Базилика Свв. Петра и Павла

Вышеградский собор святых Петра и Павла в Праге

Базилика Свв. Петра и Павла

Здравствуйте, друзья! Рассматривая пражские панорамы, многие обращают внимание на парные неоготические башни в стороне от центра. Это собор Петра и Павла в Праге на Вышеградской скале. Скала высится на правом берегу Влтавы и является южной окраиной города. Эти места известны древней крепостью Вышеград, где храм святых Петра и Павла является главным объектом.

Костел с тысячелетней историей несколько раз перестраивался, а сейчас выделяется среди многочисленных храмов Праги великолепными орнаментальными росписями.

Не все гости Праги добираются до Вышеграда, а еще меньшее их количество посещает собор. Данная статья и фотографии помогут составить представление об этом храме.

  1. Из истории Вышеградского костела
  2. Фасад костела Петра и Павла
  3. Интерьер храма
  4. Как посетить Петропавловский собор

Основные факты из истории костела Петра и Павла

Еще в XI веке чешский король Вратислав I построил на Вышеграде костел в честь Святого Петра. Любопытно, что в летописи тех лет сохранились сведения о том, как «Вратислав принес на своих плечах 12 корзин, наполненных камнями, и положил закладные камни постройки костела». Король поступил так, следуя истории закладки храма Святого Петра в Риме.

Построив костел, посвятили его еще одному святому – Павлу. Кроме того, князь Вратислав основал при храме капитул, что означало подчинение не чешской, а римской церкви.

В период правления Карла IV началась масштабная перестройка вышеградского капитульного  храма, которая длилась полстолетия. Карл IV решил повысить значимость Вышеграда и параллельно с перестройкой главного собора Святого Вита в Пражском Граде организовал обновление костела Петра и Павла, придерживаясь готического стиля.

Но сейчас храм на вышеградской скале примечателен неоготическими башнями, а значит, перестройки повторились и в последующие столетия.

Проводились расширения костела и в период расцвета барокко в Праге. Знаменитые чешские архитекторы Франтишек Канька и Ян Сантини внесли элементы барокко в архитектуру строения.

Долгий век у вышеградского храма святых Петра и Павла, но и перестраивался он семь раз! Два первых проекта соответствовали романской архитектуре, третий – ранняя готика, затем во времена Карла IV – позднеготический стиль. Пятую перестройку осуществили в стиле ренессанс, шестая соответствовала барокко.

Но в конце XIX века Йозеф Мокер (опять-таки параллельно с построением западного фасада собора Св. Вита) придал вышеградскому храму неоготический вид, каким он и сохранился до наших дней.

Фасад костела Петра и Павла

Главные элементы фасада – две идентичные высокие неоготические башни – возвели в 1902-03 гг. по проекту Франтишека Микша, который продолжил воплощать задумки своего наставника Й.Мокера.  Между башнями установлены скульптуры покровителей храма:

Западный фасад направлен к краю скалы. Небольшая площадка перед собором ограничивает посетителей тем, что не так просто сфотографировать главную часть собора – высокие башни с трудом входят в кадр. Что можно прекрасно рассмотреть, так это порталы храма.

На западном фасаде расположены три портала, и каждый из них отличается изображением тимпана над искусно декорированной дверью. В центре находится рельеф «Страшного суда», созданный скульптором Штепаном Залешаком и каменотесом Франтишком Гнатеком:

Во время последней перестройки снесли барочную колокольню костела, которая служила с 1678 года. Сейчас в соборе Петра и Павла установлены современные куранты, которые воспроизводят 50 мелодий.

В перезвоне задействованы четыре больших колокола и 17 маленьких. Но если Пражская Лорета известна музыкальным гимном, прославляющим Богородицу, то Вышеградский храм такой приоритетной мелодии не имеет.

Колокольный звон на Вышеграде раздается каждый час, начиная с 11 часов утра и завершая в 21.00 вечера.

Интерьер храма

Интерьер костела обогащался с каждой перестройкой, и в настоящее время он содержит и готическую живопись XIV, и шедевры барокко XVII, и работы в стиле модерн. В храме каждую пядь поверхности покрывают художественные росписи:

Большую работу по оформлению интерьера храма выполнили художники Франтишек и Мария Урбановы в то время, когда возводились неоготические башни. Они восстанавливали орнаментальные росписи и дополнили интерьер в стиле модерн.

