Бывший монастырь бенедиктинок

Бенедиктинские монастыри: история, особенности и интересные факты

Бывший монастырь бенедиктинок

Бенедиктинцы являются членами самого старого католического монашеского ордена, состоящего из независимых общин. В организации отсутствует должность генерального настоятеля.

Каждый бенедиктинский монастырь, аббатство или приорат обладает автономией. Орден выступает от имени всех общин и представляет их интересы перед Святым Престолом.

Иногда членов этой религиозной организации называют чёрными монахами из-за цвета их традиционных одеяний.

Возникновение

Орден основал Бенедикт Нурсийский в начале шестого века. Он происходил из аристократической римской семьи и в юном возрасте решил посвятить свою жизнь Богу. Бенедикт выбрал трудный путь отшельника и поселился в пещере.

Через несколько лет он обрёл известность благодаря своему аскетизму. Бенедикта посещали паломники, а монахи из находившейся неподалёку обители попросили его стать их настоятелем.

Святой согласился, однако предложенный им устав оказался слишком строгим.

Покинув братию, неспособную следовать его аскетическим правилам, подвижник основал первый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино на юге Италии. Не существует доказательств того, что святой намеревался создать централизованный орден. Устав, написанный основателем, предполагает автономию каждого бенедиктинского монастыря.

Судьба обители на юге Италии оказалась печальной. Через несколько десятков лет после смерти святого этот регион захватило племя лангобардов. Первый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино был разрушен. Однако эти трагические события стали фактором, способствовавшим распространению устава и традиций, завещанных основателем ордена.

Монахи бежали в Рим и, получив папское благословение, разошлись по всей Европе, проповедуя идеи святого Бенедикта. Они занимались евангелизацией языческих стран и повсюду оставляли строгие традиции аскетической жизни своего ордена, а также копии знаменитого устава.

К девятому столетию стандартные правила бенедиктинского монастыря стали общепринятыми в западноевропейских обителях.

В эпоху раннего Средневековья огромное значение имела работа по копированию древних рукописей. Это было время процветания скрипториев, которые находились преимущественно в монастырях.

Все обученные грамоте члены религиозных орденов целыми днями трудились в этих мастерских, переписывая священные тексты. Распространение духовной литературы являлось одной из основных задач средневековых монахов.

Скриптории утратили своё значение только после изобретения книгопечатания.

Один из пунктов устава бенедиктинского монастыря подчёркивает важность частого и продолжительного чтения Священного Писания. Это наставление неукоснительно соблюдалось. Монахи читали духовные книги во время еды, отдыха и даже находясь в лазарете. Членам религиозного ордена не разрешалось иметь в личной собственности какие-либо вещи.

В соответствии с этим правилом, все книги находились в хранилищах, предназначенных для общественного пользования. Такие помещения делились на три типа. В ризницах держали священные тексты, необходимые для церковных служб. В ректориях хранились духовные книги для публичного чтения во время проповедей.

Самые обширные и разнообразные собрания литературы размещались в библиотеках.

Распространение в Европе

Самая старая из 19 конгрегаций находится в Британии. Августин Кентерберийский, посланный в качестве миссионера папой римским, в конце шестого века основал первый бенедиктинский монастырь. План обращения англичан в христианство увенчался успехом.

Вслед за первой обителью быстро возникли другие филиалы ордена. Монастыри служили в качестве лазаретов и приютов для бездомных. Бенедиктинцы изучали целебные свойства растений и минералов для того, чтобы облегчать страдания больных.

В 670 году дочь первого христианского короля Кента основала аббатство на острове Танет. Через три века там был построен приорат святой Милдред, который в настоящее время является обителью монахинь. Англосаксонские бенедиктинцы обратили в христианство германцев и франков.

В седьмом и восьмом веках принадлежавшие к ордену святые Виллиброрд и Бонифаций проповедовали этим племенам и основали большое количество аббатств на их территории.

Упоминания о первом бенедиктинском монастыре в Испании относятся к девятому столетию. Аббатство Монсеррат, расположенное неподалёку от столицы Каталонии, Барселоны, остаётся действующим и в наши дни.

Католики из разных стран совершают паломничество в этот духовный центр, чтобы прикоснуться к находящейся в нём святыне – статуе Богоматери с младенцем на коленях, которую из-за тёмного цвета называют “Чёрной Девой”.

Однако это не единственное, чем прославился во всём мире бенедиктинский монастырь, признанный национальным достоянием Каталонии. В обители хранятся уникальные средневековые рукописи, доступ к которым открыт только для знаменитых учёных мужского пола.

Протестантское движение и Реформация ослабили влияние католицизма во многих европейских странах. Британские монархи объявили о полной независимости христианской общины Туманного Альбиона от папы римского. Однако многие члены Англиканской церкви, принявшие монашеские обеты, продолжали следовать знаменитому уставу святого Бенедикта.

В соединённых штатах америки

Самой большой общиной в Западном полушарии является расположенный в Миннесоте бенедиктинский монастырь Святого Иоанна. План развития миссионерской деятельности на американском континенте возник у религиозного ордена ещё в конце 18-го столетия.

Но первый крупный монастырь был основан только в 1856 году немецким священником Бонифацием Виммером. Пламенный миссионер сосредотачивал свои усилия на оказании духовной поддержки многочисленным иммигрантам, исповедовавшим католическую веру.

Они приезжали в США из Германии, Ирландии и других европейских стран. Большинство католических иммигрантов предпочитали жить в деревенской местности и работать на фермах. Эта тенденция удачно совпала с давней традицией бенедиктинцев создавать свои общины и духовные центры в сельских районах.

В течение 40 лет Виммеру удалось основать 10 аббатств и большое количество католических школ.

Организация

Фундаментальное отличие бенедиктинцев от остальных западноевропейских религиозных орденов заключается в децентрализованности. Автономные аббатства и приораты объединяются в конгрегации, которые, в свою очередь, образуют Конфедерацию.

Эта организация обеспечивает ведение диалога между бенедиктинскими общинами, а также представляет орден перед Папским престолом и всем христианским миром. Возглавляющий Конфедерацию аббат-примас избирается каждые восемь лет. Он обладает весьма ограниченными полномочиями.

Аббат-примас не имеет права назначать или смещать настоятелей общин.

Обеты

Устав святого Бенедикта определяет, какие клятвы должны давать кандидаты, желающие присоединиться к ордену.

Будущие монахи обещают неизменно оставаться в одной общине и беспрекословно подчиняться настоятелю, который считается наместником Христа. Третий обет называется “конверсатио морум”.

Значение этого латинского выражения довольно расплывчато и часто становится предметом дискуссий. Данную фразу можно перевести как “изменение привычек и образа жизни”.

Дисциплина

Настоятель обладает практически абсолютной властью в своей общине. Он распределяет обязанности среди монахов, указывает, какие книги им дозволено читать, и карает провинившихся. Без разрешения аббата никто не покидает территорию обители. Плотный распорядок дня (хорариум) предназначен для того, чтобы ни один час не был потрачен впустую.

Время посвящается только молитве, работе, чтению духовной литературы, трапезе и сну. Члены этого религиозного ордена не принимают обет молчания, однако в обителях устанавливаются часы строгого соблюдения тишины.

Правила, определяющие образ жизни человека, полностью посвятившего себя служению Богу, не претерпели никаких изменений со времён первого бенедиктинского монастыря Монтекассино.

К ордену принадлежали многие знаменитые люди, оставившие после себя след в истории. В течение двух тысяч лет существования западного христианства одиннадцать бенедиктинцев были избраны римскими папами. Интересный факт заключается в том, что первый и последний понтифики, являвшиеся членами ордена, носили одинаковое имя.

Григорий I занимал престол Святого Петра в конце шестого века. Он был толкователем библейских текстов и написал большое количество сочинений, объясняющих смысл различных частей Ветхого и Нового Заветов.

За огромный вклад понтифика в формирование западной христианской церкви потомки добавили к его имени прозвище “великий”. Григорий XVI вступил на папский престол в первой половине 19-го века. Последний понтифик, принадлежавший к ордену Святого Бенедикта, отличался крайне реакционными взглядами.

Григорий XVI был противником либеральных идей и научно-технического прогресса. Он даже запрещал использование железных дорог в Папской области.

Вклад в культуру

Трудно переоценить влияние деятельности бенедиктинского ордена на развитие западноевропейской цивилизации. В эпоху раннего Средневековья монастыри были единственными учебными заведениями.

Практически все известные философы, богословы и писатели того времени получили образование в бенедиктинских школах. Аббатства выполняли роль хранителей культурного наследия, копируя древние книги. Занимаясь ведением хроник, монахи внесли определённый вклад в развитие исторической науки.

Кроме того, орден Святого Бенедикта оказал существенное влияние на формирование романского и готического стилей в архитектуре.

Источник: http://fb.ru/article/353640/benediktinskie-monastyiri-istoriya-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Бенедиктинское аббатство на полуострове Тихань

Бывший монастырь бенедиктинок
bellezza_storiagalik_123
Оригинал взят у galik_123 в Бенедиктинское аббатство на полуострове Тихань

Нам повезло – своё знакомство с культурой и историей религии Европы мы начали с истоков: в Италии мы посетили старейшие бенедиктинские аббатства в Субьяко и Монтекассино.

 Бенедиктинский монашеский орден Католической церкви был основан в VI веке в Субьяко, где святой Бенедикт Нурсийский начинал своё служение, и в Монтекассино, где им был написан устав бенедиктинского ордена, а теперь покоятся его мощи.

В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при бенедиктинских аббатствах вышло большинство выдающихся ученых того времени. Многие бенедиктинские монахи были выдающимися философами и богословами.

В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, организовывались школы. Велики заслуги бенедиктинцев в музыке, ее истории и теории. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние и на развитие архитектуры.

При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц.

1. После смерти святого Бенедикта основанный им монастырь в Монтекассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами около 577 года (позднее он был восстановлен). Монахи, поддерживаемые папой римским Григорием I Великим, рассредоточились по разным странам, способствуя распространению устава и идей святого Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, а в XI веке и в Восточной Европе. На карте показаны все бенедиктинские монастыри, существовавшие в Европе на рубеже тысячелетия.2. На карте озера Балатон, которую мы увидели в музее аббатства, оно уже отмечено. Конечно же, в наши планы венгерского путешествия обязательным пунктом входило посещение бенедиктинского аббатства на берегу озера Балатон. Тиханьское аббатство было основано венгерским королем Андрашем I в 1055 году. Аббатство носит имя Святого Аньяша. Это малоизвестный французский святой, которого во Франции называют святой Эньян. епископ Орлеанский в период 388-453 годов н.э. Он прославился тем, что убедил вождя гуннов Аттилу пощадить французское поселение, где был священником. По-видимому, эту историческую личность сильно уважают в Венгрии – очень распространенное мужское имя здесь Атилла.3. Само аббатство не раз перестраивалось.Современный храм был построен в 1754 году в стиле барокко, а в 1890 году он был реконструирован.4. На территории аббатства сохранилась пещера, в которой были кельи монахов.5. Со смотровой площадки рядом с храмом открываются изумительные панорамные виды на озеро Балатон.6. Перед храмом установлен памятник венгерскому королю Андрашу I и его жене Анастасии, дочери князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Интересно, как княжна Киевской Руси попала в Венгрию. У Ярослава Мудрого было три дочери и этим он воспользоваолся, чтобы укрепить дипломатические отношения и родственные связи с европейскими королевскими домами. Одна из его дочерей – Анна стала королевой Франции, выйдя замуж за Генриха Первого, другая – Елизавета, обручившись с норвежским королём Гарольдом, – королевой Норвегии, а третья – Анастасия стала женой Андраша, венгерского князя в изгнании. У него не было надежд не только на королевскую корону, но даже на возвращение в Венгрию. Его отца, язычника Вазула, первый венгерский король-христианин Иштван, в начале 1030-х годов, за попытку овладеть венгерским троном приказал ослепить, а в уши налить расплавленное олово. Дети Вазула – Левенте, Андраш и Бела вынуждены были бежать из страны. Первые двое нашли убежище при дворе Ярослава Мудрого. Ведь дядя Андраша, князь Ласло, был женат на сестре Ярослава – Премиславе. Андраш, которому тогда было около 23 лет, провёл в Киеве восемь лет, принял христианство и взял имя Андрей. В 1039 году он женился на Анастасии. Через некоторое время у них родилась дочь Аделаида, которая, будучи венгерской принцессой, стала затем женой чешского короля Вратислава Второго. В 1046 году венгерские заговорщики предложили Андрашу возглавить восстание против тогдашнего короля Петера. Вернувшись вместе с братом в Венгрию, Андраш оказался в центре языческого восстания. Толпа требовала от сыновей Вазула расправы над священниками, разрушения христианских храмов и восстановления идолопоклонства. В хронике XIV века говорится, что Андраш разрешил народу действовать на своё усмотрение. Когда Андраш стал венгерским королём, он безжалостно расправился с язычниками, помогшими ему овладеть троном. Андраш стал, как и его жена Анастасия, убеждённым христианином. В 1053 году Анастасия родила наследника Шаламона, который в возрасте четырёх лет, как официальный наследник, был удостоен королевской короны и обручён с сестрой немецкого короля Генриха IV. Более 20 лет, до того момента, когда в 1060 году Андраш умер от ран в результате борьбы за трон со своим братом Белой, длилась счастливая супружеская жизнь Анастасии. В Тихани Андраш выделил землю для православных монахинь, которых привезла с собой из Киева Анастасия. Около Вышеграда также был создан монастырь, в котором обитали монахи, пришедшие из Киевской Руси. Перед битвой с братом, Андраш, спасая семью, отправил Анастасию и сыновей к Генриху IV. Впоследствии, благодаря усилиям Анастасии, Шаламон стал королём Венгрии. Однако царствование его было недолгим и закончилось бегством из страны. Вместе с сыном покинула Венгрию и Анастасия, которая в 1070-х годах постриглась в монахини адмонтского монастыря (Австрия), где, вероятнее всего, и похоронена дочь Ярослава Мудрого, княжна Киевской Руси. Андраш I был похоронен в крипте церкви аббатства Тихань в 1060 году.
Архитектор памятника – Олег Турик, секретарь Общества украинской культуры в Венгрии, скульптор – Богдан Корж из Ужгорода.7. Сначала идём в храм. Внутри, как и в большинстве католических церквей, всё очень нарядно. Главной жемчужиной внутреннего убранства храма являются резные алтари. В храме три алтаря: центральный алтарь посвящён Святому Аньяшу.
Алтарь Святого Аньяша8. Роскошное убранство церкви, кажущееся золотым, на самом деле сделано из дерева.
Алтарь Сердца Христова9. Во второй половине XVIII века все это было вырезано из дерева мастером Себастьяном Штульхофом.10. Над интерьерои аббатства в Тихани мастер работал в течение 25 лет и делал всю работу бескорыстно.11. Статую Богоматери в алтаре Девы Марии переодевают в разные одежды в соответствии с церковными праздниками.
Алтарь Девы Марии12.13. Орган тоже богато украшен резьбой. Летом в храме проходят органные вечера.14. Воздушна и изящна роспись сводов.15. Затем мы направляемся в крипту, где в 1891 году была обнаружена усыпальница Андраша I, основавшего это маленькое бенедиктинское аббатство в ознаменование победы над Генрихом III.16. В крипте находится единственное сохранившееся королевское захоронение дотурецкого периода в Венгрии.17. Уникальная надгробная плита представляет собой сочетание креста и витого меча, что символизирует христова воина. Христовых воинов во времена крестовых походов в Европе было множество, но надгробий таких известно всего два.18. Подземная церковь и крипта приобрели свой первоначальный вид недавно.19. Со стен смыли поздние росписи, которые делали интерьер более живописным и пышным, но гораздо менее строгим.

