Церковь Св. Фомы
Церковь Святого Фомы (нем. Thomaskirche) в Лейпциге
Рубрика: Лейпциг
Церковь Святого Фомы (нем. Thomaskirche) является одной из двух наиболее значимых церквей Лейпцига и всемирно известна как место деятельности Иоганна Себастьяна Баха (нем. Johann Sebastian Bach) и лейпцигского хора мальчиков (при церкви Св. Фомы).
Между 1212 и 1222 годами старая рыночная церковь была перестроена в новую церковь монастыря Святого Фомы Августинского канона. Миннезингер Генрих фон Морунген (нем. Heinrich von Morungen) подарил монастырю мощи Святого Фомы, которые он привез из Индии. Остатки романского здания были обнаружены в ходе археологических раскопок.
Хор Св. Фомы был основан уже в 1212 году. Он является одним из старейших хоров мальчиков в Германии. На протяжении всей истории престижную должность руководителя церковного хора всегда занимали важные композиторы и музыканты.
После почти полной перестройки здания церковь была вновь освящена 10 апреля 1496 года Мерзебургским епископом Тило фон Трота (нем. Thilo von Trotha). На протяжении столетий церковь пережила несколько дополнений и перестроек, наиболее важным из которых является восьмиугольная башня эпохи Возрождения.
В день Пятидесятницы в 1539 году здесь проповедовал реформатор Мартин Лютер.
Внешняя форма церкви несет прежде всего отпечаток обновлений и перестроек 19 века.
После того, как церковь в 1869 году была отдана в самоуправление церковного прихода, имели место почти 30 летние перестройки внешнего фасада церкви.
Нео-готические фасады были выполнены по проекту архитектора Константина Липсиуса (нем. Constantin Lipsius), в то время как все фасадные элементы в готическом стиле, а также в стиле ренессанс были удалены.
Авианалет на Лейпциг 4 декабря 1943 года привел к повреждениям всего здания, была разрушена также большая часть окружающих построек. В итоге после окончания войны были необходимы работы по реконструкции фасада.В 1950 году по случаю годовщины смерти Баха, который служил здесь руководителем церковного хора с 1723 года и до момента своей смерти в 1750 году, останки композитора были перенесены из разрушенной церкви Святого Иоанна (нем. Johanniskirche) в церковь Святого Фомы.
Трехнефная зальная церковь имеет общую длину 76 метров. Длина главного нефа составляет 50 м, его ширина – 25 м, высота – 18 м. Крыша имеет необычный угол наклона 63°, что делает ее самой крутой двускатной крышей Германии. Внутри есть семь уровней (высота уступа – 45 м). Башня имеет высоту 68 м. Потолок продольного нефа состоит из цветового крестового ребристого свода с уступами.
Купель была создана в 1614-1615 гг. Францем Дётебером (нем. Franz Döteber) из мрамора и алебастра. На ней изображены библейские сцены. Купель была отреставрирована в 2009 году.
Место захоронения И.С. Баха
В церкви находятся многочисленные надгробные плиты и эпитафии. С 1950 года в церкви Святого Фомы находится место погребения Иоганна Себастьяна Баха. После смерти Баха 28 июля 1750 года, он был погребен на кладбище церкви Святого Иоанна. В 19 веке общественность стала интересоваться точным расположением могилы И.С. Баха.
В 1894 году профессор анатомии Вильгельм Гис (нем. Wilhelm His) идентифицировал из эксгумированных костей кости Баха. И вполне вероятно, что найденные 22 октября 1894 года в дубовом гробу у церкви Святого Иоанна кости пожилого человека, являются останками Иоганна Себастьяна Баха.
16 июля 1900 года останки были похоронены в каменном саркофаге под церковью Святого Иоанна.
В результате бомбардировки Лейпцига 4 декабря 1943 года церковь Святого Иоанна была уничтожена. Саркофаг с останками Баха остался нетронутым.
После обсуждения в 1949 году вопроса о выборе и оформлении нового места захоронения, было принято решение захоронить Баха в хоре, где пространственно наибольшая высота церкви пересекается с его священным пространством.
