Арбанаси

Арбанаси: достопримечательности, фото и отзыв — Болгария

Арбанаси

В программу экскурсии из Несебра в Велико Тырново входило также посещение селения Арбанаси, расположенного всего в 3 километрах (если мерить от края города до края) или в 8-ми, если ехать от центра Велико Тырново.

Разрослось поселение за счет права беспошлинной торговли по всей территории Османской Империи и сниженных налогов во времена турецкого ига. Уже тогда изделия местных мастеров были известны далеко за пределами Болгарии. Кроме Турции они продавались в России, Польше, Венгрии, Италии, и даже Персии и Индии.

В поселении жило множество богатых купцов, ремесленников и мастеров (не удивительно, учитывая низкие налоги и пошлины), которые могли себе позволить тратить огромные деньги на строительство долговечных домов-усадеб и красивых улиц. Именно по этой причине оно так хорошо сохранилось и сейчас считается архитектурным заповедником и этнографическим музеем.

Достопримечательности деревни Арбанаси

Музей «Констанцалиев дом» – купеческая крепость 17 века

Арбанаси основано в 15 веке албанцами, которые занимались ремеслами и торговлей. Благодаря этому жители были достаточно богаты и могли позволить себе строить обширные и благоустроенные дома, которые до сих пор выглядят настоящими крепостями. Сохранилось 80 домов, 36 из них являются национальными памятниками культуры.

Один из таких жилых домов – этнографический музей «Констанцалиев дом», который был построен в 17 веке. Снаружи усадьба действительно выглядит крепостью без окон на первом этаже, с мощным каменным забором и единственными входными воротами.

Однако внутри поместья – просторный, красивый сад, колодец и достаточно места для ведения хозяйства и для отдыха.

Внутри усадьбы – тенистый сад, колодец и сувенирный киоск.

Полосы на каменной кладке первого этажа оказались дубовыми антисейсмическими поясами – ну не было тогда железобетона, но понимание работы строительных конструкций было достаточно глубокое.

Болгарские дома — довольно своеобразные. Нижняя часть обычно каменная, а верхняя — деревяннаяЭто один из старинных домов в Арбанаси, превращенный в музей.Та темная прокладка между каменными кирпичами — сейсмический пояс из дубовых брусьев. Удивительно, что уже тогда местные мастера понимали опасность землетрясений и умели им противостоять.

Судя по тому, что большая часть домов сохранилась — вполне успешно.

Дом очень большой и жилые комнаты на втором этаже достаточно просторные. Характерны огромные диваны в восточном стиле – на всю ширину комнаты. По обстановке сразу видно, где комнаты для мужчин и для женщин, а где детская. А древний «сейф» и сейчас выглядит вполне добротно.

Так выглядит традиционная болгарская комната для мужчин. Диван от стены до стены, оружие на стенах, беленые стены.Интересен и потолок — он очень оригинально выполнен из резного дерева.Как видите, кровать действительно очень большая. При этом вдоль нее располагаются окна.А это женская комната. Все немного более вычурное и красивое.

На кровати лежат традиционно женские инструменты — старинный утюг и прялка.Есть в доме и детская с оригинальной колыбельной для младенца.Старинный крепкий сундук (сейф) напоминает, что когда-то дом принадлежал зажиточному купцу — и красиво, и денег поместится много.

Бросаются в глаза прекрасные деревянные резные потолки, массивные двери и «шкаф-купе».

Несмотря на достаточно теплый климат, жилые комнаты отапливались.

Двери в доме надежные, массивные, выполненные из дуба. Не забыл мастер позаботиться и о красоте — двери украшены строго, но со вкусом при помощи металлических заклепок.

А это старинный «шкаф-купе», который был популярен у болгарских купцов уже в те времена.Хотя климат в Болгарии и мягкий, но не следует забывать, что Арбанаси — высокогорное поселение. Комнаты отапливались специальной печью.

А вот и кухня с очагом, печью и выставкой красивой керамической посуды и кухонных принадлежностей.

Традиционная кухня в Болгарии. Выбеленные стены, конечно, не очень впечатляют, а вот площадь — приличная.Интересно посмотреть на полку, где раньше хранилась посуда. Она одновременно служила еще и украшением.

Традиционный домашний очаг, где готовили еду и посуда. А это стол, за которым собиралась вся купеческая семьяНа кухне довольно много добротной посуды, которая неплохо сохранилась.

Сантехника, конечно не совсем суперсовременная – но ведь это второй этаж внутри дома 17-того века…

Туалет достаточно скромный. Но стоит помнить, что ему больше 400 лет и находится он на втором этаже.

Общее впечатление – достаточно просторное и комфортное жилье, неплохо защищенное от недругов-конкурентов и просто грабителей. А в интерьере ощущается стремление не только к удобству, но и к красоте.

