тканей ручной работы.

В своё время при селе находилась крупная товарная экономия дворянина Федора Дмитриевича Черткова, которая включала паровую мельницу (здание сохранилось), конюшню на 90 лошадей английской рабочей породы, ферму на 90 коров симментальской породы и овчарник на 500 голов мериносов.

 Его сын Михаил Федорович Чертков, являлся попечителем Хвощеватской земской школы, а уже находясь в эмиграции принял священнический сан и участвовал в работе благотворительного и попечительского объединения помощи русским эмигрантам «Православное дело», которое возглавляла матушка Мария (Скобцова).

 С историей села Хвощеватого также неразрывно связана жизнь представителей дворянского рода Северцовых, владевших с начала XVIII века и до 1861 года большей частью пахотных и лесных угодий в округе. Наиболее известны имена Алексея Петровича Северцова – героя Отечественной войны 1812 года и его сына – известного путешественника-зоолога Николая Алексеевича Северцова.

Святой родник

Под горой, вдоль спуска к реке Дон, у самого берега воды располагается святой источник, получивший название «Семь ручьев».

Святая Параскева-Пятница

О целительной силе источника известно далеко за пределами не только Хвощеватки, но и Воронежской области.

 храма в селе Хвощеватка и святого источника (лето 2011 года).

Поклонный крест

В конце 2005 г. жителями села Хвощеватка был изготовлен деревянный Крест. В этой любви русских людей к Кресту находят свое выражение самые важные, глубинные черты их православного миропонимания. Крест был воздвигнут и освящен 31 декабря 2005 г. на перекрестке дорог на поклонение православным христианам.

Восстановление храма начато в 2006 году. Пока, ввиду ограниченности средств прихожан (а в Хвощеватке проживает всего 275 человек), удалось возвести малые купола и кресты. В настоящий момент продолжаются реставрационные работы внешнего фасада храма, колокольни, благоустривается прилегающая территория. 

Посильную помощь храму в Хвощеватке может оказать каждый из нас, перейдя по ссылке вы узнаете, как это сделать.

Церковь великомученицы Параскевы Пятницы в Москве до 1935 года стояла в Замоскворечье. “Параскеве” переводится с древнегреческого как “приготовление”, поэтому появился обычай обозначать этим словом пятницу – канун субботы, дня отдыха.

А к имени великомученицы стали добавлять “Пятница”. Судя по тому, что церкви Параскевы Пятницы в Москве строили преимущественно на торгах, либо в купеческом Замоскворечье, эта святая, как и Варвара. Являлась покровительницей торговли.

О старинной деревянной Пятницкой церкви в Замоскворечье упоминается в летописи в связи с пожаром 1564 года.

Святые места Москвы

Известно, что спустя столетие она уже была перестроена в камне. В 1739 году богатые прихожане церкви Параскевы Пятницы в Замоскворечье пожертвовали значительную сумму на строительство нового здания храма. Для ее строительства был приглашен знаменитый Д. Ухтомский, проектировавший колокольню для Сергиево-Троицкой Лавры.

Спустя несколько лет в Замоскворечье появилась обновленная церковь Параскевы Пятницы, выполненная в стиле барокко. Здание новой церкви представляло собой традиционный восьмерик на четверике. Главный престол храма был освящен во имя Троицы. При церкви существовала трапезная с приделами Артемия Веркольского (1701 г.) и св.

Параскевы, а также отдельная колокольня с Ильинским престолом постройки (1746-1748 г.г.).

В 1935 году был принят Генеральный план преобразования Москвы, согласно которому предполагалось замкнуть бульварное кольцо, соединив Яузский бульвар с Замоскворечьем. Пятницкая церковь стояла на пути строительства, и ее снесли. Позднее на ее месте построили станцию метрополитена, а старинный резной иконостас работы Ухтомского хранится в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

Историческая справка:

1564 г. – в летописи встречается упоминание о деревянной Пятницкой церкви в связи с пожаром в Замоскворечье 17 в. – построено каменное здание церкви Параскевы Пятницы в Замоскворечье 1701 г. — при церкви появился придел Артемия Веркольского 1739 г. — богатые прихожане церкви Параскевы Пятницы в Замоскворечье пожертвовали значительную сумму на строительство нового здания храма

1746-1748 г.г. — была построена отдельная колокольня с Ильинским престолом постройки 1935 г. – церковь Параскевы Пятницы в Замоскворечье снесли

Источник: https://travel70.ru/ikona-paraskevy-pjatnicy-foto/

Судак . Храм святой Параскевы

Церковь Св. Параскевы
antiguo_hidalgoНедалеко от Судакской крепости, в центре поселка Уютное находится несколько архитектурных памятников разного времени. Средневековый православный храм святой Параскевы датируется X-XII веками. Вокруг храма находилось обширное древнее кладбище, от которого до наших дней сохранилось несколько надгробных стел.

Храм был отреставрирован. 23 октября 2010 года в храм была передана икона середины ХІХ в. – «Святая великомученица Параскева».По праздникам в нем проходят богослужения.

Храм св.Параскевы во многом похож на храм Двенадцати апостолов: также имеет пятигранную апсиду, покоящуюся на прямоугольном основании.

Построен он был, вероятно, в XII—XIII вв. под влиянием трапезундских традиций, возможно, что теми же мастерами, что строили храм Двенадцати апостолов.Крымские греки очень почитали двух святых подвижниц: великомученицу Параскеву Пятницу и преподобномученицу Параскеву Римскую. Название храма Святой Параскевы впервые упоминается в середине XIX в.

епископом Гавриилом, описавшего “Остатки христианских древностей в Крыму”Вход в храм был закрыт.Как я понял службы в нем проходят по определенным праздникам.Сделал фотографию внутренней части храма через окно.Алтарная пятигранная апсида храма.В верхней части апсиды видны резные розетки.Что в христианских традициях означает рисунок на этой розетке.

..Рядом с храмом располагалось старое кладбище.Могильные стелы судакского кладбища, которые удалось сохранить при его сносе. Среди них — надгробные плиты некоторых членов семьиСтевенов.Русского ботаника шведского происхождения(основателя Никитского ботанического сада). Его сын, Антон Христианович (1835-1891), жена Мария Карловна, урожд.

Гагендорф, дочь Екатерина Христиановна…Надгробные стелы.С 1805 г. в этом месте существовала немецкая колония. Основанная переселенцами из Вюртемберга.Напротив лапидария расположена лютеранская кирха, построенная для переселенцев в 1887 г.В настоящее время здание кирхи закрыто, предполагается осуществить ее реставрацию.

На фронтоне сохранилась надпись: “Да будет мир на этом месте. Так повелел Бог Саваоф”.

antiguo_hidalgoПрожив 70 лет, Тенгиз Абуладзе снял всего семь игровых фильмов. Немного — но и немало! Для бессмертия ему хватило бы и вовсе одного — зато какого. Но даже не сними Абуладзе «Покаяние», в истории мирового искусства он все равно бы остался как подлинный художник, великого грузинского кинематографа.

«Покаяние» — художественный фильм, снятый в жанре драмы в 1984 году режиссёром Тенгизом Абуладзе. Гран-при на Каннском кинофестивале в 1987 году.В 1988 году фильм был награждён премией «Ника» в шести номинациях, в том числе, как Лучший фильм.Третий фильм в режиссёрской трилогии («Мольба» — «Древо желания» — «Покаяние»)

Page 3

antiguo_hidalgo“Его музыка живет не насаждаемая никем, живет в собственной жизнестойкости. Шуберт первым почувствовал человека-сироту, первым почувствовал город как вместилище трагических переживаний, пагубность города, заброшенность человека-еще тогда, когда немного было таких городов.

Любимые исполнители Шуберта? Нет, мне совершенно безразлично, кто играет-Иванов, Петров, Кацнельсон, разницы нет. Главное-сама музыка, замечательные мелодии. А это самое трудное и самое ценное”.
/Георгий Свиридов/

В клипе представлены картины художника Бернарда ван Орлей (1487/91-1541), Нидерланды.1.

