Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Содержание

Феодоровская икона Божией Матери

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник.

Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы.

Так была спасена Кострома».

Феодоровская икона Божией Матери

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы Феодоровская — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой. Неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжён монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским.

Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять её, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились.

Сняв икону с дерева, её поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается ещё одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать.

Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчан.

В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны.

Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!»

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского.

С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царского Дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта (по новому стилю).

  Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы — последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья.

Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен.

Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы.

Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Феодоровская икона Божией Матери

С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России.

Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России.

Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек.

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С 4 по 6 марта 2015 года Феодоровский чудотворный образ посетил Алма-Ату, где за два с половиной дня святыне поклонились 30 000 человек.

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

 Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительница невест, семейного благополучия и помощница в воспитании детей, как помогающая в трудных родах и при рождении детей у бездетных пар.

Феодоровской иконе пресвятой богородицы
тропарь, глас 4

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, / обрадованный днесь Богохранимый град Кострома, / якоже древний Израиль к кивоту Завета, / притекает ко изображению лица Твоего / и воплотившагося от Тебе Бога нашего, / да Твоим Матерним к Нему предстательством / присно ходатайствуеши всем, / под сень крова Твоего прибегающим, / мир и велию милость.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех, / имиже благодеяла еси граду нашему, / из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем: / не престани, Владычице, / Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами / подавати вся благая и спасительная всем, / верою и любовию вопиющим Ти: / радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.

Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение.

Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.

Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.torirem.ru/feodorovskaya-ikona-bozhiey-materi.html

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери
Рубрика: Санкт-Петербург

В 1913 году в Российской империи отметили 300-летие Дома Романовых. Подготовка к знаменательной дате началась задолго до ее наступления. Среди прочего возникла идея возвести в Санкт-Петербурге собор, который бы напоминал храмы Верхневолжья допетровских времен.

Так в городе на Неве появился собор Феодоровской иконы Божией Матери. Прообразом его здания, исполненного из железобетона, стали ростовские соборные храмы первой половины XVII века, когда на престоле воцарился первый представитель этой династии – Михаил Федорович.

Ныне собор находится в ведении Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Хронология строительства Феодоровского собора

Решение о строительстве храма, которое полностью одобрил император Николай II, было принято в 1907 году. Однако строительный комитет образован только через два года. Его возглавил генерал-майор Д. Я. Дашков, принадлежавший до 25 октября 1909 года к свите великого князя Михаила Александровича.

Сам Михаил Александрович взял комитет под личное высочайшее покровительство. Был объявлен конкурс проектов. Из множества предложений комитет остановил свой выбор на варианте архитектора С. С. Кричинского.

В 1910 году определились с местом строительства – возле Николаевского вокзала, на пересечении улиц Миргородской и Полтавской.

5 августа 1911 года состоялась закладка храма. Божественную литургию по этому случаю отслужил Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский. В торжественной церемонии принял участие великий князь Михаил Александрович.

В месте закладки заранее было приготовлено углубление. Все присутствующие после богослужения положили в него монеты.

Причем сам Михаил Александрович опустил в углубление «деньгу» времен Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых (правил в 1613–1645 гг.).

Крест на центральный купол строящегося собора воздвигнут 14 марта 1913 года. Торжественное богослужение, которое предварил молебен, возглавил Григорий IV, патриарх Антиохийский. Всё строительство было подчинено главной идее – увековечить память о «двух русских царственных домах». Она и определила облик храма: как внешний, так и внутренний.

Нижняя церковь посвящена Александру Невскому

Нижняя Федоровская церковь – трехпридельная. Была оформлена четырьмя массивными колоннами, окнами-бойницами и стрельчатыми сводами. Внутри была выдержана в стиле новгородской архитектуры XIII века.

Могла вместить полторы тысячи человек. Ее посвятили святому благоверному князю Александру Невскому. Правый и левый пределы храма – святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы – носили имена родителей первого царя династии Романовых.

Их освятили 7 ноября 1913 года.

А вот главный придел нижней Феодоровской церкви к сроку оформить не успели. Хотя мраморный иконостас (его изготовили на знаменитой фирме Оловянишникова) и образа к нему авторства Г. И. Чирикова были готовы. Украшением иконостаса должны были стать старинные царские врата. Их подарил инженер С. Н. Смирнов.

Освящение нижнего придела состоялось только осенью 1920 года. Тогда же освятили и правый придел, святителя Николая и мученицы Александры. Спустя неделю Романовская церковь (так ее тогда называли) получила статус соборной, при ней образовался небольшой приход. Богослужения, как и прежде, тут совершали монахи Феодоровского монастыря. Так продолжалось вплоть до конца июня 1932 года.

Облик и внутреннее убранство верхней церкви

Верхняя Федоровская церковь тоже трехпридельная. Ее, могущую вместить 2 тысячи человек, украсили в ростовском стиле. Отсутствие колонн создавало в храме некое ощущение простора. Лестницу, ведущую внутрь, расписали сценами из священной истории. Не меньше восхищали красивые двери, изготовленные из чеканной бронзы.

Отдельно следует отметить ее иконостас в пять ярусов, покрытый басмой. Зодчий, разработавший эскиз, взял за основу иконостас родового храма семьи Романовых – церкви Святой Троицы (Грузинской Божией Матери) в Никитниковом переулке в Москве. Вырезали иконостас из липы в столичной мастерской И. М. Дикарева. Руками ее же мастеров изготовили Голгофу, царское место и киоты.

Церковь украсили копии старинных икон. Их писали именитые столичные изографы М. С. Емельянов, В. П. Гурьянов и упомянутый Г. И. Чириков. Работами руководил профессор Н. В. Покровский. Росписью внутренних стен занимался В. Ф. Щербаков.

За образец он взял фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Колокола с именами членов семьи Романовых отлили в той же фирме Оловянишникова. Ее же мастерами изготовлены церковная утварь и ажурное паникадило из бронзы в форме шапки Мономаха.

Диаметр этого центрального светильника составил 3 сажени (6,4 метра).

Императорская свита даровала храму серебряную дарохранительницу, имевшую вид уменьшенной копии Успенского собора. Гвардейский корпус преподнес свой дар: воспроизведение священных сосудов из Ипатьевского монастыря.

В советское время собор… стал молокозаводом

С июля 1932 года собор Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт. Позже его частично разрушили и… переделали под молокозавод. Фасад храма украшала изготовленная по эскизу С. В. Чехонина майоликовая икона: она исчезла.

В 1993 году власти Санкт-Петербурга приняли решение перебазировать молокозавод и передать Феодоровский собор в ведение епархии. Не дожидаясь исполнения этого решения, в том же году рядом соорудили храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Его освящение состоялась 28 марта 1998 года.

Власти Петербурга вернули собор верующим

В ведение питерской епархии храм вернули только в августе 2005 года. Его Попечительский совет в конце 2006 года возглавил председатель Высшего совета партии «Единая Россия», тогдашний спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов.

Реставрационные работы в соборе планировали завершить в 2013 году, на который пришлись 100-летие со дня его основания и 400-летие Дома Романовых. Реставрацию колокольни завершили весной 2011 года: точная копия колокольного ансамбля XIX века поднята на нее 27 марта.

Работы по воссозданию над парадным входом мозаики образа Спасителя были завершены 28 апреля 2013 года.

Великое освящение престолов верхней церкви

День 15 сентября 2013 года вошел в новую историю собора Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых (его официальное название) как один из самых знаменательных.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения трех его престолов в верхнем храме.

На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, председатель Попечительского совета Борис Грызлов и прихожане.

Адрес: 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А
Официальный сайт: www.feosobor.ru

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/feodorovskij-sobor-sankt-peterburg

Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Православный храм, собственной архитектурой напоминающий церковные постройки древности, явился великим памятником к 300-летию со дня коронования правящего рода Романовых.

Феодоровский собор создавался на основе долговечного и дешевого железобетона, с применением новейших технологий XX века.

Деньги на возведение собирали исключительно посредством народных пожертвований, этот памятник российского православного братства получил название «Романовской церкви».

История постройки

Для возведения церкви создали специальный комитет, проект выбирался в порядке конкурсной программы. Средства на строительство приходили от монастырей, госучреждений, школ, банков и т.д. Первый камень заложили в августе 1911 г., в 1913 г. освятили боковые приделы во славу преподобного Филарета и великомученицы Марфы.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Вскоре состоялось торжественное перенесение церковных реликвий и утвари из ветхого собора, стоявшего неподалеку.

  • Так как создание должно было уложиться в сжатые сроки, инженерам приходилось вносить существенные корректировки, к тому же негативно сказывалась нехватка финансирования. Поэтому освящение верхнего храма состоялось только в январе 1914 г. Процессией руководил митрополит Владимир, здесь же присутствовала царская семья и члены правительства.
  • Так как в историю России вмешалась революция, не все планы по благоустройству храма удалось реализовать. В 1915 г. рядом с церковью установили причт, а осенью 1917 г. строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм потерял статус подворья и стал самостоятельным приходом.
  • Монашеская братия продолжала служить в соборе, несмотря на протесты большевистских властей. Здесь проходили богослужения в особо торжественные дни, церемониями руководил будущий священномученик митрополит Вениамин. В мае 1932 г. Феодоровский храм официально закрыли, основным поводом стало заключение комиссии об обязательном капитальном ремонте здания. Романовский собор решили использовать в качестве помещения для нужд предприятия «Союзмолоко».
  • Ремонт начался только тогда, когда здесь утвердились заводские условия, облик Феодоровской церкви изменился кардинально, но постепенно. Большие восстановительные работы начались в 60-х годах. Только в конце XX в. церковь, совершенно не имевшая глав, покрылась оцинкованной крышей. Под сводом внутри помещения располагались железобетонные перекрытия.
  • В западной части церкви надстроили два яруса, что превратило двухэтажный храм в высотное промышленное здание кубической формы. Вокруг постройки расположился негармоничный набор кирпичных домов. Пострадали не только интерьер и экстерьер Феодоровского собора, — бесследно исчезли церковные убранства, драгоценные иконостасы и киоты, создававшиеся мастерами к торжествам. Малая часть священных образов сохранилась в музее религии.

На заметку! В период с 1918 по 1932 год в Санкт-Петербурге действовали церковные братства, организованные с целью препятствовать закрытию соборов и монастырей. Эти православные организации несли в народ религиозное слово, совершали благотворительные работы, оказывали помощь нуждающимся и больным. Членами братства являлись и простые рабочие и профессора университетов.

Православный народ с большим интересом слушал проповеди святых отцов и старался помочь окружению пожертвованиями. Активное развитие братств посеяло тревогу в рядах большевиков, поэтому они провели ряд карательных мероприятий. Выдающегося предстоятеля, митрополита Вениамина, расстреляли в 1922 г., а через 10 лет в стране не осталось ни одного братства.

Эпоха реставраций

Возрождение Феодоровской церкви состоялось в 1992 г., в это время организовали приходскую общину. Однако возвращение религиозной постройки под управление РПЦ растянулось на продолжительный период.

Настоятелем собора назначили протоиерея Владимира. В сентябре 1992 г. община получила разрешение на возведение рядом с молокозаводом временной часовни. Постройка завершилась в 1998 г.

, финансированием работ занимались обеспеченные благотворители.

Богослужение в Феодоровском соборе

  • Настоятель Владимир и его помощники многое сделали собственноручно, они восстановили крышу, отштукатурили стены и обшили потолок. Приглашенные мастера занимались написанием икон. Еще до торжественного освящения храма иноки проводили молебны по праздникам. В небольшом деревянном доме, расположенном неподалеку, занималась группа православной школы.
  • Частое проведение богослужений и других форм церковной деятельности привлекало в общину многих последователей. Прихожане ввели обычай проводить совместные чаепития, вскоре создали любительский хор. С 2000 г. при церкви действует православное общество трезвости.
  • В 2005 г. из церковного здания вывезли молокозавод, прихожане с большим рвением занимались очищением помещений. После официального возвращения Феодоровского собора РПЦ, приходская община взяла на себя обязанности восстановления церковного облика. К началу 2006 г. здесь заложили проемы, установили отопление, санузлы и окна. Деньги на ремонт выделяли видные благотворители. В апреле 2006 г. приход установил на крыше церкви большой православный крест.
  • Масштабная реставрация началась в 2007 г. Сначала  демонтировали пристройки советского периода по всему периметру собора, а после и межярусные перекрытия. Пока продолжались восстановительные работы, в храме совершались только самые важные торжества.
  • В 2012 г. воссоздавались белокаменные фасады Феодоровской церкви. Над главным входом расположился изящный мозаичный образ, а на северной стене установили майоликовое (керамическое) панно. Фундамент собора изолировали от проникновения воды, по каркасу проложили теплосети. В интерьере храма велась активная отделка, мастера воссоздавали предметы церковного обихода. В некоторых местах реставраторам удалось обнаружить фрагменты старой живописи. Территория, окружавшая Феодоровский собор, полноценно благоустраивалась, за оградой установили цветочный уголок. В 2013 г. церковь предстала в полноценной и обновленной красоте.

На заметку! В 2007 г. на приходском совете приняли решение воздвигнуть на близлежащей территории трехэтажный дом для деятельности церковной общины. Здесь проводились социальные мероприятия, различные встречи, налаживалось производство религиозных проектов.

В доме организовывали представления и концерты, некоторые прихожане занимались рукоделием, другие – пением или изучением языков. Действовала библиотека и уютная детская комната. Помещение служил настоящим кровом для православных верующих, проявивших инициативу при восстановлении Феодоровской церкви. Однако  дом прекратил свою деятельность в 2012 г.

Архитектура

В дни строительства собора нижний придел освятили в честь благоверного князя А. Невского и М. Магдалины, боковые прославили во имя святого Филарета и великомученицы Марфы. В своем плане архитектор намеревался имитировать новгородский стиль XIII столетия, но воплотить идею в жизнь не удалось.

Интерьер нижнего храма

  • Художественным оформлением нижнего храма во время периода реставраций занимался архимандрит Зинон, умелый иконописец. Именно он предложил соорудить алтарную преграду и установить фрески в апсидах.
  • На восточной стене выделяется изображение причащающихся апостолов, над сенью помещены символичные образы животных, относящихся к авторам четырех Евангелий. Алтарная зона отделена невысокими ступенями, а на горнем месте, в центре, располагается трон епископа. Гармонично сочетаются цвета фресок и каменных фрагментов. Значительное оживление в общую атмосферу привносит комплекс мраморных вкраплений. Полированная плита престола покоится на массивном столбе.
  • Необыкновенной достопримечательностью считается мраморная купель, где проходят крещение взрослые люди, а также лабиринт – олицетворение пути к Господу. Пол нижнего собора выложен керамикой, на стенах и столбах размещены священные образы, написанные за счет пожертвований благотворителей.

Николай II, увидев новоявленный Феодоровский собор, отметил, что он высок, изящен и замечательно светел.

Даже вечером высокие окна и белоснежные стены, а также отсутствие колонн в центре, придавали строению особой яркости. Мраморный пол выложен в шахматном порядке. Интерьер верхнего придела дополняется посредством двух нефов. В этот притвор ведет лестница из нижнего храма, отсюда также можно перейти в колокольню по крытой галерее.

Внутри второго яруса Феодоровского собора располагается три престольных алтаря. Изначально большой иконостас смастерили из липы и декорировали позолотой. Однако этот оригинал был уничтожен, в новейшее время его воссоздали по старым чертежам.

Иконостас верхнего храма Феодоровской иконы Божией Матери

В центре верхнего собора на цепях находится ажурное паникадило, удивляющее размером (диаметр 6,5 м.). Воссозданы также два киота, Голгофа и горнее место. Дополнительный объем создается за счет обширных хоров (продолговатых, четырехугольных пространств), рядом с которыми находятся помещения одной из башен.

Экстерьер

Церковь создали в неорусской стилистике по чертежам С. Кречинского. В образе можно различить церковные постройки древних городов Руси, здесь сочетаются мотивы старины и модернизма, что позволяет говорить о неповторимости фасадов.

Феодоровская церковь располагается на твердом железобетонном фундаменте, центральный купол опирается на четыре арки. Стилистической особенностью выступает часто повторяющаяся асимметричность.

По периметру стоят три башни, но ни одна не похожа на другую. Храмовые стены с наружной стороны облицованы известняком и украшены специфическим орнаментом.

На восточном фасаде выделяются врезанные в стену кресты, — этот архитектурный ход типичен для русской древности.

Кровлю Феодоровского собора покрывает симбиоз двух материалов: здесь частично выложена медь, остальное — черепица зеленого оттенка.

Во время реставрационных работ удалось провести позолочение куполов, чего не сделали во время первого сооружения. Северный фасад храма считается главным, именно здесь размещается высокое майоликовое панно.

Значимым украшением собора является мозаичная икона Иисуса Христа над центральными вратами.

Святыни

Главной реликвией церкви является Феодоровский образ Пречистой Богоматери. Именно этим святым изображением Ксения Романова благословила собственного сына Михаила на великое царствование в России. Об иконе известно с XII столетия, изначально она хранилась в небольшой часовне, расположенной неподалеку от деревни Городец.

Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня храма

Вскоре здесь построили Богородичный монастырь, где на смертном одре принимал схиму А. Невский. После благословения Михаила на правление Феодоровская икона стала главной святыней семьи Романовых.

На заметку! Оригинал святого образа пребывает в Костромском Успенском храме.

Текущая деятельность

Божественная литургия проходит ежедневно с 7:00 (в субботу – с 10:00). Вечерня совершается с 18:00, священнослужители исполняют акафисты перед Феодоровской иконой Пречистой Девы. Престольные торжества в честь главной святыни проходят 29 августа и 27 марта.

Сегодня община собора ведет социальную и религиозную работу с детьми из неблагоприятных семей и нуждающимися взрослыми, здесь открыта воскресная гимназия и курсы катехизиса.

Как добраться

Собор находится в Санкт-Петербурге по адресу: улица Миргородская, строение № 1В. Ближайшей станцией метро является «Площадь А. Невского – 2». В 500 метрах от Феодоровского храма располагается часовня, освященная в честь Животворящей Троицы.

Документальный фильм о соборе Феодоровской иконы Божией Матери

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/feodorovskij-sobor-v-sankt-peterburge.html

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Ещё задолго до начала торжеств, связанных с отмечавшимся в 1913 году трёхсотлетием царствовавшего Дома Романовых, по всей России началась подготовка к этому знаменательному событию.

В Санкт-Петербурге было решено возвести памятный собор, своим архитектурным обликом воспроизводящий храмы начала XVII века, когда на российский престол был возведён государь Михаил Фёдорович – основатель правящей династии.

Именно таким памятником трём столетиям российской монархии стал собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Проект собора-памятника

Для реализации этих планов в 1909 году под августейшим покровительством великого князя и родного брата императора Николая II – Михаила Александровича – был учреждён особый комитет, который возглавил один из видных государственных деятелей тех лет генерал-майор Д. Я. Дашков.

Свою работу комитет начал с рассмотрения нескольких десятков архитектурных проектов, присланных в столицу со всех концов страны. Лучшей была признана работа петербургского зодчего С. С. Кричинского, спроектировавшего Феодоровский собор в стиле нижневолжских храмов XVI-XVII веков. Его проект и был принят к реализации.

Место для будущей постройки

Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным.

Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории.

Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.

Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.

С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.

Закладка собора

Торжественная закладка собора состоялась в начале августа 1911 года в присутствии членов царствовавшего Дома и самого попечителя строительного комитета. Богослужение, сопутствовавшее этому знаменательному событию, возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).

Согласно древней традиции, по завершении молебна все почётные гости опускали в заранее приготовленные углубления закладные монеты. Как свидетельствуют газеты тех лет, великий князь пожертвовал для столь торжественного случая подлинную монету времён первого государя Михаила Фёдоровича.

Завершение строительства и освящение собора

Несмотря на то что в те давние годы ещё не вошли в обиход такие понятия советской эпохи, как «ударные» и «комсомольские стройки», работали тем не менее быстро и на совесть. Бога боялись, знали – на Страшном Суде за нерадивость строго взыщется.

В результате не прошло и двух лет, как центральная глава ещё строящегося собора, была увенчана крестом.

Это событие, как и закладка собора сопровождалось торжественным молебном, который отслужил находившийся в то время в Санкт-Петербурге Антиохийский патриарх Григорий IV.

Завершён был Феодоровский собор (Санкт-Петербург) год спустя, когда в январские дни 1914 года в присутствии императора, членов его семьи и высших государственных сановников состоялось освящение главного придела его верхнего храма.

При нём был создан приход, к которому был отнесён Николаевский вокзал со всеми его учреждениями и службами. Одновременно с этим Феодоровский собор являлся частью подворья Городецкого монастыря, учреждённого в честь Феодоровской иконы Божьей Матери.

Именно эта святыня и дала ему своё имя.

Памятник Дому Романовых

Собор, ставший памятником эпохи правления Дома Романовых, был возведён из железобетона на основе новой по тем временам технологии. Средства на его постройку – полмиллиона рублей, что составляло огромную по тем временам сумму, были полностью собраны из народных пожертвований, поступавших со всей России. Это, поистине народное детище, в обиходе стало именоваться «Романовской церковью».

Феодоровский собор – величественное сооружение высотой в сорок семь с половиной метров и увенчанное традиционным для российской храмовой архитектуры пятиглавием, – вмещал одновременно более трёх с половиной тысяч человек. Они могли без труда разместиться на площади его внутреннего помещения, составлявшей триста шестьдесят квадратных метров.

Оригинальной архитектурной находкой являлась стена, примыкавшая к колокольне, и напоминавшая своим обликом стену Московского Кремля. По замыслу автора, она должна была символизировать единение главных российских городов Санкт-Петербурга и Москвы – двух столиц великой империи.

Убранство фасадов собора

Как явствует из сохранившихся документов, собор Феодоровской иконы Божьей Матери имел снаружи богатую декоративную отделку, выполненную в технике мозаики и майолики.

В частности, на северном фасаде, выходившем на Миргородскую улицу и покрытым белым старицким камнем, размещалось майоликовое панно, изображавшее Пресвятую Богородицу, простиравшую Свой Покров над царствующим Домом Романовых.

На той же стене можно было увидеть Феодоровскую икону Божьей Матери, а также древо с портретами царей последних трёх столетий. Обе эти композиции были выполнены в мозаичной технике. Купола храма были выполнены из позолоченной меди и, в редкие для Санкт-Петербурга солнечные дни, сияли нестерпимым блеском.

Собор в руках обновленцев

После захвата власти большевиками, несмотря на их богоборческую политику,Феодоровский собор (Санкт-Петербург) в качестве приходского храма, оставался действующим ещё в течение пятнадцати лет.

Поскольку монастырское подворье, на территории которого он находился, было упразднено в 1920 году, его насельники – один монах, четыре иеродьякона и шесть иеромонахов – были вынуждены перебраться в Александро-Невскую лавру, где в то время было создано монашеское братство.

Сам же собор вплоть до своего закрытия был в руках обновленцев – последователей раскольнического течения в Русской православной церкви, некоторое время поддерживаемого большевиками. Справедливости ради следует отметить, что в течение всего этого периода в его стенах действовала воскресная школа, в которой учились дети от шести до пятнадцати лет.

Храм, превращённый в молокозавод

В 1932 году, на основании постановления исполкома Ленинградского городского совета, собор Феодоровской Божьей Матери был закрыт, а его помещение передано в распоряжение находившегося поблизости молокозавода. Отдав, таким образом, предпочтение телесной пище перед духовной, жители города лишились выдающегося памятника своей трёхвековой истории.

Превратив Божий храм в производственное предприятие, местные власти полностью перестроили и его внутренние помещения. Были снесены также столь радовавшие некогда взоры петербуржцев купола.

Ленинградцы старшего поколения, очевидно, помнят это изуродованное здание с нелепо возвышающимися на кровле барабанами, поспешно снесёнными в 1970 году, накануне ожидавшегося визита в Ленинград американского президента Р. Никсона.

Новые времена – новые веянья

В годы перестройки, когда вчерашние борцы с религиозным дурманом вдруг прозрели и начали дружно креститься перед объективами телекамер, собор Феодоровской иконы Божьей Матери, а точнее сказать, то, что от него осталось, был возвращён в лоно Церкви.

Предстояла огромная работа по его восстановлению. После десятилетий господства богоборческой власти от прежнего храма остались невредимы лишь стены, прозорливо возведённые дореволюционным зодчим С. С.

Кричинским из нового по тем временам и необычайно прочного железобетона.

Как в давние годы для строительства храма, так и теперь для его восстановления был учреждён попечительский совет, в который вошли представители руководства нового демократического государства.

Второе рождение собора

Работы начались в 2005 году, и завершились через восемь лет. К четырёхсотлетию Дома Романовых Феодоровский «государев собор» обрёл своё второе рождение.

Чин великого освящения трёх престолов его верхнего храма был совершён 14 сентября 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Среди почётных гостей присутствовали: министр культуры России В. Р. Мединский, Б. В.

Грызлов, а также председатель Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко.

В настоящее время внутри собора действуют два храма – нижний, посвящённый святому благоверному князю Александру Невскому и выполненный в стиле русских церквей XIII века, а также верхний, стилизованный в духе начала XVII века – периода воцарения первого из династии Романовых. Такое решение храмовых интерьеров не является фантазией реставраторов, а полностью соответствует творческой задумке архитектора, осуществившей её столетие назад. Феодоровский собор (СПб) вновь принял свой первоначальный облик.

Собор, возвращённый людям

После того как были завершены все восстановительные работы, в соборе начали проводиться те же службы, что и в других храмах России. Кроме того, здесь, совместно с наиболее активными членами общины, проводится среди детей и взрослых широкая работа по религиозному просвещению.

Открыта воскресная школа, а также курсы катехизации для желающих принять святое крещение и всех, кто хочет ближе познакомиться с религией своих отцов. Силами прихода осуществляется также помощь людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Источник: http://fb.ru/article/287865/feodorovskiy-sobor-v-sankt-peterburge

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.