Подобных домов в Арбанаси сохранилось несколько, и даже современные постройки следуют пословице: «Мой дом – моя крепость». На фоне великолепных горных пейзажей – очень красивые «крепости»!

Гулять по улицам Арбанаси интересно. Сразу как бы попадаешь в прошлое и видишь множество старинных, но отлично сохранившихся построекКаждый дом хоть немного, но уникален. Видимо купцы и ремесленники тоже старались выделиться и прихвастнуть своим богатством перед односельчанами.

Вокруг большинства домов сохранились массивные каменные ограды, скрывавшие двор от посторонних глаз.Как видите, даже в те времена улицы были довольно широкими. Может это связано с тем, что поселение жило торговлей — нужны были удобные проезды для купеческого транспорта.

Старые улочки частично покрыты асфальтом, а местами остались такими же узенькими и извилистыми. Неработающая, к сожалению, чешма – элемент старинной системы водоснабжения.

Большая часть улиц в Арбанаси — недавно асфальтированные. Но сохранились и участки со старинной каменной мостовой, выполненной удивительно качественноЕсть в Арбанаси и старинный источник — чешма, где раньше набирали воду. Сейчас он не работает.

Православный монастырь Святой Богородицы в Арбанаси

И вот мы вышли на окраину Арбанаси к женскому православному монастырю Святой Богородицы.

Входим под надвратной часовней на территорию монастыря и попадаем в царство цветов и винограда. Очень уютный двор, небольшие здания, вход в церковь – с открытой террасы.

Надвратная часовня монастыря Святой Богородицы в Арбанаси. Сам монастырь довольно красивый и приятный — здесь много цветов, винограда и зелени.На территории монастыря, пока Вы находитесь на улице, возникает ощущение тепла и уюта.Вход в церковь при монастыре находится на открытой терасе.

Сама церквушка – небольшая и низкая; отсутствие купола и слабая освещенность создают таинственную, интимную, но несколько «давящую» атмосферу. В церкви обилие икон, многие из которых выглядят очень старыми и придают храму ауру святости.

Особенно выделяется икона Богородицы, которой и посвящен монастырь.

Во дворе монастыря – кладбище, жилые и хозяйственные помещения, из новой чешмы можно набрать вкусной родниковой водички.

В монастыре множество икон, большинство из которых выглядят старинными и почитаемыми.Главной из них считается икона Святой Богородицы, ради которой сюда приезжает множество паломников.

Прямо у монастыря есть небольшое, но ухоженное кладбище.Старинная чешма (источник с родниковой водой).

Возвращаясь к автобусу, видим вполне современные постройки Арбанаси, архитектурный облик которых часто напоминает традиционные купеческие дома.

Арбанаси считается горным курортом, который круглогодично принимает отдыхающих. Великолепные пейзажи вместе с неплохой сферой обслуживания действительно могут обеспечить прекрасный отдых.

Как видите, даже сейчас поселение развивается, но новые дома стараются строить в старинном стиле.Есть в Арбанаси и несколько ресторанчиков, и сувенирные магазинчики.

В Арбанаси стоит ехать не только ради исторических достопримечательностей, но и ради удивительно красивых природных пейзажей. Окрестные горы просто завораживают.

Интересно, что туристическая группа к этому моменту насколько устала от новых впечатлений, что к монастырю Святого Николая решила уже не идти.

Килифаревский монастырь Рождества Богородицы рядом с Арбанаси и Велико Тырново

Во время этой экскурсии нам удалось посетить также Килифаревский монастырь Рождества Богородицы, который расположен на живописном берегу речки Белица в 12 км от Велико Тырново.

В 12 веке возле этого места была построена монастырская крепость, которая со временем утратила оборонное значение и стала просто монастырем.

Во время турецкого завоевания монастырь был уничтожен и начал заново отстраиваться на нынешнем месте в начале 18-го века.

Килифаревский монастырь выглядит довольно большим, как по меркам Болгарии. У него массивные стены с красивым арочным входом.Территория монастыря очень красивая и ухоженная даже не смотря на то, что живут здесь лишь пять пожилых монахинь.

Сейчас в монастыре живут всего 5 немолодых монахинь, однако благодаря помощи местных жителей от имеет красивый и ухоженный вид.

Монастырский храм – небольшая базилика с легким светлым куполом. Хорошо сохранившиеся росписи и обилие старых икон создают атмосферу святости и светлой торжественности.

Гордостью монастыря считается красивый резной алтарь.Если присмотреться поближе, можно увидеть множество действительно старинных икон.Интересен и купол Килифаревского монастыря с частично сохранившимися старинными росписями.

На территории монастыря – зелень, цветы, виноград, которые создают очень милое впечатление и прекрасное настроение.