“Мадонна с младенцем и ангелами”, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; 2. “Поклонение волхвов”, Музей искусств Филадельфии; 3. “Мадонна с младенцем”, Британская Национальная галерея, Лондон; 4. “Мадонна с младенцем”, Государственный музей, Амстердам.

Франц Петер Шуберт,”Ave Maria”, оп. 52 № 6.

Исполняет Робертино Лоретти,Италия.

Page 4

|

antiguo_hidalgoПродолжим наши прогулки по Старому Воронежу.История Дома Губернатора очень интересна.Его левая, южная часть была построена в 1780 г. как двухэтажный каменный жилой дом воронежского коменданта полковника А. И. Хрущева. В 1792 г. дом перешел к губернатору О. И. Хорвату, который при отъезде из города в 1795 г. продал его в казну. С тех пор до 1917 г. дом был официальной резиденцией воронежских губернаторов. Здесь размещались канцелярия губернатора и его жилые покои.История дома губернатора связана со многими известными людьми. В их числе представитель старинного дворянского рода, историк, археограф, литературовед, директор Румянцевского музея Михаил Алексеевич Веневитинов (1844-1901). По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета он несколько лет прослужил чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. Его кабинет располагался в этом доме.В доме губернатора в 1894 -1898 гг. жил управляющий канцелярией статский советник Петр Иванович Федотов – отец Г. П. Федотова, философа, историка, богослова.После февральской революции губернаторский особняк стал называться Домом народных организаций. Здесь размещались различные партийные, советские и общественные организации: военно-революционный комитет, Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, Воронежский губком партии, женсовет, редакции газет, штаб рабочих дружин города и т. д. В ночь на 30 октября (12 ноября) 1917 г. большевики разработали здесь план вооруженного восстания в Воронеже.В 1920-е гг. часть здания была отдана под Дом крестьянина, а часть – под губсовпартшколу, где в 1921 г. учился писатель А. П. Платонов (1899-1951). С 1934 г.в здании располагалась областная публичная библиотека, а также музей изящных искусств.

Во время Великой Отечественной войны особенно сильно пострадала старая часть дома. При восстановлении в 1950 г. архитектор Н. В. Троицкий объединил две разновременные части здания путем надстройки старой части и создания в центре подобия огромного антового портика.

Кирпичное оштукатуренное трехэтажное здание сохраняет черты всех периодов своего строительства. В основе каждого из них лежат формы классицизма, трактованные сообразно времени. Наиболее старая южная часть (XVIII в.) имеет прямоугольный план. Нижний цокольный этаж с маленькими окнами рустован.

Средняя часть фасада первоначального объема чуть выступает и акцентирована полукруглыми сандриками над тремя окнами второго этажа. Эти окна обрамлены профилированными наличниками с ушами и пилястрами между ними.

Остальные окна второго этажа были обрамлены такими же наличниками, дополненными прямым сандриком и накладной доской снизу. Образцы этого обрамления при восстановлении сохранены только на четных окнах.В планировочном отношении обе части здания самостоятельны.

Планировка старая, типичная для особняков классицизма, была сильно изменена при перестройке. В северной части ризалиту главного фасада соответствует вестибюль и аванзал над ним.

Источник: https://antiguo-hidalgo.livejournal.com/202237.html

Храм Параскевы Пятницы в Бутово – жемчужина микрорайона

Церковь Св. Параскевы

Город Икони Римской империи – родина святой великомученицы Параскевы Пятницы, жившей там в III веке. Рожденная в семье христиан Параскева всем сердцем была предана этой религии, пошла из-за нее на мученическую смерть, и навсегда останется в памяти христиан. В ее честь строились храмы и часовни.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4.

Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие.

Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги – и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен.

На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа.

У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Храм Параскевы Пятницы в Бутово – один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории Москвы. Церковь имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово.

С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов – 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов.

Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия – в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского.

Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась.

Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена.

Как же иначе – ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива.

Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел.

Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел – Киово, Бица, Качалово.

Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним – храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь Пророка Ильи.

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма.

При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях.

Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

Источник: http://fb.ru/article/140273/hram-paraskevyi-pyatnitsyi-v-butovo-jemchujina-mikrorayona

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.