Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы. История и традиции

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю).

Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам.

 Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова. 

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых — в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число — прим. ред.

) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р.

И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми.

Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи.

Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника.

Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.

————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————-

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века.

Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок.

1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.

————————

Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы 

Читать онлайн
————-

Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу.  А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога. 

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли.

Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы.

Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма.

Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи.

До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, г. Миасс Челябинской области

Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (м. Павелецкая)

Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия.

 В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви.

Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области

Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).
 

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.

Покров Богоматери. Первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омфор поддерживают ангелы.

Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI век

Покров Богородицы с клеймами. XVI век. Устюженский краеведческий музей

Покров пресвятой Богородицы/ Современная старообрядческая икона. Мастерская Борисов в Коломне
 

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения.

Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник.

Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех.

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником».

Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова.

В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.

Источник: https://ruvera.ru/pokrov

О храме

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Село Покровское располагалось на берегу р. Локнаша, в 3 км к востоку от Иосифова монастыря и, по мнению историка и исследователя русского средневековья — Александра Александровича Зимина (землевладение и хозяйство Иосифо-Волоколамского монастыря в конце XV — начале XVIII веков), — Иосиф Волоцкий родился именно здесь.

 В начале XV века прадед Иосифа Санина Саня «приеха из Литовскиа земли, и князь великий даде ему вотчину». Земли Сани располагались у северной границы Сестринского стана, там, где в 1479 году на берегу реки Струги «близ достоаниа отец его» Иосиф Санин основал монастырь.

В житие Саввы: «Весь бе не от славных в приделах и в уезде града Волока Ламского нарицаемая Язвище, в ней же храм Пречистыя Богородицы честнаго ея Покрова, и по селу называется Покровьское».

 Обыкновенно считается, что родиной Иосифа было сельцо Язвище, существующее и поныне в 18 км от Волоколамска и 22 км от монастыря: «Здесь 12 ноября 1440 г. у благочестивых родителей Иоанна и Марины Саниных родился сын Иоанн, будущий преподобный Иосиф Волоцкий. Но в писцовых книгах 1625-26 гг.

сельцо Язвище находится во владении Воскресенского Девичьего монастыря. При этом в нем был Михайловский храм, а не храм Покрова Богородицы. Язвище, вотчина Саниных, имела другое название – Покровское. Тогда село Покровское, которое в январе 1480 г. пожаловал монастырю кн. Борис Васильевич Волоцкий – родовая вотчина Саниных.

Оно находится в непосредственной близости от монастыря, где расположена другая родовая вотчина Саниных – сельцо Спирово, также пожалованное в монастырь кн. Борисом Васильевичем Волоцким в октябре 1479 года. Если так, то в Волоцком уезде было два села с названием Язвище. Второе из них получило наименование Покровское».

Преподобный Иосиф Волоцкий вошел в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями, один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия.

7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.

Просьба о наречении небесного покровителя хозяйственной деятельности исходила от Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе, объединяющего известных предпринимателей ученых, государственных и общественных деятелей.

В селе Покровское на реке локныше издревле стояла деревянная церковь, построенная «клецки» (клетью, как изба). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя боковыми пределами: Святителя Николая и Святителя Димитрия Ростовского выстроена между 1787 и 1798 гг. на средства Н.И. Арцыбашева и прихожан. Трапезная перестроена и расширина в 1851 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой кирпичное с деталями из белого камня, оштукатуренное здание. Это образец провинциальной архитектуры позднего барокко. «Основу здания составляет пятиглавый двусветный четверик бесстолпного храма, господствующий в развитой, вначале крестообразной объемной композиции.

Перекрытый восьмидольным сомкнутым сводом на конических тромпах, храм покрыт на четыре ската. Поверхность фасадов тонко моделирована с помощью выступающих и заглубленных плоскостей. Скромный декор исчерпывается мелкой рустикой на углах, лопатками и венчающими фронтонами. Некогда прямоугольные окна переделаны в арочные.

Очень выразительны динамичные, пространственно развитые формы завершения здания: высокие ярусные барабаны храма и небольшой колокольни в совокупности придают памятнику своеобразный и характерный силуэт. Часть стен основной постройки при ее реконструкции заменена арками, прежняя декоративная система повторена на фасадах пристроек.

У приделов привлекают внимание своеобразием трактовки классических форм боковые портики с двумя колоннами и тяжелым крутым фронтоном.

