Церковь Иоанна Златоуста

Содержание

Церковь Иоанна Златоуста – знаменитый изразцовый наличник

Церковь Иоанна Златоуста

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Портовая набережная, д. 2
Начало строительства: 1649 год
Окончание строительства: 1654 год
Координаты: 57°36'41.8″N 39°54'20.5″E

Златоустьинский храм считается совершенным и гармоничным памятником древнего ярославского зодчества. Наибольшее впечатление изысканные силуэты этой церкви оставляют, если смотреть на нее с востока – с волжской стороны.

Долгое время они служили для зодчих источником вдохновения и стали образцами, по которым построены многие российские храмы. Особенно красив многоцветный керамический наличник на алтаре.

И не удивительно, что он стал одной из визитных карточек старинного Ярославля.

История церкви Иоанна Златоуста

В XVII века в городе возвели сразу два каменных храма, освященных в честь Иоанна Златоуста. Одну церковь построили в кремле, возле Успенского собора. Но, к сожалению, ее снесли в 30-годы прошлого века, во время борьбы советской власти с религией. Так что увидеть этот архитектурный памятник сегодня можно только на старых фотографиях.

Вид на церковь со стороны Волги

Другой Златоустьинский храм – летнюю церковь построили в бывшей Доиловой слободе, которую позже стали называть Коровниками. На это пошли деньги, выделенные богатыми ярославцами Федором и Иваном Неждановскими. На строительство затратили 5 лет, и в 1654 году новую церковь освятили. Позже оба ктитора (благотворителя) и члены их семей были погребены в ее южном приделе.

Сохранились сведения, что вскоре после постройки храм сыграл в жизни Ярославля большую роль. После ужасного пожара 1658 года мощи святого князя Федора Константиновича Черного, небесного покровителя города, а также его сыновей Давида и Константина из сгоревшей Спасской обители перенесли в Златоустьинский храм. И какое-то время они хранились в этой церкви.

Прошло чуть более четверти века с момента строительства и новое поколение ярославских зодчих взялось за кардинальную переделку церкви. Чтобы храм был лучше освещен, в его основном объеме прорубили высокие оконные проемы и украсили их нарядными наличниками.

По углам здания строители сделали изящные пучки полуколонок с цветными изразцовыми вставками. Подзакомарное покрытие заменили на более практичную плоскую четырехскатную кровлю.

А чтобы еще более подчеркнуть изящные линии храма, к нему пристроили декоративные крыльца, также украшенные орнаментом из цветных изразцов и белокаменными резными гирьками на входных арках.

Во время этой реконструкции заложили кирпичом приземистые галереи. Здесь ярославские мастера проявили большую фантазию и старательность.

Заложенные проемы они декорировали пышными кирпичными наличниками, узоры которых нигде не повторяются, а церковные фасады украсили многоцветной палитрой изразцовых вставок. Качество и красота фигурной кладки говорит о высоком мастерстве работавших в это время каменщиков.

Эта переделка придала церкви нарядный и праздничный вид, сделав ее одним из самых красивых храмов не только в городе, но и в России.

Наличник на алтаре

Долгое время прихожане не могли собрать нужные средства, чтобы украсить церковь изнутри.

Поэтому росписью стен занялись только в 1732-1733 годах силами знаменитого ярославского знаменщика, то есть мастера высокой квалификации, Алексея Соплякова вместе с артелью местных иконописцев.

Хотя эту роспись делали во времена, когда в России в самом расцвете был стиль барокко, ярославцы выполнили более 500 сюжетных клейм в старых иконописных традициях.

В живописных работах, созданных Сопляковым, искусствоведы отмечают особую просветленную световую гамму, с почти акварельными полутонами, а также безупречную композицию. Известно, что в 1863 году храмовую роспись подновляли в клеевой технике. А в 60-е годы прошлого века настенную живопись реставрировала бригада ярославских мастеров, под руководством В.И. Васина.

В конце XIX – начале XX века при церкви открыли церковно-приходскую школу, попечительство и библиотеку с читальней.

Редкие работы известного российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им в 1911 году, донесли до нас облик церкви Иоанна Златоуста в начале XX века.

На цветных фотографиях храм предстает с побеленными стенами, на которых контрастно выступают красно-кирпичные декоративные элементы и цветные изразцы. Настоящая сказка в камне!

