Арка со львами

Достопримечательности Горячего Ключа. Часть 1

Арка со львами

Помимо того, что это – город-курорт минеральных вод, здесь интересно гулять. Достопримечательности Горячего Ключа манят туристов…

Осмотреть самое главное в городе можно за полдня. Всё расположено компактно. За исключением природных объектов в окрестностях.

Сперва рассмотрим городские достопримечательности Горячего Ключа – фото помогут определиться, что смотреть в первую очередь, если заехали проездом. Курорт находится на трассе М4-Дон, так что вполне возможно не ехать специально, а заехать по дороге на море или с моря.

Знакомство с Горячим Ключом можно начать со Старого замка. Он виден с трассы М4-Дон

Однако если хотите посмотреть окрестности – половины дня точно не хватит.

Знакомство с городом можно начать с Краеведческого музея. Он находится на пересечении улицы Ленина и улицы Пушкинской.

А можно сразу отправиться на прогулки по Горячему Ключу. Как сделали мы.

Достопримечательности Горячего Ключа – фото с описанием

Целебный парк – одна из главных достопримечательностей Горячего Ключа. Разбит в 1870 году. Чётких границ парка нет, он сливается с лесом, куда уводят тропинки из окультуренной части.

В Целебном парке расположены главные туристические объекты. Конечно, можно просто показать достопримечательности Горячего Ключа – фото достаточно говорят о красотах города. Да и заблудиться трудно, но всё же расскажу, где находятся.

Как найти Целебный парк. Есть несколько путей. Идти по улице Ленина в сторону санатория «Предгорье Кавказа».

Или от ресторанно-гостиничного комплекса «Старый замок» со стороны трассы М4-Дон.

Со стороны города к Целебному парку ведёт Аллея Тысячи сосен. Пешеходная зона длиной 2 километра находится на улице Ленина, в центре курортной зоны.

Аллея Тысячи сосен ведёт в Целебный парк

Сразу за входом в санаторий видим арку в честь 140-летия курорта. Кувшин с льющейся водой – символ курорта минеральных вод.

Танцующий фонтан у санатория «Предгорье Кавказа» привлекает отдыхающих в летнюю жару. Вечерами подсвечивается всеми цветами радуги.

Дерево гинкго билоба. Чрезвычайно редкое. Долгожитель. Живёт до 2,5 тысяч лет. Гинкго росли на Земле ещё во времена динозавров, и были распространены повсеместно. Особенно много их было на нынешней территории Краснодарского края. А сейчас произрастают только в трёх местах мира: в Японии, Южном Китае и Краснодарском крае.

Гинкго жили ещё во времена динозавров

Как найти гинкго в Горячем Ключе: возле правого крыла санатория «Предгорье Кавказа», недалеко от Белого обелиска.

Листья гинкго билоба

Белый обелиск также считается достопримечательностью Горячего Ключа. Установлен к столетию курорта, в 1964 году.

Белый обелиск — установлен к 100-летию Горячего Ключа

Далее – Арка со львами. Сооружена в 1914 году, к 50-летию курорта. Львы появились позже. Считается, что тот, кто прошёл через Арку со львами, обретёт здоровье. Это не случайно, ведь именно отсюда можно попасть к оздоровительным достопримечательностям Горячего Ключа: Питьевой галерее, Минеральной поляне, терренкурам.

Арка со львами, дарующая здоровье. 1914 год

Помните, перед Грязелечебницей Ессентуков львы изображены в качестве победы над недугами? Но там символы болезней – гады, здесь – кабаны. Необычно, правда? Когда-то львы жили на Кавказе, а кабаны водятся до сих пор. Но вот почему кабан – символ болезни?

Лев с поверженным кабаном

Идя дальше, видим Розу Ветров с нулевым километром.

Отсюда до Сочи – 124 километра, до Кисловодска – 303 километра. Отсюда можно ездить по всему Кавказу.

До других моих любимых городов — совсем рядом

Справа – небольшой уютный скверик с фонтанчиками, мостиком.

Возле питьевой галереи — скульптуры, прудики, фонтаны

Далее – Питьевая галерея. Здесь можно принимать целебные Псекупские минеральные воды. Также имеется фитобар.

Время работы галереи: с 7:00 до 18:40. Перерыв: 14:00 – 15:00.

