Церковь Донской иконы Божией Матери

Мытищинский донской храм – древо

Церковь Донской иконы Божией Матери

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Храм Донской иконы Божией Матери в Мытищах

Мытищинский храм в честь Донской иконы Божией Матери в Перловке Мытищинского благочиния Московской епархии

Деревянная церковь в честь Донской иконы Божией Матери построена в 1896 году по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова.

Архитектурные особенности дореволюционного храма

Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, “восьмерик на четверике” – кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

На плане перловская церковь представляла собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16×16 метров) с выступающей граненой апсидой с востока.

Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5×8,5 метрров), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика.

Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма.

Ярус маленьких кокошников располагался и у основания шейки главы храма.

Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для размещения икон.

Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века.

Закрытие и разрушение церкви

После революции безбожники начали борьбу с Церковью. Агитация велась за то, чтобы “церковь закрыть, …попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, …

моления всеми религиозными объединениями закрыть”. Была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. Говорили, что одно и то же лицо подписывалось по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.

Храм в Перловке Мособлисполком своими постановлениями закрывал трижды: 21 апреля 1931 года, 22 сентября 1935 года и 23 августа 1940 года. С конца 1940 по 1970 год здание храма решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.

Возрождение прихода

11 октября 1994 года был зарегистрирован православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке.

С 4 декабря 1995 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5.

В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возросло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно.

18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом.

Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии.

Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании, приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка площадью 0,4 га.

Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь находилась изначально.

При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохранились остатки фундамента былой церкви.

Часть дома № 32 община Донской церкви просила у администрации для организации в ней Эстетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия.

30 мая 1999 года состоялось освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь. В ночь перед этим, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками…

Началось строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

С марта 2000 года начали проводиться и беседы с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых.

1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви. При отце Анатолии в ней проводились духовные беседы. В теплое время года читались благодарственные акафисты Господу Иисусу Христу.

Три раза в год здесь служилась ранняя Божественная Литургия: 1 августа – в день обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского, 15 января – в день преставления и второго обретения его мощей и 1 сентября – в престольный праздник Донской иконы Божией Матери.

С Рождества 2012 года литургии в храме-часовне преподобного Серафима Саровского совершаются регулярно – каждое воскресенье, в 9 часов утра.

6 июня 2004 года состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий (Чирков).

В храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас. В 2005 году художниками В.И. Шердиным, А.В. Ильиной, И.В. Лукиной, Е.В. Куприной, В. Кутеко был отделан и расписан нижний храм.

С Рождества 2012 года в храме преп. Серафима Саровского начались регулярные воскресные богослужения, а мансардный этаж специально переоборудован для молодежного клуба.

Благодаря помощи жертвователей приобретен блок-контейнер для сбора одежды нуждающимся и заключенным, произведено его техническое оснащение, сделана крыша. Еще два блок-контейнера призваны временно выполнять роль учебных классов.

Один из них также приобретен, а другой построен на месте рабочими из закупленных строительных материалов. Над блок-контейнерами сооружена общая крыша.

“Корпус № 2” и “Корпус № 3” значится в расписании Богословских курсов и кружков, действующих при Духовном центре.

Использованные материалы

[1]  “Указ № 1600 от 8 июня 2004 года”, официальный сайт Московской епархии, http://www.mepar.ru/documents/decrees/2004/06/08/272/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675496.html

Донская иконы Божией Матери

Церковь Донской иконы Божией Матери

Донская икона Божией Матери

В настоящий день в обители, называемой Донскою и находящейся близ царствующего города Москвы, совершается праздник Пречистой Деве Богородице в честь почитаемой чудотворной иконы Ея именуемой Донская.

Об этой иконе повествуется следующее:

Когда благоверный великий князь Димитрий Иоаннович между реками Доном и Непрядвою сражался с нечестивым татарским ханом Мамаем, то там в русских войсках была и сия пречестная и чудотворная икона.

Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены.

Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами.

Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ.

В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве.

Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона.

При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою.

Икона Богородицы Донская

В этот день (19 Августа — 1 Сентября по новому стилю) из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери.

В последующие столетия Донская икона оставалась особо чтимой святыней, к которой прибегали как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорусские земли, царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Донской иконой, и нападение «агарян» было отбито.

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы 1677–1678 гг. и Крымские походы князя В. В. Голицына 1687 — 1689 гг.) почитание чудотворного образа особенно усилилось, а с воцарением Петра I и взятием им Азова в 1696 г. Донская икона Божией  Матери навсегда стяжала славу защитницы южных границ России.

До революции чудотворный образ находился в иконостасе Благовещенского собора, на левой стороне от царских врат. После раскрытия иконы из-под записей Г.О. Чириковым в 1914–1919 гг. она поступила в Государственный исторический музей, а с 1930 г. и до наших дней образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку. Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас.

Мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их.

Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы.

Ныне она находится в Третьяковской галерее, а в мае 2015 года был написан список чудотворного образа и передан в Ростов-на-Дону.

Донская икона Пресвятой Богородицы

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов и столица оказалась беззащитной.

Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить её посреди малочисленного московского воинства.

Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков.

К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.

Тропарь Донской иконе Божией Матери, глас 4

Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, /да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, /тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, /

и спаси души наша, // яко милосердая.

Кондак, глас 2

Небесныя обители преселившаяся с плотию, /сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, /образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего /зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, /яко знамение Твоея благодати, //

чтим его лобызающе.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступница наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя.

Песнословим от лет древних неотъемлемое наступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невридими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются.

 Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородица, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй.

Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалях сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни.

Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всенощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражьих, от глада, губительства, огня, меча и всякого инаго злострадания.

Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение.

Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши.

Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь

Источник: http://www.brooklyn-church.org/donskaya-ikony-bozhiej-materi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.