Амфитеатр

Содержание

АМФИТЕАТР

Амфитеатр
статьи

АМФИТЕАТР (от греч. аmphi – с двух сторон и theatron – зрелище), в переводе означает «двойной театр». Имеет несколько значений.

Способ размещения мест для зрителей в античном театре

На склоне холма или горы полукруглыми уступами друг над другом ставились или вырубались в скале скамейки для зрителей (театрон); у подножия холма находилась орхестра и скена. Античные театры размещались под открытым небом и были предназначены для большого числа зрителей.

Самый известный памятник древнегреческого театра, театр в Эпидавре(350-330 до н.э.), был рассчитан на 17 тысяч зрителей. В древней Греции строились и крытые театры (одеон). Такой тип театра получил развитие и в древнем Риме.

Места для зрителей в нем также располагались пологим амфитеатром (театр Марцелла в Риме).

Вид древнеримской архитектуры

Амфитеатром в древнем Риме называли монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, конных ристалищ, театрализованных представлений). Он представлял собой соединение 2-х подковообразных греческих театров, точнее, двух театронов, уступами поднимавшихся вверх, с эллипсовидной ареной в центре.

Арену окружала высокая стена – подий,за которой размещались ряды кресел для привилегированной публики (прообраз будущего театрального партера). За подием поднимались вверх несколько открытых ярусов, завершавшихся колоннадой. у размещались места для остальных зрителей. Амфитеатр не имел крыши, ее функцию выполнял тент, велум, натянутый на мачты.

Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и подъемные механизмы. Древнейший римский амфитеатр, сохранившийся в Помпеях, (70 в. до н.э.), был рассчитан на 15 тысяч зрителей.

Руины крупнейшего римского амфитеатра, Колизея, или амфитеатра Флавиев сохранились. Колизей состоял из арены, эллиптической в плане, и поднимающихся амфитеатром 4-х ярусов, вмещавших около 50 тысяч зрителей. Сохранились руины римских амфитеатров в Вероне, Арле, Ниме, Оранже.

К достоинствам античных театров и амфитеатров относятся большая вместимость, хорошие оптические и акустические качества, равная возможность всех зрителей видеть и слышать представление.

Тип зрительного зала театра. Составная часть зрительного зала современного театра

По образцу закрытого античного театра строились первые европейские театры, которые появились в Италии в эпоху Возрождения, как Театр «Олимпико» в Виченце (архитектор Палладио, 1580). Они развились из дворцовых – открытых театров с амфитеатром на земляном холме в парках дворцов и вилл.

Зрительный зал ренесанссного театра полукруглой или эллипсовидной формы состоял из амфитеатра, поднимавшегося дугообразными подковами-уступами вверх от сцены и завершавшегося полукруглой античной колоннадой. Зрители театра «Олимпико» располагались не только в амфитеатре, но и в орхестре.

Амфитеатр сохранился и с возникновением в 17 в. нового типа ярусного (рангового) театра, предназначенного для постановок оперных спектаклей. Опера потребовала от зрительного зала хорошей акустики, оптики и большей вместимости.

Эту задачу выполняли ярусы из навесных балконов, они увеличивали количество зрительских мест при прежней площади зала и служили резонатором звука.

В ранговом театре места стали делиться на партер (в котором зрители первоначально стояли), амфитеатр и балкон из ряда ярусов, позже поделенными перегородками на ложи (итальянский тип театра) или в виде сплошных галерей (французский тип).

Последний ярус театрального балкона отличался от предыдущих тем, что представлял собой амфитеатр, разделенный продольными и поперечными проходами. Так появились места для непривилегированной публики, в просторечии т.н. галерка. Этот тип театра получил всемирное распространение (миланский «Ла Скала», 1776, лондонский «Ковент Гарден»,1732, здание Парижской оперы, 1861-1875).

С дифференциацией театральных жанров на музыкальные и драматические появился немецкий, или секторальный, более демократичный тип театрального зала. Зал Первого драматического театра в Берлине,1765, одного из первых европейских драматических театров, был прямоугольным, не имел балконов и состоял из одного амфитеатра.

Из-за малой вместимости (800 человек) этот тип театра не получил широкого распространения. В 1821 архитекторы берлинского Нового драматического театра К.Ф.Шинкель и Г.Земпер пытались произвести реформу рангового театра и вернуться к античной форме театра.

Зрительный зал с неглубокой сценой и широким просцениумом, состоял из небольшого полукруглого партера и античного амфитеатра с радиальными проходами, завершавшегося античной колоннадой. Такой зал обеспечивал всем зрителям равные возможности видимости и слышимости.

В 1913 по такому же типу был построен берлинский Большой драматический театрс открытой сценической площадкой(архитектор Х.Пельциг).

Вернуться к типу античного театра попытался основоположник ампира французский архитектор К.Н.Ледупри проектировании театра в Безансоне.

Он отошел от типа ярусного театра, заменив традиционные ярусы и ложи полукруглыми скамьями амфитеатра, а в партере впервые поставив кресла.

Правда, проект Леду явился эпизодом в истории французской театральной архитектуры, апогеем развития которой стало пышное псевдобарочное здание парижской Оперы (архитектор Ж.Гарнье, 1861-1875).

