Церковь Св. Параскевы Пятницы

Параскева Пятница

Церковь Св. Параскевы Пятницы

Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии в Ма­лой Азии. Ро­ди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, ко­гда на Кре­сте по­стра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они и дочь свою на­зва­ли Пят­ни­цей (по-гре­че­ски Па­рас­ке­ва).

Она ра­но оси­ро­те­ла. До­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Па­рас­ке­ва при­ня­ла обет дев­ства и за­бо­ти­лась о рас­про­стра­не­нии ве­ры Хри­сто­вой сре­ди языч­ни­ков.

В 300 го­ду при­шел в го­род во­е­на­чаль­ник им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но ис­тре­бить хри­сти­ан. Па­рас­ке­ва от­ка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам и за это бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Ее по­ве­си­ли на де­ре­ве и тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми гвоз­дя­ми и по­том изъ­язв­лен­ную до ко­стей и ед­ва жи­вую бро­си­ли в тем­ни­цу.

Бог не оста­вил свя­тую стра­да­ли­цу и чу­дес­но ис­це­лил ее. Злоб­ный му­чи­тель не вра­зу­мил­ся этим чу­дом и про­дол­жал ис­тя­зать свя­тую Па­рас­ке­ву, при­ка­зав по­ве­сить на де­ре­ве и жечь фа­ке­ла­ми. На­ко­нец ей от­сек­ли ме­чом го­ло­ву. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­той Па­рас­ке­вы. От мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы по­да­ва­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щим.

У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Па­рас­ке­ва (Пят­ни­ца, или Пет­ка) из­древ­ле поль­зо­ва­лась осо­бой лю­бо­вью. Ей по­свя­ща­ли хра­мы и при­до­рож­ные ча­сов­ни (Пят­ни­цы); счи­та­ли ее за по­кро­ви­тель­ни­цу по­лей и ско­та.

В день ее па­мя­ти рус­ские лю­ди при­но­си­ли в храм пло­ды для освя­ще­ния. Свя­тая Па­рас­ке­ва счи­та­ет­ся це­ли­тель­ни­цей ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов, хра­ни­тель­ни­цей се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья.

Изо­бра­жа­ют ее на ико­нах су­ро­вой по­движ­ни­цей, вы­со­кой, с лу­че­зар­ным вен­цом на го­ло­ве.

Память 28 октября

В то время, как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонение на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица, по имени Параскева. Родители ее – христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества.

Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников.

Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единого бессмертного Жениха, Единородного Сына Божия, для Которого и жила в святости и праведности.

Пресвятое Имя Его она исповедовала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нее таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целью истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали:

– Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам.

Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не поклоняющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице.

Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух, и лицо ее сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили:

– Посмотри! Она нисколько не удручена печалью, лицо ее даже как будто сияет.

Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ее лица, сказал предстоявшим:

– Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь, невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.

И он сказал ей:

– Девица, скажи нам твое имя!

Святая Параскева отвечала:

– Я христианка, раба Христова. Военачальник сказал:

– Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей!

Святая отвечала:

– Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду, радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался.

Мучитель на это сказал:

– Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.

Святая отвечала:

– Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак. я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (Параскева по-гречески значит – пятница).

– Родители мои, – продолжала святая, – шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями.

Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на кресте Свою жизнь. Бог и даровал им плод честного их супружества – меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки.

Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, – я – общница страстям Христовым.

Военачальник сказал:

– Перестань говорить сии безумные слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.

На сие святая Параскева ответила:

– Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.

Тогда Военачальник сказал:

– Я помилую твою красоту и пощажу юность твою.

– Не щади временной красоты: – сказала святая, – ныне она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение.

После сего Военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время, как били святую, она не испустила ни одного звука, но, молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ее (ведь он поражался и соблазнялся ее красотою), приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей:

– Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большего от нас почета.

Она ничего не отвечала ему на это. Тогда Военачальник, разгневавшись, сказал:

– Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь? Святая в ответ на это плюнула ему в лицо. После того мучитель, страшно рассвирепев, приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ее ребра железными когтями и растирать власяницей ее раны; ее плоть таким образом была изодрана до костей.

Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу.

Когда она лежала здесь еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей:

– Девица, общница Христовым страстям, восстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, я принес орудия страстей Господа нашего.

Взгляни на честные орудия: крест и терновый венец нетленного Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, восстань! Христос Господь исцеляет тебя!

И вот мученица восстала как бы от сна, а явившийся ангел приступив отер губою все раны святой мученицы, и все тело ее стало крепким и здоровым, а красота ее лица стала еще более поразительною. Она с благоговением облобызала орудия Христовых страстей и прославила Бога. Небожитель после сего стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ее теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ее красоте, он сказал ей:

– Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь.

Святая на это сказала:

– О, военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь! Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов.

С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам.

Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу, и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:

– Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказываете вам Господь мой Иисус Христос – падите все вы на землю и превратитесь в прах.

И вот, по слову святой, пали и рассыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольского храма и стали взывать:

– Велик Бог христианский!

Нечестивые жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и, плача, сказали ему:

– Военачальник! Мы говорили тебе, – умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она ныне своим волхованием сокрушила всех наших богов.

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву:

– Какими волхвованиями ты сделала сие?

Святая отвечала:

– С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: явись мне, Спаситель мой, – Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на дереве и палить ее ребра свечами. Повешенная и палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала:

– Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей.

И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивши множество беззаконников. А народ взывал:

– Велик Бог христианский!

И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как бы на него не восстал народ, и поспешно приказал усекнуть святую мечом. В то время как отсечена была ее голова, некоторые слышали голос на небе, произносящий:

– Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!

Христиане с благоговением похоронили тело святой в ее доме. – Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг: упавши, военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь и поклонение во веки, аминь.

Тропарь, глас 4:

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость прииемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечом ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Источник: http://starica.cerkov.ru/paraskeva-pyatnica/

Храм Параскевы Пятницы в Бутово – жемчужина микрорайона

Церковь Св. Параскевы Пятницы

Город Икони Римской империи – родина святой великомученицы Параскевы Пятницы, жившей там в III веке. Рожденная в семье христиан Параскева всем сердцем была предана этой религии, пошла из-за нее на мученическую смерть, и навсегда останется в памяти христиан. В ее честь строились храмы и часовни.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4.

Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне распятия Христа. Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие.

Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги – и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен.

На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа.

У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Храм Параскевы Пятницы в Бутово – один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории Москвы. Церковь имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово.

С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов – 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов.

Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия – в 1612 году. Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского.

Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась.

Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена.

Как же иначе – ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива.

Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел.

Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел – Киово, Бица, Качалово.

Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним – храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь Пророка Ильи.

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма.

При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях.

Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.

Источник: http://fb.ru/article/140273/hram-paraskevyi-pyatnitsyi-v-butovo-jemchujina-mikrorayona

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.