Базилика Рождества Христова

Содержание

Базилика Рождества Христова – Путеводитель Ермак Трэвел

Базилика Рождества Христова

Транспорт
Где поесть
Отели, хостелы и прочие
Культурные (и не очень) мероприятия
Интересная и полезная информация

Описание Базилики Рождества Христова

Адрес: Площадь Manger Вифлеем, Палестина Телефон: 02 / 274-2425

Часы работы: Лето: 6:30- 12, 14-19: 30 ежедневно

Зима: 5:30 – 12, 14 -17 ежедневно.
По воскресным утрам пещера закрыта для туристов

Церковь Рождества в Вифлееме является важным христианским святым местом, поскольку оно знаменует собой традиционное место рождения Христа. Это также одна из старейших сохранившихся христианских церквей.

В Библии

Рождение Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки. У Матфея указано, что Мария и Иосиф были родом из Вифлеема, а затем переехали в Назарет следуя указу Ирода. Следуя указу императора Августа они вернулись на родину то есть нв Вифлеем.

В евангелие от Луки указывается, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, когда они были в городе для специальной общей переписи. Ученые склонны считать, что Евангелие от Матфея является более надежным из-за исторических конфликтов у евангелия святого Луки.

Но обе версии согласны с тем, что Иисус родился именно в Вифлееме и воспитывался в Назарете. Согласно Луке 2: 7, Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

В евангельских рассказах не упоминается пещера, но это упущение было сделано просто потому что исскуственные и природные пещеры часто были частью дома. Впрочем и до сих пор подвалы вырубаются в каменных скалах. Здесь зимой жили животные и именно здесь родился Иисус Христос. Поэтому ясли для кормления животных стали первой кроваткой для Спасителя.

История церкви Рождества Христова

Первое свидетельство о пещеры в Вифлееме, почитаемой как место рождения Христа, описано в трудах Иустина Философа около 160 года нашей эры. Традиция также подтверждается Оригеном и Евсевием в 3-м веке.

В 326 году император Константин и его мать Св. Елена решили построить церковь над пещерой. Эта первая церковь была посвящена 31 мая 339 года и первоначально имела восьмиугольный план расположенный прямо над пещерой.

В центре, 4-метровое отверстие, окруженное перилами, обеспечило вид на пещеру. Из этого периода сохранились порции Византийской мозаики. Святой Иероним жил в Вифлееме с 384 года нашей эры.

Его похоронили в пещере под церковью Рождества Христова.

Константиновская церковь была разрушена императором Юстинианом в 530 году нашей эры для строительства гораздо большей церкови. Именно она сохранилась до нынешнего дня.

Персы пощадили базилику Рождества Христова во время своего вторжения в 614 году нашей эры. Легенда утверждает, что персы остановились, увидев украшения волхвов-персов на внешних стенах базилики.

Об этом кстати указано в синоде 9-го века в Иерусалиме, где указывалась полезность таких религиозных образов.

Мусульмане не допустили применения указа Хакима (1009), в котором приказывалось уничтожить христианские памятники, поскольку со времени Омара (639) мусульманам было разрешено использовать южный угол для поклонения.

Крестоносцы захватили Иерусалим 6 июня 1009. Короли Болдуин I и Болдуин II были коронованы здесь. Удивительно, но франки (католики) и византийцы (православные) сотрудничали в ремонте интерьера (1165-69).

Греческая надпись на северном трансепте записывает это событие.

Церковь Рождества была заброшена в период Мамлюков и Османской империи, но не уничтожена. Большая часть мрамора церкви Рождества были разграблены османами и теперь украшает Храмовую гору в Иерусалиме. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году разрушили часть пещеры, но церковь снова выжила.

В 1847 году кража серебряной звезды, обозначающая точное место Рождества, явилась очевидным фактором в международном кризисе администрации над святыми местами, что в конечном итоге привело к Крымской войне (1854-56).

В 1852 году общая опека над церковью была предоставлена ​​римско-католической, армянской и греческой православным церквям.

Греки заботятся о Гроте или Пещере Рождества.