В России с эпохи петровских реформ развивался ярусный тип театра, преимущественно итальянский (крупнейшие отечественные театры: Александринскийв Петербурге, Большой и Малыйв Москве, Одесскийтеатр оперы и балета и др.). В домашних крепостных театрах 18 в.

развивался как французский тип ярусного театра (Кусково), так и итальянский (Архангельское). Вид открытого дворцового театра представлен амфитеатром в Павловске, 1793.

В России зал в виде античного амфитеатра сохранился лишь в Эрмитажном театре старого Зимнего дворца(архитектор Дж.Кваренги, 1784).

В начале 20 в. в Европе возродились типы амфитеатральногоили аудиторного (амфитеатр с 1–2 ярусами балконов) зала. Попытки реформ театрального зала связаны с эволюцией сцены.

С возникновением ярусного театра появилась глубокая сцена-коробка, в дальнейшем были попытки сделать ее или плоской, как в античном театре, или с выходящим в зрительный зал просцениумом, или от сцены полностью отказывались и переносили действие в зрительный зал (проект лидера архитектуры функционализма В.Гроппиуса и режиссера Э.Пискатора, Германия, 1920-е).

Во второй половине 20 в. строятся театральные залы со сценой, окруженной амфитеатром с четырех сторон (Арена Стейджв Вашингтоне, 1961), с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (Театр в Версале, 1960).

Места для зрителей в цирке

В древнеримскую эпоху произошло деление театра на виды зрелищ, соответственно современные зрелищные сооружения дифференцируются на театральные, цирковые, спортивные.

В двух последних типах зданий места для зрителей представляют собой амфитеатр, т.е. «двойной театр» в его классическом виде.

Амфитеатром называют также места для зрителей в цирке, которые окружают арену и делятся на секторы.

Название первого стационарного цирка в Европе:Амфитеатра Астлея, 1780-1895.

Назван по фамилии владельца цирка Ф.Астлея (1742-1814), Англия. Возник из его же школы верховой езды. Представлял собой круглый зал, амфитеатр, поделенный на секторы, с круглым манежем, перекрытым куполом.

Имел сцену и место для оркестра, поэтому, помимо цирковых, давал и театральные представления, в таких случаях арена превращалась в партер. Цирком владели разные люди, но название сохранялось первоначальное.

Елена Ярошевич

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/AMFITEATR.html

Древний римский амфитеатр: история и значимость

Амфитеатр

Последние изменения: Май 10, 2018

На протяжении многих столетий существования Рима, его правители стремились не только укрепить свою власть на политической арене, но и завоевать уважение народа.

Важную роль в этом процессе играл именно амфитеатр – античное архитектурное сооружение, предназначавшееся для публичных зрелищных выступлений, гладиаторских боев и представлений с участием диких животных.

Помимо кровопролитных воин, являвшихся неотъемлемой частью в борьбе за становление города, а потом и целой Империи, в жизни римлян присутствовали и более приятные моменты.

Уже при первом царе Рима – Ромуле – основателе города, организовывали праздничные мероприятия, проводили соревнования и выступления перед широкой публикой. Для таких событий существовали специально предназначенные места – цирки и театры.

Согласно древней легенде, во время представлений, организованных в честь бога Конса в римском цирке, располагавшемся на месте руин Чирко Массимо, произошел случай, ставший ключевым эпизодом в развитии города – похищение Сабинянок, но об этом мы еще расскажем на страницах нашего сайта 39rim.

ru, а пока вернемся к истории амфитеатра в Риме.

Древний амфитеатр: история возникновения

Амфитеатр в римской архитектуре – это просторное сооружение, обычно эллипсообразной формы, состоящее из главного центрального элемента, арены, окруженного ступенчатыми трибунами с радиальными коридорами. Под структурой располагались служебные помещения, клетки для животных и камеры для гладиаторов.

Гладиаторские бои в Риме появились задолго до основания Империи и строительства первого амфитеатра.

Данный вид сражений, будучи первоначально погребальным обрядом, заимствованным в этрусской культуре, предполагал борьбу между двумя меченосцами (не всегда рабами), победителем из которой выходил сильнейший.

С течением времени подобные обряды, в виду своей зрелищности, приобрели публичный характер, превратившись в одно из самых любимых развлечений римского народа.

Советуем почитать:

Самые знаменитые гладиаторы Рима

Гладиаторские бои, также как и гонки на колесницах, собирали большое число зрителей, что вскоре привело к необходимости строительства специально оборудованных театров и цирков, которые могли бы вместить всех желающих. Первые такие сооружения строили из дерева и представляли они собой многоуровневые лавки-трибуны, которые монтировали лишь по определенным случаям – играм, проводимым в честь каких-либо политических побед или религиозных праздников.

Не смотря на всю очевидную важность данной стороны социальной жизни, возводить постоянные здания для проведения игр сенаторы не спешили. Управленцы считали, что развлечения делают воинский дух слабей и уязвимей, а это именно то, чего не могли себе позволить римляне. Первый стабильный театр в Вечном Городе появился при Помпее, а первый амфитеатр – в период правления Августа.