Церковь закрыли в 1935 году, и начали использовать ее помещения под склады. К большому сожалению, после нескольких лет хранения внутри храма соли, некоторые фрески на его стенах были безвозвратно утрачены. В 1992 году церковь передали в ведение Русской Старообрядческой Церкви, которая и занялась ее реставрацией.

Вид церкви с севера-запада

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Златоуста

Особая архитектура Златоустьинской церкви – это прямое свидетельство проведенной патриархом Никоном церковной реформы, которая жестко регламентировала каноны храмовых построек. Четырехстолпная пятиглавая церковь окружена традиционными приделами и трехсторонней одноэтажной галереей, но не имеет подклета.

Храм Иоанна Златоуста стал первым ярославским культовым зданием, построенным без традиционного первого этажа, и это положило начало новой архитектурной традиции. Новаторством было также вынесение зимнего, теплого придела и колокольни в отдельно стоящие здания.

Благодаря такому решению, композиция церкви стала строго симметричной.

Чтобы компенсировать относительно невысокий размер четверика, лишенного подклета, зодчие сделали у этой церкви мощное выразительное пятиглавие, устремленное к небу. Размер центрального барабана и установленной на нем главы до начала креста даже превышает высоту основания храма.

Внешне церковь напоминает шлем или кокошник, типичные для древнерусской архитектуры. А строгие пропорции придают ей цельность и основательность. Строители явно рассчитывали, что на путешественников, проплывающих мимо храма на судах по Волге, он будет производить сильное впечатление. И они не ошиблись!

За свою историю храм претерпел множество переделок. Первоначально галерея вокруг него была открытой, но потом ее проемы заложили кирпичом. В кладке хорошо различимы мощные столбы прежней аркады. С восточной стороны галерея заканчивается симметричными приделами с шатровыми завершениями.

На первый взгляд создается впечатление, что церковный фасад декорирован мало.

Однако, издалека, со стороны реки на нем хорошо заметны все сделанные из кирпича детали карниза, цоколя, граненых полуколонок и оконных наличников на боковых алтарных абсидах – прекрасные образцы русского «узорочья».

Шатровые приделы, посвященные Зачатию Иоанна Предтечи и святой равноапостольной княгине Ольге, украшены также скромно и одновременно очень изящно – рядами небольших по размеру кокошников.

Церковные купола

Но самым замечательным элементом декора Златоустьинского храма является удивительный по красоте наличник на окне центральной алтарной абсиды, выполненный из многоцветной поливной керамики.

Известно, что сделан он был спустя сорок лет после постройки церкви. Наличник имеет внушительные размеры – 8 на 5 м и считается всеми искусствоведами непревзойденным шедевром.

Такое чуда нет нигде больше в России!

Цветные изразцы стали настоящей визитной карточкой ярославского зодчества XVII века. Их делали по сложной технологии из специальной красной глины на деревянных колодках, а затем обжигали. Изразцы покрывали пятицветной глазурью и использовали в них традиционные орнаменты и сюжеты – стилизованные цветы и листья, образы единорога, птицы Сирин, соловья и грифона.

Внутри храма сохранился уникальный резной иконостас, сделанный ярославскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Специалисты считают его настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства. Пятиярусный иконостас украшен затейливыми барочными орнаментами в виде виноградных лоз и гирлянд из цветков.

А на Царских вратах воспроизведена резная композиция, имитирующая цветущий подсолнечник. Большинство образов для этого иконостаса написаны в то же время – в XVII и XVIII веках. А часть икон создана талантливым изографом Семеном Холмогорцем.

Самые ценные из них бережно хранятся в коллекциях Ярославского музея-заповедника.

Современное состояние храма и режим посещения

Сейчас церковь используется для проведения старообрядческих богослужений, и одновременно в ней ведутся реставрационные работы. Внутрь храма, особенно простым туристам, попасть не просто.

Фрагмент церковной стены

Как добраться до церкви Иоанна Златоуста

Церковь расположена в Ярославле на Портовой набережной, 2, рядом с берегом Волги.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храму.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 2,7 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/739-tserkov-ioanna-zlatousta-v-yaroslavle

Церковь во имя святителя Иоанна Златоуста в Годеново

Церковь Иоанна Златоуста

Город Ярославль и его окрестности богаты на красивые монастыри и храмы, среди которых находится знаменитый, величавый храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново.

