Архитектура в Гродно

Гродно

Архитектура в Гродно
arch_heritagelipilin2010

Гродно – уникальный и единственный в своем роде город Беларуси. Уникальность Гродно заключается не только в его географическом положении, но и в том, что здесь уцелели многочисленные памятники архитектуры.
01Наше знакомство начинается с Аптеки-музея  – это действующая аптека с музейной экспозицией.

02Вход в музей свободный.03Рядом с музеем расположен Кафедральный костел Св. Франциска Ксаверия (1678) – выдающийся памятник архитектуры Беларуси XVII-XVIII веков.04Особую красоту интерьеру придают развитая многофигурная композиция в алтаре и опорные столбы, украшенные декоративными колонками иконостасов, выполненными целиком из дерева.

05Старый замок – первое оборонительное сооружение, построенное русскими князьями в XI веке.06В 1391 году замок стал одной из главных резиденций Витовта, который в 1398 году вместо деревянной крепости построил каменный готический замок с пятью башнями.07Сейчас в замке размещена основная экспозиция Гродненского историко-археологического музея.

08091011При входе  в замок проскакивает мысль, куда я попал. Ощущение, что входишь в душевую – жуткая сырость и жара. Да и стены сами за себя говорят.12Далее все намного лучше. 13Если рассматривать исторические музеи в Беларуси, то это самый интересный и богатый экспонатами музей.

141516Ходят слухи, что планируется восстановить замок до первоначального вида. 1718Со смотровой площадки открывается вид на реку Неман.19Рядом со старым замком расположен Новый замок.

20Новый замок построен в Гродно, в 1734—1751 годах во время правления польского короля и великого князя литовского Августа III, как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских.21Сейчас в замке размещается музей  экспозиции Гродненского историко-археологического музея.

2223242526Недалеко от Старого и Нового замка расположена пожарная каланча, построенная на пожертвования горожан в 1912 г.27Синагога. Построена в конце XI.2829Со двора Старого замка видна Борисоглебская церковь XII в.3031323334Гродненский монастырь Рождества Богородицы построен в 1726 г. недалеко от гродненских замков.

35Францисканский монастырь построен в 1635 г.3637Гродненский областной драматический театр создан в октябре 1947 г. 38Костел Обретения Святого Креста XVI—XVIII вв.394041Старые водонапорные башни Кася и Бася.42Здесь находятся мастерские гродненского отделения Белорусского Союза художников.

43Благовещенский костел и монастырь Святой Бригитты построен в первой половине XVII в.444546Во дворе Бригитского монастыря находится Лямус, служивший общежитием для монахинь-бригиток.4748

В Гродно имеется зоопарк. Не смотря на то что в момент нашего приезда были перебои с электричеством и половина зоопарка не работала, мы все же решили его посетить, да и входная плата не высока около 25 рублей.  http://www.lipilin.ru/fotowork/2012/fotowork289/fotowork289.0.htm

49  Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен 1905-1915 гг.. в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов.50515253Лютеранская кирха св. Иоанна.54Гродненская евангелическо-лютеранская община была образована еще в 1779 году из лютеран немецкого происхождения. Вскоре общине подарили трехэтажное здание таверны, в которой мастера и молились.55Современный вид кирха приобрела в начале XX века, когда ее оштукатурили и соединили с домом пастора, а напротив, со стороны алтарной части, возвели новый пасторский дом с лютеранской школой.56Нам Гродно очень понравился. Из всех увиденных нами городов  Беларуси, этот был самым интересным и красивым. Не зря его называют королевским городом.

Около 100 фотографий Гродно можно увидеть на сайте.

