Церковь и монастырь Св. Георгия

Содержание

Монастырь св. Георгия в Эль-Туре

Церковь и монастырь Св. Георгия
hram_sokolv_hrame
Раифа, ныне Эль-Тур,-город в Египте, в пределах Синайской Православной Церкви. Расположен на берегу Суэцкого залива Красного моря на юге Синайского полуострова, примерно в 100 км езды от Шарм-эль-Шейха.Старейший город на юге Синайского полуострова, относящийся в эпохе финикийцев.

По одной версии это – библейский Елим где останавливались израильтяне по исходе из Египта .В конце III-начале IV века город стал одним из ранних центров христианского монашества, здесь вырос великий Раифский монастырь. В ромейский период в городе располагалась епископская кафедра.

Однако, христианская жизнь здесь была неспокойной, Раифа подвергалась частным нападениям язычников.В VII веке из-за постоянных набегов агарян сотни монахов покинули Раифу. Впоследствии город получил арабское название Эт-Тур в честь горы Синай.

Вот как описывает Эль Тор русский паломник и московский купец Трифон Коробейников в 1583г.

“Раифа есть град на берегу Чермнаго моря стоящий, и обнесенный каменными стенами, и имеющий великое множество домов и прочих зданий каменных, который будучи во владении Турецком населен сарацинами исповедующими христианскую веру, и находящимися в управлении Турецкого Санчана и десяти янычар.

При сем городе есть превосходная корабельная пристань, в которую по большой части входят корабли нагруженные Индийскими товарами… Внутри города сооружена на подворье Синайского монастыря церковь во имя Успения Божия Матери, в которой лежат мощи Св Мученицы Марины.

В недальном от Раифы расстоянии находятся 12 Моисеевых источников, имущих теплую воду и 70 финиковых дерев.”«…Там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев…» (Исх. 15:27).Современные Моисеевы ванны (Хамам Муса) представляют собой бассейны с водой из серных источников. Температура в бассейнах колеблется между 26 и 28 градусами.

Целебные свойства этих источников известны с глубокой древности. Возле них построены купальни, разбит небольшой парк. И паломники обычно окунаются в этих купальнях.Раифская Лавра была разорена и разрушена в XI веке, но монахам удалось построить в некотором удалении новый монастырь. Назван он был в честь святого Георгия. Но и он подвергся разорению.

Современные его постройки начались в конце XIX века.
Гостиница монастыря:в номерах висят поучения”Имя строителя и настоятеля долгое время были неизвестны. Пока в 1984 году не случилась удивительная история. На месте Раифской лавры велись работы. И вдруг заглох мотор у экскаватора. Экскаваторщик подошел к месту, над которым завис ковш и услышал голос: «Помогите!».

Он схватил лопату и начал откапывать, как он полагал человека, попавшего под завал. Но нашел он остатки гроба и совершенно не подвергшееся тлению тело пожилого мужчины в монашеском облачении. Он сообщил о находке настоятелю монастыря. Через некоторое время мощи неизвестного святого были помещены в левом приделе храма.

Поразительно то, что сохранилось полностью не только тело, но и глаза.Вскоре в монастырь приехала группа паломников из Каира. Одна женщина отказалась поклониться мощам и заявила, что всегда боялась покойников.

Вернувшись в Каир, она в ту же ночь увидела в тонком сне архимандрита, который сказал ей, что он Григорий – строитель храма и настоятель монастыря, и что имя его можно прочесть на фронтоне храма. Бедная женщина с трудом дождалась утра и поехала обратно в монастырь. Она рассказала настоятелю о своем ночном посетителе, и они стали отыскивать начертание его имени.

Осмотрели тщательно все стены, но ничего не нашли. Отец Арсений подумал, что это была фантазия экзальтированной женщины и начал забывать о ней, пока вдруг не случилось землетрясение. Штукатурка над входом обвалилась и все увидели надпись: «Я – игумен Григорий построил этот храм в 1887 году»

А 7 января 1992 года рабочие, строившие кельи, увидели среди ночи свет в окнах храма и услышали церковное пение. Храм был заперт. Они заглянули в окна и увидели, что все стасидии заняты мальчиками лет 10 – 12-ти, а по храму ходит с каждением старый священник в блистающем облачении.” http://www.pravoslavie.ru/smi/62080.htm

“Вокруг монастыря огорожена стеной раньше ему принадлежавшая территория. Теперь на ней мечеть с высоким минаретом. Если смотреть со стороны залива, то монастыря не видно. Виден минарет. А в некотором отдалении еще один. Во время службы голос муэдзина, усиленный микрофоном раздается на много километров окрест.