Пол в здании из каменных плит. В окнах — крестчатые металлические решетки. В интерьере на стенах и сводах — сюжетная масляная живопись конца XIX в. с позднейшими поновлениями.

Возможно, под ее слоем скрываются первоначальные росписи первой четверти XIX в.

Деревянные резные позолоченные иконостасы с иконами — центральный в пять ярусов и двухъярусные придельные, второй половины XIX в. — не сохранились.

Церковный участок  обнесен решетчатой кирпичной  оградой с трехпролетными северными и однопролетными южными воротами».

31 мая 1892 года храм Покрова Пресвятой Богородицы посетили Великий Князь Сергей Александрович с супругою Елизаветой Федоровной. О чем есть памятная доска.

В советское время храм был закрыт и разорен.

В 1995 году Указом Президента РФ «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общественного) значения» был подтвержден статус церкви в селе Покровское как памятника истории и культуры федерального значения.

О восстановлении церкви Покрова Пресвятой Богородицы рассказывает матушка Наталья: «В апреле 2004 года перед Пасхой церковь была в лесах, входных дверей не было, на церковном дворе трава, мусор, песок, в церкви сыро и холодно. Полное запустение.

Склада в церкви уже не было (долгое время в церкви находился склад химических веществ, отчего сильно пострадали настенные росписи). Очевидцы рассказывали, что в 1988 году они влезли в церковь через дыру у алтаря Дмитрия Ростовского.

Все было на месте: иконы, иконостас,  лавка (даже свечи лежали на ней), старинный шкаф. В этом шкафу они нашли старинную грамоту о строительстве храма на средства Николая Арцыбашева. В ней было написано, что храм освятили в 1798 году. Позже эту грамоту забрали и отдали в Данилов монастырь.

А в 1991 году на иконостасе остались только верхние ряды икон. Окна были заложены иконами ликами наружу. Из-под краски на стенах виднелись лики святых.

В церковь Покрова Пресвятой Богородицы отца Валерия (Былба) направил арх. Феоктист из Саввино-Сторожевского монастыря. Он очень не хотел ехать на приход, но наместник сказал, что надо. Многие священники хотели получить этот приход, но арх.

Феоктист им отказал. В апреле 2004 года отец Валерий провел первую службу с отцом Сергием в храме. До этого службы были редкими (отец Кирилл приезжал из Москвы). Некоторое время служил отец Севастьян. Батюшке очень хотелось сделать иконостас.

На третий день Пасхи выпал снег, все кругом серое, мрачное. Настроение не очень хорошее, но появилось ощущение, что я здесь жила всю жизнь.

Большую помощь в восстановлении церкви оказал Александр Николаевич Абрамов. Он ехал на дачу, зашел в полуразрушенную церковь и попросил освятить куличи. Он увидел, что находится внутри храма, и сказал, что поможет восстановить его. И действительно, сразу дал 20 тысяч рублей. На них купили Евангелие в кожаном переплете, сделанном по старинной технологии.

Александр Николаевич его подписал, как подарок. В первые годы он поддерживал нас морально и материально: дал деньги на наружные работы и восстановление наружных икон. Александр Николаевич нашел нам древесину липы, из которой можно было сделать иконостас, но арх. Феоктист сказал, что это подождет. Первым делом надо сделать отопление.

Под полом церкви есть печь, но дымоходы обвалились, и дым шел прямо в храм.

Решили сначала установить котел в церкви. Для этого его надо было поднять. Вышли на шоссе за помощью. Стоим, а никто не едет. Что делать?  Вернулись обратно. Батюшка потихоньку поднимал, а я подкладывала кирпичи. Позже котел перенесли в пристройку и сделали паровое отопление дровами».

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы есть икона Покрова Божьей Матери. О ней нам матушка Наталья рассказала: «Эта икона находилась в церкви Введения во храм Божией Матери в с. Спирово и мироточила. Священник этой церкви – отец Виктор – с крестным ходом привез ее сюда.  Многие иконы в церковь принесли прихожане».

«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли в 1965 году. Последний священник церкви – отец Федор – собирал подписи с населения якобы для ремонта храма, а на самом деле, чтобы его закрыть. Потом в Москве он повесился».

