Архитектура в Венеции

Архитектура Венеции

Архитектура в Венеции
Архитектура в Венеции

Введение. 3

1. Архитектурный облик Венеции. 6

2. Архитектурные стили Венеции. 7

Заключение. 10

Список литературы.. 12

Введение

Венеция — город на северо-востоке Италии, преимущественно на островах Венецианского залива Адриатического моря, административный центр провинции и области Венеция.

Город состоит из двух частей: исторического центра, расположенного в 4 км от побережья на 118 небольших островах Венецианской лагуны, пересеченных 150 каналами и протоками (с S-образным Большим каналом — главной транспортной артерией), берега которых соединяют около 400 мостов, и промышленно-портовой материковой части.

Сами острова укреплены миллионами деревянных свай. Вдоль каналов тянутся узкие, порой меньше метра шириной, улицы. Внутригородские перевозки осуществляются с помощью гондол, катеров, барж. Связь с материком осуществляется по автомобильному и железнодорожному мостам и с помощью паромов.

От моря Венеция отделена песчаной косой, разделенной проливами. Территория Венеции подвержена постепенному опусканию и периодическим наводнениям во время осенних штормов на Адриатическом море.

Первые поселения на островной территории Венеции относятся к 5 в. до н.э. Их возводили жители прибрежных областей Адриатики, бежавшие сюда от нашествия гуннов. Город возник в начале 9 в. н.э. на острове Риальто как центр дуката (герцогства). С 9 — 10 вв. по 16 в. Венеция была крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком.

В средние века она являлась богатой морской республикой (с конца 13 в. олигархической, с дожем во главе), владевшей значительными территориями. Перемещение торговых путей в результате Великих географически открытий, венецианско-турецкие войны 15 — 18 вв. привели Венецию к упадку. В 1797 — 1805 гг. и в 1815 — 66 гг. город находился во владении Австрии. В 1866 г.

Венеция вошла в состав Итальянского королевства.

Уникальный город-музей является образцом целостности и неповторимой гармонии. Его средневековые дома и дворцы построены на сваях, и кажется, что они поднимаются прямо из воды. На городских улицах отсутствует транспорт.

Богато украшенные здания церквей, прекрасные палаццо с ажурными галереями и узорными завершениями окон, бесчисленные маленькие мостики, узкие улицы со сплошными рядами 3 — 4-этажных домов, живописные площади, великолепные набережные каналы сливаются в неповторимый ансамбль, совершенный в своей соразмерности и красоте.

Архитектурный облик Венеции сложился в 14 — начале 16 вв. В нем переплетаются византийские, арабские и готические традиции. В центре города расположена обрамленная мраморными зданиями Старых (15 — начало 16 вв.) и Новых (16 — 17 вв.) Прокураций Пьяцца (площадь) св.

Марка, вымощенная мрамором, с грандиозным 5-кугюльным одноименным собором (829 — 832 гг. перестроен в 11 в., фасад завершен в 15 в.). Эту городскую святыню украшают бронзовые византийские двери 11 в. и четыре бронзовых коня (4 — 3 вв. до н. э.) над центральным порталом, привезенные в 1204 г. из Константинополя.

Интерьер здания украшают мрамор и мозаики 12 — 14 вв., мраморные мозаичные полы, многочисленные драгоценности, скульптуры, барельефы, колонны, привозившиеся как трофеи. На площади находится 100-метровая кампанила (888 — 1517 гг.; упала в 1902 г. и восстановлена в 1904 г.

) с шатровым покрытием, у подножия которой находится маленькая Лоджетта (с 1517 г.), служившая в дни торжественных церемоний и празднеств трибуной для венецианских нобилей.

К площади Сан-Марко примыкает небольшая Пьяцетта, открытая на лагуну. По ее сторонам находятся Дворец дожей (9 в., завершен в 14 — 16 вв.) с мраморным фасадом и лоджиями и Старая библиотека Сан-Марко (1536 — 54 гг.

, арх. Я. Сансо-вино) из белого мрамора. С восточной стороны к Дворцу Дожей примыкает закрытый Мост Вздохов (1600 г.), по которому, согласно легенде, вели осужденных узников из дворца в тюрьму Поцци (16 — начало 17 вв.).

К северу расположен один их лучших ансамблей Венеции — площадь Санти-Джо-ванни э Паоло с одноименной готической церковью (1246 — 1430 гг.), общественным зданием Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488 — 90 гг.) и конным памятником кондотьеру Коллеони (15 в., скульптор А. Ве-роккьо).

Вдоль центральной городской артерии — Большого канала длиной 3,8 км — расположены палаццо в стилях готики, ренессанса и барокко: нарядный Ка д'Оро («Золотой дом»), с желтоватой мраморной облицовкой фасада и позолоченной резной орнаментацией, трехэтажный, с парадным декоративным фасадом Вендра-мин-Калерджи (оба 15 в.), Корнер-Спинел-ли (конец 15 — начало 16 вв.), Корнер (16 в.), Редзонико (17 в.), Пезаро (окончен в 1710 г.) и другие. Среди мостов города широко известен мост Риальто (16 в., арх. А. де Понте) через Большой канал, у которого находится торговый центр Венеции. Одно-пролетная арка моста обрамлена двумя рядами лавок.

Среди многочисленных церквей Венеции наиболее примечательны своей архитектурой Санта-Мария Глориоза деи Фрари (14 — 15 вв., с алтарными картинами Тициана в интерьере); Сан-Дзаккария (10 в., перестроена в 15 в.); небольшая Санта-Мария деи Мираколи (15 в.

), первое подлинное сооружение венецианского Возрождения; Иль Реденторе (16 в.); восьмигранная, с куполом Санта-Мария депла Салуте (17 в.) у входа в Большой канал; Скуола Гранде ди Сан-Рокко (16 в., с картинами Тинторетто); церковь и монастырь Сан-Джорджо Ма-джоре (16 в., арх. А.

Палладио) и многие другие исторические памятники.

С Венецией связано творчество зодчих Палладио, Лонгена, Сансовино и других, художников Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо, Гварди, Каналетто.

В Галерее Академии искусств и во Дворце дожей имеются коллекции картин художников Венецианской школы. Многочисленные художественные произведения украшают венецианские дворцы и храмы.

Художественно-культурные сокровища Венеции превратили ее в центр международного туризма мирового значения.

1. Архитектурный облик Венеции

Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции», потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни.

В VII в.

, когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта — трехнефную базилику, разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили). Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе. Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.

Поблизости находится церковь Санта Фоска, основание которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших размеров, чем собор, перестроенное в XI—XII вв.

Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора; ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей).

Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.

На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу, имевшему здесь резиденцию).

«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов, писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».

В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.

2. Архитектурные стили Венеции

Почти повсеместно в Венеции мы отмечаем четыре архитектурных стиля, каждый из которых характеризует определенную эпоху: византийский, романский, готический и эпохи Возрождения. Приведем ниже основные характеристики архитектуры каждого стиля.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Он тяготеет к пышности, богатству, изобилию украшений, движению масс, и в особенности, использует арки разнообразных форм и купольные своды. Византийский купол опирается на четыре или восемь пилястров: если квадратный план – на четыре пилястра, если восьмиугольный – на восемь.

Пилястры соединяются между собой арками. Существенный элемент византийских церквей представляют колонны, которые, образуя галереи, являются опорой для купола.

Колонны переходят в капители, украшенные акантовыми листьями и животными, на которых почти всегда опирается добавочная капитель, украшенная рельефами. На внешних и внутренних стенах и на потолках – богатейший и блестящий мозаичный декор.

Этот стиль достиг своего расцвета в Венеции в период с VI по XII век, но также и наложил свой отпечаток на последующие

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Этот стиль утвердился на Западе в начале средних веков, он был принят народами римско-католической религии. В Венеции этот стиль впервые робко стал проявляться во времена господства византийского стиля, XI-XII вв.

Его характерной особенностью было строительство церквей с широкими стенами, в которых проделывались маленькие окошки. Внутри – двойной ряд пилястров или колонн, соединенных полукруглыми арками, делит церковь в продольном направлении на три части; свод, обычно, в виде креста.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128594/arkhitektura-venetsii

Архитектура Венеции: история, описание, стили, фото

Архитектура в Венеции

Архитектура Венеции – это настоящая сказка. Этот город настоящее чудо, мечта, которая появилась на островах лагуны с северной стороны Адриатического моря.

Почему венецианская архитектура считается самой дорогой в Европе? Как минимум потому, что местные жители в свое время были самыми уважаемыми грабителями, и именно на их трофеи была создана гениальная и неповторимая архитектурная культура.

Что представляет собой Венеция?

Суть архитектурной культуры в ее гиперэклектичности. Она объединяет такие разные стили, которые просто так никогда бы не пересеклись, если бы ход истории был размеренным и последовательным. Именно условия существования Европы Средних веков стали предпосылкой к появлению такого сказочного города. Прослеживается определенная стилистика архитектуры Венеции на фото ниже.

История происхождения города

На самом деле этот итальянский городок не мог появиться просто так, здесь никуда без прозаических причин. Итак, начинается история Венеции с 452 года, когда гунны преследовали жителей Венето, и последним пришлось укрываться в тени островов. Только так можно было обезопасить себя и свои семьи.

Другие же предпочли прятаться от нашествия за мощными стенами крепостей, но только будущих жителей Венеции спасла вода, отсутствие дорог, по которым к ним можно было подобраться.

В свою очередь, северо-восточная часть Италии примерно со второй половины второго тысячелетия до нашей эры была населена племенами, которые назывались венеты, на латинском это звучало как veneti. И только после XIII века миру стало известно такое название, как Венеция.

Римляне относились к этому народу весьма скептически, они называли будущих венецианцев иллирийцами, что в переводе с латинского означало иноземцы. Биеннале архитектуры в Венеции – отличная возможность изучить историю искусства.

Пик строительства города пришелся на IX-XIII века. Процесс шел на островах, отделенных от материка проливом, длина которого достигала четырех километров. Также всего в двух километрах от города было открытое море.

Именно поэтому в Венеции не строились набережные: все дома и улочки выходили сразу к воде, а люди в транспортных целях использовали узенькие лодочки, которые обычно были черного цвета и отливали позолотой.

В скором времени их стали называть гондолами, что в переводе с латинского означает “морской угорь”. Внешне они были очень похожи на этих морских жителей.

Большой канал

Длина самого крупного канала в городе достигает почти четырех километров и изогнутой змеей подразделяет город на две части. Уже в него впадают мелкие каналы, их насчитывается порядка 45.

Что касается земли, которая оставалась после построек каналов, местные жители использовали ее в целях укрепления берегов островков. Их в будущей Венеции образовалось 118, а соединены они между собой 350 каналами.

Звучит внушительно, не правда ли?

Первые ассоциации, которые приходят на ум, – это камень, солнце и вода. В этом вся Венеция. Здесь вы не найдете зелени, но это не мешает городу быть очень живописным.

Извилистые каналы, очаровательные узкие улочки, архитектура и игра солнца на воде и камнях поражает своей красотой. Однако непросто приходится не только туристам, но и местным жителям, ведь в многообразии переулков очень легко заблудиться.

История очень интересна, но сегодняшняя архитектура города Венеция – призрак прошлой жизни, а вечный праздник, к сожалению, подходит к своему завершению. Как писали известные историки, город сохранил свое прежнее веселье и яркость только на произведениях художников.

Но, тем не менее, ступив на территорию Венеции, ощущение сказочного сна не покинет вас ровно до того момента, пока нога не коснется земли.

Самые древние постройки

История строительства начинается с острова Торчелло. Именно здесь расположились самые древние здания города. Название произошло от слова torre, что означает “башня”.

Начать стоит с собора Санта-Мария-Ассунта, строить его начали в далеком VII веке и закончили только в XI. Это здание – настоящая образец романского стиля, который отличает некоторая суровость.

Следующий объект, без которого рассказывать об архитектуре Венеции нельзя, – это церковь Санта Фоска. В переводе название означает “сумрачная”, а построена она была в период с XI по XII век.

Церковь отличает стиль византийской архитектуры, построена она в виде греческого креста. К сожалению, купол строения не дожил до наших дней.

Что представляет собой архитектура Венеции

За многовековую историю города в нем прекрасно ужились сразу четыре архитектурных стиля. Каждый из них определяет конкретную эпоху. Стили архитектуры в Венеции: византийский, романский, готический и стиль эпохи Возрождения.

Разберем каждый из них и начнем со времен Византии. В данном стиле преобладает любовь к роскоши, богатству, он кишит различными декорациями и украшениями.

Отличительная особенность – это арки самых разных форм и размеров, а также купольные своды и по-настоящему царский мозаичный декор на стенах и потолках.

Особой популярностью пользовался византийский стиль в период с VI по XII век. Так как именно данная стилистика связана с расцветом Венеции в целом, то стоит отметить, что он как раз и наложил отпечаток на последующее развитие архитектуры города.

Романская стилистика

Расцвет стиля пришелся на Средние века и особенно прочно утвердился на Западе. Свою руку к развитию романской стилистики приложили народы римско-католической религии. Первые попытки привнести новые элементы в архитектуру пришлись еще на времена господства византийского стиля.

Но уже в XI-XII веках стали появляться церкви с широкими стенами и маленькими окошками, что является одной из характерных особенностей стиля. Также стоит обратить внимание на двойной ряд колонн, которые соединятся между собой полукруглыми арками.

Тем самым такая конструкция разделяет здание на три части.

Венецианская готика

В первую очередь стоит разобраться, откуда произошло такое название. Все началось еще с эпохи Возрождения, когда итальянские мастера окрестили так низший относительно классического стиль.

Они считали готику синонимом варварства. В Венеции популярным он стал в период с XII по XV век.

Узнать готику в архитектуре можно по стрельчатым аркам, крутым сводам, восходящим контрфорсам, высоким окнам, кружевному декору и так далее.

Эпоха Возрождения

Возрождение античности в Венеции приходится на начало XV века. Именно в тот период самые известные архитекторы Италии черпали вдохновение из Древней Греции и Рима. Элементы той культуры они адаптировали под требования своего времени.

Характерными особенностями архитектуры Венеции в эпоху Возрождения считаются колонны, которые устанавливаются единым стержнем, арки, орнамент, живопись, рельефность, прямоугольные окна, массивные карнизы, роскошные украшения. Уже в XVII веке начали вступать в свои права элементы стиля борокко.

А теперь рассмотрим памятники архитектуры Венеции.

Понте дей Соспири

В русскоязычной среде более известен как Мост Вздохов. Его создание датируется 1602 годом, а постройка проходила под руководством известного архитектора Антонио Контино. Мост выполнен в стиле барочной архитектуры Венеции и отличается особым изяществом. Задача конструкции в том, чтобы соединять берега Рио Ди Палаццо, более известного как Дворцовый канал.

Один берег знаменателен тем, что на нем разместился Дворец Дожей, его особенность в том, что ранее это был суд, а вот на противоположном берегу расположилась тюрьма.

Если верить Венецианским легендам, то такое прозаичное название, как Мост Вздохов, произошло именно от грустных вздохов заключенных, которые передвигаясь по мосту от суда до тюрьмы печально оглядывали сказочную Венецию.

Другая легенда более романтичная. Она говорит о том, что вздохи были вовсе не печальными и принадлежали влюбленным парочкам, а не осужденным преступникам.

Дворец дожей

Говорить об архитектуре Венеции и не упомянуть великий памятник итальянской готики нельзя. Именно Дворец дожей – одна из самых важных достопримечательностей городка на воде.

Разместилось строение на площади Святого Марка, где недалеко стоит одноименный собор. Что касается названия, то его происхождение связано с резиденцией дожа, а это глава Венецианской республики.

Как и стоящий рядом собор, дворец строился достаточно долго и украшался не одно столетие, именно поэтому вместил в себя самые различные стили.

Самая первая постройка увидела мир в 810 году и была самой обычной крепостью, состоящей из стен и башен. Вокруг была исключительно вода. Одно столетие сменило другое, и уже в 976 году произошло знаменитое восстание против дожа Кандиани Пятого, народ сжег его резиденцию.

Вместо нее было принято решение строить новую крепость, однако и ее век был недолгим, она сгорела в 1106 году. Тот дворец, который мы можем лицезреть сегодня, был построен в период с 1309 по 1421 год.

Установить со стопроцентной точностью, кто был архитектором, достаточно сложно, в некоторых источниках указывается фамилия архитектора Филиппо Календарио. Только вот и у этого дворца были сложные времена. Уже в 1577 году небольшая часть строения была безвозвратно уничтожена пожаром, а за восстановление взялся архитектор Антонио де Понти.

За его плечами уже была такая великая работа, как мост Риальто. Во Дворце дожей проводились заседания Большого совета и сената, здесь работал Верховный суд и даже неприметно трудилась секретная полиция.

Площадь Сан-Марко

Особенность данной площади в том, что она единственная во всей Венеции, которую местные называют piazza, что означает “площадь”. Остальные же называются campo, что в переводе значит “поле” и считается менее масштабным. Таким образом венецианцы указывают на значимость площади Сан-Марко как для туристов, так и для местных жителей.

Свое название достопримечательность получила в честь апостола Марка. В далеком 829 году двое купцов унесли мощи Святого из Александрии и незаметно доставили их в Венецию. Чтобы арабы не смогли подойти к привезенному грузу, купцы выложили вокруг саркофага свиные туши. Для хранения мощей была построена базилика Святого Марка.

Однако после дворцового переворота строение было разрушено, и только в 1063 году на его месте начали возводить собор.

С течением времени площадь Сан-Марко расширялась, и в итоге достигла таких размеров, что на ней проводились городские праздничные парады, карнавалы и даже казни преступников. Архитектура собора Сан-Марко в Венеции включает в себя несколько стилей, которые умело сочетаются друг с другом.

Источник: http://fb.ru/article/447458/arhitektura-venetsii-istoriya-opisanie-stili-foto

Архитектурный облик Венеции

Архитектура в Венеции

Введение. 3

1. Архитектурный облик Венеции. 6

2. Архитектурные стили Венеции. 7

Заключение. 10

Список литературы.. 12

 

Введение

Венеция — город на северо-востоке Италии, преимущественно на островах Венецианского залива Адриатического моря, административный центр провинции и области Венеция.

Город состоит из двух частей: исторического центра, расположенного в 4 км от побережья на 118 небольших островах Венецианской лагуны, пересеченных 150 каналами и протоками (с S-образным Большим каналом — главной транспортной артерией), берега которых соединяют около 400 мостов, и промышленно-портовой материковой части.

Сами острова укреплены миллионами деревянных свай. Вдоль каналов тянутся узкие, порой меньше метра шириной, улицы. Внутригородские перевозки осуществляются с помощью гондол, катеров, барж. Связь с материком осуществляется по автомобильному и железнодорожному мостам и с помощью паромов.

От моря Венеция отделена песчаной косой, разделенной проливами. Территория Венеции подвержена постепенному опусканию и периодическим наводнениям во время осенних штормов на Адриатическом море.

Первые поселения на островной территории Венеции относятся к 5 в. до н.э. Их возводили жители прибрежных областей Адриатики, бежавшие сюда от нашествия гуннов. Город возник в начале 9 в. н.э. на острове Риальто как центр дуката (герцогства). С 9 — 10 вв. по 16 в. Венеция была крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком.

В средние века она являлась богатой морской республикой (с конца 13 в. олигархической, с дожем во главе), владевшей значительными территориями. Перемещение торговых путей в результате Великих географически открытий, венецианско-турецкие войны 15 — 18 вв. привели Венецию к упадку. В 1797 — 1805 гг. и в 1815 — 66 гг. город находился во владении Австрии. В 1866 г.

Венеция вошла в состав Итальянского королевства.

Уникальный город-музей является образцом целостности и неповторимой гармонии. Его средневековые дома и дворцы построены на сваях, и кажется, что они поднимаются прямо из воды. На городских улицах отсутствует транспорт.

Богато украшенные здания церквей, прекрасные палаццо с ажурными галереями и узорными завершениями окон, бесчисленные маленькие мостики, узкие улицы со сплошными рядами 3 — 4-этажных домов, живописные площади, великолепные набережные каналы сливаются в неповторимый ансамбль, совершенный в своей соразмерности и красоте.

Архитектурный облик Венеции сложился в 14 — начале 16 вв. В нем переплетаются византийские, арабские и готические традиции. В центре города расположена обрамленная мраморными зданиями Старых (15 — начало 16 вв.) и Новых (16 — 17 вв.) Прокураций Пьяцца (площадь) св.

Марка, вымощенная мрамором, с грандиозным 5-кугюльным одноименным собором (829 — 832 гг. перестроен в 11 в., фасад завершен в 15 в.). Эту городскую святыню украшают бронзовые византийские двери 11 в. и четыре бронзовых коня (4 — 3 вв. до н. э.) над центральным порталом, привезенные в 1204 г. из Константинополя.

Интерьер здания украшают мрамор и мозаики 12 — 14 вв., мраморные мозаичные полы, многочисленные драгоценности, скульптуры, барельефы, колонны, привозившиеся как трофеи. На площади находится 100-метровая кампанила (888 — 1517 гг.; упала в 1902 г. и восстановлена в 1904 г.

) с шатровым покрытием, у подножия которой находится маленькая Лоджетта (с 1517 г.), служившая в дни торжественных церемоний и празднеств трибуной для венецианских нобилей.

К площади Сан-Марко примыкает небольшая Пьяцетта, открытая на лагуну. По ее сторонам находятся Дворец дожей (9 в., завершен в 14 — 16 вв.) с мраморным фасадом и лоджиями и Старая библиотека Сан-Марко (1536 — 54 гг.

, арх. Я. Сансо-вино) из белого мрамора. С восточной стороны к Дворцу Дожей примыкает закрытый Мост Вздохов (1600 г.), по которому, согласно легенде, вели осужденных узников из дворца в тюрьму Поцци (16 — начало 17 вв.).

К северу расположен один их лучших ансамблей Венеции — площадь Санти-Джо-ванни э Паоло с одноименной готической церковью (1246 — 1430 гг.), общественным зданием Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488 — 90 гг.) и конным памятником кондотьеру Коллеони (15 в., скульптор А. Ве-роккьо).

Вдоль центральной городской артерии — Большого канала длиной 3,8 км — расположены палаццо в стилях готики, ренессанса и барокко: нарядный Ка д'Оро («Золотой дом»), с желтоватой мраморной облицовкой фасада и позолоченной резной орнаментацией, трехэтажный, с парадным декоративным фасадом Вендра-мин-Калерджи (оба 15 в.), Корнер-Спинел-ли (конец 15 — начало 16 вв.), Корнер (16 в.), Редзонико (17 в.), Пезаро (окончен в 1710 г.) и другие. Среди мостов города широко известен мост Риальто (16 в., арх. А. де Понте) через Большой канал, у которого находится торговый центр Венеции. Одно-пролетная арка моста обрамлена двумя рядами лавок.

Среди многочисленных церквей Венеции наиболее примечательны своей архитектурой Санта-Мария Глориоза деи Фрари (14 — 15 вв., с алтарными картинами Тициана в интерьере); Сан-Дзаккария (10 в., перестроена в 15 в.); небольшая Санта-Мария деи Мираколи (15 в.

), первое подлинное сооружение венецианского Возрождения; Иль Реденторе (16 в.); восьмигранная, с куполом Санта-Мария депла Салуте (17 в.) у входа в Большой канал; Скуола Гранде ди Сан-Рокко (16 в., с картинами Тинторетто); церковь и монастырь Сан-Джорджо Ма-джоре (16 в., арх. А.

Палладио) и многие другие исторические памятники.

С Венецией связано творчество зодчих Палладио, Лонгена, Сансовино и других, художников Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо, Гварди, Каналетто.

В Галерее Академии искусств и во Дворце дожей имеются коллекции картин художников Венецианской школы. Многочисленные художественные произведения украшают венецианские дворцы и храмы.

Художественно-культурные сокровища Венеции превратили ее в центр международного туризма мирового значения.

 

1. Архитектурный облик Венеции

Наиболее древние здания сохранились на Торчелло, острове, который называют «Матерью Венеции», потому что он был заселен еще в V—VI вв. и со временем сделался торговым центром островной жизни.

В VII в.

, когда каменное строительство в Италии прекратилось почти повсеместно, а великий Рим продолжал погружаться в трясину варварства, богатые жители Торчелло построили у себя кафедральную церковь Санта Мария Ассунта — трехнефную базилику, разделенную двумя продольными рядами великолепных колонн (в XI—XII вв. ее перестроили). Внутреннее помещение украшено мозаиками в византийском вкусе. Около собора сохранились остатки баптистерия VII века с колокольни открывается прекрасный вид на лагуну и острова.

Поблизости находится церковь Санта Фоска, основание которой относится к VII—VIII веков; это крестовокупольное здание меньших размеров, чем собор, перестроенное в XI—XII вв.

Церковь окружена с пяти сторон арочными портиками на колоннах из греческого мрамора; ее купол не сохранился (сейчас можно видеть его невысокий широкий барабан, почти плоско перекрытый черепицей).

Этот остров прозвали «Маленькой Византией» за художественный облик его зданий.

На Торчелло всегда была жива память об Аттиле, прозванном «бичом божиим», и, хотя он на островах лагуны никогда не был, там до сих пор показывают каменное кресло, называя его троном Аттилы (вероятнее всего, это кресло принадлежало епископу, имевшему здесь резиденцию).

«Мать Венеции» и «Маленькая Византия», население которой сократилось теперь до ста человек, превратилась в тихий и зеленый уголок, овеянный спокойствием и поэтичностью; здесь, находя спасение от бурного ритма современного города туристов, писал Э. Хемингуэй свой роман о Венеции «За рекой в тени деревьев».

В VII веке жители другого острова — Мурано — воздвигли у себя церковь Санти Мария э Донато (ее тоже перестроили в XII в.): это кирпичная трехнефная базилика с колоннами из греческого мрамора; ее шестигранная алтарная абсида окружена двумя ярусами перспективно сокращающихся арок на тонких сдвоенных колоннах.

2. Архитектурные стили Венеции

Почти повсеместно в Венеции мы отмечаем четыре архитектурных стиля, каждый из которых характеризует определенную эпоху: византийский, романский, готический и эпохи Возрождения. Приведем ниже основные характеристики архитектуры каждого стиля.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ

Он тяготеет к пышности, богатству, изобилию украшений, движению масс, и в особенности, использует арки разнообразных форм и купольные своды. Византийский купол опирается на четыре или восемь пилястров: если квадратный план – на четыре пилястра, если восьмиугольный – на восемь.

Пилястры соединяются между собой арками. Существенный элемент византийских церквей представляют колонны, которые, образуя галереи, являются опорой для купола.

Колонны переходят в капители, украшенные акантовыми листьями и животными, на которых почти всегда опирается добавочная капитель, украшенная рельефами. На внешних и внутренних стенах и на потолках – богатейший и блестящий мозаичный декор.

Этот стиль достиг своего расцвета в Венеции в период с VI по XII век, но также и наложил свой отпечаток на последующие

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Этот стиль утвердился на Западе в начале средних веков, он был принят народами римско-католической религии. В Венеции этот стиль впервые робко стал проявляться во времена господства византийского стиля, XI-XII вв.

Его характерной особенностью было строительство церквей с широкими стенами, в которых проделывались маленькие окошки. Внутри – двойной ряд пилястров или колонн, соединенных полукруглыми арками, делит церковь в продольном направлении на три части; свод, обычно, в виде креста.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них “готический” был синонимом варварского. Определение было принято также другими нациями. Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХП по XV век.

Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.

СТИЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Этот стиль, начиная с XV века, содействовал в Италии “возрождению” античности. Великие итальянские архитекторы нашли источник вдохновения в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени.

Основные характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений, которые в XVII веке в период барокко приобретет грандиозные пропорции с явным преобладанием закругленных линий над прямыми.

 

Заключение

Пошатнувшееся благосостояние государства отразилось, прежде всего, на архитектуре, как на самом дорогом виде искусства. В XVII веке венецианцы строят значительно меньше, чем в предшествующие времена.

Самым выдающимся зданием является церковь Санта Мария делла Салюте, которую возводили полвека (1631-1681) у начала Большого канала. Ее автор — Бальдассаре Лонгена, а соорудили ее в благодарность Деве Марии за избавление от страшнейшей эпидемии чумы 1630 года, которая унесла 47 000 жизней.

Это последнее великое творение художественного гения Венеции. Здание построено в стиле барокко; венецианцы, верные традиции, извлекли из нового стиля максимум его декоративных возможностей.

Очень нарядная круглая двухкупольная церковь облицована белым мрамором как снаружи, так и внутри. Нигде в Италии нет таких мощных, круто загнутых волют, какие поддерживают барабан ее главного купола.

Скульптуры, колонны, арки — все сплетается в величественную симфонию красоты, а внутреннее пространство церкви выглядит как роскошный танцевальный зал.

Частные лица продолжали строить в меру своих возможностей, которые иногда еще оставались значительными. На Большом канале появились великолепные новые дворцы, отделанные с невероятной пышностью: Палаццо Пезаро и Палаццо Редзонико (оба построены по проекту Б.

Лонгены и очень похожи друг на друга; в первом сейчас помещаются музеи современно: искусства и восточных культур, во втором — музей быта Венеции XVIП в.); дворцы сделаны в подражание Палаццо Корнер делла КаТранде, когорое построил на Большом канале знаменитый архитектор XVI в.

Якопо Сансовино.

Б. Лонгена является также автором небольшой церкви Скальци, сооруженной на Большом канале (около современного железнодорожного вокзала) в 1660—1689 гг.;.

ее фасад в стиле барокко, созданный по проекту Джузеппе Сарди, отличается тяжеловесной красотой. Еще более гнетущая пышность присуща церкви Сан Моизё, основанной в XIII в., но кардинально перестроенной в 1660-х гг.

; от вычурной и мрачной роскоши этого здания веет ужасом потустороннего мира.

В начале XVIII века Венеция утратила все свои греческие владения и перешла к политике нейтралитета.

По причине истощившихся средств государства крупного строительства без особой необходимости более не предпринимали.

На большом канале против того места, где теперь располагается железнодорожный вокзал, на другом берегу, в 1718—1738 годах по проекту Джованни Скальфаротто заново построили небольшую церковь, которая называется Сан Симеоне Пикколо (Маленький св.

Симеон) в отличие от находящейся неподалеку старой большой церкви того же святого — Сан Симеоне Гранде. Миниатюрную светлую церковку соорудили в подражание грандиозному римскому Пантеону.

Венецианцы остались верны своему пристрастию к декоративности, и главный купол их Пантеончика упруго и радостно взметнулся ввысь, приняв яйцевидную форму; у здания есть еще два маленьких куполочка, они находятся сзади и с фасада не видны.

 

Список литературы

  1. Валькановер Ф. Архитектурные стили Венеции. М., 1996
  2. История искусства зарубежных стран. М., «Изобразительное искусство», 2001.
  3. История мирового искусства. – БММ АО, М., 2000.
  4. Смирнова И.А. Архитектурный облик Венеции. М., 1982
  5. Фомичева Т. Архитектура Венеции. М., «Изобразительное искусство», 2002.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/arhitekturnyy-oblik-venecii/

Архитектура Венеции

Архитектура в Венеции
Архитектура в Венеции
3 Ноября 2017

другие статьи автора:

Заброшенные храмы Тульской области

На свете много удивительных стран. Пожалуй, одно из лидирующих мест по праву занимает Италия. О ней можно говорить практически бесконечно: богатая история, мягкий климат, великие города. И, конечно же, изысканная архитектура. В этой статье мы отправимся в путешествие в Венецию.


Прогулка по улочкам Венеции

Венеция – это, как известно, «город на воде». Дома здесь теснятся друг к другу, как будто стараются не свалиться в многочисленные каналы. Улицы настолько узкие, что человек, идущий по ним, может раскинуть в стороны руки и коснуться противоположных стен. А высоко вверху видно лишь тонкую полоску неба.

Соответственно, заблудиться здесь ничего не стоит. Жилые здания удивительно похожи между собой. Итальянцы невероятно педантично относятся к сохранению архитектурного облика своего города. Например, у них существует закон, который запрещает красить оконные ставни в цвет, отличный от серого или зеленого.

Причем ставни – практически необходимый атрибут любого дома Венеции. Это скорее необходимость, чем элемент декора: каждый день по улицам города течет поток из тысяч туристов, которые шумно делятся друг с другом восторженными впечатлениями о путешествии.

Не считая многочисленных торговцев-зазывал, которые стараются как можно громче разрекламировать товар.

О гондолах и не только

Не менее громко и призывно кричат гондольеры. Вопреки распространенному  мнению, их в Венеции осталось не так много. Это раньше, в далеком средневековье, остроносые черные гондолы служили основным средством передвижения, как, скажем, конные экипажи в Англии.

Теперь гондольеры только перевозят туристов, причем зарабатывают не в пример больше, чем несколько веков назад. 20 минут такого удовольствия стоят 20 евро.

А поток туристов, очарованных зеленовато-синей водой каналов и черными боками гондол, не заканчивается практически круглосуточно.

Наземного транспорта в Венеции нет. Совсем, никакого. Даже велосипедов. Любой такой транспорт запрещен законом. Поэтому здесь даже такси представляют собой небольшой катер. Такое положение вещей сказалось на планировке зданий: почти каждый жилой дом имеет два выхода наружу – на улицу и на воду, то есть к каналу.

                                                                                                                   *

Каналы и сваи

Весь исторический центр города расположен на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов. Самый известный и древний из них мост Риальто, который переброшен через главный канал города – Гранд-канал.

Архитектура Венеции поразительно монументальна. Что, на первый взгляд, противоречит здравому смыслу: почва здесь очень зыбкая и ненадежная. Внушительная часть зданий стоит на деревянных сваях. Например, для строительства фундамента церкви Санта-Мария-делла-Салюте потребовалось более миллиона деревянных балок, из них более 100 тысяч было забито в дно в качестве свай.

Строилось это таким образом. Сваи зарывали вглубь на 7-8 метров, до достижения относительно твердого грунта. Поверх клали перекрещивающиеся бревна, пока не получалась достаточно жесткая конструкция.

Надо отметить, что Санта-Мария-делла-Салюте  построена в честь избавления города от чумы (1630-1631 гг.), которая унесла 100 тыс. жизней,  в 1681году. Церковь строилась более полувека архитектором Бальтазаром Лонгеном. То есть, деревянные сваи удерживают многотонную каменную конструкцию над водой почти 340 лет. Оказывается, все дело в местном грунте.

Земля с водой образует грязь, которая облепляет сваи как защитный панцирь, не пропускающий кислород и микроорганизмы. Таким образом защищая их от коррозии и повреждений. Важную роль играет порода древесины: сваи сделаны  из лиственницы и дуба, которые прочные и долговечные.

 Сверху такого каркаса укладывали каменные плиты, после которого начиналось непосредственное возведение зданий.

Площади и львы

Но, несмотря на сложные условия строительства, большинство зданий Венеции имеют внушительные размеры. Отсюда и улочки-колодцы, которые внезапно могут оборваться на краю широких и просторных площадей. Например, у главной городской площади святого Марка, которая образовалась тут еще в IX веке.

 На площади располагаются собор Святого Марка и одноименная остроконечная колокольня из красного кирпича, которую можно наблюдать из разных точек города. Дело в том, что Святой Марк – покровитель Венеции.

Его символ, крылатый лев, изображен на флаге города  и часто украшает фасады зданий наряду с другими барельефами.

Город в деталях

Небольшие магазинчики, которых в Венеции великое множество, привлекают внимание вывесками, стилизованными под старину. Например, над магазином с обувью здесь, как в далеком Средневековье, можно увидеть висящее на железных цепочках изображение сапога. Даже дверные ручки домов выступают будто отдельным видом искусства. Их выполняют в форме ангелов, животных и других существ.

Палитра города

Если взять кисти и попытаться составить палитру города, то красок будет несколько. Сине-зеленый – цвет канальной воды, серый – цвет каменных построек,  насыщенно-оранжевый – цвет крыш. Последний получается за счет того, что все крыши жилых домов покрыты черепицей.

Поэтому Венеция с высоты птичьего полета выглядит как ярко-оранжевое полотно с прожилками каналов. Деревья, которых в городе крайне мало, на ней сложно разглядеть.

Создается впечатление, что местным жителям не хватает зелени, поэтому на многих балконах домов располагаются  целые сады с цветочными растениями.

Уникальность

В целом облик Венеции за свою многовековую историю сочетает в себе множество стилей. Это и Ренессанс, и готика, и барокко, и множество других направлений. Из них родился новый стиль, не имеющий аналогов в мире.

Нашлось здесь место и для современного искусства. Например, скульптура «Поддержка» (2017 год), изображенная в виде выступающих из воды  рук. Они словно пытаются удержать один из домов на берегу Гранд-канала.

Это произведение имеет особый, тревожный смысл: Венеция постепенно уходит под воду.

Взгляд в будущее

С этим обстоятельством столкнулись еще древние поселенцы, которые дважды перестраивали город, перебираясь на более высокие острова. В течение XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см.

Тогда причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин. Это способствовало понижению водоносного слоя земли. Скважины были закрыты, оседание города замедлилось, но не прекратилось. Разрушение происходит и по причине участившихся наводнений в Венецианской лагуне.

Также на постепенное затопление города влияет возрастающее давление зданий, сооружений, людей и т. д.

По расчетам ученых, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году, а полностью затонуть к 2100 году.

Власти города пытаются изменить ситуацию, но прогнозы остаются не утешительными. Но прогресс не стоит на месте, и остается надежда, что Венеция останется на карте Италии на многие сотни лет.

* – все фотографии принадлежат автору  

Источник: http://proftula.ru/articles/301/38708/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.