Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Содержание

Санта-Мария-ин-Арачели, преемница храма Юноны Капитолийской |

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Я уже упоминала в своих статьях о Риме о том, что римляне очень любят сочинять красивые истории, мифы и легенды.

Так вот в этой статье я расскажу вам целых три историй связанных с церковью Санта-Мария-ин-Арачели, и гусей, которые спасли Рим тоже не пропущу.

Если вы приехали Вечный город, обойти эту церковь своим вниманием вам вряд ли удастся. Ведь она стоит на Капитолийском холме в самом центре Рима.

Еще в до христианскую эпоху на месте церкви стоял знаменитый храм Юноны Капитолийской. В древности женщины молили Юнону о хорошем замужестве и здоровых детях, в средние века изменилось только имя к которому обращались страждущие на этом же самом месте. Юнону Капитолийскую сменила Святая Дева Мария. В раннехристианскую эпоху церковь была греческой веры, т.е. византийской или православной.

К Санта-Мария-ин-Арачели ведут целых 124 ступеньки, а чтобы вам легче было подниматься скажу, что они сделаны из скамей Колизея и Большого цирка.

Возможно поэтому туристы так любят на них сидеть и любоваться великолепным видом.

А повелел их построить уже известный моим постоянным читателям Риенцо (я его упоминала в моей предыдущей статье о Капитолийском холме) в благодарность святой Деве Марии за счастливое избавление города от эпидемии чумы.

Санта-Мария-ин-Арачели 124 ступеньки

Как гуси Рим спасли

Во времена Древнего Рима на месте церкви стоял храм Юноны и именно в нем и жили знаменитые гуси, которые спасли Рим. Быть может их держали в храме для гаданий и предсказаний.

Гуси очень бдительные птицы, любой охотник вам это подтвердит, когда стая садится на отдых и кормежку, они обязательно выставляют смотрящих по сторонам, чтобы никто не смог подкрасться.

Видать гуси Юноны в ту, прославившую их ночь еще не забыли повадки своих диких сородичей и не преминули поднять шум, когда услышали, как галлы пытаются забраться на Капитолийский холм.

С тех пор о гусях, которые спасли Рим, знает весь мир. А в благодарность за спасение на содержание гусей была выделена отдельная статья расходов в бюджете. Римляне пошли еще дальше, каждый год празднично одетого гуся носили в паланкине вокруг форума. Мне в этой истории интересно только одно, как они заставляли этого гуся сидеть в паланкине, да еще одетым.

Откуда взялось слово «money»

Римляне были религиозны и богобоязнены испокон веков. Они ставили алтарь неизвестному богу и даже построили храм всех богов, чтобы не навлечь на себя гнев высших сил, подстраховались со всех сторон, иными словами. Но это не мешало им рационально мыслить.

Многочисленные римские храмы имели и утилитарное назначение. В одном храме проводились общественные собрания, в другом проходили судебные заседания, а в храме Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница») чеканили деньги.

И русское слово «монеты»  и английское «money» произошло от прозвища римской богини.

Алтарь небес

Это еще не все легенды Древнего Мира. Говорят, что в церкви Санта-Мария-ин-Арачели установлен самый древний христианский алтарь в мире. Он был установлен еще до рождения Христа. Как такое было возможно? Будьте уверенны римляне сумеют найти объяснение самым невероятным вещам.

В храме Юноны жила предсказательница-сивилла, и когда сам Август Октавиан в апогее своей славы спросил у нее: «Будет ли человек более великий чем я?». Она ему описала свое видение Мадонны с младенцем, тогда Август повелел немедленно поставить алтарь этому будущему богу — «Ара Чели» — «Алтарь Небес». Поговаривают, что эту древнюю легенду сочинили уже в XX веке для привлечения туристов.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели популярна у итальянцев для проведения церемонии венчания. Внешне церковь, как и большинство римских церквей выглядит очень скромно, а внутри как всегда всё более чем шикарно. Раньше фасад украшали росписи и мозаики, до наших дней эта былая роскошь не дожила.

Интерьер по сравнению с фасадом просто потрясающий. Один только кессонный потолок чего стоит. Пока разглядывала многочисленные гербы на потолке даже шея перенапряглась. В некоторых церквях Рима для этой цели делают зеркальные столы по центру зала, чтобы посетители не уставали, очень разумное решение, но в Санта-Мария-ин-Арачели  зеркальных столов нет.

Обратите внимание на колонны, многие из них разные, потому что их добывали на развалинах Древнего Рима.

Интерьер, там в алтаре чудотворная икона

Санта-Мария-ин-Арачели титульная церковь, это значит что она закреплена за одним из кардиналов папского конклава.

Поэтому за свою долгую жизнь церковь успели украсить многочисленными гербами кардиналов и Пап. Есть на замысловатом потолке и изображение Капитолийской волчицы с младенцами Ромулом и Ремом.

У меня такие вещи вызывают некий диссонанс, поскольку волчица все таки языческий символ, но итальянцы ничего странного в этом не видят.

Потолок

Окошко над входом украшает герб семейства Барберини. В XVII на папский престол взошел представитель этой знатной и богатой фамилии под именем Урбан VIII (годы понтификата 1623-1644). Как правило это означало, что все племянники папы станут кардиналами и князьями, и семейство станет еще богаче и могущественнее. Так и случилось можете не сомневаться.

Пчёлки — герб семьи Барберини, папа Урбан VIII (1623-1644)

В алтаре церкви хранится чудотворная икона Божьей матери. Римляне верят, что в XIV веке именно крестный ход с этой иконой не дал разыграться эпидемии чумы, выкосившей больше половины населения тогдашней Европы. Итальянские иконы Богоматери очень похожи на русские, у них один источник — Византия.

Алтарь с чудотворной иконой

Полы в базилике выполнены в технике Косматеско.  Этот стиль так же наследник погибшей Византии, назван так по фамилии мастера. Камень для выполнения мозаик добывали на развалинах, на круги резали колонны. Камень красного цвета — порфир, достаточно твердый и тяжело обрабатываемый.

Полы с кругами выполнены в технике Косматеско

Санта-Мария-ин-Арачели украшена многими произведениями искусства, любой музей мира мог бы гордиться такими экспонатами. Мадонна с младенцем Пьетро Каваллини одно из самых ранних произведений искусства, украшающих церковь, относится к XIII веку.

Пьетро Каваллини (1240-1330), Мадонна с младенцем

Обязательно стоит зайти в капеллу Бернардина Сиенского, там вы сможете увидеть фрески работы Пинтуриккьо (XV век), иллюстрирующие жизненный путь Святого. Расписана вся капелла, я вставляю фотографию только одной фрески.

В XIV веке в Италии распространился и укоренился культ Вакха, сопровождаемый оргиями и содомией.

 Бернардин Сиенский ходил по разным городам и селам и проповедовал о вреде этого культа, говорят он был таким же хорошим проповедником, как и Савонарола из Флоренции, послушать его собирались толпы народа.

А дядька с бородой в желтой одежде за двумя монахинями очень похож на гостя из Руси и шапка у него с мехом. Мех в Италии совсем лишний, тем более на шапке.

Одна из фресок капеллы Святого Бернардина Сиенского

Санта Бамбино

В церкви хранятся мощи Святой Елены — матери Константина Великого и деревянная статуэтка Санта Бамбино вырезанная  из  дерева оливы Гефсиманского сада в XV веке, вся украшенная золотом и бриллиантами. Художественной ценности скульптура не имеет, но вера в ее помощь у итальянцев велика. К Санта Бамбино до сих пор приходит много писем, вы можете их видеть по краям фотографии  в корзинках.

Капелла Санта Бамбино

Раз в неделю служители церкви сжигают не вскрывая все старые письма и кладут рядом со статуей новые.

Традиция просить помощи в болезни у Бамбино сильна и в наше технологичное время. Начиная с XVII века Бамбино регулярно возили к постелям смертельно больных. Для этой цели содержали специальную коляску.

С течением времени конную бричку заменило такси и традиция продолжается.

Бывали случаи ограбления Бамбино, Рим замирал в такие моменты от потрясения кощунством.  Очень быстро находились жертвователи, возмещавшие эту утрату. Раз в год статуэтку Бамбино помещают в Рождественские ясли и проносят с шествием по городу.

Надеюсь я уговорила вас обязательно посетить Санта-Мария-ин-Арачели. Я перечислила не всё, что выставлено в церкви. Церкви Рима это отдельная песня. В каждой из них скрывается множество интересных историй, легенд и обычаев.

Далее приглашаю вас пройти на Бычий форум, ранее там был рынок, а сейчас он более всего известен Устами Истинны.

Хотите поехать в Рим самостоятельно? Читайте в одной статье краткий путеводитель по Риму и окрестностям. Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, где лучше всего купить билеты в музеи Рима и избежать очередей.

Источник: https://trip-together.ru/santa-maria-in-ara-coeli/

Базилика «Санта Мария ин Арачели» в Риме

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Рим. Базилика «Санта Мария ин Арачели» или базилика «Святой Марии Жертвенника Небесного» – старейшая базилика Рима и одна из основных его достопримечательностей.

Находится церковь на вершине Капитолийского холма рядом с Сенаторским дворцом и мемориальным комплексом в честь Виктора Эммануила-II.

Построена Basilica-di-Santa-Maria-in-Aracoeli на месте  греческой христианской церкви 6-го века  бенедиктинцами в десятом веке.

Рим. Базилика «Санта Мария ин Арачели»

Фундаментом церкви послужили развалины языческого храма в честь Юноны. А в 13 веке уже монахи францисканского ордена церковь перестроили и расширили.

История церкви «Святой Марии Жертвенника Небесного»

История церкви «Святой Марии Жертвенника Небесного» связана с одной интересной мистической историей.

  Давным-давно, когда  Римом правил  император Август, а царем иудейским был Ирод, сенаторы великого города придумали построить   первый храм не в честь языческого бога, а в честь своего великого Императора.

 Август, прежде чем дать свое согласие на постройку храма в честь себя, (пусть великого, но все же, человека, а не бога), – решил  испросить благословения у духов, покровительствующих ему.

Рим. Базилика «Санта Мария ин Арачели». Главный алтарь.

Для этого  как-то одной темной ночью  император отправился  на Капитолийский холм, чтобы принести в жертву двух голубей и услышать, что скажут ему языческие боги.  По дороге Августу встретилась сибилла –  старая прорицательница, которой привиделось странное видение с яркой звездой на востоке, стадом овец и пастухами.

Эта яркая звезда вела пастухов в небольшой вертеп (загон для скота).   Пока сибилла была погружена в это необычайное видение, император решил принести жертву, – взял голубя, но руки его каким-то непонятным образом вдруг ослабели и голубь улетел.

Тоже самое произошло и со вторым голубем, обещанным Августом в жертву своим языческим богам.

Кессонный потолок базилики Санта Мария ин Арачели

А в это время сибилла все глубже погружалась в свое видение, –  теперь она ясно видела в яслях вертепа деву с младенцем на руках, от которых исходило нестерпимое для глаз божественное сияние.

Сибилла обернулась к Августу, тронула его за плечо и  сказала: «Посмотри! Вот Он, истинный Бог, рожденный от Бога, которому вскоре будут поклоняться на холмах Рима!» Так,  великий и мудрый император   стал, быть может, первым римлянином, удостоенным  видеть Святую Деву Марию и Рожденного Христа (пусть даже и через видение сибиллы).

  После такого откровения  храм в честь «себя» император Август строить запретил, но на том месте, где  он увидел Истинного  Бога, рожденного до Девы Марии, приказал построить алтарь со словами «Жертвенник небесный   Перворожденному от Бога».

Чудеса Базилики Санта Мария ин Арачели

Сейчас на месте этого жертвенника размещается  в церкви Санта Мария ин Арачели придел  Святой Елены – матери императора Константина, в котором находится рака с ее мощами.

Небесная Лестница Базилики Санта Мария Жертвенник Небесный на Капитолийском холме

В главном алтаре базилики находится икона Божьей Матери,  которая (по преданию) написана самим евангелистом Лукой и считается  чудотворной.  А до 1994 года здесь же находилась  чудотворная статуя Младенца-Христа, вырезанная из дерева Гефсиманского сада.  В том году она была украдена и заменена копией.

Лестница Базилики Санта Мария ин Арачели

Чудотворной считается и широкая лестница из 124-ех  ступеней, ведущей к порталу церкви.  По преданию, если взобраться по этой «божественной лестнице» на коленях, то  простятся все прегрешения, а бесплодные женщины могут даже вымолить ребенка.  Построена эта лестница по приказу «народного трибуна» Кола ди Риенцо (в 1348 г), в честь избавления Рима от чумы.

Интерьер Базилики-di-Santa-Maria-in-Aracoeli

Внутри церкви находятся фрески с изображением Святого Бернардина из Сьенны, особо почитаемого  за самоотверженный подвиг в борьбе с чумой.

Римские колонные центрального нефа Basilica-di-Santa-Maria-in-Aracoeli

Кессонный (кассетный) деревянный потолок церкви  выстроен в 16 веке в честь победы  итальянского объединенного флота над турками в битве при Лепанто (1571),  – эта победа  развеяла миф о «непобедимости» турецкого флота.

Рим. Basilica-di-Santa-Maria-in-Aracoeli. Центральный фасад. Слева здание Музея Рисорджименто

Сама церковь построена в строгом романском стиле. Единственное «исключение» – готические окна-розы на центральном фасаде. Внутри же, три нефа церкви разделены римскими колоннами.

Колонны изготавливались не специально для этой церкви, а были собраны из разных римских построек, поэтому нет  единообразия в отделке колонн.

Третья слева из 22-х колон взята из дома самого императора Августа, о чем есть  на ней соответствующая надпись.

Источник: http://www.v-evropu.info/rim-bazilika-santa-mariya-in-aracheli.html

Церковь Санта Мария ин Арачели в Риме, Италия. Базилика Святой Марии. Santa Maria in Aracoeli на фото. » Карта путешественника

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Контакты

Адрес: Scala dell’Arcicapitolina, 12, 00186 Roma, Италия

Телефон: +39 06 6976 3839

Часы работы: с 09:00 до 17:030

Как добраться

Метро: станция Colosseo (линия В)

Автобусы: остановка Piazza Venezia (46, 60, 80, 190F, 780, 916, 916F)

Путешествие по Риму равносильно межвременным странствиям — чтобы побывать в местах периода античности и тут же перешагнуть в средневековье, а оттуда в современный город, достаточно пройтись по центру столицы Италии. Там вас встретят развалины древнего мира — Римский форум, Колизей, Пантеон и другие постройки.

Но стоит обратиться к справочникам и вы тут же обнаружите, что Рим не только хранилище артефактов античности, но и средневековья.

Ярким примером ценности Рима в качестве «морозилки» времени является церковь Санта Мария ин Арачели — одна из древнейших религиозных построек города, сохранившая свой готический облик до наших дней. Смена религиозных взглядов, эпох и течение времени не смогли обрушить своды этой церкви — она по-прежнему является самой популярной в Риме.

История церкви Санта Мария ин Арачели

Многие постройки Вечного города были возведены над помещениями античности. Так случилось и с Санта Мария ин Арачели (Santa Maria in Aracoeli) в Риме — базилику построили на месте храма богини Юноны.

Вначале помещение храма наводняли греческие монахи, после них — бернардинцы. Самую большую роль в истории церкви сыграли францисканцы — орден, провозглашающий любовь к ближнему величайшей целью.

Именно они перестроили церковь в 1250 году в романо-готическом стиле, какой мы ее сейчас видим, и сделали это заведение наиболее популярным в средневековье.

Кроме интереса к самой постройке, интересна история лестницы ведущей к церкви — она насчитывает 124 ступеньки и возведена в честь благодарности римлян милости божества. Римский политический деятель Кола ди Риенцо занялся финансированием строительства лестницы. По его мнению, именно благодаря церкви Девы Марии, а точнее благодаря самой Божьей Матери Рим смог пережить напасть чумы.

Что посмотреть в Санта Мария ин Арачели

Безусловно, Рим и хорошая погода — �

�то идеальное путешествие. Достоинства церкви невозможно найти в ее внешнем виде — снаружи здание не вызывает восторга и воодушевления, а скорее смахивает на типичную церковь, построенную за счет благотворительных взносов. Но стоит пройтись по сотне ступень и зайти вовнутрь и становится понятным обратное — это одна из самых красивых церквей.

Интересно, что у этого здания есть 2 свои легенды:

  • Те самые ступени, построенные после победы над чумой, по словам местных жителей способны приносить удачу. Непонятно почему так происходит, но попробовать все-таки стоит: для того, чтобы выиграть в лотерее или взять на свою сторону удачу, необходимо в полночь пройти по всем ступеням на коленях с молитвами к Божьей Матери. Только вы можете решить: правда это или вымысел?
  • Внутри церкви в одной из галерей находится деревянная статуэтка Младенца Иисуса. Можете верить, можете нет, но это деревянное подобие божества может определить вероятность лечения болезни. Если больной при обращении к Иисусу обнаруживает, что губы его покраснели, значит, надежда есть и болезнь можно излечить.

Как видно из этих историй, церковь Святой Марии отражает настрои тех далеких времен, когда в Риме бушевала эпидемия чумы — из-за безысходности многое возлагалось на удачу и надежду, которые можно обрести, если поверить в легенды церкви.

Кроме загадочных объектов, есть и вполне нормальные вещи, обретшие со временем большую ценность — это картины Бернардина Сиенского и Антония Падуанского, выполненные великими художниками Гоццоли и Пинтуриккьо.

Находятся картины внутри базилики в галереях отделенных от основного зала церкви полукруглыми арками. Часть церкви по-прежнему несет оттенок ее античного начала — это колонны, поддерживающие потолок строения.

Их в Санта Мария ин Арачели насчитывается 22.

Что касается самого потолка, то это тоже отдельная достопримечательность — на нем изображена красочная фреска сделанная мастерами школы Бернини в честь победы над турецким ярмом под городом Лепанто.

Помещение церкви хранит внутри не только иконы Лука, деревянного Иисуса и уникально расписанные потолки, но и мощи Святой Елены, королевы Боснии и других значимых людей. Все это находится на месте, где раннее организовал жертвенник император Римской империи Август.

Одного только взора достаточно, чтобы оценить красоты внутренних убранств церкви. Многие элементы религиозного здания сделаны из дерева, а полы выложены в типичном для средневековой Италии стиле косматеско.

Одной массивной люстры, свисающей из украшенного фресками потолка, достаточно, чтоб широко разинуть рот с удивленными глазами.

Где находится Санта Мария ин Арачели

Находится базилика на верхушке Капитолийского холма, в центре Рима. Чтоб добраться до достопримечательности, вы можете поехать на место тремя способами:

  • Такси до адреса Piazza Campidoglio, 55.
  • На автобусе до остановки Piazza Venezia (4, 6, 12, 18, 19, 20, 25, 60, 46, 80B, 916, 916F, 3, 780).
  • На метро до станции Колизей (линия В).

Церковь Санта Мария ин Арачели на фото

Каждый может познакомиться с Санта Мария ин Арачели лично посредством путешествия по столице Италия, но не у всех есть возможность. Для второй категории людей мы подготовили подборку лучших фото церкви.

Источник: http://travelermap.ru/cerkov-santa-mariya-in-aracheli-v-rime-italiya/

Церковь Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели (Рим)

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо
  Присоединяйтесь, чтобы получить интересные новости, обновления и прочую информацию

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Церкви Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели

Адрес: Пьяцца д'Аракели (Piazza d'Aracoeli) Тел. 06-679 81 55 Часы работы: с 9:00 до 12:30, с 15:00 до 18:00 ежедневно

Лестница Аракели, построенная в 1348 году, ведет к вершине Капитолийского холма и к этой интересной церкви. Церковь Санта Мария была возведена в VI веке.

Нынешнее здание восходит к правлению папы Григория XIII в 16 веке. Столбы, поддерживающие потолок, сильно отличаются друг от друга. Все они были собраны из разных древних римских памятников и храмов. Третья колонна слева, когда вы входите в церковь, происходит из спальни императора Августа Октавиана.

Внутренние фрески датируются 15 веком Пинтуриккио (Похороны святого Бернардино). Церковь известна святыми мощами, принадлежащих Святой Елене, матери императора Константина, различных мелких реликвий из Гроба Господня.

Здесь же хранятся останки святого Юнипера, одного из первоначальных последователей святого Франциска Ассизского. Папа Гонорий IV и королева Екатерины Боснийская также похоронены в церкви Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели.

Плита с монограммой Иисуса, которую святой Бернардино из Сиены использовал в качестве свидетельствова о преданности Святому Имени Иисуса, хранится в Аракоэли.

Первоначально церковь была названа Санкта Мария в Капитолио, так как она была расположена на Капитолийском холме (Campidoglio, на итальянском языке) Древнего Рима; к 14 веку она была переименована.

Средневековая легенда, включенная в путеводитель по Риму в середине двенадцатого века, “Мирабилия Урбис Роме”, утверждала, что церковь была построена над Августин Ара, на том месте, где Тибуртинская сивилла пророчествовал Августу о пришествии Христа.

«По этой причине фигура языческого императора Августа и сивиллы расположены по обе стороны от арки над главным алтарем» (Lanciani, глава 1). Более поздняя легенда гласила о появление Девы Марии на этом месте.

В средние века осужденные преступники были казнены у подножия ступеней; там же самопровозглашенный трибун, возродивший римскую республику, Кола ди Риенцо встретила свою смерть от рук толпы в 1354. Здесь же стоит небольшая бронзовая статуя, посвященная ему.

В «Истории денег» антрополог Джек Уэзерфорд подробно рассказывает о предыдущем здание храма Юноны Монеты на месте которой стоит современная церковь Санта-Мария в Аракели.

Согласно римским историкам, в четвертом веке до н.э.

, раздраженный гул священных гусей вокруг храма Юноны на Капитолийском холме предупредило людей о надвигающейся ночной атаке галлов, которые тайно поднимались по стенам цитадели. Из-за этого события богиня приобрела [свое] прозвище-Юнону Монета, от латинского monere (чтобы значит предупредить).

В качестве покровительницы государства Юнона Монета руководила различными видами деятельности государства, в том числе основной деятельностью по выпуску денег.

Прозвище Юноны стало причиной появление слова “монета” в русском языке. Первоначально это слово означало “предупреждать”.

Основание церкви Санта-Мария-ин-Арачели или Санта-Мария в Аракели было заложено на месте византийского монастыря, упомянутого в 574 году. Многие здания были построены вокруг первой церкви. В верхней части холма располагался монастырь с кельями для монахов, а на склонах холма вырос небольшой кварта с рынком.

Остатки этих зданий – таких как маленькая церковь Сан-Бьяджо-де-Меркато и Римская Инсула были обнаружены в 1930-х годах. Сначала церковь Санта-Мария-ин-Арачели была спроектирована по греческим образцам, признак влияния византийского экзарха. Однако позже интерьер церкви Санта-Мария-ин-Арачели был изменен.

Церковь перешла под паский контроль к IX веку, здание церкви было сначала передана бенедиктинам, а затем папским документом францисканцам в 1249-1250 годах. При францисканцах он получил свой романско-готический нынешний вид. Арки, которые делят проходы, поддерживаются колоннами.

Эти колонны сильно отличаются друг от друга так как они были подобраны с римских руин. В средние века церковь Санта-Мария-ин-Арачели стала центром религиозной и гражданской жизни города.

в частности во время республиканского правления XIV века, когда Кола ди Риенцо открыла монументальную лестницу в 124 ступеней, ведущую в церковь, спроектированную в 1348 году Симоне Андреоззи в надежде остановить Черную смерть и спасти Вечный город.

В 1571 году в Санта-Мария в Аракели состоялись торжества, посвященные герою Рима и Италии Маркантонио Колонне после победоносной битвы при Лепанто над турецким флотом. Отмечая этот случай, потолок был позолочен и окрашен (завершен 1575), чтобы поблагодарить Пресвятую Деву за победу. В 1797 году, с вторжением императора Наполеона и окончании римской республикой, базилика была закрыта и превращена в конюшню.

Источник: http://ermakvagus.com/Europe/Italy/rome/santa-maria-in-aracoeli-rus.html

Капитолий в Риме: площадь, холм, музей, ансамбль Микеланджело, как добраться

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

На итальянском Капитолий звучит как Monte Capitolino — капитолийская гора. Это самый пологий из семи холмов, на которых был построен Рим. Высота холма — 46 м.

На его вершине находится Площадь Капитолия (Piazza del Campidoglio), посредине которой стоит бронзовая статуя Марка Аврелия. По периметру пощади находятся Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio), Дворец Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), Палаццо Нуово или Новый Дворец (Palazzo Nuovo) и базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Santa Maria in Araceli).

История

В Древнем Риме на площади Капитолия собирался сенат и находилось здание государственного архива — Табулария.

В V веке до н.э тут был построен Капитолийский храм в честь трех главных древнеримских богов: Юпитера, Юноны Монеты и Минервы. Некоторые из этих сооружений были сожжены и разграблены, другие —  перестраивались и изменяли свое первоначальное назначение. В итоге площадь обветшала и настолько пришла в упадок, что в V столетии н.э. вокруг неё пасли коз.

Новое дыхание Капитолийский холм получил в 1536 году благодаря приезду испанского короля Карла V в Рим. Папе Павлу III, как хозяину города, попросту стало стыдно за такое плачевное состояние Капитолия.

Работу над проектом решили поручить Микеланжело Буонаротти (Michelangelo Buonarroti), самому известному в то время придворному художнику и архитектору. Увы, он успел воплотить лишь малую часть задуманного. После смерти Микеланджело, реставрацией занялись его ученики.

Окончательный вид, сохранившийся до нашего времени, площадь приобрела только в 1654 году.

Архитектура

Если посмотреть с высоты птичьего полета, площадь имеет форму трапеции. Таким образом, Микеланджело сделал ее визуально открытой городу и посетителям.

В главе находится Дворец Сенаторов, по бокам — Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Слева и справа площади находятся мраморные олицетворения рек Тибра и Нила.

Весь ансамбль наполнен скрытыми аллюзиями на разнообразные события и личности. Искусствоведы, изучающие творчество Микеланджело, до сих пор расшифровывают его скрытые послания.

Возможно, одно из них получится разгадать и вам, побывав в Риме.

Дворец Сенаторов (Palazzo Senatorio)

Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади.

Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения.

Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария.

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/kapitolij.html

Капитолий – главный Римский холм — Блог Милы

Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

От Форумов, не доходя до памятника Виктору Эммануилу II, сворачиваем налево и поднимаемся на холм. Капитолий — самый значимый и прославленный из семи римских холмов. Несмотря на всю его важность, холм этот – самый низкий из римских возвышенностей.

Поднимаемся на холм по via di San Pietro in Carcere. Внизу хорошо просматриваются Форумы.

вид с Капитолия на Форумы

На Капитолийском холме находится самая древняя тюрьма Рима — Мамертинская (или Тулианская — Tullianum). Тюрьма Tullianum была построена в VII вв. до н.э. В VIII в. тюрьма стала называться Мамертинской. В тюрьме было два уровня: надземный и подземный грот.

В XVI в. над тюрьмой была возведена церковь Сан-Джузеппе-деи-Фаленьями. Узниками Мамертинской тюрьмы являлись многие известные личности. По преданию, в этой тюрьме томился в заключении святой Петр, отсюда пошло еще одно название — Сан-Пьетро-ин-Карчере.

Мамертинская тюрьма

у холма нас встречает символ Рима — Капитолийская волчица (Lupa Capitolina) c младенцами Ромулом и Ремом.

Капитолийская волчица (Lupa Capitolina)

Младенцев, правда, в 65 году спалило молнией, так что папе Сиксту IV, который даровал коммуне статую, пришлось заплатить 10 золотых флоринов флорентийскому скульптору Антонио дель Поллайоло, чтобы сделал для волчицы новых близнецов. В прошлом веке заменили и всю статую: оригинал поместили внутрь Палаццо Консерватори, а снаружи поставили современную копию.

Капитолийская волчица

Выходим на Капитолийскую площадь.

Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio)

Капитолийскую площадь целиком и полностью придумал Микеланджело — от рисунка на мостовой (уникальное звездообразное мощение) до дизайна и расположения фасадов.

Капитолийская площадь, панорама

Ему же принадлежит идея поставить в центре статую Марка Аврелия, чудом пережившую средневековые гонения на языческих идолов. Долгое время считалось, что бородатый всадник — не кто иной, как император Константин, поэтому памятник спасли и долгое время держали во дворе папского дворца в Латеране.

А когда истина вскрылась, уничтожать бронзового императора никто уже не решился. Микеланджело поставил его на постамент, сделанный из колонны храма Кастора и Поллукса; и вот он едет на коне, прототип всех бронзовых всадников, которые с того времени пришпоривают своих коней на улицах и площадях мира.

Правда, теперь сейчас стоит не позеленевший от времени оригинал, а копия (оригинал переехал в Палаццо Нуово).

статуя Марка Аврелия

Дворцы

Микеланджело еще сочинил расходящиеся в стороны лестничные пролеты для замыкающего площадь палаццо Сенатори (Palazzo Senatori). Палаццо Сенатори возник на этом месте еще в XII веке, когда римлянам впервые пришла в голову идея городского самоуправления.

Изначально там заседал совет из 56 человек, по старой памяти названных сенаторами, но пару веков спустя сенатор остался только один: он был чем-то вроде городского главы, в чьи обязанности входило помогать папам управлять горожанами. Реконструкция дворца была закончена в 1605 г.

  Нижний ярус дворца выполнен из рустикального камня; верхний — разделён пилястрами с классическими коринфскими капителями. Венчает здание ренессансная Капитолийская башня с фигурой Минервы. Она была построена в 1579 году — автором проекта стал Мартино Лонги-старший.

В звоннице башни находится колокол, созданный в XVIII веке.

палаццо Сенатори (Palazzo Senatori)

Монументальная двойная лестница, выполняет несколько функций: доступ в помещения дворца, образование ниши под лестницей и архитектурный фон для двух статуй.

лестница палаццо Сенатори

По обе стороны лестницы расположены статуи, которые символизируют две великие реки Нил

река Нил

и Тибр (с младенцами Ромулом и Ремом).

река Тибр

В нише на постаменте находится скульптура «Ликующий Рим», которая изображает богиню Минерву, держащую символ господства Рима — шар. 

Ликующий Рим — богиня Минерва

Одинаковые фасады стоящих по бокам площади дворцов — снова дело рук Микеланджело. Тот, что справа, зовется палаццоКонсерватори (Palazzo dei Conservatori).

Это здание обычно именуют Дворцом Консерваторов, однако в буквальном переводе его название означает «Дворец Хранителей». Дворец был основан в середине XV столетия. В средние века он носил имя «Conservatori dell’Urbe» – в нём заседали судебные органы, а позднее – сенат.

В XVI веке здание реконструировали по проекту Микеланджело, под руководством Джакомо делла Порта – с того времени оно приобрело ренессансный облик.

В истории мирового зодчества это было первое здание, в оформлении которого использовался гигантский ордер – коринфские пилястры, проходящие через всю высоту фасада. Впоследствии этот приём повторялся в архитектуре многих классических зданий.

палаццо Консерватори (Palazzo dei Conservatori)

Противоположный фасад — это палаццо Нуово (Palazzo Nuovo). Здания похожи, как близнецы: фасадами, открытыми галереями, мощными коринфскими пилястрами верхних этажей. Новый дворец построен в 1571-1654 гг.

Здание изначально предназначалось для первого в истории общественного музея. Проект палаццо создал Микеланджело Буонарроти.

После смерти гениального архитектора его план воплотили в жизнь Джакомо Делла Порта, Карло и Джироламо Райнальди.

палаццо Нуово (Palazzo Nuovo)

Кордоната

Творение Микеланджело — ведущая на площадь лестница Кордоната (Cordonata).

Кордоната, вид сверху. Шапочка — половина лебединого яйца на Поллуксе

На самом верху, на балюстраде, стоят Кастор и Поллукс, и не в доспехах, а почти обнаженные, давая понять всю странность своего происхождения причудливой формы маленькими шапочками, представляющими собой половинки лебединого яйца, ведь их матерью была Леда.

Поллукс

Близнецы считались покровителями лошадей и всегда изображаются вместе с ними. Кастор и Поллукс, появились позже — в 1583 году: эти скульптуры были обнаружены при раскопках в театре полководца Помпея.

Кастор

Справа (при спуске) находится статуя Кола ди Риенцо, итальянского политического деятеля, который при поддержке Церкви возглавил антифеодальное восстание 1347 года (статую часто принимают за Джордано Бруно).

На несколько месяцев в Риме вновь была провозглашена республика с ди Риенцо во главе.

Однако последовавшее увеличение налогов (чтобы обеспечить содержание наёмной армии, необходимой для борьбы с феодалами), а вместе с тем и тиранические методы правления вызвали восстание городского населения, во время которого Кола ди Риенцо был убит.

статуя Кола ди Риенцо

С лестницы прекрасно виден так называемый малый Колизей — театр Марцелла.

малый Колизей — театр Марцелла

У основания Кордонаты находятся две мраморные скульптуры древнеегипетских львов, из пастей которых вырываются струи питьевой воды.

Кордоната, вид снизу

Санта-Мария ин Арачели

Спускаемся по Кордонате вниз. Крутая лестница справа ведёт к храму Санта-Мария ин Арачели. Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica di Santa Maria in Aracoeli) находится на Капитолии, на самой вершине холма. Это старейший в Риме базиликальный христианский храм – церковь Святой Марии Жертвенника Небесного.

В IX веке эту базилику построили бенедиктинцы. Храм появился на месте византийского аббатства, существовавшего с VI столетия. Фундаментом строения послужили руины древнеримского храма Юноны. Вначале церковь носила имя Санта Мария ин Капитолио, новое название появилось только в XIV веке.

В конце XIII века храм передали францисканскому ордену. Была проведена реконструкция по проекту архитектора Арнольфо ди Камбьо. С того времени здание приобрело романо-готический облик.

Базилика в средние века была центром религиозной и светской жизни Рима: тут происходили собрания, назначались встречи, поднимал народ на бой с баронами Кола ди Риенцо. В 1348 году архитектор Лоренцо Симоне Андреоцци возвёл монументальную лестницу к храму.

Постройка высокой лестницы, состоявшей из 124 ступеней, была посвящена освобождению Рима от чумной эпидемии. Главный фасад храма сложен из обожженного кирпича, в стене здания прорезаны окна-розы.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica di Santa Maria in Aracoeli)

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

У подножья Арачели, между лестницей к базилике и стеной Витториано, ютятся никем обычно не замечаемые развалины – это остатки древнеримской инсулы, одного из тех многоэтажных домов, какими начала зарастать в I веке столица Империи.

Инсула Арачели — развалины многоквартирного многоэтажного жилого дома в Риме.

На сегодняшний день эта инсула, датируемая II веком, считается самым хорошо сохранившимся жилым зданием в городе Риме и на территории античной Римской империи.

Инсула Арачели (Insula dell’Ara Coeli)

На первом этаже дома располагались лавки и мастерские, соединённые с антресолями между первым и вторым этажами.

Инсула Арачели, первый этаж

Над ними были по меньшей мере ещё 3 этажа с квартирами, пятый этаж практически не сохранился. Судя по толщине стен и описанию Тацита, инсула имела, возможно, ещё по крайней мере 2 этажа из деревянных конструкций. От фасада, украшенного аркадами, сохранились лишь две арки.

На втором этаже располагались 2 большие квартиры по 200 кв. м площадью. Зажиточные слои населения снимали комфортабельные квартиры на первых этажах. Верхние этажи этих домов занимали в основном бедняки.

От римских инсул пошла принятая в Европе нумерация этажей, когда нежилой первый этаж считался нулевым, а нумерация начиналась с жилых этажей.

Инсула Арачели, фреска

Вот так незаметно мы поднялись и спустились с Капитолийского холма, идём дальше — к площади Венеции и памятнику Виктору Эммануилу II.

Италияотдыхплощади РимаРимфонтаны Римафотоотчет

Источник: https://laksena.ru/2017/05/capitolini/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.