|

arch_heritagetornado_84
 Два совсем не похожих между собой здания, о которых пойдет речь, роднит то, что оба они построены в одном стиле – модерн; кроме того, начало строительства обоих было положено до революции, оба их не успели достроить в этот сложный период истории, и их возведение было закончено в 1920-е годы, во время НЭПа. По этой причине виды обоих зданий отсутствуют на дореволюционных видах города Вятки, зато позднее в советское время фотографы снимали их часто и охотно.
1.Надпись на обороте открытки: “Город Вятка. Новый дом, отстроенный за годы революции”.
Почтовая карточка, издание Вятского Губернского комитета МОПР Союза ССР. Фото 1927 г.
В 1913 году вятский лесопромышленник Николай Иванович Клабуков приобрел в собственность участок земли на юго-западном углу улиц Николаевской (ныне – ул.Ленина) и Московской. Затем он делает заказ на проект здания на этом участке инженеру Ф.Ф. Яголковскому и в 1915 году начинает стройку. Дом так и не был закончен, затем, во время гражданской войны, в нем поселились беспризорники и устроили пожар. Так – с пустыми глазницами окон – дом простоял до 1925 года, когда у новой власти нашлись-таки средства на его восстановление и завершение. Интересно, что достройкой здания занималось акционерное общество (примета НЭПа). Надпись на открытке из мопровской серии гласит: “Новый дом, отстроенный за годы революции”. Так – да не так. Судя по фактам – не совсем так.

2. Дом на углу улиц Ленина и Московской (71/6). Фото 2-й пол. 1920-х гг.