В настоящее время в церкви Покрова Пресвятой Богородицы ведется служба. Отец Валерий все свое свободное время посвящает ее благоустройству. Конечно, многие росписи спасти не удалось, но восстановлены церковные приделы, иконостас, ведутся наружные работы. Нельзя не сказать и о жителях с. Покровское, которые сделали очень многое для возрождения своего храма.

В церкви Покрова Пресвятой Богородицы была великолепная настенная роспись. Бубнов  Виктор Алексеевич – художник, житель с. Покровское — . Сейчас большинства этих росписей уже нет, так как в церкви находился склад удобрений и ядохимикатов.

О восстановлении церкви Покрова Пресвятой Богородицы нам рассказала также жительница с. Покровское Антипова Антонина Петровна: «Наш храм Покрова Пресвятой Богородицы закрыли в 1963 году. Там поместили склад кислот и удобрений. Иконостас не испортился даже в этих условиях. Он был золотой.

Церковь начали восстанавливать с 1992 года. Все жители Покровского вывозили мусор и грязь. Первого священника я не помню. Потом служил отец Сергий: зимой в сторожке, где был алтарь, а летом в церкви. Она не отапливалась.

Мы ездили к секретарю патриарха Алексия и к его заместителю с письмом :

«Ваше Высокопреосвященство Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Обращаются к Вам прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы (подворье Иосифо-Волоцкого монастыря), находящегося в селе Покровское Волоколамского района Московской области, с убедительной просьбой оказать помощь в ремонте храма и посодействовать возвращению священника.

Ранее мы вам писали, что в 1999 году из Иосифо-Волоцкого монастыря к нам был прислан для богослужения и восстановления храма иеромонах Сергий (Акинтиков). В течение 1,5 лет он начал поднимать из руин наш величественный трехпристольный храм XVII века.

Им была сделана большая работа: вновь сделана и покрыта железом крыша, вновь сделаны и покрашены купола по разрешению Митрополита Питирима, построены две кирпичные пристройки, изготовлены новые рамы, но не установлены. С помощью прихожан отремонтирована сторожка, в которой проходило богослужение и церковные таинства.

А в 2000 году отец Сергий уехал в Свято-Духов монастырь Краснодарского края, где служит и сейчас, так как у него не было постоянной прописки. После его отъезда ремонтом храма никто не занимается, и не проходят богослужения. Мы неоднократно обращались к Митрополиту Питириму, но он не отказывает и ничего не делает, даже не присылает к нам священника для богослужения.

Поэтому мы вынуждены обратиться к Вам с ходатайством  возвратить к нам из Краснодарской епархии Свято-Духова монастыря иеромонаха Сергия (Акинтикова), зная, что с его приходом и с Вашей помощью, храм будет восстановлен, так как отец Сергий начал ремонт храма, и он знает, как и что надо делать дальше. Такого священника нам не найти.

Он очень заботливый, обязательный и грамотный в проведении всех строительных работ, а также регулярно проводил богослужения. Отец Сергий пользуется большим уважением среди прихожан. К нему тянуться люди со всей округи, даже приезжали и из г. Волоколамска, несмотря на то, что там есть храмы. Наш храм находиться на дороге Клин-Волоколамск, рядом автобусная остановка.

Людям до нас легко и удобно добираться. Сейчас мы находимся в трудном положении. Вокруг нас очень много деревень, а храмов близко нет, умирают люди, а отпевать их негде. Приходится захоранивать без священника, отпевая заочно. Да и стариков много живут в деревнях, которые не могут никуда поехать. Еще раз убедительно просим оказать нам помощь. С низким к Вам поклоном прихожане (112 подписей)».

Заместитель нам сказал, что наша церковь не зарегистрирована как храм. Немного об отце Сергии. Он был настоящий духовник, болел за восстановление храма. Нам бесплатно привезли кирпич, и он сделал пристройку, голубые купола со звездами, покрыл крышу.

Он почистил подвал, где находится печка. Он прочистил короба и стояки, через которые в церковь шел теплый воздух. Отец Сергий привез много дров, и в церкви стало тепло. После него долго не было священника. Потом священником стал отец Владимир.

Он был молодой, четверо детей, но жил не у нас, а только служил. Он начал отделывать сторожку под жилье. Все образа перенесли в церковь, но на ее восстановление денег не было. Потом отец Владимир уехал в Лотошино.  И тут мы поехали с Маркиной Антониной Ивановной к Алексию II.

Секретарь Алексия II сказал, что ответ получите через месяц, мы примем меры.

Месяц прошел, мы опять поехали. Нам показали письмо с резолюцией Алексия II и Питирима. Прислали священника Кирилла из храма Николая Чудотворца в Москве. Он приезжал по субботам и сделал престол Николая Угодника, иконостас в этом приделе. Там проходила служба.

Отец Кирилл помогал деньгами, и денег со службы не брал. После смерти Питирима был назначен священником в нашу церковь отец Савва из Иосифо-Волоцкого монастыря. А потом наместник Феоктист прислал нам отца Валерия (Былба). Молодой, но талантливый.

Он приехал один, потом привез семью, отремонтировал сторожку. Народ к нему потянулся».

В 2008 году церкви Покрова Пресвятой Богородицы исполнилось 210 лет, и в честь этой знаменательной даты перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы она обрела малую звонницу – шесть именных колоколов от Александра и Ирины Жилиннских. На каждом колоколе дарственная надпись и образ святого.

Источник: http://vlkpokrov.cerkov.ru/

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Москва

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В северной части столицы, на берегу Яузы, расположилась небольшая православная церковь, которую основали в XVII столетии по распоряжению князя Д. Пожарского.

Религиозная постройка рассматривается в качестве образца каменного шатрового зодчества, не имеющего аналогов в архитектуре других государств.

Храм Покрова Пречистой Девы состоит в епархии города Москвы, настоятелем является отец Валентин (Тимаков).

История создания храмовой постройки

Церковь располагается в живописном месте, здесь проводят службы и совершенно бесплатные экскурсии, рядом с постройкой есть кладбище, парк и поместье.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково, Москва

Изначально на месте постройки располагался лагерь воинов, отряды которых подчинялись князю Д. Пожарскому, вставшему на защиту Отечества от вторжения поляков в Смутное время.

Первое сражение за освобождение русские войска провели около села Медведково и одержали необходимую победу. Этот населенный пункт стал основной резиденцией Д.

 Пожарского после того, как Отечество окончательно выдворило из страны иностранных захватчиков.

  • Самая первая церковь строилась из деревянных брусков и была закончена в 1623 г. В честь победы над поляками решили отлить колокол и повесить его в соборной звоннице. Он продолжительное время оповещал местное население о начале богослужений. В 1638 г. место деревянного собора заняла каменная постройка, более защищенная от постоянных пожаров. Новый храм выделялся кокошниками у своего основания и 4-мя главками, а также апсидой из трех частей и открытой галереей.
  • По архитектурному рисунку церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, представляет собой одношатровую постройку. Этот стиль официально запретили использовать уже через десять лет, потому что патриарх Никон расценил его как неподобающий для храмов.
  • Село Медведково отошло во владение государства после того, как внук князя Д. Пожарского — последний из всего рода — ушел из жизни. Через некоторое время этот населенный пункт был подарен царевной Софьей личному советнику В. Голицыну. Новый владелец, который обладал приличным состоянием, уделял значительное внимание храму Покрова Богородицы, меняя старые образы и колокола на новые.
  • В 1691 г. село Медведково перешло во владение Ф. Нарышкину, дяде царя Петра Великого. Династия Нарышкиных владела населенным пунктом вплоть до 1809 г. Хозяева чаще занимались обустройством усадьбы и строительством парка рядом.
  • Покровская же церковь подверглась только внешним изменениям: гульбища переделали в открытые переходы, с шатровой части строители убрали изразцы, заменили кровлю и колокола.
  • С XVIII по XIX вв. село Медведково стало привлекать любителей отдыха за городом. С 1809 г. село переходило неоднократно к разным хозяевам, земельные участки частично распродавались. Купцы Н. Шурупенков и К. Третьяков стали последними владельцами в период монархии.
  • Значительная реконструкция Покровского собора произошла в начале XIX столетия, мастера переделывали структуру иконостаса и колокольню. Некоторые образы дописывались или дополнялись новыми фрагментами, иногда художники меняли цвет икон.

На заметку! С момента своего создания храм, освященный в честь Покрова Пречистой Девы, никогда не закрывался, что является исключительной редкостью, если учесть продолжительный период антирелигиозного советского правления.

Единственный значимый момент этого времени указан в паспорте церкви за 1931 г. В документе, сохраненном в архивах, отмечается, что в начале XX века переносились только богослужения из верхнего храма в нижний, и обратно.

Архитектура

Покровская церковь — интереснейший образец дораскольнического зодчества. Шатровые соборы применялись для создания строений-памятников, они выделялись высотой, что позволяло наблюдать их издалека. Такие постройки не предназначались для большого количества народа, поэтому площадь была маленькой. В основании шатровых соборов стоял четверик, на который воздвигали восьмерик.

Интерьер храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Высокий шатер церкви Покрова Богородицы венчает небольшая главка, а окружают купола на барабанах. Его основание скрывается целым рядом кокошников (декоративных элементов), а грани украшены мелкими вставками различных оттенков. На гранях широкого восьмерика, служащего основой для храма, вырезаны узкие оконные проёмы.

Здание Покровской церкви имеет нижний и верхний этажи, а также три апсиды, которые разделяются полуколоннами. Боковые выступы привлекают внимание прорезанными в них окошками. Невысокую колокольню пристроили к собору в XIX столетии.

Внутренняя жизнь Покровской церкви

Собор работает ежедневно, утренняя литургия начинается в восемь утра. В дни великих праздников время начала богослужений переносится на час раньше. Расписание можно узнать на сайте церкви, здесь же располагается информация о вакансиях: собор нуждается в алтарниках, помощниках и просфорницах.

Храм имеет четыре престольных праздника, которые отсылают людей к истории возникновения и посвящения.

  • С 1 по 14 октября здесь проходят торжества в честь Покрова Богородицы. Праздник считается основным для собора и связан с событием, признанным в Священных писаниях. Верующие вспоминают чудесное явление Богоматери, произошедшее в Константинополе в середине X столетия, в Влахернской обители, где находились риза, головной убор и части пояса Девы Марии. Во время всенощного бдения 11 октября верующие наблюдали Пречистую Богоматерь, идущую по небесному своду в сопровождении ангелов и сонма святых. Мария сняла покрывало с головы после окончания молитв, чтобы защитить христиан от греховности.Богослужение в храме Покрова Пресвятой Богородицы
  • В середине лета и осени в Покровском соборе отмечаются торжества преподобного Сергия Радонежского. Святой являлся тем человеком, кто собрал вокруг единой цели русский народ и заложил основы отечественной духовной культуры. В дни памяти прославляется подвижничество и небесное заступничество Сергия. В его заслугах числится и возобновление монашеского общежития.
  • В конце ноября в храме Покрова Пречистой Девы начинаются литургии и службы в честь древней иконы «Знамение». Святой лик, как говорится в летописях, явился при осаде Новгорода в конце XII столетия. Архиепископ, повинуясь божественного голосу, поставил икону «Знамение» на городской стене. Когда одна из стрел воткнулась в святой облик, а из глаз Богородицы, изображенной на полотне, полились слезы, осаждающая армия испытала колоссальный страх и прекратила обстрел. На службах вспоминается великое пожертвование святого полотна ради русского народа.
  • В начале марта в Покровском соборе вспоминаются девять мучеников из города Кизик, который отдавал предпочтение язычеству в конце III столетия. Христиане, жившие здесь, покидали место или сохраняли веру в глубокой тайне. В 284 г. последователи Спасителя организовали группу, которая выступила против языческих порядков. Вскоре инициаторы проповедей были схвачены и казнены. Через сорок лет их могилы обнаружили, всех удивило, что мощи остались нетленными. Император Константин велел возвести на этом месте собор, чтобы почтить память людей, отдавших жизни ради учения Христа.

На заметку! К каждому из этих престольных праздников относится соответствующая икона. Облик Покрова Пречистой Богоматери помогает от уныния, исцеляет болезни. Изображение Сергия Радонежского избавляет от гордыни, нетерпимости и бытовых неурядиц. «Знамение» защищает от стихийных бед, ненавистников, врагов и примиряет родственников. Икона с девятью кизическими мучениками способна исцелить физический недуг и помочь в поиске работы.

Месторасположение

Собор Покрова Пречистой Девы Марии находится в Москве по адресу: улица Заповедная, дом № 52А. Чтобы добраться до церкви от метро «Отрадное», следует доехать на автобусе № 605 до остановки «Проезд Дежнева», а после пешком до улицы Заповедной. Автобус № 628 едет от метро «Свиблово» прямо до места назначения. Храм расположен недалеко от остановки.