Село почти заброшено, но сюда приезжает много православных паломников, чтобы преклониться пред святым Распятием.

Переславль — Залесский и другие святые места в округе, являются важной страницей в истории Российского государства, их становление неразрывно с развитием государства.

Храм святителя Иоанна Златоуста, село Годеново

История создания церкви

По древнему преданию явление Креста Господня верующим произошло на месте, где ранее было Сахотское болото. Чудо свершилось 29 мая (11 июня) в 1423 году, поблизости с Никольским кладбищем.

Крест явился перед пастухами, шедшими по полю, он завис в воздухе, окруженный божественным светом, а впереди стоял образ Николая Чудотворца в руках с Евангелием.

Свидетельства очевидцев явления божественного чуда сохранились в изданиях от 1874 года.

Рядом с селом Годеново располагался святой источник с маленькой часовней, вода из которого исцеляла многих людей от тяжких недугов. В 1794 году у источника возвели каменный, красивый храм в честь Святителя Иоанна Златоуста. Данная церковь, являлась и ныне является подворьем Свято-Никольского монастыря, который находится в Переславле Залесском.

Монашескую обитель начал возводить друг преподобного Сергия Радонежского Дмитрий Прилуцкий, в 1350 году. После смерти Димитрий был причислен к лику святых, в его житие имеет информация о том, что игумен Димитрий начал строить храм в честь Николая Чудотворца и окружил ее монастырем.

История Свято — Никольский монастыря была трудной. Обитель претерпевала многие беды, но каждый раз восстанавливалась заново:

  • в 1382 году обитель была разграблена и разрушена войском Тохтамыша;
  • в 1408 году монастырь сгорел;
  • в 1611 году обитель разграбили польские войска.

В 1613 году, после последнего нападения варварских войск, обитель начали вновь поднимать с колен. Со временем монастырь начал расширяться:

  • в 1680 году начали возводить летний собор в честь Николая Чудотворца;
  • 1748 год — строительство на территории надвратного храма в честь Святых Апостолов и Благовещенской церкви.

Интересно! Богоборческие времена не обошли обитель стороной, в 1923 году монастырь закрыли, и простоял он пустой долгие 70 лет.

В 1993 году монастырь открыл свои двери для монахов и паломников вновь. Обитель обрела мощи преподобного Корнилия Молчальника (святой долгие годы хранил обет молчания перед Господом) и мощи благоверного князя Андрея Смоленского в 2000 году по решению архиепископа Михея.

Интерьер храма Иоанна Златоуста в Годеново

В селе Годеново в 1997 году монастырю было отдано подворье с церковью Иоанна Златоуста. Храм был полуразрушенным, с опустевшей территорий.

Игуменья Свято-Никольского (ныне женского) монастыря матушка Евстолия приложила максимум усилий к устройству территории и храма Иоанна Златоуста. По ее благословению провели полную реставрацию здания церкви, провели отопление.

В 2002 году к храму подвели асфальтированную дорогу, поэтому сейчас легко добраться до подворья на личном и экскурсионном транспорте.

Архитектурное описание

Здание церкви Иоанна Златоуста в Селе Годеново построено в распространенном стиле русского зодчества, с характерной для того времени шатровой колокольней, пятью куполами и четырехскатной кровлей.

Колокольня берет свое начало на здании трапезной. Такое решение не часто можно встретить в российских храмах, к тому же арки на колокольне не равны по ширине.

Внутреннее убранство храма разделено на два помещения: главный храм и придел во имя иконы Боголюбской Богоматери, где и находится главная святыня — Животворящий Крест Господень. Главный храм летний, в нем можно увидеть древние фрески и удивительные иконы.

Иконостас церкви Иоанна Златоуста в Годеново

Много чудес произошло на данной земле во времена строительства храма. Изначально здание церкви начали возводить не на самом болоте, а рядом из соображений удобства почвы. Но Господь не дал свершиться этой задумке и храм все-таки был построен на болоте, на месте явления Креста народу.

Интересно! Во время пожара прихожане кинулись внутрь церкви, чтобы спасти главную ценность храма — Крест Животворящий, хватились за него и не смогли сдвинуть с места. В результате пожара стены храма были уничтожены, а Крест остался целым.

Святыни храма

Главной, почитаемой во всем христианском мире святыней, хранящейся в стенах храма Иоанна Златоуста, является Животворящий Крест Господень. По прошениям паломников и настоятелей других храмов, уже изготовлено 12 копий Годеновского Креста и установлено в храмах России.