20. Главное в деятельности бенедиктинцев – молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерская работа. Девиз ордена –Молись и работай (лат. Ora et labora).

Диорама из жизни бенедиктинских монахов21. Аббатство знаменито ещё и тем, что здесь был найден важный для всей Венгрии документ – учредительная грамота Тиханьского аббатства. В этой грамоте, составленной на латыни, встречается около сотни слов на венгерском языке – это первое письменное свидетельство существования венгерского языка.22. В музее аббатства находятся детали и скульптуры, сохранившиеся от исторического здания.23.
Святой Бенедикт Нурсийский24. О святом Бенедикте (в православии – преподобный Венедикт) и святой Схоластике рассказала в http://galik-123.livejournal.com/14025.html.
Святая Схоластика25. Облачение епископа.26. Старинные монеты с изображением венгерских королей.27. С аббатством связана одна из последних страниц истории Австро-Венгрии и одна из первых страниц истории Венгерской республики. В 1921 году последний из Габсбургов, правивших в Венгрии, Карл IV, провел здесь со своей женой 5 дней. Его взяли в плен войска адмирала Хорти, свергнувшие власть австрийского дома. Впоследствии Карл IV был сослан на остров Мадейра, где вскоре и умер.28. К Габсбургам, в том числе и к Карлу IV, в Венгрии сейчас относятся с уважением, не считая их врагами народа29. Карл IV и его жена Зита.30. Генеалогическое древо венгерских королей.31. Аббатство, как и прежде, является действующим культурным центром – здесь есть картинная галерея современных художников.32. При аббатстве действует школа для детей.33.34.35. В информационном центре можно посмотреть фильм об истории аббатства на многих языках.36. И там же купить, кроме билетов, монастырские сувениры: книги и буклеты об истории аббатства, иконки, чётки, распятия, мёд.37. Жизнь в аббатстве продолжается…Можно посмотреть и видеозарисовку на полуострове Тихань:

 Пала д'Оро – золотой алтарь собора Сан-Марко в Венеции. Сейчас доступ к алтарю открыт постоянно, и он расположен так, что  мимо него свободно проходит  поток посетителей, но до середины XX века Пала д’Оро был  праздничным алтарём Сан-Марко и его  открывали  только в дни торжественных богослужений, в остальное же время он был  закрыт будничным алтарем. Откроем Пала д’Оро.

Pala – от латинского  palla, покров,  – драгоценная  ткань,  украшенная изображениями святых, которая использовалась для покрытия алтаря во время церковной службы. Pala d'Oro называли в  раннехристианском искусстве драгоценные  позолоченные  алтари,  украшенные эмалями и драгоценными камнями.

Венецианский алтарь  Пала д'Оро создавался в несколько этапов.

  Началось все не очень благостно – в 1204 году  венецианский дож Энрико Дандоло отчасти убедил, отчасти принудил крестоносцев, которые должны были отправиться  в Египет, либо в Палестину, изменить цель  и идти на Константинополь. 13 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен.

Как трофей из Четвёртого крестового похода в Венецию были привезены эмалевые миниатюры из монастыря Пантократора в Константинополе. Они составили верхнюю часть алтаря,  а нижняя часть была заказана  чуть позднее  у византийских мастеров.

