Академическая дача им. И.Е. Репина

Академическая дача им. И.Е. Репина | Туристический портал Тверской области

Академическая дача им. И.Е. Репина

Академическая дача им. И.Е. Репина Союза художников России расположена в живописном месте на левом берегу р. Мсты и западном побережье оз. Мстино.

Хорошо погуляли

Существует легенда о том, что художник Архип Куинджи свой очередной юбилей отмечал со своими учениками на острове вблизи дачи, поэтому с тех пор этот остров называют «островом Куинджи».

Пленэр

На дачу неоднократно приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1889 г. здесь им был написан этюд «На Академической даче».

Данная работа правдиво передавала атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда на даче родился обычай, сохранившийся до сих пор, – ставить постановки на открытом воздухе и писать их всем вместе.

Лучшей метòды совместного овладевания мастерством с тех пор не придумано. Никто не прятал своих секретов, всё было на виду, и, таким образом, каждый мог от начала и до конца увидеть работу соседа, его технические приемы, способ интерпретации натуры и т.п.

Менее опытные художники в процессе получали возможность учиться у знаменитых мэтров. Моделями для таких постановок часто служили нищие, которых кормилось у дачи иногда до пятнадцати человек.

Историческая справка

Первоначально будущая Академическая дача была названа Владимиро-Мариинским приютом в честь президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича, его супруги великой княгини Марии Павловны и императрицы Марии Александровны.

В широком смысле в «Академическую дачу» («Академичку») сами художники и искусствоведы справедливо включают также и окрестности этой творческой базы с близлежащими деревнями Большой и Малый Городок, Кишарино, Терпигорево, Валентиновка, Подол и многими другими, заселёнными в разное время, особенно в середине – второй половине ХХ в., отечественными художниками.

Это старейшая и наиболее известная и любимая творческая база Союза художников России. Она открылась 22 июля 1884 г. «на сорока десятинах, прилегающих к землям крестьян деревни Малый Городок», как место летней практики для малоимущих студентов Императорской Академии художеств.

Земельный участок с парком, домом и постройками был взят в долгосрочную аренду Академией художеств у Министерства путей сообщения. Основная роль в организации и благоустройстве Академической дачи принадлежала её попечителю В.А. Кокореву (1817-1889), солевару и заводчику, обладателю одного из крупнейших собраний произведений русского и западноевропейского искусства.

Кокореву принадлежало имение в Вышневолоцком уезде, где он часто бывал в последние годы своей жизни. Он любил приглашать сюда знакомых художников, за творчеством которых мог наблюдать и вести с ними беседы об искусстве.

Постепенно у Кокорева родилась мысль организовать в пустовавшем напротив его усадьбы заброшенном доме своеобразный приют для неимущих студентов Императорской Академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Такую идею Кокорев озвучил конференц-секретарю Академии художеств П.Ф. Исаеву.

После решения определенных нюансов согласие на открытие «приюта» было дано. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора В.А. Кеннеля был возведён украшенный резьбой восьмигранный павильон, ставший художественным центром ансамбля Академической дачи. Она занимает сравнительно небольшой участок между берегом озера и шоссе на Вышний Волочек. Архитектор В.А.

Кеннель составил проект перестройки старых и сооружения новых зданий. Две сохранившиеся постройки размещены вдоль берега и обращены к нему главным фасадами. В панораме, открывающейся с озера, главенствующую роль играет павильон. К юго-западу от него поставлен жилой корпус. За постройками расположен живописный парк.

Почти сразу после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский и др. Дача постепенно становилась местом серьезного изучения пленера и изучения окружающей жизни, поэтому её популярность в студенческой среде была очень велика.

Сюда стали отправлять наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Москвичи и петербуржцы снимали дачи в окрестных селах, под мастерские переоборудовались веранды. Особенно охотно художники квартировали в селе Берёзки, принадлежавшем помещикам Манзей. В 1904 г. молодых художников захватили революционные настроения.

Часто студенты собирались вместе, вели неоднозначные споры, пели революционные песни. Результатом этого оказалось закрытие дачи. 13 апреля 1907 г. И.Е. Репин подал заявление в совет Императорской Академии художеств для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. В поддержку этой идеи выступил и ректор Академии В.А. Беклимишев.