Во времена советской безбожной власти о святыне забыли, она находилась все 70 лет в заброшенном храме в Годеново и успела обветшать. Над Крестом в советские времена изрядно надругались. В 1990-х годах, после присвоения Годеновского храма в подворье Свято-Никольского монастыря слава Креста Животворящего была возобновлена, как и вера православная.

Реставрация и спасение святыни произошло в 2003 году в храме Иоанна Златоуста, Распятие не выносилось из церкви.

Животворящий Крест Господень в храме Иоанна Златоуста

Ежедневно к Кресту приезжают сотни паломников, для того чтобы поклониться, покаяться в грехах и попросить у господа помощи и покровительства в делах мирских.

История Животворящего Распятия удивительна и полна Божественных чудес:

  • Распятие осталось не тронутым огнем, когда в пожаре сгорел храм;
  • В 1920-е годы большевики пытались рубить его топором и пилить пилами, но Крест и здесь выстоял невредимым.

Уже более 600 лет святыня помогает людям, дарует паломникам духовную силу и исцеления от недугов телесных. О произошедших чудесах возле Распятия написана целая книга, и она не перестает пополняться свидетельствованиями о могущественной любви и силе Христа. Данное издание хранится в Годеновском храме.

Внимание! Книгу может прочитать любой желающий с разрешения настоятеля, в ней можно найти доказательства в виде прикрепленных медицинских документов, которые присылают исцеленные верующие со всех уголков страны.

Расписание богослужений

Церковь Иоанна Златоуста открыта с 7:30 до 20:00, в это время любой желающий может посетить данное место и поклониться Кресту.

Богослужения проходят ежедневно:

  • будни — 7:30 начало службы, акафист, 8:30 — исповедь, 9:00 — утренняя литургия;
  • воскресенье и праздники — 8:45 начало утренней службы, акафист, 9:30 — исповедь, 10:00 — утренняя литургия.Божественная литургия в храме Иоанна Златоуста

Поклониться и приложиться к Святому Распятию можно в любой час работы храма, ежедневно.

Престольные праздники

Праздники, отмечающиеся в подворье Иоанна Златоуста:

  • 11 июня праздник явления Животворящего Распятия;
  • 27 сентября — день воздвижения Честного Креста Господня.

Празднования в честь почитания Иоанна Златоуста:

  • 9 февраля — обретение мощей церковью;
  • 12 февраля — Собор Трех Святителей;
  • 27 сентября — преставление Святого Иоанна.

Местонахождение и контакты

Храм Иоанна Златоуста находится по адресу: Россия, Ярославская область, село Годеново.

https://www.youtube.com/watch?v=BAisSkJdVJ8

Контактный телефон: 8 (962) 206 82 15 (звонить во все дни, кроме воскресенья).

Для сведения! Многие паломнические службы и экскурсионные бюро занимаются организацией поездок в Ярославскую область по святым местам, в том числе и к великой святыне.

Посетить церковь можно самостоятельно на личном автомобиле, дороги позволяют приезжать паломникам в храм в любое время года.

Рядом с селом Годеново расположен старинный русский город Переславль-Залесский, заехав в него можно также посетить Свято-Никольский монастырь и другие святые православные места.

На общественном транспорте необходимо добраться до города Ярославля (из Москвы поезда ходят с Ярославского вокзала), от вокзала города Ярославля ходят автобусы до Годеново.

Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста в Годеново

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-vo-imya-svyatitelya-ioanna-zlatousta-v-godenovo.html

Вологодский иоанно-златоустовский храм – древо

Церковь Иоанна Златоуста

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Вологодский храм во имя святителя Иоанна Златоуста, 2012 год. Фото с сайта sobory.ru

Вологодский храм во имя святителя Иоанна Златоуста (Вологодская епархия)

Храм расположен на берегу реки Вологда, напротив Софийского собора.

Г.К. Лукомский указывает, что “именно эта – одна из наиболее привлекательных церквей Вологды – как раз не описана у многих авторов книг о Вологде. Некоторые авторы относят ее к началу XVIII века! Другие соглашаются с тем, что этот храм, безусловно хорошей поры развития форм русского стиля XVII века, мог быть построен и в XVI веке” [1].

В.И. Соколов называет датой постройки каменного храма 1664 год [2]. Вероятнее всего, первоначально на этом месте был построен деревянный храм во имя Жен Мироносиц. В документах XV века упоминается наличие в заречной части города Мироносицкой трети.

В начале XX века Иоанно-Златоустовский приход был одним из самых малочисленных в Вологде, что послужило одним из основных аргументов для закрытия церкви. 30 января 1930 года на заседании Президиума окружного исполкома было принято постановление о расторжении договора на пользование с общиной храма.

В 1930 году закрывшийся храм отдали под нужды военного ведомства. В нем разместился склад.

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 “церковь Иоанна Златоуста” отнесена к категории объектов культурного наследия федерального значения.

В 2003 году церковь возвращена верующим и стала приписным храмом к храму Покрова на Торгу. В связи с необходимостью проведения ремонтно-реставрационных работ регулярные богослужения в храме возобновлены не были.

В 2010 году по инициативе депутата Законодательного Собрания Вологодской области Елены Минаковой создан Благотворительный фонд восстановления храма.

Все работы по реконструкции согласованы с Управляющим Вологодской Епархией архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом, восстановление ведется под контролем Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

25 июня 2014 года образован приход храма святителя Иоанна Златоуста города Вологды [3].

Архитектура

Церковь свт. Иоанна Златоуста – одна из самых древних каменных построек на территории Вологды.

Кирпичный храм на подклете состоит из двусветного пятиглавого четверика, к которому с севера и запада примыкают галереи, с шатровой колокольней над северо-западным углом. Обе части колокольни построены одновременно.

Характер кладки, лепки стен и форм ее украшений подтверждает подлинность предположения о сооружении колокольни до XVIII века.

В храме полностью отразилась идея преемственности “двойных” вологодских церквей – холодной и теплой, объединенных в одном здании. Изначально в храме располагалось 6 пределов.

На первом этаже в нижнем (теплом) храме располагались пределы святителя Иоанна Златоуста, великомученицы Варвары и Василия Исповедника. Храм постоянно надстраивался.

На втором этаже в летнем храме были созданы пределы Жен-Мироносиц и Вологодских святых.

Ранее часть первого этажа храма была выложена чугунными плитами. В настоящее время они не сохранились. На втором этаже частично сохранились фрески и лепнина, характерные зодчеству второй половины XVIII века.

Уникальность храма состоит в том, что в северо-западной части была построена церковь с колокольней. Под колокольней на втором этаже ранее размещался предел преподобного Александра Свирского, упраздненный в 1911 году.

Архитектурные особенности храма Г.К. Лукомский описывает так:

“Храм кубической формы, напоминающей храм Николы во Владычной Слободе, куб его невысок; закомары отделены от остальной плоскости церкви карнизом. Наличники окон хорошего рисунка. Куб увенчивается пятью куполами, на них приятные главы.

Но звонница – самая удачная и типичная часть храма. На широкий мощный четверик поставлен сравнительно узенький восьмерик собственно звона, покрытый пирамидальным каменным шатром со слуховыми окнами, идущими в два ряда.

Верхняя часть звонницы очень изящных пропорций кажется не гармонирующей с низом – массивным двухэтажным кубом”.

Святыни

  • частица мощей преподобного Александра Свирского

Настоятели

  • Анатолий Попов (упом. 1926)
  • 1930 – 2000 – храм был закрыт

  • Алексий Калин (с 25 июня 2014) [4]

Использованные материалы

[1]  Г.К. Лукомский “Вологда в ее старине”, 1914

[2]  В.И. Соколов “Вологда. История строительства и благоустройства города”, 1977

[3]  Указ № 149 от 25 июня 2014 г. “Об образовании прихода храма святителя Иоанна Златоуста г. Вологды” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/506-ukaz-149-ob-obr…gdy

[4]  Указ № 150 от 25 июня 2014 г. “О назначении на должность настоятеля прихода иерея Алексия (Алексея) Николаевича Калина” // Официальный сайт Вологодской митрополии: http://vologda-mitropolia.ru/mukazy/item/507-ukaz-150-o-nazn…ina

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675720.html

Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя

Церковь Иоанна Златоуста

27 января/9 февраля — перенесение мощей (438);
30 января/12 февраля — собор трех вселенских учителей и святителей;
14/27 сентября — преставление (407);
13/26 ноября — день памяти.

Иоанн Златоуст. 1999 год, Храм Христа Спасителя.

Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна.

Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии— епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана.

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.

В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона.

Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.

Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике—науке о толковании Слова Божия.

Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на: праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии.

Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.

Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.

Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту.

Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.

Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей.

Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии.

В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.

Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе, святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (Пицунду, в Абхазии).

Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (†ок.

308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах, В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434–447), совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сказал: «О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя».

В своем слове Патриарх Прокл сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.

Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом.

Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Жители Коман глубоко скорбели о том, что их лишают великого сокровища, но не могли противиться царскому указу. Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи.

Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение.

Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе в городе Сухуми). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого.

По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание.

Десница Иоанна Златоуста, хранящаяся в Филофеевском монастыре на Афоне.Припав ко гробу, император Феодосии II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде, чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать.

Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов.

Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!»—и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

Источник: http://zlato-ust.com/sv-ioann-zlatoust/

Храм Иоанна Златоуста. Первый собор Ялты

Церковь Иоанна Златоуста

опубликовано: март 2016

Храм Святителя Иоанна Златоуста является самым первым соборным храмом Ялты. Долгое время он был главным православным храмом города. Расположен он на Поликуровском холме, который в окружении густой хвои нависает над центром Ялты в ста пятидесяти метрах от Массандровского пляжа.

История церкви-предшественницы Храма Иоанна Златоуста

В 2007 году старейшему храму Ялты исполнилось 170 лет. Первый соборный храм этого, тогда ещё незначительного городка, строился 6 лет – с 1832 по 1837 годы. Место постройки Храма Иоанна Златоуста было выбрано неспроста.

Поликуровский холм своим юго-западным отрогом спускается к морю, образуя небольшой мыс, называемый местными «Кильсе-Бурун» («церковный мыс» с крымскотатарского языка) или мысом Святого Иоанна.

Предполагают, что некогда здесь уже стояла церковь, уничтоженная турецким десантом в 1774 году. 

А дело было так. Тремя годами ранее русские войска легко захватили Крымский полуостров, в некоторых городах стояли гарнизоны, в том числе и в Ялте.

Кючук-Кайнарджийский мирный договор должен был быть подписан со дня на день, поэтому турки 17 июля решили рискнуть напасть на расположение русских частей по всему южному побережью.

В итоге гарнизон был разбит, остатки его бежали через яйлу в Симферополь. Ялта была сожжена, церковь подверглась той же участи. В огне погибли и православные прихожане. 

Турки отплыли в Алушту и выступили к нынешнему Ангарскому перевалу, где под деревушкой Шумы были встречены русскими войсками и разбиты наголову. Это было последним крупным столкновением той войны русских с турками.  Именно в этом бою проявил себя впервые гений Михаила Илларионовича Кутузова, который потерял, кстати, в этом сражении глаз. 

Возвращаясь к Ялте, нужно сказать, что не только сожжение части города, но и переселение христиан в 1778 году из Крыма на материк превратило город в забитый посёлок без церкви. К Ялте даже не было дороги, всё больше тропы и разбитые провинциальные тракты.

История Храма Иоанна Златоуста

Как к восстановлению Ялты, так и к строительству Храма Иоанна Златоуста приложил руку губернатор Таврической губернии граф Михаил Семёнович Воронцов. Ялта медленно стала отстраиваться, приобретая черты провинциального города. Естественно, каждому городу нужна церковь. Поэтому, когда решение уже созрело, место строительства было предопределено.

Кроме исторических параллелей со старой церковью, географически Поликуровский холм представлял собой идеальное место для нового храма. Как и все святые места Крыма, храм должен быть виден издалека и создавать образ защитника города. Высокий сам по себе – около сорока метров – он позволил бы господствовать высокому зданию Храма Иоанна Златоуста над городом.

 

Северный вход в храм Иоанна ЗлатоустаЛестница к храму Иоанна Златоуста 

Чертежи первого архитектора церкви англичанина Эльсона не устроили графа Воронцова, поэтому он перепоручил разработать новые эскизы одесситу Георгию Ивановичу Торричелли. Этот архитектор внес весомую лепту в украшение Одессы, пригодился его талант и в Крыму.

Приложил руку Торричелли и к строительству алуштинского храма Во имя всех крымских святых и Фёдора Стратилата.

Храм Иоанна Златоуста строился в псевдоготическом стиле на английский манер, который столь импонировал графу Воронцову, однажды посетившему Англию и влюбившемуся в  её архитектуру, что, кстати, сказалось на внешнем виде его алупкинского дворца.

Храм Иоанна Златоуста в Ялте:
Восточная часть храмаЗападная часть храма

И вот 16 сентября 1837 года Храм Иоанна Златоуста был торжественно открыт. Накануне православными отмечался день кончины святого.  А на следующий день после открытия храма Крым посетил сам император Николай I.

Видимо под впечатлением увиденного на полуострове, а он посетил и новенький Храм Иоанна Златоуста, уже в следующем году император дарует Ялте статус города и официально выделяет из состава Симферопольского уезда самостоятельный Ялтинский.

Уже в 1838 году И.К. Айвазовский запечатлел храм Иоанна Златоуста на своём холсте, и затем, на протяжении многих лет неизменно прорисовывал храм в работах, посвящённых Ялте. 

И.К. Айвазовский. Ялта. 1838 И.К. Айвазовский. Крым. 1852 

Так возвысилась на сорок пять метров красавица-колокольня, и эта замечательная её высота более чем через столетие спасёт её от разрушения, так как  колокольня тут же была нанесена черноморские навигационные карты как весьма заметный с большого расстояния объект. По соседству с Храмом Иоанна Златоуста расположился некрополь, где были похоронены виднейшие жители Ялты.

К 1878 году, когда население Ялты неуклонно увеличивалось, а сам Храм Иоанна Златоуста неизбежно ветшал, было принято решение о перестройке здания. Руководителем реконструкции стал К.И.Эшлиман.

По проекту молодого тогда Н.П.

Краснова убрали маленькие купола (всего было пять шатровых золотых  купола) и поставили один большой, выкрашенный в голубой цвет, сама форма храма стала прямоугольной в плане. 

Церкви был придан придел, престол которого был назван в честь Андрея Первозванного, покровителя главного жертвователя на нужды строительства храма – Андрея Львовича Врангеля, в то время городского головы Ялты.

Кроме перестройки храма были сооружены здания церковно-приходской школы и часовня Николая Чудотворца (Мирликийского). Одна из целей перестройки – увеличить вместимость здания тоже была успешно исполнена.

Теперь Храм Иоанна Златоуста мог вместить до 750 человек, а раньше – с трудом четыреста. 

Что касается Николая Петровича Краснова, архитектурного гения Ялты и Крыма, то он будет ещё иметь возможность проявить своё дарование на поприще строительства православных храмов.

В качестве архитектора он будет участвовать в создании храма Александра Невского в Ялте, открытого в 1902 году. После его освящения он стал называться Новым Собором, а Храм Иоанна Златоуста, соответственно, Старым.

В 1894 году службу в главном храме Ялты провел прославленный Иоанн Кронштадский.

Тихая жизнь Храма Иоанна Златоуста закончилась в 1917 году. И первая волна террора в 1917, и вторая – в 1920-21 гг. обрушилась в том числе и на духовенство.

Последний настоятель храма отец Дмитрий не раз арестовывался, а в 1938 году и вовсе был расстрелян в застенках симферопольской тюрьмы.

Деятельность клира формально была ограничена, власть зажимала гайки, хотя ещё на протяжении двадцатых годов немногочисленные прихожане посещали Храм Иоанна Златоуста. 

Во время немецкой оккупации церковь перенесла грандиозный пожар, практически оставивший от храма только стены. Так горели вещи немецких переселенцев, складируемые в здании собора.

Сгорела Никольская часовня и церковно-приходская школа.  После войны жалкие остатки Храма Иоанна Златоуста разобрали. На его месте образовался грязный вещевой рынок.

Только колокольню оставили стоять как важный навигационный знак, ведь её было видно далеко из моря.

Территория храма Иоанна Златоуста, памятный знак на месте бывшей часовни

Восстановление храма относится к 1994 году. Архитектором стала Александра Валерьевна Петрова, инженером – Александр Андреевич Рубель. Благодаря содействию руководства Воронцовского музея из архивов были получены эскизы Храма Иоанна Златоуста самого Торричелли. Таким образом, храм вернул свой первоначальный облик, каковым был до реконструкции 1878 года.

В 1997 году в стенах ещё строящегося храма была проведена первая после разрушения литургия. А в ноябре 1998 года храм был освящен и официально стал открытым. Об этом напоминает посетителям памятная табличка, которую видит всяк входящий в притвор Храма Иоанна Златоуста. За неделю до празднования нового 2000 года, над храмом подняли и установили кресты.

Храм Иоанна Златоуста. Современность

Воскресная школа при храме
Иоанна Златоуста
Административное здание храма
Иоанна Златоуста

Когда-то видимый со всех сторон Ялты и окрестностей, Храм Иоанна Златоуста ныне скрыт новыми постройками жилых домов и дорогих отелей, несмотря на выдающуюся высоту и колокольни и холма, на котором она стоит. Чтобы его рассмотреть, нужно подойти поближе, что не даёт полного представления о масштабности проекта.

Западная сторона колокольни
храма Иоанна Златоуста
Изображение Иоанна Златоуста
на главном фасаде колокольни

Интересно, что со стороны архитектуру храма можно увидеть на Черкащине, в селе Мошны, где Воронцов велел Торричелли возвести подобную ялтинской церковь. 

 Ялта. Купола храма Иоанна Златоуста  Колокольня храма Иоанна Златоуста

Храм Иоанна Златоуста придётся рассматривать почти в упор, задирая голову, чтобы увидеть купол колокольни, ведь кроме домов вид этого сооружения закрывают мощные кипарисы. Но настоящему любителю истории это отнюдь не помешает.

Колокольня предстаёт перед посетителями чистой и ухоженной, с розово-белыми стенами и позолоченным куполом, устремлённым в небо. Купола самого храма, который по сравнению с колокольней выглядит приземистым, металлического цвета.

Из соснового парка открываются прекрасные виды на западную часть Ялты.

Вход на территорию парка
храма Иоанна Златоуста  
В парке храма Иоанна Златоуста

У стен храма можно увидеть расколотый старинный колокол, пожертвованный благодарными прихожанами.

Старинный колокол на ограде храма Иоанна Златоуста

Храм Иоанна Златоуста. Как добраться.
Соседние православные достопримечательности

Если уж вы посетили Ялту, вы обязательно пройдётесь по многолюдной набережной, отдохнете в зелёных парках и скверах, но, конечно же, не сможете пройти мимо гордости ялтинской архитектуры – Храма Иоанна Златоуста. Но для начала посетите расположенную рядом Часовню Святого Николая. Найти её несложно.

От памятника Ленину на набережной сверните на улицу Рузвельта восточнее и двигайтесь по ней до пересечения с улицей Свердлова. Рядом находится морской вокзал. Часовня была построена в 1896 году в память о бракосочетании Николая II и Александры Фёдоровны.

Именно на этом месте предок последнего императора Николай I объявил о своём решении сделать Ялту городом, о чем в своё время гласила мемориальная плита. Архитектором этой часовни стал тот же Н.П. Краснов. Однако в 1932 году часовня была разрушена.

И только в 2001 году её восстановили, причем архитектором выступила реставратор Храма Иоанна Златоуста – А.В.Петрова. 
Часовня во имя св. Николая, ЯлтаВ память о присвоении Ялте городского статуса

От этой часовни по улице Свердлова, а потом по Толстого  направляйтесь к Храму Иоанна Златоуста.

Осмотрев эту архитектурную достопримечательность, можно выйти на соседнюю улицу Дражинского и проследовать в сторону Массандры до церкви Святого Николая Чудотворца.

Эта церковь была поострена при санатории больных туберкулёзом прямо перед революцией в 1916 году и не успела насладиться своей молодостью. В 1923 году она была закрыта, но в начале девяностых снова открыла свои двери.

Если же вы направите свои стопы в другую сторону, в западном направлении по набережной, то сможете увидеть, во-первых, прямо на берегу моря часовню Новомучеников и Исповедников российских, построенную в 1881 году, а во-вторых, поднявшись выше по улице Краснова, Собор Святого Александра Невского, о котором можно прочитать в отдельной статье.

Часовня Новомучеников и Исповедников российских на набережной Ялты

Таким образом, не потратив и двух часов времени, можно не торопясь осмотреть православные святыни Ялты в центре города, отдав должное самой старой церкви Ялты – Храму Иоанна Златоуста.

olegman37

Источник: http://krymkrymkrym.ru/khram-ioanna-zlatousta-pervyy-sobor-yalty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.