 Поначалу дом был приспособлен под гостиницу и магазины (на первом этаже). Высота здания поражала вятчан, его называли “вятским небоскребом”. Даже в наши дни дом выделяется высотой и монументальностью облика среди окружающей дореволюционной застройки. Когда по улице Коммуны в дни Первомая или годовщины Октября проходили демонстрации трудящихся и парады Красной Армии, балконы здания использовались в качестве трибуны. Такой момент и запечатлен на снимке известного вятского фотографа С.А. Лобовикова.
3. Парад Красной Армии в Вятке. Автор – С.А.Лобовиков. 1929 год. В 1934 году Вятка была переименована в Киров и в том же году из уездного города Горьковского подчинения превращается в центр собственного – Кировского – края (с 1936 г. – области). С 1935 года в здании помещаются партийные и советские органы, в том числе – обком и горком ВКП(б); специальное же здание для гостиницы в 1937 году было выстроено напротив – через улицу. В 1979 году решением Кировского облисполкома освободившийся после переезда Горисполкома и Горкома КПСС дом был передан Горздравотделу для размещения в нем поликлиники. До 1999 года поликлиника официально именовалась Центральной, ныне это – городская поликлиника №1. В цокольных этажах, как и 1920-е годы, ныне помещаются магазины и предприятия общепита.
4. Киров. Здание Обкома КПСС. Открытка 1955 года. Фото А.Скурихина. Здание оформлено в стиле модерн, но уже с некоторыми намеками на конструктивизм (первые два этажа кроме строгих лопаток лишены наружного декора). Выходящий на перекресток внешний угол дома срезан; здесь устроены парадный вход, балконы верхних этажей и аттик.5. “Отросток” здания Центральной поликлиники.Небольшой участок застройки обуславливает необычную планировку здания. В 1925-1927 гг., когда здание восстанавливалось силами специально для этой цели созданного акционерного общества, западное крыло дома (по ул. Коммуны, ныне Московской) продлили вплоть до соседнего дома, это крыло получилось длиннее южного. Новое крыло перекрыло с улицы вид на старое крыло – юго-западное, по диагонали (“отросток” – так его окрестили горожане). С улицы этот “отросток” не виден, но зато значительно увеличивает полезную площадь здания. Еще одна деталь дворового фасада – граненый эркер, заключающий в себе парадную лестницу.
6. Город Киров. Здание обкома КПСС. Открытка 1956 года. Фото Л.Шишкина. Высокие окна верхних этажей разделены колонкой (или двумя колонками) с сильно выступающими базой и капителью. Такие окна (бифории) – отсылка к романской архитектуре. Окна одного этажа имеют характерное полуциркульное завершение и такие же фронтоны, окна же выше оставлены прямоугольными. Легкие выступы ризалитов завершены парапетами, пилястры с “модерновыми” капителями продолжены на крыше тумбами-“грибами”. В целом здание имеет строгий монументальный вид.
7. Городская поликлиника №1. 2012 год. Вид из окна Центральной гостиницы.
—————————————– Второе здание, несмотря на свой необычный “готический” облик, – образчик промышленной архитектуры. Вятское земство, одно из передовых в Российской империи, в 1896 году открывает в Вятке мастерскую учебных пособий. При открытии предприятия решались сразу две важные задачи: отныне земские начальные училища губернии снабжались качественными наглядными пособиями и школьной мебелью, а город получал дополнительные рабочие места. В первый период истории мастерских основной их рабочей силой были кустари-надомники, но вскоре изделия предприятия получают высокую оценку и становятся востребованными по всей Вятской губернии и далеко за ее пределами. К 1912 году мастерские имели уже шесть отделений: чучельное, столярное, механическое, папье-маше, сборочное и световых машин. Выпускается 1400 наименований различных изделий, в том числе – аппарат Морзе и школьный телескоп.
8. Фабрика учебных пособий. Открытка из мопровской серии 1927 года. Рост предприятия требовал новых производственных площадей, поэтому в 1912 году Губернское земство принимает решение о строительстве специального здания для мастерских. Был куплен участок земли в центре города – по улице Владимирской (ныне – К. Маркса, 75). Губернский земский архитектор И.И. Горбунов разработал проект здания. Строительство началось, но вскоре из учебного отдела торговли и промышленности был прислан иной вариант проекта, и все работы надо было вести заново. К 1917 году возведение здания было почти закончено, но по причине известных событий остановилось. Земские учреждения были ликвидированы, национализированные же мастерские были переданы в ведение Губсовнархоза. Лишь после того как Вятка перестала быть прифронтовым городом, нашлись средства на завершение проекта, и в 1920 году здание было достроено.
9. Здание Фабрики учебных пособий имени Луначарского, украшенное к празднику 1-го Мая. Фото 1930-х годов.14 мая 1929 года собрание рабочих и служащих мастерских постановило просить о переименовании мастерских в фабрику и присвоении ей имени наркома просвещения А.В. Луначарского. В июле пришел ответ от наркома: “Дорогие товарищи!  Считаю вполне рациональным превращение ваших мастерских в фабрику. Согласен на присвоение им моего имени и благодарю вас за эту мысль” (История города Кирова. Киров, 1974. С.208). В начале 30-х корпус фабрики расширяется и путем вставок объединяется с соседними домами, растянувшись почти на целый квартал. В 1932 году на северной окраине города строится завод учполитехоборудования №1, который вместе с ФУП (завод №2) входит в новое производственное объединение – Комбинат учебно-технического школьного оборудования (КУТШО). В 1940 году завод №1 был передан Наркомату авиации. Завод же №2 на ул. К. Маркса, получивший название “Физприбор”, продолжил выпускать школьное и лабораторное оборудование.10. Бывшее здание завода “Физприбор”, ныне – торгово-развлекательный центр “Фабрика”. В 1990-е годы завод “Физприбор” резко сократил выпуск продукции. Производственные корпуса на ул. К.Маркса были проданы под торгово-развлекательный центр. “Реконструкция” зданий началась с уничтожения старых окон и дверей и заменой их на “прочный и удобный” пластик. На фасад главного корпуса бывшего завода повесили кондиционеры и новые вывески. Со страхом приходится ожидать дальнейших перемен, тем более что здание не входит в реестр памятников архитектуры, и потому новый собственник может поступать с ним, как пожелает.
11. Бывшее здание завода “Физприбор”, ныне – ТРЦ “Фабрика”. Архитектура фасада решена в сильно упрощенных чертах “неоготики” – стрельчатые окна и двери, усеченное подобие вимперга в центре фасада, декоративные машикули, маскароны и проч. Фасад выложен облицовочным кирпичом (ныне закрашен суриком), небольшие вставки (замковые камни, маскароны) сделаны из опоки. Художественное решение фасада производственного здания объясняется тем, что оно расположено в центре города, на одной из главных улиц. Совсем рядом до конца 1950-х стояло еще одно похожее производственное здание – первая городская электростанция. Здание электростанции также имели необычный вид: башня на углу улиц, множество декоративных элементов фасада.В конце 1920-х годов появилась традиция наряжать здание фабрики к пролетарским праздникам иллюминацией, портретами вождей и лозунгами. По воспоминаниям старожилов до войны неискушенные в различных зрелищах кировчане с большой охотой ходили полюбоваться зданием “Физприбора”. Об этой традиции и свидетельствует  приведенный мною снимок №8. Спасибо за внимание.

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/1200870.html

Архитектурный взгляд на исторический центр Гродно

Архитектура в Гродно

Проблемы и перспективы развития исторического центра Гродно обсудили участники выездного расширенного заседания Правления и Совета ОО «Белорусский союз архитекторов». Накануне архитекторы ознакомились с историческим центром города, его достопримечательностями, посетили жилые микрорайоны, проехали по первой гродненской кольцевой магистрали.