Благодаря таким действиям летом 1907 г. дача была вновь открыта. А уже осенью того же года в Академии состоялась выставка работ студентов, пребывавших там летом. Восьмерым из них Совет Академии вынес благодарность и похвалу. В списках студентов, отправляемых на дачу, можно найти художников, ставших впоследствии большими мастерами.

До революции на Академической даче работали И. Репин, А. Куинджи, И. Бродский, В. Серов, П. Чистяков, С. Виноградов, В. Бакшеев, И. Левитан, П. Митурич, Н. Рерих, А. Рылов, А. Васнецов, К. Богаевский, А. Рябушкин, А. Яковлев, Н. Богданов-Бельский и многие другие известные русские художники. После революции 1917 г.

Академическая дача была отдана детям, здесь открылся пионерский лагерь. Её функционирование в прежнем качестве удалось восстановить только в 1948 г. С этого времени Академическая дача превратилась в признанный центр творческой жизни нашей страны. Здесь плодотворно работали художники А. Грицай, В. Загонек, Ю. Кугач, А. Левитин, Н. Позднеев, В. Сидоров, Б.

Угаров, братья Ткачёвы и многие другие. Говоря о роли Академической дачи в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства, её по праву называют «русским Барбизоном». Здесь создавались прекрасные произведения пейзажного и жанрового характера. В 1970-1980-е г. для художников были возведены современные мастерские и вспомогательные служебные здания, обеспечивавшие круглогодичное проживание на «Академичке». В 1964 г. Академической даче было присвоено имя И.Е. Репина, а в 1974 г. рядом с восьмигранным павильоном был установлен памятник ему в честь 130-летия со дня рождения художника (скульптор О.К. Комов). В 2004 г. на праздновании 120-летия Академической дачи на здании павильона была открыта мемориальная доска её основателю В.А. Кокореву.

 Как добраться

«Академическая дача» находится в 18 км от г. Вышнего Волочка по асфальтированной дороге, в 8 км от ж.д. станции «Академическая» Октябрьской железной дороги. Практически во всех окрестных деревнях на побережье оз. Мстино и берегах р. Мсты жили и работали многие известные русские художники.

Источник: http://welcometver.ru/places/akademicheskaya-dacha-im-andnbsp-i-e-repina

Академическая Дача Им Репина

Академическая дача им. И.Е. Репина

Уважаемые коллеги!

Мы ищем для нас лучшие места и самые интересные форматы встреч.

Именно поэтому мы решили немного изменить нашу летнюю программу и перенести очередной заезд нашей программы “Творческий отпуск” с Сенежа, где прошла первая смена, на Академическую дачу им. И.Е.

Репина! Это знаковое место для всех художников и педагогов — именно там мы приглашаем вас провести замечательную неделю совместного творчества, отдыха и обмена опытом! Тем более, что программа получается лучше, дешевле и интереснее.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДАЧА — ЖЕМЧУЖИНА ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ

Академическая дача имени И.Е. Репина – первый и старейший в России Дом творчества живописцев. Он расположен в Вышневолоцком районе на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино.

Это место — широко известная старейшая творческая база российского Союза художников.

Академической дачей в более широком смысле называются окрестности творческой базы с расположенными рядом деревнями Кишарино, Большой и Малый Городок, Валентиновка, Терпигорево, Подол и др., заселенными художниками во второй половине 20 в.

Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли».

Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа ее, вся прелесть…Это как песня!». Ничего удивительного в том, что эта земля стала «краем вдохновения» для многих русских художников. Поразительное по красоте место невозможно не писать. С тех пор художники ездят в эти удивительной красоты места.

Здесь Вы можете поработать на пленэре, побывать на мастер-классах, посетить мастерские действующих художников и картинную галерею, собранную из работ художников, побывавших на «академичке», а так же познакомиться с шедеврами русской живописи в Вышневолоцком краеведческом музее и выставочном зале Центральной библиотеки.

Перед отъездом домой состоится итоговая выставка работ и награждение участников пленэра.

ПЛЕНЭРНАЯ ПРОГРАММА

4-10 августа 2014 года

1 день

Встреча группы в Москве. Совместная поездка до станции Вышний Волочёк. Встреча участников пленэра и трансфер до Академической дачи. Обзорная экскурсия. Этюды и зарисовки. Вечер знакомств.

2 день

Масляная живопись. Посещение творческих мастерских художников. Короткие этюды на большие цветовые отношения (небо, воды, земли, деревьев).

3 день

Посещение музея Дома Творчества «Академическая дача». Мастер-класс по декоративным техникам. Этюд пейзажа с архитектурной постройкой. Композиционные эскизы. Этюды характерных уголков природы.

4 день

Мастер-класс по горячему и холодному батику. Композиционные зарисовки. Короткие этюды на состояние.

5 день

Посещение Вышневолоцкого краеведческого музея и выставочного зала Центральной библиотеки г. Вышний Волочёк. Мастер-класс по акрилу. Этюды и зарисовки городской архитектуры и водных каналов «Северной венеции».

6 день

Композиционные зарисовки и этюды пейзажей с ярко выраженной плановостью. Этюды полевых цветов. Итоговая выставка. Вечер отдыха, творческая лаборатория.

7 день

Подведение итогов пленэра. Награждение участников. Фотографирование. Отъезд (трансфер до станции Вышний Волочек).

Как всегда, задача нашего пленера — культурно-образовательная: в неё входит посещение музеев, освоение новых художественных материалов и техник, встречи с известными педагогами и художниками.

Стоимость участия в программе — 9500 рублей.

В стоимость входит проживание в двухместном номере с мастерской и трёхразовым очень хорошим питанием, художественные материалы для проведения мастер-классов (материалы для батика, декоративных техник, акрил), трансфер от станции в Вышнем Волочке и обратно, все перемещения по программе, творческие мастер-классы.

Этюдники, стульчики, сапоги, инвентарь для натюрмортов сдаются напрокат. Всем участникам пленера выдаются сертификаты участия в Международной культурно-образовательной программе для педагогов-художников, а желающим провести мастер-классы — сертификаты руководителей пленера.

Для участия в программе необходимо прислать заявку с ФИО и количеством участников на адрес souzhp@yandex.ru.

ИСТОРИЯ

В Тверской области, на берегу озера Мстино, под высоченными соснами расположилась «Академическая дача художников имени И.Е. Репина». Академическая дача была создана в июле 1884 года для студентов Санкт-Петербургской Академии художеств Академическая дача была создана по инициативе В.

Кокорева, уральского солевара и заводчика, обладателя крупного собрания произведений русского и западноевропейского искусства, известного российского мецената и общественного деятеля. Открытие дачи состоялось 22 июля 1884 г. с одобрения великого князя Владимира Александровича, являвшегося Президентом Академии художеств.

Изначально дача задумывалась для прохождения летней практики малоимущими студентами Академии художеств и носила название Владимиро-Мариинского приюта.

Академия художеств взяла под дачу в долгосрочную аренду земельный участок с домом, парком, постройками. В 1885 г. на средства Кокорева по проекту архитектора Кенеля В.А. на территории приюта построили восьмигранный павильон, который украшала пропильная и глухая резьба. Это здание стало композиционным центром ансамбля Академической дачи.

Место, где находится дача, имеет древнюю историю. Раньше здесь проходил большой торговый путь. Через воды Мсты из Новгорода к Волге и дальше к Персии и южным морям двигались груженые товарами караваны судов. По легенде, сам царь Петр проходил этим маршрутом, проверяя путь. В 1785 г. в этих местах побывала Екатерина II.

До революции на «даче» работали И. Репин, А. Куинджи, В. Серов, И. Бродский, С. Виноградов, П. Чистяков, И. Левитан, Н. Рерих и многие другие. После революции здесь открыли пионерский лагерь. Прежний статус дача получила лишь в 1948 г. после чего «Академическая дача» стала одним из признанных творческих центров. В это время здесь творили В.

Загонек, А. Грицай, М. Копытцева, А.

Академическая дача воспоминания

Левитан, Б. Угаров, Ю. Кугач и др. Лучшие живописные произведения в пейзажном и пейзажно-жанровом стиле были созданы большей частью здесь. С 1964 г. Дому творчества присвоили имя знаменитого русского живописца И.Е. Репина, который принимал непосредственное участие в создании и деятельности Академической дачи.

Художник не раз бывал здесь, он жил в Котчище либо на даче в комнате на верху, из окон которой открывалась живописная панорама озера. Сегодня эта комната музея Академической дачи, которая называется “репинской”. В 1974 г. около восьмигранного павильона установили памятник И. Репину (скульптор О.

Комов) в честь 130-летнего юбилея со дня его рождения.

Рядом с Академической дачей в деревне Малый Городок творил и А. Рябушкин. До сих сохранился деревянный дом, где он останавливался. Три лета подряд в деревне Березки жил и работал Нестеров М. В 30 км от Академической дачи жил и работал в своем имении “Чайка” Бялыницкий-Бируля В. , где любили бывать К. Коровин, И. Левитан.

Особенный настрой также создается близостью бывшего имения Венецианова А.Г., где живописец работал до самой своей кончины со своими учениками.

Академическая дача имела большую популярность среди талантливой молодежи из Петербурга и Москвы, имена которых вошли в историю русской живописи. До сих пор сохранился памяти народа “бугор Рериха”, примыкающий к даче, где художник писал картину “Гонец”, а на глади Мстинского озера до сих виден легендарный остров Куинджи, на котором А. Куинджи отдыхал со своими студентами.

В 1970-1980 гг. для художников здесь построили современные мастерские, а также вспомогательные помещения, которые обеспечивали использование «дачи» для творческой деятельности в течение всего года, были подведены дороги.

В новом административном корпусе расположились библиотека и выставочный зал. Также был построен каминный зал и кинозал.

Каждое лето здесь устраиваются творческие встречи и концерты, на которые приезжают известные деятели искусства и культуры, писатели, артисты, журналисты, ученые, коллекционеры.

В центре усадьбы расположен музей Академической дачи, где можно увидеть произведения крупных мастеров русской живописи. Напротив музея стоит павильон – восьмигранник, который был построен к приезду великого князя Владимира Александровича на фундаменте екатерининской эпохи. На стене его – памятная доска В. Кокореву.

Поделитесь этой новостью!

Галерея фотографий

    Народная картинная галерея в поселке Солнечный : .  Вышний Волочек : Ирида-прос, 2015.  — 17 с.:цв. ил., фот. 

   Романычева, И. Г. Академическая дача : история и традиции :  / И. Г. Романычева. – Санкт-Петербург : Петрополь, 2009. – 182 с.: ил.   

Ирина Григорьевна Романычева – профессор Санкт-Петербургского Государственного Академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств, член Союза художников, исследователь истории русского искусства, знаток музейного дела, активный художественный критик и талантливый педагог.

     Книга является дополненным переизданием монографии «Академическая дача» (1975), посвященной истории «Академической дачи» как первой постоянной базы летней практики студентов, способствовавшей увеличению роли натурной работы на пленэре в методике преподавания в Академии художеств. Она стала в дальнейшем прообразом Домов творчества, появившихся в советское время.

     Автор рассматривает жизненный и творческий путь художников, составлявших основное ядро живописцев на «Академической даче», использует обширные изобразительные, документальные материалы, которые удалось собрать в архивах Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Твери.

А также творчество ряда других современных живописцев, преемственно развивающих национальные традиции русской живописи.

“Источник вдохновения”: библиографический указатель изданий, посвященных Дому творчества художников “Академическая дача” им. И.Е. Репина / сост. В.А. Верховская; ред. М.Н. Белоцерковская, М.Ф. Тишкина. — Вышний Волочек : Ирида-прос, 2005. — 96 с.

Академическая дача имени И.Е. Репина / авт.  текста В.М. Сидоров ; сост.

Академическая дача имени И.Е.Репина

А.У. Греков; пер. Н.А. Беляковой ; верскта и дизайн студии “Арт-Фактор”. — М. : ВТОО “СХР”, 2004. — 16 с. : ил.

Братья Ткачевы (Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачевы). 50 лет на Академической даче : книга-альбом / А.П. Ткачев, С.П. Ткачев. — М. : НИИ Российской академии художеств, 2004 .-  168 с.

Сидоров, В.М. Край вдохновения: к 100-летию Дома творчесвта художников “Академическая дача” им. И.Е. Репина / В.М. Сидоров. — Л. : Художник РСФСР, 1986. — 232 с.:ил.

Источник: https://go2dream.ru/akademicheskaja-dacha-im-repina/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.