Базилика Сан Клементе аль Латерано

Содержание

Базилика Святого Климента в Риме: история и описание с фото

Базилика Сан Клементе аль Латерано

Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от Колизея (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Святые покровители

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым. Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху Древнего Рима.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме.

Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологи ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры.

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/cerkvi-rima/basilica-di-san-clemente.html

Базилика Святого Клемента — путешествие в историю

Базилика Сан Клементе аль Латерано

Это одна из самых необычных и интересных церквей Рима, здесь не только находятся мощи почитаемых христианских святых и шедевры искусства, но и переплетаются эпохи: I, II, IV и XII век.

Подойдя к фасаду церкви можно увидеть как изменился уровень Рима уже с XII века, вход во внутренний дворик находится на два метра ниже современного города, но этот вход часто закрыт, поэтому нужно обойти церковь с левой стороны, там расположен боковой вход.

Сама церковь роскошна, построена она была в 12 веке и с того времени претерпела лишь незначительные изменения. Интерьер поражает античными колоннами, перекочевавшими сюда из древнеримского строения, и прекрасной мозаикой 12 века, выполненной в византийском стиле.

В центре крест, возвышающейся на небольшом холме (Голгофа), украшенный белыми голубями, символ души, под ним протекает река Иордан из которой утоляют жажду (черпают свои силы) животные, и все пространство занято замысловатым орнаментом – это животворящее дерево, а если приглядеться, то можно увидеть у ветвей его разнообразных животных и птиц.

Снизу овечка с нимбом – агнец божий (символизирует Иисуса), — в окружении 12 учеников.

Заслуживают внимание и удивительные полы церкви: это мозайки 12 века выполненные семьей Космати. Это семейство зодчих, которые в средние века заложили основы стиля, охватившего впоследствии всю Европу – косматеско.

В эту эпоху не было в Риме уже былого богатства, не было средств на покупку огромных мраморных и порфирных блоков для украшения полов, поэтому эти зодчие стали использовать подручный материал: обломки ценных пород камня и мрамора из языческих храмов и античных строений.

Из этих кусочков они начали выкладывать замысловатые узоры, радующие глаз. Особенно любопытны круглые фрагменты – это ни что иное, как колонны распиленные на пласты.

По поводу посланий скрытых в этих странных играх линий ученые высказывали различные мнения: предполагалось, и что они носят изотерический характер, и что они показывали место для расположения и остановки священников во время церемоний, и что они скрывают иудейские символы (действительно можно разглядеть звезды Давида), — ну а мы можем любоваться их красотой.

В центре же мраморный хор и балдахин, созданный еще в 6 веке, датировку подтверждает наличие монограммы Иоанна II как на левой, так и на правой стороне, правившего как раз в этот период. Ну а под алтарем покоятся мощи Святого Климента.

Святой Климент, как принято считать, был четвертым по счету Папой Римским (первым был апостол Петр согласно традиции), хотя в то время еще не существовало этого термина, но должность епископа Рима в раннехристианскую эпоху впоследствии стала считаться должностью Папы. Почитаем Климент как в католической вере, так и в православной.

Фрески 1431 года предположительно Мазачо

Нельзя обойти стороной и маленькую часовню в углу, она прекрасна фресками 15 века, изображающими житие Святой Екатерины Александрийской. До сих пор точно не удалось установить автора этого шедевра, но большинство исследователей сходятся во мнении, что их написал сам Мазачо.

Но самое интересное здесь – это подземелья.

В 19 веке при укреплении стен, случайно наткнулись на античные своды, которые служили опорой для стен, сегодня их можно увидеть на стене справа, и стало ясно, что раннехристианская церковь, которую искали по всему городу, все это время была здесь под нами, и начались обширные раскопки: найдена была не только сама церковь 4 века, но и римский дом 2 века, и монетный двор 1 века.

1 уровень — раннехристианская Базилика Святого Климента 4 века

Спустившись вниз (кассы и вход в археологическую зону) находятся справа, мы оказываемся в церкви 4 века, она была разрушена предположительно после разгромленная этой зоны норманами в 11 веке, и ее проще было не восстанавливать, а заполнить песком и камнями, построив новую церковь поверх, что и было сделано. Благодаря чему до нас дошли не только очертания церкви и мозаичные полы 4 века, но и уникальные фрески 9 и 11 века.