В обычное время в вышеградском храме приглушенный свет. В отличие от Тынского собора, который производит впечатление просторного и светлого, храм Петра и Павла воспринимается камерным небольшим и запоминается сияющим алтарем:

Алтарь создан Йозефом Грубешем по наброскам Йозефа Мокера. В центре алтаря – святые Петр и Павел, а с двух сторон от главных покровителей храма – Кирилл и Мефодий.

Напротив алтаря на балконе установлен орган. Обрамление органа и боковых стенок на скамьях выполнено в неоготическом стиле также в соответствии с проектом главного архитектора Мокера.

В соборе Вышеграда находится капелла Девы Марии Дождевой, знаменитая живописным панно, которое Карл IV доставил из Италии. Предполагают, что готический образ Девы Марии с младенцем на руках написал евангелист Лука.

Во время засух к образу выстраивались целые процессии с мольбами о дожде.

Только сейчас на Вышеграде находится копия готического панно, а подлинник принадлежит коллекции Национальной галереи и выставляется в костеле Святого Иржи.

Еще в одной из капелл, посвященных Богоматери, можно увидеть  неоготическую скульптурную композицию Пьета конца XIX века.

Отдельную ценность представляет алтарь всех покровителей Чехии. Алтарь создал резчик Ян Кастнер, и в 1910 году его установили в соответствующей капелле храма. Яркая работа, где представлены патроны чешских земель.

Всего в соборе более десяти капелл, и каждая из них оформлена в своем стиле. Ценители живописи непременно обратят внимание на картины Карла Шкреты.

Воссоздан в храме и рождественский бетлем. Тринадцать символических фигур, которые вырезаны из дерева и датируются концом XIX века. А над ними парит ангел с лентой в руках:

В соборе Петра и Павла создана сокровищница. Небольшая экспозиция представлена литургическими предметами, золотыми и серебряными украшениями, деталями церковного интерьера. Все эти экспонаты принадлежат фонду Вышеградского капитула.

Разумеется, экспозиция ни в коей мере не сравнима с сокровищницей Лореты, где хранится алмазная дароносица Пражское Солнце. Тем не менее, среди ценностей данного храма и дароносицы, и кубки.

Как посетить собор Петра и Павла

Вышеградский собор является не только религиозным центром, но и памятником культуры, поэтому он ежедневно открыт для осмотра. Часы работы: 10.00 — 17.00 в зимний период, и на один час дольше в теплое время года. Стоимость полного билета для экскурсантов – 50 крон.

В храме проходят регулярные римско-католические службы, но их расписание не пересекается с временем, предоставленным для экскурсий. Во время посещения можно поставить свечи, и здесь они такие же, как в православных храмах:

Как добраться до Вышеграда? Воспользуйтесь метро или трамваем. На линии С (ветка красного цвета) есть соответствующая станция Вышеград. От станции нужно немного пройти, ориентируясь на указатели, до ворот Леопольда.

Если же вас не интересует прогулка по крепости с ее садами и ротондами, то лучше около Карлова моста сесть на трамвай № 17, доехать до Вышеградской скалы и подняться по лестнице к храму. Ступенек немало, но виды вокруг великолепные, поэтому подъем сложности не доставит.

А если доставит, можете открыто высказать мне свои претензии)))

Ваш euro-проводник Татьяна

Источник: http://euro-provodnik.ru/praga-sobor-svyatykh-petra-i-pavla.html

Базилика Святых Петра и Павла в Праге – неоготический храм с богатой историей

Базилика Свв. Петра и Павла

Привет, друзья. На этот раз мы расскажем о религиозном сооружении, которое возникло благодаря вражде двух братьев: князя Вратислава II и пражского епископа Яромира.

Базилика Святых Петра и Павла в Праге (Bazilika svatého Petra a Pavla) видна практически из каждого уголка столицы Чехии. Вернее, видны два шпиля собора. Горожане называют их Адам и Ева.

Собор построен по образцу собора Петра и Павла в Риме.

Административный округ Прага 2. Вышеград

С чего начиналась история храма

В XI веке между двумя братьями развернулась настоящая борьба за власть. Никто не хотел быть хуже, ниже другого. Иногда неприязнь доходила просто до абсурдного, но, тем не менее, никто не стремился положить ей конец. Совсем наоборот.

