Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Церковь Спаса Преображения

Дорога к этому храму напоминает восхождение. С той только разницей, что здесь понадобятся не физические, а духовные усилия, особая внутренняя сосредоточенность, способность к неторопливому созерцанию почти утраченному в нашем суетном мире…

  • Строительство храма
  • История росписи
  • Церковь Спаса Преображения

Ильина улица, одна из самых древних в Новгороде, а значит и во всей России. Этот район города назывался Славенским.

Когда-то здесь стоял деревянный храм Спаса Преображения в котором хранилась одна из самых чтимых икон Знамение Богородицы.

Благодаря ей, по сказаниям, Новгород был мистически спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Потом церковь обветшала и в 1374 году жители Ильиной улицы решили поставить новую, каменную.

Строительство храма

Горожане наняли лучших строителей, архитекторов и те не подвели. Церковь Спаса на Ильине улице 1374 года получилась очень красивой. Мастера богато украсили стены фигурными розетками, нишами, боровками, наружными фресками, закладными крестами. Игра света и тени северного солнца сделало храм ещё праздничней.

Элементы декора церкви:

  • фасады поделены лопатками;
  • прясла окаймлены двойными арками;
  • окна дополнены нишами;
  • барабан украшают бегунец и поребрик;
  • на фасадах вычурные узорные кресты.

Освятил новую церковь сам владыка Алексей со всем софийским клиром. Поблагодарив прихожан, многозначительно намекнул, дескать, такой храм и расписать надо бы достойно. Но то ли поиздержались ильинцы, то ли нужных мастеров не нашлось, а только четыре года ждал Спас, пока начнутся внутренние работы.

История росписи

Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице достойна воплощения в историческом фильме. От новгородских купцов, торговавших с Византией, доходили слухи о художнике Феофане Греке, расписавшим сорок церквей в Константинополе, Халкедоне и Галате. Говорили, что лучше этого мастера в православном мире нет и он не только талантливый живописец, но и философ и мудрец.

Услышав это новгородский боярин, Василий Данилов отправил своих людей в Византию, приказав найти знаменитого Грека и привезти его расписывать храм. За ценой обещал не постоять.

Нашли Феофана в Генуэзском городе Кафе и не без труда уговорили ехать в Новгород, заинтересовав рассказами о неведомой стране и выгодном заказе. Новгород произвёл на Феофана сильное впечатление.

Он никак не ожидал увидеть среди лесов и болот богатый торговый город. С изумлением рассматривал Феофан Софийский собор.

А когда увидел готовую к росписи красавицу церковь, без промедления, приступил к работе.

Пришёл черёд удивлению новгородцев. На глазах у заворожённых зрителей под размашистой кистью мастера начал оживать на сырой штукатурке божественный мир.

Вот Христос Пантократр. Он словно судья, глядя на землю, готов совершить приговор над греховным родом человеческим. Взгляд его огромных тёмных глаз пронзает душу, внушая смирение, страх. Весь его облик как напоминание о страшном суде, о неминуемой расплате за грехи.

Тот же негасимый огонь горел в глазах Святых Столпников. Суровы и страстны их лики. Они само воплощение смятенного духа и призывают к борьбе с собой.

Фрески отличаются строгой и сумрачной одухотворённостью. В них нет благостного, умиротворяющего. Феофан возвеличивает искусство над прозой жизни.

Он придаёт обликам святых мощные чувства, несоизмеримые с эмоциональным душевным складом обычного человека.

В убелённых сединах ветхозаветных старцев и пророках, читается история далёкого прошлого, где существовали характеры, способные противостоять злу и насилию, одной силой духа и верой в истинного Бога.

Мастер пренебрегает деталями. Два —три энергичных мазка и встают фигуры святых, подобные фантастическим призракам. Сделанные смелой, молниеносно, но безошибочно работающей рукой, они не имеют ни реального объёма ни материальной тяжести. Они бесплотны и невесомы. Всё внимание художника сосредоточено на их глубоком внутреннем мире.

Церковь Спаса Преображения

В Великом Новгороде немало красивых храмов и церквей. Однако все экскурсоводы непременно везут гостей города в Церковь Спаса Преображения. Именно здесь можно увидеть уникальные фрески:

  • Спас Вседержитель.
  • Евхаристия.
  • Крещение.
  • Рождество Христово.
  • Сретение.
  • Сошествие в ад.

К несчастью, основная часть оригинальных фресок погибла от времени, безвозвратно. Но даже по уцелевшим фрагментам возможно оценить идею ансамбля, и уникальный стиль Феофана. В хорошей сохранности осталась роспись в Троицком пределе, в западном углу храма. Это место служило личной молельней боярину Данилову, заказчику святыни.

В военный период фрески снова оказались под угрозой уничтожения. Немцы устроили в куполе храма наблюдательный пункт. Поставили печь, копоть от которой, казалось, навсегда похоронила фрески.

Ценой огромных усилий реставраторы сумели восстановить уцелевшую архитектуру и живопись. Была даже изобретена специальная методика, позволившая уберечь фрески от сырости и солей.

Искусствоведы считают, что под слоем извёстки и штукатурки, возможно, скрываются ещё неоткрытые фрагменты.

Этот храм можно читать как книгу. За стенами этой святыни, словно в драгоценном сосуде, уже много сотен лет горит не угасая потаённый огонь, зажжённый кистью гениального мастера.

Церковь Спаса Преображения

Источник: https://molitva.guru/hramy/tserkov-spasa-preobrazheniya-na-iline-ulitse-v-novgorode.html

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве

Церковь Спаса Преображения

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (Россия, Новгородская область, Ковалево). Расположена в 4 км к востоку от Великого Новгорода, за р. Малый Волховец (по дороге к храму Спаса на Нередице)

По свидетельству летописей, каменная церковь сооружена в 1345 г. неким Акинфом (Онцифором) Жабиным, вероятно, богатым боярином, не занимавшим, однако, высоких официальных должностей (как одно время считалось). Одновременно или чуть ранее здесь основан мужской монастырь. В 1380 г.

храм расписан по заказу Афанасия Степановича и его «подружи» Марии.

Примерно в это же время к основному объему пристроен южный притвор, в котором при исследованиях обнаружен целый ряд погребений, в том числе и в каменных саркофагах — по-видимому, захоронений заказчиков строительства и росписи храма.

Памятник возведен в период поисков в новгородском зодчестве, поэтому он во многом не похож на другие храмы своего времени. Это невысокая кубическая постройка средних размеров (11,5 х 11 м без апсиды), с позакомарным завершением, крупной главой и сильно выступающей апсидой. 

Описание

С трех сторон к зданию примыкают пониженные притворы, отличающиеся друг от друга размерами, формами, а также назначением: западный притвор, самый маленький, служил входным тамбуром, северный удлиненный и двухэтажный не сообщался с храмом и использовался для хозяйственных нужд, а его верхний арочный проем — как звонница (возможно, уникальный пример для данного периода); южный, более поздний притвор, являлся усыпальницей, а потом приделом.  Кровли были сделаны из свинцовых листов. Фасады расчленены лопатками только в верхней части, лишены окон и декора (за исключением стрельчатой ниши на южной стене, позднее оказавшейся внутри притвора, и карниза из зубцов). На фасадах притворов отсутствуют даже лопатки, и только стены южной пристройки украшены пятью каменными вкладными крестами. Внутри храма четыре квадратных в сечении столба придвинуты к стенам, освобождая центральное пространство. В западной трети вверху размещены хоры и тесные каморы в углах, куда ведет внутристенная лестница. Особенностями интерьера являются наличие ниш-печур (тайников?) в стенах, полукоробовые («четвертные») своды в западных углах, не соответствующие позакомарному покрытию, и необычно малое количество оконных проемов. Первоначально имелось восемь больших окон в барабане, окно на южном фасаде, маленькое оконце в диаконнике и, может быть, одно или два окна в апсиде. 

Во время росписи и строительства южного притвора были заложены четыре окна в барабане и южное окно, а позднее — остальные окна барабана и одно в апсиде.

Затемненность интерьера была связана с аскетическими философско-богословскими представлениями и мистическим отношением к свету, распространившимися в это время в монашеской среде.

Образ памятника и некоторые его формы (позакомарное завершение) тяготеют к древности, к архаике; скорее всего, образцом для подражания мастерам послужили расположенные неподалеку церкви Спаса на Нередице (1198) и Благовещения на Городище (1342—1343).

Остальные здания Ковалева монастыря (колокольня, кельи, ограда, хозяйственные строения) долгое время оставались деревянными. В XVI в. была сооружена каменная трапезная с церковью св. Николая. Монастырь, как и большинство небольших пригородных обителей, упразднен в 1764 г.; главный храм обращен в приходской, а остальные постройки постепенно разобраны.

Спасская церковь на Ковалеве. Архивные фото, чертежи

  1. План на уровне входов
  2. Разрез
  3. Архивное фото 1917 г.
  4. Архивное фото нач. XX в.
  5. Фото 1947 г.
  6. Фото 2000 г.
  7. Фото И.Ф. Борщевского
  8. Фото В.Н.

     Максимова

Церковь Спаса не подвергалась крупным перестройкам, лишь ее кровли переделаны в XIX в.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен вражеской артиллерией в руины (сохранилось примерно 30% кладки). В 1962 г.

начались археологические раскопки и работы по расчистке завалов с целью определения состояния конструкций и фресок, чтобы решить дальнейшую судьбу памятника. Руины были законсервированы, над ними устроено временное покрытие и начата работа по подбору фресковых композиций, которую с 1965 г.

возглавил художник-реставратор А.П. Греков. Одновременно проводились натурные исследования руин (Л.E. Красноречьев), обмеры (Н.Н. Кузьмина) и разработка проектных предложений.

Когда появились обнадеживающие результаты в подборке фресок, было принято решение восстановить храм и экспонировать собранные композиции в интерьере, на прежних местах. В 1968—1969 гг. подготовлен проект реставрации с частичной реконструкцией на первоначальную дату (Л.E. Красноречьев). 

При его разработке использованы данные натурных исследований нижних частей памятника, многочисленные фотографии и рисунки довоенного времени, обмеры 1913, 1922 и 1930-х гг. Утвержденный проект осуществлен в 1970—1974 гг. При воссоздании храма использован подлинный материал, извлеченный из завалов.

На фасадах оставлена извилистая борозда, показывающая границу сохранившейся древней кладки (сигнация).

Несмотря на тщательно проведенные научные исследования, нужно иметь в виду, что для воссоздания верхних частей памятника и некоторых форм достоверных данных было недостаточно и существующий облик здания является в какой-то мере гипотезой. 

Качество строительных работ оказалось невысоким из- за плохих материалов (кирпич, известь, песок). Для ускорения просыхания стен вскоре сбита сделанная при реставрации штукатурка на фасадах, еще позднее сбита штукатурка на северной стене внутри основного объема.

В силу ряда причин возрожденные фресковые композиции не удалось разместить на стенах храма и они экспонируются в залах Новгородского музея-заповедника. В интерьере церкви остались лишь уцелевшие нижние части фресковой живописи (орнаментальные «полотенца» по периметру и голгофский крест в нише жертвенника) — В.А.

Ядрышников (Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008, с. 415-418)

Источник:
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008

Схема проезда

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/spas-na-kovaleve.html

Храм Спаса Преображения на Болвановке: история, адрес, святыни

Церковь Спаса Преображения

Стольная Москва буквально вся усыпана великолепными православными храмами, доставшимися нашим современникам от их древних предков.

Все эти святыни в действительности стали немыми свидетелями истории становления великого государства Российского.

Один из таких – храм Спаса Преображения на Болвановке, который уже несколько веков освящает это место молитвами Господу священников и верных прихожан. А когда-то эта местность в Замоскворечье была отведена для поселения иностранцев.

Храм Спаса Преображения на Болвановке в Москве

Существует легенда о том, что там, где стоит сейчас эта церковь, великие московские русские князья встречали ханских посланников с «болваной» или «басмой» (устаревшее слово, обозначает «идол»). Так называли фигурку хана, сделанную из войлока.

Однажды царь Всея Руси Иоан III (1440–1505 гг.) разломал, разорвал и втоптал в землю болвана. И этим он показал врагам земли русской, что отныне не собирается платить дань, а монголо-татарских послов приказал арестовать и убить.

В память об этом событии на месте казни он решил построить храм.

По непроверенным данным, этот (тогда еще деревянный) храм в Москве построили примерно в 1465 году. Но первые письменные упоминания о нем относятся к 1626 году. Однако сначала он был построен в честь святого Георгия Победоносца.

В 1635 году рядом появилась церковь Преображения Господня, возведенная инокиней Марфой – матерью русского царя Михаила Федоровича. И уже следом здесь открыли слободу. Ею стала владеть Евдокия Лопухина, которая была первой женой Петра Первого.

Известно, что XVII веке у деревянного храма на Болвановке существовали престолы во имя Преображения Господа Иисуса Христа и святого Георгия Победоносца.

Ремонт и восстановление

В 1708 году храм Спаса Преображения на Болвановке сильно обветшал. Тогда прихожане подали прошение в Синод.

Они написали царю о том, что церковь находится в аварийном состоянии: во время дождя на службе невозможно стоять, полы сгнили и обвалились, паперть тоже частями обвалилась.

Прихожане попросили своего государя реконструировать Преображенский храм. Поэтому в том же году на строительство были выделены деньги и получено разрешение от митрополита Рязанского Стефана.

Но прошло еще несколько десятков лет, и храм Спаса Преображения на Болвановке свои деревянные постройки сменил на кирпичные.

В клировых ведомостях за 1823 год есть сведения, что с 1722-го началось капитальное строительство стен каменного храма. Возведение продлилось достаточно долго. Оно завершилось только к 1755 году.

Спонсорами выступили купцы К. Матвеев и Д. Оленев, автором архитектурного проекта стал В. Обух.

Благословение приделов

В это время святыня Георгия Победоносца переделывается в приделы Евдокии и иконы Богоматери, именованной «Всех Скорбящих Радость». Однако время безжалостно.

Поэтому вскоре от первоначальной композиции осталось только одно здание от храма. В 1839 году прихожане его опять берутся за дело.

Под тщательным руководством купца московского Озерского Андриана Ивановича Озерского были отстроены трапезная и колокольня по проекту Н. И. Козловского.

А дальше, с благословения митрополита Филарета, престол иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» был переосвящен в придел имени святой мученицы Татианы.

В этом вопросе были учтены желания Татьяны Ивановны – жены Озерского, главного помощника титулярного советника Путилова, у которого покойная супруга тоже звалась Татьяной.

По окончании работ оба престола, правый (святой преподобномученицы Евдокии) и левый (святой мученицы Татианы), были освящены 10 октября в 1839 году владыкой Филаретом.

Закрытие

В 1930 году этот храм в Москве закрыли. Колокольня и трапезная были разрушены, иконы с изображением Преображения Господня, Богоматери «Иверская» и «Утоли моя печали» – украдены. В 1932 году храм обезглавили, а крест сняли. Затем в здании была размещена шоколадная фабрика «Рот-Фронт».

А в период с 1980 по 1990 год в храме работал участок ремонтно-строительного управления Госкомитета по научно-техническому обслуживанию. Потом начались долгие переговоры о возвращении земель обратно во владение церкви. Они и до сих пор ведутся с фабрикой «Рот-Фронт».

В 1991 году владения храма Преображения Господня были частично возвращены. В 1992-м богослужения в церкви возобновили.

Храм Спаса Преображения на Болвановке: святыни, адрес

В церкви есть свои святыни: чудотворные иконы Богоматери, именуемые «Помощь в родах», «Иверская» и «Утоли моя печали».

Адрес, по которому находится храм Преображения Господня на Болвановке: Москва, переулок 2-й Новокузнецкий, 10, строение 1 (станция метро «Павелецкая»).

Сегодня святыня принадлежит Московской епархии РПЦ и содержит пять престолов: Преображения Господня, мученицы Евдокии, святой Татианы, святого Георгия Победоносца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость».

Источник: http://fb.ru/article/267448/hram-spasa-preobrajeniya-na-bolvanovke-istoriya-adres-svyatyini

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.