А в самом монастыре он заглушает богослужение. В этой мечети под спудом находятся мощи святой Марины – той самой, кто под именем Марина до самой смерти скрывалась в мужском монастыре. Мощи эти обильно мироточат. Просьбы вернуть их Православной Церкви остаются без ответа.” http://www.pravoslavie.ru/smi/62080.

htm

Из записей Порфирия Успенского о Георгиевском подворье Екатерининского монастыря (1850 год). ” По желанию моему о. Мелетий провел нас в церковь св Георгия, построенную во дворе монастырского приюта ……Она весьма бедна, но чисто. Антиминс освящен Антонием, епископом Коломенским в 1713 году. Очевидно, его вывез из Москвы какой- нибуть монах, собиравший там доброхотные подаяния. Иконостас в церкви сооружен из простого дерева.Работа его не художна; но занимательны резные украшения в нем. В нижнем ярусе, под местными иконами, нарезаны большие пауки морские, так называемые каракатицы, а в верхнем – разные рыбки, под крестом же , водруженном на иконостасе, змейки. Все это сработал отец нашего Ханны, скончавшийся от угрызения змеи, назад тому лет двадцать. Богослужебные книги на арабском языке все рукописные, – Раифская церковь бедна внутри и убога снаружи. Она в виде дома с плоской крышей, складена из морских окаменелых растений и раковин, пополам с камнем. Свет проходит в нее через три малых окна, помещенных в северной части северной стены.”Мы попали в этот монастырь во время ремонта, и чудесный резной иконостас, подаренный русскими православными монастырю, был закрыт. Богослужения совершались в полумраке,при свете двух свечей, и даже громкое пение с минарета не мешало продолжительной сосредоточенной молитве.hram_sokolv_hrame

Всех скорбящих Радосте, /и обидимых Заступнице, /

и алчущих Питательнице, /странных Утешение, /обуреваемых Пристанище, /больных посещение, /немощных покров и заступнице, /Жезл старости, /Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: /потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Page 3

|

hram_sokolv_hrame
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.Расписание:

6 ноября, пятница

18:00 Вечерня. Утреня. Парастас.

7 ноября, суббота

7:00 Литургия. Панихида9:00 Литургия. Панихида (Крестильный храм)

10:00 Литургия. Панихида

Источник: https://hram-sokol.livejournal.com/1125216.html

Монастыри и церкви Каира

Церковь и монастырь Св. Георгия

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.cairo-city.info
© Stratomedia, Inc.

Монастыри Каира

КАИР – это город, где переплелись истории культур и истории религий, это огромный мегаполис, где проживает более 17 миллионов человек самых разных национальностей.

Это историческое место, где умами поочередно властвовали различные религии, и по сей день остается средоточием верований и преданий, дорогих сердцам мусульман, христиан и иудеев.

Как и весь Ближний восток, Каир несет в себе отсвет Ветхого и Нового заветов, сохраняя свои старые, пропитанные временем и памятью кварталы, привлекая паломников и туристов со всех уголков света. Но при этом Каир создает новые, уникальные и удивительные памятники, подобные монастырю Святого Самаана.

Монастырь Святого Георгия

Говоря о монастыре Святого Георгия, мы имеем в виду, собственно, два монастыря: действующий женский коптский монастырь и закрытый ныне православный греческий монастырь, от которого в Старом Египте осталась удивительная церковь Георгия Победоносца.

Подвиг Святого Георгия

Согласно житию, Святой Георгий родился в 280 году нашей эры в Палестине, стал римским офицером и служил какое-то время в Египте, в форте императора Траяна. Он прославился своей храбростью и героизмом во время войны с персами и в сражениях с силами зла.

Так, по излюбленной легенде христиан, Георгий одержал победу в единоборстве с непобедимым доселе змием и спас от неминуемой гибели прекрасную принцессу, за что был прозван Георгием Победоносцем.

Георгий принял христианскую веру в неудачное для него время, когда христиане подвергались гонениям, страшным пыткам и казням, а потому и сам был схвачен, пытаем и казнен императором Диоклетианом. В последствии он был причислен к лику святых и канонизирован как защитник бедных и угнетенных.

В русской православной традиции Святой Георгий стал также покровителем воинов, встающих на защиту родной земли. И даже орденская лента, ставшая символом Великой победы советского народа в Великой отечественной войне с фашизмом, носит имя «георгиевской».

Святой Георгий пользуется в Каире необыкновенной популярностью, как среди верующих христиан (православных и коптов), так и среди мусульман. И если первые свято верят в подвиг Георгия и чтят его в молитвах, то вторые отдают должное памяти христианского святого и признают за христианами право поклоняться Георгию.

Необыкновенная популярность Святого Георгия стала причиной того, что в Каире ему посвящены монастырь и две церкви из пяти, сохранившихся в старом городе.

Русский историк-эмигрант Елизавета Лукьянова объясняет причину популярности Святого Георгия в Старом Каире тем, что Георгий мог служить в форте Траяна и жить в одном из его бастионов, над которым сегодня стоит церковь его имени.

Греческая православная церковь Святого Георгия

Греческая православная церковь Святого Георгия, о которой идет речь, расположена слева от Коптского музея в старой части Каира. Храм имеет необычную – круглую – форму, повторяющую форму бастиона форта, на фундаменте которого она была построена в 530 году нашей эры.

В начале ХХ века церковь почти полностью сгорела, но была восстановлена одновременно со строительством на территории форта греческого православного монастыря.

Русский путешественник Василий Поздняков, посетивший Египет в шестнадцатом веке, так описывал монастырь и храм при нем: «А в Старом Египте [Каире] большая церковь святый страстотерпец Георгий, монастырь девич; а в церкви на левой стране …

написан образ Георгий страстотерпец, за решоткою медяною. Много же чюдеса и исцеления бывают от того образа» (В. Поздняков, «Хождение», цитируется по В. Белякову).

Монастырь был закрыт в середине ХХ века, когда большинство греков покинули Египет. «Между двумя мировыми войнами численность греческой общины достигала ста тысяч человек.

Но после революции 1952 года был принят закон, по которому в любой, даже частной, компании на одного иностранца должны приходиться десять египетских сотрудников. А у греков-предпринимателей все работающие были греки, которым, согласно принятому закону, пришлось вернуться в Грецию.

На сегодняшний день в Каире число греков едва превышает тысячу человек, еще несколько сотен живут в Александрии и Порт-Саиде» (В. Беляков).

Сегодня на территории монастыря расположена резиденция Александрийского патриарха Греческой православной церкви, а церковь действует и поныне. Круглая церковь выглядит очень необычно, и пройти мимо нее невозможно, а русскому туристу грех не зайти в этот храм.

Внутри церкви, слева от входа есть павильон, где для верующих доступна, возможно, та самая икона Святого Георгия, которую описывал в своем «Хождении» Василий Поздняков.

Икона одета в серебряный оклад и считается чудотворной, верующие оставляют возле нее просьбы и мелкие монеты, образ не пострадал во время пожара, когда церковь сгорела почти полностью, а греческие священники утверждают, что иконе не менее четырнадцати веков.

С правой стороны церкви есть часовня, скорее, своеобразный музей, посвященный Георгия Победоносцу.

Здесь сохраняются вещи, которые, по преданию, были свидетелями жизни, мучений и смерти святого, в частности, железный ошейник на цепи, на котором его проковали к позорному столбу; сам столб; орудия пыток.

Считается, что, примеряя ошейник и касаясь столба, человек не только разделяет со святым его подвиг во имя веры, но и излечивается от болезней.

Есть в церкви и другие достопримечательности: древний ниломер (восьмигранное отверстие в полу, закрытое стеклянной крышкой, ранее служившее для измерения уровня подъема нильской воды во время ежегодных разливов) и бюст Святого Георгия, выполненный русским скульптором Борисом Фридманом-Клюзелем из дома Фаберже, более сорока лет прожившим в Египте. В подземельях церкви, доступа к которым у туристов нет, расположены часовни и мавзолей греческих патриархов.

Церковь Девы Марии

К территории монастыря примыкает кладбище с расположенной на нем небольшой церковью Девы Марии, где есть колодец и грот.

Греческие предания утверждают, что в этом гроте останавливалось Святое семейство, а табличка на русском языке, выполненная дореволюционной графикой, гласит: «На этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, скрываясь от Ирода». Почему на русском? Дело в том, что греческий православный монастырь Святого Георгия Победоносца стал для нескольких тысяч белоэмигрантов, осевших в Каире, своеобразным местом притяжения, так как греческая и русская православные церкви практически идентичны. На местном кладбище похоронены около двухсот русских, большинство «по бедности – в общем склепе, над которым возведена часовня в древнерусском стиле» (В. Беляков).

Женский коптский монастырь Святого Георгия

Недалеко от входа в Старый Каир расположен действующий женский коптский монастырь Святого Георгия, основанный в Х веке нашей эры, то есть больше тысячи лет назад, примерно в те времена, когда крестили Русь.

В главное здание действующего женского монастыря вас, скорее всего, не пустят, но осмотреть длинный зал эпохи Фатимидов и расположенную за ним часовню позволят. Часовня знаменита тем, что в ней хранится кедровая рака с останками Святого Георгия.

По левую руку от часовни можно увидеть небольшое помещение, где монахини совершают обряд «заковывания в цепи», принимая на себя части гонений и страданий, который претерпел Святой Георгий от римского императора Диоклетиана (подробнее о гонениях римлян на христиан Египта читайте в статье «Коптская церковь: начало и жертвы» адрес статьи на сайте). Вам может повезти, и вы встретите монахиню, владеющую английским языком, которая с удовольствием расскажет о своей вере и даже может разрешить сфотографироваться в цепях Святого Георгия.

От греческой церкви Святого Георгия к одноименному женскому коптскому монастырю можно пройти через подземный переход, соединяющий древнейшие части Старого Каира, где меж средневековых церквей и кладбищ вьются узкие и темные мощеные переулки.

В 1929 году Эвелин Во пренебрежительно писала о «тесных трущобах» и их обитателях-коптах, которых трудно отличить от соседей-мусульман: «единственный признак их освобождения от языческих предрассудков заключался в том, что здесь, среди толпы нищих можно было увидеть не только мужчин и мальчиков, но и женщин, которые в мусульманских кварталах сохраняют скромное затворничество».

Завершая рассказ о поклонении Святому Георгию в Старом Каире, необходимо отметить, что его именем также названа улица, проходящая через этот уникальный район египетской столицы – Дейр Мар Гиргис – улица Святого Георгия; а двадцать пятое апреля – день поминовения Святого Георгия – остается одним из самых больших коптских праздников в Каире.

Другие церкви Старого Каира

Семнадцать веков назад, после того как христианство стало государственной религией Египта при императоре Константине, в Вавилоне Египетском началось строительство церквей.

Вавилон Египетский – это старинное название Старого города, где жили халдейские купцы и, ностальгируя о родном Вавилоне, дали этому месту такое же имя. В римскую эпоху здесь была построена крепость, форт императора Траяна, остатки которой дошли до наших дней.

В Старом городе расположены шесть коптских церквей, построенных в IV – VII веках и мало изменившихся до сегодняшнего дня.

Аль-Муалякка – «подвешенная» церковь

Самая известная из них – Церковь Аль-Муалякка, что в переводе с арабского означает «подвешенная церковь». Этот храм действительно расположен высоко над землей, он «висит» между двумя бастионами римского форта, над его водными воротами, а убедиться в этом можно, заглянув в стеклянную панель в полу церкви.

В церкви Аль-Муалякка два центральных нефа и великолепный иконостас, представляющий собой резную деревянную панель, инкрустированную костью; иконы расположены только в верхней части иконостаса. Церковь украшена незначительным количеством фресок, что соответствует коптской традиции, избегающей настенных росписей, заменяя их навесными иконами.

Зато икон здесь много – более ста. «Сюжеты обычно те же, что и у русских икон, а вот манера письма совершенно другая. Стиль коптских икон можно было бы назвать примитивизмом. Изображения плоские, пропорции не соблюдены, детали не прорисованы. Такое впечатление. Что все они написаны детьми.

И все же коптские иконы производят сильное эмоциональное воздействие» (В. Беляков).

Церковь Аль-Муалякка хранит несколько реликвий, почитаемых коптами, в том числе, мощи святых, обернутые в ковры и уложенные в стеклянных витринах. Верующие обращаются к ним с просьбами, записанными на клочках бумаги, которые они опускают в эти стеклянные ящики.

Также по легенде среди церковных реликвий есть оливковая косточка, которую грызла Дева Мария, отдыхая в тени священного сикомора. Кафедру церкви поддерживают тринадцать столбов в честь Иисуса и двенадцати его учеников, причем один из столбов выкрашен в черный цвет и символизирует Иуду и его предательство, а другой – в серый и посвящен Фоме Неверующему.

Такой набор колонн, напоминающий верующим о грехе Иуды и сомнениях Фомы, можно встретить и в других коптских церквях.

Остальные пять коптских церквей расположены внутри форта Траяна, и чтобы попасть к ним, необходимо спуститься на несколько метров ниже уровня земли. Это связано с тем, что культурный слой вокруг форта вырос с веками и церкви как бы «ушли под землю».

Самая известная из пяти оставшихся церквей носит имя Святого Сергия, известная своей криптой – гротом, где останавливалось Святое Семейство. Вход к крипту закрыт для туристов.

Спускаться туда могут только священники, однако крипта остается местом паломничества верующих из многих стран, и копты организуют ежегодный праздник в память о пребывании на этой земле Святого семейства.

Также в стенах форта Траяна расположены церкви Святой Варвары, церковь Святой Девы и синагога Бен Эзры, которую окружает древнее еврейское кладбище (подробнее об иудеях в Египте читайте в статье «Синагога Бен Эзры» адрес статьи на сайте).

Литература:

  • Беляков В. В. Египет вдоль и поперек. Исторический путеводитель. – М.: Вече, 2008.
  • Беляков В. В. Русский Египет. – М.: Вече, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т. Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кротов А. В., Сапунов А. А. Египет по-настоящему: Каир и все остальное. Практический и транспортный путеводитель. – М., «Гео-МТ», при участии ТК «Скринти», 2009.
  • Википедия

Источник: http://www.cairo-city.info/christian-cairo/the-monastery-and-church-of-st-george.php

Монастырь св. Георгия Мавровуни (Agios Georgios Mavrovouniou – Μονή Αγίου Γεωργίου Μαυροβουνίου)

Церковь и монастырь Св. Георгия

А вы были в монастыре Мавровуни? − спросил нас отец Амвросий − настоятель строящегося на Кипре храма Серафима Саровского, наш соотечественник.

А откуда Вы узнали, что мы его завтра запланировали посетить? − невольно вырвался у нас ответный вопрос.

На самом деле ещё некоторое время назад мы и вовсе не знали о существовании этого монастыря, а когда узнали, нам сразу был подан некий знак устами Амвросия. Значит откладывать нельзя и завтра едем − решили мы… и поехали.

Монастырь и икона святого Георгия. Старое и новое

Весь вид на монастырь портил огромный кран, который никак нельзя убрать из кадра. О его роли мы расскажем немного позже.

Монастырский уклад подразумевает совсем иное “дневное расписание”, чем это принято у мирян.

Нас угораздило приехать в монастырь около двух часов дня, совсем позабыв, что как раз в это время многие монастыри на Кипре на несколько часов закрываются для посещений. Но ворота монастыря были, к счастью, открыты.

Зашли внутрь и стали неспешно изучать его внутреннее устройство. При беглом осмотре двора были замечены церковь, кельи и ещё какие-то помещения. 

Через недолгое время к нам подошёл молодой монах. Познакомились и разговорились, причём на русском языке. Когда узнали, что монаха зовут Георгий, только развели руками − мол очень символично встретить монаха с таким именем в монастыре св. Георгия. 🙂 Потом поведали ему о цели нашего визита.

.. вернее не о цели, а о том, что нам посоветовал посетить этот монастырь отец Амвросий и по его словам настоятель монастыря Симеон любит общаться с россиянами, хотя сам в русском языке не очень силён. В общем мы рассказали Георгию практически всё, что знали в этот момент об этом месте.

🙂

В следующий момент Георгий пригласил нас пройти внутрь постройки, которая предназначена для приёма гостей. В центре зала находился стол, а стены были украшены иконами, фотографиями и христианскими реликвиями. Некоторые из икон написаны игуменом Симеоном.

Георгий удалился ненадолго, а потом вышел с подносом, на котором стояли угощения − домашний лимонад и кусочки пирога.

“У нас так принято встречать гостей” − с улыбкой сказал он, и добавил, что лимонад монахи сами делают, а пирог мама одного из монахов испекла. 🙂 Пока мы трапезничали, Георгий понемногу рассказывал о монастыре и о его настоятеле − отце Симеоне и об иконе святого Георгия, являющейся главным символом этого монастыря.

Современная история иконы св. Георгия

Возможно, слова “современная” и “история” не очень подходят друг другу, особенно когда речь идёт о старой иконе. Но в данном случае дело было так. В соседней деревне Трулли в церкви находилась икона Богородицы.

Стояла она на своем месте неизвестно сколько времени, пока не потребовалось достать её из оклада. С какой целью − уже не помнит наверно никто. А когда икону вынули, то оказалось, что за ней стояла ещё одна. Вернее то, что от неё осталось − икона была сильно повреждена.

Лишь по небольшим сохранившимся фрагментам и по надписи на ней, где удалось прочитать “Георгий” можно было точно сказать, что когда-то здесь был изображён этот святой. Архимандрит Симеон не только духовник, но ещё и прекрасный живописец и реставратор.

Он взялся по сохранившимся фрагментам восстановить икону, и теперь она является главной храмовой иконой этого монастыря.

Две репродукции иконы показывают её в стадиях “до и “после” реставрации.

На Кипре, да и не только, для икон делают специальную защиту в виде оклада. Подобный серебряный оклад настоятель Симеон заказал в Греции для возрождённой иконы. Давайте посмотрим, как она сегодня выглядит.

Только небольшое “окошечко” оставлено в окладе для того, чтобы можно было приложиться к самой иконе.

История монастыря св. Георгия

В процессе осмотра наш сегодняшний “гид” Георгий знакомил нас с монастырём и его историей.

Упоминание о существовании монастыря впервые можно найти в записях святого Неофита Затворника, он ещё в 1134 году поведал о некоем слепом монахе, который после своего исцеления отправился к Чёрной горе, чтобы жить у храма святого Георгия. Возможно, речь шла именно об этом месте.

Шесть веков спустя, в 1735 году монастырь посетил русский монах и паломник Василий Григорович-Барский. Мы уже неоднократно о нём упоминали в своих рассказах. Он повествовал, что братство в монастыре небольшое, монахи выращивали маслины, занимались скотоводством и разведением шелкопряда.

Потом настали трудные для монастыря времена. Во время турецкого владычества в 1821 году, опасаясь последствия восстания в Греции, были казнены многие высшие представители кипрской церкви. Похоже, не обошла эта участь и монахов этого монастыря. В итоге монастырская жизнь здесь затихла, а сам монастырь постепенно пришёл в упадок.

Жизнь в обитель вернулась лишь в 1994 году, когда началось её восстановление. А в 1996 году, после завершения строительных работ, сюда приехали и первые три монаха. В настоящее время их число увеличилось до семи.

Совсем старое и совсем новое

Но на этом история монастыря не заканчивается. Для начала посмотрим на пару фотографий, сделанных в монастырском дворе. На первой видна постройка для приёма гостей, в которой мы недавно побывали. При входе в неё можно увидеть капитель от старой колонны. Сама колонна хорошо видна на втором фото.

Монастырь св. Георгия Мавровуни очень популярен среди местных жителей. На службы сюда приезжает много верующих, особенно в воскресенье и праздничные дни. Большую часть прихожан составляет, как ни странно, молодёжь.

Впрочем это объяснимо − монастырь находится не в пешей доступности от больших поселений, а молодое поколение более мобильно. Хотя это только наше предположение. Мы были здесь как раз в воскресенье, но в “неурочное” время.

А вот когда уже собрались уезжать где-то в начале пятого вечера, заметили на парковке уже много машин, приехавших заранее на вечернюю службу.

Так вот, маленькая церковь монастыря порой уже не могла принять всех желающих, поэтому несколько лет назад было решено построить рядом новый храм, который по проекту будет выполнен в византийском стиле.

Когда стали готовить котлован для храма, строители при выемке грунта обнаружили некоторое количество древних колонн.

Это говорит о том, что ещё до основания монастыря на этом месте находилась раннехристианская базилика.

В настоящее время для нового храма уже сделан фундамент, в цоколе которого расположился подземный храм, освящённый в честь преподобных Оптинских Старцев. Казалось бы, какая связь? Георгий нам рассказал, что настоятель Симеон очень почитает роман  Ф.М.

Достоевского “Братья Карамазовы”. В его сердце запал образ старца Зосимы, прототипом которого был преподобный Амвросий Оптинский. Это послужило поводом освятить нижний храм в честь преподобных Оптинских Старцев. Но освящение стало не просто “красивым названием”.

Монахи из этого монастыря часто приезжают в Россию, чтобы посетить Оптину Пустынь. А российские монахи из Оптинского монастыря часто бывают здесь. “Монастыри-побратимы” − так для себя мы окрестили этот союз.

Даже местная колокольня оповещает своим звоном о таком содружестве: из десяти колоколов пять отлиты в Греции, а пять в России.

Хотя на стройку из соображений безопасности в настоящее время посторонних не пускают, нас Георгий провёл в подземный храм.

Теперь вы знаете, почему на фото часто попадается строительный кран. 🙂 

Мы были в монастыре 13-го марта 2016 года, поэтому очень удивились камню, на котором была выгравирована дата 12.03.2016. Оказалось, что вчера была освящена постройка стен нового храма. Так что будем, по возможности, следить за ходом стройки. 🙂

Далее Георгий повёл дальше по территории монастыря и привёл в небольшую часовню, построенную в честь св. Марины. Эта святая также очень почитаема настоятелем Симеоном. Часовня расположена поодаль от основных построек и предназначена для более уединенного пребывания.

Но и это ещё не всё. Дальше мы пошли в скальную часовню, ещё для более уединённого пребывания. Но прежде чем зайдём в неё, расскажем небольшую историю, которая может со временем превратиться в очередное предание. 🙂

Строить храм часто приходят местные жители, живущие в ближайших деревнях, и помогают чем могут. Скальную церковь, например, помогал строить мужчина, которому было уже за тридцать, но он ещё не был женат, потому что ещё не встретил на своём пути свою половинку.

О своей грусти он однажды поведал отцу Симеону. И вот в один из дней, когда “строитель” выдалбливал очередную порцию скальной породы, Симеон попросил девушку, пришедшую на службу в храм, отнести добровольному рабочему воды. И случилось “чудо”.

Не прошло и двух месяцев, как эта пара обвенчалась в монастырской церкви. Вот такая история.

Настало время посмотреть на творение рук осчастливленного Симеоном парня, куда нас и привёл после вступительного рассказа Георгий.

Монастырские угодья

Все действующие монастыри на Кипре имеют свои наделы земли, которые служат для монахов одним из источников существования. Георгий решил показать нам их в полной мере, и мы отправились за ним дальше по направлению к Чёрной горе − Мавровуни, если сказать по-гречески. Вот она.

“Георгий, а почему эта гора называется “чёрной”? Она желтовато-зеленоватая какая-то” − спросили мы. А вы посмотрите на другие горы в округе − ответил он. Вон там − красноватая, а там − беловатая.

С этим аргументом спорить не стали. Действительно из всех холмов в округе этот казался самым тёмным. Ну может и время года было не совсем “подходящее”. 🙂 Забравшись на холм, стали озирать окрестности.

Георгий рассказал, что монахи здесь высадили около сорока финиковых пальм. Правда вышел с ними казус (с пальмами, а не с монахами). Большая часть из них оказалась “мальчиками”, которые не дают плоды.

И лишь шесть стали плодоносить. Вы видели как созревают финики? Давайте посмотрим.

А заодно и фиговое дерево покажем (то бишь инжир), у которого только-только начали появляться новые листья после зимней спячки. 🙂

Конечно, здесь посажены и оливковые деревья и цитрусовые − как без них на Кипре? Пытались монахи и пасеку содержать, но оказалось, что пчёлам надо уделять очень много свободного времени, которого у них просто нет.

Но оставили всё же один улей. А вот апельсины не требуют особого ухода. Их даже можно долго не собирать с дерева, а использовать по мере необходимости.

Как раз в этот момент такая необходимость возникла, и Георгий угостил нас свежими апельсинами прямо “с грядки”. 🙂

Вместо эпилога

Описав большой круг по территории монастыря, мы вновь подошли к его воротам. Здесь Георгий попросил говорить потише − отец Симеон сейчас пребывает во сне и не хочется его будить − сказал он, показав рукой на открытое окно в келье. Бросили прощальный взгляд на зелёное поле перед монастырём, подкрашенное цветами красных маков, и начали прощаться с нашим провожатым.

Мы стояли на мостике перед монастырём, переброшенному через русло небольшой речки. Воды в этот момент в реке не было, хотя в дождливое время поток бурлит. Георгий, посмотрев на реку, на прощание рассказал ещё один случай, произошедший не так давно. Но и эта история достойна того, чтобы со временем перерасти в местную легенду.

Дело было в день празднования покровителя монастыря − святого Георгия Победоносца. После утренней праздничной литургии монахи и прихожане подошли к реке и увидели на берегу огромную змею. Змея была мертва.

Её длина по оценке нашего провожатого достигала двух метров. Объяснение у монахов родилось само собой: змея ползла в храм, чтобы испортить большой праздник.

Но святой Георгий выполнил и в этот раз свою миссию − победил змия, точно в соответствии с сюжетом, с которым обычно его изображают на иконах.

Вот такие дела.

Как добраться

Монастырь находится в районе Ларнаки, километрах в десяти на север. Добираться туда не сложно. Едем по трассе A3, соединяющей Ларнаку и Айя Напу. С какой бы стороны мы ни двигались, надо искать съезд в сторону деревни Kellia (Κελιά).

Если ехать со стороны Айя Напы, то он находится не доезжая Ларнаки. И наоборот, если двигаться со стороны Лимасола, то после неё. Съехав с трассы, поворачиваем в сторону деревни Келья. Теперь едем (минуя саму деревню) примерно 6 км до поворота вправо в сторону монастыря.

Перед поворотом увидите знак.

Сворачиваем направо и едем ещё один километр до поворота влево к монастырю. Осталось проехать ещё 300 м, и мы уже на парковке перед монастырскими воротами. 

Монастырь св. Георгия Мавровуни на карте Кипра. GPS координаты монастыря

35.014000 33.632800 − место стоянки рядом с монастырём

Посмотреть карту

Посмотреть карту

Помощь в составлении маршрутов от cyprusiana.ruПОМОЩЬ САЙТУ cyprusiana.ru

Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/monasteries/agios-georgios-mavrovouniou.html

Балаклавский мужской монастырь святого Георгия Победоносца

Церковь и монастырь Св. Георгия

Впервые попадая на мыс Фиолент, испытываешь необычные ощущения, когда земля перед тобой внезапно заканчивается практически вертикальным обрывом, внизу которого голубое, синее Черное море. В это время ты понимаешь состояние монахов, которые облюбовали Балаклавский Георгиевский монастырь в Севастополе для пребывания в Божьем присутствии.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

История создания обители

По словам историка Симеона Метафраста в первом веке эти места были посещены апостолом, последователем учений Христа, Андреем Первозванным и его учениками. В переводе Фиолент означает Божья страна.

Со временем в пещере скалистого мыса нашел пристанище епископ Василий, которого изгнали из Херсонеса, обосновавшего церковь, со временем переросшую в монастырь.

По преданию, передаваемому из поколения в поколение, обосновали первый храм на мысе Фиолент греческие моряки в знак благодарности Святому Георгию за спасение во время бури.

Во время страшного шторма корабль греков понесло прямо на острые скалы Фиолента, моряки в ужасе вскричали к покровителю путешествующих, моля о помощи. В тот же миг море успокоилось, перед молящимися моряками появился сам Святой, в память о котором стоит крест. Само место появления Георгия Победоносца получило название — скала Святого Явления.

Некоторые моряки после спасения остались на мысе, основав там обитель Христа, оберегаемую чудотворной иконой Святого Георгия, где она и хранилась.

Об иконах других православных святых:

Скала Святого Явления

В 1779 году митрополитом Игнатием святыня перевозится в Мариуполь, а оттуда в Киев, где и хранится поныне в одном из музеев.

Все исторические документы об основании монастыря были вывезены со святым ликом Георгия Победоносца и сгорели во время пожара 1780 года.

Первыми существующими документами о существовании Свято — Георгиевского монастыря стали записки польского посла М. Броневского, который побывал в Крыму в 1578 году. Он описал празднование памяти святого Георгия Победоносца в греческом монастыре, куда стекались живущие там христиане.

По запросу Херсонской Духовной Консистории настоятель монастыря, митрополит Агафангел сообщил, что нет документации о дате основания Георгиевского монастыря, но есть бумаги, подтверждающие, что в 1350 году храмом владели генуэзцы.

Интересно! Официальное название Балаклавский Георгиевский монастырь получил в 1794 году, когда в нем жили всего 9 монахов, включая игумена, трех иеромонахов, иеродиакона и четырех монахов.

При раскопках 1803 года монахами были найдены мраморные колонны, на которых стояла дата — 1175 г.

С 1806 года, после присоединения Крыма к России, Свято-Георгиевский монастырь именуется флотским, на каждом российском корабле проходили службы, и имелся свой священник. В 1809 году было принято решение о строительстве нового храма путем развала старого.

В результате работ в 1890 году при подготовке к празднованию тысячелетия у основания святыни был обнаружен храм в пещере, который после реставрации получил название храма Рождества Христового.

Отличительной архитектурной чертой этой святыни является прижатая в скале часовня, украшенная тремя полуцилиндрическими арками. Над центральной аркой над византийской аркадой установили крест.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь. Храм Рождества Христова

На территории храма появился фонтан и Георгиевская трапезная. О дате постройки свидетельствуют надписи.

«Создан храм сей во имя Великомученика и Победоносца Георгия, Проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных Христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года».

О других храмах православного Крыма:

Здесь бывали практически все русские императоры. Посетил мыс Фиолент в 1820 году поэт Александр Пушкин, о чьем пребывании напоминает ротонда. В красоте этого места черпали вдохновение писатели поэты, историки. А.Островский, А. Чехов, вторящий им Е.Ливанов, назвали это место лучшим для молитвы, говоря о желании взлететь в красоте открывающегося простора, слияния неба и моря.

Беседка-ротонда А. С. Пушкина
К празднованию тысячелетия со дня основания в 1891 г. храмовые постройки были отремонтированы, территория монастыря приобрела новый вид, но все было разрушено революцией 1917 года и во время Второй мировой войны.

Страшно признать, что даже иноверцы не тронули святыни, а русские нехристи трактором сбросили с горы в море храм св. Георгия в 1929 году, а во время войны в монастырских постройках обосновали санаторий, здесь учились военные моряки, проводились курсы для офицеров.

Восстановление и современное положение

1100-летие принесло Георгиевскому монастырю на мысе Фиолент новое возрождение. На скале Святого Явления в 1991 году на праздник Воздвижения Честного Креста устанавливается новый крест. По благословению Священного Синода УПЦ Свято-Георгиевские обители были открыты в конце декабря 1994 г. Первая Литургия в храме прозвучала на Троицу 1995 года.

Внимание! Празднованию 2000 лет со дня Рождества Иисуса Христа посвящено восстановление часовни Иверской иконы Богоматери, проект строительства был создан ныне покойным архимандритом Августином.

В этой часовни нашли последний приют известные в России люди:

  • князь А.Голицын;
  • генерал, граф И. Витте;
  • дочь купца Иванова.

Вызовом для историков и археологов остаются две безымянные могилы.

В 2005 году Пещерный храм Рождества Христова украсил памятник апостолу Андрею Первозванному.

Памятник апостолу Андрею Первозванному. Георгиевский монастырь.

Храм Святого Георгия восстановили только в 2009 году. Одной из достопримечательностей Георгиевского монастыря является лестница, которая спускается с высоты 200 метров к морю на Яшмовый пляж.

Преодолев 777 ступеней лестницы здоровья, как ее называют местные жители, напившись по пути живительной воды из родника, наполняешься особой Божественной радостью от окружающей красоты и благодати, покрывающей это место.

Прекрасный по своей красоте современный комплекс окружен скалами-великанами и величественными кипарисами. Спускаясь с горы, удивляешься подвигу монахов, живших в схимнических кельях, чьи полуразвалины хранятся на этой святой земле. Вид маленькой пещерки, выдолбленной кровати в скале, ниши для иконки и святой воды — все, что нужно было монахам для молитвы перед Всевышним.

Пусть в Крестовоздвиженском храме и поныне библиотека воинской части, но и это часть Божьего плана, многие моряки посещают храмовые служения. Возрожденный в 2007 году колодец, украшенный золотистым крестом, покрывает источник св. Георгия зеленой крышей, под ней подвешен колокол.

Подворье монастыря украшает храм Двенадцати Апостолов. Ныне, как и много лет назад, подворье монастыря оглашает молитва, привлекающая на служения прихожан из города.

Солнечного цвета купола стали украшением основного храма в XXI веке, напоминая путникам, что Божья милость открыта для всех.

Как добраться, расписание богослужений

Для посещения крымская святыня открыта по пятницам и выходным дням.

Из Севастополя до Фиолента ходят автобусы №№ 19,71. Жители окрестностей Севастополя могут отравиться к мысу от остановки «5 километр» на маршрутке, которую украшает вывеска «Фиолент».

Пользуясь личным автомобилем, следует руководствоваться GPS: N 44.50497, E 33.51074.

Пока православные будут чтить свои святыни, оберегать память и хранить историю, до тех пор Божья милость будет хранить наш христианский край.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/balaklavskij-muzhskoj-monastyr-svyatogo-georgiya-pobedonostsa.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.