28 июля 1949 года останки композитора были переданы церкви Святого Фомы и поначалу были не очень хорошо размещены в северной ризнице церкви, где они день и ночь охранялись прихожанами вплоть до закрытия крышкой гроба 13 августа 1949 года.
Новое место погребения у подножия хора, согласно проекту лейпцигского архитектора Кунца Нираде (нем. Kunz Nirade), было открыто 28 июля 1950 года и приурочено к 200-летию со дня смерти Баха. В ходе постоянного обновления интерьера церкви Святого Фомы с 1961 по 1964 гг. место погребения было перенесено с использованием бронзовой плиты 1950 года в хор.
Церковные витражные окна
Церковь Святого Фомы первоначально имела простое оформление витражных окон. Только после 1889 году в хоре и на южной стороне были установлены цветные витражи.
Пять витражных окон хора были созданы профессором Александром Линнеманном (нем. Alexander Linnemann) из Франкфурта-на-Майне.
Единственный витраж хора, разрушенный во время второй мировой войны, был заменен в 2000 году на новый, созданный по проекту Ханса-Готфрида фон Штокхаузена (нем. Hans Gottfried von Stockhausen).
Витражные окна на южной стороне обозначают следующие мотивы: памятное окно павшим во время Первой мировой войны, королю Швеции Густаву II Адольфу (нем.Gustav II Adolf), Иоганну Себастьяну Баху, Мартину Лютеру с курфюрстом Фридрихом Мудрым Саксонским (слева) и Филиппом Меланхтоном (справа), Феликсу Мендельсону-Бартольди (с 1997 года), Кайзеру Вильгельму I.
В октябре 2009 года этот ряд был дополнен окном свободы, проект которого предоставил Давид Шнелль (нем. David Schnell) в качестве 20-летней памяти о мирной революции.
Органы церкви
История органов Томаскирхе начинается с 14 века. В 1489 году впервые был письменно упомянут маленький орган. В 1511 году на западном хоре церкви Блазиусом Леманном (нем. Blasius Lehmann) был установлен большой орган, который в 1601 году был расширен до 25 регистров. Расширения и ремонты органа последовали в 1619, 1721/1722, 1772/1773 гг.
В 1639 году в новом хоре церкви был установлен орган, который размещался там до 1740 года. В 1736 году с помощью обоих органов было исполнено произведение Баха «Страсти по Матфею» (нем. Matthäuspassion). На главном органе 12 мая 1789 года играл Моцарт. Этот орган был заменен в 1889 году на инструмент «Sauer».
Томаскирхе на сегодняшний день имеет два больших органа: Зауэр-орган (нем. Sauer-Orgel) и Вёль-орган (нем. Woehl-Orgel).
На большом западном хоре, хоровой надстройке лейпцигского хора мальчиков, установлен старейший из двух больших органов – Зауэр-орган. Романтический инструмент был построен в 1885-1889 гг. Вильгельмом Зауэром (нем. Wilhelm Sauer).
Орган первоначально имел 63 регистра на 3 клавишах и педаль. В 1908 году планировка органа по предложению Карла Штраубе (нем. Karl Straube) была расширена в общей сложности до 88 регистров.
К 2005 году орган Зауэр был отреставрирован Кристианом Шеффлером (Christian Scheffler) и вернулся к своему оригинальному состоянию 1908 года.
В 2000 году Джеральдом Вёлем (нем. Gerald Woehl) (Марбург) у северной стены на северном хоре, напротив окна Баха, был создан и установлен другой орган, так называемый орган Баха. Этот инструмент является основным для исполнения произведений Иоганна Себастьяна Баха для органа. Вёль-орган имеет 61 регистр (4 266 труб) на четырех наборах труб органа, связанных с одной клавиатурой, и педаль.
Колокола
В башне церкви Св. Фомы висят четыре колокола. Самый большой из них – Глориоза (нем. Gloriosa), звучит только во время самых торжественных праздников. Он был отлит в 1477 году Теодерикусом Райнхардом (нем. Theodericus Reinhard) весом 5 200 кг и диаметром 204 см. Тон его удара – Ля нулевой октавы.
Второй по величине колокол звучит в тоне До первой октавы. Он был отлит в 1574 году Вольфом Хилигером (нем. Wolf Hilliger).
Третий по величине колокол (колокол исповедания, или монашеский колокол) имеет тон удара в ноте Ре-бемоль первой октавы. Он был отлит в 1634 году Якобом Кёнигом (нем. Jakob König) и является почасовым колоколом.
Четвертый колокол призывает к молитве. Он был отлит в 1585 году Христофорусом Гросом (нем. Christophorus Gros) и звучит в ноте Фа второй октавы.Отдельно в башне находится ударный колокол, который звучит каждые четверть часа. Он был отлит на колокольном заводе Шиллингов в Апольде по образцу предшественника от 1539 года.
Официальный сайт церкви: www.thomaskirche.org
Адрес: Евангелически-лютеранский церковный приход Св. Фомы, г. Лейпциг Thomaskirchhof 18
04109 Leipzig
Карта расположения:
Похожие публикации:
Типичные сувениры из Лейпцига
Лейпциг – красивый и разнообразный город, который у многих туристов оставляет о себе неизгладимые впечатления. Поэтому сувениры из Лейпцига пользуются большой популярностью, оставляя память о его посещении, а также давая возможность поделиться с др…
Скульптура «Несовременные современники» (нем. Unzeitgemäße Zeitgenossen)
Гриммайше штрассе (нем. Grimmaische Straße) – самая важная улица в историческом центре Лейпцига, на ней можно найти множество достопримечательностей. Каждый день сотни людей проходят вдоль этой улицы. В конце этой улицы, а точнее говоря, в начале Г…
Бюст Рихарда Вагнера (нем. Richard-Wagner-Büste) в Лейпциге
Сооруженный в 1983 году бюст Рихарда Вагнера в Лейпциге посвящен рожденному в этом городе великому композитору. Эскиз берет свое начало от Лейпцигского скульптора Макса Клингера (нем. Max Klinger). Бюст Рихарда Вагнера расположен в сквере за Лейпц…
Музей древностей Лейпцигского университета (нем. Antikenmuseum der Universität Leipzig)
Музей древностей Лейпцигского университета является самым крупным университетским собранием античного искусства малых форм в Германии. Костяк собрания был заложен в первой половине 18-го века, когда в Университет пришли первые античные объекты. Уже…
Рыночная площадь в Лейпциге (нем. Marktplatz)
Рыночная площадь, а с 1950 по 1954 гг. – площадь Мира, представляет собой прямоугольник размером примерно около гектара в центре Лейпцига. Данная площадь считается центром города. Первая рыночная площадь славянского поселения Липск (Lipsk) располаг…
ссылкой:
Источник: https://www.hobbysalon.ru/germaniya/sachsen/leipzig/thomaskirche
Церковь Святого Фомы в Лейпциге – творческая лаборатория И.С. Баха
Привет, друзья! Церковь Святого Фомы в Лейпциге знаменитое место. Жители Города гордятся и хранят свою кирху. Прежде всего, здесь много лет безвыездно работал и писал свои великие сочинения И.С. Бах.
В церкви до сих пор хранится орган, на котором музицировал композитор. И там же сейчас находится его могила. Собор слышал пламенные проповеди Мартина Лютера. Здесь хранятся фрагменты мощей св. апостола Фомы.
Об этой церкви мы и расскажем сегодня.
Германия, федеральная земля Саксония, город Лейпциг. Церковь Святого Фомы или Thomaskirche.
История церкви
Первый храм на месте современного здания Томаскирхе начал возводится с 1212 по 1222 годы.
По преданию музыкант Генрих фон Морунген подарил монастырю фрагменты мощей Святого Апостола Фомы.
Почитаемая верующими гробница, где был захоронен Святой Фома, находится в Индии в городе Каламин. Мощи Апостола перевозились несколько раз. С 6 сентября 1258 года мощи св. Фомы находятся в Итальянском городе Ортона в базилике Святого Фомы.
С той поры здание многократно перестраивалось, чтобы соответствовать господствовавшим в разные времена стилям. Долгие века исторический облик собора подвергался более или менее сильным изменениям. К первоначальной постройке добавлялись новые элементы. Так к 1539 году у храма появилась башня.
Тогда же произошло еще одно знаковое событие. На Пятидесятницу здесь проповедовал Мартин Лютер.Во время бомбардировок 1943 года здание собора серьезно пострадало и ему потребовалась мощная реконструкция.
Чуть позже случилось еще одно ключевое для истории храма событие.
Останки Иоганна Себастьяна Баха, практически всю жизнь служившего кантором церковного хора в соборе Святого Фомы, были перенесены сюда из Церкви Святого Иоанна.
Особенности архитектуры и интерьера
Современное здание церкви относят к поздней готике. Храмовые фасады были исполнены по проекту Константина Липсиуса. Этот же мастер принял решение удалить с фасада все готические элементы и ренессансные детали.
Общая длина здания составляет 76 метров. Не всем известен тот факт, что крыша этой церкви считается самой «острой» двускатной крышей во всей стране. Угол ее наклона равняется 63°.
Внутри здания привлекает внимание купель, над которой с 1614 года работал Франц Дётебер. Она сделана из алебастра и мрамора. Ее украшают изображения сцен из Библии.
Легендарная могила
Как в любом старинном храме, в соборе Апостола Фомы, есть усыпальница, много надгробных плит с эпитафиями.
Здесь захоронены останки великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Сначала его могила находилась на кладбище при церкви Святого Иоанна. Но в XIX веке общественность заинтересовало точное место захоронения гения.
Останки были извлечены и идентифицированы как кости композитора. После чего они были захоронены в саркофаге под зданием этой же церкви.
После бомбардировки 1943 года собор был уничтожен. К счастью, саркофаг уцелел. Останки композитора передали Томаскирхе, где они сейчас и находятся.
Сокровища
Следующая деталь, на которую упадет ваш взгляд, как только вы зайдете внутрь церкви – витражи. Они появились здесь после 1889 года. Автор цветных витражных окон храма — Александр Линнеманн.
Композиции витражей посвящены погибшим в Первой мировой войне, Густаву II Адольфу (король Швеции), Баху, Мартину Лютеру, Фридриху Мудрому Саксонскому, Филиппу Меланхтоноу, Феликсу Мендельсону-Бартольди и Кайзеру Вильгельму I. Еще одно окно напоминает о мирной революции.
Нельзя обойти вниманием и органы Томаскирхе. Первый относительно небольшой орган появился здесь в XIV веке. А первый крупный орган был установлен в церкви в 1511 году.
К 1639 году в храме появился орган. 12 мая 1789 года И.С. Бах впервые исполнил на нём Страсти по Матфею.Позже в 1889 году этот знаменитый орган был заменен другим.
Сейчас в соборе Святого Фомы два органа: Зауэр-орган (Sauer-Orgel) и Вёль-орган (Woehl-Orgel).
Зауэр-орган старше. Он установлен на западном хоре. Этот инструмент был сооружен к 1889 году Вильгельмом Зауэром. В органе было 63 регистра, позже их расширили до 88. В 2005 году по инициативе Кристиана Шеффлера орган вернулся к своему аутентичному звучанию и состоянию.
Вёль-орган орган расположен на северном хоре. Это основной инструмент для исполнения сочинений Баха.
За «звучание» Томаскирхе отвечают и несколько колоколов.
- Глориоза, крупнейший из них, звучит исключительно во время торжеств. Его диаметр – 204 сантиметра.
- Второй по размеру колокол был создан в 1574 году.
- Третий – почасовой колокол.
- Четвертый оповещает о начале молитвы.
- Есть и еще один колокол, который можно слышать каждые пятнадцать минут.
Три раза в неделю здесь выступает легендарный Хор Святого Фомы.
Начало выступлений:
- по пятницам в18:00
- по субботам в15:00
- по воскресеньям в 09:30.
Стоимость входа для взрослого человека: 2€
Детям – бесплатно
Рядом с церковью расположен памятник великому композитору, а также посвященный ему музей.
Сколько стоит
- Посетить церковь можно бесплатно
- Экскурсия стоит 1€
- Вход на колокольню – 2€
Официальный сайт: www.thomaskirche.org
Где остановиться в Лейпциге
Сейчас много вариантов жилья в Лейпциге появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Как добраться
Церковь Святого Фомы расположена в самом центре Лейпцига. Поблизости находится остановка трамваев Thomaskirche, доехать до нее можно на трамвае №9.