Что посмотреть в церкви Рождества Христова

Дверь Смирения, маленький прямоугольный вход в церковь Рождества Христова, была создана в османские времена, чтобы не допустить телег мародеров.

Также благодаря ее малой высоте все посетители должны были нагнуться и таким образом поклониться пещере Рождения.

Дверь явно меньше дверного проема времен крестоносев, которая была построена в форме остроконечной арки, которая прекрасно еще видна над нынешней дверью. Контуры входа на площадь Юстиниана также видны над дверью.

Широкий неф остается нетронутым с момента Юстиниана, хотя крыша была добавлена в 15 веке с последующей реставрациями 19 века. Колонны сделаны из розового, полированного известняка, большинство из которых датируется первоначальной Константиновской базиликой IV века.

Другие были добавлены во времена крестоносцев.

Фрагменты высококачественной настенной мозаики, датируемой 1160-ми годами, украшают обе стороны нефа. У каждой стороны было три регистра, из которых мы знаем детали их описания, сделанного в 1628 году.

Самые низкие мозаики изображали предков Иисуса. В середине содержались указы провинциальных и вселенских советов, а у вершины располагался ряд ангелов между окнами.

Имя художника, Василия Пиктора, виден у подножия третьего ангела справа на северной стене церкви Рождества Христова.

Двери ловушки на нынешнем этаже показывают фрагменты мозаики пола, сохранившихся от оригинальной базилики. Мозаики имеют сложные геометрические узоры с птицами, цветами и узорами винограда, создавая богатый и сложный ковер для церкви Константина.

Подобные двери в северном трансепте защищают еще одну мозаику 4-го века, которая показывает, что Константинианская апсида была восьмиугольной; Они иногда открываются по запросу. Восьмиугольный шрифт крещения в южном проходе относится к церкви Юстиниана VI века; Первоначально он стоял возле главного алтаря.

Надпись гласит: «Память, покой и отпущение грехов тех, чьи имена знает Господь». Археологи обнаружили восьмиугольный пласт с точно такими же размерами над цистерной у алтаря, который обеспечивал нужную воду.

После того, как шрифт был перемещен в обновлении крестоносца, он стал фокусом различных красочных легенд: это был колодец, в который упала звезда волхвов; Колодец, где волхвы поливали своих лошадей; Или колодец, к которому пришли три героя Давида.

Главный алтарь в восточной части и один на юге (Алтарь Обрезания) являются собственностью Греческой православной церкви. Главный алтарь включает православный иконостас, увенчанный позолоченными ангелами, иконами, позолоченными люстрами и светильниками.

На северной стороне главного алтаря находится Армянский Алтарь Трех Королей, посвященный магам, которые привязывают своих лошадей поблизости, а в северной апсиде – армянский алтарь, посвященный Деве Марии. Грот Рождества, прямоугольная пещера под церковью, является церковью фокуса Рождества.

Вступив в полет шагов церковным алтарем, это пещера, которая была отмечена как место рождения Христа начиная с по крайней мере 2-го века. Серебряная звезда на полу обозначает самое место, где, как считается, родился Христос. Латинская надпись звезды гласит: «Здесь родился Дева Мария Иисус Христос – 1717 год».

Пол выложен мрамором, и над светом висят 15 ламп (шесть принадлежат грекам, пять – армянам и четыре – латинянам). Вся остальная мебель датируется после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот у северных и южных входов в Грот, которые находятся от церкви 6-го века Юстиниана.

Шаги от места рождения святилища – Часовня Мангеров, принадлежащая римским католикам. Выжить фрагменты мозаики 12 века и капиталов вокруг яслей. Вернувшись в верхнюю церковь, дверь в северную апсиду ведет к Католической церкви Святой Екатерины.

Источник: http://ermakvagus.com/Asia/Israel/Bethlehem/rojdestvo-rus.html

Вифлеем — город Рождества (+ ФОТО)

Базилика Рождества Христова

Вифлеем Иудейский — один из древнейших городов на земле, основан в XVII — XVI веках до н.э. Крупным он не был, но историческая значимость его велика.

Праматерь Рахиль

По дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль — любимая жена праотца Исаака. Гробница ее по сей день является местом массового паломничества иудеев, почитают его и мусульмане — и вокруг гробницы Рахили расположено кладбище бедуинов.

Гробница Рахили

Вот почему над избиенными вифлеемскими младенцами, согласно евангелисту Матфею, плачет Рахиль: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Матф.2:17-18).

(Интересно, что сам пророк Иеремия говорил не только о грядущих событиях, но и о современных ему: в городе Раме, относящемся к колену Вениаминову, полководец царя Навуходоносора, Навузардан, собрал пленных иудеев чтобы вести их в Вавилон (Иер.40:1). Рахиль же была матерью младших сыновей Иакова, Иосифа и Вениамина, и по образному выражению пророка, восстала из гроба, плача над своими плененными потомками.)

Давид и Руфь

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство великий царь Давид. Мы чаще всего вспоминаем его как автора Псалтири — но кроме того это был выдающийся государственный деятель древности: он объединил царство Израиля, присоединил и сделал столицей его Иерусалим, где в дальнейшем его сын, Соломон, построил Храм.

Здесь же происходили события книги Руфи, посвященной жизнеописанию прабабке Давида — язычницы-моавитянки, из бескорыстной любви и верности своей свекрови Ноемини принявшей народ иудейский и Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях своего будущего мужа Вооза вокруг Вифлеема — и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир — в человеках благоволение».

Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.

Бейт-Сахур

Город Рождества

Самое главное событие в истории Вифлеема — рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Город не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии — в Назарете, по другой — в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Поскольку масштаб переписи был колоссален даже по нынешим временам (Империя включала в себя все Средиземноморье, а в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, и даже в Британии стояли римские легионы), для облегчения работы переписчиков жители приходили записываться в город, откуда происходил их род.

Вифлеем

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться.

В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

Базилика Рождества Христова

Вифлеем живет во многом за счет паломничества изо всех стран мира. Центром его является базилика Рождества Христова, хотя символы Рождества здесь встречаются круглый год и далеко за пределами храмов: лавочки, гостиницы и кафе пестрят названиями типа «Дары волхвов», постоянно встречаются украшения со звездочками и миниатюрными вертепчиками…

Базилика Рождества Христова

Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой. Его смогли определить по капищу Адониса, устроенному римлянами в середине второго века — при императоре Адриане в Иудее произошло восстание, после подавления которого правитель намеревался уничтожить саму память об Иудейском царстве.

Иерусалим был почти полностью разрушен и переименован в Элию Капитолину; провинция Иудея получила название «Палестина» по имени пришедшего сюда со стороны Египта в XII веке до н.э.

языческого народа, с которым древние евреи воевали на протяжение нескольких веков; на месте святынь христиан, которых язычники воспринимали иудейской сектой, устанавливались алтари римским богам.

Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI—VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

святыня храма — пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Даже протестанты, у которых нет традиций ни иконопочитания, ни паломничества, с глубоким чувством подходят к серебряной звезде, которой отмечено место рождения Спасителя.

Пещера Рождества Христова

Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.

Ясли Христовы

Вифлеемская икона Божией Матери

Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Вифлеемская икона Божией Матери

Пещера Рождества — не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» – по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока. Над пещерой стоит францисканская церковь (1871 год).

“Молочная пещера” в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век). Мощи хорошо видны за решетками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры, но даже неспециалисту видно, что большинство из них принадлежат взрослым людям, а не двухлетним младенцам.

Пещера Избиенных младенцев

В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский — переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица — преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.

Дом Хлеба

Современный Вифлеем — совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство — с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Само имя города символично. По-арабски оно произносится «Байт Лахм», что в переводе значит «Дом мяса». Исконное еврейское название — Бейт Лехем — переводится как «Дом хлеба».

Еврейское название — дохристианское, арабское — по случайному созвучию. Но оба оказываются пророческими: здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, – Христос, Хлеб Жизни.

Фотопутешествие в Вифлеем

Источник фотографий: Sacred Places.com

Источник: https://www.pravmir.ru/vifleem-gorod-rozhdestva/

Базилика Рождества Христова: история, архитектура и особенности

Базилика Рождества Христова
Блог>>Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней

23.03.2016 Святые места

Вифлеем – город, представляющий собой огромную значимость для каждого, независимо от того, в какой стране он рожден.

Ведь именно здесь находится Святой Вертеп и появился на свет Иисус, а теперь над Святой Пещерой возвышается базилика Рождества Христова — самая древняя из действующих церквей в мире.

Она терпела разрушения, перестройки, но начиная с 550 года, обрела свой настоящий облик и с тех пор практически беспрерывно принимает прихожан. То, что храм благополучно дожил до наших дней, называют огромным чудом!

Немного об истории этого места

Как написано в Евангелии, незадолго до того, как родился Иисус, римские власти организовали перепись населения страны и каждый должен был пройти ее там, где родился. Иосиф, муж Девы Марии из Назарета, был родом из Вифлеема, поэтому супругам и пришлось приехать в этот город.

Но все гостиные дворы оказались переполненными и единственным местом, где можно было устроиться на ночь, стала пещера для животных. Именно здесь и появился на свет Иисус, которого Мария запеленав, уложила в ясли.

Тем временем над этим святым местом взошла Вифлеемская звезда, извещая о рождении Сына Божьего.

Экскурсии по Израилю

  • Вифлеем, русский Иерусалим
  • Иерусалим обзорный, Яд ва-Шем

Как была возведения базилика

В память об Иисусе первыми христианами была воздвигнута на месте его рождения маленькая церковь. Но в 130 году император Андриан, будучи язычником, решил разрушить ее, и для того, чтобы окончательно осквернить место рождения Христа, соорудил здесь языческий храм.

Интересно! Когда персы в 7 веке уничтожили практически всю Святую землю, они оставили нетронутой в Вифлееме только базилику Рождества Христова. Как говорит придание, лишь потому, что увидели здесь фреску с изображением поклонения волхвов новорожденному Иисусу.

Спустя два века, матерью Константина, Византийского императора, благочестивой Еленой, на этом месте была заново построена церковь. В 529 году храм сгорел от пожара, к которому привело восстание самаритян, но уже спустя два года на этом месте появилась базилика Рождества Христова в Вифлееме, с той поры практически не прекращающая действовать.

Архитектурные особенности строения храма

Вход в церковь Рождества Христова

По форме Вифлеемская базилика Рождества Христова похожа на храм Гроба Господня. Она прямоугольная, состоит из пяти разных по высоте нефов, которые разделяются колоннадой из 10 расписанных колонн. На всех них были нанесены лики святых, но к сегодняшнему дню на большинстве видны лишь нечеткие изображения, только лик Иисуса Христа сохранился лучше всех.

Из всех колонн базилики Рождества Христова ярко выделяется одна, на которой пять углублений. Их появление объясняется древним поверьем.

Однажды, во время очередного арабского набега, часть жителей Вифлеема спрятались в храме и стали молить Бога о помощи, и эти молитвы были услышаны Всевышним.

Когда их обидчики ворвались в храм, в одной из колонн образовалось пять отверстий, через которые вылетел рой обозленных ос, безжалостно искусавших арабов. Налетчикам ничего не оставалось, как срочно покинуть святое место.

Построена базилика Рождества Христова из тесаного камня, стены сделаны из мрамора. Пол здесь двойной, верхнее перекрытие защищает частично сохранившуюся со времен правления Константина мозаику. В левой части храма специально оставлен в полу проем, через который ее хорошо видно.

Можно обратить внимание,  и на всех фотографиях базилики Рождества Христова в Вифлееме это видно, что вход в нее очень низкий и узкий. Его высота составляет всего 120 см. Сделано это было для того, чтобы каждый входящий в святыню смиренно поклонился. Именно поэтому его назвали «Вратами смирения».

Какой он — Святой Вертеп?

В Вертеп Рождества из базилики ведут два лестничных проема, стены которых красиво украшены тканью, а входы – иконами, а также резьбой работы XII века. С южной стороны — спуск, а с северной – подъем. Внутрь не попадает солнечный свет, поэтому освещение происходит за счет лампад.

Площадь маленькая и узкая. Здесь размещен небольшой престол для служб, а Святое место, где родился Спаситель, украшает серебряная с драгоценными камнями Вифлеемская звезда, освещаемая шестнадцатью лампадами. По центру звезды отверстие, дающее возможность прикоснуться к части скалы.

Пройдя престол, паломники попадают в Предел Яслей. Это маленькая ниша, куда Богородица положила новорожденного Иисуса. Теперь здесь Ясельная часовня.

Прилегает к Святому Вертепу подземная пещера, в которой Иосиф прятал Деву Марию с младенцем от царя Ирода. Здесь же покоятся останки святых мучеников – Вифлеемских младенцев, которые были убиты по царскому приказу, когда тот был занят поисками Христа.

Настоящие чудеса внутри храма

Церковь Рождества Иисуса Христа

Перед самым входом в Пещеру Рождества расположена красивая икона, на которой представлен лик Пресвятой Девы Марии, нежно и тихо улыбающейся, прижимая к груди своего младенца.

Она изображена безгранично счастливой, так как еще совсем не знает, сколько страданий выпало ему перенести.

Эта икона – особая ценность храма, она считается чудотворной и миллионы женщин с разных стран мира, которым не удается познать счастья материнства, приезжают сюда, молить Богородицу о помощи. Светлая и нежная улыбка Девы Марии успокаивает их и вселяет в сердца надежду.

Сохранился в Святом Вертепе старый колодец, в который по преданью упала Вифлеемская звезда. Говорят, что ее отраженный свет до сих пор видится тем, кто продолжительное время смотрят в его глубь.

Особенным местом здесь является алтарь Ясел, находящийся именно там, куда Богородица положила только что рожденного сына, а также дары, преподнесенные волхвами будущему Царю мира. Сегодня в этом алтаре лежит восковая скульптура младенца. Нередко паломникам приходится часами стоять, чтобы пройти именно в это святилище.

Еще одно чудо в базилике Рождества Христова – взгляд Иисуса, лик которого нанесен на одну из колонн колоннады. Одним, проходящим мимо, видятся открытые глаза Спасителя, а другим – закрытые. На первый взгляд — интересный оптический эффект, но как тогда объяснить, что в 1998 году прихожанам посчастливилось наблюдать слезотечение лика? Об этом событии много писали в прессе.

Рекомендуем также:

Источник: https://sunnyisrael.ru/blog/bazilika-rozhdestva-hristova-ot-sozdaniya-do-nashih-dnej.html

Храм Рождества Христова в Вифлееме. Чудеса храма Рождества Христова в Вифлееме

Базилика Рождества Христова

Одной из самых главный святынь христиан является Храм Рождества Христова в Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира.

Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима.

Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису.

Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан – это не очень хорошо.

Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику.

Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством.

Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп – спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице – древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь.

Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства.

На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков.

К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными.

Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11 Вселенских соборов.

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка.

На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни.

На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев.

По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние.

Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа.

Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме.

В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все церкви Иерусалимского патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения.

Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться.

Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме – исторический памятник, о котором существует еще одна очень интересная легенда. На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад.

Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей.

В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

Источник: http://fb.ru/article/163645/hram-rojdestva-hristova-v-vifleeme-chudesa-hrama-rojdestva-hristova-v-vifleeme

Базилика Рождества Христова – WikiModern

Базилика Рождества Христова

Бази́лика Рождества́ Христо́ва (араб.كنيسة المهد‎ — «Храм Яслей», арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար, греч.Βασιλικὴ τῆς Γεννήσεως, ивр. ‏כנסיית המולד‏‎) — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого.

Его освящение состоялось 31 мая 339 года, и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались.

Современная базилика VI—VII веков — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Место, где, по древнему христианскому преданию, родился Иисус Христос. Пещера Рождества

Основная статья: Пещера Рождества

Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено 14-конечной серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов. Согласно Евсевию Кесарийскому:

Вид на греческий православный алтарь базилики

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем.

Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическоеПротоевангелие Иакова.

Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора ЮстинианаСавва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм не пострадал во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилось устное предание, зафиксированное на Иерусалимском церковном соборе 836 года:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года).

В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков.

В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам он был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 годумамлюкскийсултанБейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 годакатолическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектурные особенности

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита.

Колонны венчают капителикоринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно.

Изначально внутреннее пространство освещалось 22 окнами, которые в настоящее время заложены.

Внутреннее убранство

Колонны и мозаики вдоль южной стены базилики

Мозаика на северной стене базилики

Напольная мозаика византийской эпохи в центральном нефе со словом греч.ΪΧΘΥΣ в центре.

Одной из наиболее выразительных и запоминающихся особенностей базилики являются её знаменитые колонны. Большинство из колонн в верхней своей части сохранили древние росписи.

Более того, галерея святых, представленная в храме, является одной из наиболее полных в истории византийской живописи того времени. Датированные надписи, сохранившиеся на двух колоннах (1130 и 1169 гг.) показывают, что они создавались в эпоху крестоносцев.

Живопись по стилю чисто византийская, большинство имен написаны как по-гречески, так и по-латыни. Порядок изображений не обнаруживает какого-либо богословского замысла.

В мраморном полу храма в нескольких местах видны деревянные крышки люков, прикрывающие фрагменты древнейшего мозаичного пола, сохранившиеся от первоначальной базилики времён Константина и Елены.

В одном из них, слева от ступенек, ведущих к алтарю, на цветной мозаике с типичным свастическим орнаментом и другими геометрическими фигурами в маленьком квадрате посередине видна греческая надпись: греч.ΪΧΘΥΣ.

Это греческое слово, означающее в переводе «рыба», использовалось в раннехристианской символике как аббревиатура: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Система росписей боковых стен включала пять рядов, симметрично отражающих друг друга. В нижнем ряду изображалось родословие Христа: согласно Евангелию от Матфея на южной стене и согласно Луке — на северной. Над лентой орнамента вдоль южной стены располагались композиции семи Вселенских Соборов — с надписями о догматическом достоинстве каждого из них.

Симметрично на северной стене были изображены шесть Поместных Соборов. Затем вновь шла лента орнаментов и над ней, в проемах между окнами, — Ангелы, следующие в торжественной процессии лицом к алтарю и славословящие Рождество Христово. Полностью сохранилось лишь изображение Второго (Константинопольского) Вселенского Собора.

Каждый из Соборов представлен символически сонмом святых отцов-епископов. Каждый из шести Поместных Соборов был представлен символически изображением церкви и городских башен с названием города над ними. В силуэт каждой церкви вписано соответствующее соборное постановление.

Каждая из шести мозаик с Поместными Соборами совпадает по размерам с расстоянием между колоннами и отделена от другой декоративным панно тех же размеров. Мозаики в северном и южном трансепте сохранились ещё более фрагментарно. В северном трансепте можно видеть «Уверение апостола Фомы» и «Вознесение Господне», в южном — «Вход Господень в Иерусалим».

В алтаре сохранились лишь небольшие фрагменты мозаик — геометрический орнамент на северной стороне и две надписи (на латинском и греческом языках) — на южной.

Администрация

Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Все три христианские церкви имеют при базилике свои монашеские общины, здание православного монастыря примыкает к юго-восточной части базилики, армянский монастырь находится на юго-западной стороне, католический (орден францисканцев) — на северо-западной.

Галерея

  • Базилика Рождества Христова

  • «Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову)

  • Вход из притвора (нартекса) в саму базилику

  • Интерьер базилики в начале XX века

  • Под полом базилики сохранилась византийская мозаика

  • Напольная мозаика в Центральном нефе

  • Мозаика XII века, сохранившаяся на стенах

  • Армянский алтарь в северо-восточной части базилики, около северного выхода из пещеры Рождества

  • Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества.

  • Барельеф святого Иеронима Стридонского в пещере под базиликой

  • Алтарь Рождества в Пещере Рождества

  • Серебряная звезда в Пещере Рождества

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: https://infosphere.top/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.