Вода на вкус весьма специфическая. Один раз попробовали – больше не ходили. Приехали за другим…

Достопримечательности Горячего Ключа: Горный парк

Самая интересная часть прогулки начинается после арки Горный парк. Когда ищешь достопримечательности Горячего Ключа фото в Интернете – первым делом выдаёт Горный парк. Неудивительно, здесь находятся самые яркие объекты – Дантово ущелье и Скала Петушок.

Вход в Горный парк

Арка Горный парк воздвигнута совсем недавно, в 2009 году, к 145-летию курорта. За аркой начинается зона набережной и горная часть парка.

Выходим к площади, на которой стоит Адыгский столб, его также называют Столбом Памяти. Это – памятник князю Хапачу Лакшуку. Установлен в 1717 году.

Адыгский столб

По городским поверьям, надо прикоснуться к Адыгскому столпу, положить монету на него или у его основания – это дарит удачу в путешествии.

Как найти Адыгейский столб: стоит на пересечении Аллеи Тысячи сосен, Тихой аллеи и Набережной аллеи.

Рядом – аквариум «Царство Нептуна».

Время работы: с 10 до 18 часов (в летнее время до 21). Стоимость билета (июнь 2016): детский 100, взрослый 150, дети до 4 лет бесплатно.

Перед аквариумом стоит памятник Павлову.

Отсюда можно пойти налево к Дантовому ущелью. Или прямо по Набережной аллее вдоль реки Псекупс к Счастливому мосту, скале Спасения и Старому замку. Мы отправимся к Дантову ущелью чуть позже, а сейчас идём по набережной вдоль реки.

Вид на реку Псекупс и Скалу Петушок (Скалу Спасения)

Можно покататься на лодках и катамаранах по реке Псекупс. Время работы проката лодок и катамаранов: с 11 до 21 часа. 1 час катания на 3-местной лодке – 300 р., 3-местном катамаране – 300 р., 4-местном катамаране – 400 р.

Счастливый мост ведёт на левый берег реки, к Старому замку.

Счастливый мост

Перед мостом внизу – термальный Сероводородный источник. В светлое время суток здесь часто сидят люди, опустив ноги в ванну. Вода тёплая круглый год.

Термальный сероводородный источник

Старый замок – современный ресторанно-гостиничный комплекс с уютной территорией.

С левого берега реки Псекупс открываются отличные виды на Скалу Петушок (она же Скала Спасения).

Скала Спасения

С этого ракурса видна невероятно крутая Лестница Жизни, вырубленная в Скале Спасения.

Разглядели Лестницу Жизни? Аж мурашки по коже…

Что за лестница, почему так называется и откуда у скалы такое название – расскажу отдельно. Интересная история.

Это ещё не все достопримечательности Горячего Ключа – фото и продолжение рассказа будут!

Дальше — ещё интереснее!

А что Вам больше всего понравилось в Горячем Ключе?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

Достопримечательности Горячего Ключа. Часть 2

Горячий Ключ — отзыв о первом посещении

Горячий Ключ зимой — новогоднее волшебство

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях! Это помогает сайту развиваться!

Источник: http://worldroads.ru/dostoprimechatelnosti-goryachego-klyucha-chast-1

Выходные в Удине |

Арка со львами

В XVIII в. в Удине жил и работал художник Джамбаттиста Тьеполо; именно здесь он достиг своей творческой зрелости. Его шедеврами сегодня можно полюбоваться в галерее Тьеполо (в Патриаршем дворце), в кафедральном соборе, в церкви Непорочности.

Удине в наши дни — это город, открытый инновациям, хотя традиционное представление о нём строится вокруг старинных таверн и остерий, где местные жители наслаждаются бокалом вина («тают») в атмосфере дружеского пира.

Фриульские деликатесы, культурные мероприятия и традиционные праздники, музеи на любой вкус — всё это готов предложить вам Удине.

Площадь Свободы (Piazza Libertà)

Пьяцца-Либерта́ — самая древняя площадь Удине. Это сердце города, откуда начинаются многие экскурсионные маршруты, посвящённые его истории и культуре. Архитектурный ансамбль площади состоит из гармонично сочетающихся построек эпохи Возрождения; некоторые даже считают, что пьяцца-Либерта́ — самая красивая площадь в венецианском стиле за пределами лагуны.

Площадь Свободы

Площадь находится у подножия холма, на котором стоит замок Удине; её название неоднократно менялось. В средневековье площадь называли винной: здесь располагался соответствующий рынок. В 1350 г. её переименовали в площадь Коммуны, потому что здесь находилось здание городского совета.