Вратислав с целью создать на территории города новый центр власти переселился в Вышеград.

Там он решил основать независимую от епархии Праги церковную организацию. Так с разрешения Папы Римского в 1070 году возник Вышеградский капитул, а также стартовало строительство костела Святых Петра и Павла, который по задумке должен был стать копией римского одноименного храма.

Возведение такого здания при личном участии князя длилось до 1080 года. Правда, получившаяся базилика, представляющая романский стиль была далека от оригинала.

Но в 1249 году церковь была разрушена пожаром. После восстановления церковь приобрела черты раннеготического сооружения. Это, как вы догадываетесь, было далеко не последнее изменение во внешнем облике базилики.

При Карле IV после серьезной реконструкции костел приобрел черты готического храма.

К 1575 году с легкой руки итальянского архитектора здание было перестроено в стиле ренессанса, а к концу XVII века к сооружению добавилась колокольня в стиле барокко, ну а чуть позже сам храм вслед за ней превратился в барочное строение.

Последняя перестройка здания датируется концом XIX столетия. Так базилика приобрела черты неоготики.

И еще одна ключевая дата истории храма. 25 марта 2003 года Папа Римский наделил храм титулом малой базилики или basilica minor, который давал храму особые привилегии.

Интересно, что, после того как храму был присвоен титул малой базилики, на колокольне было установлено семнадцать колоколов.

Сейчас звонари для каждого важного события вызванивают свою уникальную мелодию.

Храм внутри и снаружи

Ну а теперь пора перейти к тому, что же стало результатом многочисленных реконструкций, что нас, туристов, может заинтересовать прежде всего: к внешнему облику здания, а также его интерьеру.

Внешне это — трехнефная базилика неоготического стиля с капеллами и двумя башнями, расположенными сбоку от главного богато украшенного фасада.

Главные украшения интерьера – настенные орнаменты и росписи.

Есть здесь также фрески, повествующие о жизни святых и носящие исторический характер.

Особая атмосфера внутри храма создается благодаря бликам солнца, создаваемым витражами.

В первой правой капелле находится каменный саркофаг, в котором захоронен один из представителей рода Пржемысловичей.

Во второй левой капелле расположен алтарь покровителей Чехии, украшенный элементами, принадлежащими стилю модерн.

Но, пожалуй, главную достопримечательность храма вы увидите в третьей часовне или капелле Девы Марии Вышеградской.

Здесь находится старинное панно с изображением Девы Марии Дождевой, созданное в XIV веке. Его Карл IV привез из Италии после своей коронации.

В Шанцовской капелле расположена чудотворная статуя Девы Марии 1725 года.

А в восточной стене этой капеллы внутри ниши находится ларец с костями, которые предположительно являются останками представителей династии Пржемысловичей.

На алтаре изображены святые Петр и Павел, там же лики Кирилла и Мефодия.

В базилике хранятся фрагменты одежды и обуви, которые, по легенде, принадлежали Вратиславу.

Сколько стоит

  • Вход — 30 крон
  • Пенсионерам, студентам – 10 крон
  • Не достигшим возраста 15 лет – бесплатно

Сайт: www.kkvys.cz

Как добраться

  • На трамвае№№ 7, 17, 52, 3 до остановки – Výtoň.
  • На метродо станции Vyšehrad.

Адрес: Vyšehrad, Praha 2

Базилика на карте

Надеемся, что посещение этой ключевой достопримечательности Вышеграда станет для вас обязательным пунктом туристического маршрута.
Подписывайтесь на наш блог! До новых встреч!

Источник: http://traveltu.ru/czechia/prague/bazilika-svyatyih-petra-i-pavla-v-prage.html

Базилика Святых Петра и Павла

Базилика Свв. Петра и Павла

Базилика Святых Петра и Павла в Праге — это центральный католический приходской и капитульный храм района города под названием Вышеград. Этот собор, без сомнения, является главным зданием района, его видно из многих частей города. Как паломники, так и туристы в первую очередь посещают это необыкновенное место Праги.

История

История храма Святых Петра и Павла начинается в самом конце XI века.

В это время король Чехии Вратислав II основал свою вышеградскую резиденцию и отдал приказ о создании епископского совета под названием — королевский капитул, ради укрепления своей позиции как на политическом, так и на религиозном фоне страны.

В 1070 году Папа Римский дал благословение на строительство в этом месте собора, что и незамедлительно начало выполняться. В итоге был построен небольшой храм в романском стиле с тремя нефами. В 1249 году в городе произошел большой пожар, в котором, в том числе, сильно пострадало и это здание.

Позже здесь был сделан ремонт, но в это время собор стал больше напоминать стиль готики. За время своего существования здание собора испытало на себе множество различных реконструкций: в XV веке базилика была перестроена в стиле ренессанс, в XVII веке реконструкция была проведена в стиле барокко.

Свой современный внешний вид храм получил лишь в XIX веке. Одна из окончательных перестроек проводилась в 1877 году под руководством известного в то время архитектора Йозефа Моккера, который изменил внешний вид Вышеградского храма со стиля барокко на стиль неоготики.

В самом конце XIX века стены базилики были расписаны картинами, показывающими жизнь Иисуса, а также святого Петра и святого Павла, в честь которых и назван собор. В 1903 году под руководством Франтишека Микша (ученика предыдущего архитектора) к храму были пристроены две величественные башни, являющиеся сейчас доминантой здания.

В 1904 году Франтишеком и Марией Урбановой была проведена основательная художественная работа внутри храма, в результате которой сейчас каждый желающий может насладиться красивейшим интерьером здания. 25 марта 2003 года Папа Римский Иоанн Павел II присвоил собору статус малой базилики. После этого на колокольне храма были дополнительно к 4 большим сделаны ещё 17 маленьких колоколов.

Звонари базилики мастерски пользуются этим, создавая свою собственную мелодию для каждого нового религиозного события, а в куранты собора Святых Петра и Павла заложено около 50 разных мелодий.

Архитектура

Костел Святых Петра и Павла в наше время относится к неоготическому стилю. Высота центральных башен — 58–60 метров. На внешнем фасаде собора можно увидеть мемориальную доску, установленную здесь в честь крещения в Регенсбурге в 845 году 14-ти чешских принцев.

Вход собора является сам по себе отдельной достопримечательностью — его украшает старинная гравюра, а вокруг нее расположены различные национальные символы страны и традиционный символ Вышеградского капитула, который представляет собой изображение двух перекрещенных ключей. Барельеф с помощью своих изображений рассказывает о страшном суде. Внутренние интерьеры самой базилики украшены красивейшими панно с житиями святых и их крестных ходов, витражами и фресками. Стены расписаны в стиле модерн.

Центральным звеном собора Святых Петра и Павла, как и в любом другом храме, является резной алтарь, на котором вырезаны фигуры апостолов Петра и Павла и святых Кирилла и Мефодия. Он был создан талантливым Яном Кастнером.

На резном алтаре находятся боковые нефы, в которых, в свою очередь, встроено по 5 капелл в каждом. Одна из капелл украшена готическим изображением Девы Марии Дождевой, которая долгое время принадлежала Карлу IV, Рудольфу II, и была подарена собору только в 1606 году Ондржеем Ганневальдом.

По преданиям, панно Девы Марии было создано святым Лукой, а в засушливые времена оно помогает верующим дождаться дождя и хорошего урожая. В другой капелле хранится каменный саркофаг XI века, привезенный сюда прямиком из Рима.

По легенде святой Лонгин, гробницей которого и является саркофаг, нанес Христу самое последнее смертельное ранение, после чего сильно раскаялся и долго молился, приняв христианскую веру. На самом же деле, в саркофаге хранятся останки члена семьи Пржемысловичей.

Также здесь находится старинная картина, изображающая Вышеград таким, каким он был в далеком 1420 году. И ещё одна известная достопримечательность базилики — икона Девы Марии, держащей на руках младенца Иисуса, написанная во времена правления Карла IV.

В храме также хранятся старинные кусочки одежды и обуви, которую носил по легендам сам Вратислав. Здесь представлены золотые чаши, драгоценные украшения того времени, кресты и иконы.

По преданиям в соборе Святых Петра и Павла в свое время находилась усыпальница для представителей королевской семьи, в которой в 1092 году был похоронен Вратислав II, но подтверждения этому факту до сих пор обнаружено не было.

Как добраться до базилики Святых Петра и Павла

Достопримечательность расположена в районе Праги — Вышеград. Это достаточно популярное и оживленного место, поэтому множество маршрутов общественного транспорта проходят в непосредственной близости от него. Ближайшая к собору станция метро называется Vyšehrad, останавливаются на ней поезда линии C.

Трамваи под номерами 1, 2, 3, 5, 7, 14, 17, 18, 24, 25, 92, 93, 95 и 98 огибают территорию храма, поэтому при поездке на них можно выйти на остановках Ostrčilovo náměstí, Albertov или Výtoň.

Также можно воспользоваться речной поездкой на пароме P5, добравшись по Влтаве до станции Výtoň, откуда дорога пешком до базилики составит не более 5–10 минут.

При поездке на автомобиле следует учесть, что место для парковки здесь будет найти достаточно сложно, поэтому лучше воспользоваться услугами такси в Праге: AAA Taxi, Book Taxi Prague, Citytaxi или множеством других.

Базилика Святых Петра и Павла на google-панорамах

Интерьер костела на google-панорамах

Собор Святых Петра и Павла на видео с высоты птичьего полета

Интерьер базилики на видео

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/czech-republic/city/praha/temples/4217

Базилика св. Петра и Павла в Праге

Базилика Свв. Петра и Павла

Базилика Святых Петра и Павла (Bazilika svatého Petra a Pavla) известнейшая христианская постройка Чехии, именно здесь зародились основы Чешского Государства. Храм расположен в Вышеграде, на высоком холме, являющемся южной окраиной города. Две высокие темные башни в неоготическом стиле видны издалека и служат своеобразным ориентиром.

История

В одиннадцатом веке князь Вратислав Второй решил создать в Вышеграде новейший центр княжеской власти. Брат его Яромир на тот момент занимал должность епископа Пражского, но братья враждовали между собой.

В праздники, согласно традиции, епископ в присутствии подданных возлагал корону на голову князя, однако присутствие Яромира на праздничных торжествах было для Вратислава неприятным.

Он перенес свою резиденцию из Праги в Вышеград и создал при ней отдельную церковную организацию, не подчиняющуюся Пражской епархии Вышеградский капитул.

Капитул был в зависимости напрямую у Римского папы.

На Вышеградском холме заложили костел Святых Петра и Павла в противовес типичным церквям тогдашней Праги. Образцом для новомодного строения послужил одноименный собор в Риме.

По легенде, Вратислав лично принес на гору 12 корзин с камнями для постройки. Они послужили основой для фундамента. К 1080 году базилика в романском стиле была достроена.

Согласно историческим записям, Вратислава Второго с семьей похоронили в стенах храма; к сожалению, археологи не смогли обнаружить его останки.

В 1249 году историческое пожарище почти полностью уничтожило костел. Церковь восстановили, но уже в готическом стиле.

Позднее храм неоднократно перестраивался император Карл Четвертый в четырнадцатом веке переделал его в трехнефное строение с двумя капеллами.

В пятнадцатом веке гуситы, захватив костел, нанесли ему значительные повреждения, после чего строение восстанавливали еще раз в стиле ренессанс.

В семнадцатом веке итальянец Ян Сантини достроил колокольню в модном тогда барочном стиле.

Знакомый туристам внешний вид храм обрел в девятнадцатом веке. Инициатором перестройки в неоготическом стиле выступил Йосеф Моцкер. Внутренние росписи создал художник из Вены Карл Йобст.

Полностью строительство закончилось уже в 1903 году, когда были завершены две идентичные фасадные башни архитектора Франтишека Микша, определившие современный образ базилики.

Всего собор перестраивался семь раз.

В 1988 1994 годах была проведена дорогостоящая реставрация внутреннего убранства храма, после чего папа Римский присвоил ему статус «базилика минор» (малая базилика).

Интерьер и основные ценности

Внутреннее убранство храма представлено как великолепными абстрактными орнаментами и трехмерными работами в стиле модерн, созданными Франтишеком и Марией Урбановыми, так и классическими фресками.

С каждой перестройкой собора его интерьер обогащался. Сегодня каждый сантиметр внутренней поверхности покрывают художественные росписи.

Кард Йобст, расписывая пресвитерий, представил на суд зрителей фрагменты из жития апостолов Петра и Павла.

В крайнем слева нефе в неплохом состоянии дошла до нас барочная фреска, изображающая Вышеград в 1940 году.

Привлекают внимание художественные витражи храма. Яркие и разноцветные, преимущественно красного, синего и зеленого стекла, они были спроектированы по чертежам Франтишека Секвенса.

Ведущая достопримечательность собора  легендарное панно Девы Марии Дождевой (Вышеградской).

Изначально реликвия принадлежала к собранию императора Карла Четвертого, а позднее его потомка Рудольфа Второго.

Считается, что Карл Четвертый, известный коллекционер и ценитель искусств, привез его из Италии после своей коронации, а автором панно называют самого евангелиста Луку.

В древности, если случалось засушливое лето, к образу Девы Марии приходили толпы верующих, прося даровать долгожданный дождь и Мария всегда помогала. Сейчас на Вышеграде выставлена копия древнего панно, оригинал принадлежит Национальной галерее.

На сегодняшний день в соборе экспонируются многочисленные украшения из золота и серебра, церковные чаши, кресты и иконы, фрагменты одежды и обуви, книги, принадлежавшие Вратиславу и его семье. Сейчас эти реликвии являются собственностью фонда Вышеградского капитула.

В крайней правой капелле выставлен каменный гроб романского типа с прахом одного из князей династии Пршемысловичей. Однако долгое время верующие думали, что в саркофаге погребен святой Лонгин, нанесший Иисусу смертельную рану, а позднее раскаявшийся и принявший христианство.

В этой же части церкви археологи нашли икону с изображением Девы Марии, времен Карла Четвертого. В Шанцовской капелле выставлена многоцветная статуя Девы Марии, авторства Шимона Талера. А напротив статуи, в каменной нише, находится стеклянный ларец с прахом членов династии Пржемысловичей, чьи захоронения были разграблены гуситами. Всего в соборе более десятка капелл.

На колокольне собора установлено 17 колоколов, вызванивающих самые разные мелодии.

В период дня Святого Валентина (14 февраля) выставляется на всеобщее обозрение реликвиарий с мощами Святого Валентина. Он выглядит как золотая рама из множества прекрасных цветков, в центре которой в небольшом стеклянном окошечке можно видеть лопаточную кость святого. В течении всего года реликвиарий спрятан от глаз любопытных в хранилище.

Часы работы, цена билетов

Базилика открыта для посетителей ежедневно, с ноября по март с 10.00 до 17.00, с апреля по октябрь с 10.00 до 18.00. Цена билета для взрослых 50 крон, для учащихся, студентов и пенсионеров 30 крон, для детей до 15 лет бесплатно в сопровождении родителей.

Как добраться

Точный адрес собора Vyšehrad, Praha 2. До собора можно добраться на метро, остановка Vyšehrad. От станции метро нужно пройти до ворот Леопольда, следуя указателям. Если вы предпочитаете наземный транспорт, выбирайте трамваи №№ 2, 3, 7, 17, 21, остановка Výtoň. Ночью до Вышеграда ходит трамвай № 92.

  • Официальный сайт: kkvys.cz

Источник: https://Prague4.me/dostoprimechatelnosti/sobory-xramy-monastyri/bazilika-svateho-petra-a-pavla.html

Кафедральный Собор святых Петра и Павла | Москва-Музеи бесплатно-Выставки-Экскурсии. Парки Москвы

Базилика Свв. Петра и Павла

Кафедральный Собор святых Петра и Павла – главный собор региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России. Находится в центре Москвы.
Адрес: Москва, Старосадский переулок, 7/10, стр. 10

Добраться к храму проще всего от метро “Китай-Город”: нужно выходить по указателю “к ул. Солянка”. В этом случае останется пройти около пятисот метров (см. схему). Также можно пройти через Маросейку с другого выхода метро.

Собор святых Петра и Павла является одной из двух действующих официальных лютеранских церквей в Москве, наряду с лютеранской церковью Святой Троицы на Введенском кладбище.

Официальный сайт Собора содержит общую информацию и расписание всех мероприятий, богослужений и концертов.
Официальный сайт: http://www.lutherancathedral.ru

Кроме этого, в Петропавловском Соборе Москвы проходят концерты классической музыки Благотворительного фонда Бельканто.

Фонд Бельканто осуществляет проект “Звучащие полотна”, когда во время концертов музыка дополнена визуальными композициями в пространстве Собора, выполненными по мультимедийным технологиям. Концерты фонда Бельканто, видео >>

Орган Кафедрального Собора

В настоящее время в Соборе звучит исторический романтический орган фирмы «Вильгельм Зауэр», который был передан возрожденной общине свв. Петра и Павла в конце прошлого века.
С 1898 года этот орган находился в лютеранской церкви св.

Михаила в Немецкой слободе Москвы. В 1928 году, после закрытия церкви, орган был перенесён в 1-й Московский крематорий.

В 2005 году немецкой фирмой «Рейнхард Хюфкен» был произведен капитальный ремонт инструмента, после чего установленный в Кафедральном соборе орган вновь зазвучал.

Исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр» (нем.

Wilhelm Sauer, Frankfurt (Oder), opus 755) Евангелическо-лютеранского Кафедрального собора в Москве является одним из 4-х церковных органов в Москве, 5-м по количеству регистров в Москве (после органа Дома музыки, Концертного зала им. П. И. Чайковского, Католического собора и церкви евангельских христиан-баптистов), а также одним из самых старых органов в России.

История Собора свв. Петра и Павла

Первыми лютеранами в Москве были приглашенные в шестнадцатом веке из Европы ремесленники, врачи и купцы. Отношение к “иноверцам” было разным на протяжении следующего века, при первых Романовых.

Пётр I в 1694 году заложил лютеранскую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – которая была освящена при его личном присутствии. Во время Большого Московского пожара 1812 года храм сгорел. И приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке.

На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, а также при участии Александра I, в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь – были возведены купол и крест. 18 августа 1819 года храм освятили. В феврале 1837 года в нём впервые зазвучал орган.

В 1862 году была произведена реконструкция в неоготическом стиле, по плану архитектора А.Майнхардта. А в 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I.

Церковь играла огромную роль не только в религиозной, но и в музыкальной жизни Москвы – в ней выступали известные московские и приезжие исполнители. Достаточно упомянуть органный концерт Ференца Листа, который прошёл 4 мая 1843 года.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 году собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза.

Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года.

Службы в Кафедральном соборе были прекращены в 1936 году.

В 1928 году также была закрыта и разрушена лютеранская церковь св. Михаила в Немецкой слободе, от которой сохранились алтарная Библия 1665 года, алтарь в стиле барокко 1764 года, орган 1898 года, а также похищенный крест епископа Майера — все эти реликвии в настоящее время находятся в Петропавловском соборе.

В 1937 году собор переделали под кинотеатр «Арктика», а затем передали студии «Диафильм». Произведённая перепланировка полностью уничтожила весь внутренний интерьер. В 1941 году церковный орган был эвакуирован в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично – на декорации. А перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 года был разобран шпиль собора.

В июле 1992 года здание было возвращено общине решением Правительства Москвы. В 2004 году, после долгих усилий, удалось найти спонсоров, как среди частных лиц, так и среди организаций. Это дало возможность приступить к масштабным восстановительным работам. 30 ноября 2008 года состоялось освящение возрождённого собора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль. Высота собора со шпилем составляет 62 метра. С 2005 года ведётся восстановление деталей исторического интерьера.

Источник: https://mostrek.ru/kafedralnyiy-sobor-svyatyih-petra-i-pavla/

Евангелическо-лютеранский Кафедральный Собор свв. Петра и Павла в Москве

Базилика Свв. Петра и Павла
anothercityjohanajollygirl

В конце июля я отправилась прогуляться по Китай-городу, так как люблю этот район, как, впрочем, многие места в центре. Про то, что в Старосадском переулке есть лютеранский собор я знала и давно планировала пойти посмотреть на него, так ка столько всего слышала. Даже в общине знаю парочку его бывших прихожан.

Долго собиралась, и все что-то не складывалось, но тут я услышала, что там восстановили шпиль, и теперь он почти в первозданном виде, и решила пойти-таки.Как у многих храмов, у этого собора сложная история. В советское время храм был изъят и передан под кинотеатр, интерьер был разрушен, шпиль разобран в 1957 году перед фестивалем молодежи и студентов.

Ныне храм восстановили, и жизнь общины продолжается. Так он выглядел еще зимой.А теперь только стоит обогнуть православный храм свв. Космы и Дамиана и войти в Старосадский переулок, как вдалеке тут же виднеется шпиль. Уж точно невозможно заблудиться.Евангелическо-Лютеранский собор свв. Петра и Павла теперь предстал во всей красе.Готическая архитектура – это вообще моя слабость.

Собор произвел на меня очень сильное впечатление. Когда задираешь голову и смотришь на шпиль, стремящийся в небо, то переполняешься каким-то детским восторгом. В каждом из нас живет маленький ребенок, а дети ведь так любят все большое. Правда снимать здесь не так-то легко – территория у собора маленькая и развернуться совсем негде. Здесь же двор микроскопический.

Собор занимает больше половины. Есть еще домик пастора, и где-то должна быть капелла, где проводят мессы. Но указателя нет, а спрашивать я постеснялась. Вообще старалась вести себя как можно тише, хотя, в принципе, почему-то была уверена, что меня все же не выгонят. Здесь так же проводятся концерты органной музыки. Я бы сходила с удовольствием, на самом деле.

Тем более, орган там прекрасный и замечательная акустика. Собственно, эти волшебные звуки и сподвигли меня войти внутрь, собрав всю решимость. Как оказалось, решаться было особо не на что, так как в этот обеденный час собор абсолютно пуст, и я смогла беспрепятственно походить по нему и заглянуть во все углы. А после присела на лавочку послушать органиста.

Иногда так хочется побыть одной поближе к Небу. Я села на лавку, которые тут почему-то без подколенников, но зато с наклонной спинкой, образующей своего рода пюпитр, чтобы листочки с песнями было класть удобно, и погрузилась в свои мысли. Никого больше кроме меня и музыки.Наверное, органист разминался перед концертом каким-нибудь. Что мне очень понравилось, так это светлый зал.

Свет повсюду, и это волшебно. Что еще надо, чтобы душа улетала ввысь? Когда в нашем католическом храме сквозь стекла витражей, струится мягкий солнечный свет, то иногда возникает ощущение, что вот-вот где-то возникнет лестница Иакова. Здесь, конечно, у меня такого не было, так как я не лютеранка, и мне место непривычно, но находиться внутри было приятно.

Правда, витражи здешние мне не очень понравились. Лубочные какие-то. Бывают и лучше. Всего их четыре (по два с каждой стороны алтаря): Лютер, Петр, Павел и еще кто-то. Свет, такое ощущение, через них проходит с большой затинкой.А вот кафедра пастора устроена весьма интересно. Прямо балкончик, чтобы смотреть на всех сверху вниз.А алтарь во многом похож на католические.

Даже пасхал (свеча) на заднем плане, но как-то странно думать, что его присутствие здесь лишь символическое.

Почитала так же доску объявлений. Приятно видеть, что община живая. Есть встречи для детей, подростков, молодежи, женщин, пожилых прихожан. Есть занятия, готовящие к конфирмации, то есть аналог катехизации. Есть кружок изучения Библии.

А еще они очень трогательно поздравляют именинников месяца из числа прихожан, а так же новых членов общины с прибытием. Это хорошо, в конце-концов. Так что уходила довольная и с пожеланием всяческих благ этому храму и его обитателям.

|

anothercityjohanajollygirl

Если выходишь на станции метро Полянка, то в глаза сразу бросается церковь очень жизнерадостной расцветки.Когда я шла за книгами в “Молодую гвардию”, то всегда ей любовалась.
Однажды, наконец, собралась подойти поближе и хотя бы узнать, как она называется.
Храм был освящен в память о святом Григории Неокесарийском. Историю можно прочесть тут. Копировать не хочется.
Большой минус в том, что очень трудно найти хорошую панораму для съемок – провода троллейбуса мешают. А если подойти поближе, то не влезает в кадр.Впрочем, вживую все равно красивее. Или у меня фотоаппарат не очень все-таки.Внутри храм тоже очень хорош, но там я фотографировать не стала, потому что не везде к этому хорошо относятся. Он необычен тем, что за перегородкой есть “секция” для крещения с купелью для взрослых. А еще в подсвечниках там не привычные ячейки, в которые порой ужасно трудно воткнуть свою свечку, а песок. Раз – и готово. И влезает намного больше свечей.

Одно из любимых мест в Москве.

Источник: https://anothercity.livejournal.com/18150.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.