В  1343 году эмалевые миниатюры были вставлены в готическую раму из позолоченного серебра,  украшенную жемчугом,  драгоценными и полудрагоценными камнями.

Высота  алтаря   2,1 метра, ширина –3,5 метров, в его убранстве 300 сапфиров, 300 изумрудов, 50 рубинов, 400 гранатов, 90 аметистов,  1300 жемчужин, 75 кристаллов рубиновой шпинели, 4 топаза и 2 камеи.  Алтарь составлен из 250 миниатюр в технике перегородчатой эмали.

В центре — изображение Пантократора на троне, по сторонам в круглых медальонах — образы евангелистов, Выше — Архангелы и Херувимы. Нижние ряды, как в иконостасе, составляют изображения праотцов, пророков и святых.

В верхнем ряду — евангельские сюжеты, вдоль боковых сторон, по вертикали, расположены клейма с изображениями сцен из жития Святого Марка,  покровителя Венеции. Под алтарем, согласно преданию, захоронены мощи Святого Марка, перевезенные в Венецию из Александрии в 828 г.

Page 3

|

bellezza_storiaviktor_shilin
Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере только для этого я их и пишу.

Верещагин В.В.

Большинство из нас знакомо с Василием Верещагиным, как с выдающимся художником-баталистом, отразившим и русско-турецкие войны, в которых сам принимал участие, и Отечественную войну 1812 года. Серию картин об Отечественной войне я бы без сомнения назвал «Войной и миром» от живописи.

И действительно, именно в батальном жанре Верещагин достиг вершин творческого поиска. И тут дело даже не столько в точности и зрелищности, сколько в невероятной (и мало у кого получающейся) живости полотен. Они захватывают не детальностью и масштабом, а драматизмом, героями, сюжетом, динамикой.

Но в этом посте я бы хотел поделиться знакомством с работами, гораздо менее известными, но не менее выразительными. Это пейзажи, этюды. Талант художника многогранен, и в некоторых его «небатальных» картинах столько же печали и сентиментальности, сколько динамики и энергии в других.

Работы эти никак не связаны ни по времени, ни по тематике, но расставлены по возрастанию дат, а значит являются своеобразным срезом всей жизни художника, жизни невероятно насыщенной и самоотверженной.
Проход Барскаун
Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870
Развалины в Чугучаке.

1869-1870
Раджнагар. Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре. 1874
Горный ручей в Кашмире. 1875
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875
Людоед. Конец 1870-х – начало 1880-х
Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль.

1888
Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888

1. В госпитале. 1901
2. Письмо на родину (Письмо к матери). 1901

1. Письмо прервано. 1901
2. Письмо осталось неоконченным. 1901

Допрос перебежчика. Около 1901
На мосту

Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/312583.html

Монастырь бенедиктинок во Львове

Бывший монастырь бенедиктинок

Костел Всех Святых во Львове

Предыстория женского бенедиктинского ордена на украинской земли родилась в далеком VI столетии на просторах Западной Европы, когда некоторые монастыри приняли новый его устав, оставаясь под властью местного епископата. И хотя на протяжении последующих двух столетий будущий орден пережил стремительный рост числа своих адептов, в Украине, и Львове в частности, первые бенедиктинки появились лишь через десять веков.

Конечно же это знаменательное событие произошло не без участия местной знати, хотя сведения на счет имени фундатора строительства местного комплекса разнятся – согласно одним данным это был Адам Коло Сапоровский, а по другим – его дочь, Катерина Сапоровская (1549 – 1608). Как бы там ни было, но первый камень в основание будущего монастыря по проекту Павла Римлянина ( – 1618) после освящения архиепископом Яном Соликовским (1539 – 1603) был положен 14 июля 1595 года.

На будущий год после утверждения фундации папским легатом Генриком Каэтаном (позднее подтвердил польский король Сигизмунд III (1566 – 1632)) первые шесть бенедиктинок принесли свои монашеские обеты в еще неоконченных стенах своего нового духовного дома.