В дискуссии, которая развернулась в актовом зале института «Гродногражданпроект», приняли участие председатель ОО «БСА» Александр Корбут, главный архитектор города Геннадий Таламанов, представители Гродненского облисполкома и горисполкома, ведущие градостроители республики, руководство института и др.

Королевский город

Тема развития исторического центра Гродно — памятника архитектуры республиканского значения, внесенного в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси под первой категорией ценности, обсуждается на столь высоком уровне не впервые.

Уникальность Гродно в том, что это единственный областной город Беларуси, сохранивший аутентичную планировочную структуру центрального ядра XII–XIX веков. На относительно  небольшой территории (302 га) сосредоточено около 400 исторических объектов различных эпох и стилей.

С недавнего времени ведется серьезная масштабная и многоплановая деятельность по их реставрации.  Финансирование этих работ по-прежнему остается одной из важнейших статей расходов городского бюджета.

— Гродно — «Королевский город». Он веками являлся резиденцией великих литовских князей и польских королей, был центром удельного княжества. Эта земля сохранила высокую духовность, самобытную культуру  и главную градостроительную “жемчужину” — исторический центр.

Однако на предыдущих этапах преобразования города сохранить и уберечь ее было не так-то и просто, — отметила главный архитектор РУП «БелНИИПградостроительства», Заслуженный архитектор Республики Беларусь, руководитель работ по генплану Гродно Лариса Смирнова.

В прошлом году были завершены работы по Корректуре генерального плана города.

Одна из задач, которую решали градостроители,- сформировать такую транспортную структуру города, которая позволит решить главную задачу — защитить исторический центр города от транзитных потоков и создать условия для развития бестранспортных, пешеходных пространств (улиц, малых площадей), насыщения центральной зоны интересными для горожан и туристов объектами – выставочными залами, арт-кафе, центрами  раннего художественного развития детей, магазинчиками и ресторанами

— Очень важно чтобы эти функции, как и благоустройство высокого качества, «вошли» внутрь кварталов исторического центра, — добавила Лариса Николаевна. 

Несмотря на необходимость немалых финансовых вложений к градостроителям прислушались: в кратчайшие сроки было сооружено первое транспортное кольцо вокруг города общей протяженностью 20,3 км. Кроме того, были возведены два автодорожных и два железнодорожных путепровода.

Строительство данной магистрали, по словам Ларисы Николаевны, величайший градостроительный успех. Здесь необходимо отметить профессионализм коллектива «Гродногражданпроект» и большую заинтересованность органов управления в создании этой  новой транспортной артерии города Гродно.

По подсчетам специалистов института, это позволило не только в значительной степени разрешить городские транспортные проблемы, но и экономить топливо (просчитано, что при передвижении из одного конца города в другой по кольцу у водителей будет уходить топлива на 15 % меньше), уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

Архитекторы — участники выездного заседания отметили еще одно немаловажное достижение: гродненцы сумели сохранить памятники архитектуры, масштабно провести их реконструкцию, преобразовать ул. Советскую в пешеходную зону. Еще один успех — бережное отношение к ландшафту, в частности рекам — Неману и Городничанке,  которые во многом и создают неповторимый колорит местности.

— Ландшафт — это сильный элемент уникальности местности. Используйте его и получите город незабываемый, даже если не прикладывать больших усилий по созданию материальной среды. Посмотрите, что делают гродненцы: великолепное решение ландшафтных зон, благоустройство, малые формы.

Безусловно, как и в других крупных городах республики, в центр Гродно хотят войти инвесторы и построить там, преследуя коммерческий интерес, нечто высокое.

Но сегодня в исторической части города мы не видим ни одного здания повышенной этажности — город сохранил свою «большую композицию», — отметила Лариса Смирнова. — Еще одна специфика Гродно — это уникальные кварталы и дворовые пространства.

Поэтому следующий шаг в работе над городом — комплексная реконструкция улиц, их инженерное обустройство, решение вопросов стоянок, размещение уникальных малых объектов, — отметила Лариса Смирнова.

Горожане ждут дальнейших преобразований в городе и его центре.  Конечно, чтобы достигнуть этих целей должна сработать модель частного и государственного партнерства, что позволит реализовать все масштабные и интересные идеи градостроителей и архитекторов.