Популярные экскурсии в Риме:

Все экскурсии в Риме (143)

Амфитеатры Рима

В 29 году до нашей эры в Риме появился первый перманентный амфитеатр. Инициатором его строительства выступил некий Тит Статилий Тавр – римский военачальник и консул. Он же финансировал и гладиаторские бои, проведенные по случаю открытия данного заведения.

Не смотря на то, что Амфитеатр Статилио Тауро, получивший название от имени консула, был возведен практически полностью из камня и только некоторые его составляющие из дерева (например, арена), простоял не долго.

В 64 году нашей эры сооружение было разрушено сильнейшим пожаром.

Спустя несколько десятилетий в Риме представителями императорской династии Флавиев был построен один из самых крупных в истории амфитеатров, известный сегодня как Колизей. На его арене проходили не только знаменитые бои гладиаторов, но и навмахии – морские сражения, организованные между настоящими военными кораблями на затопленной водой арене.

Советуем почитать:

Секреты Колизея — самого большого амфитеатра Империи

Амфитеатры в Империи

Один из первых амфитеатров Империи был возведен в Помпеи в 70 году до нашей эры и вмещал порядка 20 тысяч зрителей. На сегодняшний день данное сооружение пребывает в довольно хорошем состоянии, что позволяет увидеть воочию его структуру.
Популярность гладиаторских игр довольно быстро распространилась по территории всей Империи.

В амфитеатры строили повсюду: как в крупных городах, так и в небольших провинциальных центрах. Подтверждением тому могут стать руины древнего амфитеатра, найденного в районе городка Чивидате Камуно (Cividate Camuno), в провинции Брешия региона Ломбардия.

Рядом с античным амфитеатром, размеры которого составляли 73×65 метров, располагались дополнительные служебные помещения, спортивный зал и даже термы, предназначавшиеся исключительно для бойцов.

Гладиаторские бои, бесспорно, обладали огромной популярностью среди древних римлян. На выступления гладиаторов прибывали жители со всего города и близлежащих провинций. Число зрителей в самых крупных амфитеатрах Империи, например, в Колизее, могло достигать 40-50 тысяч человек. Небольшие провинциальные амфитеатры располагали двумя-тремя тысячами посадочных мест.

Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре

Наиболее популярными соревнованиями, которые проводились в римских амфитеатрах в древние времена, являлись гладиаторские бои – сражения, в которых за слабость расплачивались собственной жизнью. В зрелищных схватках участвовали не только рабы, но и свободные граждане, а помимо мужчин, в боях принимали участие и женщины-гладиаторы.

Не редко на аренах античных амфитеатров бойцы вступали в смертельные поединки с дикими животными: как с оружием, так и без него. Публика жаждала зрелищ и ликовала победе каждого, выжившего на арене. Гладиаторские бои были популярны вплоть до начала V века.

Их запретили с приходом христианства, после того как один из епископов, бросившийся разнимать сражающихся, был растерзан разъяренной от возмущения толпой.

Помимо вышеперечисленных представлений, в амфитеатрах проводились травли зверей. В Риме, конечно же, устраивали наиболее впечатляющие выступления. На арену Колизея для этих целей доставляли животных буквально со всей Империи.

В ходе раскопок, проведенных под амфитеатром Флавиевым, были обнаружены кости львов, оленей, слонов, собак и даже медведей.

Говорят, что такие травли привели к исчезновению некоторых видов животных, среди которых атласский бурый медведь и карфагенский слон.

Самые крупные античные амфитеатры Империи

Колизей в Риме: 188 x 156 м, арена: 86 x 54 m

Амфитеатр в Капуа: 170 x 140 м

Амфитеатр в Милане: 155 x 125 м, арена: 71 x 40,5 м

Амфитеатр в Вероне: 152 x 123 м, арена: 75,68 x 44,43 м

Амфитеатр в Поццуоли: 147 x 117 м

Амфитеатр в Эль-Джем: 148 x 122 м

Амфитеатр в Арле: 136 x 107 м

Амфитеатр в Ниме: 133 x 101 м

Амфитеатр в Пуле: 132,5 x 105 м

Амфитеатр в Таррагоне 109,50 x 86,50 м, арена: 62,50 x 38,50 м

Источник: http://39rim.ru/amfiteatr-v-drevnem-rime-istoriya-i-znachimost.html

Самые красивые амфитеатры в мире

Амфитеатр

На сегодня сохранилось около двух сотен этих грандиозных сооружений –   красивых амфитеатров, разбросанных по городам и весям от Ближнего Востока до Испании и Франции.

Когда-то эти земли принадлежали великой Римской империи (или находились от нее в прямой зависимости), и большие амфитеатры, предназначенные для представлений, состязаний, торжеств или боев гладиаторов, были «в тренде».

Разрушительные войны, землетрясения, извержения вулканов, деятельность человека, да и просто «пыль веков» пагубно действовали на эти памятники архитектуры. 

Но даже там, где от них остались лишь величественные руины, можно и нужно побывать – чтобы почувствовать дух той далекой ушедшей эпохи. Итак, вот наш топ самых красивых амфитеатров в мире!

Амфитеатр в Поццуоли – по образу и подобию римского

В Италии два древних амфитеатра носят имя императорской династии Флавиев. Так что просим не путать легендарный римский Колизей (иначе называемый «амфитеатром Флавиев») и его тезку, который находится в Поццуоли (это пригород Неаполя, раскинувшийся на живописном побережье).

Амфитеатр Флавия, правда, очень напоминает Колизей, историки считают, что у обоих проектов был один и тот же зодчий. Вместимость сооружения в Поццуоли была велика – около 20 тысяч зрителей, стены покрывал мрамор (который позже пошел на строительство других объектов). До сих пор уцелели не только скамьи и арки, но и части механизмов, которые осуществляли подъем клеток.

Здесь встретил свою смерть главный святой Неаполя – Януарий и несколько других христианских мучеников. 

Арена для рестлеров: амфитеатр в Ниме

Несколькими довольно большими амфитеатрами может похвастаться Франция. Один из них, вмещающий до 16300 человек, находится в Ниме. Он был возведен примерно в 70-й год после Рождества Христова, и во время бурных революционных событий стал прибежищем местных жителей.

Поселок внутри круга разрастался, но в конце XVIII века было решено, что строения снесут, а древний амфитеатр восстановят. Он и сейчас используется для демонстрации фильмов, концертов (например, в 2009-м здесь выступали рок-музыканты «Metallica») или боев рестлеров.

Античный амфитеатр в Арле: еще один младший брат Колизея

Другая античная французская арена – амфитеатр в Арле – очень неплохо сохранился  и тоже вполне пригоден для шоу. Он принадлежит к эпохе Флавиев и почти ровесник своего нимского собрата. А вот архитектор явно вдохновлялся амфитеатром Колизеем.

Тогда гонки на колесницах и бои с летальными исходами были любимым развлечением, так что стены гремели от рукоплесканий 20-тысячной толпы зрителей. Когда Римская империя пала, арена, окруженная стенами, превратилась в неприступный замок.

В ХХ веке сюда вернулись представления, корриды, театрализованные гладиаторские бои и сцены охоты. 

Амфитеатр Лептис Магны долго «спал» в песках

Древний ливийский город Лептис Магна был построен местными племенами (берберами) близ Средиземноморского побережья примерно в 1000 до н. э.  А в 40 годах до н. э. город был завоеван Римом. При новой власти местность процветала, выросли претенциозные здания и сооружения. Не обошлось и без традиционного римского амфитеатра вместимостью до 16000 зрителей.

Но ничто не бывает вечным. В первой половине VI века город подвергся разрушениям, был заброшен, а после его поглотила пустыня. Так как строения Летптис Магна долгое время провели под слоем песка, они замечательно сбереглись и представляют огромную ценность для историков.

Самый хорошо сохранившийся: амфитеатр в Пуле

Но еще лучше сохранился красивый амфитеатр в хорватском городе Пула – он единственный из всех древних арен на планете, в котором уцелели три оригинальных ордера и четыре боковые башни. Хотя этот амфитеатр тоже может считаться «заслуженным пенсионером»: год его основания – 68-й.

У громадной арены было 15 ворот, а на скамьях могли уместиться 23 тысячи человек. Когда был положен конец жестоким гладиаторским схваткам, местные потихоньку начали разбирать античный амфитеатр, воруя камни для своих хозяйственных нужд.

Несмотря на это, исторический памятник выстоял и сегодня служит туристам и жителям как концертная площадка. 

Бывшая римская колония Удна и ее амфитеатр

Источники утверждают, что древний город Удна (другой вариант – Оудна или по-английски Uthina) когда-то тоже был римской колонией. Об этом свидетельствует и стиль сохранившихся зданий и сооружений – акведуков, базилик, крепостей, театра и вполне себе римского амфитеатра.

Для того чтобы его построить, горожане вырыли огромное отверстие в холме, посередине выложили арену и сделали многочисленные наклонные ряды, вмещающие до 16 тысяч зрителей. Тут есть и подвал, расположенный под центральной ареной, с арками и помещениями.

Кстати, именно подземные своды дошли до наших дней лучше всего.

Тут снимали «Гладиатора»: античный амфитеатр в Эль-Джеме

Другой тунисский античный амфитеатр – в Эль-Джеме – является очень популярной туристической достопримечательностью и охраняется ЮНЕСКО. Именно здесь Ридли Скотт снимал некоторые сцены своей оскароносной картины «Гладиатор». Это очень большой амфитеатр III века, где свободно располагались 30 тысяч зрителей. 

Другое название памятника архитектуры – «Римский амфитеатр в Тиздре» (строительство было начато местным императором Гордианом Первым, который совершил самоубийство после вооруженного конфликта). Считается, что красивый амфитеатр, так и не был полностью «доведен до ума». Спустя столетия камни сооружения были использованы для постройки деревни Эль-Джем. 

Жертва вулкана: амфитеатр, погребенный вместе с Помпеями

Древнейшим каменным римским амфитеатром (раньше их делали из дерева) считается арена в Помпеях, возведенная в 80 году до н. э. Она была  построена на частные средства и даже сегодня служит вдохновением для архитекторов, проектирующих современные стадионы.

Историки сообщают, что в 59 году произошла стычка между помпейцами и их гостями – нуцерианцами, из-за этого бои гладиаторов были под запретом – до 62-го года. Однако Помпеям уже недолго оставалось процветать – сильнейшее землетрясение разбушевавшегося Везувия погребло город (и вместе с ним красивый амфитеатр) под толстым слоем пепла.

После тщательных раскопок Помпеи словно восстали из небытия и являются крупным туристическим объектом.

Римский символ – амфитеатр Колизей

Самый прославленный и большой амфитеатр Колизей в лучшие свои годы мог вместить от 50 до 80 тысяч человек. Это дошедшее до наших дней свидетельство, как хорошо была развита техника (и строительство) во времена Великой империи.

Колизей (второе название – амфитеатр Флавиев) датируется 80 годом нашей эры, а строительство было начато в 72-м. Этот памятник помнит не только ожесточенные схватки гладиаторов и рев распаленной видом крови толпы, но и спектакли по античным трагедиям, казни первых христиан (которые тоже были любимым зрелищем знати).

Римский амфитеатр – знаковая достопримечательность итальянской столицы и ее символ. 

Арена ди Верона: тут выступала Каллас

В городе Ромео и Джульетты немало интересного, среди которых есть великолепно сохранившийся красивый амфитеатр I  века. Античный театр Арена ди Верона на 30000 мест изначально был построен для «мирных» целей – чтобы люди могли наслаждаться высоким искусством, находясь под куполом звездного неба.

Землетрясение 1117-го года повредило наружное кольцо сооружения. Выпавшие из стен и арок камни были изобретательно использованы веронцами для других строительных работ.

И все же махина устояла, она видела легендарных композиторов – Масканьи, Пуччини, оперных звезд – Тито Гобби, Марию Каллас, Джузеппе Ди Стефано и остается одним из самых красивых амфитеатров на Земле.

Источник: https://fancy-journal.com/puteshestviya/na-otdykh/16683-samye-krasivye-amfiteatry-v-mire

Слово амфитеатр

Амфитеатр

Слово амфитеатр английскими буквами(транслитом) – amfiteatr

Слово амфитеатр состоит из 9 букв: а а е и м р т т ф

Значения слова амфитеатр. Что такое амфитеатр?

Амфитеатр

АМФИТЕАТР (от греч. аmphi – с двух сторон и theatron – зрелище), в переводе означает «двойной театр». Имеет несколько значений.. Способ размещения мест для зрителей в античном театре.

Энциклопедия Кругосвет

АМФИТЕАТР (от греч. amphithйatron), тип монументальных сооружений в Древнем Риме, использовавшихся для публичных зрелищ – боёв гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных действий.

Искусство / Под ред. А.П. Горкина. – (Современная иллюстрированная энциклопедия)

Амфитеатр (от греч. amphi – вокруг, theatron – театр) римское монументальное сооружение для публичных зрелищ, преимущественно эллипсовидного типа. Сохранились в Риме (Колизей), Помпеях, Вероне, Капуе, Арли (Франция) и др. местах.

Античный мир. Словарь-справочник

Амфитеатр архитектурная форма рим. театра; ступенчатые ряды зрительских мест (геатрон) располагались не как в классич. античном театре полукругом или подковообразно, а эллипсом вокруг занимавшей центральное место сцены или арены.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Амфитеатр в Арле

Арены А́рля — римский амфитеатр, построенный в конце I в н. э., во время расширения города при Флавиях. В 1840 году по инициативе Проспера Мериме внесён в перечень исторических памятников Франции.

ru.wikipedia.org

Амфитеатр в Ниме

Амфитеатр (Арена) Нима (фр. Arènes de Nîmes) — римский амфитеатр, расположенный во французском городе Ним. С 1840 года внесён в перечень исторических памятников Франции. Арены были возведены в I веке н. э. (возможно, при императоре Домициане)…

ru.wikipedia.org

Амфитеатров, Яков Космич

Яков Космич Амфитеатров (23 октября 1802 — 8 июля 1848) — российский писатель, богослов, переводчик и педагог, магистр Киевской духовной академии, в которой преподавал русскую словесность и гомилетику…

ru.wikipedia.org Амфитеатров, Яков Космич — профессор Киевской духовной академии, род. в 1802 г., в с. Высоком, Кромского уезда, Орловской губ., где отец его был сперва причетником, а потом священником, ум. 8-го июля 1848 г.
Большая биографическая энциклопедия. – 2009

Амфитеатров Яков Космич (1802—1848) — писатель, магистр Киевской духовной академии, в которой преподавал русскую словесность и гомилетику. Труды А.: “Чтения о церковной словесности, или гомилетика” (Киев, 1846)…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – 1890-1907

Амфитеатров Егор Васильевич

АМФИТЕАТРОВ Прот. Валентин Амфитеатров Прот. Валентин Амфитеатров Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот.

Православная энциклопедия

АМФИТЕА́ТРОВ Егор Васильевич (1815—88), рус. правосл. церк. писатель. Окончил Орловскую ДС (1835) и СПб. ДА (1839) магистром богословия. Был профессором всеобщей словесности в МДА (с 1844). Библейской тематике посвящена работа “Общий характер свящ.

Библиологический словарь. — 2002

АМФИТЕАТРОВ Егор Васильевич (24.04.1815, с. Гнань Дмитровского у. Орловской губ.- 17.05.1888, Сергиевский посад), проф. словесности МДА. Род. в семье священника. В 1835 г. окончил Орловскую ДС, в 1839 г.- СПбДА со степенью магистра богословия.

Православная энциклопедия

Амфитеатров, Валентин Николаевич

Валентин Николаевич Амфитеа́тров (1836—1908) — известный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года — настоятель кремлёвского Архангельского собора. В Москве среди православных почитается как чудотворец.

ru.wikipedia.org

Амфитеатров Валентин Николаевич (1836, село Высокое Орловской губернии — 1908, Москва), православный священник, протоиерей. Происходил из священнического рода…

Москва. Энциклопедический справочник. – М., 1992

Амфитеатров, Александр Валентинович

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (14.12.1862, Калуга – 26.02.1938, Леванто, Италия), писатель, лит. критик, драматург, публицист революционно-демократического направления.

Православная энциклопедия АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862, Калуга – 1938, Леванто, Италия),русский прозаик, драматург, поэт-сатирик и журналист. Сын протоиерея, позже – настоятеля Архангельского собора Московского Кремля.
Литература и язык / Под ред. П.А. Николаева. – (Современная иллюстрированная энциклопедия)

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович [1862–1923] — фельетонист и беллетрист. Газетная вырезка, обрывок случайно услышанной беседы, скандал в московских аристократических кругах вдохновляют его, служа материалом для фельетонов, подчас весьма острых.

Лит. энциклопедия. — 1929-1939

Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров)

Филарет (Амфитеатров Феодор Георгиевич) ФИЛАРЕ́Т (Феодор Георгиевич Амфитеатров), митр. (1779—1857), рус. правосл. церк. деятель и проповедник. Род. в Орловской губ. в семье сел. священника. Окончил Орловское духовное училище и Севскую ДС (1797)…

Библиологический словарь. — 2002

Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров, 1779 – 1857) – митрополит киевский и галицкий, сын священника Орловской губернии; окончил курс в севской семинарии и принял монашество.

Русский биографический словарь. – 1896-1918

Русский язык

Амфитеа́тр, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Амфи/теа́тр/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Примеры употребления слова амфитеатр

Летний амфитеатр был построен в 1988 году, в 2007 году прошла его масштабная реконструкция.

На крыше здания обустроены террасы и амфитеатр, из них открывается вид на город.

В Летний амфитеатр можно будет попасть и за миллион, и за 50 тысяч, сообщает СТВ .

Гергиев особо отметил амфитеатр на крыше здания, который вмещает до 200 человек.

Кроме того, предусмотрен амфитеатр на крыше и служебная подземная парковка.

Будет организован амфитеатр, где будут выступать воспитанники детских музыкальных школ Центрального округа.

Кроме того, будет организован амфитеатр, где будут выступать воспитанники детских музыкальных школ Центрального округа.

Создадут амфитеатр для выступлений воспитанников детских музыкальных школ Центрального округа, рассказал Капков.

Источник: https://wordhelp.ru/word/%D0%B0%D0%BC%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80

Амфитеатры, театры и цирки Древнего Рима | Архитектура и Проектирование | Справочник

Амфитеатр

Надо сказать к чести эллинства, что греки никогда не знали кровавых игр, воспоминания о которых живут в римском амфитеатре. Мы едва можем назвать несколько греческих городов, которые имели бы амфитеатр; таковы Кизик, Коринф, Сиракузы, Катана, совершенно подпавшие под влияние римских нравов. В римском Египте нет ни одного амфитеатра.

Амфитеатры

Если судить по этрусской живописи, то бои в римских амфитеатрах ведут свое начало от погребальных обрядов Этрурии. Однако амфитеатр получает соответственное архитектурное оформление только в сравнительно позднюю эпоху.

Во времена Витрувия бои гладиаторов происходили на форуме, причем эстрадой служили портики.

Нет никаких доказательств глубокой древности, приписываемой так называемым этрусским амфитеатрам, например в Сутри и Ферренто, а древнейший каменный амфитеатр Статилия Тавра построен не раньше, чем за 25 лет до н. э.

Примечание: Амфитеатр Статилия Тавра был построен в 30 г. до н. э. (С. Thierry. Amphitheatrum. Dictionnaire des antiquites. Paris, 1877, I, p. 241).

Почти все амфитеатры имеют вытянутую в длину арену с выходами по обоим концам. Ось арены направляет движения бойцов и вносит известный порядок в сражение; только в этом мы видим основание, оправдывающее конструктивную сложность, с которой связана овальная форма арены.

Под аренами Колоссея (Колизей) и амфитеатров в Пуццолах и Капуе имеются подвалы, и в подземных галереях, соответствующих помещениям под сценами современных театров, сохранились еще подпятники валов для перемещения декораций. Почти повсюду имелся водопровод, позволявший затопить арену и превратить ее в бассейн для наумахий (боев гладиаторов на кораблях); Колоссей (Колизей) занимает место наумахий Нерона и мог одинаково исполнять роль как наумахий, так и амфитеатра.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами (рисунок 341), причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.

Рис. 341

План составлен так, что толпа зрителей самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства, распределяется по амфитеатру, не создавая беспорядка. Аркады, равномерно распределенные по наружному периметру, открывают доступ на лестницы, из которых каждая заграждается барьером.

Толпа, скопившаяся в галереях первого яруса, естественно расходится по их окружности; когда же поднимаются барьеры, то она, не разбираясь, направляется на открывающиеся лестницы. Эти лестницы разветвляются и постепенно сужаются по мере уменьшения людского потока, принуждая его равномерно распределяться по всему обслуживаемому сектору.

https://www.youtube.com/watch?v=2Yn0dLqJ4yQ

На этажах под ярусами проходят галереи, служащие убежищем на случай грозы. Общая площадь этих внутренних галерей не меньше площади ярусов, так что в них могут укрыться все зрители. Амфитеатры никогда не имели другого перекрытия, кроме тента; на рисунке 342 дается изображение такого тента, восстановленного по данным, почерпнутым в Нимском амфитеатре.

Рис. 342

Колоссей (Колизей), вмещавший около шестидесяти тысяч зрителей, является типичным амфитеатром древности. Амфитеатры Вероны, Арля и Нима (рисунок 343, А) воспроизводят с некоторыми упрощениями его основные черты. Для размещения ярусов нередко пользовались естественной ложбиной с откосами, выравненной подсыпкой.

Ряды мест амфитеатра в Поле опирались на подмоет, а в некоторых второстепенных городах, как например в Ламбезе (Алжир), ряды мест полностью устанавливались на насыпях. В Шенневьере они расположены только по одной стороне арены.

Рис. 343

Парижская арена представляет собой сочетание амфитеатра и театра: ярусы охватывают, так же как и в Шенневьере, только половину периметра, другая же половина занята сценой, предназначенной для театрального действия. Было обращено самое тщательное внимание на отвод дождевой воды.

Под маршами лестниц большинства театров имеются отверстия, сообщающиеся с канализационной сетью, устроенные для отвода отбросов человеческой толпы, скученной в стенах здания.  По-видимому, существовали также и каналы для благовонных эссенций.

В Амфитеатре Полы, имевшем деревянные места, по гребню ограждающей стены проходил водопровод; он питался водами плато, расположенного над городом, и являлся надежной гарантией против опасности пожара.

Театры

Говоря о театрах Греции, мы уже отметили, чем они отличались от римских. Поэтому мы не будем останавливаться на деталях и ограничимся только приведением главных примеров.

Мы знакомы с театром Помпея — первым каменным театром Рима — по древнему плану Капитолия. Против сцены находился храм, господствовавший над ярусами как бы для того, чтобы подчеркнуть священный характер драматического действия.

Одним из древнейших, дошедших до нас театров является театр Марцелла, внешнее декоративное оформление которого описывалось выше (рисунок 334, А).

Далее следуют театры в Помпеях, Геркулануме и Тоармине; театр Ирода Аттика в Греции, театры Сагунта и Ронды в Испании; в Африке — театры Филиппополя, Тимгада и Тебессы; во Франции — театры в Оранже, Арле, Лильбоне, Шамплие; в Азии — театры в Айзани, Лаодикее, Перге, Джераке.

Примечание: Замечание Шуази о том, что театр Марцелла древнее театров Помпеи, не соответствует действительности. Театр Марцелла был построен в 11 г. до н. э. (М. Bieber. Die Denkmaler zum Theaterwesen im Altertum, S. 58), а театры в Помпеях: большой — около 200 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 52), малый — около 80 г. до н. э. (М. Bieber, ibid, S. 54).

Упомянем в заключение о двойном театре, описанном Плинием: обе его половины, исполненные из дерева и стоявшие на колесах, могли соединяться по диаметру, образуя амфитеатр.

Цирки

На рисунке 344 изображен план римского цирка Максенция, наиболее сохранившегося до наших дней. Для уравнения шансов состязующихся последние отправляются с разных точек дуги круга, имеющей центрам точку О.

Так как колесницы, постепенно обгоняющие друг друга, занимают по мере приближения к цели все более и более узкую часть ристалища, то средняя продольная стенка поставлена наискось, и свободное пространство непрерывно сужается от А к В и от В к А'.

Рис. 344

Средняя стенка цирков украшалась необычайно пышно; оттуда происходят все обелиски, возвышающиеся в наши дни на площадях Рима.

Главными цирками в Риме были: Большой цирк, восходящей к временам царей; цирк Нерона — на площади, занятой теперь собором св.

Петра; цирк Максенция — недалеко от Аппиевой дороги; в Константинополе — Гипподром, построенный Александром Севером и так громко прославившийся при византийских императорах; в Галлии — цирки в Оранже и в Виенне.

Мы не знаем подлинных примеров римских гимнасиев. Гимнасий, описанный Витрувием, состоял, как и в Греции, из дворов, окруженных портиком и гимнастическими залами. Самостоятельное существование таких зданий, по-видимому, прекратилось, когда термы поглотили вместе с общественными купальнями и все другие спортивные учреждения города. 

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1485

Амфитеатр в Босре, Сирия

Амфитеатр
Из серии “Действующие древние амфитеатры и арены” Год появления: 2 век н.э. .

Главным историческим символом сирийского города Босра тоже является античный амфитеатр, который был построен во 2 веке н.э.

Рассчитанный на 15 000 зрителей древний амфитеатр строился из черного базальта – самого распространенного для этих мест строительного материала. Античная арена, как и многие другие аналогичные ей сооружения, отличается уникальной акустикой.

Несмотря на свое величие, уже через 200 лет после завершения строительства амфитеатр начал утрачивать свое первостепенное значение.

В 5 веке его дополнили рядом укрепительных сооружений: построили мощные крепостные стены и окружили постройку глубоким рвом. С архитектурной точки зрения амфитеатр в Босре является довольно необычным сооружением. В отличие от многих римских амфитеатров, он был построен не на склоне горы, а обособленно. Уже несколько лет античный театр является постоянным местом проведения Фольклорного фестиваля, а в одной из его отреставрированных башен был открыт интересный музей, посвященный национальной культуре.
Путешественникам, которые пожелают посетить самое значимое культурное мероприятие, проходящее в амфитеатре, стоит посетить древний сирийский город в сентябре. Тем же, кто посетит город в другое время, предложат принять участие в увлекательной экскурсии, очень популярны выездные экскурсии из Дамаска в Босру. В непосредственной близости от амфитеатра находится еще масса интересных античных памятников, в том числе восстановленные римские бани, а также несколько древних мечетей. Далее – Амфитеатр в Арле Амфитеатр Аспендоса, Турция       Амфитеатр в Арле, Франция К началу обзора “Действующие древние амфитеатры и арены”
Амфитеатр в Босре является соседом с замечательным монументом Сирии – замком Citadel of Bosra. К сведению поклонников искусства Йордана, в шестидесяти километрах выставляет экспозиции своих картин арт-галерея Аммана Jordan National Gallery of Fine Arts.

Полезные учреждения рядом

Кафе-ресторан: 'cafés' в 0.

13 км ЖД станция: 'Nasib Railway Station' в 27 км
Близлежащие аэропорты:
 »  Marka International Аэропорт (Marka International Airport ADJ) – в 76 км
 »  Дамаскус Аэропорт (Damascus International Airport DAM) – в 99 км
 »  Хайфа Аэропорт (Haifa Airport HFA) – в 138 км
 »  Бен-Гурион Аэропорт (Ben Gurion Airport TLV) – в 161 км
 »  Сде Дов Аэропорт (Sde Dov Airport SDV) – в 166 км

Ближайшие экстремальные точки

81 km – Амфитеатр Аммана
В начале 2 века н.э. на территории современного Аммана располагалась одна из новых провинций Древнего Рима – Каменистая Аравия.

Современный Амман в те времена носил имя Филадельфия и был столицей этой провинции, не удивительно, что именно здесь был построен один из самых … 85 km – Пелла
В Иордании в живописном предгорном районе расположен древний город Пелла, он тоже давно опустел и сегодня имеет статус важного археологического района.

Первые официальные упоминания об этом городе относятся к 4 веку до н.э., но данные исследований показали, что фактически … 90 km – Кибуц Тират-Цви
В Израиле, на территории обширной долины Бейт-Шеан находится религиозный кибуц Тират-Цви.

Температурный рекорд в данной местности удалось зафиксировать в 1942 году, в разгар знойного лета воздух прогрелся до 53,9 °С.

Несмотря на подобные природные аномалии, в поселении живут … 112 km – Дамаск
Один из самых древних городов планеты находится в Сирии, Дамаск получил всемирную известность благодаря интереснейшим культурным традициям и насыщенной истории развития.

Возраст археологических артефактов, обнаруженных во время исследования города и … 120 km – Иерихон
Самым древним обитаемым городом планеты является Иерихон, по данным ученых, первые укрепительные сооружения на его месте были построены порядка 6 800 г до н.э. Вместе с тем, возраст некоторых археологических артефактов, обнаруженных при исследовании современного города, …

OrangeSmile.com – провайдер удобных и надежных решений онлайн-бронирования автомобилей и номеров отелей. Мы предлагаем более 25.000 направлений с 12.000 прокатными пунктами и 200.000 отелями по всему миру.

Защищенное соединение
OrangeSmile B.V.

Центральный офис: ESP 401 Eindhoven, 5633 AJ Нидерланды

Copyright © 2002 – OrangeSmile Tours B.V. | OrangeSmile.com | Под управлением холдинга IVRA Holding B.V. – Зарегистрирован в Торговой Палате Нидерландов: Kamer van Koophandel (K), The Netherlands No. 17237018

Источник: http://orangesmile.com/extreme/ru/operational-amphitheaters/amphitheatre-bosra.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.