Архитектура в Таиланде

Тайская архитектура и чем она примечательна

Архитектура в Таиланде

Аюттхая 

Сегодня в Таиланде строят здания по общепринятым стандартам, и очень часто они мало отличаются от построек, возводимых в любых других странах мира. Другое дело — архитектура старого Таиланда, впитавшая традиции многих народов, но при этом оставшаяся удивительной и самобытной.

Об истории архитектуры в Таиланде

Действительно, важной особенностью тайской архитектуры является то, что она сформировалась на основе индийских, монских, кхмерских, китайских влияний. Дело в том, что искусство Таиланда и, в частности, его архитектура на протяжении многих столетий находились в прямой зависимости от исторических событий, происходивших в стране.

Дворец Ват Пхра Кео

Еще с VI века территорию современного Таиланда занимали моны и основанное ими государство Дваравати. В XI веке они были завоеваны кхмерами, и в истории искусства и культуры будущего Таиланда начался новый этап. Исследователи считают, что именно в этот период стало формироваться собственно тайское искусство.

Народы сменяли друг друга, но не исчезали бесследно — они ассимилировались. Видоизменялось и искусство, вбирающее в себя все новые художественные традиции. Нельзя не отметить важную роль индуизации — то есть процесса распространения индийской культуры.

Её, кстати, веками популяризировали все кому не лень, начиная от простых путешественников и заканчивая торговцами, и даже жрецами.

Сами тайцы, выходцы из Южного Китая, считают началом своего государства 1238 год — дату основания королевства Сукхотай. Но к середине XIV века и оно перестало существовать, ему на смену пришло большое государство Аютия.

А в XIX веке столица переместилась из Аютии в Бангкок, и начался новый этап в развитии тайского искусства.

Становится понятно, почему, к примеру, тайцы вплоть до середины XII века применяли для строительства песчаник — материал, изначально характерный для кхмерской архитектуры и получивший в Таиланде не меньшую популярность, чем дерево.

Правда, его позднее все равно вытеснил кирпич. А извне, помимо индийских влияний, проникли и китайские — их можно проследить, к примеру, в использовании фарфора для облицовки и декорирования зданий, что стало особенно распространено в XIX веке.

Но какую бы роль в тайской архитектуре ни играли влияния других стран, для неё характерно не слепое подражание, а в первую очередь самобытность и оригинальность. Классический вариант тайской архитектуры — сооружения, имеющие в плане прямоугольник, с высокими шпилями и скатными крышами.

В интерьере присутствует множество вертикальных опор и деревянных конструкций. Таковы Большой дворец в Бангкоке, храм Ват Сутхат. А самой известной тайской постройкой считается богато украшенный резьбой храм Ват Пхра Кео, или храм Изумрудного Будды.

Известен и Ват Бенчамабопхит — Мраморный храм, построенный целиком из итальянского мрамора.

Главные объекты тайской архитектуры и их особенности

Поговорим о культовых постройках более подробно. Их в Таиланде, согласно индийской традиции, два основных типа: буддистский храм и ступа. Ступа — это сооружение-реликварий, куда помещены останки особенно выдающихся духовных лиц.

В тайском варианте она напоминает колокол, водруженный на ступенчатый пьедестал в форме квадрата или круга. У ступы есть и пилообразное навершие из пирамиды установленных друг на друга круглых дисков.

Кстати, именно в Таиланде находится самая большая ступа в мире — Пхра Патом Чеди (высотой 127 метров).

Пхра Патом Чеди

Храмовая архитектура по большей части представлена кирпичными постройками на внутренних столбах, увенчанными деревянной крышей. В Таиланде получили распространение как отдельно стоящие храмы, так и целые комплексы, заключенные в общую ограду.

Помимо самих квадратных святилищ (пра-нранг), устанавливаемых на ступенчатом цоколе и увенчанных ложным куполом, а иногда и высокой башней, туда входит множество построек с залами для религиозных церемоний и собраний, а также школы и библиотеки.

Традиционно вход в них находится в западной части сооружения, а у восточной стены установлен алтарь со скульптурой Будды. Иногда святилища окружены галереей из нескольких рядов разномасштабных колонн.

Храмовые комплексы могут дополняться маленькими квадратными часовнями с большой крышей в несколько ярусов. Пространство рядом с ними окружают священными прудами, где совершают омовения и выращивают лотосы.

Стены храмов часто украшены сценами из жизни Будды, сюжетами из индуистского эпоса или даже мифологическими сюжетами.

Со времен кхмерского владычества в бывшей столице Лопбури сохранился храм Ват Махатхат, построенный в XIV веке. Согласно индийской традиции, он разделен на колонный зал и само святилище.

Форма святилища и её кукурузообразной башни говорит о кхмерских традициях, а вот богатство и тщательность, с которой проработано художественное убранство храма, — это уже особенность именно тайского искусства.

Образцом средневекового градостроительства являются мощные каменные стены Саджаналая, в плане представляющие собой прямоугольник, с каждой стороны которого предусмотрены отдельные ворота.

Вообще тайская архитектура сильно пострадала в XVI-XIX веках во время бирманских войн, и оттого гражданские светские постройки практически не дошли до наших дней. Ведь они были в основном деревянными, с крышами из бамбука и пальмовых листьев.

Сегодня мы знаем об этих сооружениях в основном по росписям и рельефам королевских дворцов.

Источник: https://sciencepop.ru/arhitekturnoe-iskusstvo-tailanda/

Архитектура Таиланда | Туристический портал

Архитектура в Таиланде

Город Аюттхая в ХIV веке был столицей Таиланда. В то время он был обнесен стеной, которая имела про-должительность 12 км. Отчасти она сохранилась до наших дней.

Сам город овальный в планировке, а посредине него находится парк и королевский дворец, развалины которого также можно лицезреть в настоящее время.

В городе также расположен дворец наследного принца, который практически не тронутый временем и в котором на данный момент располагается музей, предлагающий вниманию коллекцию статуй Будды и других экспона-тов аюттхайской эпохи.

Главным храмом Аюттхаи является Пхра Сисанпхет. В нем есть три ступы-чеди (куполообразные строе-ния, не имеющие доступа вовнутрь используется для хранения реликвий), которые были возведены в честь трех королей Таиланда, когда он еще назывался Сиамом. Также здесь находилась статуя золотого Будды, но она была разрушена бирманцами, а сам храм сожжен почти до основания.

Ратчабурана – это высокий храм в виде башни или пранг. Есть здесь и склеп, спустившись в который, можно увидеть фрагменты росписи периода Аюттхаи. Ват Пхра Рам (еще один храм) знаменит видом своего пранга: он напоминает кукурузный початок. Его украшением служат мифические фигурки и статуи идущего Будды. Еще на его территории находится 42-метровая статуя на открытом воздухе лежащего Будды.

Ват Арун назван в честь бога утренней зари Аруны. Его до сих пор считают самым высоким во всей стране.

Он разделен на ярусы, которые символизируют множественность миров, а крутая лестница центрального пранга символизирует трудности достижения высших уровней бытия. Четыре малых пранга вокруг большого центрального также выстроены не просто так.

Они есть символом материков в океане, а мондопы (сооружение, в котором хранятся священные тексты), находящиеся между ними, ориентированы на четыре стороны света.

Ват Бентямабопхит. Очень молодой монастырь. Стены его покрыты серым мрамором, а сам он украшен витражами в викторианском стиле, на которых можно увидеть сцены из мифологии Таиланда. В одном из залов хранится прах Рамы V, некогда бывшего королем этой страны. Без Будды в этом храме также не обошлось. Во дворе выставлены несколько его статуй, в том числе и Шагающий Будда.

Ват Пра-Тхатдойсутхеп находится неподалеку от города Чианг Май. К монастырю ведет лестница, длинной в 300 ступенек и окруженная статуями змей. Сам же храм реставрировался и перестраивался несметное количество раз. Главное здание украшено золотыми пластинками и гравировкой, а внутри хранятся мощи самого Будды. Смотровая площадка открывает чудесный вид на город-сосед Чанг Май.

Ват Пхо невозможно обойти стороной и н упомянуть о нем хотя бы вскользь. В нем находится огромная 46-метровая статуя Спящего Будды, или Будды в ожидании нирваны. Она сложена из кирпича и покрыта золо-том. Ноги статуи инкрустированы 108-ю знаками, которые отличают Будду от простого смертного.

В здании хранятся мощи Будды и древние рукописи. Монастырь является центром общественного образования. На его стенах до сих пор сохранились наглядные пособия по различным отраслям знаний. Также в нем располагается знаменитая школа массажа.

Здесь можно как пройти курс массажа, так и самому записаться.

Ват Пхра Кео – еще одно достояние архитектуры Таиланда. Здесь хранится самое знаменитое изображение Будды. Эта статуя высотой в 66 см и вырезана из жадеита. Ее происхождение неизвестно. Вокруг него много легенд, но до истинного решения пока никто не пришел.

По одной из версий, она была покрыта пластинами из золота, по другой – находилась внутри глиняной статуи. Интересным является то, что эту статую несколько раз в году переодевают, а во время этой церемонии присутствуют правящий монарх или принц. Входя в храм, необходимо снять обувь.

Одежда должна быть в строго выдержанном стиле: шорты, короткие юбки и открытые декольте категорически запрещены.

Вихан ват Сутхата является самым высоким в столице Таиланда. Также вокруг него расположены аж 156 золотых статуй Будды! В его центре расположена статуя Будды, которая является одной из самых больших бронзовых статуй эпохи королевства Суккхотхай.

Перед храмом стоят Гигантские качели, на которых раскачивались жители подобно богу Шиве, раскачивающемуся на небесах, и благодарили его за собранный урожай.

Необходимо было ухватить мешочек с золотыми монетами, но часто это заканчивалось трагично и эта церемония была запрещена.

Ват Тхамсыа находится на одной из первых мест по посещаемости. По-другому и быть не может! Во-первых, в переводе с тайского его название означает «Монастырь Пещерного Тигра». Он так назван из-за скалы, находящейся рядом и по форме напоминающей лапу тигра.

Во-вторых, здесь множественное число монашеских хижин. В-третьих, поднявшись по 300-метровой лестнице к статуе Сидящего Будды, можно увидеть отпечаток стопы самого основателя религиозного течения – Будды.

Также с этой позиции открывается прекраснейший вид на окрестности.

Ват Чеди Луанг является самым знаменитым храмом города. В нем некогда находилась статуя Изумрудного Будды, хранящаяся на данный момент в Бангкоке. В вихане хранится статуя Золотого Будды, а его стены украшены панелями, на которых изображены сцены из жизни Будды.

Королевские апартаменты

Дворец Виманмек достоин того, чтобы о нем рассказали. Он является самым большим в мире зданием, вы-строенным из розового тиса, при этом не используя ни единого гвоздя! Вся его конструкция крепилась на специ-альных деревянных шпонках.

Это здание располагалось на острове Сичанг, но было перевезено в Бангкок по королевскому приказу. Здесь жил король Рама и его многочисленная семья, но потом он его покинул и он начал приходить в упадок.

Потом началась его реставрация и сейчас тут размещается музей уникальных экспонатов, которые принадлежали королевской семье.

В самом дворце было 80 комнат: и концертный зал, и жилые помещения, а также залы для аудиенции. Еще здесь хранится первая в Таиланде электрическая лампочка, охотничьи трофеи, изделия из фарфора и многое другое.

На это стоит посмотреть

Пришедшее в упадок производство шелка во время Второй мировой войны, американец Джим Томпсон «поставил на ноги». Сам он исчез в 1967 году по причине, которую до сих пор не удалось установить. Версий было огромное количество, но никто так и не пришел к сути. После себя он оставил дом, в котором теперь распо-лагается музей, открытый для посещения всем.

В вате Пратхонг находится статуя золотого Будды, которую закопали еще в древние времена землю. Со-временники несколько раз пытались ее откопать, но все их попытки заканчивались тщетно! Все это расценили как знак того, что Будды не хочет быть выкопанным и больше не предпринимают никаких попыток и действий по отношению к этой загадочной статуи.

Самым любимым местом туристов является ват Ян. Он является самым большим храмовым комплексом в Таиланде. Здесь представлены архитектурные строения разных стилей не только из Сиама (нынешнего Таилан-да), но и из Китая и Индии.

В их залах выставлены уникальные исторические артефакты. Считается, что это ме-сто чудотворное. Здесь золотыми пластинами выложено изображение Будды Сидящего в специально выдолбленных желобах в скале.

Высота его практически 160 метров.

Заключение

Архитектура каждой страны хороша по-своему. Кто-то найдет в Таиланде что-то интересное для себя, кто-то скажет, что это не оправдало его ожиданий. В любом случае, стоит попробовать. Никто не знает, к какой категории будет отнесен. Да и разнообразие не помешает. Архитектура этой страны очень разнообразна.

Здесь есть «образцы» не только тайской культуры, но и соседних стран и даже Китая! Главное – это желание познавать что-то новое, прикоснуться к неизвестном и прочувствовать на себе влияние этой культуры. Она не может просто остаться без внимания.

Она настолько многогранна и разнообразна, что все смогут найти частичку себя в этом бескрайнем море удивительных возможностей.

Источник: http://warps.ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.html

Виды храмов и храмовых сооружений в Тайланде

Архитектура в Таиланде

Очень часто во время экскурсий, чтения туристической информации о достопримечательностях Тайланда, Камбоджи, Вьетнама и т.д. можно встретить такие слова как Ват, Пранг, Чеди и другие.

Всеми этими словами обозначаются различные типы храмов и храмовых построек в их огромном разнообразии. Что же значат эти термины, читайте далее.

Приведенная ниже информация о типах храмов частично применима также для храмов в Камбодже, Вьетнаме, Лаосе, Малайзии и Индонезии.

Ват (Wat)

Храм Wat Prathat Doi Suthep в Чианг-май

Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Точнее сказать – это храм, включающий в себя не только залы для прихожан, но также мужской монастырь, школьные кабинеты и спортивные площадки.

Иногда Wat – это целый комплекс из религиозных сооружений разных типов, объединенный на одной территории под одним наименованием.

Стоит обратить внимание на то, что термин Wat применим к любому религиозному центру, а это значит, что и христианские церкви, и мусульманские мечети могут относиться к типу Wat.

Бот или Убосот (Bot или Ubosot)

Убосот в серебряном храме в Чианг-мае

Зал для священства, где новоиспеченных монахов принимают в духовный сан и проводят другие важные церемонии. Несмотря на свою значимость, Ubosot не обязательно является самым большим зданием в комплексе храмов, и не всегда может быть открыт для массового посещения.

В действительности, предполагается, что ubosot всегда был закрыт для женщин, но сейчас это правило не обязательно. Ubosot имеет, по крайней мере, одно изображение Будды, делая себя схожим с Wiharn. Отличие этих двух типов храмов в граничных маркерах (Sema), которыми может быть окружен только Ubosot. Bot может также относиться к христианской церкви.

Вихарн или Вихара (Wiharn or Wihara)

Вихарн Viharn Phra Mongkol Bopit в Аюттайя

Вихара – это храм с важными изображениями Будды, куда миряне приходят молиться. Если в Wat может быть только один ubosot, то Wiharn может быть несколько. Встречаются храмы (Wat) которые состоят только лишь из одного сооружения Вихарн. Зачастую вихарн является самой большой и самой посещаемой постройкой на на территории храма.

Чеди, ступа или пагода (Chedi)

Чеди Phra Chedi Suriyothai в Аюттайе

Иногда может переводиться как ступа или даже пагода. Chedi подразумевает под собой куполообразную (колоколообразную) башню, в которой обычно хранятся останки Будды.

Она может быть также построена для помещения в нее праха короля или важного монаха. Для тех, кто может себе позволить такую усыпальницу, также может быть построена похожая уменьшенная квадратная башня.

Куполообразная chedi впервые получила свое распространение в период Золотого Века Аюттайя. Наглядным примером такого строения может служить Wat Yai Chai Mongkon.

Пранг (Prang)

Руины пранга в храме Wat Phra Ram в Аюттайе

Башня фаллической формы или «кукурузной».

Башни такого вида появились в ангкорский период в Камбодже и распространились в дальнейшем во всей Юго-Восточной Азии, и сейчас их называют типично ангкорскими или камбоджийскими.

Большая часть из них в настоящее время являются древними памятниками, и лишь немногие сохранились как действующие культовые сооружения.

Хотрай или Мондоп (Ho Trai или Mondop)

Мондоп в королевском дворце Бангкока

Оба этих термина принято переводить как «библиотека». Ho Trai всегда строился на сваях на пруду для защиты от вредителей. Mondop обычно имеет квадратную форму и предназначается для хранения Писаний и особых изображений. Возможно, одна из самых выдающихся Mondop в Тайланде находится в провинции Сарабури за Следом Будды.

Кути (Kuti)

Кути в храме Wat Phanan Choeng в Аютайе

Храм любой формы и размеров, который часто выполняет функции монастыря и имеет кельи для монахов, называется kuti.

Колокольня и барабанная башня (Bell or Drum Tower)

Барабанная башня в храме Дои Тунг
в провинции Чианг-рай

В некоторых храмах имеется колокольня для зазывания верующих. Однако барабаны используются чаще, чем колокола.

Нага (Naga)

Нага в храме в провинции Чианг-рай

Нага – это мифическое индийское полубожество-змей, который, согласно легенде, оберегало Будду во время его медитаций.

В общепринятой версии легенды это была кобра, которая часто изображалась рядом с Буддой. В архитектуре Нага используется в качестве украшения лестничных перил или краев крыши.

Однако не нужно путать Нага с драконами, которые показаны в китайской мифологии.

Сема (Bai или Sema)

Граничные маркеры в форме листьев, всегда сделанные из камня. Bai, в переводе с тайского языка, означает «лист». Обычно Ubosot окружен восемью такими граничными камнями, огораживая, таким образом, священную землю храма.

Чофах (Chofah)

Chofah – это архитектурное декоративное украшение на крыше фронтона храма. В Бангкоке и на центральных равнинах эти украшения имеют форму головы антилопы или птицы.

Сала (Sala)

Как правило, это открытый шатер или беседка. Что касается храмов, то Sala могут использоваться как место для чтения проповедей. В таком стиле построены некоторые Вихарны, одним из примеров которых является Wat Sudan Dok в Чиангмае.

Источник: https://NashaPlaneta.net/articles1/hrami-thailanda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.