В 1550 г., когда город уже под властью Венеции, площадь получает имя одного из наместников Светлейшей, Контарены, а в 1866 г., когда вся область Фриули входит в состав Итальянского королевства, её нарекают в честь Виктора Эммануила II.

Сегодняшнее же имя появилось лишь после Второй мировой вонйы.

Удине. Площадь Свободы и Лоджия Лионелло © Pecold / Shutterstock.com

Площадь Свободы украшают несколько интересных зданий. Например, Лоджия Лионелло — элегантное палаццо в стиле венецианской готики, облицованная белым и розовым мрамором. На противоположной стороне площади, на возвышении, вы увидите портик и часовню Сан-Джованни. Они построены в 1533-1535 гг. по проекту Бернардино да Моркоте; сейчас часовня посвящена всем павшим в битвах за Италию.

Рядом стоит часовая башня, построенная Джованни да Удине в 1527 г. и украшенная статуями двух мавров. А ещё дальше — Арка Боллани, возведённая по проекту Андреа Палладио.

Рустованная арка со львом святого Марка наверху ведёт прямо к городской цитадели. Между Лоджией Лионелло и Аркой Боллани в 1819 г.

был установлен памятник миру: его здесь разместили по воле Наполеона, чтобы отметить подписание трактата в Кампоформидо.

Удине. Площадь Свободы на Рождество © FRANCO CELANT / Flickr.com

На противоположном от памятника краю площади расположен монументальный ренессансный фонтан работы Каррара. Также на площади стоят две колонны: святого Марка (установлена 1539 г.) и Правосудия (1614 г.). А между колоннами, лицом к Лоджии Лионелло, размещены две статуи Геркулеса и Какуса (местные ласково называют их Флореан и Вентурин).

Кафедральный собор

Кафедральный собор Удине — это главная и самая впечатляющая церковь города. Он находится на пьяцца-Дуомо, в нескольких шагах от главных улиц старого города.

Фасад собора © milosk50 / Shutterstock.com

Строительство храма началось в 1236 г. по воле патриарха Бертольдо на метсе церкви Сан-Джироламо. В 1257 г. здание храма освящают в честь святого Одорико. В 1335 г.

собор расширяется: патриарх Бертрандо ди Сан Дженезио начинает строительство капеллы Благовещения, и всё здание получает имя Санта-Мария-Маджоре. В XIV в. достраивают боковые капеллы, а в XVI в.

Доменико Росси и Абондио Стацио переделывают весь собор в стиле барокко.

Интерьер собора © Aconcagua / Wikimedia CommonsВ XX в. фасаду возвращают облик XIV в., и этим сочетанием романики и готики можно любоваться по сей день. На фоне кирпичного фасада выделяется портал Искупления, чей декоративный аппарат отсылает к ряду ключевых для христианской религии тем.

Рядом с собором высится мощная колокольня, построенная Кристофоро да Милано в 1441 г. По задумке автора, она должна была быть изящной и высокой, а на верхушке должна была стоять статуя Мадонны, так чтобы она доходила по высоте до колокольни замка со статуей ангела; в результате в небе над городом получилось бы символическое Благовещение.

На первом этаже колокольни обустроен музей собора, посвящённый личности блаженного Бертрандо ди Сан Дженезио.

Интерьер собора. Центральный неф © Aconcagua / Wikimedia Commons

В интерьере собора господствует стиль барокко. Выделяется величественный пресвитерий и шедевры ряда ведущих живописцев мира. В капелле Сантиссимо хранятся полотна Тьеполо. Кроме того, церковь украшают работы Порденоне, Пеллегрино да Сан Даниеле, Торретти (учителя Кановы), Доменико да Толмеццо, Дориньи.

Ораторио-делла-Пурита

Ораторий расположен с южной стороны собора Удине. Он был обустроен на месте театра XVII в. Театр, предназначенный для развлечений и далёкий от духовной жизни, не особенно нравился патриарху Даниэле Дельфино, который считал его местом «мира и роскоши». А поскольку находился он совсем рядом, патриарх решил купить его и переделать в религиозное учреждение.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Вознесение Богородицы». Деталь фрески © Mattana / Wikimedia Commons

В нижней части была создана церковь, в верхней — ораторий для девочек. Интересен интерьер помещений, над которым работал Джамбаттиста Тьеполо и его сын Джандоменико. Первый написал «Непорочную Деву Марию» для главного алтаря церкви и «Вознесение Богородицы» на потолке в окружении «Ангелов во славе». Тьеполо-младший расписал стены сценами из Библии.

Джандоменико Тьеполо. «Девушки Израиля встречают Давида-победителя»
© YukioSanjo / Wikimedia Commons

В церкви также можно полюбоваться купелью работы Джованни ди Бьяджо да Дзульо (1480 г.), которую сюда перенесли из собора.

Дворец архиепископа

Палаццо Арчивесковиле, или Дворец архиепископа, на площади Пьяцца Патриаркато, — несомненно, самый знаменитый памятник Удине. Он находится совсем неподалёку от площади Примо Маджо, в нескольких шагах от исторического центра города.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Рахиль прячет идолов» © Wikimedia Commons

Первоначально Палаццо был построен в XVI веке, когда патриархи Аквилеи решили переехать из замка Удине в какое-нибудь другое здание города.

Затем его перестраивали в XVIII веке по проекту архитектора Доменико Росси, назначенного патриархом Дионисием Дельфино. В 1708-1725 гг. было пристроено крыло с библиотекой и овальная лестница.

Центральный корпус был надстроен при реализации входного портала, были закончены работы в северном крыле здания и на парадной лестнице.

Дворец патриарха, или архиепископа, с 1995 года стал Епархиальным музеем церковного искусства, знаменитый своими Галереями Тьеполо. В нём выставляются художественные произведения из многих местных церквей, а его стены украшены ранними фресками Джамбаттисты Тьеполо, датируемые 1726-1729 гг. Дворец архиепископа – одна из самых знаменитых жемчужин архитектуры и искусства города Удине.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Падение восставших ангелов» © Wikimedia Commons

На потолке входного зала можно полюбоваться великолепной фреской «Низвержение падших ангелов». В Гостевой галерее находятся фрески знаменитого художника с библейскими сюжетами, а потолок Красного зала занимает «Суд царя Соломона».

Интерьеры других залов дворца не менее драгоценны. Жёлтый зал украшен тонкой лепниной, а Голубой зал – гротесками Джованни да Удине. Обязательно осмотрите библиотеку Дельфино, где хранятся старинные манускрипты, инкунабулы и висят картины Николо Бамбини.

Замок

Вход в замок Удине осуществляется с Пьяцца Либерта через арку Боллани, увенчанную венецианским львом. Она была построена в 1556 году знаменитым архитектором Андреа Палладио.

Замок Удине

Перед тем как подняться на вершину холма, обойдя по ступеням справа портик Липпомано (1487 год), вы увидите церковь Санта-Мария-ди-Кастелло, интерьер которой украшен бесценными фресками разных веков.

На вершине колокольни установлена фигура бронзового ангела, поворачивающаяся в зависимости от направления ветра. Замок находится на вершине моренного холма. В разные эпохи он был главной резиденцией гастальдов, патриархов и назначенных венецианцами правителей.
Подъём к замку © Foto Fabrice Gallina / Regione Friuli-Venezia Giulia

Современное, недавно отреставрированное здание замка было построено 1511 году на месте разрушенного. Самая интересная часть замка — Салон Парламента, стены которого богато украшены фресками, а кессонный потолок – многочисленными рисунками.

Каза-Каваццини

Каза-Каваццини находится в историческом центре Удине. Это перестроенное здание XVI века, ставшее новым ковчегом для искусства города.

Дом Коломбатти-Каваццини выходит фасадами на виа Саворньяна и виа Кавур, напротив здания городского муниципалитета. Его перестройка и реконструкция была поручена архитектору с мировым именем Гае Ауленти.

Площадь музея составляет 3500 кв. м, распределённых по трём этажам, соединённых двумя лифтами и двумя парадными лестницами. Одна из них недавно построенная, а вторая сохранилась с XIX века.

Архитектору удалось подчеркнуть две зоны, сделав их видимыми и наделив особым эстетическим и архитектурным смыслом: великолепную ёмкость-цистерну в венецианском стиле XVI века и зал для коллекции посуды начала железного века (вторая половина VIII век до н.э.), самого старинного собрания музея.

Мебель Moroso в музее © domusweb.it

Во время реставрационных работ в Каза Каваццини были обнаружены великолепные фрески Афро Базальделлы, а также произведения художников второй половины XIV века. Светские сюжеты фресок имеют важное значение для изучения готической живописи Фриули.

Экспозиция музея © udinevicina.it

Сейчас в здании Каза Каваццини расположился Музей современного искусства, экспозиция которого находится на втором и третьем этаже. Здесь можно полюбоваться коллекцией Астальди, подаренной Городскому музею Удине Марией Луизой и Санте Астальди в 1982 году.

В неё входят полотна таких художников, как Де Кирико, Савинио, Де Пизис, Карра и Сантомазо; коллекция FRIAM, состоящая из 113 произведений видных современных американских художников, таких как Виллем Де Кунинг, Карл Андре и Фрэнк Стелла, подаренных городу самими авторами после землетрясения, разразившегося во Фриули в 1976 году. Здесь же представлены творения братьев Дино, Мирко и Афро Базальделлы в комнате хозяина дома, Данте Каваццини, который в 1938 году заказал молодым Афро и Мирко Базальделла, а также Коррадо Кальи фресковую роспись стен.

В музее также проходят великолепные временные выставки.

Кухня

В местной кухне используются простые и традиционные продукты. Сильно выражена сезонность; особый упор на натуральные ингредиенты, благодаря горному климату приобретающим более насыщенный вкус.

Полента из кукурузной муки

Полента на доске © Foto Alessandro Castiglioni / Regione Friuli-Venezia Giulia

Кукурузную муку смешивают с водой в медной кастрюле и отваривают в течение часа. Это самый простой, народный способ приготовления злаков, помимо хлебопечения или приготовления пасты (макаронных изделий). До того, как в Италию была привезена кукуруза, так готовили ячмень, полбу, рожь, пшено, гречку и пшеницу.

Фрико кон полента

Фрико кон полента © ristorantecarnia.com

Фрико – это, несомненно, самое известное блюдо из всего гастрономического разнообразия Фриули-Венеции-Джулии. Это лепёшка из сыра и картофеля со сливочным маслом. Существует две разновидности – хрустящая и мягкая.

В состав хрустящего фрико входит тонкий слой сыра (обычно монтазио), который обжаривают в кипящем масле. Его часто подают как закуску.

Мягкий фрико готовят из картофеля, сыров различной выдержки, добавляя в состав также сливочное, оливковое масло и соль. Получается толстая лепёшка.

Кьярсонс

Кьярсонс © Foto Regione Friuli-Venezia Giulia

Кьярсонс – горячее первое блюдо, традиционное для Удине. По сути, это вареники полукруглой формы со сладкой и солёной начинкой, что создаёт непередаваемый контраст.

В них кладут изюм, какао и шоколад, корицу, шпинат, зелёный лук, рикотту, варенье, добавляют ром, граппу, петрушку, галеты, яйко, молоко. Их отваривают в горячей подсоленной воде, сливают воду, приправляют маслом и копчёной рикоттой («скуэте фумаде»).

Вместо свежего сливочного масла, иногда используют топлёное, которые было широко распространено в прошлом ввиду отсутствия холодильников.

Ньоккетти де Грис

Ньоккетти де Грис в бульоне © blog.giallozafferano.it

Ньоккетти де Грис – это типичное фриулийское блюдо, клёцки из манной крупы в бульоне. В кипящее молоко засыпается манка, в которое, помешивая, добавляется сливочное масло, яичный желток и мускатный орех. Хотя это блюдо считалось пищей простолюдинов, оно необычайно вкусное.

Музет э броваде

Музет э броваде © mangiarebuono.it

«Музет» – это разновидность салями из субпродуктов, а «броваде» — это гарнир из белой репы с виноградом, традиционно подаваемый к жареному и отварному мясу.

С 2011 года ему даже присвоили категорию DOP.

Готовят его так: небольшие ломтики репы с фиолетовым ободком вымачивают в виноградном жмыхе, а затем долго тушат в кастрюльке с оливковым маслом, лавровым листом и часто с куском жирной свинины.

Как добраться

На самолете

Международный аэропорт Ронки деи Леджонари находится в 30 км от Удине. До города ходит автобус-экспресс.

На поезде

Главный вокзал находится на виале Эуропа Унита, в двух шагах от исторического центра. Поезда ходят в главные города Италии.

На автомобиле

Проще всего добраться до Удине по автомагистрали А23 Пальманова – Удине – Тарвизио. Можно воспользоваться северным и южным съездом, Удине Норд и Удине Суд соответственно. Добираться до центра города по обеим дорогам одинаково удобно.

Источник: https://latuaitalia.ru/where-to-go/vyhodnye-v-udine/

Петербург триумфальный: арки, ворота и тайны

Арка со львами

Для жителя исторической части Петербурга арки — такая же рутинная деталь городского ландшафта, как светофоры.

Арками привычно называют любые домовые подворотни, и свежий человек, увидев «парадную у арки», может сильно удивиться: так вот они какие, «арка» и «парадная»… Если же без шуток, то искателей торжественной красоты Петербург порадует, как мало какой другой город: за три века в разных его частях вырос десяток великолепных парадных арок и ворот. Одни знаменуют военные победы, другие просто организуют пространство, причем первая триумфальная арка появилась при царе-основателе, а последняя — пару лет назад.

Петровские ворота Петропавловской крепости

Как ни странно, подлинных памятников времен Петра Великого в городе Святого Петра осталось совсем мало.

Точнее, это не странно — это нормально: живая столица не консервировалась, а развивалась, и классический образ «Петра творенья» сложился в XIX веке. Петр, естественно, нашего города не видел, за исключением отдельных точек.

Важнейшая из них — Петровские ворота Петропавловской крепости, единственное сохранившееся триумфальное сооружение XVIII века.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Евгений Птушка / Strana.ru

Это парадные ворота на великом туристическом пути в крепость, к полдневной пушке и царским могилам. Перед ними есть еще Иоанновские ворота за деревянным мостом, у которого стоит обстреливаемый монетками героический заяц.

Дальше — Иоанновский равелин и искомые триумфальные ворота Петровской куртины. Чувствительный человек поневоле замедляет шаг перед этой старинной красотой, пышной и немного наивной. В общем, образцовое петровское барокко.

Первую деревянную арку в честь победы над шведами Доменико Трезини создал в 1708 году, когда городу Петербургу было всего пять лет. Через восемь лет ее перестроили в камне, повторив основные элементы богатого декора, переполненного символами.

Количество статуй, украшавших деревянную арку, уменьшилось с семи до двух, помещенных в боковые ниши. По одной версии, это разные ипостаси одной богини: Афина Полиада, покровительница городов, и Афина Паллада, небесная воительница. По другой версии, это Минерва, богиня мудрости, и Беллона, богиня войны.

По третьей — аллегории Благоразумия и Храбрости. «Благоразумная» фигура держит в руках змею, символ мудрости, и зеркало, назначение которого хорошо поймут автомобилисты: в нем отразятся приближающиеся к крепости корабли.

«Храбрая» окружена укрощенными монстрами: на ее шлеме сидит саламандра, похожая на дракончика, на плече видна голова Медузы Горгоны, а латы на груди украшает поверженный шведский лев.

В центре аттика ворот, над кованым черно-золотым государственным орлом, помещен барельеф «Низвержение Симона Волхва». Он тоже насыщен символами победы и Северной войны, хотя забавен и просто так, сам по себе: тут тебе и летающие в облаках черти, и Господь бог Саваоф, и ажитация публики внизу, и дерзкий маг Симон, опрометчиво взлетевший в небеса и сброшенный оттуда головой вниз.

Невские ворота Невской куртины

Невские ворота крепости, через которые туристы выходят к прогулочным катерам на пристани, сегодня трудно признать за триумфальную арку, но они ею были. Через Невские ворота в крепость торжественно «вошел» ботик Петра — легендарное судно, с которого начался русский флот.

Невские ворота Петропавловской крепости. Юрий Белинский/ТАСС

Как и Петровская арка, изначальные Невские ворота были созданы Трезини, но в конце XVIII века их перестроили, и мы видим строгий классицистский вариант Николая Львова. Морскую славу символизирует якорь на фронтоне, увенчанный пальмовыми ветвями.

Пристань за воротами долгое время была местом мрачным: с нее увозили заключенных в Шлиссельбург. Теперь же каждый может парадно прошагать под аркой славы русского флота, вдохнуть балтийский ветер и ощутить, как раскрывается «простор меж небом и Невой».

Арка Главного штаба

арка Петербурга — кто не проходил под ней на Дворцовую площадь, тот в городе не был. К тому же в арке расположен вход в реконструированное восточное крыло Главного штаба — самое интересное на сегодняшний день музейное пространство Петербурга.

Арку придумал Карло Росси, однако наиболее выразительная, в нашем восприятии, ее часть — колесница Славы — появилась сверх плана, как царское дополнение к первоначальному замыслу.

Росси собирался увенчать арку четырьмя аллегорическими статуями с воинскими атрибутами в руках, по паре фигур в каждую сторону, к Невскому проспекту и к Дворцовой площади. Однако Николай I пожелал вместо них целую римскую колесницу, несущуюся к Зимнему дворцу.

Проект оперативно доработали, и в результате возникла скрытая от глаз публики инженерно-техническая драма: вся композиция (колесница, шесть лошадей, богиня Славы и два возничих) оказывалась гораздо тяжелее, чем перекрытие арки могло выдержать без деформации.

Триумфальная арка Главного штаба. Евгений Птушка / Strana.ru

Пришлось делать фигуры полыми, из очень тонкой медной фольги на металлическом каркасе. Такая конструкция роднит Колесницу Славы с мухинскими Рабочим и Колхозницей, причем несовершенство технологии и в этом случае чуть не погубило памятник.

Фигуры не закреплялись неподвижно, колесница колебалась от ветра, теряя отдельные детали, и к началу XX века уже сильно нуждалась в ремонте.

Богиня утратила лавровый венок и ногу, лошади — хвосты, государственный орел — одну голову; опись увечий, процитированная реставратором Владимиром Сориным уже в наши дни, рисует душераздирающую картину.

В 1906–1907 годах колесницу отремонтировали, фактически пересоздав заново, с отступлениями от попорченного оригинала. После чего триумфальный кортеж Славы еще почти сто лет ждал новой научной реставрации, позволившей изучить и исправить ошибки прошлого.

Теперь фигуры на арке не рискуют потерять венок или оружие — накладных деталей больше нет, оболочки статуй созданы из единого медного листа, закреплены на усиленных стальных каркасах, заполнены специальной пеной для устойчивости и консервации, снабжены маятниками, которые гасят колебания, и громоотводом. Во всей красе колесница видна со стороны Дворцовой — кони несут Славу к Эрмитажу.

Нарвские ворота

Триумфальная арка на площади Стачек вписана в живое городское движение: проехать под ней, конечно, нельзя, но пройти пешком вполне можно. Ее можно считать обозначением южной границы исторического Петербурга. Главное — через эту арку и в начале XIX века, и в середине XX в город возвращались воины-победители.

Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. Руслан Шамуков/ТАСС

Первая триумфальная арка, спроектированная Кваренги, была поставлена на Нарвской заставе у начала Петергофского шоссе еще в 1814 году, к возвращению русских полков из Европы.

В 1927 году это значимое, но обветшавшее деревянное сооружение решено было перестроить в камне и передвинуть чуть южнее, к берегу речки Таракановки (сейчас она на две трети засыпана).

Архитектор каменной Нарвской арки — Василий Стасов, а через скульпторов, создавших триумфальную колесницу, она породнилась с аркой Главного штаба — над композицией работали те же Пименов и Демут-Малиновский. Важное отличие: коней сотворил Петр Клодт, и это его первые монументальные кони.

В верхнем помещении Нарвских ворот, куда можно взобраться по двум винтовым лестницам, сейчас размещается Музей воинской славы.

Надо сказать, что эта арка — ветеран войн и революций: рядом с ней начались события Кровавого воскресенья, она горела в 1917 году, выдержала артиллерийские обстрелы во время Великой Отечественной.

Ворота выглядят строго и торжественно, они парадные и суровые: двенадцать колонн, четыре фигуры воинов, колесница Победы на 26-метровой высоте. Общее впечатление поддерживает и архитектура квартала — уже не петербургская, а ленинградская, советский классицизм Ноя Троцкого.

Московские ворота

Триумфальные ворота у Московской заставы были сооружены в честь успешного окончания Русско-турецкой войны 1828–29 годов, через пять лет после заключения Адрианопольского мира.

К победам в Турции и Персии Николай I присовокупил еще и «усмирение Польши». Историческая надпись, составленная императором лично и сбитая в революционном 1918-м, была восстановлена только в 2003 году.

Из-за этого многие подзабыли, в память чего, собственно, Московская арка была поставлена.

Московские Триумфальные ворота. Юрий Белинский/ТАССК тому же ставили ее дважды, потому что в 1936 году это творение Василия Стасова пало жертвой прогресса: ворота разобрали, следуя утопическому плану переустройства города, по которому центр Ленинграда переносился на юг.

К счастью, ворота не разрушили, а именно разобрали, произведя перед этим тщательные обмеры сооружения и сохранив все детали уникальной конструкции.

Помог и тот факт, что конструкция до сих пор остается уникальной: Нарвские ворота полностью сделаны из чугуна, это самый большой в мире чугунный монумент.

Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки «работали»: их использовали для создания противотанковых заграждений на южных рубежах Ленинграда. После войны, когда реформаторские планы были забыты, ворота сложили заново. Правда, не стали восстанавливать весь комплекс — раньше по бокам стояли караульные будки-кордегардии.

Сегодня Московские ворота, как и Нарвские, вписаны в живой пейзаж современного города. Они стоят на одной из главных магистралей Петербурга — на Московском проспекте у пересечения с Лиговским проспектом — и обозначают границу старого города для тех, кто едет к центру из Пулкова.

Арка Победы в Красном Селе

Арка Победы — самое свежее и неоднозначное триумфальное сооружение Петербурга. Она появилась в 2015 году на новой площади южного пригорода Петербурга, но сама идея ее не нова. Красносельские триумфальные ворота воссоздают одну из трех арок Победы, стоявших в Ленинграде летом 1945 года.

Арка Победы в Красном Селе. Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Войска Ленинградского гвардейского корпуса входили в город тремя колоннами, и для каждой колонны построили свою триумфальную арку. Арки были деревянные и буквально импровизированные — их спроектировали за сутки и возвели за неделю.

Наиболее оригинальной с архитектурной точки зрения признана арка, стоявшая на Средней Рогатке — нынешней площади Победы, где находится монумент Героическим защитникам Ленинграда.

Автор этой арки — Александр Гегелло, именитый советский архитектор (он проектировал и «Большой Дом» на Литейном проспекте, и гранитный «Шалаш» в Разливе).

Арку Гегелло решили воссоздать в граните к 70-летию Победы, однако место для этого выбрали спорное. Прежде всего потому, что ее не так просто увидеть: поездка в Красное Село, которое административно является частью Петербурга, — целая отдельная экспедиция. Кроме расположения, вопросы вызывает и воплощение проекта Гегелло.

Если посмотреть на фотографии 1945 года, даже далекий от зодчества человек заметит, что новая арка — не воссоздание, а фантазия на тему старой арки. Триумфальные ворота стали проще, естественный пафос победных лет стих. Теперь декоративные мечи на одной стороне ворот превращаются в кресты, усиливая тему памяти и примирения.

Арка Новой Голландии

Арка, поставленная над каналом Новой Голландии, не знаменует никакого триумфа, кроме победы вечной гармонии и красоты.

Пожалуй, это самое загадочное место города, что чувствуют даже катера с туристами, которые как-то стихают, приближаясь к заросшим берегам искусственного острова.

Торжественную таинственность и некоторую сумеречную жуть сооружения до сих пор не перебило ничто — даже большие перемены на самом острове, который сейчас пытаются превратить в хипстерский рай.

Арка Новой Голландии. Юлия Тэммо

Удивительно, но прекрасная арка, напоминающая то ли сон, то ли вечный классический Рим, — часть совершенно прозаических рабочих строений, памятник промышленной архитектуры XVIII столетия. В Новой Голландии были обустроены склады бревен для нужд адмиралтейства, создан опытный («опытовый») бассейн Ковш и морская тюрьма «Бутылка».

Арка соединяет берега канала, ведущего к Ковшу из Мойки. Ее автор — Жан-Батист Валлен-Деламот, мастер раннего классицизма, создатель Большого Гостиного Двора и Малого Эрмитажа, оформлявший фасады Новой Голландии.

Возможно, секрет загадочной красоты его творения — как раз в соединении несоединимого: гранит и голый кирпич, изысканное палладианство и чисто практическое назначение. Ведь арка не просто украшала фасады острова, но выполняла важную техническую функцию: сдерживала внутреннее давление на стены складов, где тяжелые корабельные бревна хранились стоймя.

К тому же она всегда обозначала границу недоступного — ведь Новая Голландия и при царях, и при Советах была режимной территорией военно-морского министерства.

Прогулочные катера плывут мимо арки Деламота, но путь под ней по-прежнему закрыт, и это, возможно, даже хорошо. Потому что в белую ночь у Новой Голландии, глядя с воды на темный канал между тосканских колонн, можно ясно почувствовать: «тайна Петербурга» не придумана, она существует.

Источник: http://strana.ru/journal/24435862

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть