Арка Константина

Содержание

Арка Константина в Риме

Арка Константина

›Достопримечательности Рима ›Памятники и обелиски

Последние изменения: Декабрь 20, 2018

Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю. 

Арка Константина и Колизей. Где остановиться — все варианты

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году.

Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв.

арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг.

Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму.

Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция.

Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.

В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты. 

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на Римском форуме.

Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе.

Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы. 

 В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием». 

Известно, что Константин стал первым римским императором, принявшим христианство, утвердив его как официальную государственную религию. В надписи, украшающей данный монумент, выражение «одухотворен божеством» имело двоякое значение.

Данная фраза во времена Константина сохраняла определенное равновесие между язычеством и христианством – двумя признанными государственными религиями. Уточнение позиции императора по этому поводу в те времена могло вызвать политические разногласия и нестабильную ситуацию.

По обеим сторонам прославляющей императора надписи, над малыми пролетами арки и на боковых поверхностях сооружения можно видеть барельефы эпохи Траяна и Марка Аврелия.

Панели Траянского периода использовались в качестве облицовки аттика Базилики Ульпия, располагавшейся на Форуме Траяна, а те, что относятся ко временам правления Марка Аврелия предназначались для Арки Панис Ауреи (Arcus Panis Aurei) – монумента, прославлявшего императора Марка Аврелия в победе над германскими народами (на сегодняшний день не существует).

Скульптуры «Дакские Пленники», также украшающие аттик арки, датированы периодом правления Траяна и скорей всего были взяты с траянского Форума. 

В нижней части триумфальной арки над боковыми пролетами можно увидеть тондо (круглые медальоны) – копии рельефов периода Адриана.

Согласно предположениям исследователей, они служили декоративными элементами входного портала небольшого святилища, посвященного Антиною – молодому фавориту императора. Его фигуру можно различить в сценах охоты и жертвоприношения. 
На боковых сторонах арки можно заметить медальоны, подобные Адриановским, однако изготовлены они были уже во времена Константина. К началу IV века относятся и продолговатые барельефы, помещенные непосредственно под круглыми медальонами.

Использование декоративных элементов более древних сооружений не случайно. Причиной этому могло послужить сразу несколько мотивов.

Прежде всего, реставрация готовых барельефов занимала гораздо меньше времени, нежели производство новых, а это в значительной степени могло сократить сроки изготовления сооружения.

Некоторые исследователи предполагают, что использование более ранних декоративных элементов для новой арки могло быть обусловлено и упадком римской скульптуры. Если присмотреться к барельефам, очевидным становится различие в проработке деталей: «Константиновские» выглядят значительно проще.

Кроме этого, историки утверждают, что использование барельефов, заимствованных с монументов императоров Адриана, Траяна и Марка Аврелия, также имело определенный смысл – таким образом императора Константина «приравнивали» к числу лучших правителей Рима.

Популярные гиды в Риме:

Все гиды в Риме (45)
Декоративные плиты II века, прежде чем они были установлены на арку, подверглись реставрации. Лица на барельефах были заменены на лица Константина и приближенных к нему персон, а сюжеты доработаны необходимыми деталями.

Тондо Адриана на Арке Константина

Оба фасада триумфальной арки Константина украшают восемь рельефов в виде круглых мраморных медальонов. Они помещены над малыми пролетами попарно. Диаметр каждого составляет чуть более двух метров. На барельефах изображены сцены охоты и языческие обряды жертвоприношений.

Сюжеты тондо южного фасада арки

  • Подготовка к охоте
  • Жертвоприношение Сильвану
  • Охота на медведя
  • Жертвоприношение Диане

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

  • Охота на кабана
  • Жертвоприношение Геркулесу
  • Жертвоприношение Аполлону
  • Охота на льва

Барельефы Марка Аврелия на Арке Константина

В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.

Барельефы южного фасада арки

  • Rex datus – представление побежденного правителя Марку Аврелию;
  • Captivi – пленники императора;
  • Adlocutio – император со своим войском;
  • Lustratio — жертвоприношение на поле боя.

Барельефы северного фасада арки

  • Adventus – прибытие императора в Рим;
  • Profectio – отправление из Рима;
  • Liberalitas – дарование денег народу;
  • Clementia – император и побежденный правитель германских народов.

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

Барельефы и скульптуры периода Траяна

На триумфальной арке Константина присутствуют четыре крупных прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против даков. 

Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в Галерее Боргезе. Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии. 
Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на колонне Траяна, становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Источник: http://39rim.ru/arka-konstantina-v-rime-istoriya-i-opisanie.html

Триумфальная арка Константина в Риме: как добраться, фото

Арка Константина

Триумфальная арка Константина в Риме – это трехпролетная арка, построенная в честь императора Константина и посвященная победе над императором Максенцием в 312 году.

История создания

Возвращавшихся после успешных побед полководцев и императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, возводили специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей и рельефами с изображениями их великих деяний.

Традиционно у арки было три пролета. Триумфатор в колеснице, запряженной четверкой лошадей, проезжал в центральную. За ним следовали музыканты, воины, которые вели знатных военнопленных, несли на специальных носилках захваченные трофеи: оружие, драгоценности. Народ приветствовал победителей радостными криками и цветами.

Давайте тогда разберемся, чем же прославился Константин и почему ему решили воздвигнуть арку.

С 24 лет Константин мечтал стать императором и для этого готов был пойти на любые жертвы. План был таков – найти союзника в достижении этой цели и победить императора.

Для этого он уехал в Британию к своему умирающему отцу Констанцию Хлору —римскому полководцу, объявленным цезарем Запада.

Отец перед смертью наделил Константина полномочиями полководца, а войска провозгласили его римским императором. Шел 306 год.

В Риме в то время правил Максенций — тиран и необузданный в своих желаниях правитель. Жители быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, знавший о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция.

Голову Максенция доставили в Рим для демонстрации жителям Рима — прежний император повержен. Как только горожане увидели голову прежнего императора, сразу начали возводить арку для Константина, но закончить не успели. Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки не увидел, так как её ещё попросту не докончили.

Арка Константина – это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим деспотом.

Закончили арку только в 315 году, и на ней выбили «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все подвиги императора.

Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г.

его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство.

В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.

Архитектурные особенности

Триумфальная арка Константина является крупнейшей и самой поздней из трех триумфальных арок, сохранившихся в античном квартале города вокруг Римского форума.

Высота арки составляет 21 метр, ширина 25,7 метра, а глубина пролета – более 7 метров.

По четыре колонны, украшающих фронтоны арки, придают ей архитектурное сходство с триумфальной аркой Септимия Севера, которая послужила для неё образцом.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. В стены впрессованы рельефы с изображением победных эпизодов императора Константина.

Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений.

Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия — барельефы с изображением его триумфа.

Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента прослеживается стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении 200 лет.

Этот последний античный римский памятник с великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.

Как добраться

Арка находится около Колизея, на метро станция Colosseo по линии B

  • Адрес: улица Via di San Gregorio, Рим
  • Стоимость: бесплатно

Источник: https://italy4trip.ru/arka-konstantina

Триумфальные арки в Древнем Риме: Константина, Тита, Септимия Севера

Арка Константина

Триумфальные арки – наследие римской императорской эпохи, периода ее могущества и процветания.

Народ в Риме ликовал и восхвалял своих правителей, возвращающихся из победоносных походов. Торжественные моменты потребовалось увековечить в памяти потомков. Таким образом,  появился особый вид зодчества, популярный в Древнем Риме – триумфальные врата-арки, призванные подчеркнуть могущество победителей.

Арка Тита (Arco di Tito)

Арка Тита – самая древняя в Риме триумфальная арка представляет собой однопролетные врата из белого пентельского мрамора высотой 15,4 и шириной более 5 м.

Она посвящена победе над неверными иудеями римского императора Тита. Событие произошло в 70 г. н.э., в результате сражения в Иерусалиме был полностью разрушен храм Соломона, в плен захвачены тысячи евреев.

Барельефы изображают императора-победителя в золотом венце. Он управляет колесницей, запряженной белыми лошадьми, в руках – символ императорской власти, скипетр. На заднем плане видны взятые в плен рабы и ценные военные трофеи. По бокам проема располагается пара коринфских колон. Сверху над карнизом – прямая геометрическая надстройка, аттик, со словами посвящения Титу.

Центральную часть арки Тита замыкают две парящие фигуры крылатой богини Виктории. Конструкция декорирована рельефными композициями, отображающими церемонию шествия победителя и легионеров с сокровищами Иерусалима. Изначально сверху была сооружена статуя императора, но до наших времен она не сохранилась.

Интересные факты

  • Арка Тита была возведена в 81 г. н.э., вскоре после смерти самого триумфатора, по инициативе его последователя Доминициана и руками тех самых рабов-евреев, которых Тит привез из победоносного похода. Тогда в Италию попало более 50 тыс. евреев, положивших начало еврейской диаспоре.
  • В аттике арки Тита был захоронен прах самого Тита, подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи: Цезарь был погребен в Риме на Форуме, Траян в цоколе именной колонны на своем форуме и Тит в своей арке. Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций в Риме, но еще и мемориалом.

Как добраться

  • Триумфальная арка Тита находится на возвышенности в восточной части Римского Форума (Foro Romano), поблизости от Колизея. Ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.
  • Смотрите инструкцию, как купить билеты на Форум и в Колизей заранее, чтобы избежать очередей.

Арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo)

Еще один достаточно хорошо сохранившийся на Римском Форуме монумент подобного типа – трехпролетная триумфальная арка Септимия Севера, возведенная в 205 г. н.э.

По обе стороны декорирована парными колоннами, капители которых включают элементы различных архитектурных ордеров. Выше находится раскрепованный антаблемент. Высота всей конструкции 20,9 м, ширина 23,3 м. Строительный материал – кирпич и травертин, но поверхность отделана мрамором. Все пролеты соединены между собой проходами.

С одной стороны к арке Септимия Севера ведут несколько ступеней. Также есть лестница, ведущая к высокому аттику, разделенному на 4 зала.

Стены и цокольная часть декорированы рельефами, воспевающими победу Септимия Севера и двух его сыновей Караккалы и Геты над воинствующими племенами.

Из изображений на древних монетах видно, что ранее монумент украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней последние не сохранились.

Интересные факты

  • После смерти отца Караккала не захотел делиться троном с Гетой, воспользовавшись классическим в Риме способом захвата власти — братоубийством. Имя Геты было стерто с триумфальной арки Септимия Севера. Позже Караккала вошел в исторические хроники как один из самых жестоких императоров Древнего Рима.

Как добраться

  • Арка Септимия Севера находится на Римском Форуме в Риме, недалеко от Колизея, ближайшая остановка метро Колизей (Colosseo), линия В, также удобно добираться от остановки трамвая Parco Celio.
  • Посещение Форума стоит 12 Евро.

Арка Константина (Arco di Costantino)

Арка Константина относится к более поздней эпохе (4 в. н.э.), среди туристов обрела огромную популярность.

Источник: https://Italy4.me/lazio/roma/triumfalnye-arki-v-drevnem-rime.html

Арка Константина

Арка Константина

Путешествуя по городам и весям, исторически связанным с Римской Империей, я успела повидать много триумфальных арок.

Неудивительно, что немало их сохранилось до наших дней – для римлян каждое подобное сооружение являлось важной вехой – этаким наглядным напоминанием о том или ином историческом событии, императоре, знаковой войне или вообще – целой эпохе.

В современном Риме нас привлекают три довольно хорошо сохранившиеся триумфальные арки: Арка Септимия Севера и Арка Тита на Форуме и Арка Константина возле Колизея. Чем же примечательна Арка Константина и в чём её принципиальное отличие от других арок?

История Арки Константина

Для меня Арка Константина оказалась одним из самых загадочных сооружений своей эпохи. Даже время её создания учёные определяют неоднозначно. С одной стороны, судя по надписи на арке, её воздвигли в год десятилетия правления Константина (315 г. нашей эры).

С другой стороны, существует масса других предположений, например о том, что арку построили гораздо раньше – при Марке Аврелии или Адриане, а Константин только переделал её «под себя».Такие сомнения вполне объяснимы, ведь Арка Константина – и это установлено совершенно точно – представляет собой сборную конструкцию из элементов разных стилей и эпох.

То есть в этой арке фрагменты разных памятников объединены в одно сооружение, как бы «втиснуты» в некую общую концепцию, над которой исследователи ломают голову и поныне.

В Риме я часто находила примеры использования античных элементов при постройке более поздних зданий. Для таких элементов даже придумали специальный термин «spolia» (в переводе – военная добыча). Но в Арке Константина количество таких spolia чрезмерно, даже для Рима.

Рассказывая про Арку, не могу не уделить немного внимания эпохе и личности императора Константина. Личность эта легендарная, во многом определившая ход мировой истории, ведь Константин – первый римский император, сделавший христианство, по сути, государственной религией и даже якобы сам крестившийся перед смертью.

Собственно, некоторые объекты, связанные с эпохой Константина, дошли до нас в сохранности только потому, что римская католическая церковь всегда относилась к первому императору-христианину с пиететом. Константин был провозглашён Августом после смерти своего отца в 306г, однако его власть была в тот момент скорее провинциальной, чем императорской.

Римскую империю раздирали противоречия, власть была разделена между четырьмя правителями, сидевшими в разных провинциях. В такой ситуации гражданская война была неизбежной. В 306г власть в Риме захватил сын одного из предыдущих правителей – Максенций, отличавшийся замашками тирана. Пять римских императоров – это было уже слишком.

В 312г Константин разгромил войска Максенция в битве у Мульвиева моста. По официальной версии, в честь этого события и была впоследствии воздвигнута триумфальная арка, известная нам под именем Арки Константина. Её уникальность ещё и в том, что это был первый случай, когда арку воздвигли в честь победы в гражданской войне, а не над внешним врагом.

Надпись на Арке, помимо прочего, сообщает нам, что Константин победил тирана с помощью «божественного вдохновения». Историки видят в этих словах глубокий смысл. Дело в том, что обычно римляне воздавали благодарность богам более конкретными фразами, например, – «при благосклонности богов» и т.п.

Поэтому в туманном «божественном вдохновении» видится некий компромисс: переход к христианству уже наметился, но и обижать старых богов в традиционном римском обществе в то время было бы политически недальновидным.

В этой связи уместно вспомнить легенду о видении, посетившем Константина накануне битвы с Максенцием.

В деталях история разнится, но общий смысл таков: Константин увидел некое знамение, а затем и сон, в котором получил указание – использовать в битве христианский символ со знаменитым напутствием – «Сим победиши».

Классическая легенда рассказывает о видении огненного креста в небе – эта тема нашла своё отражение в росписи Зала Константина в Ватиканском дворце. Фреска, выполненная Рафаэлем и его учениками, так и называется «Видение креста».

Для меня было неожиданно узнать, что после победы 312г Константин побывал в Риме только два раза. В 324г он сломил сопротивление последнего противника и стал полноправным и единственным императором. Тогда же начали отстраивать новую столицу империи – будущий Константинополь.

Во многом благодаря последующему триумфальному шествию христианства по Европе, деятельность императора получала, как правило, высокую оценку у потомков. Однако нельзя не отметить, что в эпоху его правления уже обозначился переход от высокой античности к дикости и простоте средневековья.

И, что удивительно, данный переход нашёл отражение и во внешнем оформлении Арки Константина. В чём же именно?

Архитектурные особенности и сюжеты Арки Константина

Давайте попробуем разобраться в обилии сюжетов, представленных на Арке Константина и в их изначальной принадлежности.
у сразу обращают на себя внимание 8 массивных скульптур (по 4 с каждой широкой стороны арки).

Исследователи не сомневаются, что это фигуры покорённых варваров – их выдают, как минимум, штаны, которых не носили римляне.

Также практически нет сомнений в том, что эти скульптуры созданы в эпоху императора Траяна и украшали один из монументов, воздвигнутых в честь его побед.

Я уже говорила о «сборном» характере Арки Константина и о «spolia», но на самом деле учёные и исследователи до сих пор не могут объяснить некоторых аспектов этого явления.

В самом деле, представьте себе: стоит в Риме некий монумент, посвящённый одному из самых популярных императоров, стоит всего лет 200 – ничто по историческим меркам, тем более – древнеримским.

И вот внезапно из этого памятника выламывают некоторые куски и монтируют их в новое сооружение.

Неужели, такое было в порядке вещей? Или у римских императоров были хранилища неиспользованных памятников разных эпох, из которых можно было черпать вволю? А может быть (ещё одна версия), строители были сильно ограничены во времени или в средствах, и в связи с этим им пришлось пойти на крайние меры? Ответить сейчас на эти вопросы очень трудно.

Здесь же на верхнем ярусе Арки между каждой парой варваров расположены двойные рельефные изображения (всего их, соответственно, 4). Они описывают военные кампании ещё одного предшественника Константина – Марка Аврелия.

Предполагают, что рельефы были взяты с триумфальных арок, посвящённых этому императору.

На них показаны различные эпизоды военной деятельности правителя: вот к нему подводят пленённых варваров, вот он обращается с речью к своим солдатам, рядом – торжественный обряд принесения в жертву животных и т.д.

Вы наверно не удивитесь, если я скажу, что на всех этих рельефах лицо императора Марка Аврелия переделано резчиком в лицо Константина. Действительно, в Риме существовала подобная практика.

И съёмные головы для огромных императорских статуй вовсю использовали, и попавших в опалу деятелей на изображениях заменяли.

Константин не был в этом первооткрывателем, и нет ничего удивительного, что все изображения императоров, представленных на арке (а это не только Марк Аврелий), были переделаны под него.

Ниже, над боковыми пролётами арки, мы видим с каждой стороны по 4 круглых медальона. Исследователи уверены, что они относятся к эпохе императора Адриана – присутствуют изображения самого правителя (на арке – переделанного в Константина) и его приближённых – Антиноя и Антонина Пия.

Не исключают даже, что арка была возведена при Адриане, а во времена Константина её только достроили. Тематика изображений – чередование охоты и жертвоприношений.

Есть сцена охоты на кабана, на льва (причём сам лев приделан в константиновские времена), принесение жертв Аполлону и Герскулесу.

Рекомендую вам обратить внимание на два медальона, обрамлённых порфиром, изначально весь ярус выглядел именно так. Примечательно, что императора-христианина, похоже, нимало не смущали изображения, на которых он приносит жертвы языческим богам.

Крупные рельефы на боковых и внутренних сторонах арки вновь возвращают нас к временам Траяна. Считается, что эти четыре изображения были частью «Большого фриза Траяна», размещавшегося на Ульпиевой базилике. Здесь изображены военные победы римлян: конница буквально сметает и топчет врагов, а поверженные варвары валяются в прахе или просят пощады.

Теперь советую вам приглядеться к полоске рельефа, находящегося прямо над боковыми пролётами арки и пересекающего её по всему периметру. Эти элементы не были заимствованы с других памятников, а действительно созданы при Константине. Представлены различные сюжеты: осада некоего города, вступление армии в Рим и др.

Конечно же, отражены события судьбоносной битвы у Мульвиева моста: побеждённые тонут в реке, их трубачи дают сигнал отступать. Кстати, и сам тиран – Максенций – утонул в Тибре, пытаясь сбежать после битвы.

Есть на этом рельефе и картины мирной жизни, например, выступление императора на рострах перед народом.

Думаю, вы, как и я, разглядывая элементы этой арки, заметили, насколько примитивными в художественном плане кажутся изображения фриза Константина по сравнению с фрагментами памятников более ранних времён.

Искусствоведы разделяют наше мнение, упрекая картинки, описывающие деяния Константина в отсутствии перспективы и глубины, в непроработанности деталей и отдельных черт, в несоблюдении пропорций и т.д.

Всё это отмечал в средние века сам Рафаэль, писавший, что «скульптуры на арке весьма слабы и лишены всяких признаков искусства и хорошего исполнения; при этом всё, что похищено с памятников Траяна и Антонина Пия, прекрасно и выполнено в идеальном стиле».

В этом художественном несоответствии различных элементов Арки Константина и выражается тот переход из античности в средневековье, о котором я говорила ранее. Как верно заметил один исследователь: «Аркой Константина архитектурная история Древнего Рима заканчивается. После нее все уже будет по-другому».

Как добраться до Арки Константина

Арка Константина (1) расположена на via Sacra, между Колизеем (2) и Палатином (3). Добраться сюда проще всего на метро: выходите на станции Colosseo линии В (4). Здесь останавливается также множество автобусов, ближе всего к арке подъезжают №№ 51, 75, 85, 87, 117.

Невдалеке проходят трамвайные маршруты №№ 3, 8. В шаговой доступности от Арки Константина расположено множество достопримечательностей. Помимо Колизея (2), вы можете исследовать знаменитый Римский Форум (5).

Удобно приобрести билет на посещение сразу трёх объектов: Форума (5) , Палатина (3) и Колизея (2).

Билет стоит 12 EUR и действует два дня, поэтому рекомендую в первый день погулять по Форуму и Палатину, а во второй – отправиться в Колизей (бонус в том, что не придётся стоять в очереди). Из Колизея, кстати, открывается отличный вид на Арку Константина.

Если вы хотите отдохнуть, идите в парк на Оппийском холме (6). Здесь, если повезёт, вы сможете посетить раскопки Золотого Дома императора Нерона. Или двигайтесь вверх по via dei Fori Imperiali – к Форуму Траяна (7) и Алтарю Отечества (8). Поверьте, куда бы вы ни направились, скучать вам не придётся!

Источник: http://travelask.ru/italy/rome/arka-konstantina

Триумфальные арки Рима – Константина, Тита, Септимия Севера

Арка Константина

В этой статье мы решили объединить три самые знаменитые и значимые триумфальные арки Рима – Константина, Тита и Септимия Севера. Тем более что расположены они в пешей доступности друг от друга и осмотреть их можно в один заход.

Триумфальными арками считается архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки ранее устанавливались при входе в города, в конце улиц, на мостах, широких дорогах, в честь победителей или в память о важных событиях.

Ранее триумфальные арки возводились временные, они чаще всего были сооружены из дерева, и постоянные, такие арки должны были служить долго, поэтому сооружались из камня, кирпича или бетона.

Именно постоянные римские арки и сохранились до наших дней, о них то и пойдет речь в данной статье. Все триумфальные арки могли иметь один, три или пять пролетов, были перекрыты полуцилиндрическими сводами, завершающимися антаблементом и аттиком.

Украшались статуями, барельефами, горельефами или памятными надписями, или и тем и другим вместе взятым.

Начнем по порядку и рассмотрим каждую арку подробно и в отдельности

Триумфальная арка Константина в Риме

Триумфальная арка Константина расположена в Риме, возле самых знаменитых и значимых достопримечательностей Рима – Колизея и Римского форума, по адресу: Via di San Gregorio 184, 00186 Roma, Italia. Как и амфитеатр, арка Константина считается самой яркой аркой Италии и входит в группу основных памятников архитектуры и достопримечательностей Рима.

Арка расположена под открытым небом и посмотреть на неё можно совершенно бесплатно в любое время суток.

Триумфальная арка Константина (латинское название Arcus Constantini, итальянское – Arco di Costantino) представляет собой трехпролетную каменную арка, то есть имеет три прохода – самый большой центральный, расположен по центру монумента, и два меньших размеров по бокам.

Триумфальная арка Константина плюс ко всему имеет и довольно внушительные размеры, в высоту она достигает двадцати одного метра, в ширину более двадцати пять метров, а глубину более семи метров. Основная часть монумента выполнена из мраморных блоков, аттик же кирпичный и облицован мрамором.

Также арка Константина является самой посещаемой и позднейшей, то есть последней из всех сохранившихся римских триумфальных арок.

Арка была воздвигнута в 315 году нашей эры. Является единственной в Риме, построенной в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне, что делает её историческую ценность ещё более значимой. Посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.

В архитектуре арки используются элементы декора, снятые с более древних монументов – сполии.

Сполии, в переводе с латинского означает «трофеи», в применении к аркам это элементы декора, в основном колонны, которые в поздней античности и раннем Средневековье выламывались из древних сооружений, как правило, языческих храмов и использовались при строительстве новых зданий как правило, храмов христианских.

Так и в случае с аркой Константина, множество её украшений до возведения использовалось на других ранее разрушенных постройках. Например, на аттике находятся восемь мраморных статуй с форума Траяна. Меньшие пролеты украшены медальонами, изображающих сцены охоты времен Адриана, это ещё второй век.

Именно арка Константина позже стала основным примером для многих подобных сооружений, возводимых в более поздние периоды. Так в Риме появились и другие подобные трехпролетные каменные арки.

Триумфальная арка Тита в Риме

Триумфальная арка Тита (Arco di Tito) является самой древней триумфальной аркой Рима. Поэтому помимо архитектурного, носит ещё и ярко выраженное историческое значение.

Эта арка в отличие от арки Константина, арка Тита однопролетная и имеет более скромные размеры. Имеет высоту более 15 метров и ширину более 13 метров.

Расположена арка недалеко от первой, в восточной части Римского форума, на древней Священной дороге Via Sacr.

Возведена по приказу императора Домициана в 81 году нашей эры, в честь римского императора Тита, вскоре после смерти последнего, в память о взятии Иерусалима в 70 году.

Монумент выстроен из белого пентельского мрамора, добытого в Аттике. Арка декорирована полуколоннами, в углах возле пролета высечены четыре крылатых богини победы – Виктории.

Внутри пролета расположены два барельефа, изображающие шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, там же изображен сам император Тит, управляющий квадригой.

Статуя Тита на квадриге когда-то была расположена и на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась.

Именно арка Тита послужила моделью для создания многих других триумфальных арок Нового времени.

Кстати, для строительства этой арки в Рим были специально привезены более 50 тысяч пленных евреев. Строительство арки положило начало еврейской диаспоры в Европе.

Ходят слухи, что в аттике этой триумфальной римской арки был захоронен прах самого Тита.

Подобных почестей были удостоены лишь три правителя за всю историю Римской империи – Цезарь, чье погребение было в Римском Форуме, Траян – в цоколе именной колонны и Тит.

Таким образом, арка Тита является не только прародительницей более поздних триумфальных конструкций Рима, но еще и мемориалом, по типу московского мавзолея или Пантеона Кахино в Испании.

Триумфальная арка Септимия Севера в Риме

Триумфальная арка Септимия Севера (Arco di Settimio Severo) как и арка Константина является трехпролетной аркой, достаточно хорошо сохранившейся до наших времен.

Арка Септимия расположена, как и арка Тита, на древней Священной дороге Via Sacra, в северной части Римского Форума между Курией и Рострой.

Построен монумент в 205 году нашей эры в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над Парфией в двух военных эпизодах 195-203 годов.

Выполнена арка из кирпича и травертина (известковый туф). Поверхность облицована мраморными плитами. Имеет высоту более 20 метров, ширину чуть более 23 метров и глубину чуть более 11 метров.

С обеих сторон арка украшена надписями, прославляющими римского императора Севера и его род.

Во внутреннем пространстве арки, между пролетами, изображены богини победы Виктории и эпизоды из сражений.

Кроме того по обе стороны монумент декорирован парными колоннами с элементами различных ордеров. Ранее монумент также украшали скульптуры Севера с сыновьями, но до наших дней они не сохранились.

Источник: https://life-globe.com/europe/italia/roma/triumfalnye-arki-rima-konstantina-tita-septimija-severa/

Триумфальная арка Константина в Риме

Арка Константина

Рим считается колыбелью западной цивилизации. Город насыщен уникальными памятниками и строениями, характеризующие культуру и историю античной Римской империи.

Сложный государственный переход от республики к империи, внутренние противостояния олигархических общин, бесконечные военные кампании, — все эти отзывы прошлого отражены в архитектурных шедеврах. Монументальные сооружения являются неотъемлемым продолжением политики Древнего Рима.

Триумфальные арки строили в честь заслуг императоров. Барельефы и колонны строений олицетворяли победы и военную мощь державы.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 марта:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma – промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны – Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

История строительства

В III веке Римская империя была истерзана нашествиями древнегерманских племён. Не добавляло стабильности в этом противостоянии внутренняя политическая смута, сложившаяся на то время.

Государство состояло из нескольких провинций, в которых правили наместники со своим войском. Каждый из них норовил стать императором. В такой сложной обстановке появился лидер, сумевший сплотить страну.

Это был Константин, впоследствии ставший Великим.

Константин получил превосходное военное образование. Его отец Констанций Хлор возглавлял Западную Римскую империю. Перед юношей открывались перспективы в достижении высокой цели. Молодой полководец успешно сражался против варваров на берегах Рейна.

Константин зарекомендовал себя, как отважный и одарённый стратег, что способствовало приобретению авторитета среди военных. После смерти отца, армия провозгласила Константина претендентом на имперский трон.

Для обретения полной власти необходимо было одержать победу над внутренним врагом.

В 306 году Римом правил узурпатор Максенций, являющийся воинствующим язычником. Любое своё решение он принимал, руководствуясь гаданиями жрецов на овечьих внутренностях.

Константин, заручившись поддержкой других соправителей провинций Рима, объявляет тирана Максенция вне закона и готовит военный поход на столицу.

Полководец со своей армией подходит к реке Тибр, которая считалась единственной преградой на дороге в Рим.

Там его встречает Максенций с войском, в разы превосходящее по численности армию Константина. В 312 году на берегу реки началась ожесточенная битва, в ходе которой Максенций был разбит. При постыдном бегстве узурпатор утонул в водах Тибра. Константин становится единоличным властителем Западной Римской империи.

В 315 году по решению Римского сената устанавливают триумфальную арку, символизирующую победу Константина над тираном. Архитектурное сооружение было построено и украшено фрагментами, снятыми с других античных памятников города.

В этом был заключён особый политический замысел Константина. Идея собрания разновременных элементов декора в единый ансамбль заключалась в консолидации общества после гражданской войны.

Были взяты барельефы и панно, изображающие события и подвиги предыдущих правителей Рима.

Стоит выделить один важный аспект, связанный с духовными ценностями императора Константина. На триумфальной арке отсутствуют символы христианства. Напротив, барельефы арки описывают сцены проведения языческих обрядов жертвоприношений. Имеются доказательства того, что во время кульминационной битвы против Максенция на щитах солдат армии Константина были изображены монограммы креста Иисуса.

Будущий император верил, что с христианским знаменем ему будет сопутствовать удача. Во время возведения арки Константин повёл себя как осторожный дипломат. Чтобы не допустить раскол в обществе, он решил объединить его позднее единым религиозным течением — христианством.

Описание

Триумфальная арка имеет три пролёта. Основная часть монумента воздвигнута из мраморных блоков. Высота сооружение составляет более 20 метров, а ширина — 25 метров.

Архитектурное строение обрамляют восемь мраморных колонн, по четыре с каждой стороны. Также здесь установлены скульптурные композиции.

Основания пилястр декорированы изображениями римских солдат, пленных варваров и богини победы Виктории.

Второй ярус арки представлен восемью крупными тондо, обрамлёнными красным камнем (порфиром). Изображения представляют разные эпизоды из жизни императора Адриана.

Каждый медальон в отдельности — это сцены охоты и жертвоприношения богам. Рельефные композиции отображают выезд императора на охоту со своей свитой.

Один из его сподвижников держит лошадь под уздцы, другой ведёт на поводке собаку. Участники облавы сражаются с медведем, кабаном и львом.

На других медальонах можно увидеть охотников, приносящих дары лесному богу Сильвану, а также Аполлону, Геркулесу и Диане. Тондо не имеют отношений к военным победам, однако их размещение на арке символизирует успехи императора во всех сферах его деятельности.

Вдоль всей средней части арки виден скульптурный фриз, характеризующий военные подвиги Константина. Данная композиция выполнена довольно примитивно в отличие от других барельефов. Отсутствуют чёткость и пропорциональность линий скульптур.

В этих сценах больше идейности, чем художественной точности. Полководец со своим войском выступает в поход, осаждает города, победно сражается с Максенцием и затем входит в Рим. С другой стороны арки изображён император, раздающий деньги народу.

Оформление аттика

Верхний уровень арки считается истинным шедевром древнеримского искусства. Привлекают внимание отдельно стоящие статуи наверху колонн. Это фигуры врагов, покорённые императором Траяном.

Скульптуры облачены в длинные штаны, плащи и остроконечные шапки, что свидетельствует об образах варваров. Ведь римляне носили исключительно тоги. Представители древних племён показаны в побеждённых позах: головы опущены, руки сложены вместе.

Между статуями установлены барельефы, отражающие атаку римской конницы и натиск легиона на варваров.

Аттик северной части арки представлен несколькими сценами, описывающими политическую обстановку в Римском государстве при императоре Аврелии. Скульптуры изображают военные действия против сарматов в 169 году.

Фигуры исполнены со скрупулёзной точностью мелких деталей. Император облачён в разных одеяниях: короткой тунике, мантии либо в походном плаще. Солдаты изображены в доспехах, шлемах со щитами и оружием.

Барельеф описывают сцену обращения правителя к армии с вдохновляющей речью.

Впечатляет композиция, повествующая о допросе пленного германского вождя.

Рядом расположены информативные скульптуры, демонстрирующие триумфальное возвращение Марка Аврелия в Рим после военного похода, раздачу им денег народу и проведение обряда очищения путём жертвоприношения.

Центральная часть аттика украшена надписью, которая выражает благодарность Константину за освобождение Рима от тирании и гнёта.

Где находится и как добраться

Триумфальная арка Константина расположена в центре Рима возле Колизея и Римского Форума. Туристы могут воспользоваться услугами метрополитена, доехав до станции Сolosseo. К арке можно добраться на общественном транспорте. Достаточно много маршрутов автобуса курсируют к достопримечательности.

Триумфальная арка Константина в Риме на карте

Загрузка… Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruMustSee.ru/triumfalnaya-arka-konstantina-odno-iz-samyx-izvestnyx-drevnerimskix-sooruzhenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.