В просторном и светлом дворике легко дышится и можно полюбоваться на горы… А как Вы думаете, сколько лет этой виноградной лозе?

Здания и монастырские службы в монастыре очень красивые и чем-то напоминают монастырь Морача в Черногории.Территория монастыря одновременно скрыта от посторонних глаз и открыта фантастическим пейзажам окрестных гор.А это виноградная лоза, считающаяся одной из важных достопримечательностей монастыря.

Только на минутку представьте, что ей несколько сотен лет!

Кстати, сейчас в болгарских монастырях распространяется то ли традиция, то ли мода на сдачу помещений в качестве гостиниц.

Возможно, это в какой-то степени обусловлено излишком помещений для ставшего небольшим количества постоянных жителей – монахов или монахинь.

По удобствам и сервису условия разнообразные – от уровня традиционной монашеской кельи до приличного отеля. Можно прочувствовать покой и святость монастыря и вместе с тем прекрасно отдохнуть среди великолепной природы.

Как добраться в Арбанаси и где поселиться — наши советы

Мы посетили Арбанаси во время экскурсии в Велико Тырново, которая стоит от 69 до 99 левов в зависимости от места покупки. В эту цену входит очень неплохой гид, проезд комфортабельным автобусом от Вашего курорта, обед, посещение Велико Тырново, Арбанаси и Килифаревского монастыря.

Как добраться в Арбанаси самостоятельно?

Самый удобный способ добраться — арендовать авто. Так Вы не будете привязаны к не слишком удобному расписанию автобусов и сможете останавливаться в понравившихся местах. Да и доехать можно довольно быстро — часа за 2, если спешить или за 3 с остановками.

Как вариант, можете отправиться общественным транспортом. Автобусы в Болгарии очень комфортабельные — путешествовать приятно. Единственный минус — не очень удобное расписание. Скорее всего, придется ночевать в отеле.

Для начала Вам надо будет добраться до Велико Тырново. Автобусы ходят в основном из Бургаса и Варны:

Расписание автобусов в Велико Тырново

Из Бургаса автобусы отправляются в 7:30 утра и приезжают в 11:30.
Билет в одну сторону стоит 25 левов.

Из Варны есть автобус на Софию, который проезжает через Велико Тырново. Отправляется он от основного автовокзала Варны в 7:30, 9:00, 11:30, 13:30, 16:30, 17:00, 19:00, 20:30, 22:00, 23:00 и 00:00.
Примерно с такой же частотой эти же автобусы возвращаются обратно.

Добравшись в Велико Тырново, попасть в Арбанаси не сложно — это всего 4 километра. Можно доехать на такси, автобусе или вообще прогуляться пешком.

Где жить в Арбанаси — отели и частное жилье

В плане отелей и хостелов Арбанаси — не лучший вариант. Забронировать здесь что-то через интернет довольно сложно — отельная база слабая и выбора совсем нет. мы бы рекомендовали остановиться в соседнем Велико Тырново — получится и дешевле, и сервис немного лучше.

Предлагаем воспользоваться удобной картой с отмеченными на ней основными отелями города.

На AirBnB в Арбанаси сдаются только виллы, в которых интересно пожить, чтобы почувствовать себя таким себе средневековым купцом (хотя мебель, удобства и сантехника там современные). Но стоит такое удовольствие дороговато 100-200 долларов в сутки.

Поиск жилья в Арбанаси: квартиры и комнаты Зарегистрируйтесь сегодня и мы с Вами получим подарок по 16$ от AirBnB! Это бесплатно и займет 1 минуту времени!

С арендой комнаты на месте ситуация не однозначная. Как уже говорилось, в Арбанаси жилья немного, а местные иногда сильно завышают цены, понимая что туристам деваться некуда.

Источник: https://Bulgaria.in-facts.info/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8/

Достопримечательности Болгарии — прогулка по Арбанаси

Арбанаси

Приветствую Вас, мои уважаемые друзья!

Одной из достопримечательностей Болгарии является замечательное село Арбанаси в северо-восточной части Болгарии, которое расположено примерно в 200 километрах от столицы Софии и в 4-5 километрах от областного (общинского) города Велико Тырново.

Добраться сюда из Велико Тырново можно на маршрутке, которая ходит в село Горна-Ореховицы каждые 30 минут и по пути завозит пассажиров в село Арбанаси. И уж если Вы приехали в Велико Тырново, то побывать в селе Арбанаси надо непременно!

Улица Арбанаси

В 1921 году село объявлено курортом, а в 2000 году – историческим селом национального назначения. Здесь расположено пять церквей и два монастыря.

Село находится на возвышенности, откуда открывается величественная панорама города Велико Тырново, окруженного  холмами с густой растительностью.

Город Велико Тырново

А далее на Север за холмами простирается Дунайская равнина.

Село Арбанаси существует с 15 века. Его основали албанцы – выходцы из северо-западного района Греции – Южного Эпира. Албанцев выселили с  территории Южного Эпира в это село турецкие власти за их постоянные восстания.

Название села происходит от имени албанцев -арбанаси, так называли албанцев историки Византии.

В период османского владычества ремесленники Арбанаси были освобождены от государственного налога. Это позволило им развить свое производство и свободно торговать по всей территории турецкой империи. В 17 веке их товары уже продавались далеко за пределами империи во многих странах, среди которых была и Россия.

Наша экскурсия в город Велико Тырново началась с размещения в отеле села Арбанаси.

Парк отель Севастократор

Кстати, село насчитывает 25 отелей, гостиничных комплексов, оборудованных в болгарском стиле. Здесь проживает 331 житель. Наш отель носит название «Севастократор». При отеле имеется конференцзал,  открытый бассейн, сауна, ресторан, лобби бар и др.

Вход в отель

Нас расселили по двухместным номерам. Номера чистенькие, удобные,  с балконами.

Двух местный номер

При отеле есть  ресторан, с огромной верандой.

Ресторан

Веранда ресторана

И вся прелесть панорамы города Велико Тырново просматривается отсюда. Под верандой – плавательный бассейн.

Плавательный бассейн

Вид с веранды на бассейн

В первый день нашей экскурсии  после расселения мы обедали в ресторане при отеле. Меню разнообразное, но блюда значительно дороже, чем в Варне. Сразу же во время обеда  можно было заказать ужин, как нам объяснили, чтобы долго не ждать приготовления заказных блюд. Многие заказали ужин , в том числе и мы с Олей Коноваловой.

Но хочу заметить , что этого не следует делать, так как мы получили на ужин сразу только салат и напитки, а заказанное мясо ждали, как обычные посетители, да и перезаказать уже было поздно.  После обеда мы уехали в Велико Тырново и вернулись только к ужину.

Утром следующего дня нас кормили завтраком. Это был шведский стол.

Шведский стол

Я бы не сказала, что мы увидели на столе что-то особенное, но позавтракали нормально. Многие блюда были из болгарской национальной кухни.

Сосиски и пончики

Легкий завтрак

По программе экскурсии второй день был посвящен знакомству с селом  Арбанаси. В центре села расположены небольшие лавки, магазинчики,, торговля идет и с лотков. Здесь есть бижутерия, серебро, сувениры, картины на черепицы и еще много разного. Цены прилично выше, чем в Варне.

Иконы и росписи на черепице

Дом зажиточных болгар

Зажиточные ремесленники, купцы еще с 17 века могли себе позволить строить дорогие каменные дома с высокими каменными заборами, с дорогим внутренним убранством, каминами. Таких домов в Арбанаси – множество.

Дом музей богатых болгар

Наша экскурсия посетила дом богатого торговца – Констанцалиев дом-музей.

Дом музей

Он был построен в первой половине 17 века в период процветания села. Дом двухэтажный. В доме оборудован камин, греющий сразу две комнаты.

Сувениры в доме музее

На втором этаже окна имеют ставни и решетки. Во время нападения врагов хозяева и их семейство могли быть надежно  защищены, а в крайнем случае имели потайной подземный ход, ведущий в конец села.

Церковь Рождества Христова

Вход в церковь Рождества Христова

Строительство и роспись церкови Рождества Христова относится к концу 16 века.

Изображение над входом

Известно, что в середине 17 века церковь была достроена и заново расписана. Внутри церкви все стены заполнены росписями, принадлежащими неизвестным художникам.

Церковь внутри

Очень ценными в церкви являются фрески притвора «Древо Иессеево» и «Колесо жизни»,

Древо Иесеево Колесо Жизни

написанные соответственно в 1638 и в 1649 годах.

Церковь не имеет колокольни. Внешне она не выглядит престижно, больше похожа на старое жилое помещение. Часть церкви находится в земле. Над землей возвышается только примерно две трети помещения.

Монастырь Св. Богородицы

Вход в монастырь

Монастырь Св. Богородицы – православный, женский, действующий монастырь. Однако узнать сколько живет здесь монахинь не удается. В состав монастыря входит церковь, построенная в конце 17 века;  жилые помещения, реконструированные в начале 19 века; башня, возведенная на часовне также в начале 19 века.

Церковь при монастыре

Существует легенда.

Икона С.Богородица троеручица

Пастух в горах пас овец и услышал голос из-под земли. Он вернулся сюда с другими людьми и они раскопали землю. Под землей была найдена вот эта самая икона, на которой была изображена Богоматерь с ребенком.  У нее  было три руки, поэтому икону  назвали  Св.Богородица – троеручица.

Икону передали в монастырь. С тех пор монастырь стал носить имя Св.Богородицы троеручицы. В 17 веке богатые люди, которым икона помогла в здоровье и в бизнесе – позолотили ореол ребенка и Богоматери, а также двух рук.

Эта икона – чудотворная, она помогает всем, кто просит у нее здоровья, успеха в жизни и благополучия,  а женщины, не имеющие детей, просят Богородицу помочь им стать матерью.

На территории монастыря  есть лавка, где можно купить икону разных размеров, а также ее репродукцию.

Двор монастыря ухожен, много цветов, скамеечки для отдыха, много деревьев. Здесь чувствуешь себя спокойно и умиротворенно, уходить – не хотелось.

Двор монастыря

Ежегодно 15 августа в Болгарии отмечается один из самых важных православных праздников – Успение православной Богородицы Девы Марии. Перед монастырем Св.

Богородицы накануне – 14 августа собирается огромное количество народа, которые собираются здесь из многих районов Болгарии. Как говорится – яблоку негде упасть.

Люди несут сюда пожертвования, готовят куличи с тем, чтобы 15 августа освятить их.

Резиденция Тодора Живкова

Первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Болгарии , а затем Генеральный секретарь(был у власти 35 лет с 1954 по 1989 годы) Тодор Живков имел 31 резиденцию. Из тех, которые я знаю — это резиденция в городе Сандански на юго-западе Болгарии

Бывшая Резиденция Т.Живкова в Сандански

и резиденцию в Арбанаси.

Резиденция Тодора Живкова в Арбанаси

Обе резиденции построены в очень красивом месте, на возвышенности, откуда открывается великолепная картина близлежащих селений.

Вход в бывшую резиденцию

С любого места резиденции в селе Арбанаси видна панорама города Велико Тырново. Рядом с резиденцией находится вертолетная площадка.

Вертолетная площадка

Когда строили эту резиденцию, то рядом стоящего отеля Арбанаси парк отель, который  расположен выше,  еще естественно не было.

Парк отель Арбанаси

Нам, туристам, было позволено пройтись по общим комнатам первого этажа и заглянуть одним глазком в столовую-гостиную.

Общие залы

Гостиная

Сегодня бывшая резиденция в Арбанаси, также как и в Сандански перестроены в люксовые отели с ресторанами, бассейнами, лобби барами и прочими атрибутами.

Отель Извора

Отель Извора состоит из нескольких зданий. Здесь есть здания, построенные 150 лет назад и сочетающие архитектурные традиции 19 века Болгарии, так и современные направления болгарской архитектуры.

Отель Извора

При отеле есть  замечательная зона отдыха, ресторан, открытый бассейн, СПА центр, детская площадка, крошечный зоопарк, маленький пруд с мостиком и очень красивый водопад.

Зона отдыха

Наша прогулка по селу Арбанаси заканчивалась. Мы многое увидели, узнали историю села, ее достопримечательности. Вся программа нашей двухдневной экскурсии была выполнена. Настало время отправляться в обратный путь в Варну.

Я хочу показать Вам полное представление о селе Арбанаси, отраженное в видео. Посмотрите его пожалуйста!

С уважением: 

Если Вам понравилась моя статья, не стесняйтесь, пишите комментарии, нажимайте по кнопкам социальных сетей под статьей, делитесь ссылкой на статью с друзьями и близкими.

Источник: https://bgrelaxing.com/o-bolgarii/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti-bolgarii-progulka-po-arbanasi

Арбанаси и фракийская гробница в Казанлыке / Раскалённая Болгария

Арбанаси

Поездка по Болгарии стала самой невнятной за последние несколько лет. Из-за различных обстоятельств посмотреть удалось примерно половину из того, что было запланировано.

Правда сейчас, оглядываясь назад, я начинаю думать — может оно и к лучшему, потому что всё увиденное, за исключением великолепных Рильских гор и Пловдива, рассказы о которых уже стоят в очереди на публикацию, несколько разочаровало. Хотя, может быть, в этом виноват балканский колорит, который меня совершенно не вдохновил.

Даже сейчас, готовясь к поездке в расположенную рядом с Болгарией Грецию, я испытываю некоторое волнение — всё-таки опять те же самые Балканы. Не разочаруюсь ли снова? Но вернусь к своему повествованию. Следующие после Велико-Тырново 24 часа были посвящены знакомству с болгарской историей…

Арбанаси

Первым делом мы поехали в старинное болгарское село — Арбанаси, которое расположено на горе, практически над Велико-Тырново. Оттуда открывается симпатичный вид на Царевец и Трапезицу.

Во времена Второго Болгарского царства здесь отдыхали столичные бояре, благо от Царевца — рукой подать. После захвата Болгарии турками, в эти места начали массово переселять жителей с территории сегодняшней Албании, слишком уж часто там возникали восстания против турецкого гнёта. От них и произошло сегодняшнее название деревни: «арбанаси» называли албанцев византийские историки и географы.

В начале XVI века Арабнаси переходит во владение к зятю одного из турецких султанов, после чего его жителям даются огромные привилегии — возможность беспошлинно торговать по всей территории Османской империи. Арбанаси быстро становится одним из богатейших сёл Болгарии.

Но время-то неспокойное — богато украшенные дома окружаются высокими каменными заборами, становясь похожими на маленькие феодальные замки.

За свою историю село неоднократно разорялось и сжигалось, до наших дней дожили лишь немногие здания.

Зато те, которые сохранились, — действительно древние.

Также здесь сохранилось несколько старинных церквей и монастырей. Так как во времена османского владычества существовал закон, запрещавший строить высокие храмы, все деревенские церкви внешне выглядят как обыкновенные сараи — невыразительные массивные стены, низкая двускатная черепичная крыша.

Для того, чтобы внутренние помещения обладали высокими потолками, часто храм утапливался на 1-2 метра в землю.

Многие балканские сёла часто подвергались набегам небольших турецких банд, поэтому церкви строились очень основательно: стены потолще, двери покрепче, окна поменьше и с обязательными решётками.

Старейшая и крупнейшая церковь в Арбанаси — Рождества Христова, построенная, вероятнее всего, в начале XVI века. Снаружи очень скромная и аскетичная.

Зато внутри – просторные интерьеры и богатая роспись. Одна из известнейших фресок — «Колесо жизни», символизирующее тщетность человеческой жизни. На фреске изображено восемь сцен из жизни человека — от рождения до смерти. Последняя, девятая сцена, — пожирание человека дьявольским чудищем.

Фракийская гробница в Казанлыке

Из Арбанаси мы поехали на юг — в Пловдив. По пути заночевали, где-то в горах. Утром добрались до Казанлыка — знойного и пыльного городка. В древние времена эти земли принадлежали легендарной Фракии.

А рядом с Казалныком располагался огромный фракийский некрополь — местная долина царей. Во времена Второй мировой войны, во время сооружения окопа в одном из холмов, случайно была найдена уникальная гробница с полностью сохранившимися росписями.

Самое интересное, что буквально в нескольких метрах от фракийской гробницы был расположен мавзолей одного из турецких военначальников. Копни турки на несколько метров в сторону — и никакие фракийские фрески до нас гарантирванно бы не сохранились.

Фрески эти — единственный сохранившийся до наших дней пример фракийской живописи. Учитывая их уникальность, в гробнице поддерживают особый температурный режим и влажность. Внутрь пускают только специалистов.

Ну а для туристов рядом построена полноразмерная копия гробницы. Но кому интересны копии? Примерно за 500 рублей смотрительница с радостью откроет оригинальную гробницу, да ещё и дополнительную экскурсию проведёт.

На фото — здание над оригинальной гробницей. Раньше на этом месте был холм. Кирпичные стены слева — руины турецкого мавзолея.

Фотографировать в оригинальной гробнице мне не разрешили. Далее — фотографии из копии.

Гробница представляет собой небольшое круглое помещение, облицованное мрамором, в которое ведёт узкий проём в скале.

Стены — белые, потолок расписан.

Для росписи использовалось всего четыре цвета: черный, красный, желтый и белый.

Да, всё это, примерно, IV век до нашей эры.

Существует версия, что здесь были захоронены фракийский правитель Ройгос вместе с женой.

В погребальной камере при раскопках были обнаружены скелеты мужчины и женщины, рядом — скелеты лошадей. Считается, что гробница была разграблена ещё в глубокой древности.

Предвосхищая ваши вопросы — оригинальные фрески от копий ничем не отличаются. Разве что побледнее будут.

Завтра расскажу про Пловдив.

The show will go on!

Следующая часть: Пловдив

Источник: https://kezling.ru/travels/incandescent-bulgaria/arbanasi-and-kazanlak/

АРБАНАСИ

Арбанаси

[болг. Арнауткьой – албанский], с. в 4 км к северо-востоку от г. Велико-Тырново (Болгария), где находятся церкви Рождества Христова, вмч. Георгия, вмч. Димитрия, свт. Афанасия Александрийского, архангелов Михаила и Гавриила и мон-ри свт. Николая и Успения Пресв. Богородицы (см. Арбанасский во имя свт. Николая жен.

мон-рь, Арбанасский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь). В болг. науке нет единого мнения об обстоятельствах и времени возникновения А. Название село получило от переселенцев – албанцев (арбанасов) из Эпира (Греция), основавших его, вероятно, в кон. ХV – нач. XVI в. Первое письменное упоминание об А.

содержится в фирмане султана Сулеймана 1538 г., где сказано, что вместе с др. деревнями село было подарено зятю султана Рустем-паше. Расцвет А. приходится на кон. ХVI – кон. ХVIII в., вплоть до разорения поселения кирджалийскими разбойниками.

Большинство арбанасцев были богатыми торговцами, имевшими привилегии в Османской империи, они вели торговлю с Валахией, Анатолией, Австрией, Италией, Россией и др. К 1640 г. в селе насчитывалось ок. 1000 домов, в период с XVI по XIX в. А. приняло переселенцев из Фракии, Кратова и др. В ХVII в.

здесь находились летние резиденции валашской фамилии Брынковяну, возможно и Тырновского митрополита. Тогда же было открыто келийное училище. До освобождения Болгарии от османского ига офиц. языком в А. был греч.

Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г.
Несение Креста. Роспись ц. Рождества Христова в с. Арбанаси. 1649 г.

С кон. ХVI до кон. ХVII в. в А. было построено 7 храмов, к-рые сохранились до наст. времени. Самой ранней является ц. Рождества Христова, согласно ктиторской надписи над входом на зап. стене наоса, расписанная в 1596 г.

Это однонефная, одноапсидная церковь с полуцилиндрическим сводом, массивными каменными стенами и черепичным покрытием, делающими церковное здание сходным с жилой постройкой. Архитектурный тип, созданный на примере ц. Рождества Христова, впосл. был повторен в др. храмах А. Многочисленные ктиторские надписи позволяют проследить фазы обновлений храма. К сер. 70-х гг. XVII в.

он был расширен: с запада пристроили притвор, т. н. жен. отд-ние, с юга – придел св. Иоанна Предтечи с притвором, а также открытую галерею, арки к-рой впосл. были заложены. Первоначальная роспись храма сохранилась фрагментарно: ктиторская надпись, образы 2 святых воинов в наосе и композиция «Страшный Суд» на вост. стене притвора; в 1681 г. наос был расписан заново. Придел св.

Иоанна Предтечи расписан в 1632 г., притвор в 1638 г., галерея между 1643 и 1649 г. Программа росписи храма является одной из самых богатых в поствизант. искусстве на Балканах. В притворе изображены композиции «Страшный Суд» и «Древо Иессеево», цикл Акафиста Божией Матери, в приделе – житийный цикл св. Иоанна Предтечи, в его притворе и в галерее – минологий.

В галерее также представлены композиции, иллюстрирующие события свящ. истории от Сотворения мира до Вселенских Соборов. Богатство программы росписи подтверждает предположение о том, что храм в ХVII в. был резиденцией Тырновского митрополита. Все надписи в церкви выполнены на греч. языке. Мастера, создавшие этот фресковый ансамбль, возможно, были выходцами из Греции. В 70-х гг.

XX в. в храме были проведены реставрационные работы.

Ц. вмч. Георгия

по своей архитектуре повторяет, в частности, близко расположенную к ней ц. Рождества Христова. Наос с притвором построены, вероятно, в кон. ХVI в., придел с притвором сооружен в сев. части церкви в кон. ХVII – нач. ХVIII в. Возникновение храма в кон. XVI в.

удостоверяет происходящая оттуда икона арх. Михаила, 1569 г. (Художественная галерея. Велико-Тырново). К росписи первого периода относятся фрески алтарного пространства; наос и вост. часть притвора были украшены фресками в 1709 г.

художниками Христо (в посвятительной надписи назван «даскал» – учитель) и Стойо. В сер. 70-х гг. XX в. по распоряжению Мин-ва культуры Болгарии была предпринята попытка снятия фресок на время строительной реставрации храма. Однако работы итал. реставратора С.

Пегацини оказались неудачными, в наст. время фрески сохраняются в подсобном помещении вблизи церкви.

Рождество Христово. Роспись ц. св. Архангелов в с. Арбанаси. 1-я пол. XVIII в.
Рождество Христово. Роспись ц. св. Архангелов в с. Арбанаси. 1-я пол. XVIII в.

Ц. вмч. Димитрия

– однонефная постройка с приделом вмч. Георгия с севера и более поздним притвором с запада (не сохранился), расположена в центре А. В нач. ХХ в. являлась главным приходским (енорийским) храмом села. Ктиторская надпись над дверью на зап. стене наоса сообщает, что церковь была расписана в 1621 г. Росписи этого периода – житийный цикл вмч.

Георгия – сохранились в приделе. Второй красочный слой датирован сер. XVII в. В программе росписи можно выделить композиции «Древо Иессеево» на вост. стене наоса над апсидой, на зап. стене со стороны фасада – «Страшный Суд». Художественное качество фресок невысокое. В 1913 г. храм сильно пострадал в результате землетрясения. В наст.

время реставрируется.

Ц. свт. Афанасия Александрийского

расположена на кладбище А. Это однонефный храм с притвором и приделом св. Харалампия (с юга), также имеющим притвор. В программе росписи притвора, датированной 1667 г., представлены цикл Акафиста Божией Матери и композиции с изображением мученичества апостолов; фрески придела св. Харалампия (Страшный Суд) выполнены в 1724 г. мастерами живописной школы г. Трявны.

Ц. архангелов Михаила и Гавриила

в общих чертах повторяет архитектурный тип др. арбанасских церквей, отличаясь лишь наличием конх с вост., сев. и юж. сторон наоса; строение увенчано псевдокуполом, имеет придел вмц. Параскевы. Ктиторская надпись указывает, что храм являлся монастырским. Фрески наоса созданы в 1-й пол.

ХVIII в., вероятно, румын. художниками. Роспись притвора относится к 1761 г. и является одним из лучших образцов искусства Балкан этого периода. В надписи над входом на сев. стене указаны имена мастеров: «Михаил из Салоник и Георгий из Букареста». Придел вмц. Параскевы расписан также в ХVIII в.

В 1927-1928 гг. все арбанасские храмы были объявлены памятниками старины, в 70-х гг. ХХ в.- памятниками культуры и стали функционировать как музеи (кроме соборов мон-рей и ц. вмч. Георгия).

Лит.: Георгиев Й. П. Село Арбанаси: (Ист.-археол. бележки) // Периодическо списание на Бълг. книжовно дружество. Браила, 1903. София, 1904. Кн. 15. С. 86-123; Филов Б. Арбанаси // Изв. на Българското археол. дружество. 1914. [Т.] 4. С. 254-255; Баласчев Г. Арбанаси // Минало. София, 1920. Кн. 10; Протич А. Денационализиране и възраждане на нашето изкуство. София, 1930. [Т.] В: България 1000 години. С. 383-540; Цонев Зв. Манастирите и старинните църкви в Арбанаси. В. Търново, 1934; Папазов Д. И. Село Арбанаси // Сб. на Бълг. книжовно дружество. София, 1937. Кн. 31: Клон историко-филологичен и философско-обществен 17. С. 1-94; Шуркова Л. Христовата църква в Арбанаси // Изв. на Ин-та по градоустройство и архитектура. София, 1950. Кн. 13; Костов Д. Арбанаси. София, 1959; Василиев А. За българската живопис през ХVIII в. София, 1962. [Т.] В: Паисий Хилендарски и неговата епоха; Божков А. Битови елементи в стенописите от арбанашките църкви (ХVII-ХVIII вв.) // Изв. на Ин-та за изобразителни изкуства. София, 1963. Кн. 6; Божков А. Към въпроса за взаимните връзки между българското и румънското изкуство през ХIV-ХVII вв. // Там же. София, 1964. Кн. 7. С. 41-99; Теофилов Т. Архитектурно изследване на церквата «Св. Георги» в Арбанаси // Музеи и паметници на културата. София, 1977. Кн. 3; Марди-Бабикова В. Церкви Арбанаси. София, 1978; Прашков Л. Църквата «Рождество Христово» в Арбанаси. София, 1978; Пешев Д. Консервация на стенописите на църквата «Св. Архангели» в Арбанаси // Музеи и паметници на културата. София, 1979. Кн. 1; Kiriakoudis E. The Original Founders: Inscriptions and Frescoes in the Church of the Nativity at Arbanassi in Bulgaria // Cyrillo-Methodianum. Thessalonique, 1984/1985. Т. 8/9. Р. 319-331; Bossilkov S. Arbanassi: Iconostases and Religious East Art (15th-18th and 19th Centuries). Sofia, 1989; Геров Г. Изображението на една притча в църквата «Рождество Христово» в Арбанаси // Проблеми на изкуството. 1996. Кн. 2. С. 31-37; он же. «Време» и «история» в стенописите от галерията на арбанашката църква «Рождество Христово» // Там же. 1996. Кн. 4. С. 31-37; Ръцева С. Иконографска и стилова характеристика на стенописния ансамбъл от църквата «Св. Атанасий» в Арбанаси от 1667 г. // Там же. 1998. Извънреден брой. C. 44-51; Ръцева С. Стенописите в нартекса на храма «Св. Атанасий» в Арбанаси – сюжетно-тематични и иконографски аспекти // Там же. 1998. Кн. 4. C. 20-31; Климукова Н. Псалмите в контекста на старозаветните сцениот църквата «Рождество Христово» в Арбанаси // Там же. 1999. Кн. 1. C. 19-29; Попова Е. Стенописите в притвора на църквата «Св. Никола» в Арбанаси // Там же. 1999. Кн. 3. C. 3-7.
Источник: http://www.pravenc.ru/text/75842.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть