Билина

Билина (Bílina)

Билина

Есть среди курортов Чехии одно некогда популярное, а сейчас незаслуженно забытое место – курорт Билина. О здешней целебной воде впервые упоминается в 16 столетии.

Но особенную популярность курорт приобрел после подтверждения её лечебного эффекта.

Со второй половины 18 века «Билинску Киселку» стали поставлять по всей Европе, и если в 1775 году было продано около 2600 бутылок, то в 1850 уже более 100 тысяч.

Курорт Билина стал специализироваться на лечении заболеваний дыхательных путей. Но после Второй мировой войны экологическая обстановка из-за промышленного загрязнения воздуха резко ухудшилась, и здравница вынуждена была переориентироваться на лечение желудочно-кишечных заболеваний.

В 70-е годы прошлого века курорт вновь начал развиваться и стал принимать на оздоровление до 3000 пациентов в год. Однако выбросы с близлежащей электростанции еще больше ухудшили экологию района. Здравница несколько раз перепродавалась, но возродить её былую славу пока не смогли.

Сейчас санатории Билины не принимают на лечение пациентов, но её уникальную воду поставляют в лечебницы Теплице, а также продают по всему миру.

Описание курорта Билина

Билина находится на берегу одноименной реки в Устецком крае на северо-западе Чехии. Городок расположился в котловине, окруженной горными склонами.

Билина находится рядом с крупной автомобильной и железнодорожной магистралью, поэтому добраться до столицы можно в течение 1,5 часов, дорога до соседнего курорта Теплице (10 км) займет около 20 минут.

Климат в этом регионе умеренно-континентальный. Дожди здесь наблюдаются не часто, а вот туманы – явление очень распространенное: более 80 дней в году тучи плотно висят над городом. Самые теплые месяцы – это июль и август, когда температура достигает +25 градусов, а самый холодный в Билине – февраль. В это время дневная температура опускается до 0 градусов, а ночью может похолодать до -5.

Билинска Киселка

Главное природное достояние города – это лечебная минеральная вода, названная более 300 лет назад «Билинска Киселка». Она считается одной из наиболее ценных в мире, поскольку обладает множеством полезных эффектов, а также весьма приятна на вкус.

Источник этой воды находится в горах неподалеку от города, где её добывают с глубины чуть более 190 м.

«Билинскую Киселку» классифицирует как натриево-гидрокарбонатную холодную минеральную столово-лечебную воду средней минерализации. В её составе можно найти множество элементов таблицы Менделеева: калий, фтор, кальций, натрий, магний, литий, хлор. Также она обогащена в большом количестве углекислотой и кремниевой кислотой.

Употребление «Билинской Киселки» дает положительный эффект при следующих показаниях:

  • хронические заболевания органов дыхания
  • заболевание обмена веществ
  • болезни желудочно-кишечного тракта
  • проблемы с мочеполовой системой
  • заболевания печени и желчевыводящих путей

С помощью этой воды лечат гипертонию, понижают уровень холестерина, снимают климактерические расстройства и хроническую усталость, а также купируют похмельный синдром.

Уже более 300 лет мир знаком с этой чудодейственной водой. Сначала ее поставляли в глиняных горшках залитых воском, а сейчас в фирменной синей бутылке, защищающей от ультрафиолета и позволяющее долгое время сохранить уникальный химический состав целебной воды.

Официальный список показаний для лечения на курорте Билина утвержденный Министерством Здравоохранения Чешской Республики (Předpis č. 2/2015 Sb.) и вступивший в действие 06.01.2015:

Критерии для лечения на курорте взрослых пациентов

К сожалению, данный курорт не включен в официальные списки Министерства Здравоохранения Чешской Республики.

  • Данные о рекомендациях отсутствуют
  • Примечание: приказ Минздрава ЧР в первую очередь регламентирует взаимоотношения между медицинскими учреждениями, больным, застрахованным через систему обязательного медицинского страхования Чехии, и страховыми компаниями.

    Он устанавливает список курортов, на которые может направлятся пациент через систему ОМС, с учетом природных лечебных факторов, специалистов и обеспечения, имеющихся на данном курорте. Для тех, кто оплачивает лечение самостоятельно, курорты, как правило, могут предложить более широкий список реабилитационных услуг.

    Для таких пациентов необязательно строгое наличие медицински подтвержденного диагноза из приводимого выше перечня.

    ВНИМАНИЕ! Существует целый ряд противопоказаний для лечения на данном курорте. Принимайте решение о лечении только посоветовавшись с врачом!

    Как добраться:

    Из Праги:

    Автобус

    Прямое сообщение отсутствует

    Поезд

    Маршрут: Прага (Главный вокзал) – Билина

    Время поездки: 1 ч 50 мин
    Расстояние: 140 км
    Стоимость: 196 крон
    Выходить на станции: Bílina (Билина)

    ИЛИ

    Маршрут: Прага (Главный вокзал) – Хеб

    Время поездки: 2 ч 4 мин
    Расстояние: 140 км
    Стоимость: 196 крон
    Выходить на станции: Bílina (Билина)

    Такси

    Расстояние: 88 км

    Ориентировочная стоимость: 2000 крон
    Время в пути: 1 ч 15 мин

    К сожалению, на данном курорте в настоящий момент отсутствуют действующие санатории.

    Источник: http://cz.spaatlas.com/lazne/bilina.html

    Былина

    Билина

    Былина это фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории.

    В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси, сложившись на почве архаичной эпической традиции и унаследовав от нее многие мифологические черты; однако фантастика оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности.

    С точки зрения народа значение былины заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению. Былины близки волшебным сказкам о богатырях.

    Они художественно обобщили историческую действительность 11-16 веков и бытовали до середины 20 века,соответствовали эпическому творчеству многих народов Европы и Азии. В народе их называли «старинами», т.е. песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин «былина» (научный) был введен в 1840-х на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».

    В середине 18 века на Урале был создан рукописный сборник былин и исторических песен, позже получивший название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». В 1830-40-х П.В.

    Киреевский возглавил собирание русских песен; позже в составе многотомного издания «Песни, собранные П.В.Киреевским» была опубликована так называемая «старая серия», в которую вошли былины и исторические песни. В середине 19 века П.Н.

    Рыбников обнаружил в Олонецком крае активно бытующую живую былинную традицию («Песни, собранные П.Н.Рыбниковым». М., 1861-67). Исполнителей былин и других эпических песен называли «сказителями».

    Во второй половине 19 и в 20 веке на Русском Севере была проведена огромная работа по выявлению и записи былин, вследствие которой появился ряд научных изданий: А.Ф.Гильфердинга, А.Маркова, А.Д.Григорьева, Н.Онучкова, А.М.Астаховой и др.

    Былины и реалии

    Былины отразили многие исторические реалии. Северные певцы передавали не знакомую им географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), изображали борьбу древнерусского государства против степняков-кочевников. С удивительной точностью были сохранены отдельные детали военного княжеско-дружинного быта.

    Сказители не стремились передать хроникальной последовательности истории, а изображали ее важнейшие моменты, находившие воплощение в центральных эпизодах былин.

    Исследователи отмечают их многослойность: донесли имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Александра (Алёши) Поповича, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов (Тушркана, Батыя).

    Однако художественный вымысел позволял относить былины к более раннему или позднему историческому времени, допускал совмещения имен. В народной памяти происходило искажение географических расстояний, названий стран и городов. Представление о татарах как главном враге Руси вытеснило упоминания половцев и печенегов.Это будет вам интересно:  Мадригал

    Расцвет былин

    Расцвет былин самого раннего Владимирова цикла происходил в Киеве в 11-12 веках, а после ослабления Киева (со второй половины 12 века) они переместились на запад и на север, в Новгородский край. Дошедший до нас народный эпос позволяет судить лишь о содержании древних песен Киевской Руси, но не об их форме.

    Эпос был усвоен скоморохами, оказавшими на него значительное влияние: в былинах ряд сцен представляет скоморохов-певцов на пирах у князя Владимира, есть и собственно скоморошьи былины («Вавило и скоморохи»).

    В 16-17 веках содержание былин отразило быт высших классов Московской Руси, а также казачества (Илья Муромец называется «старым казаком»).

    Науке известно около 100 сюжетов былин (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована).

    В силу объективных исторических причин русский эпос не сложился в эпопею: борьба с кочевниками закончилась в то время, когда условия жизни уже не могли способствовать созданию цельного эпоса.

    Сюжеты былин остались разрозненными, но в них содержится тенденция к циклизации по месту действия (Киев, Новгород) и по героям (например, былина об Илье Муромце).

    Представители мифологической школы выделяли былины о старших богатырях, в образах которых отразились мифологические элементы (Волх, Святогор, Сухмантий, Дунай, Потык), и о младших богатырях, в образах которых мифологические следы незначительны, но выражены исторические черты (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев). Глава исторической школы В.Ф.Миллер делил былины на два типа:

    1. Богатырские
    2. Новеллистические

    Для первых он считал характерной героическую борьбу богатырей и ее государственные цели, для вторых — внутренние столкновения, социальные или бытовые.

    Современная наука, вводя былины в международный контекст эпического творчества, группирует их по следующим сюжетно-тематическим разделам:

    • О старших богатырях
    • О борьбе с чудовищами
    • О борьбе с иноземными врагами
    • О встречах и спасении родных
    • Об эпическом сватовстве и борьбе героя за жену
    • Об эпических состязаниях.
    • Особую группу составляют былины-пародии.

    Поэтический язык былин

    Поэтический язык былин подчинен задаче изображения грандиозного и значительного. Они исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом. Их напевы торжественны, но монотонны (каждый сказитель знал не более двух-трех мелодий и разнообразил их за счет вибрации голоса).

    Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей. Стих былин связан с напевом и относится к тоническому стихосложению, (см. Былинный стих). Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение.

    В репертуаре скоморохов возникли стилистические формулы внешней орнаментовки сюжета: запевы и исходы (самостоятельные мелкие произведения, не связанные с основным содержанием былин). Традиция эпического сказительства выработала формулы привычного изображения — loci communes (лат.

    «общие места»), которые использовались при повторении однотипных ситуаций: пир у князя Владимира, седлание коня, богатырская поездка на коне, расправа богатыря с врагами и пр. Повествование в былинах велось неторопливо, величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствовали многочисленные повторения.

    Замедленность действия (ретардация) достигалась путем утроения эпизодов, повторения общих мест, речи героя. Поэтический стиль создавали повторения слов, которые могли быть тавтологическими («черным-черно», «много-множество») или синонимическими («злодей-разбойник», «драться-ратиться»).

    Это будет вам интересно:  Блюз

    Один из приемов соединения строк — палилогия (повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей). Нередко смежные строки использовали синтаксический параллелизм. В былинах могло появиться единоначатие (анафора), а на концах строк иногда возникали созвучия однородных слов, напоминающие рифму. Появлялись аллитерации и ассонансы.

    Широкая типизация персонажей былин не исключала элементов индивидуализации, что отметил еще в 1871 Гильфердинг: князь Владимир — благодушный и лично совершенно бессильный правитель; Илья Муромец — спокойная и уверенная в себе сила; Добрыня — олицетворение вежливости и изящного благородства; Василий Игнатьевич — пьяница, отрезвляющийся в минуту беды и становящийся героем.

    Один из принципов эпической типизации — синекдоха: былины изображали не всю древнерусскую дружину, а отдельных воинов-богатырей, побеждающих полчища врагов; вражеская сила также могла изображаться в единичных образах (Тугарин Змеевич, Идолище). Главный художественный прием — гипербола.

    Собиратели засвидетельствовали, что певцы воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных качеств в их максимальном проявлении.

    Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отображение в русской литературе («Руслан и Людмила», 1820, А.С.Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…», 1838, М.Ю. «Лермонтова», «Кому на Руси жить хорошо», 1863-77, Н.А.Некрасова, «народные рассказы» Л.Н.Толстого). Былины являлись источником вдохновения художников, композиторов, кинематографистов.

    Источник: https://www.litdic.ru/bylina/

    Примеры былин. Герои русских былин

    Билина

    Былины – разновидность устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, построен на описании какого-либо неординарного события из прошлого или заметного исторического эпизода.

    Герои былинного эпоса разнообразны по характеру, однако их мощь всегда обращена на борьбу со злом. Враги богатырей описываются не менее красочно, каждый персонаж – это характерный злодей.

    Примеры былин многочисленны, но некоторые нужно выделить особо, об этом пойдет речь в данной статье.

    Как появился литературный термин “былина”

    Нынешнее название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, который напечатал свой реферат в издании “Песни русского народа”. Ученый использовал выражение “по былинам”, что означает “согласно фактам”. “Быль”, “былое”, “былина” – лингвистический выбор оказался удачным.

    Традиционно былины подразделяются на два обширных цикла: киевский и новгородский. С первым связано основное количество персонажей, также в нем доминируют сюжеты, в которых фигурирует стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позже Владимира Мономаха.

    Былинными героями-богатырями выступают: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные герои – это гусляр-купец Садко и богатырь Василий Буслаев. “Старшие” киевские богатыри – Микула Селянинович, Святогор и Вольга.

    Примеры былин характеризуются тем, что вплоть до 18-го века их никто не записывал. Первый сборник в авторстве Кирши Данилова был создан в Москве лишь в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания.

    На волне интереса к былинному эпосу в 1830-1850 годах славянофил Киреевский Петр Васильевич организовал повсеместный сбор фольклорных произведений.

    За короткое время им и его помощниками были записаны несколько сотен былинных сказаний в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Итогом работы группы исследователей стали 80 сюжетов.

    В целом, примеры былинного эпоса были полностью систематизированы в короткое время, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертациях и научных трудах. Наиболее значительные примеры былинного творчества русского народа выводились на международный уровень.

    Большинство былинных сказаний имели мифологическую основу с описанием стихийных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. Причем делалось это всегда успешно.

    На протяжении нескольких веков былины всячески переиначивали, перекраивали и сокращали. Одно время сказания смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но окончилось это профанацией, и подобные попытки впредь пресекались.

    В конце концов былинный эпос упорядочили.

    Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный стихотворный стиль, состоящий из сочетания дактиля с хореем, а позже из анапестов. Рифмы практически не было, все основывалось на благозвучии стиха и его музыкальности.

    Стихотворные былины отличались от “побывальщин”, примитивных изложений в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог подлинной былины всегда богат поэтическими оборотами, насыщен эпитетами, аллегориями и сравнениями. При этом стихи ясны и логичны в своем звучании.

    Обычно стихотворная былина делилась на две части.

    Рассказчик сообразно с первой должен был импровизировать, преподносить тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типически передавать содержание в точном изложении, не меняя при этом ни единого слова. Таким образом получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.

    Илья Муромец, герой былинный

    “…Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин роста богатырского, да ходить не мог, все на печи лежал. То, что ноги не шли, печалило Илью. Слышал он, разбойники по дорогам людей грабят, Змей Горыныч на Руси бесчинствует, уж девок всех начисто извел. Как помочь земле родной, Илья все печалился.

    Помогли странники, что зашли водицы испить. Поколдовали да поправили ноги Илье Муромцу, встал он, силушку обрел невиданную. Купил коня себе доброго, выхолил, в утренней росе понежил, и стал конь Илье подстать, сильный да быстрый.

    Собрался Илья, оседлал Бурушку, да поскакал порядок на Руси наводить, только его и видели”.

    Садко

    Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративностью. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в пучины океанские, где их поджидает царь морской с русалками.

    Былина “Садко” – одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана опера Римского-Корсакова с одноименным названием. Кроме того, былина “Садко” послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.

    «…В славном Новограде как жил-был купец Садко, богатый, статный. Раньше были у него только гусли яровчаты, по пирам приглашали играть, тем и жил. Да только вот не позвали его не раз, и не два, и не три, задумался Садко, вышел к Ильмень-озеру, сел на камень бел-горюч, тронул струны.

    Взнеслась вода волнами, показался царь морской. “Славно играешь, Садко! Как благодарить тебя? Аль казной золотой? Поди-ка ты в Новоград и ударь о велик заклад. Заложи головушку буйную против товара красного купеческого, на долю непомерную. Да скажи: есть в Ильмень-озере рыба золотая. Как заклад ударишь, выходи на берег с неводом шелковым. Дам тебе три рыбины-перья золотые”.

    Проиграли купцы Новоградские все товары свои красные гусляру Садко, стал он поторговывать, получать барыши великие. Разбогател да вернул купцам их товары красные. А сам стал жить на новое свое богатство. А уж как поплыл Садко за моря да привез жену – это другой рассказ…»

    Богатыри Вольга и Микула Селянинович

    Среди русских эпических образов встречаются герои, которых рассказчики наделяют невиданой силой, и при этом они живут в необычной обстановке, подстать их сказочной мощи.

    Былина “Вольга и Микула” – великолепный пример фольклорного произведения, в котором показано, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси.

    В то смутное время чиновничество на Руси распоясалось, все вопросы решались только за взятки.

    От неправомерных действий “государевых служб” пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом и рассказывает былина “Вольга и Микула”.

    «…Рассыпала ночь звезды по небу, и родился к утру на Руси-матушке богатырь молодой Вольга Всеславьевич. Проспал младенец один час, потянулся, и лопнули все пеленки, пояса золотые. И так сказал Вольга матушке: “Сударыня-матушка, не пеленай меня, одень в латы железные, в шлем да в руки дай палицу стопудовую”.

    Мать перепугалась, а Вольга растет не по дням, а по минутам, растет и грамоте учится. Как шесть лет исполнилось, пошел погулять, земля затряслась. Звери попрятались, птицы улетели, а Вольга давай всякие забавы придумывать: то соколом станет и в небо взлетит, то оленем поскачет, а то серым волком обернется.

    А как стукнуло богатырю 15 лет, тут-то и натворил он добрых дел. А каких – это другой рассказ…»

    «…Ранним солнышком собрался Вольга с дружиной своей по городам подати собирать, проехали, может, версту, как слышат – пашет кто-то рядом, плугом по камушкам чиркает.

    Поехали к пахарю, а доехать не могут, к вечеру не доехали, на другой день не доехали, слышно только как лемех-плуг чиркает да пахарь насвистывает. Доехали на третий день, на закате.

    Слез с коня Вольга, поклонился пахарю в пояс: “Здравствуй, добрый человек, в поле работничек!” “Будь здрав, Вольга Всеславович! Куда держишь путь?”

    Долго ли, коротко ли, поговорили о том, о сем, да поехали вместе разбойников на большой дороге стращать. Сто городов да тысячу деревень освободили, а был тот пахарь – Микула Селянинович, богатырь русский. Сдружились они с Вольгой, и поделом было на следующий день всякой нечисти, вывели подчистую. А уж какой пир был у них на столах дубовых да в лесу – об этом другая былина расскажет…»

    Илья Муромец и Соловей Разбойник

    Большинство произведений русского эпоса хрестоматийны, время над ними не властно, а популярность их растет год от года. Шедевры включают в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина “Соловей Разбойник и Илья Муромец” является именно таким произведением.

    «…Сидит Соловей на сыром дубе, разбойник, Одихмантьев сын. То свистнет по-соловьиному, а то закричит по-звериному. То ли от посвиста, то ли от рыка трава-мурава полегла, цветочки лазоревы осыпались, темный лес на землю приклонился, а кто есть из людей – все мертвые лежат. Прямоезжей дорогой на пятьсот верст все полегло, а окольным ездом – на тысячу.

    Проезжал тут казак Илья Муромец, лук берет тугой, тетивочку шелкову натянул, стрелочку каленую наложил. Стрелял в того-то на сыром дубу Соловья Разбойника. Да око и выбил, и на землю спустил, привязал к стремечку да повез по чистому полю мимо гнездышка да соловьиного…»

    Источник: http://fb.ru/article/154358/primeryi-byilin-geroi-russkih-byilin

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть