Базилики в Риме

Содержание

10 храмов Рима, которые обязательно нужно посетить

Базилики в Риме

Рим – особенный город, имеющий прямое отношение к зарождению современной цивилизации. Его историческое наследие бесценно, кроме того, в сердце итальянской столицы располагается Святой Престол Католической церкви – Ватикан.

Потребовалось бы несколько жизней на то, чтобы прикоснуться ко всем достопримечательностям вечного города, туристы же имеют в распоряжении, как правило, два-три дня.

Предлагаем вниманию путешественников подборку из 10 наиболее интересных храмов, которые обязательно нужно посетить в Риме.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Главный католический храм расположен на территории государства Ватикан. К созданию собора причастны Рафаэль, Микеланджело и другие гении эпохи Ренессанса. Среди шедевров – великолепная мраморная «Пьета», статуя и трон Св. Петра. Собор огромен, его фасады и внутренний интерьер украшены изображениями Христа и святых. С вершины купола открывается вид на площадь и панорама Рима.

Собор открыт с 7-00 до 18-00 зимой и до 19-00 летом. Подъём на смотровую площадку – с 8-00 до 16-45 зимой и до 17-45 летом.

Вход в собор бесплатный, обычно образуется большая очередь, которая двигается быстро. При входе посетители проходят металлоискатель и проверку сумок. Не следует брать с собой больших рюкзаков. Необходимо соблюдать элементарные правила, действующие в любой христианской церкви: прикрывать руки и ноги, мужчинам снимать шляпы, женщинам – покрывать головы платками.

В шортах, майках и мини-юбках вас просто не пустят – это Ватикан!
Входные билеты на купол стоят € 6 при подъёме пешком на высоту 551 ступеней, € 8 при подъёме на высоту 230 ступеней на лифте (остальная часть пути – пешком). Подъём весьма трудный, не рекомендуется пожилым людям и туристам с маленькими детьми (назад повернуть не получится, т.к.

лестница очень узкая).

Не покидайте Ватикан, не увидев Сикстинской капеллы.

Адрес: Piazza di San Pietro, 00120, Città del Vaticano. Станции метро: Ottaviano и Cipro.

Сикстинская капелла Ватикана (Cappella Sistina)

«Драгоценная шкатулка» Ватикана, бывшая домовая церковь. Помещение украшено фресками Боттичелли, Пинтуриккьо, свод расписан Микеланджело. В настоящее время Сикстинская капелла входит в число музеев Ватикана.

В роскошном помещении собираются ватиканские Конклавы для выбора верховного понтифика.
Часы работы с понедельника по субботу с 9-00 до 18-00 (вход не позднее 16-00), последнее воскресенье каждого месяца – с 9-00 до 14-00 (вход не позднее 12-30).

Заказать экскурсию в капеллу и другие музеи Ватикана можно по этой ссылке.

Вход € 16. Фотографировать запрещено.

Адрес: Citta del Vaticano 1, 00120. Станция метро Ottaviano.

Пантеон

Уникальный древнейший языческий храм, посвящённый всем римским божествам. Впоследствии передан христианской церкви и освящен по имя Santa Maria (Святой Марии) и Martires (Мучеников).

Здание построено без окон, в куполе имеется отверстие – круг диаметром 9 м, символизирующий единство всех святых. Через это единственное «окно» проникает гигантский световой луч.

В римском Пантеоне погребён Рафаэль.

Доступ в храм свободный, открыт с 9-00 до 16-00 зимой и до 18-00 летом, по воскресеньям до 13-00.

Адрес: Piazza della Rotonda, 00186. Станция метро Barberini.

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)

Раннехристианский храм находится недалеко от вокзала Термини, на холме Эсквилин. Одна из четырёх Великих римских базилик и из семи паломнических католических церквей. Древняя постройка отлично сохранилась.

В интерьере храма прекрасные мозаики V века, потолок покрыт золотом, привезённым на кораблях Колумба. В соборе хранятся подлинные ясли Младенца Иисуса. Три капеллы (Сикстинская, Сфорца и Паолинская (Боргезе)) привлекают туристов роскошью убранства, а паломников – папскими захоронениями.

Паолинская капелла предназначена только для молитвы, здесь запрещено делать фото.

Базилика открыта ежедневно с 7-00 до 19-00. Вход свободный.

У входа продаются билеты на экскурсии в папские залы и исторический музей (€ 4), который открыт с 9-00 до 18-30.

Адрес: Piazza di Santa Maria Maggiore 42 | Via Liberiana, 27, 00185. Станция метро Termini.

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)

Небольшая церковь капуцинов находится рядом с фонтаном Треви. За скромным кирпичным фасадом хранятся полотна Караваджо и Гвидо Рини. Главной достопримечательностью храма является крипта, включающая 6 небольших помещений.

Стены оформлены причудливыми узорами в стиле барокко, составленными из костей четырёх тысяч монахов, потолки украшены люстрами из человеческих позвонков, из черепов устроены альковы для скелетов.

Останки монахов перенесены со старого кладбища капуцинов и использованы для декорирования крипты в 18 веке.

Крипта открывается ежедневно в 9-00 и закрывается в 19-00 (посетителей перестают запускать в 18-30). Вход стоит € 6.

Адрес: Via Veneto 27, 00187. Станция метро Barberini.

Латеранская базилика (Basilica di San Giovanni in Laterano, Archibasilica Sanctissimi Salvatoris)

Главный кафедральный собор мира – Basilica maior, Великий храм, освящённый в честь Христа Спасителя в 324 году. В соборе хранится несколько ценных реликвий, в нишах центрального нефа можно увидеть статуи 12 апостолов.

Храм открыт для посещения с 7-00 до 18-30, музей базилики с 10-00 до 17-30, вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Porta San Giovanni, 4, 00184. Станция метро S. Giovanni.

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Ещё один из четырёх патриарших храмов «Вечного города». Огромная величественная базилика находится на окраине города, зато рядом с метро. Церковь привлекает много паломников, т.к. под её сводами покоятся мощи апостола Павла. Перед фасадом роскошная территория, ухоженный зелёный сквер. Храм действующий, туристов здесь бывает немного.

Открыт с 7-00 до 19-00, вход свободный.

Адрес: Via Ostiense, 186, 00146. Станция метро Basilica di San Paolo. Автобусы: 23; 128; 670; 761; 766; 769; 770; C6.

Иль Джезу (La chiesa del Santissimo Nome di Gesù)

Стоит пройти небольшое расстояние пешком от площади Венеции, чтобы увидеть архитектурный шедевр 16 века, невероятную «объёмную» роспись потолка, фрески флорентийских мастеров эпохи Возрождения, статуи 12 апостолов, иконы XIV и XVII веков. Соборная церковь с аскетичным фасадом и ярким внутренним декором принадлежит ордену иезуитов.

Церковь открыта ежедневно с 7-00 до 12-30 и с 16-00 до 19-45, вход бесплатный.

Адрес: Piazza del Gesu | Via degli Astalli, 16, 00186. Станции метро Colosseo, Cavour.

Базилика Санта Кроче-ин-Джерусалемме (Santa Croce in Gerusalemme)

Базилика привлекает внимание замысловато украшенным фасадом с гербом Папы Римского и множеством статуй.

В капелле храма хранятся христианские реликвии: остатки Животворящего Креста, шипы Тернового Венца, один из гвоздей с распятия Христа, перст святого апостола Фомы, мощи Антониетты Мео, шестилетней девочки, самой юной святой христианского мира. Церковь является объектом паломничества христиан.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Вход бесплатный.

Адрес: Piazza di Santa Croce in Gerusalemme, 12, 00141. Станции метро: S. Giovanni и Manzoni.

Санта Мария ин Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria in Montesanto e Santa Maria dei Miracoli)

Архитектурный ансамбль эпохи Возрождения, расположенный на южной стороне Пьяцца дель Пополо. Церкви-близнецы невероятно похожи, однако между ними немало различий в деталях.

В церкви Санта Мария деи Мираколи можно увидеть великолепные фрески, лепнину, скульптуры кардиналов, на алтаре чудотворный образ Богородицы.

В малой базилике Санта-Мария-ин-Монтесанто – «церкви художников» постройки 17 века – располагается «Месса деятелей искусства». Обратите внимание на запрестольный образ Девы Марии Монтесанто. Создание иконы относят к 15 веку, есть легенда, что она написана ребёнком – девочкой 11 лет.

Часы работы: с 10-00 до 12-00 и с 17-00 до 20-00 (по субботам только с 10-00 до 12-00, по воскресеньям с 11-00 до 13-30). Вход свободный.

Адрес: Piazza del Popolo, Via del Babuino 198. Станция метро Flaminio.

Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin)

Небольшая уютная базилика хорошо известна поклонникам творчества Одри Хепберн по фильму «Римские каникулы». Туристы стремятся запустить руку в «уста правды». Согласно поверью, нечестный человек подвергается большому риску: божество способно лишить лгуна пальцев.

Средневековая постройка интересна также оригинальной архитектурной формой, фресками XI века. В капелле храма находятся мощи Святого Валентина, покровителя всех влюблённых.

Церковь открыта для туристов с 9-00 до 17-00 зимой и до 18-00 летом. Вход свободный. Не пугайтесь, если увидите очередь – вероятно, это японские и китайские туристы выстроились, чтобы подойти к «устам истины» и доказать чистоту свои помыслов.

Адрес: Piazza della Bocca della Verità, 18 | 00186. Станция метро Circo Massimo.

Не старайтесь увидеть всё интересное и красивое за одну поездку. Знакомство с архитектурным и художественным наследием прошлого – достойный повод для новых римских вояжей.

Источник: https://rim10.ru/10-hramov-rima-kotorye-obazatelno-nuzno-posetit

Папские базилики Рима: главные соборы – Путеводитель Рим ТМ

Базилики в Риме

Папские базилики Рима занимают главенствующее положение во всей иерархии Римско-католической церкви. Максимально высокий статус был передан им по указанию самого понтифика.

Следовательно, базилики находятся под прямой юрисдикцией Святого Престола. Общее их количество – 12 штук, на территории Рима можно найти 4 образца.

Далее представлено краткое описание базилик, а также вся необходимая для путешественников информация: от графика работы до советов по организации посещения.

О первых папских базиликах Рима упоминается в документе, изданном в 1300-м. Именно тогда понтифик Бонифаций VIII представил папский булл, в котором освещался вопрос устройства Великой базилики. Поклонение и молитва в таких местах Рима давали христианам право на индульгенцию.

Согласно прежним порядкам, завершив причастие и исповедь, верующим нужно было преодолеть Святые двери, открывающиеся лишь раз в 100 лет.

Папские базилики Рима: собор св. Петра

Ранее таинство совершалось только в соборе Святого Петра, что на территории Ватикана, и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В середине XIV столетия Латеранская базилика была признана «матерью и главой всех церквей города и мира», что позволило ей перейти в разряд папских базилик Рима. Следом за ней аналогичного признания удалось добиться церкви Санта-Мария-Маджоре.

Папские базилики Рима: Basilica di San Pietro

Огромная площадь папской базилики обеспечила ей звание крупнейшей христианской церкви на планете. В этом соборе Рима происходят ключевые события католичества, требующие участия первых лиц.

Basilica di San Pietro заметно превосходит по площади прочие христианские соборы

В данной папской базилике Рима одновременно могут находиться десятки тысяч верующих, а площадь перед ней вмещает около четырехсот тысяч человек.

Благодаря отметкам на полку базилики можно сопоставить площадь объекта с прочими крупными христианскими соборами. Кроме того, Basilica di San Pietro – высочайшая постройка Рима. Побить рекорд прочим проектам не позволяет законодательство.

Согласно преданию, на месте расположения самой знаменитой папской базилики Рима много веков назад был похоронен Святой Петр.

Ранее здесь была церковь, построенная по инициативе Константина I. В XVI столетии начались работы по возведению огромной базилики Рима, украшением которой занимались гении эпохи Возрождения.

Закажите билет онлайн по Интернету и вы сможете попасть в Собор св. Петра без очереди.

Полезная информация

Где находится: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano,
Как работает: апрель-сентябрь с 9 до 19 часов, октябрь-март с 9 до 18 часов.
Путь к объекту:

  • метро – станция Ottaviano, Cipro (А);
  • трамвай – Risorgimento — San Pietro (№ 19);
  • автобус – Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49).

Папские базилики Рима: что нужно знать о базилике Святого Павла

Грандиозная церковь построена на месте, где, как гласит легенда, был похоронен апостол Павел, казненный по указу Нерона. Работы по ее возведению начались в Риме еще в IV столетии, к концу которого базилика предстала в окончательном варианте. Освещение за это время проводилось дважды.

В стенах объекта находятся мощи «первоверховного» апостола христианства

Пожар, случившийся несколько веков назад, нанес колоссальный ущерб этой базилике Рима.

Огонь разрушил немалую часть конструкций, поэтому в относительно неплохом состоянии обнаружили только мозаику на триумфальной арке и отдельные украшения.

Было принято решение отстроить папскую базилику Рима заново, однако придерживаться решений классического стиля.

Николай I передал собору драгоценности, которые были использованы для украшения алтаря. Из других особенностей проекта стоит выделить наличие галереи, содержащей изображения всех понтификов.

Та самая галерея над колоннадой из мрамора

Неподалеку можно заметить мощи Павла и составляющие цепи, сковавшей его тело перед гибелью.

Полезная информация

Где находится: Piazzale San Paolo, 1.
Как работает: c 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:

  • метро – Marconi или Garbatella (B);
  • трамвай – Basilica San Paolo (№2);
  • автобус – Via Ostiense – San Paolo (№ 23, 769).

Папские базилики Рима: Латеранская базилика

Право служения за алтарем здесь даровано лишь понтифику. Данная папская базилика Рима стоит выше всех остальных храмов мира. Наличие Святого престола служит напоминанием об ответственности и силе, дарованной Епископу Рима.

Лишь глава католической церкви может быть допущен для службы за алтарем

Исходное строение появилось в Риме в IV столетии на месте, где находилось поместье семейства Латеранов. Со временем базилика заметно износилась, что потребовало неоднократного проведения работ по реконструкции. Оценив все затраты, ответственными за проект было принято решение о сносе для возведения нового здания.

Очередная папская базилика Рима появилась в XVIII столетии. На данный момент здесь находятся статуи 12 апостолов, рельефы, повествующие о библейских событиях, потрясающая мозаика, созданная в XIV веке, а также фрески средневековых мастеров из Рима.

Впервые базилика появилась здесь в четвертом столетии

Грандиозную ценность представляют останки столешницы, которая, согласно легенде, использовалась во время Тайной вечери.

Полезная информация

Где находится: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4.
Как работает: с 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:

  • метро – станция San Giovanni (А);
  • автобус – остановка San Giovanni (№ 116).

Папские базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре

Предание гласит, что папа Либерий выбрал место для возведения еще одной базилики в Риме после явления девы Марии во сне, приказавшей построить церковь там, где утром появится снег. По чудесному стечению обстоятельств в начале августа 356-го снег покрыл Эсквилинский холм Рима.

В разные периоды своей истории базилика неоднократно перестраивалась. На данный момент в ней можно встретить решения, характерные для совершенно непохожих друг на друга архитектурных стилей.

НАШ СОВЕТ. Если вы собираетесь посетить Колизей и другие достопримечательности Рима, обратите внимание на туристическую карту Rome City Pass, которая поможет сэкономить время и деньги. В стоимость карты входят билеты без очереди в основные достопримечательности Рима, трансфер из аэропорта и обратно, поездка на туристическом автобусе и скидки на посещение многих музеев и прочих интересных мест Рима. Подробная информация здесь.

Внутри базилики огромное количество украшений в виде мозаик периода раннего христианства, картин и массивных плит из мрамора. Часть элементов воплощена из золота, добытого на другом конце света.

Церковь появилась на карте Рима по указанию девы Марии

Папская базилика Рима Санта-Мария-Маджоре имеет элементы яслей Иисуса, которые были доставлены в Вечный город Святой Еленой. Кроме того, здесь находится прах итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини. Его работы – один из факторов, обеспечивающих Риму место в числе красивейших городов планеты.

Множество красочных мозаик – отличительная особенность церкви

Больше информации о базилике – в отдельном материале.

Полезная информация

Где находится: Piazza di S. Maria Maggiore, 42.
Как работает: с 7 до 19 часов.
Путь к объекту: метро — станция Термини (линия А, В).

  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси – KiwiTaxi.
  • Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
  • Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
  • Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.

Источник: https://Rometm.ru/papskie-baziliki-rima/

Патриаршие базилики Рима

Базилики в Риме
scross84Прошло время, а я продолжаю открывать для себя Вечный Город и делюсь своими открытиями с вами. Среди огромного множества соборов и церквей Рима выделяются 4 патриарших базилики.

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano)В иерархии католических церквей этот собор стоит выше всех остальных храмов мира (включая собор Святого Петра в Ватикане). 

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в.

её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Главной реликвией храма во все времена считались «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата.

По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён.

Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный. Многие поколения архитекторов оставили след в его архитектуре; ведущая роль среди них принадлежит Доменико Фонтане и Франческо Борромини.

Строительство завершилось в 1735 году, когда Алессандро Галилеи пристроил к собору колоссальных пропорций фасад, более подобающий дворцу, чем храму. В  храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XIII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)Католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и церемониальный центр Римско-католической церкви.

Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещен над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра. Во втором соборе в 800 г. папа Лев III короновал Карла Великим Императором Запада. В XV в.

базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать.

Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.

Базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Заложена императором Константином на месте предполагаемого захоронения св. Павла (в 2006 г. археологи объявили, что нашли его саркофаг под храмом). В 386 г. Феодосий I счёл ту церковь недостойной столь священного места и начал строительство гораздо более внушительного храма. Когда папа Лев I закончил строительство, в Риме не было более просторной базилики.

В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I.

Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.

Одной их характерных особенностей базилики является галерея портретов всех Римских Пап, размещенных в медальонах по внутреннему периметру здания. На данный момент пустыми остались лишь несколько медальонов. Одна из легенд гласит, что когда пустых медальонов не останется и последний Папа умрет, настанет Конец Света.

Санта Мария Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore)С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь.

На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.

Многие папы, стремясь сделать эту весьма почитаемую римскую церковь ещё прекрасней, достраивали и украшали её. Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга.

В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в.

Информация взята из Википедии. Фото мои. За качество прошу извинить. Санта Мария Маджоре снималась во время сильного дождя, фото с колоннами собора Сан Паоло фуори ле Мура – из-за закрытого забора, поэтому избежать попадания колонн на переднем плане было невозможно.

scross84

Только что я закончила макет подарочной фотокниги для моей тёти и отправила его на печать через интернет. Дней через 8 мне придёт извещение с почты о бандероли с наложенным платежом.

В более крупных городах есть специальные пункты выдачи заказов или же организована доставка курьерами, но у нас – только почтой, но меня это совершенно не смущает, поскольку я люблю с нетерпением вскрывать полученные посылки.Я познакомилась с фотокнигами год тому назад, перейдя по ссылке в чьем-то Живом Журнале.

Поскольку своего у меня тогда не было, и, более того, я даже не думала его заводить, то и статья эта потерялась среди миллионов просмотренных страниц. И я даже не знаю, кому теперь сказать “спасибо”. Первую книгу я заказала себе в подарок к прошлому новому году. И с тех пор я не распечатала ни одной фотографии в обычном фотоцентре.

Преимуществ у нового способа печати даже не фотографий, а фотоисторий, много. Во-первых,- красочное оформление с возможностью выбрать либо один из предложенных стилей, либо создать свой собственный. Для самых ленивых дизайнеры разработали готовые макеты. Самые креативные могут воспользоваться своими собственными фонами, рамками для фотографий и украшениями.

Во-вторых,- простота и удобство использования программы. В ней всё элементарно и просто. В-третьих, книги занимают значительно меньше места, чем объемные фотоальбомы, и никто уже не украдет ваши фото себе на память (у меня так один альбом ополовинили).

Список можно было бы продолжать и дальше, но это не реклама. Платные посты я не пишу. Поскольку я сама люблю фотокниги и собираюсь в начале следующего года заказать ещё 2-3 (собственно с фотографиями за 2010 год и отдельно 1-2 книги с фотографиями из Италии), то искренне решила поделиться с вами своим положительным опытом.

Подробнее – на сайте PRINTBOOK.RU

Источник: https://scross84.livejournal.com/22842.html

Базилика Святого Климента – многоярусный древний храм в Риме

Базилики в Риме

Базилика Святого Климента – один из наиболее оригинальных храмов в Риме, в котором хранятся шедевры искусства и мощи почитаемых в христианстве святых, а также переплетаются эпохи с 1-го века по 12-й.

По фасаду этой церкви можно судить о том, как изменился уровень расположения Рима с 12-го столетия до нашего времени. В частности, вход во внутренний двор расположен на глубине 2 м относительно современного города. Этот вход открыт далеко не всегда, потому следует обойти базилику слева, где находится боковой вход в неё.

Описание и история базилики

Церковь Святого Климента имеет роскошный вид, она была построена в 12-м столетии, с того момента претерпев только незначительные изменения.

Её интерьер отличается колоннами в античном стиле, которые перекочевали ещё из древнеримского здания храма, и великолепной мозаикой 12-го века, которая выполнена в византийском стиле.

Центральная часть её содержит изображение креста, который возвышается на маленьком холме (Голгофа), украшенном белыми голубями, символизирующими душу, а под ним течёт река Иордан.

Из этой реки пьют животные, а пространство вокруг них заполняет замысловатый орнамент, который формирует животворящее дерево. Присмотревшись, можно заметить возле его веток самых разных зверей и птиц. Внизу изображена овечка с нимбом, символизирующая Иисуса (агнца божьего), окружённого 12-ю учениками.

Довольно интересно выглядят и полы в храме: они покрыты мозаиками 12-го столетия, выполненными семьёй Космати. Эта семья архитекторов во времена Средневековья создала собственный стиль, получивший распространение по всей Европе – косматеско.

На тот момент Рим уже не владел былыми богатствами, город не имел денег на приобретение крупных блоков из мрамора и порфиры для декорирования полов, потому Космати воспользовались доступным подручным материалом: обломками каменных пород из древних языческих храмов и других сооружений античной эпохи.

И из этих фрагментов они выложили интересные узоры, которые действительно радуют глаз. Наиболее любопытно смотрятся фрагменты круглой формы – остатки колонн, которые распилили на пласты.

О смысле этих причудливых линий высказываются разные мнения: об их эзотерическом характере, о том, что они указывают места расположения священнослужителей в ходе службы, а также что эти линии скрывают символы иудаизма (в самом деле видны звёзды Давида).

В центральной части стоят хор из мрамора и балдахин ещё 6-го века (датировка подтверждается монограммой Иоанна II на обеих сторонах; он правил именно в тот момент). Также под алтарем находятся мощи Святого Климента.

Считается, что Святой Климент был 4-м Папой Римским. Правда, собственно слова «Папа» и такого сана в то время ещё не было вовсе. На самом деле Святой Климент при жизни носил сан епископа Рима. Однако позже те, кто занимали должность епископа Рима во времена раннего христианства, стали считаться первыми Папами. Климента почитают и католики, и православные.

Базилика Святого Климента – пожалуй, самый уникальный религиозный объект во всём Риме. Его структура представляет собой пирамиду из трёх ярусов построек: нижнего (1-3 вв. н. э.), среднего (4 в. н.э.) и верхнего (с 12-го в. до сегодняшнего времени).

Самая интересная часть храма – его подземелья. В 19-м столетии, укрепляя стены, строители случайно столкнулись с античными сводами, выполнявшими функцию опор для стен. Сейчас они находятся на стене с правой стороны.

Тогда стало понятно, что древняя церковь периода раннего христианства, которую до этого долго искали по всей территории Рима, находится прямо здесь, внизу.

Сразу же начали проводить раскопки на этом месте, позволившие найти как сам храм 4-го столетия, так и жилой дом эпохи Древнего Рима (2-го столетия), а также древний монетный двор, датируемый 1-м столетием.

Нижний уровень

На этом уровне был найден археологами храм Митры 3-го века. Сохранился его триклиний – грот большой длины, имеющий сводчатый потолок, а внутри скамьи из камня для адептов и алтарь с изображением Митры – древнеримского божества, которое олицетворяет солнечный свет, дружбу и согласие.

Отвод воды от фундамента храма позволил докопаться до развалин гражданских сооружений, которые сгорели во время большого пожара в Риме в 64-м году, вероятно, устроенного Нероном.

Одно из этих зданий было домом консула Тита Флавия Климента, который втайне исповедовал христианство, а при правлении Домициана был казнён.

Вероятно, его имя – Климент, строители раннехристианского храма воспринимали как сакральный знак и повод увековечить память 4-го Папы Римского, которого также звали Климент.

На гробнице святого Климента, которая находится на нижнем уровне базилики, изображён якорь, напоминающий о способе казни этого христианского мученика – его утопили по приказу римского императора Траяна за то, что он проповедовал христианство среди заключённых на каторге, на которую, в свою очередь, его отправили за отказ исполнять языческие обряды.

Средний уровень

На среднем ярусе храма находится другой разрушенный храм времён раннего христианства, построенный в 4-м ст. н. э. и пострадавший во время нашествия норманнов на Рим.

Не зря ближайшая улица возле базилики Святого Климента имеет название Via dei Normanni. Церковь после разрушения была засыпана, после чего всё, что сохранилось, было перенесено в новое здание.

В ходе раскопок обнаружились хорошо сохранившиеся фрески.

Эти фрески представляют собой своеобразные комиксы эпохи Средних веков. Фразы, которые принадлежат нарисованным персонажам, почти нецензурные. Наиболее мягкая из них переводится примерно как «тащите, сукины дети» – это приказ Сизиния своим слугам выгнать Климента из его жилища.

В 9-м веке в базилику были помещены мощи святого, давшего ей своё имя. Кирилл и Мефодий – святые, почитаемые в православии, нашли его останки в Крыму и привезли их в Рим.

Тогдашний Папа Римский Адриан II принял этот дар и уложил его в саркофаг, который хранится в среднем ярусе церкви по сей день.

В 869-м году в Риме умер Кирилл, которого по распоряжению Папы также похоронили в этом же храме.

Гробница Кирилла расположена с левой стороны от алтаря. Она стала своего рода «славянским уголком» церкви, в котором болгары, хорваты, сербы, русские, украинцы, белорусы поставили памятные доски выдающемуся просветителю.

Верхний уровень

Сразу после входа в базилику через дверь её посетители погружаются в атмосферу раннего барокко.

Храм построен по вполне стандартному для того времени проекту (узкий и длинный неф, свод на столбах) и очень пышно декорирован – барельефами, фресками, мозаикой.

Апсида базилики примечательна мозаичным панно 12-го столетия, которое изображает древо жизни с райскими птицами, оленями на водопое и небесным Иерусалимом.

Полы в храме декорированы мозаикой, потолки украшены разрисованными кессонными плитками. На стенах можно видеть цикл из 10-и фресок, которые посвящены Кириллу, Мефодию, Игнатию Богослову и Святому Клименту. Главное украшение апсиды церкви – фреска с Иисусом Христом. Красивое исполнение и глубокий символизм росписей производят очень сильное впечатление.

Как добраться?

До Базилики Святого Климента удобно добираться на метрополитене, нужно выйти на станции Colosseo, затем идти пешком по Via di San Jiovanni in Laterano (улица, ведущая на юго-восток от станции).

Необходимо дойти до Via dei Normanni. Для этого, пройдя один квартал от станции, следует свернуть влево, на Piazza di San Clemente.

За углом можно увидеть ворота, над которыми заметны двускатная крыша и табличка из мрамора.

Археологическая зона открыта по будням с 9 до 12.30 и с 15 до 18, а в воскресенье – с 12 до 18.

с друзьями в социальных сетях:

Источник: https://rome-travel.ru/bazilika-svyatogo-klimenta.html

Храмы и базилики Древнего Рима | История архитектуры

Базилики в Риме

В настоящей главе мы рассмотрим памятники дохристианской эпохи, а также и те, которых не коснулось влияние христианства. Они распадаются на две группы:

а) Памятники, связанные с этрусской традицией или греческим влиянием: храмы, базилики, частные сооружения.
б) Памятники, в которых выявляется организаторский и политический гений Рима без всяких чуждых влияний, т. е. сооружения, являющиеся символом владычества над миром и распространения римских нравов: термы, акведуки, амфитеатры, дороги и оборонительные сооружения.

Мы собираемся подробно остановиться на памятниках, являющихся собственным достоянием римлян; в остальном же мы ограничимся только выявлением тех новых деталей, на которые Рим наложил свой отпечаток.

ХРАМЫ

Первобытная религии римлян была заимствована от этрусков, как и вся совокупность римских государственных учреждений. Наиболее древним типом римского храма является тот, который описан Витрувием под названием Тосканского (рисунок 335).

Ордер этого храма происходит от дорийского и переносит нас в эпоху, когда антаблементом служил только архитрав, увенчанный выступающей кровлей. 

Что касается плана, то он отличается всеми особенностями расположения греческого архаического храма.

Пронаос имеет двойной ряд колонн, причем сходство еще усугубляется тем, что украшения из терракоты играют здесь такую же роль, как и в примитивном дорийском стиле. Целла обычно разделена на несколько частей.

К этому типу принадлежит храм Юпитера Капитолийского, описание которого нам оставил Дионисий Галикарнасский.

https://www.youtube.com/watch?v=vCwTJge5Vco

Остальные римские храмы являются только немного видоизмененными греческими храмами.

В консульскую эпоху для украшения храмов допускались три ордера: дорийский, как например в храме Благочестия, ионийский — в храме Фортуны Вирилис и коринфский, который употреблялся греками, по-видимому, только внутри храмов и который становится в Риме в эпоху империи почти обязательным ордером для фасадов. Приводить примеры коринфских храмов значило бы перечислить все сооружения этого рода, построенные от времен Тиберия до эпохи Диоклетиана.

Римские здания отличаются от современных им греческих, во-первых, глубиной портика перед целлой, во-вторых — вертикальным основанием с широким перроном спереди. Греки окружали площадку своих храмов рядом ступеней; вертикальное основание является у них исключением; в римской архитектуре оно становится правилом.

Рис. 335
Рис. 336

На рисунке 336 эта двойная особенность пояснена примером римского храма в Галлии: мы видим тут и глубину портика, и высокий цоколь колоннады. Греки придавали иногда своим храмам круглую форму; эта форма становится частой у римлян.

Она встречается не только в Тиволи, но и в других храмах Рима: например в храме Весты и еще одном храме, открытом на развалинах форума; ее же мы находим и в Пуццолах.

Самый большой храм Рима — Пантеон (рисунок 313) — имеет круглую целлу, покрытую куполом более 43 м диаметром.

Ротонда Пантеона долго считалась созданием Агриппы. Открытия Шедан позволяют теперь датировать каждую отдельную его часть: круглая целла — не древнее эпохи Антонинов, а Пантеон во времена Агриппы представлял собой десятиколонное здание. Число колонн портика было сокращено до восьми, когда его переделали во фронтон ротонды, перед которой он стоит и до сих пор.

Примечание: Круглая целла Пантеона была сооружена в 110—125 гг.

Независимо от данных, полученных при исследовании фундамента сооружения, об этом изменении свидетельствует одна существенная подробность: отлогий карниз, задуманный для фронтона с менее покатым уклоном, был переделан, модильоны, имевшие отвесную боковую поверхность, получили легкий наклон. Приведенная подробность достаточно подтверждает, даже за неимением других доказательств, факт изменения плана.

Круглая целла в Тиволи была сводчатой и освещалась окнами, что является почти единственным примером такого рода конструкции. Храм Венеры и Ромы представляет собой один из немногих храмов с удлиненной целлой, в котором применен свод.

БАЗИЛИКИ

Базилика, послужившая впоследствии образцом христианского храма, являлась у римлян чисто гражданским зданием. Идее древней базилики среди современных зданий, быть может, наиболее соответствует «биржа».

Это — помещение, предназначенное для судопроизводства, деловых и политических собраний. Пока господствовали древнеримские нравы, обходились без таких базилик; заседания на форуме происходили под открытом небом.

Первая базилика относится к 180 г. до н. э., причем замечательно, что это нововведение, преследующее цели комфорта, связано с именем сурового Катона. Общее расположение базилики заимствовано из Греции.

Витрувий описал традиционное, по-видимому, расположение базилики в главе, посвященной этому виду сооружений. В графическом изображении она, по-видимому, соответствовала деталям А и С (рисунок 337).

Базилика имеет три вида нефа — один центральный и два боковых. Боковые нефы — двухэтажные. Над всем зданием проходят деревянные стропила. Общая ширина должна быть в пределах от трети до половины длины. Если же последнее невозможно, то Витрувий советует придавать зданию указанную пропорцию добавлением на обоих концах «халкидиков», или поперечных нефов С и, С”.

Витрувий предписывает делить ширину базилики при вычерчивании плана на пять частей, из которых три должны приходиться на средний неф, а две остальных — на боковые. Высота колонн нижнего яруса равняется ширине боковых нефов. Колонны второго яруса на одну четверть ниже колонн первого.

Между двумя ярусами проходит стилобат (plateum), высота которого на одну четверть ниже колонн второго яруса. Его назначение — отделить галереи второго этажа, являющиеся только местами для прогулок, от нижнего этажа, служащего для деловых целей.

Витрувий не говорит ни слова ни о расположении лестниц, ведущих на галереи, ни о способе освещения большого нефа.

Описав самый тип базилики, Витрувий приводит в виде примера базилику в Фано, строителем которой был он сам и которая включала (деталь В рисунка 337), кроме главного зала и галереи, пристройку, служившую одновременно и трибуналом и храмом Августа.

Сопоставим разрез базилики в Фано В с разрезом типа А: ширина одинаково разделена между нефом и портиками, план портиков один и тот же, от нормального типа отклоняется только высота в свету. Зато декоративные детали нисколько не соответствуют сакраментальной формуле и свидетельствуют о духе независимой оригинальности, делающей честь архитектору.

Рис. 337
Рис. 338

Витрувий пользуется вместо двух ярусов, поставленных один над другим, только одним ярусом колонн, высота которых охватывает оба этажа галерей. Эти колонны усилены прилегающими к ним пилястрами, служащими опорами для полов.

Вместо классического антаблемента Витрувий допускает архитрав, составленный из нескольких рядов сдвоенных балок. Над ними проходит ряд кубиков, выступающих перпендикулярно к плоскости колонны и образующих глухие части ажурного фриза. Все это венчается вместо карниза рядом связанных вместе балок.

Стропила кровли не обшивались снизу. Кровля поперечного нефа, по всей вероятности, не врезывалась в кровлю среднего, но возвышалась над ней, и здание имело вид, указанный на рисунке 338.

 

Описанная базилика находилась в очень незначительном городке; наиболее же известной является базилика Ульпия, построенная архитектором Аполлодором на одном из концов форума Траяна.

Мы видим здесь пять нефов: средний окружен по всему периметру двойным поясом второстепенных галерей; на каждом конце имеется полукружие, диаметр которого равен ширине трех нефов. Эти полукружия были, вероятно, перекрыты сводами, а остальная часть — бронзовыми стропилами. Стволы колонн — гранитные монолиты, опирающиеся на цоколи из белого мрамора.

На старом форуме возвышалось несколько базилик, из которых одну приписывали Юлию Цезарю; ее план выяснен не вполне. До нас дошла почти нетронутая помпейская базилика: за пределами Италии довольно хорошо сохранились базилики в Трире и Пергаме.

В некоторых городах Сирии имелись преторианские судилища в виде сводчатых базилик (Мусмийэ, Санамен). Упомянем, наконец, о сводчатой базилике Константина (рисунок 312), которую мы приводили в качестве примера обширного зала, сложенного бутовой кладкой на растворе.

Главы «Храмы» и «Базилики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Источник: http://totalarch.ru/choisy_history_architecture/roma/9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.