Церковь Рождества Девы Марии

Содержание

Анчисхати – церковь Рождества Девы Марии: храм Богородицы в Тбилиси, икона в Национальном музее

Церковь Рождества Девы Марии

Ярким представителем раннего христианского зодчества является самое древнее культовое сооружение грузинской столицы — церковь Рождества Девы Марии, или Анчисхати.

Объект культурного наследия, принадлежащий Грузинской Патриархии, ежедневно собирает под своими сводами прихожан и многочисленных туристов.

Священнослужители охотно рассказывают посетителям о намоленном месте, окутанном преданиями и легендами.

Возведение и основание

В начале VI в. на престол взошел Дачи Уджармели и продолжил деяния своего отца, великого Вахтанга I Горгасала. Царь перенес столицу из Мцхета в Тифлис. История гласит, что вскоре по указу правителя, истинного приверженца христианства, на возвышенном правом берегу реки Куры возвели храм во славу Богородицы.

Историческая судьба

В течение нескольких последующих веков Грузия изнывала под жестоким натиском мусульманских войск. Освященная первым Католикосом-Патриархом, мучеником Бабилой, обитель вместе со стойким народом переносила погромы, войны с персами и иранцами. Церковь восставала из руин, и свечи верующих никогда не гасли у ее алтаря. За страданиями последовало вознаграждение.

В XVII в. нападение османов вынудило служителей монастыря Анчи, расположенного на юго-западе страны, передать Нерукотворный образ Спасителя маленькой старинной тифлисской базилике – «царскому дому».

Анчийская икона подарила ей новое имя – Анчисхати. Гонения длиной в 16 столетий из сирийской Эдессы через Константинополь и Тео-Кларджетское княжество закончились.

Чудотворная святыня благодатно освящала скромный оплот веры вплоть до установления Советской власти.

Комиссары стали проводить массовую конфискацию ценного церковного имущества. С куполов низвергали кресты, превращая святыни в хозяйственные помещения. Не пощадили и церковь Анчисхати в Тбилиси. В здании выставлялись поделки кустарей, а затем расположилась мастерская художников.

В 1938 г. главная храмовая реликвия оказалась «заточенной» в сокровищницу Национального музея. Известно пророчество почитаемого в Грузии монаха Габриэла о процветании страны после возвращения Лика Спаса в лоно церкви. На Обращение Патриарха Ильи II руководители музея ответили отказом: списки Господа считаются подлинниками, а экспонату 2000 лет, и требуются особые условия для его хранения.

Реставрация здания

В смутные времена Средневековья церковь Анчисхати в Тбилиси подвергалась частым разрушениям.

В результате проведения трех крупных реставраций здание практически утратило свой первоначальный вид.

  1. В 1675 г. католикос Доментий провел масштабные строительные работы. Появились кирпичные круглые колонны, были восстановлены и укреплены стены, построен арочный вход во двор, увенчанный колокольней.
  2. В 1870-х гг. российский наместник решил видоизменить строение. Купола на крыше и звоннице, отштукатуренные и побеленные стены были выполнены на манер русских церквей.
  3. 60-е гг. XX в. Тбилиси готовился к 1500-летнему юбилею. Правительство Грузии утвердило реставрационную программу Старого города. Под руководством архитектора Р.Гвердцители здание церкви Рождества Богородицы освободилось от лишних застроек, максимально приблизилось к облику XVII в.

Современное положение

В 1989 г. Анчисхати вновь стала действующей. Удивительная аура, излучающая святость и умиротворение, магнетически притягивает сюда гостей со всего мира. Храм стал одним из главных пунктов в экскурсионных программах.

29 августа праздничным богослужением отмечается перенос Нерукотворного Спаса в Константинополь, 21 сентября празднуется Рождество Богородицы.

Местоположение церкви

Церковь Рождества Девы Мирии находится на улице Шавтели, 9, в самом центре туристической части города.

Рядом расположены

  • Театр марионеток Резо Габриадзе;
  • Комплекс Грузинской Патриархии;
  • гостиница «Ambassadori».

Как добраться

Из любой точки города можно доехать автобусами №№ 25, 31, 2, 44, 59, 50, 43, 37, 39 до остановки «Бараташвили». Далее нужно спуститься с моста на набережную и пройти в восточном направлении 300 м, обогнув отель Амбассадори.

Архитектура и убранство сооружения

Архитектурный стиль основного здания относится к раннехристианскому периоду, а вход выполнен с элементами персидского художественного направления.

Внешний вид

Входят на территорию трехъярусной базилики через кирпичную арку с колокольней. Справа разбит маленький сквер. Стены представляют комбинированную кладку из кирпича, желтого туфа. На остатках изначальной постройки сохранился рельеф: крест в круге, ангел и древняя надпись.

При наличии трех входов функционирует один, расположенный на западной стороне. Посетителей встречает массивная кованая дверь с изображением крестов из виноградной лозы, символ веры, оставленный Грузии Святой Нино.

Внутреннее оформление

Четыре колонны, расставленные по квадрату, делят помещение на три части: основная прямоугольная и две апсиды. Арочные перекрытия и потолки расписаны мастерами XIX в. Ценность представляют оригинальные фрески, святилище со старинными иконами, запрестольный образ, датированный 17-м веком.

Как проходят богослужения

Церковь Анчисхати открыта с 9:00 до 19:00.

Каждый день богослужения посещают местные прихожане и масса туристов. Двери храма всегда открыты для представителей любых конфессий. Приглушенный свет, чарующее песнопение хора и чтение молитв завораживают, на короткое время вырывают из реального мира.

При посещении соблюдается ряд строгих правил.

  1. Выключаются мобильные телефоны.
  2. Запрещается видеосъемка.
  3. Для женщин: обязательно покрытая голова и запрет на брючную одежду.
  4. Не допускаются мужчины в шортах.

об иконе Анчисхати

В видео рассказывается предание об иконе Анчисхати.

Источник: https://proreligiu.club/hramy/drugie-zarubezhom/anchishati-tserkov-rozhdestva.html

Рождество Богородицы. История и традиции

Церковь Рождества Девы Марии

Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый (от славянского «дванадесять» — двенадцать) православный праздник церковного года.

Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира.

 Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы.

 Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давыда, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую.

Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах.

Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.

Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада.

Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь.

Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией. Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу.

 Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

Рождество Пресвятой Богородицы в истории

Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439–446).

У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью.

Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рожество Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————-

Празднование Рождества Богородицы на Руси

Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках в Боголюбово и Владимире, в Суздале, Новгороде, Пскове.

Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам.

Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.

Бобренев монастырь близ Коломны

Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) — первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) — второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) — стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) — некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) — стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились», т.е. сделались причастными Божией благодати.

В паремиях, читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез.

XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е.

Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью — Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

————————

Библиотека Русской веры
Канон Рожеству Пресвятой Богородицы →

Читать онлайн
————-

Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп.

II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42.

XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, — это тропарь.

Церковно-славянский текст

Ржcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.
Русский текст

Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Їwаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz  свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Русский текст:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Праздник  Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году.

При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от Успения Богородицы и до Покрова.

Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в  пословице:

Не для зятя-собаки, а для милого дитяти.

Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы, тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

Рождество Богородицы. Иконы

Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках.

К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами.

Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

Икона Рождество Богородицы. ХV век

Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева

Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.

Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне

Храмы во имя Рождества Пресвятой Богородицы у старообрядцев

Традиция освящать храмы во имя богородичных праздников, в том числе Рождества Богородицы, сохранилась и в старообрядчестве.

Во многих общинах Русской Православной старообрядческой Церкви на Рождество Богородицы отмечают храмовый (престольный) праздник: в Новосибирске, Орехово-Зуево и Павловском Посаде и п. Тураево Московской области, селе Дворищи Костромской области и других.

Храмовым является праздник и для многих зарубежных старообрядцев: приходов РПСЦ в г. Вилково Одесской области (Украина) и с. Егоровка (Молдова), белокриницких приходов Румынии в с. Сарикей и г. Ботосаны.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы РПСЦ. Новосибирск

Многие общины и другого старообрядческого согласия — Древлеправославной поморской церкви — также сегодня «именинники»: в Уфе, Великом Новгороде, Орехово-Зуево Московской области, селе Красногвардейское Ставропольского края. За рубежом — общины 1-я Даугавпилсская(Новостроенская) в Латвии, Масалишская,  Римковская, Слижишская в Литве.

Источник: https://ruvera.ru/rojestvo_bogorodicy

Церковь Рождества Богородицы. Достопримечательности — Путеводитель по Черногории

Церковь Рождества Девы Марии

Она также известна как Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии.

Строительство церкви началось в период экономического расцвета Прчаня, когда жители этого местечка решили построить новую приходскую церковь, способную вместить 2000 верующих. Разрешение на строительство дал Лодовико Манин — 120-й (последний) дож Венецианской республики.

Первоначально думали о копии венецианской церкви известного архитектора Джорджо Массари  — церкви Джезуати  или Санта-Мария дель Розарио, но в итоге остановились на оригинальном проекте венецианского архитектора Бернардино Маккаруцци, который  спроектировал  прчанскую церковь в ренессансно-барочном стиле, в духе Андреа Палладио, великого итальянского архитектора позднего Возрождения и маньеризма.

Прчань. Вид на храм Рождества Богородицы Игорь Фролов, CC BY-NC-SA 2.0

Строительство церкви по проекту  Б. Маккаруцци  началось  в 1789 году под руководством Доминика Тревисана  (1789—1791), Антонио Коста  (1791—1796) и Исеппо Ферро (1796—1807).

Все местные судовладельцы и коммерсанты дали клятву, что будут жертвовать на строительство нового храма «половину чистой прибыли за каждый груз на всё время работ, и будут  бесплатно доставлять знаменитый камень из Корчулы в Прчань». И клятву сдержали.

В 1806 году был закончен первый ярус в стиле коринфского архитектурного ордера. После 1807 года из-за политической ситуации в Европе строительство замедлилось, а с приходом французов и вовсе остановилось.

Церковь Рождества Богородицы keepps, CC BY-NC-SA 2.0

Но храм, посвящённый Деве Марии, особо почитаемой в Которской бухте, должен был быть построен. Поэтому 60 лет спустя, когда город снова ожил благодаря стабилизации политической обстановки и быстрому росту торгового флота, работа продолжилась по настоянию священника дон Нико Лаззари.

В 1875 году был завершён второй ярус –  в дорическом стиле. В этом же году император Франц Иосиф I, путешествующий по Далмации, посетил стройку и, восхищённый величественной архитектурой, отметил, что такая церковь могла бы украсить и Вену.

Императорский двор выделил денежную помощь, на которую в 1886 году воздвигли купол.

Главное – надежда

Но обстоятельства опять изменились, на смену парусным судам пришли пароходы,  золотой век прчанского судоходства закончился и  строительство остановилось из-за недостатка средств.

А жители  Прчаня продолжали надеяться, отказывали себе  во многом, собирая средства на возобновление строительства.

Оно велось медленно, с большими перерывами и завершилось только в 1909 году, а  годом позже закончилось и строительство роскошной лестницы (архитектор Милан Карловац)  с каменной балюстрадой, подчеркивающей монументальность этого уникального храма.  

Церковь Рождества Богородицы keepps, CC BY-NC-SA 2.0 Чин  освящения храма был совершён 8 сентября 1913 году которским епископом Франо Уццеллини-Тице на храмовый праздник Рождества Богородицы. Над порталом церкви можно прочитать надпись о том, что церковь – подарок прчанских моряков и коммерсантов Пресвятой Богородице, и что строительство планировалось завершить в 1802 году…

Церковь Рождества Богородицы – последнее большое сооружение в стиле барокко в Боке Которской, выполненное как внутри, так и снаружи из белого корчульского камня.  

Крупнейший храм Адриатики

Площадь её основания составляет 770 м², длина 35 метров,  ширина 23 метра, высота с куполом 31 метр, это самый большой сакральный объект не только в Которской бухте, но и один из крупнейших на Адриатике.

В нижнем ярусе западного фасада, украшенного шестью коринфскими пилястрами, расположены две ниши со статуями апостолов Петра и Павла по обе стороны от портала. Верхняя часть фасада украшена оконной розеткой и четырьмя дорическими пилястрами. Над треугольным фронтоном возвышается статуя Богородицы.

По оригинальному проекту верх фасада должны были украшать аллегорические фигуры Веры, Надежды и Любви, а над пилястрами первого архитектурного ряда крайними акротериями предполагались статуи Петра и Павла.

Целостности барочной атмосферы способствует и лестница с балюстрадой, расширяющаяся в верхней своей части и затем заново сужающаяся, и доминирующее положение церкви над целым городком.

Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии в Прчане David Bailey, CC BY-SA 2.0

В средней части лестницы, в нише, находится мраморная статуя Иисуса Учителя, а на балюстраде и площадке перед церковью – бронзовые бюсты известных церковных сановников: Й. Штроссмайера, епископа, деятеля культуры и руководителя Народной партии в Хорватии и П.П. Негоша (скульптор Иван Мештрович); А.

Качича-Миошичa, хорватского поэта, (ск. Лука Томанович); А. Змайевича , архиепископа Бара и предстоятеля Сербского и Ф. Уццеллини-Тице, которского епископа (ск. Томo Росандич), Н. Луковича , прчанского священника и писателя (ск. Петар Паллавицини) и выдающихся прчанских капитанов: Ивана Визина (ск.

Лука Станкович ) и Йосипа Джуровича (ск. Лука Томанович).

Андрия Змаевич Montegorn, CC BY-SA 3.0

Монументальность внутреннего пространства церкви подчёркивают арки и три пары массивных колонн с 24 красивыми коринфскими капителями, отделяющими средний неф от боковых.

Окна первого и второго ярусов украшают витражи (кроме одного) по библейским мотивам, изготовленные в Инсбруке в 1917 году в мастерских Glasmalerei- und Mosaik-Anstalt на средства семей Сбутега, Верона, Визин  и Лукович. Первый витраж справа (проповедь св. Павла) изготовлен в мастерской Ивана Маринковича в Загребе.

В средней апсиде находится богато украшенный разноцветным мрамором алтарь, выполненный в мастерской Джованни Мария Морлайтера (1744), с иконой «Богородица с младенцем» (2-я половина XV или начало XVI века).

Главный алтарь Елена, CC BY-SA 3.0

В апсиде перед алтарём — два больших полотна венецианских художников начала XVIII века: «Поклонение волхвов» Антонио Молинари и «Жертвоприношение Авеля» Антонио Балестра, «Распятие» Джованни Баттиста Пьяцетта (1-я половина XVIII века), «Молитва в Гефсиманском саду» Доменико Тинторетто (XVI – XVII век), «Жертвоприношение Авраама» Гаспаро Дициани (сер. XVIII века) и «Голова евангелиста» венецианской школы XVII века. Рельефы на правых хорах выполнены скульптором Михаилом Томичем (1935). Антепендиум (украшение для передней стороны алтаря, сделанное из ткани или металла) покрывают 173 серебряных обетных пластины прчанских мореходов в благодарность Богородице за чудесное спасение или исцеление.

На переднем плане — антепендиум из серебряных пластин Елена, CC BY-SA 3.0Справа от главного алтаря находится алтарь с фресками «Блаженная Осанна» Мило Милуновича (1930) и «Распятие с тремя фигурами» Васко Липоваца (1958).

Далее, в правом нефе выделяется алтарь Богородицы Розарии (начало XVIII века), на котором между колоннами дорогого венецианского мрамора в деревянной раке лежит тело св. Феликса, привезённое прчанскими мореходами из Торчелло (близ Венеции). Верх алтаря украшают три ангела работы Д.М.

Морлайтера (1746). Баптистерий (крестильня) расписан фресками «Крещение в Иордане», «Святой Трифон» и «Святой Себастьян» работы Мило Милуновича (1923—1932).

Крещение в Иордане. М. Милунович Елена, CC BY-SA 3.0

Слева от главного расположен алтарь Святого семейства с алтарной картиной М. Милуновича, изображающей отдых во время бегства из Египта (1929). На передней части алтаря — рельеф «Положение Христа во гроб», выполненный Т. Росандичем (1933) из посеребрённой бронзы, а на алтарном ограждении – бронзовые скульптуры «Пророк Иеремия» В. Радауша (1956) и «Голова Христа» Т. Росандича (1915).

Алтарь Святого Креста (2-я пол. XVIII века) с мраморными инкрустациями передней части — творение сплитской мастерской Павла Билинича (1925), а деревянное «Распятие» в алтарной нише — произведение Андреa Брустолона из Беллуно (около 1728).

Алтари «Благовещение Марии» (около 1700) и «Святой Иосиф», выполненные из позолоченного дерева, относятся к школе Брустолона (к. XVIII века) и перенесены из старой приходской церкви.

Слева в середине главного нефа возвышается кафедра из камня с хорватского острова Брач со ступеньками, сделанными из красного веронского мрамора. Кафедра, украшенная рельефными изображениями святых – работа мастерской П. Билинича в Сплите (1920).

Благовещение. Итало-критская школа. XVI век Елена, CC BY-SA 3.0

В церкви, помимо инвентаря, принадлежавшего старой (Верхней) приходской церкви, находится коллекция уникальной художественной ценности эпохи барокко (XVII- XVIII век), большей частью состоящая из подарков знатных бокельских семей.

Пьета Елена, CC BY-SA 3.0Огромную роль в завершении строительства храма сыграл Франьо Уццеллини-Тис, которский епископ и переводчик, а благодаря прчанскому приходскому священнику дон Нико Луковичу, завершилась внутренняя отделка храма и собрана богатейшая коллекция современного искусства.

Это монументальная гипсовая полуфигура Руджера Бошковича, скульптора Ивана Мештровича (1937), большая каменная «Пьета» Сретена Стояновича (1927), мраморный рельеф «Святая Тереза»   М.

Томича, бронзовый рельеф «Святая Анна и маленькая Мария» Майла Вууда (1964) и серебряный рельеф «Святой Трифон» Небойши Митрича и др.

Как написал бокельский интеллигент и потомок одной из самых известных семей, Дон Бранко Сбутега, «ни одно маленькое поселение не имеет столь ​​грандиозную церковь». 

Источник: https://montenegro-ru.touristgems.com/attractions/7676-cerkov-rozhdestva-bogorodicy/

Католический храм рождества девы марии

Церковь Рождества Девы Марии

Костел Рождества Пресвятой Девы Марии была открыта для после реконструкции в 2000 году. Изначально на этом месте стояла православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Она была возведена в 1886 году на пожертвования прихожан. Это была каменная постройка с деревянными куполами.

Во времена советской власти, когда государство активно боролось с верой, было решено снести и эту церковь. Однако, здание церкви было единственное, построенное на Новинском кладбище Гомеля. Поэтому было решено снести только купола, а здание перестроить для администрации кладбища. Позже здесь работал пункт кинопроката, затем – художественные мастерские.

В 1990 году здание было передано Католической Церкви. Однако потребовалось множество согласований и сбор денежных средств. Реконструкцию начали только в 1994 году.

Работы велись буквально “всем миром”: гомельские католики приходили на стройплощадку, помогая кто чем может.

Их труд увенчался достойной наградой: в 2000 году настоятель отец Славомир Ласковски освятил возрожденный костел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Теперь этот храм по праву считается одним из самых красивых в Гомеле.

В 2012 году произошло еще одно важное событие – храм согласились расписать итальянские мастера. Фабио Нонес и его сын Исмаэль Нонес украсили алтарную часть храма фресками на тему Рождества Пресвятой Девы Марии.

Фрески выполнены в византийской манере, больше свойственной православию. Таким образом католики отдают дань памяти бывшему православному храму, остов которого был использован при строительстве католического костела.

Сейчас роспись уже закончена – это подлинное произведение искусства. Все желающие могут ею полюбоваться.

Сегодня количество постоянных прихожан в Гомельской католической церкви составляет 600 человек, на Рождество и Пасху приходит более тысячи. Действует воскресная школа. Ведется работа по катехизации взрослых. Католики с Гомеля часто выезжают на встречи с Папой Римским.

Работает организация «Милосердие», которая оказывает помощь бедным людям. В 1991 году в Гомель приехали монашки ордена Матери Терезы. Сейчас в Гомеле насчитывается 6 монашек этого ордена. Служба в Гомельской католической церкви ведется в основном на белорусском языке.

Одна служба в неделю проводится на польском языке.

Алтарную икону в Костеле Рождества Пресвятой Девы Марии расписывал известный итальянский художник и католический богослов Фабио Нонес. Икона написана в манере первого тысячелетия, в виде пятиметровой фрески. Причем она ничем не отличается от других храмовых икон, поскольку написана в одном стиле с ними.

При костеле Рождества Девы Марии (в народе просто Гомельский костел) работает молодежное движение скаутов. В него входят дети в возрасте от 12 до 16 лет. Под руководством опытных педагогов, молодежь ходит в походы, занимается физической культурой и общается. Проводя много времени на природе (вместо компьютеров и телевизоров) дети растут гораздо более счастливыми и здоровыми.

Гомельский Петропавловский собор, или кафедральный собор в честь апостолов Петра и Павла в Гомеле, был построен по просьбе и на средства графа Николая Петровича Румянцева.

По православному обычаю, Николай Петрович похоронен в построенном соборе.

В Петропавловском соборе также похоронена княгиня Ирина Ивановна Паскевич (урожденная Воронцова-Дашкова) – последняя владелица Румянцевского дворца.

Началом строительства принято считать 18 октября 1809 года, когда торжественную церемонию закладки первого камня провел протоиерей Иоанн Григорович.

Величественный собор был построен в одном из самых живописных уголков Гомеля – на высоком берегу реки Сож, между рекой и оврагом. Его фасад обращен к городу. Проект собора создал архитектор Джон Кларк. Храм построен в стиле классицизм.

Высота собора – 25 метров. Строительство Петропавловского собора было закончено в 1824 году и освящено 9 мая.

Примерно с этого времени территория, располагавшаяся непосредственно перед собором и парком, стала называться также Соборной площадью.

10 лет понадобилось, чтобы выстроить этот архитектурный шедевр, еще 5 лет храм расписывали, украшали, везли иконы, святыни, церковную утварь.

В плане собор имеет форму вытянутого креста с развитым трансептом и укороченным средним нефом. Средокрестне увенчано куполом на высоком, прорезанном окнами барабане.

Сочетание классического портика и купольного объема — излюбленный прием целого поколения зодчих.

Четыре шестиколонных портика и множество полуколонн дорического ордера придают фасадам здания большую пластику и вместе с тем суровую простоту.

В четком членении объемов, в равновесии и соразмерности масс, в строгости и благородной простоте архитектурного оформления фасадов собора сказались характерные черты классического зодчества начала XIX в.

В 1929 году собор закрыли большевики. Разместили в нем исторический музей, а в 1939 году еще и отдел атеизма. Во время немецко-фашистской оккупации собор открыли, как могли отреставрировали и проводили в нем православные службы. В 1960 году храм закрыли советские чиновники. В 1962 году в здании бывшего собора открылся планетарий.

В 1989 году святыня возвращена Православной Церкви. Уже в Рождество следующего года в храме проходила первая торжественная служба. Одновременно восстанавливали интерьер, убранство, заново строили колокольню.

Сейчас в храме хранятся православные святыни: частицы мощей святителя Николая Чудотворца и местночтимой святой Манефы Гомельской. В 2014 году храму исполнилось 190 лет.

Page 3

В ходе проделанной работы, было выявление определенных Гомельских достопримечательностей, которые характеры данному виду экскурсии. Гомель большой, современный, город Беларуси. Гомельская история, развитие города, жизнь людей в прошлые времена очень привлекает туристов. А именно в этом городе есть то что людям хочется узнать и увидеть.

достопримечательность города это Дворцово-парковый ансамбль и Дворец Румянцевых и Паскевичей, история этих двух объектов очень глубока и до конца ее ни кто не знает, дворец переходил из рук в руки, парк меня свое название несколько раз, когда туристы приезжают туда, они любуются и восхищаются панорамным видом на реку Сож, на которой стоит город Гомель.

Архитектура современного города не многим, но отличается от других Белорусских городков, в этом городе слияние нескольких культур, старых улочек в Гомеле не много, но в Гомеле очень хорошо сохранилась архитектура СССР.

Экскурсионный потенциал города развит очень хорошо, когда туристы приезжают они приезжают не отдохнуть а именно на экскурсии, плавно становятся экскурсантами, объекты которые есть в данной курсовой работе выявлены для большего развития экскурсионного потенциала города.

Большенство экскурсантов это сами же белорусы и гомельчани, данные объекты не очень хорошо развиты в других странах и даже в ближним зарубежье. Когда проводятся экскурсии в Гомель люди только знаю о одном обьекте это Дворцово-парковый ансамбль и все что находится внутри его.

А так же Гомель это 2 по численности население и размерам город Республики Беларусь. Это один из деловых центров страны, в нем же так же есть гостиницы, торгово-развлекательные центры, кинотеатры и т д.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Регионы Беларуси: энциклопедия, Гомель и Гомельская область. 2012-400стр
  • 2. Морозов В. Ф. Гомель классический: Эпоха. Меценаты. Архитектура. 1997.
  • 3. Виноградов Л. Гомель. Его прошлое и настоящее. 1142-1900 гг. 2005.
  • 4. Любимый Гомель: Строительная летопись города. 2011

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1027121/turizm/katolicheskiy_hram_rozhdestva_devy_marii

Монастырщинский богородице-рождественский храм – древо

Церковь Рождества Девы Марии

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с северо-востока.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Монастырщине Тульской епархии

Храм стоит в 1 км от слияния рек Непрядвы и Дона.

Сказание о первом храме

Согласно сказанию, после победы на Куликовом поле

“…повелел великий князь Дмитрий после сечи жестокой собрать с поля все тела христианские, ворогом посеченные, и захоронить их в братских могилах. Восемь дней хоронили ратники павших товарищей, а потом каждый из оставшихся в живых принес из Зеленой дубравы по бревну. И воздвигло войско на месте братских могил храм во имя Пресвятой Богородицы.”

То же сказание говорит что царские врата иконостаса в храм были подарены преподобным Сергием Радонежским.

Деревянная Богородице-Рождественская церковь

Известно, что в основанном на этом месте селе Монастырщине в 1680-х годах был построен деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – т.е. в честь праздника, в который Куликовская битва. По преданию, при посещении села царь Петр Великий отстоял службу в этом деревянном храме, и тогда же повелел “клеймить дубы Зеленой дубравы, дабы оставить память потомкам.”

Ветшавший храм был обновляем: последний деревянный храм в селе был построен в 1791 году. По описанию литератора Н. П. Макарова в 1825 году, храм был дубовый, имел два престола – Рождества Богородицы и Михаила Архангела.

Примечательными были древние церковные врата в приделе храма; среди утвари выделялись запрестольный резной позолоченный деревянный крест, большой расписной деревянный подсвечник-светец, оловянные сосуды старинной расписной работы, Евангелие 1605 года, иконы Спасителя, Богоматери, апостола Иоанна Богослова, в углу трапезы – детали прежних царских врат. К 1850 году деревянный храм пришел в негодность и по прошению прихожан был разобран.

Каменный храм

В 1865 году на месте старого храма была заложена каменная церковь. Архитектором нового храма стал А. Г. Бочарников. Строительство растянулось на годы, так как велось на средства местных прихожан. В 1867 году был выстроен придел во имя Архистратига Михаила, освященный 23 октября 1869 года, где и проходили службы. В 1875 году была построена колокольня.

В 1879 году приступили к сооружению главной части храма. Летом 1880 года, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Куликовской битвы, было решено обнести оградой место старого погоста, на котором, как предполагалось, были захоронены погибшие в Куликовской битве. Внутри ограды были устроены две часовни, отметившие места престолов старой деревянной церкви.

Накануне 500-летнего юбилея газета “Русь” обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на “историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы,” после чего на церковь стали поступать пожертвования от многих лиц, начиная с самого императора Александра Александровича. Иконостас был сооружен по проекту Н. В. Султанова.

Наружные работы по сооружению храма были закончены в 1884 году. Для обогрева храма были изготовлены две круглые железные печи, приспособленные для топки углем. В трапезной церкви был сделан новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный архиепископом Тульским Никандром 7 сентября 1887 года.

Из-за нехватки средств к внутренним работам приступили в 1890 году, и лишь в 1894 году законченный храм был освящен.

После завершения строительства церкви в ней стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. В 1899 году при храме была построена церковно-приходская школа. С 8 сентября 1901 года стал проводиться регулярный крестный ход от храма до колонны-памятника Дмитрию Донскому на Красном холме. В церкви сберегались старинный потир и дискос с медной звездицей, а также Евангелие 1605 года.

Советский период

В 1930-е годы храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, а помещение храма стало использоваться местным колхозом под зерновой склад.

В 1977 году в связи с подготовкой 600-летнего юбилея битвы архитектором О. В. Череватой был выполнен проект реставрации храма и школы рядом с ним. В 1978-1979 годы была проведена реставрация. Работы были выполнены неполностью, однако это не помешало в здании церкви открыть выставку художественных работ, которая в скором времени была закрыта, и здание осталось пустым.

Монастырщинский Богородице-Рождественский храм. Вид с запада.

Возрождение церковной жизни и музеефикация

В 1997 году здания храма и приходской школы были переданы Государственному музею-заповеднику “Куликово поле,” чем было положено начало формированию нового музейно-мемориального комплекса, открытого 19 сентября 2000 года.

Одновременно, с 1990-х годов храм был в совместном пользовании общины верующих и музея. В 2001 году храм повторно освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II [1].

К 625 годовщине Куликовской битве была полностью восстановлена звонница храма.

Архитектура

Кирпичная церковь в духе эклектики, односветный одноапсидный четверик под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней.

Настоятели

  • Лавр (Тимохин) (2000 – 6 апреля 2018)

Использованные материалы

[1]  “МО Бучальское,” официальный сайт Кимовского района, http://www.admkimovsk.ru/city/municipal-entities/mo-buchalsk…558

Источник: https://drevo-info.ru/articles/24399.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.