Архитектура в Пизе

Содержание

Пизанский собор, архитектурный шедевр Площади Чудес

Архитектура в Пизе

Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) является главным кафедральным собором города, возведен в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии в 11-13 веках.

Величественный храм, ставший настоящей гордостью местных жителей и оказавший огромное воздействие на развитие не только итальянской, но и европейской архитектуры, построен в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой шедевр романской архитектуры и одну из ярчайших достопримечательностей Италии.

Расположенный на Пьяцца дель Дуомо, известной также как Площадь Чудес, комплекс из собора, колокольни (падающей башни) и баптистерия внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Колокольня собора, она же знаменитая Пизанская башня, является изюминкой сооружения: шестиярусная галерея, опоясывающая здание, придает ему таинственный вид и намекает на средневековые тайны. Столь уникальное композиционное решение не имеет аналогов в романской архитектуре.

Пизанский собор, история возведения

К XI веку Пиза являлась одним из самых могущественных городов Средиземноморья. И в 1063 году был заложен первый камень собора, ставший главной достопримечательностью города. Основателям собора хотелось превзойти венецианских конкурентов, которые на тот момент достраивали собор святого Марка в Венеции.

Строительство было поручено архитектору Бускето ди Джованни Джудиче, основателю своеобразного пизанского стиля.

По замыслу архитектора смесь фрагментов византийского, ломбардского и даже исламского стилей подчеркнут размах торговых связей Пизы со странами Европы и Азии.

Архитектор похоронен в склепе в левой части фасада, построенной его преемником Райнальдо, который продолжил строительство собора.

Райнальдо удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями.

В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х гг. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили времени на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным.

В результате произошедшего в 1595 году пожара Пизанский собор значительно пострадал, но был реконструирован. На протяжении своей истории он не раз подвергался реставрации. Так, интерьер собора был существенно изменен в 17-18 веках.

Однако, кафедральный собор продолжает восхищать ценителей итальянского искусства своим архитектурным и интерьерным убранством до настоящего времени.

Сегодня Пизанский собор является действующим храмом, в котором ежедневно по утрам проводятся богослужения.

Архитектурный облик Площади Чудес

Прекрасный мраморный фасад собора в «пизанско-романском» стиле доминирует на зеленой Площади Чудес. На самом верху с западной стороны здания возвышается статуя Девы Марии с младенцем.

По обе стороны от нее стоят четыре евангелиста. Некоторые элементы фасада имитируют исламские мечети Египта, Сирии и Туниса.

Например, ряды колонн, как в Большой мечети Кайруана, или полосатые арки как в мечети Кордовы.

Изначально храм имел форму греческого креста с перекладинами равного размера, в центре которых располагался купол. Если посмотреть на план современного собора, то он имеет вид латинского креста.

Раньше на фасаде собора (с восточной стороны) была размещена скульптура Пизанского грифона, которая представляет собой самую значительную по размеру металлическую мусульманскую скульптуру 11 века. На настоящий момент оригинал скульптуры находится в соборном музее, а на его прежнем месте находится копия.

Другая особенность Пизанского собора — массивные бронзовые ворота с красивым рельефом, изображающим библейские истории. Ворота, отлитые после пожара в 1595 году, являются главным входом, открытым для посетителей летом, в остальное время вход осуществляется через южный трансепт возле Пизанской башни, где установлены оригинальные бронзовые двери работы Сан Раньери (XII в).

Строительство звонницы-кампанилы (Пизанской башни) было начато в 1174 г., как предполагают, мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание, окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимаются шесть ярусов арочных галерей, таких же как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.

Высота башни составляет 56 м, диаметр – 15 м. На вершину башни ведет лестница в 294 ступени. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская башня накренилась еще в период строительства.

Чтобы воспрепятствовать ее падению, последний ярус башни, возведенный в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни.

Сегодня отклонение башни от вертикальной оси составляет 4,5 м, и оно продолжает увеличиваться со скоростью 7–10 мм в год.

В ансамбль собора входит круглое здание баптистерия. Его начал возводить архитектор Диотисальви в 1153 г. в романском стиле, созвучном всему соборному ансамблю. Диаметр основания баптистерия составляет 35 м. Сооружение увенчано высоким полукруглым куполом.

Интерьер Пизанского собора

Красивый проход ведет в неф собора, окруженный гранитными колоннами коринфского мрамора. Из-за пожара в украшении интерьера, в основном, сохранились лишь работы эпохи Возрождения, но есть и несколько прекрасных средневековых достопримечательностей. Одной из них является гробница императора Генриха VII с парой ангелов в южном трансепте.

Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано.

Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи и раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса (проторенессанс).

Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.

Наиболее восхитительной является мозаика в апсиде с изображением Христа, окруженного Девой Марией и апостолом Иоанном. Создатель части мозаики – знаменитый Чимабуэ (Бенвенуто ди Джузеппе), работавший над изготовлением головы апостола в 1302 году. Фреска купола, изображающая вознесение Богородицы, была создана мастером Риминальди.

Кафедра, выполненная в 1302-1310 годах известным мастером Джованни Пизано и являющаяся одной из главных достопримечательностей собора, представляет собой великолепный образец скульптуры средневекового периода.

В нижней части кафедры располагаются колонны, размещенные на львиных спинах. В основной части кафедры изображены девять религиозных сцен из Нового завета: Благовещение, Рождество, Избиение младенцев, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, Страшный суд.

Для создания скульптур был использован белый мрамор.

Согласно преданиям, великий ученый Галилео Галилей сделал несколько открытий, не только с высоты Пизанской башни, но и в кафедральном соборе. Путем наблюдения за лампой, висевшей в соборе, он вывел свою известную теорию о движении космических тел. В настоящее время эта знаменитая лампа находится в капелле Аулла, которая расположена в Кампо-Санто.

В Пизанском соборе хранятся мощи Святого Раньери, который считается покровителем города. Большое количество верующих приходит в собор поклониться мощам этого святого, обладающим целительной силой.

Также в соборе находится гробница императора Рима Генриха VII. Гробница была искусно декорирована мастером Тино да Камаино в 1315 году. Однако, в настоящее время часть оригинальных скульптур, украшающих гробницу, находится в соборном музее.

Большое количество декора в кафедральном соборе относится к изделиям 17 века. Особенно знаменита дароносица, находящаяся возле алтаря капеллы святого Таинства, изготовленная скульптором Джованни Баттиста Фоджини.

Пизанский собор с «падающей» башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль. Он явился образцом для многих других построек Тосканы.

Из других достопримечательностей этого региона Италии также следует отметить Флоренцию, город уникальной архитектуры и удивительных культурных особенностей, таких, как «исторический футбол» кальчио; также интересен находящийся на окраине города уникальный дворец в мавританском стиле Саммеццано. А такие провинциальные городки, как Сан-Джиминьяно с его средневековыми небоскребами и расположенный на скалах «маленький Иерусалим» Питильяно, заставят учащенно биться сердце любого путешественника.

Источник: http://tourpedia.ru/duomo-di-pisa/

Пизанский собор: история уникального стиля. Пизанская башня и Баптистерий

Архитектура в Пизе

Пизанский собор расположен в небольшом итальянском городке Пизе. Собор вместе со знаменитой Пизанской башней и Баптистерием является визитной карточкой города, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов. Город был основан более двух тысяч лет назад, сегодня в нем проживает немногим менее 90 тыс.

человек. Здесь родился и преподавал в местном университете знаменитый Галилео Галилей, а ботанический сад в городе по праву претендует на звание лучшего в мире.

Храм завершает великолепный средневековый облик удивительного города, любой житель с радостью расскажет и покажет, где находится Пизанский собор.

История строительства храма

Пизанский собор является кафедральным собором города и одним из самых старинных в Италии. Он был основан в 1063 году, в период процветания Пизы, ставшей одним из крупнейших торговых узлов Италии. Строительство продолжалось около двух веков, в течение этого времени собор приобретал свой уникальный и неповторимый вид.

Он построен по проекту архитектора Бускето ди Джованни Джудиче, который в те времена был известен нестандартным мышлением и размахом в строительстве.

Перед ним стояла сложная задача – нужно было построить такое здание, которое затмило бы по красоте и замыслу собор Святого Марка в Венеции, строившийся в то же время.

Пиза и Венеция конкурировали между собой во всем, и пизанские власти никак не могли проиграть этот спор.

Бускето задумал совершенно грандиозный собор – в одном здании он хотел воплотить сразу несколько направлений архитектуры.

Так Пизанский собор, стиль которого стал революционным для тех времен, получил элементы византийские, ломбардские и мусульманские.

Бускето удалось не просто построить невероятную по красоте церковь, он создал принципиально новое направление в архитектуре – пизанский романский стиль.

Внешний вид

Оформлением главного фасада собора занимался другой архитектор, Райнальдо. Он дополнил идеи Бускето своими, возведя еще несколько подобных элементов конструкции.

Главный фасад получил новый облик – теперь он был оформлен полукруглыми аркадами, выполненными в легкой манере. Облицован он был черным, белым и голубым мрамором в шахматном порядке.

Это простое решение смотрится очень эффектно, контрастирует под ярким солнцем и притягивает к себе восхищенные взгляды.

Арки и колонны собора были изготовлены лучшими мастерами того времени, что прослеживается в тщательности обработки каждой детали.

Пизанский собор имеет форму креста, если смотреть на него сверху – это традиционное решение для католических соборов.

Его внешний вид поражает туристов великолепием гранитных сводов, огромным количеством скульптур и мельчайших деталей, выполненных с ювелирной точностью.

Внутреннее убранство

До наших дней не сохранился первозданный внутренний облик, который имел Пизанский собор. Италия в конце XVI века переживала мощные пожары, здесь также произошел один из них, уничтоживший деревянные конструкции. После этой трагедии все стены были оформлены с помощью черного и белого мрамора, на потолок была нанесена позолота с гербом Медичи.

После пожара уцелела мозаика 1302 года, на которой изображен Христос, и тогда же созданная кафедра, ставшая в наши дни уникальным экспонатом средневековой скульптуры. Ее верхняя часть изображает главные сцены Нового Завета, которые были вырезаны из мрамора.

Пизанская башня

Башня была заложена вскоре после того, как завершилось основное строительство собора. Первые камни в основание сооружения были заложены в конце XII века, возведение ее стен продолжалось почти сто лет под руководством разных архитекторов и несколько раз прерывалось из-за образовавшегося наклона.

В XIII веке было принято решение исправить наклон с помощью специально возведенных неровных балконов, однако это не привело к успеху, наклон по-прежнему продолжался. Закончилось строительство в 1350 году, всего было построено 8 этажей общей высотой 56 метров.

Наклон башни обусловлен мягким грунтом в ее основании. Ошибка, допущенная при проектировании, сделала город известным на весь мир, а название башни – нарицательным. Каждый турист, побывавший в Италии, стремится сделать фото с этой достопримечательностью. В 2008 году ученые заявили, что процесс падения практически прекратился.

Баптистерий

Пизанский собор включает в свой ансамбль еще одно здание, поражающее своим неповторимым стилем, – Баптистерий. Он является самым большим в Италии, длина его окружности превышает 100 метров. Как и башня, он сочетает в себе два стиля, романский и готический, поскольку строили его в разное время разные архитекторы.

Здание полностью выполнено из мрамора. Первый ярус украшают арки, возведенные в византийском стиле, далее преобладает готика – более мелкие арки-зубчики, сдвоенные конструкции. Внутреннее убранство собора отличается сдержанностью. Здание украшено пирамидальным и круглым куполами, что создает внутри него уникальную акустику.

Что еще посмотреть в Пизе

Безусловно, туристы направляются в Пизу для того, чтобы воочию увидеть эти шедевры архитектуры Средневековья и насладиться уникальным видом падающей Пизанской башни. Но приехав в Пизу, стоит обратить внимание и на сам город.

Недалеко от комплекса находится кладбище Кампо-Санто. Оно выполнено в том же стиле, что Пизанский собор, фото с готическими арками и романскими сводами в экскурсионных справочниках стоят наравне с самой башней.

Пизанская кухня отличается от традиционной итальянской пикантным вкусом и остротой исполнения: многочисленные рестораны и кафе угощают туристов классическими блюдами, которые пробовал здесь еще Галилео Галилей.

Источник: http://fb.ru/article/230212/pizanskiy-sobor-istoriya-unikalnogo-stilya-pizanskaya-bashnya-i-baptisteriy

Искусство Италии.Искусство Тосканы

Архитектура в Пизе

Когда мы вступаем на благодатную для художеств почву Тосканы, города которой в середине XI столетия были по большей части самостоятельными, независимыми государствами, нам приходят на память полные жизни образы древнего этрурского искусства и вместе с тем мы предчувствуем весь блеск, какого достигло здесь искусство в течение следовавшего затем полутысячелетия.

Уже в XI и XII вв. и в первой половине XIII в., по крайней мере тосканская архитектура шла собственным путем, что имеет чрезвычайно важное художественно-историческое значение. Правда, подобно тому, как “романское” движение не было в состоянии вывести Рим из колеи его старого базиличного стиля, этот стиль сохранился, в существенных своих чертах, также и в Тоскане.

И здесь в течение всей рассматриваемой нами эпохи сооружались базилики с колоннами и плоским потолком или открытыми стропилами; сводами перекрывались в храмах только крипты и отчасти боковые нефы. Но значительной новизной в Тоскане было то, что наружные стены базилики впервые получили богатую отделку.

В противоположность плоскому декорированию, шедшему с Востока, стены, арочные галереи или фальшивые аркады фасадов облицовывались белыми, черно-зелеными и кое- где красными мраморными плитами; в их скульптурных украшениях видна несомненная близость к поздним антикам.

Во Флоренции эта связь с античным искусством представляется столь тесной, что флорентийско-романскую архитектуру, согласно с Якобом Буркгардтом, признают проторенессансом. Однако мы с большим основанием можем видеть в ней продолжение античных традиций, чем возрождение, так как среднеитальянское зодчество этого времени постоянно черпало элементы из запаса античных форм.

То, что тоскано-римская архитектура утратила в присущей античному зодчеству органической связности частей и в понимании отдельных форм, она возместила своим собственным тонким художественным чутьем.

Церковь Сан-Миньято во Флоренции

Главный памятник этого стиля во Флоренции – очаровательная церковь Сан- Миньято аль Монте, за городом, на горе, и баптистерий, в самом центре города. Первая – образец базилики тоскано-романского стиля, второй – центрального сооружения. Отличие от древних базилик и крестилен состоит здесь и там в облицовке внешних и внутренних стенных поверхностей двухцветными каменными плитами.

Церковь Сан-Миньято, построенная в XI столетии, представляет собой трехнефную колонную базилику без трансепта, с обширной криптой под хором, на который надо подниматься по нескольким ступеням. Крипта перекрыта крестовыми сводами, над самой же церковью – открытые стропила крыши.

Коринфские колонны между нефами в продольном направлении соединены одна с другой полуциркульными арками. Место каждой третьей колонны занимает толстый столб, к которому со всех четырех сторон приставлено по полуколонне; полуколонны, обращенные к среднему нефу, более высокие, чем остальные, и связаны поперечными арками, перекинутыми через средний неф.

Внутри верх стен украшен простыми геометрическими узорами из темно-зеленого мрамора по белому фону, а абсида – изящными аркадами на полуколоннах. Снаружи передний фасад церкви воспроизводит в благородных пропорциях ее поперечный разрез. Нижний этаж, более широкий, расчленен пятью фальшивыми арками, покоящимися на коринфских колоннах.

Фронтон более узкого верхнего этажа поддерживается четырьмя каннелированными пилястрами; между средними пилястрами, под мозаикой на золотом фоне, исполненной в византийском духе, проделано окно с фронтоном, боковые колонки которого стоят на романских львах.

Характерен также для романской архитектуры орел, венчающий вершину фронтона, но фигурки “атлантов” по сторонам фальшиво-арочной галереи под фронтоном чересчур миниатюрны. Не все детали этого фасада органически связаны между собой, но в целом он эффектен и оригинален.

Рис. 80. Церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции.

Флорентийский баптистерий

Флорентийский баптистерий, дошедший до нас почти таким же, каким он был в XII столетии, представляет внутри восьмиугольное пространство, покрытое одним куполом.

Античные коринфские гранитные колонны, поставленные в нишеобразных углублениях стен и связанные между собой прямым антаблементом, образуют нижний ярус, а пилястры, чередующиеся с полуциркульными аркадами, расчленяют верхний ярус этого помещения.

Отделка внешних стен баптистерия дополнена в последующих столетиях.

Так, широкий венчающий карниз принадлежит уже XV столетию, то есть эпохе Возрождения; но стройные пилястры, расположенные в несколько ярусов (пилястры среднего яруса соединены полуциркульными арками), и облицовка всех главных плоскостей рядами разноцветных плит относятся к числу прелестнейших изобретений тоскано-романского стиля.

Пизанский собор

Самый великолепный памятник тоскано-романской архитектуры находится в Пизе, в XI столетии превосходившей величиной и могуществом Флоренцию.

Смелой новизной в архитектуре была сама идея пизанцев построить собор, с крестильней и колокольней, за городом, на открытом поле, так, чтобы эти здания были видны отовсюду, что требовало одинаково тщательной их отделки со всех сторон. Эта группа зданий, несомненно, была бы причислена в древности к чудесам света.

Наклонное положение, которое приняла знаменитая Пизанская колокольня вследствие осаждения почвы во время постройки, еще увеличивает, по крайней мере в глазах дилетантов, удивительность всей группы сооружений. Собор, возведением которого управляли мастера Бускет и Райнальд, заложен в 1063 г. и окончен в 1118 г.

Уже по плану это единственное в своем роде здание на Западе. Две базилики, в продольном корпусе пятинефная (первоначально только трехнефная), в поперечном – трехнефная, пересекаются между собой, образуя в плане крест. Восточная ветвь креста, а также северная и южная ветви снабжены полукруглыми абсидами.

Над продолговатым средокрестием возвышается большой яйцеобразный купол, поддерживаемый уже стрельчатыми арками. Некоторое сходство по плану с церковью в Калат-Симане в Сирии и церковью св. Апостолов в Константинополе объясняется торговыми сношениями приморского города, каким была в то время Пиза, с Востоком.

Но по своему общему виду Пизанский собор сооружение отнюдь не византийское, а так как и материал для его драгоценной облицовки доставили богатые мраморные местные залежи, то можно считать его образцом тосканской архитектуры, возникшим на античной основе. В отдельных ветвях креста преобладает древнехристианский базиличный стиль.

Средний неф – с плоским потолком, боковые же нефы перекрыты уже романскими крестовыми сводами. Роскошные колонны, соединенные между собой арками, стоят на античных базах и увенчаны по большей части римско-коринфскими и композитными капителями; но в боковых нефах и верхних галереях встречаются уже новокоринфские капители, украшенные фигурами животных.

Изящные эмпоры над боковыми нефами открываются в средний неф двойными арками, охваченными большими ложными арками. На стенах, столбах и арках белые и темно-зеленые мраморные плиты чередуются горизонтальными рядами. Интерьер собора производит впечатление торжественной роскоши и гармоничной живописности.

Но едва ли еще не роскошнее отделка наружных стен: над высоким нижним ярусом западного фасада, расчлененного семью фальшивыми арками на колоннах, вся верхняя поверхность стены украшена четырьмя ярусами открытых галерей, полуциркульные арки которых покоятся на свободно стоящих колоннах. Такие же галереи над фальшивыми аркадами служат украшением и стен хора. Прочие стенные пространства расчленены более просто, только одними фальшивыми аркадами или пилястрами. Все здание представляет собой монументальное целое, отдельные части которого органически связаны между собой.

В круглом по плану баптистерии, постройка которого начата в 1153 г. Диотисальви, тот же стиль выказывается в еще большей чистоте. Покрытый высоким коническим куполом, баптистерий имеет внутри двухъярусную круговую галерею из коринфских колонн и столбов.

Купель и ограду вокруг нее Гвидо Бигарелли из Комо украсил в 1246 г. цветной инкрустацией из мрамора и других горных пород, напоминающей работы Космати, но отличающейся от них стилем.

Снаружи, над ложными аркадами нижнего этажа, высится аркадная галерея на свободно стоящих колоннах, позднее снабженная готическими украшениями.

Рис. 81. Пизанский собор с баптистерием и колокольней.

Рис. 81. Пизанский собор с баптистерием и колокольней.

Рис. 82. Интерьер Пизанского собора.

Рис. 82. Интерьер Пизанского собора.

Пизанская башня

Наконец, знаменитая Пизанская падающая колокольня, воздвигнутая немецким мастером Вильгельмом Инсбрукским и пизанцем Бонанном (постройка начата в 1174 г.), окружена на каждом из шести верхних этажей открытой, словно ажурной, колоннадой.

“Принцип греков, – говорил Якоб Буркгардт, – обводить здание колоннадой, как живым выражением стенной округлости, с величайшей смелостью перенесен здесь на многоэтажное сооружение; это не просто галереи, а идеальная обделка башни, представляющая в своем роде не меньшую победу над тяжестью материала, чем немецкие готические башни”. Что касается архитектурных подробностей, то коринфские капители античного стиля здесь часто уступают место более простым средневековым формам. Общее впечатление, производимое всей этой группой зданий, которые были исследованы П. Шуманом и некоторыми другими, что это античность, переработанная свободно и оригинально.

Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века)

Флорентийский стиль, образцом которого в самой Флоренции служит кроме Сан- Миньято старая церковь св. Апостолов, заметен также в нижних частях фасада собора Эмполи (1093) и, смешанный с пизанскими мотивами, в некоторых церквах Пистои, а именно в соборах Сант-Андреа и Сан-Бартоломео.

Стилю Пизанского собора, в самой Пизе выраженному в более простой форме, например, в церквах Сан-Фредиано, Сан- Систо, Сан-Пьерино и уже осложненному стрельчатыми арками в красивых небольших церквах Сан-Паоло а Рипа дАрно и Санта-Мария делла Спина, более или менее удачно подражали главным образом церкви Лукки.

Часто упоминаемая церковь Сан-Фредиано в Лукке, сохранившаяся часть которой, как указал Дегио, действительно принадлежит только первой половине XII столетия, имеет пять нефов, но лишена трансепта. Трехнефные и Т-образные, имеющие трансепт церкви в Лукке – собор св. Мартина, Сан- Микеле, Санта-Мария форис Портам и Сан-Джованни.

Особенность этих церквей состоит в том, что в середине аркадных галерей их передних фасадов помещена не арка, а колонна, как в двух самых верхних галереях Пизанского собора. Основные античные черты, заметные повсюду в церквах Флоренции и Пизы, в небольших городах начинают исчезать.

Большой известностью пользуется церковь Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо, весь четырехъярусный фасад которой превращен в галереи на колоннах, становящиеся кверху, вследствие удвоенности числа колонн, все более и более тесными. По той же причине колонны верхнего ряда не могли быть соединены арками и несут на себе плоский антаблемент.

Источник: http://www.verman-art.ru/IskusstvoToskanyi.html

Пизанский собор

Архитектура в Пизе

Пиза – довольно миниатюрный и уютный итальянский городок. В историческом центре находится Площадь чудес с целым архитектурным комплексом.

Основным сооружением является Пизанский собор, который итальянцы называют Duomo di Pisa. Он построен в честь вознесения Пресвятой Богородицы.

Собор прекрасен своим оформлением и является настоящей гордостью жителей города. Его считают настоящим шедевром в романском стиле.

История строительства

Начало строительства Пизанского собора приходится на 1063 год. По инициативе местного архиепископа Б. Джованни Джудиче и под постоянным его контролем работы продолжались несколько десятков лет. Дополненный различными элементами, романский стиль заиграл особыми красками. Появилось даже выражение «романский пизанский стиль».

От цепкого взгляда знатоков архитектуры не ускользнет несколько удивительных моментов. Так, открытая галерея над входом включает низкие полуарки, которые использовали в мавританских постройках.

Внутреннее оформление и многочисленные мозаики соответствуют византийскому направлению. Таким образом строители стремились показать не только богатство города, но и его разнонаправленность, наличие крепких международных связей.

Моряки, возвращаясь из плавания, делились впечатлениями об увиденном и интересными идеями, которые строители с удовольствием перенимали.

В процессе строительства прослеживается конкуренция между соборами Пизы, Венеции и некоторых других городов. Чтобы воплотить тщеславные замыслы горожан, были приглашены самые лучшие мастера Средневековья.

Из произведений писателей XI века известно, что уже в 1092 году в Пизанском соборе проводил службу епископ Италии, но в документах указано, что освящен он был лишь в 1118 г.

Увы, но страшный пожар 1595 г. уничтожил множество полотен и построек собора. Сразу после трагедии горожане рьяно принялись восстанавливать главное религиозное сооружение Пизы. Для этого из различных уголков Италии съехались самые именитые мастера.

Архитектурные особенности

Пизанский собор – прекрасный ансамбль и излюбленная достопримечательность, которая давно шагнула за пределы города. Он знаменит на всю Италию.

Он поражает многочисленных туристов своим внешним видом и продуманными деталями. Каждый фасад имеет свои особенности, наибольшего внимания заслуживает западная сторона.

На нем изображена Богородица с маленьким Иисусом в окружении четырех авторов Евангелие.

У входа в собор стоит внимательно изучить массивные ворота. Их установили после пожара. На бронзовой поверхности, покрытой вековой патиной, находится несколько больших и маленьких картин на библейскую тематику.

Внутренние помещения собора очень светлые и просторные, они отличаются богатством и искусной отделкой. Основным материалом, который использовали для оформления, является мрамор черного и белого цветов. Некоторые элементы дополнительно покрыты позолотой. Среди них сводчатый потолок и герб семейства Медичи.

Взгляд посетителей обязательно останавливается на красивом нефе, окруженном колоннами в коринфском стиле. Эти колонны были изготовлены задолго до строительства Пизанского собора. Их захватили во время сражения в Палермо и привезли в Пизу.

Художественные произведения

Одним из немногих произведений, которые пережили страшный пожар, стала прекрасная мозаика. На ней изображен Иисус с Девой Марией и Св. Иоанном. Она находится на апсиде и доступна взорам туристов.

Наибольшую художественную ценность представляет резная кафедра, авторства Дж. Пизано. Её абсолютно обоснованно называют самым прекрасным творением средневековой Италии. Кафедра возвышается на простых колоннах и колоннах в форме человеческого тела. Словно Атланты и Кариатиды несут её на себе. На рельефах, закрепленных по верхней границе кафедры, изображена вся история жизни Христа.

В Пизанском соборе можно увидеть гробницы важных лиц города. Левая часть фасада хранит склеп своего создателя (Бускето Джовани). Гробница Св. Раниеруса, ставшего святым покровителем Пизы, расположена внутри собора. Здесь же погребены останки Генриха VII и Григория VIII. Некоторые надгробия были уничтожены при пожаре.

Удивительно, но собор немного наклонен. По аналогии с его знаменитой колокольней, он сместился из-за неустойчивого грунта. Угол наклона весьма мал, но заметен вблизи.

Информация для туристов

Пизанский собор продолжает работать как религиозное сооружение. В нем проходят службы и отмечаются религиозные праздники. Режим работы зависит от дня недели и сезона. Более детально изучить расписание можно на сайте: www.opapisa.it. Вход на территорию бесплатный. Чтобы посетить музей или другие помещения комплекса, придется купить билет.

Как добраться

Пиза — довольно компактный и очень интересный город. От аэропорта или железнодорожного вокзала до Площади чудес можно дойти пешком. Если внимательно осматривать все монументы и достопримечательности по пути, то можно потратить около 45 минут. При быстрой ходьбе к Пизанскому собору удастся добраться за 15 минут.

Источник: https://tepler.ru/italy/toskana/pizanskiy-sobor.html

Пизанский собор: описание, фото и стоимость билетов

Архитектура в Пизе

Несмотря на то что Пиза – относительно скромный и небольшой по размеру город, от нехватки достопримечательностей и прогулочных мест он не страдает. Но в городе Пизе есть место – Площадь Чудес, где сосредоточены сразу 4 шедевра мировой архитектуры Италии, известные на весь мир, в их числе и Пизанский Собор, Duomo Pisa.

к оглавлению ↑

История строительства

Датой основания пизанского собора считается начало XI века – время расцвета города. Это время характеризуется ростом морского могущества, соперничеством с соседними городами и победы над ними, а также расцвет культуры и архитектуры.

Инициатором строительства и внимательным его куратором выступил епископ Пизы Бускето ди Джованни Джудиче. Перед архитекторами была поставлена задача, которая на первый взгляд казалась невыполнимой: собор должен быть величественным и основательным, а красотой и мощью превзойти Собор Святого Марка в Венеции.

Эти города – Пиза и Венеция – словно соперничали между собой, и каждый старался во всем превзойти другого.

А в каком стиле архитектуры строился знаменитый Пизанский Собор? Бускето задумал настоящую авантюру – смешать различные стили, взяв от каждого самое красивое.

Поэтому в архитектуре Пизанского Собора смешались византийское, романское, мусульманское и ломбардское направления – вся эта смешанная красота стала называться «пизанский стиль», а Бускето невольно явился родоначальником нового направления в архитектуре.

Этим смешением стилей Бускето хотел показать, что Пиза имеет многочисленные экономические и торговые связи со многими государствами как в Европе, так и в Азии.

В 1063 году был заложен первый камень в основание Duomo Pisa. По первоначальному проекту Собор планировался как пятинефный собор в форме греческого креста.

Над внешним фасадом трудился архитектор Райнальдо.

Во время работ Райнальдо изменил первоначальный проект: вместо пятинефного Собор стал трехнефным, форма храма тоже изменилась – вместо греческого собор приобрел форму латинского классического креста.

В 1118 году храм был освящен, церемонию освящения проводил Папа Римский Геласий II.

В 1595 году в Пизе случился пожар, который затронул и здание Пизанского Кафедрального Собора. К сожалению, многие перекрытия и детали сооружения были в ту пору деревянными, поэтому огонь распространился быстро, нанеся при этом значительный ущерб шедеврам живописи.

Были уничтожены практически все фрески. К счастью, уцелела и сохранилась по наши дни уникальная мозаика начала XIV века (1302 год), изображающая Христа.

К восстановлению храма тут же были созваны лучшие мастера архитектуры и живописи того времени. Они восстановили значительную часть работ, но работы эти датируются лишь XV веком, более ранние фрески не сохранились.
Мечтаете побывать в самом романтичном городе Европы? На страницах нашего сайта расскажем о мосте Риальто в Венеции, который обязательно стоит посетить!

В нашем следующем материале вы узнаете, чем знаменит дворец Дожей — одно из самых величественных достопримечательностей Венеции.

Путешествуя по Венеции, предлагаем взглянуть на собор Санта-Мария-делла-Салюте — самое знаковое историческое место для горожан! Подробности ищите вот здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/venetsiya/santa-mariya-della-salyute.html.

к оглавлению ↑

Описание достопримечательности, фото

Построен Duomo Pisa, как и все итальянские храмы, в форме простого латинского креста. Длина его составляет 96 метров (размером почти с футбольное поле), а высота равна высоте 9-этажного дома – 28 метров.

Основной стиль – романский, а в отделке присутствуют элементы других архитектурных стилей – византийского, мавританского.

На самой вершине возвышается скульптура Девы Марии с младенцем (Дуомо построен в честь Успения Пресвятой Девы). По бокам от центральной статуи расположены фигуры четырех евангелистов.

Сам собор Санта Мария Ассунта в Пизе шикарен по исполнению – в этом полностью заслуга мастера Райнальдо.

Он украсил фасад здания колоннами, мраморной резьбой, различными декоративными элементами, но при этом все украшения не утяжеляли здание, а делали его воздушным.

Главный фасад украшен полукруглыми арками и аркадами. Некоторые его элементы имитируют отделку мусульманских храмов и мечетей (например, полосатые арки напоминают те, что находятся в мечети Кордовы).

Еще одна достопримечательность здания – массивные бронзовые ворота, они же – главный вход. Ворота эти рельефные, на рельефах изображены сцены по библейским мотивам. Ворота были выполнены мастерами Средневековья уже после случившегося пожара (1602 год, работа принадлежит ученикам мастера Джамболонья, достоверно известен один автор – Гаспаро Мола).

Эти бронзовые ворота являются главным входом в храм летом, в остальной период открываются ворота южного трансепта (бронзовые двери, автор работы – Сан Раньери, XII век).

Внутреннее убранство храма также привлекает внимание.

Чередование белого, серого и черного мрамора в отделке (имитация византийской кладки) притягивает взгляд. А потолки и своды – уже торжество позолоты. На потолке можно увидеть искусно выполненный герб семейства Медичи, и средневековые мозаики и фрески с библейскими сценами.

Одна из фресок изображает вознесение Пресвятой Девы (автор фрески – Риминальди).

Центральный проход ведет в просторный неф, окруженный коринфскими колоннами. Начиная с XV века внутреннее убранство в католических храмах стало меняться, но в Пизанском соборе стиль все еще напоминает византийский, несмотря на все переделки и реконструкции.

Одна из достопримечательностей нефа долгое время считалась утерянной. Речь о кафедре работы Джиованни Пизано (XIV век). Во время пожара кафедра Пизанского Собора не пострадала, но во время восстановительных работ ее убрали, а после, посчитав старую готическую кафедру не особо привлекательной, не спешили возвращать на прежнее место.

Повторное ее появление на публике произошло лишь в начале XX века – в 1926 году кафедру вновь поставили в северной части нефа. На восьмиугольной кафедре из мрамора изображены 9 сцен из Ветхого Завета, разделенные изображениями пророков.

Рядом с кафедрой можно увидеть бронзовую лампаду. Именно за ней во время службы наблюдал, согласно преданиям, Галилео Галилей, что позволило ему впоследствии создать собственную теорию раскачивания маятника.

Распятие над алтарем и бронзовых ангелов у входа в хоры создал Джамболонья (XVII век).

Собор является местом расположения гробниц нескольких исторически значимых персон. Например, гробница древнеримского императора Генриха VII, или гробница святого Раниеруса, считавшегося покровителем Пизы. Здесь же, в склепе, был похоронен и Папа Римский Григорий VIII, но его могила была уничтожена во время пожара 1595 года.

Примечателен факт, что Duomo Pisa (как и многие строения на площади Чудес) тоже имеет небольшой угол наклона. Этот нюанс можно подметить, столько стоя на асфальте прямо перед входом в Храм.

На страницах нашего сайта вы также узнаете о знаменитом Соборе Падуи, и чем так примечательно это место для туристов!

В нашем следующем обзоре расскажем о главной площади Падуи — Prato della Valle, посетив которую можно увидеть множество достопримечательностей.

А еще в Падуе существует небольшая церковь — Капелла дель Арена, которая славится фресками знаменитого итальянского художника Джотто ди Бондоне. Об этом подробно расскажем тут: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/paduya/cappella-degli-scrovegni.html.

к оглавлению ↑

Время работы, стоимость билетов

Посещение Храма полностью бесплатное. Но в кассе на площади Чудес нужно в любом случае взять этот «бесплатный» билет – он дает право на вход в Храм.

Можно взять комплексные билеты, дающие право на посещение Пизанского Собора и других достопримечательностей Площади Чудес – баптистерия, Кампо-Санто, двух музеев (в эту стоимость не входит посещение Пизанской башни):

  • 3 достопримечательности (Собор + любые 2 на выбор) – 7 евро.
  • 4 достопримечательности (Собор + 3 любые на выбор) – 8 евро.

Пизанский Собор – это действующий храм, по утрам здесь проходят службы. Открывается Duomo Pisa в 10 часов утра. Исключение составляют лишь религиозные праздники – время работы Собора меняется в эти дни.

В праздничные дни время открытия может сместиться на 13.00. О расписании служб и времени работы можно узнать по телефону.

Заканчивает работу Собор в 19.30.

Узнать больше об истории Пизанского собора и заглянуть внутрь величественного сооружения вы сможете, посмотрев этот видеоролик:

к оглавлению ↑

Где расположен, как добраться

Адрес Пизанского собора — Piazza del Duomo, 56126 Pisa

Контактный телефон: + 39 (050) 560 547

Добраться до Duomo Pisa можно на автобусах 70, 80, 81, 117, 120 или трамваем (линия 21).

Источник: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/piza/pizanskiy-sobor.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.