Город возрождается

К сожалению, продолжительное время вопросу сохранения архитектурного исторического наследия Гродно не уделялось должного внимания. В советские годы уникальные здания и сооружения просто подкрашивались перед большими праздниками, а о реставрации фасадов, возвращении им аутентичного звучания даже речь не шла.

Поэтому в новое тысячелетие королевский Гродно вошел не в лучшем виде. Однако в последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону. Как пишет газета «Гродненская правда», именно в 2000-х годах местные власти повернулись к проблеме сохранения исторической части города лицом.

Так, 25 мая 2000-го решением Гродненского городского Совета депутатов была утверждена программа «Спадчына», в которой был определен перечень основных объектов исторического центра, нуждающихся в реконструкции. В свое время, еще в начале 1990-х, был создан проект «Историко-архитектурные и инженерные обоснования регенерации исторической застройки г.

Гродно», согласно которому, равно как и в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», началась работа по благоустройству центра.

По мнению главного архитектора ОАО «Гродножилстрой» Анатолия Пархуты, проблемы города во многом были связаны с тем, что коммунальные службы, владеющие более чем 80 % зданий и сооружение исторического центра, занимались их эксплуатацией, но никак не реставрацией. Это, по его словам, и привело к физическому износу и самоуничтожению исторического ядра.

— Последнее время центр города возрождается, прослеживается тенденция планомерного отселения людей из старинных ветхих строений в новостройки, что позволяет высвободившееся здания предлагать инвесторам, — отметил Анатолий Пархута.

Геннадий Таламанов рассказал, что в 2013–2014 годах в историческом центре города реализован ряд проектов по реконструкции памятников архитектуры. Для проведения работ на объектах исторической застройки власти города активно используют практику привлечения денежных средств городских, областных и республиканских организаций, бизнеса.

Показательным примером такой практики является реконструкция дома по улице Кирова, 5, в котором проживал изобретатель эсперанто Людвик Заменгоф. Другой инвестор приводит в порядок бывший ресторан «Белосток».

С аукциона проданы исторические здания — дом № 3 по улице 11 Липеня, дом № 12 по улице 17 Сентября, дом № 3 по улице Кирова, дом № 14 по улице Виленской и др.

— Регенерация исторического центра у нас на особом контроле. То, что было заложено в градостроительную документацию в 80-х годах, постепенно выполняется, проводятся работы по улучшению инженерной инфраструктуры.

Конечно же, всегда для нас большой вопрос — финансирование. Однако в период кризиса, как ни удивительно, он сдвинулся с места, и те объекты, которые долго простаивали, проданы на аукционе.

У исторических зданий появился шанс на возрождение, а у города — вернуть свой королевский шарм, стать объектом туристического притяжения.

Фото автора

В рамках выездного заседания правления Совета ОО «БСА» в Большой хоральной синагоге Гродно состоялся прием в Белорусский союз архитекторов семи новых членов. Теперь Гродненская областная организация ОО «БСА» насчитывает 35 человек.

Новобранцев пришли поздравить ведущие архитекторы страны, местная интеллигенция, друзья и коллеги. Вниманию гостей молодые архитекторы представили выставку своих работ.

По словам председателя ОО «БСА» Александра Корбута, тенденция того, что Союз омолаживается перспективными кадрами, не может не радовать.

Особенно символично это мероприятие в 80-летие объединения одного из старейших творческих союзов республики, который стал старше не только по возрасту, но и по составу. Многие архитекторы в составе «БСА» — это ветераны.

Поэтому для Союза архитекторов — привлечение новых членов и именно из числа молодых архитекторов является одной из главных задач.

— Согласно положению о приеме, автор, чтобы вступить в объединение, должен иметь не просто интересный, но уже реализованный проект.

Молодые гродненские архитекторы показали действительно интересные работы, а это еще раз говорит о том, что архитектурная школа республики развивается.

Наши ребята демонстрируют высокий уровень профессиональной подготовки, отмечаются высокими наградами ежегодных международных смотров дипломных проектов и других конкурсов, — отметил Александр Иосифович.

Источник: http://arcp.by/ru/article/arhitekturnyy-vzglyad-na-istoricheskiy-centr-grodno

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.