Церковь святого Фомы на карте
Благодарим вас за то, что читаете наш блог. До скорых встреч.
Источник: http://traveltu.ru/germany/mesta-germanii/tserkov-svyatogo-fomyi-v-leyptsige.html
Церковь Св Фомы и другие культовые сооружения в Толедо: описание, история и адрес
Церковь Святого Фомы (Iglesia de Santo Tome) расположена в историческом квартале города Толедо, в Испании. Одна из немногих христианских святынь, которая не была разрушена при многочисленных завоеваниях.
Наибольшую популярность и ценность кафедральный храм приобрел благодаря представленной в его стенах картине «Погребение графа Оргаса», написанной знаменитым Эль Греко.
Ежегодно, около миллиона туристов стекаются в Толедо, чтобы лично восхититься непревзойденной работой великого художника.
«Портрет старика» — предположительно, автопортрет Эль Греко. (Источник — holstshop.ru).
Из истории
Церковь Санто Томе построена в XIV веке на месте старой мечети XI века, в связи с завоеванием города королем Альфонсо VI.
В течение двух столетий со дня изгнания мусульман и установления христианского господства, ее не перестраивали. При внешнем мусульманском облике внутри церкви проводились христианские служения.
Лишь через 2 столетия, когда храм оказался в полуразрушенном состоянии, по приказу графа Гонсало Руиса де Толедо, который правил в Оргасе (испанский муниципалитет), здание увидело масштабную перестройку.
Старый минарет мечети был превращен в колокольню. Граф вложил не только большую часть собственных средств в реформацию, но и установил некий налог с жителей города, который шел на благоустройство церкви.
Архитектура
Общий вид здания не имеет особых отличительных особенностей. В исторической части города, где расположен собор, большинство строений имеют подобную форму и рельеф. Церковные признаки обнаружите лишь в нескольких типичных арках, обрамляющих главный вход, и в многоуровневой колокольне.
Церковь Святого Фомы выполнена в сдержанном мудехарском стиле. Основание здания — из камня, стены же выложены кирпичной кладкой.
Стоит обратить пристальное внимание на самую интересную часть храма с точки зрения архитектурного искусства, — здание башни-колокольни: оно многоуровневое, квадратной формы, с двойным колоколом на вершине.
(Источник — Express Toledo).
Башня выстроена в соединении мавританского и европейского стилей:
- на двух верхних этажах присутствуют элементы керамики с глазурованной росписью;
- проемы заполнены группой из двух и трех окон, украшенными рядом аркад с лопастными арками, которые разделяются небольшими колоннами из глазурованной глины;
- во второй уровень встроена вестготская плита — ниша, из белого мрамора, которую венчает крест — патада.
Архитектура церкви.
Интерьер
Внутри здание состоит из трех нефов с перекрестком, оформленных туннельным сводом и полигональной апсидой.
Чтобы построить большую часовню в готико — мудехарском стиле, граф Оргаза приказал снести крышу и поднять центральный купол.
Со сторон Евангелия, возле парадного алтаря, есть дверь, ведущая ко входу в колокольню, а оттуда по лестнице вверх.
Главную художественную ценность в интерьере церкви Толедо представляют:
- 3 алтаря, созданных в стиле барокко и платереско;
- рестильная купель из мрамора;
- мраморная скульптура Девы Марии;
- картины известного ученика Эль Греко — Л. Тристана;
- скульптуры эпохи Алонсо Кано;
- знаменитейшая картина Эль Греко «Захоронение графа Оргаса».
Интерьер церкви.
Картина Эль Греко
По мнению наблюдателей, церковь Святого Фомы уже давно ассоциируется у посетителей с музеем одной картины.
И картина эта великолепна:
При первом же взгляде потрясают размеры — 3,6 х 4,8 метров. Находится в капелле Консепсьон недалеко от склепа, в котором покоится изображенный на ней граф Оргаза.
Дабы не подвергать картину риску повреждения посетителями, ее заключили за металлическую решетку. А по контуру полотна провели освещение для видимости всех важных деталей, изображенных на ней.
Картина повествует о торжественном моменте ухода графа Оргаса из мира живых в мир мертвых.Условно поделена на земное пространство и духовное:
- В нижней, земной области увидите толпу из священников, монахов и аристократии, которые отправляют усопшее тело в последний путь.
- Чуть более светлое пространство верхней части повествует о душе графа, которую принимают на Страшном суде. Покровителями здесь выступают несколько святых.
Интересно!
На картине изображен сам Эль Греко и его незаконнорождённый сын Хорхе. Причем их взгляды устремлены прямо на наблюдателей.
«Погребение графа Оргаса». (Источник — kulturologia.ru).
Информация для посетителей
- адрес: Toledo, Plaza del Conde, 4;
- телефон: +34 (925) 25-60-98;
- е-mail: santotome@santotome.org.
Режим работы: с 01.03 по 15.10, церковь открыта с 10.00 до 18.45. С 16.10 по 28.02, церковь открыта с 10.00 до 17.45. Работает без выходных.
Стоимость: базовый тариф — 2,5 евро, льготный —2,2 евро;
Маршрут: от ж/д станции и автовокзала на автобусе под № 5 езжайте до остановки Plaza de Zocodover.
1 — Церковь Святого Фомы | 7 — Синагога дель Трансито |
2 — Церковь Кристо-де-ла-Лус | 8 — Санта-Мария-ла-Бланка |
3 — Церковь Сан-Роман | 9 — Часовня Кристо-де-ла-Вега |
4 — Сан-Хуан-де-лос-Рейес | 10 — Замок Сан-Сервандо |
5 — Санто-Доминго-эль-Антигуо | 11 — Кафедральный собор |
6 — Санто-Доминго-эль-Риаль | 12 — Дворец Алькасар |
Другие культовые сооружения
Кроме церкви Святого Фомы будет полезным и интересным посетить и другие культовые сооружения Толедо, которых в городе великое множество.
Церковь Кристо-де-ла-Лус
Одно из самых старых сооружений города, которое за множество веков было и вестготской крепостью, и мечетью. В церкви была проведена первая христианская месса в городе. Через церковь пройдете в сад, за которым располагаются ворота солнца.
Церковь Сан-Роман
Была вестготской церковью и мечетью, поэтому в строении перемешано несколько стилей: римский, византийский, вестготский. В здании церкви — музей вестготской культуры.
Церковь Сан-Роман.
Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес
Монастырь ордена францисканцев, построенный в честь Святого Иоанна в стиле испанской готики.
Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо
Самый старый монастырь в Толедо, построенный в XI веке. Известен тем, что алтарь в нем расписал великий Эль Греко. В этом же здании — могила мастера.
Монастырь Санто-Доминго-эль-Риаль
Построен в стиле барокко и мудехар. Доступ туристов в монастырь запрещен.
Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес.
Синагога дель Трансито
Памятник архитектуры, построенный в мавританском стиле, расположен в еврейском квартале. Была синагогой, госпиталем, христианской церковью. В здании расположен музей еврейской культуры.
Синагога Санта-Мария-ла-Бланка
Также расположена в еврейском квартале. Изначально была построена как самая большая синагога в городе, после в ней была военная казарма и католический храм. Данная постройка — копия, так как старое здание было сожжено.
Синагога Санта-Мария-ла-Бланка.
Часовня Кристо-де-ла-Вега
Построена в IV веке. Известна необычным распятием — Рукой Христа, опущенной вниз.
Замок Сан-Сервандо — огромная монументальная крепость, подробнее про которую читаем здесь.
Кафедральный собор Толедо — католический храм, один из самых крупных соборов в Европе — подробнее здесь.
Дворец Алькасар — масштабное монументальное сооружение, расположенное на вершине скалы — здесь.
Часовня Кристо-де-ла-Вега.
Тем, кто заглянул в этот необыкновенный городок обязательно нужно в живую увидеть картину Эль Греко «Погребение графа Оргаса», а также посетить, хотя бы, несколько из многочисленных исторических памятников Толедо, впечатления от осмотра которых останутся в памяти еще надолго.
Источник: https://pvmgid.ru/regiony-ispanii/kastiliya-la-mancha/cerkov-sv-fomy-toledo.html