Архитектура во Франции

Содержание

Архитектура Франции: фото и описание, стили и особенности, самые знаменитые памятники архитектуры исторические и современные

Архитектура во Франции

Уже не одно столетие Францию считают столицей туризма. Каждый год несколько миллионов путешественников отправляются в туры по землям Людовика XIV. Они хотят своими глазами увидеть ее архитектурные достопримечательности. В нашей статье вы узнаете об особенностях архитектуры Франции.

Романский период

Период, когда складывался этот стиль в архитектуре, выпал на конец 11 и основную часть 12 века. Историки считают, что это пора, когда во Франции был не только материальный, но и духовный подъем культуры средневековья.

Больше всего получили распространение трехнефные базилики. Их своды были цилиндрическими. Например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза. Она была построена примерно в 1080 году и названа в честь первого епископа города.

На фото ниже представлен пример романской архитектуры Франции.

Церковь построена из кирпича. Ее планировка напоминает крест. Однако, в отличие от архитектуры Франции того периода, церковь имеет сводчатые потолки. Кроме того, у нее есть и другое отличие, это наличие галереи. Во время мессы можно ходить по церкви и не мешать прихожанам.

Готика

Готическая архитектура во Франции сложилась к началу 12 века. Первое строение этого направления появилось в северной части страны. К первой половине 13 века готика распространилась по всем землям Франции.

В ее основе лежит система каркаса, благодаря которой уменьшается нагрузка на несущие стены. Именно поэтому архитектурные сооружения становятся изящнее и тоньше. У архитекторов появляется возможность применять большие окна, украшать их цветными витражами.

Так фасады обогащаются стрельчатыми арками, а также многочисленными скульптурными композициями.

В начале 14 века архитектура Франции заметно видоизменяется. Появляется множество декоративных элементов. Фасады украшены статуями, для которых характерны узнаваемые изгибы тела и позы. Первую половину этого века называют пламенеющий готикой, так как оконные проемы схожи с языками пламени.

Готическая архитектура во Франции представлена различными соборами в Париже, Шартре и других городах. Ярчайшим представителем готики является церковь Аббатства Сен-Дени.

В последующие годы здания возводились именно в этом стиле, но мы плавно перемещаемся из 14 века в 17 столетие.

Семнадцатый век

Этот период во Франции ознаменован ростом городов, развитием садов и парков. Историки называют этот век в архитектуре эпохой классицизма. Это время – одно из самых ярких в развитии западной европейской культуры. Архитектура Франции 17 века характеризуется логичностью, простотой, четкостью, уравновешенностью и строгостью пропорций.

Стройка и контроль теперь находятся в руках страны. Появилась во дворце новая должность – архитектор короля, или первый архитектор. На возведение государственных заказов выделяются огромные финансовые средства. Строительство контролируется государственными органами не только в столице, но даже в провинциальных городках.

Государство охвачено градостроительными работами. Появляется архитектура Франции эпохи Возрождения. Новые населенные пункты вырастают вокруг королевских дворцов и замков. В основном проектируемые объекты имеют форму квадрата или прямоугольника.

В редких случаях это многоугольники, которые образованы оборонительными элементами, а именно рвы, стены, бастионы, ворота и башни. Внутри каждого города имеется четкая прямоугольная система улиц с главной площадью. Например, города Анришмон и Марль. Король отдает приказ перестроить старые здания так, чтобы в их основе лежал принцип регулярной планировки.

Это значит, что в городе будут прямые магистрали, возведенные городские ансамбли, а площади правильной формы будут украшать беспорядочную сеть средневековых улочек.

Дух захватывает от архитектуры Франции! Стиль классицизма представляют такие площади, как Вандомская, Шарля де Голля, Гривская, Шатле, Мадлен и другие.

Вандомская площадь

Этот яркий пример классицизма расположен в первом округе столицы Франции. В основе площади лежит восьмиугольник. Она названа в честь потомка Генриха 4. Примечательно, что его особняк стоит недалеко. Проектировал площадь архитектор Жюль Ардуэн-Мансар.

Строительство было начато в 1699 году. Спустя два года работы были закончены. Площадь была задумана по королевской схеме. Красивые здания с нарядными фасадами образовали замкнутое единое пространство, а в его центре стоит памятник Людовику 14.

Однако в годы Великой Революции этот символ монархии не уцелел. Когда Францией правил Наполеон Бонапарт, в сердце Вандомской площади была установлена бронзовая колонна. Ее высота составляла 44 метра, а материалом для нее послужили австрийские и русские пушки.

Искусствоведы считают прообразом Вандомской колонны обелиск Траяна в Риме.

Версальский дворец

Классицизм в архитектуре Франции представляет и Версальский дворец, который считается высшей точкой развития этого стиля. Надо отметить, что данный дворцово-парковый ансамбль – это грандиозная резиденция французских монархов, которую возвели в пригороде Парижа.

История резиденции начинается в 17 веке, а именно в 1623 году. Раньше на этом месте находился скромный охотничий замок, который был построен по приказу Людовика 13.

Архитектор Луи Лево, а также знаменитый декоратор парков Андре Ленотр видоизменили и расширили небольшой замок. Лево возводит внушительный фасад, смотрящий в парк, который на тот период оформлял Ленотр.

На втором этаже Лево открыл террасу, где позже появилась и Зеркальная галерея.

Таким образом, к концу второго строительного цикла Версальский дворец превратился в дворцово-парковый ансамбль. Он представляет собой синтез архитектуры, ландшафтного дизайна и скульптуры.

В последующие годы Версальский ансамбль перестраивал зодчий Жюль Ардуэн-Мансар. Он еще больше увеличивает дворец. С каждой стороны возводит два крыла, которые имеют в длину по 500 метров каждое. Ардуэн-Мансар надстраивает еще два этажа над террасой предыдущего декоратора.

Таким образом, появляется Зеркальная галерея, которая замыкает Залы Мира и Войны. Ардуэн-Мансар на этом не остановился. Рядом он возводит два министерских корпуса, которые образовали Двор Министров. Затем он их соединяет богатой позолоченной решеткой.

Надо отметить, что все строения оформлены в едином стиле.

Архитектура Франции 17 века подчиняется строгому централизованному принципу композиции, который позволяет приводить различные элементы ансамбля к единому художественному целому, что дает возможность выделить дворец как самую главную часть ансамбля.

Восемнадцатый век

Предыдущее столетие было ознаменовано грандиозными масштабными строительными работами, где обнаруживается тесная связь элементов с барочным зодчеством. Однако в 18 столетии архитектура Франции меняется.

Как было сказано выше, ранее строились города, теперь строительство перемещается внутрь городов. Новый век – новые потребности. Становится ясно, что необходимо возводить новые совершенно иные жилые дома-особняки. В эту эпоху развиваются буржуазные отношения.

Растет промышленность и торговля. Третье сословие усиливает свою роль в жизни общества, а также выдвигает задачу для возведения новых общественных построек, таких как биржи, торговые помещения, публичные театры и так далее.

Роль городов возрастает не только в политической, но и в экономической жизни государства, а значит, перед зодчими появляются новые требования в возведении городских ансамблей.

Архитектура Франции 18 века сопровождается распадом теоретических представлений и строительной практики.

Ведущие градостроители в своих теориях по-прежнему склоняются к античности, но на практике они отклоняются от строгости и иррационализма. На место Ардуэна-Монсара приходит Робер де Котт.

На смену строгому классицизму приходит замысловатый стиль рококо. Ярким представителем в архитектуре этого направления является памятник архитектуры – Пантеон.

Суфло и церковь Святой Женевьевы

Пантеон, или, как ранее его называли, церковь Женевьевы, довольно быстро превратился из здания религиозного назначения в исторический памятник. Изначально постройку задумал еще Людовик 15.

Жак-Жермен Суфло принялся за разработку проекта, ведь он тогда недавно вернулся из Италии. Надо отметить, что его задумка оказалась шире, чем идеи заказчика.

Зодчий представил государю план, в котором был предусмотрен не только храм, но и площадь с двумя учебными изданиями для факультета теологии и права. Вскоре Суфло отказался от этой идеи, он ограничился только постройкой церкви. В основании ее лежит крест.

Она увенчана огромным куполом, который окружают колонны. Фасад здания подчеркивается мощным портиком из шести колонн, остальные части стены остаются глухими, то есть без проемов. Максимальная высота пантеона – около 120 метров.

Во время революции Пантеон был немного видоизменен. Именно в этот период было решено сделать из него усыпальницу. Часть окон была заложена кирпичом, что придало строению строгий и слегка мрачный вид. Тогда же убрали множество роскошных украшений и скульптур. Многие выдающиеся деятели Франции покоятся под сводами Пантеона.

Там упокоены останки ученых, историков, философов и писателей. Сегодня в Пантеоне хранятся останки тел семьи Кюри, Вольтера, Руссо и т.д. Примечательно, что парижане довольно ревностно относятся к тому, кто будет захоронен в этом мавзолее. Пока этой чести удостоены только 71 человек.

Например, Дюма попал в Пантеон только в 2002 году.

Архитектура Франции восемнадцатого столетия отмечена появлением новых зданий общественного типа. В этот период появились театры не только в Париже. Во многих других провинциальных городах вырастают театральные здания, которые несут в своем облике важную часть городского архитектурного ансамбля.

Например, самым красивым и почитаемым зданием этой направленности во Франции считается театр в городе Бордо, который был построен к концу 18 века архитектором Виктором Луи. Здание театра массивное и прямоугольное. Он стоит на открытом участке. Его фасад украшен двенадцатиколонным портиком.

Там же стоят красивые статуи богинь и муз, которые определяют назначение помещения. Парадная лестница в театре сначала одномаршевая, затем она разделяется на два рукава Они ведут в противоположные стороны помещения. Стоит отметить, что такая парадная лестница стала образцом для других театральных построек Франции.

Градостроители считают, что театр Бордо выполнен в стиле простой, ясной и торжественной архитектуры.

Таким образом, это здание стало одним из самых ценных памятников Франции.

Девятнадцатый век

Новый век – новые веяния. В архитектуре 19 столетие французского государства определяется развитием пролетарского и демократического движения. Архитектура Франции 19 века – это стиль Наполеона третьего. Развивается экономика. Данное явление привело к серьезным изменениям в градостроительстве и архитектуре.

Яркими представителями данного архитектурного течения считаются Парижская опера, а также опера Гарнье. Здания характеризуются высочайшими фасадами, крышами, а также мансардами. Строения богато украшают. Архитекторы использовали материалы исключительно высокого качества.

Интерьеры новых зданий были украшены богатой мебелью и деликатными тканями.

Иными словами, стиль Наполеона Третьего наполнен формами и декоративными мотивами, а также натурализмом.

Огромное количество инвестиций в недвижимое имущество поменяли архитектуру французских городов, что позволило градостроителя и декораторам вольно выражать свои идеи, что не возбраняется буржуазным обществом.

Так появились дома, украшенные парными колоннами. Столица Франции предстала перед горожанами в образе города с многоэтажными домами.

Современные памятники

К новым достопримечательностям архитектуры Франции можно отнести Диснейленд, который расположен в Париже. Многие считают, что это американская тематика, но авиасалон Ле Бурже к таковым не относится. Его площадь находится почти в самом сердце города.

Каждый год здесь проводится потрясающее масштабное шоу, в котором участвуют лучшие пилоты планеты, в том числе и из Российской Федерации. Если вдруг кто-то не попал на авиашоу, то не стоит огорчаться, ведь можно посетить музей, посвященный авиации.

В экспозиции собраны и представлены коллекции не только самолетов, но и самых удивительных разнообразных летательных аппаратов.

Любителям высоких зданий и башен стоит посетить район Ла Дефанс, типичный для современной архитектуры Франции. Именно здесь туристы найдут строения из стекла и бетона.

Местные жители называют его парижским Манхэттеном. Он считается деловым центром Парижа, где находится огромное количество офисов мировых компаний.

Самой высокой считается 180-метровая башня автоконцерна «Фиат», которая отделана черным сверкающим гранитом.

В заключение

Стиль архитектуры Франции никого не разочарует. Самым внимательным туристам, может быть, не хватит и года, чтобы с должным вниманием изучить все достопримечательности Франции и самого Парижа.

Источник: http://fb.ru/article/379346/arhitektura-frantsii-foto-i-opisanie-stili-i-osobennosti-samyie-znamenityie-pamyatniki-arhitekturyi-istoricheskie-i-sovremennyie

Архитектура Франции 20 Века

Архитектура во Франции

Начало -> Общая информация -> Культура и искусство -> Архитектура

Первобытное искусство

Первобытное искусство Франции выражается в таинственных металлических камнях. Это всевозможные менгиры, дольмены и длинные цепочки металлических камней, которые называются Бретонским Карнаком.

Римская Галлия

Римляне воздвигали величественные сооружения из камня. В городах “росли” амфитеатры (Оранж, Ним), храмы (Квадратный дом в Ниме), термы (Париж), триумфальные арки, украшенные фресками и мозаиками дома знати. Города соединяли акведуки (Гардский мост в Провансе).

Эпоха Меровингов

В IV в. н.э. было принято христианство, что отразилось на архитектуре. Смешались черты античного, варварского и раннехристианского строительного искусства и техники.

Со временем строятся храмы базилиакального типа, с планом в виде латинского креста.

До сих пор сохранились крипты — небольшие подземные сооружения над могилой святого или христианской реликвией, над которыми позднее возводились романские и готические храмы (Жуарр). Появились и первые баптистерии (Пуатье).

Эпоха Каролингов

В конце VIII-X в. архитектура Франции перешла на новую ступень своего развития. Размеры и формы зданий стали более сложными. Самыми значительными сооружениями славилась столица империи Карла Великого Ахен. Сегодня там можно увидеть дворцовую капеллу, которая сохранилась почти в первозданном виде.

Романская архитектура Франиции (X-XII вв.)

Романский стиль выражался множеством различных направлений — романские архитектурные памятники Бургундии, Оверни, Прованса или Нормандии, несмотря на стилевую общность легко различимы.

Прослеживается некое соревнование между мастерами школ в украшении скульптурой фасадов, порталов, капителей колонн (храмы Сен-Лазар в Отене, Сент Мадлен в Везле, Сен Трофим в Арле, Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье).

В строительстве крпести часто используются башни над стенами и воротами (донжон в Ланже). В романском стиле выполнен мост Сен-Бенезе.

Готическая архитектура Франции (XII-XV вв.)

Ярким примером готической архитектуры во Франции является собор Парижской Богоматери. Это базилика длинной 129 метров, состоящая из пяти подпольных нефов и одного поперечного – трансепта.

В храме три входа-портала, над ними — статуи иудейских царей. Важным элементом готического стиля выступает окно-роза в центре западного фасада.

Готические храмы восхищают своими размерами и помпезностью.

Архитектура Франции 18 века

Лучшими образцами готического стиля являются соборы в Шартре (с сохранившимся ансамблем витражей XII-XIII вв.), Лане, Реймсе, и Амьене. В XIV-XV вв. готический стиль деформируется, линии приобретают черты пламени (дом Жака Кера в Бурже, церковь Сен-Маклу и Дворец Правосудия в Руане).

Эпоха возрождения (XV-XVI вв.)

Война затормозила развитие архитектуры во Франции. Эпоха Возраждения наступила лишь в на рубеже XV-XVI вв.

Возрождение в архитектуре – это замки Луары (Блуа, Шенонсо, Азе-ле-Ридо, Шамбор), королевские резиденции в Фонтенбло и Лувре, дворцовые ансамбли Анэ, Шантийи.

Французская архитектура возраждения выражалась в ажурных лестничных башнях, орнаментальных резных окнах, высоких кровлях и в строгих колоннадах. Появляются именитые архитекторы — Пьер Леско, Филибер Делорм, Андруэ Дюсерсо.

Эпоха классицизма (XVII в.)

В этот период известны работы архитектора Ж. Лемерсье. Он строил Лувр, церкви Валь-де-Грас и Сорбонны. Другой известный архитектор — Ф. Мансар — стремился к симметрии и гармонии (Мезон-Лаффит, Блуа). Л. Лево (дворец в Во-ле-Виконт) пыталася выполнить все с блеском и величием.

Рококо (1715-1750 гг.)

Архитекторы рококо используют классические принципы композиции в экстерьере. Но меньше обращают внимание на архитектурный декор.

Рококо — это в большинстве своем частные особняки, отели, где парадные анфилады уступают место интимным салонам, будуарам и кабинетам, где стены обшиты драгоценными породами дерева, украшены зеркалами, изящной лепниной и позолотой (отели Субиз, Матиньон, Ласе в Париже).

Неоклассицизм

Неоклассицизм вновь упрощает взгляд архитекторов на строительство. За основу берутся античные образцы (в частности только что открытые руины Пестума). В это время строятся городские ансамбли (Площадь согласия в Париже 1770, арх. Ж.А. Габриель), величественные храмы (Пантеон в Париже, 1780, арх. Ж. Суфло), общественные здания (театр в Бордо, 1780, арх. В. Луи).

XIX век

Неоклассицизм XIX века в архитектуре был назван ампир (от империя). Заказы выполнялись по желанию императора, возводились триумфальная арка площади Карузель (1808, арх. Ш. Персье и П. Фонтен), церковь Мадлен (1814, АРХ. Виньон).

Ближе к середине века архитекторы стали смешивать стили разных эпох. Возникли псевдо-(нео-) готика, псевдовизантийский и неогреческий стили. Здание Парижской оперы – один из ярких примеров эклектики(1785, арх. Ш. Гарнье).

В конце века появились железо, чугун и стекло. Это в корне изменило архитектуру. Рождается стиль модерн с асимметрией и криволинейными формами (Э. Гимар – входные павильоны в парижское метро, Кастель Беранже).

XX век

В начале нового века в искусстве строительства использовались строгая простота и геометрические объемы. Это время господства рационализма и конструктивизма, функционального подхода к архитектурным задачам. Самым известным аржитектором того времени стал Ле Корбюзье (1897-1965).

ХХ век характеризуется новыми веяниями в строительстве. Стали появляться современные районы, которые сильно отличаются от исторических зданий. Это деловой район Дефанс с огромной прямоугольной аркой и небоскребами, Центр Помпиду (Бобур), стеклянная Пирамида во дворе Лувра, Новое здание Оперы на площади Бастилии.

Характеристика этапов зарождения готической архитектуры во Франции. Формирование городской общественной площади. Особенности строительства церкови Сент Этьен в Бовэ и собора Парижской богоматери. Скульптурные украшения: статуи и рельефные украшения

  • 1. Архитектура Франции

    Время зарождения готической архитектуры во Франции. Процесс превращения поселений в города, планировка жилых кварталов. Развитие церковного строительства, ранняя, зрелая и поздняя готика. Замки и дворцы ХIV века, рынки, госпитали, городские ратуши.

    курсовая работа, добавлен 17.12.2013

  • 2. Собор Парижской Богоматери. Архитектурный анализ

    Знаменитый собор Парижской Богоматери – памятник ранней готики, открывший новую эру в истории западноевропейской архитектуры. История строительства и архитектурные особенности базилики. Образ собора Нотр-Дам-де-Пари в произведениях культуры и искусства.

  • Источник: https://go2dream.ru/arhitektura-francii-20-veka/

    Архитектура Франции

    Архитектура во Франции

    Во Франции в период Великой Французской Революции не было построено ни одного значимого здания.

    В эту эпоху церковь святой Женевьевы стала Пантеоном, Дом Инвалидов превратился в храм Человечности.

    Только в 1794 году создалась Комиссия художников, занимавшаяся благоустройством города, и планированием изменений в его облике.

    Французская архитектура эпохи Наполеона I

    роль в эпоху Наполеона отводится неоклассицизму. При этом архитектурные формы приобретают особую торжественность и пышность, а масштабы обретают грандиозный размах.

    Неоклассицизм времён этого времени стали называть ампиром. В эпоху Наполеона начинается активная реконструкция Парижа. Наполеон, став императором задумал превратить Париж в Новый Рим.

    При нем перестраивают активно центр Парижа.

    Средневековые кварталы соединяют системой проспектов. Знаменитая улица Риволи заполняется типовой застройкой. Бесконечные повторы аркад взяты у итальянских архитекторов. Основные монументы во Франции, заложенные в этот период:

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    • триумфальная колонна на Вандомской площади, построенная в 1806-1810 годах, возведенная архитекторами Лепером и Гондуэном;
    • триумфальная арка Великой армии в самом центре площади Звезды, построенная в 1806-1837 годах архитектором Шальгреном.

    Архитекторы Персье и Фонтен в 1806-1808 годах создают арку площади Карузель. Трехпролетная арка из разноцветного мрамора представляет собой красивую полихромию, характерную для интерьеров той эпохи.

    До 1866 года продолжается активное строительство в районе Вандомской площади. На Вандомскую площадь вела улица Риволи.

    Замечание 1

    Во Франции готика в архитектуре возникает позже, чем в других странах, примерно с тридцатых годов 19 века. В этот период храмовое строительство начинает свое яркое и интересное развитие. Ампир перестает быть универсальным художественным языком.

    Промышленная архитектура

    Промышленное или техническое направление в архитектуре также активно развивается во Франции. Это здания, стоящие на периферии искусства: склады, вокзалы, торговые помещения. Их не стремятся подвести и украсить в определенном стиле, именно поэтому эти архитектурные решения кажутся более смелыми и новаторскими.

    В связи с тем, что в 19 веке сталь становится очень дешёвым материалом и металлические конструкции позволяют перекрыть большие проёмы, конструкции из этого материала возводятся на протяжении большого периода времени.

    Примером промышленной архитектуры во Франции является Центральный рынок в Париже, построенный в 1853 году. Он просторный, с максимально большими пролетами, чтобы покупатели могли спокойно передвигаться.

    Активное вокзальное строительство началось в 1830-1840-х годах. Лидером наравне с Англией являлась Франция. Ярким примером является Восточный вокзал, находящийся в Париже. В нем сочетаются несколько стилистических решений.

    Знаменитые сооружения Франции

    Лувр. Луи Висконти отстроил новое здание Лувра. В нем очень ярко и достаточно чётко вырисовываются особенности нового стиля и вкуса. Лувр был ориентирован на площадь Карузель и изначально строился как музей, но при этом выглядел как дворец.

    Его характерными особенностями было то, что центральная часть и боковые компартименты были отмечены павильонами. Отразился в нем и признак национальной архитектуры – высокая кровля. Лувр изобилует пластикой, в нем прослеживаются некоторые итальянизмы. Это здание в дальнейшем будет огромное количество раз повторяться.

    Его часто будут использовать в качестве прототипа для отелей.

    Гранд Опера. Здание Гранд Опера построено в 1862 году в стиле Необарокко. На его фасаде красуется гигантский ордер. В этом архитектурном сооружении множество итальянизирующих моментов. Образцом для всей Европы стали огромный купол, венчающий композицию и богатый декор.

    Это театральное здание в последующие годы находило отклик в разных архитекторских решениях в Европе. В Гранд Опера обильно представлена скульптура. На кровле здания в скульптурных композициях присутствует позолота. Внутри театра отделка выполнена роскошными материалами, с обилием позолоты, мрамора и хрусталя.

    Гранд Опера является одновременно храмом искусств и дворцом.

    Рисунок 1. Гранд Опера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Эйфелева башня. Эйфелеву Башню построили в 1889 году. История ее происхождения удивительна. В Париже в 1889 году, была проведена Всемирная выставка, посвященная столетнему юбилею Французской революции. В этот момент городские власти поручили воздвигнуть временное сооружение, которое бы служило входной аркой.

    Конкурс инженерных и архитектурных проектов на определение архитектурного облика предстоящей Всемирной выставки начался первого мая 1886 года. Более 107 претендентов приняли участие в конкурсе.

    Большинство из них в определенной степени повторяли проект башни, которую предложил Эйфель. Проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей в конкурсе.

    К окончательной победе Эйфеля привели внесенные изменения, которые привели проект к компромиссу между чисто инженерной схемой конструкции в первоначальном варианте и конечным декоративным вариантом башни.

    Следует отметить, что идея башни принадлежала не Эйфелю, а его сотрудникам — Эмилю Нугье и Морису Кёхлену. Такое сложнейшее сооружение, как башня, собрать в течение двух лет стало возможно только потому, что Эйфель использовал особые методы в строительстве.

    Для большей изысканности башни, архитектору Стефану Совестру поручили поработать над художественным обликом знаменитого сооружения.

    Совестр предложил обшить опоры цоколя камнем, связать опоры башни и площадку первого этажа при помощи величественных арок, ставшими главным входом на выставку.

    На этажах башни он предложил разместить огромные застеклённые залы, а верхушке башни придать округлую форму и украсить разнообразными декоративными элементами.

    Рисунок 2. Эйфелева башня. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Эйфель и муниципалитет Парижа в январе 1887 года подписали договор, по которому Эйфелю в личное пользование по договору аренды предоставлялась башня сроком на двадцать пять лет, также договором предусматривалась денежная субсидия в размере полутора миллионов франков, которая составляла четверть всех расходов на грандиозное строительство. Финальный бюджет строительства составил около восьми миллионов франков.

    В течение двух лет, двух месяцев и пяти дней триста рабочих выполняли строительные работы. Быстроте возведения способствовали чертежи безупречно высокого качества с указанием очень точных размеров. Уже 31 марта 1889 года, Эйфель пригласил нескольких чиновников подняться на одну тысячу семьсот десять ступеней.

    Замечание 2

    За свою историю башня не раз меняла свой цвет: от желтого цвета до красно-коричневого. Последнее время Эйфелева башня красится неизменно в «коричневый-эйфелевый» цвет, который официально запатентован и близок к естественному бронзовому оттенку.

    Вес только металлической конструкции башни составляет 7300 тонн, а ее общий вес 10100 тонн.

    Нижний этаж башни – это пирамида, которая образуется четырьмя колоннами, соединяющимися арочным сводом на высоте 57,63 метров. На своде расположена первая квадратная платформа Эйфелевой башни. На этой платформе располагается вторая пирамида-башня, которая также образуется четырьмя колоннами, соединенными сводом и завершенная второй платформой.

    Четыре колонны на второй платформе сближаются пирамидально и переплетаясь, образуют пирамидальную колонну, которая несет на себе третью платформу, такой же квадратной формы. На третьей платформе возвышается маяк с куполом, на высоте трехсот метров над которым находится площадка. На башню ведут лестницы, состоящие из 1792 ступеней, а также лифты.

    Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_francii/

    Основные этапы французской архитектуры

    Архитектура во Франции

    Главы «Основные этапы французского искусства», «Французская архитектура XVII века», «Французская архитектура конца XVII и XVIII века», «Общее состояние архитектуры в Европе в XVII и XVIII веках» раздела «Архитектура Франции XVII – XVIII вв» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

    Основные этапы нового искусства

    Возвратимся к французской архитектуре на исходе XVI в., ко времени прекращения религиозных войн.

    Архитектура переживает все превратности периода возвращения к миру и благоденствию: она скромна и расчетлива после войн Лиги, расточительна при Ришелье, величественна и торжественна до чрезмерности при Людовике XIV, холодна и строга накануне революции. Рассмотрим последовательно те средства, которыми она пользовалась либо порознь, либо одновременно.

    Архитектура камня и кирпича и ее формы

    Сочетание кирпича и камня. — При Генрихе IV декоративные эффекты часто достигаются такими конструктивными приемами, в которых цветовые контрасты дают, при небольших затратах, фасады оживленного и разнообразного вида; такова конструкция стен в виде каркаса из тесаных камней с заполнением грубой кладкой.

    Поверхность заполнения покрыта цветной штукатуркой: по традиции, идущей от раннего ренессанса, обрамление проемов соединяется через все этажи (рис. 437), образуя от фундамента до люкарн длинные белые полосы, выделяющиеся на красном фоне стен и на голубом фоне шиферных кровель.

    Пользуясь всегда простыми средствами, эта архитектура стремится одновременно и к цветовым контрастам и к четким контурам, к узорчатым очертаниям крыш и люкарн; она мало пользуется профилировкой и совершенно избегает мелких деталей: здесь одни контуры и игра красок.

    К самым ранним памятникам этого стиля относится дворец Майен на улице Сент-Антуан, восходящий к эпохе Генриха III.

    Рис. 437 Рис. 439

    Затем следуют:  при Генрихе IV дворец кардинала Бурбона в аббатстве Сен-Жермен де Прэ, строения на площади Дофина и на площади Вогезов (рис.

    437); при Людовике XIII — основное ядро Версальского дворца; один из последних примеров этого стиля — дворец Мазарини (Национальная библиотека), построенный Франсуа Мансаром в несовершеннолетие Людовика XIV. К этой же архитектуре принадлежит и дворец Рамбуйе.

    Применение в каменной архитектуре форм, возникших из сочетания камня и кирпича. — К предыдущей группе, как производное от нее, относится целый ряд зданий, построенных целиком из камня, но заимствующих убранство у только что описанной нами смешанной конструкции.

    Как примеры этого своеобразного перенесения форм, мы приводим: при Людовике XIII — дворец Сюлли на улице Сент-Антуан, построенный Ж. Дюсерсо, Сорбонну и Кардинальский дворец, сооруженный Лемерсье; в начале царствования Людовика XIV — дворец д'Омон на улице Жуй, построенный Фр. Мансаром.

    Декорирование ордерами

    Архитектура кирпича и камня, явно проникнутая стремлением к экономии, больше всего подходит для зданий, от которых не требуется ничего, кроме изящной простоты.

    Для монументальных сооружений прибегают к ордерным украшениям, причем во Франции, как и в Италии, колеблются между двумя решениями: делать ли эти украшения в соответствии с масштабом всего фасада, или же в масштабе только того этажа, который они украшают. Отсюда в ордерной архитектуре наблюдается два течения, которые мы и проследим ниже.

     

    Декорирование, увязанное с масштабом этажей. — Когда декорирование увязывается с масштабом этажей, то обычно в каждом этаже помещаются различные ордера; таковы сооружения Танлэ (департамент Ионны), возведенные в конце царствования Генриха IV.

    При Людовике XIII традицию применения малых ордеров продолжает С. де Бросс в Люксембургском дворце и на фасаде Сен-Жервэ.

    По этому же методу строит Лемерсье центральный павильон в Луврском дворе и  во дворце Лианкур (рис, 438)  — его главном произведении, от которого до нас дошли лишь одни рисунки.

    В начале царствования Людовика XIV Лепотр применяет этот же способ декорирования во дворце Бовэ (улица Фран­суа Мирон); с этим же способом мы встречаемся и в замке Бюсси Рабютэн (Кот д'Ор); последним представителем этой системы был Фр. Мансар (замок Мэзон, павильон Гастона Орлеанского в Блуа).

    Менее всего пользовалась успехом система малых ордеров в начале XVII в. Во дворце Торпанн была сделана попытка найти компромиссное решение: сохранить антаблемент и уничтожить пилястры или заменить их столбами.

    За все время царствования Генриха IV мы встречаем только одно откровенное применение традиционной системы — галерею Лувра (рис. 439).

    Эта прекрасная композиция дает нам представление о той гибкости, которую еще сохраняло искусство.

    Нижний этаж был построен раньше (он восходит к эпохе Екатерины Медичи), и нужно его было согласовать с крылом дворца, карниз которого приходился на уровне М\ переход этот обеспечивают антресоли MN.

    Рис. 438
    Рис. 440

    Теперь рассмотрим противоположную систему:

    Декорирование колоссальным ордером. — В числе первых зданий, где несколько этажей были объединены в один большой ордер пилястров, мы уже называли крыло замка Шантильи, относящееся к эпохе Генриха II.

    Мы приводим фрагмент фасада (рис. 440, С). Он наглядно показывает те трудности, которые связаны с этой системой. Антаблементы достигают непомерной величины, чтобы сохранить пропорциональность с пилястрами; окна теряются и как бы стушевываются.

    Ради антаблемента идут на уступки классическим пропорциям, но, чтобы не лишать окон их значения, захватывают ими часть крыши, превращая их в своего рода люкарны, не связанные ни с фасадом, ни с крышей; иногда даже пытаются охватить окна двух этажей одним обрамлением, как бы симулируя один общий проем.

    Благодаря всем этим компромиссам колоссальный ордер становится одним из обычных элементов французской архитектуры.

    Мы встречаем его при Генрихе III во дворце Диан де Франс (улица Павэ, в Марэ); при Генрихе IV его применили в галерее, соединяющей Лувр с Тюильри (рис.

    440, L); построенный во времена Людовика XIII дворец герцогини Савойской (улица Гарансьер) представляет пример ионийских пилястров, решительно выходящих из масштаба. Дорийские пилястры более скромных размеров украшают Версальский дворец.

    К началу царствования Людовика XIV все более и более решительно   проявляется   склонность   к   большим   ордерам. В них находят то величие, которое отвечает новым притязаниям монархии.

    Лево и Дорбэ применяют их в старом южном фасаде Лувра, в замке Во, в коллеже Четырех наций (Институт); Лемюэ пользуется этой торжественной формой для дворца д'Аво (улица Тампль); Фр.

    Мансар применяет ее на главном фасаде монастыря Минимов в Сент-Антуанском предместье.

    Впоследствии Перро, в 1670 г., позаимствует колоссальный ордер как тему для своей Луврской колоннады, а в XVIII в. Габриэль повторит этот ордер во дворцах на площади Согласия.

    Обработка фасадов рустами и панно

    Обработка рустами. — Мы уже указывали на те последствия, какие вытекают из применения колоссального ордера: необходимость огромных карнизов и необходимость чрезмерно увеличивать проемы.

    Можно до некоторой степени сохранить величие, которое придает архитектурной композиции ордер, поднимающийся от самого основания здания, если заменить пилястры рустованными лопатками.

    Затраты при этом уменьшаются, и в то же время, так как формы ордера становятся как бы только подразумеваемыми, требования пропорций приобретают менее повелительный характер, что позволяет ограничить и значение антаблементов, и величину окон.

    Членение фасадов рустованными лопатками вместо пилястров применено Лемерсье в царствование Людовика XIII в замке Ришелье и в Кардинальском дворце; при Людовике XIV этими приемами пользовались Л. Брюан — для обработки фасадов Дома инвалидов, Фр. Мансар — для Валь де Грае, Перро — для северного выступа Лувра.

    Декорирование посредством панно. — Архитектура не останавливается на этом пути к упрощению. В конце концов уничтожаются и эти рустованные лопатки; антаблемент, увенчивающий фасад, покоится на голых стенах, едва украшенных обрамлениями, которые обрисовывают границы промежуточных панно.

    Двор Дома инвалидов представляет прекрасный пример таких фасадов, где от ордеров остались только профили карнизов и лопатки. В таком же духе Перро украшает

    Рис. 441

    Обсерваторию, Фр. Блондель — ворота Сен-Дени, Бюллэ — ворота Сен-Мартэн.

    Французская архитектура конца XVII и XVIII века

    Официальный стиль. — В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества.

    Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр.

    Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение — посредственным.

    Стремясь к ложному идеалу благородства, останавливаются, по примеру итальянцев, на однообразных фасадах, которые на всем протяжении повторяют одни и те же мотивы, — и этой холодной симметрией настолько скрывается расположение частей здания, что за одним и тем же фасадом располагают и капеллы, и лестницы, и даже бани; маскируют даже крыши. Основное стремление — не выявлять снаружи ничего, что напоминало бы о материальных житейских потребностях.

    Именно такая архитектура, как будто созданная не для простых смертных, нравится королю. Жюль Ардуэн-Мансар полностью применил ее к Версальскому дворцу (рис. 441, А); фасад, в котором ясно сказываются все эти тенденции, относится к 1675 г.

    Традиции высокого искусства и упадок XVIII века. — Последние годы XVII в.

    отмечены возвратом к более разнообразным формам; тогда и стиль Ардуэн-Мансара приобретает большую гибкость, это, быть может, следует приписать сотрудничеству с ним других архитекторов, среди которых Сен-Симон называет Лассюранса.

    Как бы то ни было, но перед смертью Ардуэн-Мансара (1708) как будто наблюдается некоторое оживление: он заканчивает свою деятельность двумя шедеврами — Домом ин-валидов и Версальской капеллой.

    Бедствия конца царствования Людовика XIV сдерживают это оживление, и оно решительно возобновляется только после установления Регентства.

    Начиная с этого момента, существуют, так сказать, две архитектуры: одна продолжает строгие традиции предыдущего периода, другая вступает на путь утонченного изящества, которое весьма правдиво отражает изысканность современного ей общества.

     

    Стиль новой школы, жанр «рококо», устанавливается только к 1730 г. и находит главного выразителя в лице Боффрана; стиль классической школы имеет своими представителями последовательно Габриэля, Суффло, наконец, Луи и Антуана.

    В продолжение всей второй половины царствования Людовика XV обе школы существуют совершенно самостоятельно: в то время как дворцы Нанси перегружены украшениями в стиле рококо, площадь Согласия отличается величественным достоинством и грандиозностью своих великолепных очертаний (рис. 441, В, 1750 г.

    ) Беспорядочная школа середины XVIII в. выдыхается ко времени Людовика XVI: философское движение направляет умы в сторону античности. Вкусы совершенно изменяются, и чистотой форм пытаются превзойти даже школу Габриэля и Суффло.

    С приближением революции впадают в сухость, а вместе с революцией начинается кризис искусства, выход из которого едва намечается только в нашу эпоху.

    Общее состояние архитектуры в Европе В XVII и XVIII веках

    В XVII и XVIII вв. Европа находится под влиянием отчасти современной Италии, отчасти Франции. В общем, преобладают французские влияния; так, французские зодчие возводят для немецких князей большую часть их дворцов: в Берлине, в Мюнхене, в Штутгарте, в Манн-гейме.

    Иниго Джонс, с которого начинается классическая архитектура в Англии, по-видимому, выработал свой стиль путем непосредственного изучения памятников Италии и основал школу, продолжателем которой в XVIII в. явился Чемберс, строитель дворца Сомерсет.

    Рен (С. Wren), архитектор собора св. Павла в Лондоне, примыкает к школе, создавшей во Франции Дом инвалидов; построенный им собор св. Павла, в свою очередь, послужил для Америки главным образцом при сооружении Капитоля в Вашингтоне.

    В России в XVIII в. проявляется главным образом итальянское влияние, — во дворцах Санкт-Петербурга.

    Что касается итальянского искусства, отзвук которого представляют собой все современные архитектурные школы, то его последними созданиями были: колоннада Бернини на площади св. Петра, величественный, но не строгий фасад, приданный архитектором Ал. Галилеи церкви Сан-Джованни ин Латерано, и холодные сооружения Ванвителли в Казерте.

    Источник: http://classic.totalarch.com/choisy/france/1

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

      ×
      Рекомендуем посмотреть