Архитектура в Берлине

Архитектура Берлина

Архитектура в Берлине

Берлин – одна из самых древних столиц Европы. В архитектуре Берлина отражена вся его история.

Основные периоды архитектурных стилей в Берлине:

  • Барокко,
  • Классицизм,
  • «Неостили» эпохи романтизма и эклектики,
  • Модерн.

Барокко в архитектуре Берлина

Приток беженцев привел к росту Берлина – на тот момент Бранденбургской столицы. Вторая половина XVIII века ознаменовалась реконструкцией старых районов и строительству новых.

Был построен Фридрихштадт, парадной магистралью и осью города стала Липовая алея. Круглая въездная площадь, от которой исходили улицы, в виде трех лучей, образовывала новую часть Берлина.

Иоганн Георг Мемхардт стал автором нового плана Берлина.

Рядовые постройки попадали под строго определенные требования. Единообразная застройка была разработана под «типовой» жилой дом. Дом был компактным в плане и был увенчан вальмовой кровлей на четыре ската. Выходящий на улицу фасад должен был быть каменным, остальные части здания могли быть оштукатуренными фахверковыми.

В основном в этот промежуток времени использовались основы французской архитектуры. Германское зодчество было возрождено А. Шлютером, который создал Берлинский дворец (1698-1706 гг.). Главный фасад здания послужил архитектору фоном для портала на всю высоту здания.

Портал в последующем стал традиционной доминирующей вертикалью.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Отход от принципиальных составляющих барокко начался в конце XVIII века, связанный с типологическими и идеологическими предпосылками. Новый цопф-стиль проявился в архитектуре Немецкого и Французского соборов (1780-1785) в Берлине.

Рисунок 1. Немецкий собор, Берлин. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Классицизм в архитектуре Берлина

Первым сооружением в духе палладианского классицизма в Берлине стал Оперный театр (1741-1742 гг.), возведенный архитектором Г.В. фон Кнобельсдорфом, и именно он стал первым в Европе специализированным зданием городского театра. Постройка получила одобрение современников. В стиле рококо были выполнены интерьеры театра.

Замечание 1

Наиболее ярко проявляется классицизм на рубежах XVIII-XIX веков.

Чтобы модернизировать Берлин, королем Фридрих Вильгельмом II из Дессау вызван Ф.В фон Эрдсмандорф, из Бреслау К.Г. Лангханс и из Штеттина Д.Жилли. Война Пруссии с Француской республикой и экономические условия ограничила возможность осуществлять застройку Берлина.

Режим строгой экономии привело к новому функциональному назначение здания – утилитарность превратилась в формообразующий фактор. Примером явился, построенный Г. Генцем, Королевский монетный двор (1798-1800 гг.).

Строительство Бранденбургских ворот, с восточной стороны города, сооруженным архитектором К.Г. Лангхансом, явился примером возрождением греческой архитектуры и послужил прототипом Афинского акрополя Пропилея.

Проект Ф. Жилли Национального театра в Берлине (1798 г.) оказал влияние на развитие романтического классицизма далеко за пределами Германии. Богатая и материальная архитектура опиралась на античность, несмотря на свое новаторство.

Противоречивость архитектуры в Германии, и в частности в Берлине в начале XIX века была хорошо заметна в трудах ведущего европейского архитектора К. Ф. Шинкеля (1781-1841 гг.)

Работы архитектора К.Ф. Шинкеля в Берлине:

  • Старый музей
  • Дворцовый мост
  • Новая гауптвахта
  • Фридрихвердерская церковь
  • Концертный дом на Жандарменмаркт
  • Национальный театр
  • Строительная академия

В период освободительной войны против Наполеона архитектуру средневековья рассматривали как выражение «единства немецкого прошлого, настоящего и будущего»

В 1815 году Шинкель начал осуществлять этап творчества под девизом «ощутить европейскую архитектуру равнозначной продолжению греческой». В данный период возведены наиболее значимые работы архитектора, которые по сей день определяют облик Берлина: Новая гауптвахта (1816–1818 гг.), Старый музей (1823-1830 гг.), Национальный театр (1818–1821 гг.).

Из «Курса архитектуры Королевской политехнической школы» Ж.Н.Л. Дюрана Шинкель выбрал один из образцов и воплотил в жизнь в здании Старого музея. План был воплощен с круглой ротондой в центре и длинным портиком на фасаде. Парадная лестница была запроектирована в духе немецких традиций.

Новаторские решения, при котором удалось придать кубическим объемам тектоническую ясность классическим ордерным системам, удалось осуществить в зданиях Национального театра и Новой гауптвахты.

Начало промышленного переворота в Германии, и понятие «целесообразность» и «функциональность» плана, декора и конструкций как основа принципов всех сооружений было с блеском воплощено в здании Строительной академии (1831-1836 гг.)

Неостили эпохи романтизма и эклектики в архитектуре Берлина

Одним из стилей эпохи романтизма и эклектики является необарокко. Расцвет пришелся на вторую фазу эклектики, на 1870-е годы. Праздничное ощущение архитектуры достигалось обилием декоративных элементов. Здание Рейхстага (1884-1894 годы) было построено именно в стиле необарокко.

В Берлине началось строительство многоквартирных арендных домов. Основным типом стали пятиэтажные дома с маленькими квартирами. Происходит постепенный переход от классического объемного решения здания, присущему классицизму, к плоскостному.

Модерн в архитектуре Берлина

На рубеже XIX- XX веков в стремлении преодолеть эклектизм возник стиль модерн, в Германии его называют югендштиль.

Архитектура югендштиля подразумевало использование электрических декоративных приемов. Например, независимо от того, что во внешнем облике здания Анхальтского вокзала в Берлине (1880-1885 гг.

) было выявлено функциональное назначение, на фасадах применены элементы рундбогенстиля.

Идея вернутся к национальным истокам в архитектуре привела к формированию «неоромантизма» к 1880 годам. В 1897–1904 гг. А. Мессель возвел в Берлине универсальный магазин Вертхейма в форме неоготики.

Экспрессивность характера Ганса Пёльцига позволила выполнить интерьер зрительного зала в Большом театре в Берлине (1919) в виде грота с окружающими купол сталактитами, свисающими вниз.

Подсветка осуществлялась скрытыми лампами.

Замечание 2

Романтическая идеализация технического прогресса проявилась в промышленных постройках Беренса.

Комплекс заводских зданий для фирмы АЭГ отразил стремление архитектора создать тип нового промышленного объекта, основу которого составлял железобетонный каркас, заполненный остеклением. Примером является зал турбинного завода АЭГ (1909) со сложным округлым завершением. Его торцовый фасад был фланкирован пилонами, не оправданными конструктивно, но отражавшими идею постройки – «храма силы».

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_berlina/

Архитектурный путеводитель по Берлину :: Статьи

Архитектура в Берлине

На прошедшей в середине мая АРХ МОСКВЕ издательство DOM Publishers презентовало «Архитектурный путеводитель по Берлину», написанный главным редактором архитектурного журнала speech: Анной Мартовицкой.

Эта книга стала первым русскоязычным изданием, посвященным современной архитектуре столицы Германии.

Специальный гость презентации архитектор Сергей Чобан, активно работающий в том числе и в Берлине, в своей лекции отметил уникальность этого города, в котором многообразие архитектурного языка органично сочетается с историческими градостроительными традициями.

Как рассказал на презентации глава DOM Publishers Филипп Мойзер, для издательства данный проект во многом стал необычным — в частности, потому что впервые к работе над путеводителем по городу Германии был приглашен не немецкий, а иностранный автор. Подробнее об «Архитектурном путеводителе по Берлину» рассказывает его автор Анна Мартовицкая.

Заказать путеводитель онлайн

Идея этого путеводителя родилась совсем недавно — в ноябре 2016 года, когда в Берлине в первый раз проходил Всемирный архитектурный фестиваль. Тогда DOM Publishers выступали партнером фестиваля и каждому посетителю предоставляли бесплатный экземпляр английского издания Berlin Architectural Guide.

Досталась эта книга и мне, я, конечно, тут же бросилась ее листать и была поражена обилием представленных в ней объектов исторической архитектуры.

Памятников было настолько много, что для современных построек в книге фактически не осталось места! Помню, это стало предметом нашей горячей дискуссии с Филиппом Мойзером: я пыталась убедить его в том, что «Архитектурный путеводитель» — это по определению книга о современной архитектуре, справочник, в котором собраны наиболее интересные постройки наших современников. Лично я в этом абсолютно убеждена: исторические сооружения, ставшие символами своих эпох, можно найти в любом путеводителе, тогда как объекты, еще недавно знакомые нам по опубликованным в прессе визуализациям, могут быть объединены в продуманные и удобные маршруты только в таком специальном издании, как «Архитектурный путеводитель». «Очень интересный взгляд на тему», — сказал мне на это Филипп Мойзер и предложил воплотить мое видение в жизнь.

Целый год после этого я продумывала маршруты и, приезжая время от времени в Берлин по делам, проходила их пешком и в режиме реального времени «редактировала» состав объектов. Таким образом для путеводителя были сформированы три маршрута — «Западный Берлин», «Восточный Берлин» и «Вдоль бывшей Берлинской стены».

В сумме — 50 объектов, которые, как я надеюсь, дают достаточно полное представление о разнообразии и самобытности современной берлинской архитектуры.

В дополнение к ним в книге опубликован очерк Филиппа Мойзера и Мартина Пюшеля (фактически четвертый маршрут, правда, уже не пешеходный, а автомобильный) о развитии индустриального домостроения в столице Германии.

Если же говорить о прогулках именно по современной архитектуре, то в основном в путеводитель были включены здания, построенные в период с 2000 по 2016 годы.

Исключений лишь несколько: здание Рейхстага (реконструкция по проекту Нормана Фостера была закончена в 1999 году) и застройка Потсдамской площади (также 1999 год), без которых архитектурный облик Берлина сегодня невозможно представить, а также Бранденбургские ворота, которые все послевоенные годы были абсолютно недоступны для жителей (они располагались в восточном секторе, но вдавались на территорию Западного Берлина, поэтому с запада их закрывала монументальная Берлинская стена, а с востока — небольшое, но тщательно охраняемое заграждение), а в дни падения стены были первыми освобождены от ее оков и фактически стали символом объединения города. Особенно важным мне казалось включить в путеводитель объекты, которые первыми видит всякий, кто приезжает в Берлин. Тот, кто прибывает на поезде, конечно, в первую очередь попадает на Главный вокзал (арх. gmp architekten), а выходя из него, видит штаб-квартиру компании 50Hertz Transmission (арх. LOVE architecture and urbanism), а те, кто прилетают на самолете и затем едут через район Восточной гавани, всегда успевают заметить гигантскую статую «Молекулярный человек» (автор — Джонатан Борофски) и отель NHow с его парящей в воздухе зеркальной консолью (арх. Tchoban Voss Architekten). Точно зная по себе, насколько эти неординарные постройки цепляют взгляд и будят любопытство, я искренне надеюсь, что получившийся путеводитель способен хотя бы на часть возникающих вопросов исчерпывающе ответить.

Источник: https://archspeech.com/article/arhitekturnyy-putevoditel-po-berlinu

Рейхстаг в Берлине – самое знаменитое историческое здание Германии

Архитектура в Берлине
Рубрика: Берлин

Слово «рейхстаг» в сознании наших соотечественников, особенно старшего поколения, обычно ассоциируется с фашистским режимом в Германии, развязавшим самую кровавую в истории человечества войну.

Но такие ассоциации не совсем верны, учитывая, что центром принятия решений в Третьем рейхе был отнюдь не Рейхстаг. Поэтому правильнее всего воспринимать его как самое знаменитое историческое здание Берлина и всей Германии.

Хотя у Рейхстага есть своя история, и ее без преувеличения можно назвать выдающейся и даже героической.

Строительство длиною в десять лет

Рейхстаг (Reichstagsgebäude) переводится с немецкого как «здание государственного собрания».

Довольно длительный исторический период, с 1894 по 1933 годы, здесь заседал высший законодательно-представительный орган сначала Германской империи и Веймарской республики, а затем с 1933 по 1945 годы – формально – Третьего рейха.

Здание спроектировал частный франкфуртский архитектор Пауль Валлот, стиль сооружения – итальянское высокое Возрождение, дополненный барочными элементами.

Первый камень в основание фундамента заложил 9 июня 1884 года сам Вильгельм I – первый кайзер объединенной Германии. Строительные работы растянулись на целое десятилетие. Завершилось строительство уже при Вильгельме II.

Большую роль в осуществлении проекта сыграл «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, объединивший разрозненные немецкие земли в единое государство. Он считал, что в новой стране, провозглашенной в 1871 году, должно быть новое правительственное здание, которое бы стало воплощением ее мощи и величия.

Местом постройки избрали площадь Кайзера (ныне – Республики). Это недалеко от Шпрее, почти на самом берегу реки.

Началу работ предшествовала малоприятная история, связанная с прусским дипломатом польского происхождения графом Рачинским. Именно он был владельцем земли под будущим Рейхстагом и вдруг неожиданно… воспротивился строительству.

Вильгельму I не хотелось силой отбирать участок, поэтому правительство решило объявить конкурс на лучший архитектурный проект. Думали, это побудит упрямого Рачинского «сдаться», но надежды оказались напрасными. В результате строительство вынужденно отложили на несколько лет.

Оно сдвинулось с мертвой точки лишь после смерти дипломата, когда участок продал его сын.

В результате к 1894 году на площади выросло поистине величественное здание. Четыре башни по углам олицетворяли исторические немецкие земли, вошедшие в единое государство – Пруссию, Саксонию, Баварию и Вюртемберг.

Тем самым башни стали символом объединения Германии. Венчал здание Рейхстага центральный купол, олицетворявший единство и мощь власти кайзера.

На возведение здания и его богатое внутреннее убранство было затрачено 30 миллионов марок – огромные по тем временам деньги.

Особенности архитектуры Рейхстага

Здание Рейхстага выполнено в форме квадрата. Уже упомянутые четыре башни расположены по его углам. Их венчают государственные черно-красно-золотистые флаги Германии.

Купол в центре здания во время Второй мировой войны был разрушен (его впоследствии восстановили, но сделали стеклянным). Интересно, что императору Вильгельму I купол не особенно нравился.

Купол ведь возвышался над остальными берлинскими куполами, и кайзеру казалось, что тем самым приуменьшается значимость символов его единоличной власти. В настоящее время высота купола – 75 метров.

Торжественно смотрится центральный вход. Он выполнен в виде древнеримского портала и оснащен шестью парами колонн. Над ними располагается портик с барельефом как символом величия Германии.

Здесь же находится надпись, отлитая из орудий времен войн с Наполеоном: «Немецкому народу» (Dem deutsche Volke). С двух сторон портика разместились башенки механического ударного музыкального инструмента карильона.

Но поскольку колоколов на нем сейчас нет, инструмент считается недействующим.

На башнях Рейхстага установлены статуи, аллегорически символизирующие промышленный сектор и сельское хозяйство, вооруженные силы, искусство и ряд других важных составляющих в жизни страны. Всего таких скульптур-аллегорий шестнадцать.

Есть среди них и символизирующая пивоваренную промышленность, считающуюся основой благосостояния государства и народа. Дизайн интерьеров Рейхстага разработал тот же Валлот. По его задумке залы для заседаний отделали из дерева, что усиливает акустику.

Внутри здания много лепнины – гирлянд, розеток, барельефов – копирующей стиль зданий городских муниципалитетов XVI-XVII веков.

Рейхстаг в годы нацистского правления

27 февраля 1933 года в здании Рейхстага случился крупный пожар. Сразу же было установлено, что причиной возгорания стал поджог. Нацисты тут же обвинили в происшедшем коммунистов, хотя есть версия, и весьма убедительная, что это была провокация именно с их стороны.

Цель – получить диктаторские властные полномочия и расправиться со своими политическими оппонентами. Пожар в Рейхстаге действительно упрочил позиции Гитлера. После этого немецкий парламент стал редко собираться на заседания, а в 1942 году и вовсе перестал. В здании Рейхстага проходили пропагандистские собрания.

С началом Второй мировой войны здание использовалось в военных целях.

В 1945 году Красная Армия вошла в Берлин. В ходе битвы за город советские войска штурмовали Рейхстаг. 30 апреля военнослужащие Алексей Берест, Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили на его здании Знамя Победы.

Солдаты нанесли на стены, и зала заседаний в том числе, множество надписей. В ходе реставраций их оставили, подвергнув цензуре лишь содержащие непристойности и призывы расистского характера.

К имеющимся надписям было добавлено несколько новых – идеологически «правильных».

Рейхстаг после войны и в наше время

После войны Рейхстаг оказался в Западном Берлине. Печально известная Берлинская стена пролегала в непосредственной близости от него.

С начала 70-х годов прошлого столетия в восстановленном здании заседали фракции бундестага, а также находилась историческая выставка. 4 октября 1990 года в Рейхстаге прошло первое заседание парламента объединенной Германии.

20 июня того же года западногерманский Бундестаг принимает решение о переезде из Бонна в Берлин.

В середине 90-х годов в конкурсе на реконструкцию исторического здания победил британский архитектор лорд Норман Фостер. Он блестяще решил две задачи: воссоздал прежний облик Рейхстага и одновременно оборудовал современные помещения для работы парламента.

Здание поделено на уровни: подвал и первый этаж занимают секретариат, технические устройства и коммуникации. Далее «по нарастающей»: большой зал заседаний, места для посетителей, президиум, парламентские фракции, крыша-терраса и уже упомянутый грандиозный купол.

С него видно не только окрестности Берлина, но и происходящее в зале заседаний.

Бундестаг ФРГ является самым открытым для посетителей парламентом в мире. После 1999 года в Рейхстаге побывало свыше 13 млн человек со всех уголков планеты. До ноября 2010 года смотровая площадка на куполе здания была открыта для свободного посещения.

Но чтобы попасть туда, надо было зарегистрироваться на парламентском сайте. Сейчас для посещения купола требуется предварительно записаться на том же сайте. К куполу ведут две спиральные лестницы. На ограде Рейхстага можно увидеть белые кресты.

Они печальное напоминание о погибших в годы «холодной войны» восточных немцах, пытавшихся бежать на Запад.

Адрес: Platz der Republik 1, 11011 Berlin.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») – старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха …

Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии – здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит…

Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г…

Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года …

Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке – автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута …

 

ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/germaniya/berlin/rejxstag-v-berline

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.