29 ноября 1597-ого главная святыня обители Всех Святых была консекрована тем же львовским первосвященником латинского обряда Яном Соликовским.

В том же году началось строительство келейного корпуса под руководством первой аббатисы-фундаторки Катерины Сапоровской.

Келейный корпус бенедиктинок во Львове

Подтверждающая булла папы Климента VIII (1536 – 1605) в 1598-ом наделила монастырь бенедиктинок Львова официальны статусом и открыла двери обители для сестер – согласно местных хроник через год из Хелмно прибыли первые десять монахинь, хотя о переезде их в столицу Галичины в польских источниках упоминаний не сохранилось. Официальное присоединение его к Хельминской конгрегации состоялось в 1611 году, когда Магдалена Мортенская лично привезла трех сестер в новую обитель.

Одним из первых приобретений новосозданного монастыря стало село ракитное (1599), а за время правления сестры фундаторки Анны Сапоровской ( – 1638) к нему добавились Раковец, Волков, Кугаев, Загорье и Домбровица при активному участии именитейших польских семей Сенявских, Любомирских и Гурских, что позволило Львовскому архиепискому Яну Замойскому ( – 1614) соорудить вокруг святыни оборонную стену вместо деревянного забора.

Въездная арка монастыря бенедиктинок во Львове

Последствия пожара 1623-его, когда сгорел костел Всех Святых, были столь разрушительны, что отстраивался монастырь целых четыре года под руководством творившего в стиле ренессанса архитектора Яна Покоровича ( – 1645), дочь которого была послушницей в его стенах. Согласно мнения некоторых историков знаменитая корона на башне – именно его творение.

О двух годах правления младшей сестры Кристины Сапоровской ( с 1638 по 1640) хелмнские монастырские хроники оставили не слишком лестную память в виду чрезмерной амбициозности львовской аббатисы.

Во время осады 1648 года казацкими войсками обитель практически не пострадала во многом благодаря решению настоятельницы Магдалины Дороты Данилович (1600 – 1685), которая внесла храмовую лепту (сто сорок злотых) в собранный городом выкуп.

Являясь теткой польского короля Яна Собеского (1629 – 1696) аббатиса не только была удостоена визита королевской четы в своей вотчине, но и получила дополнительные привилегии для львовского ордена бенедиктинок: разрешение на строительство трех не облагаемых налогом пивоварен (1671), все его земли были освобождены от налогообложения (1676), ежегодное получение двухсот бочек соли с дрогобычских жуп (1679).

Хозяйственный корпус львовского монастыря

Правление Магдалины Данилович стало одним из самых успешных в истории монастыря – количество сестер достигло восьми десятков, а так же были получены в дар на вечное хранение мощи святого Фортуната.

Так что следующая мать-настоятельница, Елена Элеонора Казановская, получила его в свое подчинение в превосходном состоянии. Продолжая традиции, она ввела практику Неустанной Адорации святой Евхаристии, а так же долгие духовные беседы со своими подопечными. В то время к усадебному имуществу обители добавилось село Горпин.

Северная война, боевые действия которой захлестнули Галичину в 1704-ом, обернулись для бенедиктинок большими потерями – не смотря на оплаченный большой откуп, их святые стены были разграблены.

Башня Всехсвятского костела бенедиктинок

Вообще первая половина XVIII столетия (аббатисы Анна Элеонора Потоцкая, София Богумила Скарбковна, Гризельда Виктория Ожог) для бенедиктинок Львова прошли под знаком перманентных ремонтов – ремонт костела Всех Святых (1717) и реконструкция комплекса под руководством архитектора Мартина Урбанека (1748) – на фоне постепенно снижающегося числа сестер.

Смена подданства на австрийское после Первого раздела Речи Посполитой стала для монастыря вестницей грядущих перемен, первой из которых был цесарский декрет от 1782 года на существование с условием проведения образовательной деятельности исключительно на немецком языке и найме светской учительницы в случае необходимости. В том же году была открыта школа для девочек.

Благодаря тому, что монастырские земли австрийцы не конфисковали (по состоянию на 1817-ый в его реестре числились все села польского периода), а лишь передала под светский контроль, львовские бенедиктинки имели возможность кроме того содержать за свой счет восемь обедневших аристократок. И хотя назначение новой настоятельницы одобрялось местным губернатором и за это в казну должна была быть оплачена определенная сумма, в свою очередь власть обязалась оплачивать катехита и двух учительниц.

Внутренний монастырский двор

Полтора столетия обитель вела активную просветительскую деятельность, по состоянию на 1870-й восьмиклассная, с 1900-ого -пятиклассная школа, катехиты которой одновременно являлись ее директорами (Энджей Зелинский, Кароль Баух, Клеменс Бистшановский, Юзеф Боришко).

Во время второго прихода Польши по итогам Первой мировой войны школа на себе испытала все прелести новых правил – префект Михаилина Кухарская возглавила начальное звено, а старшее было преобразовано в пятилетнюю гимназию с Марией Слушкевич / Марией Вежинской во главе.

По итогам визитации 1935 года куратора львовского учебного округа обители пришлось продать два своих села для пристройки гимнастического зала и оснащения двух кабинетов естествознаний.

Год спустя Львовский архиепископ Болеслав Твардовский (1864 – 1944) освятил новые помещения.

Киот въездных врат монастыря

После оккупации Галичины красными в 1939-ом сестринство продолжило существовать, но образовательная функция у него была отобрана, а после повторной советской оккупации в 1946-ом бенедиктинки перебрались в Кшешов (Селезия).

На базе просторных монастырских помещений было открыто Львовское музыкально-педагогическое училище №2, костел Всех Святых отдан под склад, а на территории бывшего сада построена средняя школа №19.

Украинская независимость вернула обитель греко-католической церкви. В ее стенах ныне существует Свято-Покровский монастырь сестер Студийского устава, который постепенно доводит свою святыню до совершенства, по крупицам возвращая ее былые величие и славу.

Архитектура

Монастырь бенедиктинок во Львове представляет собой сложный в плане силуэт разновременных построек за каменной стеной с барочными воротами XVIII столетия.

Его доминантой служит Всехсвятский костел, являющийся небольшим прямоугольным однонефным сооружением под крестовыми сводами с нишами-аркасолиями в боковых стенах и декором в виде круглых розеток в квадратных полях.

Внешний декор здания составляют резные белокаменные порталы, глубокие ниши с арочными окнами, угловые контрфорсы и, конечно же, южная башня с уникальным ренессансным аттиком над дорическим фризом.

Дом органиста львовского монастыря бенедиктинок

С юго-востока к храму примыкает двухэтажный сложный в плане каменный келейный корпус с остатками ренессансного декора, часть из которого составляла ныне утраченная открытая трехаркадная лоджия с консолями-замковыми камнями украшенными скульптурами в нишах. Из особенностей сохранившегося внутреннего убранства можно отметить резные замковые камины многих помещений и одностолпное решение тамбура.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Пешая, 2.

Как добраться

Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) или М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) или М11 (Пшемышль – Городок – Львов) или М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) или М12 (Тернополь – Львов) до львовской Кольцевой дороги. Затем следовать по главной в центр города по улицам: Вячеслава Черновола – Князя Мстислава Удатного – Подмурна – Сянская – пл. Старый Рынок – Рыбная – Звенигородская – Снежная – Пешая до бенедиктинского монастыря.

Общественным транспортом до вокзалов Львова, а затем – в центр старого города до площади Данила Галицкого, далее – один квартал в северном направлении до Всехсвятского костела.

Источник: https://zabytki.in.ua/ru/2285/monastyr-benediktinok-vo-lvove

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.