Фреска “Чудо Святого Климента”. 11 век

Фреска Чудо Святого Климента

За проповеди христианства Климент в Риме был подвергнут гонениям, и он отправляется на восток через всю Европу, продолжая нести слово божье. Путь его заканчивается на территории современного Крыма, где народ готов еще воспринять христианскую веру.

За веру здесь Климент принимает мученическую смерть, его привязывают к якорю и бросают в море, но ангелы переносят его тело в подводную пещеру и раз в год вода отступала и освобождала проход к ней (предположительно этот Керчская коса), тысячи людей выстраивались в очередь, чтобы поклониться святому и помолиться на его могиле. Но как-то раз здесь спрятался от матери маленький мальчик, и она не отыскав его и увидев, что вода начала наступать продолжила поиски на берегу, а сын так и оказался в могиле под водой. Но девушка не стала проклинать Климента, и спустя год первой встала в очередь на поклонение его могиле. Зайдя внутрь она нашла своего сына не только живым, но и со здоровым румянцем на щеках, святой целый год заботился о маленьком мальчике. Это знаменитое чудо Климента и изображено на фреске, причем можно увидеть даже подводных животных написанных вокруг, что говорит о том, что вся сцена происходит в море под водой. И как ярко сохранились краски, несмотря на века.

Фреска “Святой Кирил и Мефодий” 11 век

Внесение мощей Святого Климента

Это же история знакомых нам святых, Кирилла и Мефодия. Греки по происхождения они отправились к славянским племенам, дабы принести в эти земли святое писание, но эти народы не хотели воспринимать греческую и латинскую культуры и язык, для них это было попыткой завоевания.

И братья создают новую письменность – кириллицу, — взяв за основу греческий и письменность местных скифо-сорматских поселений, переводят Библию.

За что Папа Римский отлучает их от церкви, было запрещено переводить Святое Писание на неканонический язык (языком первых христиан был греческий и латынь, они и стали каноническими).

Реставрация Внесение мощей Святого Климента

Но у Кирила и Мефодия был шанс получить прощение Папы: они могли найти и вернуть в Рим мощи Святого Клемента, в это время могила Климента была утеряна и забыта, но им помогли ангелы указав место, и на фреске мы видим моент торжественного внесения мощей церковь, в которой мы находимся. Папа смилостивился и признал: каждый народ имеет право читать Святое Писание пусть даже на своем языке. Эта история перевернула все традиции: начались массовые переводы Библии на разные языки.

Фреска “Святой Алексий, человек Божий, в Риме” 11 век

Житие Святого Алексия

Алексий происходит из знатной римской семьи, но обратившись в христианство, он раздает свеи богатства и начинает собирать милостыню, помогая бедным. Но в Риме его все знали в лицо и только лишь надсмехались над ним.

Тогда он решает оставить родной город и отправляется на Восток, где и живет жизнью бедняка, помогая на полученные пожертвования всем нуждающимся.

Именно здесь ему явилась Дева Мария, когда он несколько часов подряд молился напротив ее иконы, и только спустя 12 лет он вернулся в Рим, постучался в родительский дом, но его не узнал никто, жизнь бродяги так сильно его преобразила.

Но его приняли родители как нищего, накормили, напоили и даже дали ему маленькую коморку под лестницей, где он поселился. Все это время родители и сестра горько оплакивали его, и даже спустя 12 лет боль утраты не покинула этот дом, но Алексий не раскрыл им своей тайны, пользуясь их милостью как простой бродяга.

Спустя же несколько лет он умер, но когда его его уже испустившего дух, в руках он держал письмо, но разжать его пальцы никому не удавалось.

Зная и христианской вере ставшего родным бродяги родители пригласили епископа Римской общины (Папу Римского), и он благословя Алексия взял их рук его письмо и тут открылась истина: родственники осознали, что оплакиваемый ими Алексий все это время был рядом и начали рвать на себе волосы, негодуя о том, что так мало ему оказывали внимания, так мало помогали и так мало провели вместе времени. Эту печальную сцену и можно увидеть в правом нижнем углу фрески, это последний эпизод. Перед ним Папа Римский разжимает пальцы Алексия, а еще левее Алексий встрчает своего отца на коне, но тот его не узнает.

Фреска “Месса Святого Климента” 9 век

Месса Святого Климента

Это самая известная и любопытная фреска здесь. В центре изображен сам Святой Климент, он проводит домашнюю службу. Это 2 век, эпоха гонений и притеснений христиан, запретов молитв и богослужений, о строительстве церквей и говорить не приходилось.

Христиане собирались тайно в римских домусах, такая служба и изображена здесь.

К этому времени христианство начинает активно распространяться даже среди патрициев, и справа от Клемента на фреске можно увидеть богатую даму Теодору, но муж ее язычник Сиссиний, проследил за супругой и стал подглядывать, чем она занималась, что не укрылось от Святого Климента.

Реставрация фрески Месса Святого Климента

Разоблачив язычника, он дабы проучить, ослепил его. Но Климент будучи человеком милосердным спустя несколько дней, посетил беднягу и вернул ему зрение. Но тот, место того, чтобы прозреть и обратиться в христианскую веру, приказал своим стражникам схватить Климента и вести к императору.

Но Климент ослепляет и их тоже, и они хватают колонну и тащат ее вместо святого.

Здесь и начинается самое интересное: из уст персонажей вылетают слова, это первый пример письменности на простонародном итальянском языке (официальным языком была латынь), кроме того можно различить даже неприличные ругательные слова. Сам Сиссиний выкрикивает: “Тащите, сукины дети.

Гозмари и Альбертель (имена слуг), тащите вон. Карвончелле, помогай сзади рычагом!”. Климент же говорит на правильной латыни: “По вашему жестокосердию вам полагается нести камни вместо меня”. Это ярко выраженное противопоставление христианской и вульгарной языческой культуры.

Здесь же возле алтаря можно увидеть могилы двух археологов, посвятивших жизнь раскопкам в этой церкви и пожелавшим быть похороненными здесь.

Иоанн Павел II молится на могиле Святого Кирилла

Если обойти фреску с левой стороны, то Вы можете увидеть могилу Святого Кирилла, который завещал быть погребенным в Церкви Святого Климента.

Его могила была найдена в 19 веке, после чего мощи были утеряны и заново обретены в 20 веке, после чего их разместили в современной церкви в часовне справа от алтаря, где Вы можете им поклониться.

На могиле же можно увидеть благодарственные надписи народов, пользующихся и пользовавшихся кириллицей.

2 уровень — римский дом 2 века

Митреум

Пройдя дальше Вы можете спуститься еще глубже в историю, это Римский дом Инсула, состоящий из нескольких квартир 2 века. Во внутреннем дворике этого дома в 3 веке был создан Митреум, храм посвященный культу Митры. Заглянув во внутрь можно увидеть даже скульптуру Митры.

Этот культ загадочен, это так называемая мистерия, открывавшая свои тайны только посвященным. Он рождается он в Азии в 13-12 веках до н.э. и ко 2 веку н.э. Распространяется по всей Европе. В данной комнате проводили самый распространенный обряд – совместное пиршество, напоминающее обряд тайной вечери или даже причастия.

Культ митры во многом схож с христианством. Даже день рождения Митры говорит сам о себе – это 25 декабря.

Митраистская школа

Кроме того, он был рожден женщиной от бога, у него было 12 учеников, он умер и спустя три дня воскрес. Это был первая религия, говорившая о загробной жизни, о борьбе со злом, но обращена она было только к мужчинам, и открывала свои тайны после обряда омовения, опять же напоминающего крещение. Прикоснутся к эти тайнам можно здесь.

Далее по коридору можно увидеть Митраистскую школу, где посвящали в тайны мистерий. Здлесб удивительные мозйки на полах 3 века, фрески на стенах и техника стукко на сводах создают античную атмосферу.

3 уровень — помещения 1 века (монетный двор)

Переулок

Спустившись же еще ниже, мы попадает на уровень 1 века. Но проходя через узкий проход, нельзя не обратить внимание на узкий переулок справа, это был проход между двумя зданиями. Ширина переулков в Риме не регулировалась законом, в связи с чем в некоторых их них широкоплечий человек даже не мог пройти.

Мадонна

Несколько помещений, связанных между собой большинством археологов были признаны монетным двором (прежде всего поскольку здесь нет окон). Полы здесь сохранились оригинальными с 1 века, так же как и стены, поражающие античной кладкой.

Монетный двор 1 века

Пройдя по этим удивительным комнатам мы поднимемся опять на уровень церкви 4 века и здесь слева еще одна интересная фреска: Дева Мария с младенцем 8 века.

Хотя на самом деле эта фреска была написана еще в 6 веке и изображала она императрицу Феодору из Равенны. Убедиться в этом можно сравнив данное изображение с мозаиками Равенны.

В 8 же веке ей просто придали черты Девы Марии, но сохранилась имперская корона.

Церковь Святого Климента удивительна, здесь видно смешение эпох, культов и религий. Это незабываемое путешествие в историю.

Официальный сайт: http://basilicasanclemente.com

Часы работы археологической зоны:

будние дни 9.00 – 12.30

15.00 – 18.00

воскресенье 12.00 – 18.00

Вход платный – 10 евро (5 евро до июля 2015)

Заказать экскурсию по Базилике Святого Климента

Источник: http://Roma-turismo.com/%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0/

Сан-Клементе

Базилика Сан Клементе аль Латерано
vita_colorataБазилика  Сан-Клементе существует примерно с 384 года. Церковь устроена на месте дома, принадлежавшего священномученикуКлименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины  святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по указу  Траяна.

Она видела трудные года города, набеги Алариха и других варварских войск, пожар во время захвата Рима норманнами в 1084 году, да много что было на её веку. Стоит она между Колизеем и Сан-Латерано, с середины 19 века здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых была найдена самая первая базилика , а под ней еще более древние строения 1 века. То, что мы видим сейчас – здание 12 века.

Базилика названа в честь папы Климента, чьи мощи привезли из Крыма Кирилл и Мефодий, знаменитые просветители. В 1869 году Кирилл был также похоронен здесь.
Дадим слово Стендалю, который побывал здесь 15 октября 1828 года.

”  Вам придется вспомнить об этой церкви, если вы когда-нибудь серьёзно захотите изучить великий механизм цивилизации и идеи вечного блаженства, который носит название “христианство”. В этом отношении церковь Сан-Клементе самая любопытная в Риме.

   Паперть, границ которой в 417 году ( Стендаль считал, что базилика была основана в 417 году) не переступали грешники, недостойные находиться вместе с другими верующими, теперь представляет собой маленький портик перед Сан-Клементе с четырьмя колоннами (произведение 9 века). Дальше идет двор, окруженный портиком, где располагались христиане, совесть которых была не  в лучшем состоянии.

   Церковь в собственном смысле слова разделяется на три нефа двумя рядами колонн, взятых из разных языческих построек. Посерединенаходится ограда из белого мрамора с монограммой папы Иоанна 8го, правившего в 872 году…    В Сан-Клементе sanctuarium, расположенный так же, как и в церквях греческого вероисповедания, совершенно отделен от остальной части церкви.

Там находятся кресла епископа, отправляющего службу, и священников, помогавших ему во время богослужения. “В базилике можно увидеть христианские мозаики 12 века и живопись Мазаччо.Огромная мозаика в апсиде выполнена в 12 веке, но исследователи считают, что она повторила более раннюю, 5 века.

Основным мотивом мозаики является Древо жизни, утраченное людьми и вновь обретенное, благодаря пришествию Иисуса Христа. В центре изображение распятого Христа . 12 голубей, сидящих на кресте символизировали 12 апостолов.

Ветви лозы, произрастающие из креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно видеть птиц, цветы и людей.

Четыре человеческие фигуры, облачённые в бело-чёрные одеяния, подписаны: это латинские  Отцы Церкви, блаженные  Августин и Иероним, святители Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.Внизу – источник воды живой, о котором говорит Откровение («И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Отк. 22:1).

) Из источника утоляют жажду олени или лани – изображение теста псалма 41: “Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»

Триумфальная арка, предваряющая апсиду, также выполнена в XII веке.  В центре изображение Христа Пантократора, одной рукой держащего Евангелие, а другой благословляющего верных.

Окружают Его четыре символические существа из Откровения , традиционно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев  (Марк), ангел (Лука) и орел )Иоанн Богослов. С одной стороны от Христа и существ представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6:1), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые).
С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3.36), Климент и апостол Петр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (то есть Пётр) проповедал тебе»

В базилике есть более древние фрески.

Капелла Святой Екатерины была воздвигнута между  1411 и 1431 годами, когда её основатель кардинал Бранда ди Катильоне был кардиналом-священником Сан-Клементе. Капелла расписана думы мастерами : Мазолино и Мазаччо, до сих пор нет четкого разделения авторства.

Стендаль очень высоко оценивает Мазаччо :” Достоинства этого художника можно понять, только прожив два года в Италии. Мазаччо умер 42 лет от роду, вероятно от яда ( в 1443 году). Это одна из самых великих потерь, какую когда-либо понесло искусство.

Если бы Мазаччо родился на сто лет позже, когда живопись создала уже великие образцы, он стал бы соперником Рафаэля, обладая равным с ним гением”

Фреска, действительно очень гармонична по цвету и композиции.

|

vita_colorataОбычная ситуация, летом в коллекциях больше белого, зимой больше черного, этим летним сезоном не будет актуальна. Актуально столкнуть белый с черным, чтобы контрасты опять-таки внесли драматургию в летние дефиле. Наверно, вы уже успели заметить, что обувь тоже подбирается по контрасту, этим летом к белому платью стоит одеть черные туфли, чтобы показать, что в курсе событий на мировых подиумах.

                                                 Costume National

                                                Ann Demeulemeester

                                                Ann Demeulemeester

                                                 Givenchy

                                                 Gaultier

                                                Herve Leger

                                                Issey Miake

                                                Jill Stuart

                                               Krizia

                                              Krizia

                                             Antonio Marras

                                             Narciso Rodriguez

                                            Oscar de la Renta

                                            Dries van Noten

                                           Rochas

                                           Peachoo Krejberg

                                          Vacarello

                                         Vacarello

                                          Roland Mouret

                                          Zac Pozen

                                         Vionne

                                         Ralf Loren

                                        Ralf Loren

                                        Rue de Mail

                                        Ferre

                                        Etro

                                       Amaya Arzuaga

 Контрасты могут быть достигнуты другим способом, само тело играет роль светлого противовеса черному цвету платья.

                                        Alexander Wang

                                       Blumarine

                                       Julien MCDonald

 Менее жесткие варианты с игрой черного орнамента на белом фоне.

                                      Ilaria Nistri

                                      Alexis Mabille

                                       Paul @Joe

                                       Loewe

                                       Vivienne Tam

                                       Barbara Bui

                                       Byblos

                                       Ermanno Scervino

                                       John Richmond

Источник: https://vita-colorata.livejournal.com/437571.html

Базилика Святого Климента в Риме: подземелья Вечного города

Базилика Сан Клементе аль Латерано

›Достопримечательности Рима ›Церкви и базилики

Последние изменения: Ноябрь 3, 2018

В Риме можно встретить много интересных и необычных вещей, дошедших к нам из глубокой античности. Остатки городских стен, руины древних храмов, триумфальные арки и многое другое.

Некоторые из них пользуются популярностью у туристов, а некоторые остаются в тени.

Одним из таких мест, о которых может даже не догадываться приезжий, является средневековая базилика Святого Климента, расположенная недалеко от Колизея.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)
Сама базилика была построена в XII веке нашей эры и на первый взгляд не представляет собой ничего особенного. Действительно, в Риме можно увидеть великое множество церквей разных исторических периодов, намного превосходящих по внешнему убранству неприметную средневековую церквушку. Соборов в городе настолько много, что даже римляне затрудняются в определении точного их количества.

Богатство базилики Сан Клементе скрывается глубоко под землей, поэтому истинные сокровища можно увидеть лишь спустившись в ее недра. Уникальный археологический комплекс, прекрасно сохранившийся до наших дней, может похвастаться редчайшими древними фресками и мозаиками. Это дает замечательную возможность воочию понаблюдать за развитием искусства и религии прошлых столетий.

Возможно Вас заинтересует:

С археологической точки зрения, базилика Сан Клементе в Риме представляет собой ценнейший памятник архитектуры, состоящий из нескольких уровней, каждый из которых относится к разным историческим эпохам:

  • Верхняя базилика, построенная в XII веке, является действующим собором
  • Раннехристианская церковь, датированная IV веком, расположена непосредственно под верхним сооружением
  • Многоэтажный жилой дом II века, находящийся уровнем ниже
  • Руины античных построек, разрушенные пожаром при Нероне в середине I века, точный возраст которых неизвестен

Археологическое наследие Рима

Первые археологические раскопки под базиликой Святого Климента были проведены в середине XIX века христианским археологом Джованни Баттиста де Росси. Тогда под средневековым зданием была обнаружена раннехристианская церковь, построенная еще в IV веке.

Более ранние римские постройки в тот период изучить не удалось из-за затопления подземными водами. И только лишь в начале XX века, после строительства сточного канала, исследования древних сооружений продолжилось в полной мере.

В этот период было обнаружено хорошо сохранившееся многоэтажное кирпичное здание, построенное во II веке.

Изучая античные постройки, найденные под древней базиликой, исследователи сделали вывод, что это одно единое здание, представляющее собой жилой многоквартирный дом с типичной для подобных сооружений того времени планировкой.

В ходе дальнейших раскопок, под зданием II века были обнаружены и руины более ранних построек, расположенных уровнем ниже.Это были погребенные под землей остатки древнеримских жилых домов, разрушенных пожаром.

Историческая справка

В середине I века Рим настигла страшная трагедия. Внезапно вспыхнувший пожар, охвативший практически весь город, уничтожил почти все жилые кварталы.

По некоторым сохранившимся историческим источникам именно Нерон, будучи на тот момент императором, пожелал очистить часть города для строительства своего роскошного дворца, а во время самого пожара играл на флейте, наблюдая за тем, как горит его город.

Руины сгоревших зданий, располагавшихся когда-то на месте базилики Святого Климента, были засыпаны землей и послужили хорошим фундаментом для строительства нового многоэтажного жилого дома.

Где остановиться в историческом центре Рима

Возникновение первой церкви Святого Климента

Найденное при раскопках жилое здание, построенное во II веке, имело несколько этажей и два внутренних дворика. В конце следующего века один из атриумов был перестроен, над ним появился свод, а новое помещение начало использоваться для поклонения Митре, богу согласия и дружественности. Часть многоэтажного здания была отдана для митраистской школы, где проводили культовые учения.

На сегодняшний день на нижнем уровне базилики Сан Клементе можно увидеть небольшое узкое помещение, в котором расположены алтарь и длинные каменные скамьи. Именно здесь и проводили тайные обряды приверженцы культа Митры.

В IV веке, с приходом императора Константина Великого, когда всяческие гонения на христиан были прекращены, многоэтажное здание перестроили в церковь. Так появилась первая раннехристианская церковь, освященная в честь папы Климента, третьего римского епископа.

Некоторые мозаики того периода были перенесены со временем в верхнюю базилику, а оставшиеся на прежнем месте — реконструированы.

Сегодня на этих редчайших мозаиках можно увидеть раннехристианские символы, которые уже на протяжении многих веков не используются, однако в свое время имели важное религиозное значение.

Строительство современной базилики Святого Климента

В конце XI века старое обветшалое здание церкви было решено полностью перестроить. Помещения старой базилики засыпали строительным мусором и землей, а на получившемся фундаменте возвели новое здание, по размерам не превосходящее прежнюю постройку. Ценные старинные мозаики, а также алтарь перенесли в новое помещение. Некоторые из них можно у видеть и сегодня.

Как добраться до базилики Святого Климента

Средневековая базилика находится на улице Via Labicana, 95. Добраться до нее не составляет никакого труда:

  • От метро Colosseo нужно повернуть налево и пройти мимо Колизея по площади Piazza del Colosseo до улицы Via Labicana. Буквально в 5 минутах ходьбы повернуть направо на улицу Piazza di San Climente и буквально в двух минутах ходьбы можно будет увидеть вход во внутренний дворик базилики Сан Клементе
  • От метро Manzoni спуститься по проспекту Манцони (Viale Manzoni) до улицы Via Labicana. Продолжить путь по улице Лабикана, до пересечения с улицей Piazza di San Climente, где повернуть налево. Пару минут ходьбы — и вы на месте.

Источник: http://39rim.ru/na-chem-stoit-bazilika-svyatogo-klimenta-i-kakie-sokrovishha-spryatanyi-gluboko-pod-zemley.html

Рим – Турнавигатор

Базилика Сан Клементе аль Латерано

Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от Колизея (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Святые покровители

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым.

Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху Древнего Рима.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro).

Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме.

Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента— уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек: нижний (I — III века н. э.); средний (IV век н.э.); верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологов ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры. Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана.

Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского. На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь.

Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Средний ярус базилики содержит сильно разрушенную раннехристианскую церковь, созданную около IV века н.э., которая пострадала во время Норманнского нашествия. Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку.

Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента. Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные.

Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником. В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя.

Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе. Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу).

Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол.

В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим. Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.).

Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.).

Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Источник: http://TourNavigator.net/%D0%A0%D0%B8%D0%BC/%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.