В церкви Покрова Богородицы один раз в месяц проходят бесплатные экскурсии. На входе располагается церковная лавка, где прихожане приобретают иконы, различную религиозную литературу, а также заказывают молебны и панихиды.

Здесь же проводится бесплатное обучение в православной школе. Детей распределяют на несколько групп в соответствии с возрастом, занятия проходят в воскресные дни. Взрослые преодолевают трехлетние курсы, а по окончании получают соответствующее свидетельство. Обучение длится с октября по май.

При церкви также работают: служба милосердия, организация для молодежи, желающей вникнуть в христианское учение, психологи-консультанты и юристы. Богослужения проходят ежедневно, священнослужители с большим радушием принимают всех, кто желает вести диалог со Всевышним Творцом.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-v-chest-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkove.html

Сведенья о храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове: история и расписание

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково относится к православным храмам. Управляется из Сергиевского благочиния, в составе Московской городской епархии.

Вот уже более 15 лет его руководителем и идейным вдохновителем является настоятель Храма — протоиерей Валентин (Тимаков). По своей форме он является одношатровым и издалека похож на сияющую вытянутую вверх пирамидку.

Легкость и невесомость конструкции привлекают в этот храм многочисленных художников и фотографов.

  • Краткая история покровского храма
  • История Медведково и появления храма
  • Внутренняя жизнь церкви: расписание, сайт, вакансии
  • Богослужение в покровском храме и особенности сайта церкви

Храм расположен на севере Москвы, в лесопарковой зоне, и равно удален от метро Бабушкинская, Отрадное и Свиблово. Есть возможность доехать на любом транспорте, или дойти пешком за 20−30 минут.

Его расположение на правом берегу реки Яузы, в заповедной зоне, делает его не только сакральным местом, но и прекрасным парком для уединения, размышлений и целебных прогулок.

Краткая история покровского храма

Правление Иоана I. V. принесло в страну междоусобицу и ослабило границы. Страна больше не была единым целым, ее изнутри раздирали споры бояр и мелкоземельных князей. В это время в Москве, оставшейся после смерти государя, с пустым троном, зрело народное недовольство.

Чтобы избежать восстания и дать народу хоть какой-то ориентир, монархи и тогдашняя Дума, состоявшая из родовитых бояр, списались с Польским королем Сигизмундом III. В обмен на личные привилегии для бояр, государем был провозглашен малолетний сын Сигизмунда — Владислав.

И для укрепления власти польского королевича, оттуда прибыло войско, занявшее в 1610 году Москву. Не рассматривая этот город как возможность развития, а только имея целью обогатиться в этом походе, солдаты и командиры войска польского вели себя как захватчики.

Отмечались многочисленные случаи мародерств, погромов и насилия.

Два долгих года находилась Москва в оккупации поляками, пока не вызрело народное восстание. Главой восстания стали два очень непохожих человека — князь Дмитрий Пожарский и горожанин Кузьма Минин. Благодаря их дальновидности и красноречию, под стены Москвы со всех окрестных городов собралось около 13 тысяч человек, из которых 70% были дворяне разного рода, обученные военному ремеслу.

История Медведково и появления храма

Более подробно о битве за освобождение Москвы вы можете прочесть в исторических хрониках. Нас же больше интересует судьба небольшого подмосковного городка Медведково. Ранее это был город Медведово, часть вотчины отца князя Пожарского, полное имя которого Василий Федорович Медведь Пожарский.

Именно там, после окончательной победы в 1623 году, по приказу князя был выстроен деревянный храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.

И с этого момента начинается его история.

Через 15 лет на месте деревянного храма была выстроена большая уже каменная церковь. Колокол, отлитый в честь победы над поляками, был торжественно перенесен в новую колокольню.

Интересно что по своему строению эта церковь является одношатровым храмом, последним своего рода выстроенным на Руси.

Ведь уже через 10 лет, в 1652 году строения такого типа были запрещены патриархом Никоном, как не подобающие церковному образцу.

В конце XVII века село перешло во владение князя Голицына. Благодаря своим финансовым возможностям, он внес большой вклад в развитие храма. Так, по его заказу был установлен золотой иконостас, иконы для которого создавались известным Карпом Золотаревым.

Знаменитое напрестольное Евангелие, с миниатюрами, выполненными самой царевной Софией, появляется в Храме примерно в это же время. К сожалению, во время революции это уникальное произведение искусства было утрачено. Вот уже целое столетие его судьба остается неизвестной.

До XIX века храм простоял без кардинальных изменений. Часть иконостаса с резьбой была с течением времени утрачена. Утраченными оказались также часть икон, упоминания о которых можно найти с конца XVII века.

В конце XIX века, силами набожных дворян и с привлечением ведущих художников того времени, была проведена частичная реконструкция. Коснулась она, в частности, иконостаса — его обновили, изменив даже сам его цвет.

А также икон, упомянутых в исторических летописях — они были заново написаны по имеющимся описаниям. Звонница храма к тому времени пребывала в аварийном состоянии и на ее месте была выстроена новая колокольня.

Внутренняя жизнь церкви: расписание, сайт, вакансии

Стоит отметить, что служения в покровском храме не прерывались с самого момента постройки, а это — почти четыре столетия.

Даже во время мировых войн и революций, служба шла без перерывов. Разве что в самые трудные годы служители проводили ее в первом из двух, нижнем этаже церкви.

У всякого Храма есть особые дни, в которые празднуются так называемые «престолы» — т. е. праздники, связанные с его историей или посвящением. У Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково таких престолов четыре:

  • В честь Покрова Пресвятой Богородицы. Это две недели в октябре, с 1го по 14ое. Этот престол считается главным для Храма. Праздник связан с событием, нашедшим свое подтверждение во многих исторических источниках. По разным данным, в конце IX или начале X века наблюдалось уникальное небесное явление. Над молящимися людьми возникло облако, по очертаниям поразительно напоминающее Богородицу. Часть облака в виде ее наголовного платка (омофора) сошла на молящихся и находилась над ними до окончания молитвы. История имеет множество вариантов места, времени и участников.
  • В честь Преподобного Сергия Радонежского празднуется дважды — в июле (с 5 по 18 число) и осенью (с 25 сентября по 8 октября). Этому святому человеку, жившему и творившему чудеса в далеком XIV веке, посвящена южная часть — правый боковой придел церкви.
  • В честь иконы «Знамение» — древней иконы Божьей Матери. По преданиям, эта икона стала известна во время осады Новгорода в 1170 году. Тогда архиепископ Новгородский, повинуясь голосу, вынес икону на крепостную стену. Одна из множества вражеских стрел воткнулась в икону и из глаз Богоматери полились слезы. В то же мгновение на врагов, осаждавших город, напал необъяснимый страх и они стали убивать друг друга, а вскоре и вовсе сняли осаду. Литургии и службы проводятся с 27 ноября до 10 декабря.
  • В честь девяти мучеников Кизических. В конце III века город Кизик был в основном языческим. Немногочисленные христиане того периода либо покинули город, либо держали свою веру втайне. В 284 году в городе появилась инициативная группа христиан, состоявшая из людей разного возраста, профессий и наций. Они проповедовали христианские нормы морали и изобличали пороки язычников. За это они были схвачены правителем города и казнены. Когда через 40 лет при императоре Константине гонения на христиан прекратились, была найдена их могила. Чудесным образом, мощи их оказались нетленны. На месте могилы был возведен храм. Этих отважных мучеников вспоминают две недели весны — с 29 апреля — по 12 марта.

Богослужение в покровском храме и особенности сайта церкви

Если вы хотите попасть на утреннюю литургию, то вам нужно быть в церкви за 10−15 минут до ее начала:

  • Начинается она ежедневно в одно и то же время — в 08:00.
  • Во время великий церковных праздников и престолов, литургия начинается на час раньше — в 07:00. Чтобы не ошибиться со временем, вы можете уточнить расписание богослужений на сайте Храма.

Там же на сайте, в разделе «Доска объявлений» можно найти информацию о вакансиях при храме. Как правило, требуются служители храма — просфорницы, помощники в трапезную, алтарники. По телефону, указанному на доске можно получить более подробную информацию.

При Храме существуют Служба милосердия, Служба работы с молодежью, консультации психолога и юриста. Успешно и давно работают воскресные школы.

Существует также сайт Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково.

Сегодня церковь Покрова в Медведково проводит богослужения и радушно принимает гостей.

Источник: https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkovo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.